Freewaygrp.ru

Строительный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крепостная стена цвет кирпича

Культурное наследие

В Смоленске продолжаются работы по реставрации крепостной стены

К концу 2010 года московская фирма ООО “Успех” должна отреставрировать 11-е,12-е,13-е и 14-е, 18-е и 19-е прясла и башню Маховую. Смоленская фирма ООО “Ника” проведет реставрацию 22-го, 26-го и 37-го прясел. При реставрации используются новые технологии. На стене в большом количестве видны белые прямоугольники.

— Это не кирпичи, а специальный состав, — заверила начальник Управления по культурному наследию департамента Смоленской области по культуре Людмила Жук. — Раньше при ремонте крепостной стены (последний раз ее реставрировали в 1970-х годах. — М.С.) работали по иной схеме — вначале делали выемку пришедших в негодность кирпичей и на их место клали обычные “красные” кирпичи. Именно поэтому на сегодняшний день цвет стены выглядит таким неоднородным — мы можем наблюдать до пяти оттенков красного. Для того, чтобы избежать повторения таких ошибок, сейчас используются новые, более совершенные технологии. Если кирпич разрушен больше чем на 50%, реставраторы делают его выемку, а вместо старых кирпичей кладут новые, специально для этих целей привезенные в Смоленск из Греции. Они и по структуре похожи на оригинальные, и по оттенку цвета подобраны почти идеально, то есть отличить новую кладку от первоначальной невооруженным глазом будет практически невозможно. Но объем работ очень велик, и заменить все кирпичи по такой схеме обойдется в кругленькую сумму. Поэтому, если сохранилась хотя бы половина кирпича, его восстанавливают еще одним способом — домазкой. Строители используют специальный австрийский раствор, процедура домазки довольно долгая, раствор быстро застывает, его наносят в несколько подходов — сначала один слой, затем, после высыхания, следующий. Домазка светло-серого цвета, поэтому смоляне думают, что реставраторы кладут вместо красных кирпичей белые. В действительности же после обработки участки, восстановленные таким образом, будут тонировать в основной цвет крепости. Тонировка проникнет в пористую структуру домазки и примет нормальный вид. Новые технологии уже были опробованы при реконструкции кремля в Великом Новгороде. Кстати, тогда Новгород тоже готовили к 1150-летию.

Специалисты утверждают, что новый способ реставрации позволяет существенно увеличить срок службы кирпичной кладки.

На пряслах крепости восстановят и крышу. Она будет в точности повторять ту, двускатную, которая была сделана на стене изначально. Дерево пропитают специальным раствором. После такой обработки, по словам реставраторов, крыше не будут страшны ни короеды, ни гниение, и даже прибавится огнестойкости.

Сейчас в Смоленске идут реставрационные работы на семи пряслах стены: ремонтируют два участка между башнями на площади Победы, два — возле Никольских ворот и по одному — возле Вечного огня, на улице Дзержинского в парке и возле Днепра.

Использованы материалы статьи М. Соколовой, «МК в Смоленске».

Костыревская башня

Костыревская башня – самая молодая из башен Смоленской крепостной стены. Она была возведена в Смоленске во времена Николая I на месте одноименной разрушенной башни.

[_value]

Костыревская башня Смоленской крепостной стены расположена на улице Соболева, недалеко от Успенского кафедрального собора. Ее другие названия – Красная башня, Круглая башня или же Пороховая башня.

Соседние башни — Лазаревские ворота и Крылошевские ворота, к сожалению, не сохранились до наших дней, поэтому Костыревская башня стоит особняком от остальных башен смоленской крепости, подобно Громовой башне. Кроме того, Красная башня отличается от других башен крепости своим размерами, цветом и архитектурными особенностями, т.к. была возрождена из руин уже в XIX веке.

Официальное название башни, «Костыревская», возможно, связано с тем, что когда-то ее использовали как сигнальную башню – зажигая на ее вершине сигнальные костры. По другой версии, она была названа так в память о башне старой деревянной крепости Смоленска, которая стояла на этом месте и была построена «костром» (особым способом укладки бревен).

Читать еще:  Плотность кирпича для несущих стен

«Пороховой» башню назвали в связи с пороховым складом, хранившимся в ней с 1706 года, а более позднее название «Красная» связано с насыщенным цветом кирпича, из которого повторно была возведена данная башня.

В июне 1611 г. войска Речи Посполитой, при помощи мины, заложенной вблизи башни в трубе Георгиевского ручья, взорвали стену близ башни, а через образовавшийся пролом ворвались в город спустя 20-месячной осады. Во время польской интервенции Смоленска Костыревская башня была восстановлена.

Однако спустя годы, после Отечественной войны 1812 года, Костыревская башня Смоленской крепостной стены продолжила разрушаться и в 1833 году была… разобрана «по ветхости». Кирпич и бутовый камень башни и прилегающих прясел крепостной стены XVII веков был использован для устоев при постройке каменного моста через Днепр.

По распоряжению Николая I в 1834 году Костыревская башня Смоленской крепости была возведена примерно на том же месте вновь, однако размеры были уменьшены, и ее архитектурный стиль сильно отличался от изначального варианта башни.

Строительство Красной башни обошлось в огромную по тем временам сумму — 200 тысяч рублей! Согласно легендам, именно по поводу баснословной суммы император Николай I произнес знаменитую фразу, обращенную к своему наследнику: Александру: «Ну, брат Саша, кажется в России только мы с тобой не воруем!».

После реконструкции, в башне хранился военный архив. В конце XIX – начале XX в. рядом с Красной башней, недалеко от Днепра, была построена водопроводная станция. На сегодняшний день, рядом с башней находится территория СМУП «Горводоканал».

В 90-е годы в башне работал бар-ночной клуб «Красная башня». В 2011 году была проведена реконструкция Костыревской башни и прилегающего к ней прясла стены.

Белый декор и прочные стены: еще две башни старинного Донского монастыря отреставрируют

Еще две башни крепостной стены Донского монастыря ждет реставрация. Департамент культурного наследия столицы выдал разрешение на проведение работ. Их планируют завершить к началу 2020 года. Круглая башня № 11 находится на юго-западной стороне комплекса, а квадратная башня № 12 — на западной.

Монастырская стена с 12 башнями была построена из красного кирпича в конце XVII — начале XVIII века. Ограду и башни возводили согласно канонам русского оборонного зодчества — с бойницами и боевым ходом вдоль стен (галереей, по которой обходили всю территорию монастыря). Оттуда можно было обстреливать противника.

Обе башни — трехъярусные. В верхней части каждой из них находится гульбище — открытая площадка, по периметру которой проходит аркада (ряд одинаковых арок). Парапеты гульбищ были украшены белокаменными балясинами, а стены — фигурными завитками или гребешками, характерными для московского барокко конца XVII века. Эти украшения частично сохранились до сих пор.

В последний раз реставрацию крепостных сооружений монастыря проводили в середине прошлого столетия. С того времени строения сильно обветшали, была утрачена часть белокаменного декора, кирпичная кладка местами разрушилась и покрылась трещинами.

«Сначала реставраторы очистят фасады башен от загрязнений, старых слоев краски и штукатурки, а затем восстановят кирпичную кладку, белокаменный цоколь и декор. Затем поверхности фасадов покроют новым слоем обмазки, после чего стены покрасят в цвет кирпича, а декоративные элементы — в белый. Стены и своды помещений башен также приведут в порядок — их очистят, выровняют, загрунтуют и покрасят», — заявил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

По словам главы ведомства, на реставрацию восьми из 12 башен, а также 14 прясел (участков стены между двумя башнями) выделены средства из городского бюджета. Две башни, квадратная на северной стороне (№ 4) и круглая угловая в северо-восточной части ограды (№ 5), были приведены в порядок в мае этого года.

Читать еще:  Картины для стен под кирпич

Реставрация обители

Донской ставропигиальный мужской монастырь — объект культурного наследия федерального значения. В его ансамбль входят более 30 архитектурных памятников. Их реставрация, а также благоустройство территории проходит за счет федеральных и региональных средств, собственных средств обители и частных инвесторов.

Любые ремонтные или реставрационные работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия города и после согласования с ним. Строения архитектурного комплекса запрещено сносить, а их исторический облик нельзя нарушать.

Комплексная реставрация архитектурного ансамбля Донского монастыря началась в 2013 году. Работы в Малом соборе были завершены в 2016 году. Специалисты раскрыли белокаменный цоколь фасадов храма, восстановили древние окна XVI века, отреставрировали интерьеры храма и трапезной, воссоздали по историческим документам иконостас.

В 2017 году отреставрировали церковь Архангела Михаила — воссоздали не только архитектурный облик храма, но и монументальную скульптуру, живопись и иконостас. Кроме того, специалисты проложили инженерные коммуникации и благоустроили территорию. Сейчас проводятся работы по реставрации семинарского корпуса Донской обители и бани XVIII века. Работу над фасадами планируют закончить в этом году. За счет средств столичного бюджета восстановили 23 надгробия в некрополе Донского монастыря, сейчас идет реставрация еще семи.

История Донского монастыря

Донской монастырь был основан в 1593 году по указу царя Федора Иоановича. Обитель получила название в честь Донской иконы Божией Матери. Именно ей молился царь о спасении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Монастырь построили в том месте, где прежде стояла небольшая походная церковь с этой иконой.

Первой каменной постройкой монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. В 1679 году к нему были пристроены шатровая колокольня и трапезная.

Строительство второго собора Донской иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. С 1686 по 1711 годы также возвели монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря.

В XVIII веке архитектурный ансамбль дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1714 года; над западными была достроена церковь Святых Захария и Елисаветы с колокольней; в юго-западной части построены больница и другие здания.

В 1920-х годах в монастыре еще совершались богослужения, но отдельные строения были переданы под иные нужды. В них разместились советские учреждения, часть помещений сделали жилыми. К концу 1929 года все монастырские постройки национализировали. Богослужения прекратили. Здания монастыря приспособили под антирелигиозный музей, интернат, фабрику и молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В ведение патриархии весь ансамбль монастыря вернулся лишь в 1991 году.

Сегодня на территории Донского монастыря работают реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», воскресная школа, предусмотрены богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей основ православной культуры.

Некрополь Донского монастыря — место упокоения многих выдающихся церковных, политических и военных деятелей, а также русских писателей. Монастырский некрополь насчитывает также более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей, здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил). На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века.

Читать еще:  Стена под кирпич розетки

Кроме того, в обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856 годы), Русско-турецкой (1877–1878 годы) и Первой мировой (1914–1918 годы) войн.

На территории некрополя похоронены бабушка, дядя и тетки А.С. Пушкина, а также родственники А.С. Грибоедова, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

Некоторые надгробия выполнены выдающимися скульпторами И.П. Витали, Ф.Г. Гордеевым, В.И. Демут-Малиновским, Г.Т. Замараевым, И.П. Мартосом.

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 памятников архитектуры.

Туристический взгляд на крепости Азово-Моздокской укрепленной линии

Триумфальная арка в Екатериноградской

Георгиевск: часть старой крепостной стены

Дом, в котором в 1783 году был подписан Георгиевский трактат.

Сейчас много говорится о попытках сделать Северный Кавказ привлекательным для туризма. В чем же эта привлекательность должна заключаться? Прежде всего, по-моему, в возможно более точной передаче исторических особенностей памятников: уж коли сохранить не смогли, так хоть реставрировать нужно более умело. И создавать элементарные удобства для посещения памятных мест, все-таки в двадцать первом веке живем.

Мне бы хотелось вслед за Лермонтовым сказать, что я изъездила всю линию от Кизляра до Тамани, но – не вправе… Довелось, к счастью, побывать с экскурсией в Екатериноградской и Георгиевской крепостях, и есть о чем задуматься…

Крепость номер один на линии – Екатериноградская (это в Кабардино-Балкарской Республике). Роскошная триумфальная арка – архитектурный памятник, возведенный в 1785 году. Памятная доска информирует, кто из великих и в каком году посетил Екатериноградскую крепость. Звучные имена: Пушкин, Лермонтов, декабристы. Шедевр, одним словом. Со всех сторон обошли, сфотографировались. Правда, реставрировался объект, видимо, очень давно и с обратной стороны выглядит довольно неопрятно. Явно покраски требует.

Ближайшее место для любознательного путешественника – краеведческий музей. Но он в этот день был закрыт. Рядом с музеем замечательный памятник А.С. Пушкину. Очень интересный, с пояснительной табличкой. Но у его подножия аляповатый венок потрепанного вида, и вмиг возникло ощущение, что ты где-то на кладбище у могилки.

В славном городе Георгиевске нас ждали три крупные достопримечательности. Крепостная стена, сложенная из красного кирпича. Если точнее, макет старой крепостной стены. Но это еще что. Стена выкрашена в розовый цвет! И это надо видеть. В почти недоступном для туристов месте нашелся-таки кусочек старой, подлинной стены. Дальше – забор. Выглядит это весьма печально.

Наконец, и сохранившийся дом, в котором был подписан в 1783 году Георгиевский трактат, явно оставляет желать лучшего. Ставни и доски как будто бы старенькие, но вряд ли действительно старинные. Зато впечатляют кованые решетки на окнах с надписью « Офис» (!), а вывеска рекламного агентства сразу показывает, кто в этом доме хозяин!

Свято-Никольская церковь сияет белизной пластиковых окон и пластиковой же обшивкой крыльца изнутри. Но с этим уже бороться поздно, ремонт закончен…

Никаких дорожных либо иных указателей у важных исторических достопримечательностей не оказалось. Завтрак состоялся в неплохо оборудованном придорожном кафе в Кабардино-Балкарии. Но пакетик с мусором я смогла выбросить только по прибытии в Ставрополь (он же – крепость № 8 на линии). Ни одной урны в пути не встретилось.

«Инспектируя» крепости / Газета «Ставропольская правда» / 23 декабря 2016 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector