Обрамление окон фигурный кирпич
Томская область
Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «2–х этажный кирпичный особняк», середина XIX в. (Томская область)
Руководствуясь Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Законом Томской области от 06.09.2016 № 98-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Томской области»; приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2016 № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; подпунктом г) пункта 8) части 9 главы 2 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 29.04.2016 № 37,
- Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «2–х этажный кирпичный особняк », середина XIX в., расположенного по адресу (местонахождение): Томская область, г. Томск, ул. Татарская, 37, согласно приложению к настоящему приказу.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области.
И.о. председателя комитета
Приложение утверждено приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения
«2–х этажный кирпичный особняк », середина XIX в. (Томская область)
-
Градостроительные характеристики здания:
- Расположение здания в среде исторической деревянной застройки района «Татарская слобода», в зоне градостроительного расположения объектов культурного наследия. Местоположение здания в строчке периметральной застройки квартала, главным (восточным) фасадом по красной линии ул. Татарской.
- Габариты здания на дату строительства сер. ХIХ в. и его силуэт, акцентированный по главному фасаду аттиком с парапетным ограждением, по боковому (северному) фасаду – эркером на столбах.
- Секторы и направления видовых раскрытий здания при его восприятии с ул. Татарской в строчке застройки улицы и с дворовой территории.
- Объемно-пространственная композиция здания на дату строительства сер. ХIХ в. Двухэтажный каменный объем прямоугольный в плане с деревянным эркером на боковом фасаде. Высотные отметки по венчающим карнизам основного объема здания, эркера, парапета и аттика.
- Конфигурация крыши: основного объема – вальмовая. Первоначальная форма крыши эркера. Материал и характер первоначального кровельного покрытия (листовой металл с окраской), высотные отметки по коньку основного объема здания. Отметка первоначального завершения эркера. Местоположение водосточных труб.
-
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания на дату строительства сер. ХIХ в., выполненные в стиле эклектика («кирпичный стиль»):
- Главный (восточный) фасад симметричной композиции в 5 осей окон, центральная ось акцентирована слабо выступающим ризалитом и фигурным аттиком в уровне крыши. Северный (боковой) фасад решен в 6 осей окон, в центральной части акцентирован эркером с трехчастным окном (2-й этаж). Южный фасад фронтальной композиции решен в 6 осей окон.
- Декоративное оформление фасадов: профильный карниз с плитами песчаника в конструкции, декорированный поребриком и широким арочным поясом на фризе, руст плоскости стены в уровне 2-го этажа, рустованные перемычки оконных проемов 2-го этажа с замковым камнем, профильный междуэтажный пояс с поребриком, прямоугольные подоконные ниши, фигурное обрамление окон 1-го этажа, пилястры, декорированные рустом, фигурными «ширинками» и ступенчатым декором. Колонны под эркером кирпичные фигурные круглые в сечении с профильными деталями из точеного песчаника. Деревянный эркер (в уровне 2-го этажа северного фасада) и его декор: профильный карниз с резным подзором и резным фризом, обшивка из профильных досок, резные наличники окон, рамочный декор из профильных реек, профильный междуэтажный пояс. Резной декор из пропильной и объемной резьбы растительного орнамента, декор геометрической формы (угловые лопатки, подоконные ниши). Фигурный аттик с арочным завершением «на плечиках» и его декор (с применением фигурного кирпича). Кирпичные столбики парапета, декорированные профильным карнизом с «сухариками» и нишами. Металлические связи в структуре парапетного ограждения.
- Местоположение и габариты первоначальных входов. Основной вход, расположенный по оси лестничного блока. Первоначальная форма и габариты дверного проема.
- Местоположение, размеры и форма оконных проемов: окна основного объема и эркера – лучковые (на западном и восточном фасадах эркера – окна сдвоенные, на северном – трехчастное).
- Материал и характер обработки фасадных поверхностей на дату строительства здания сер. ХIХ в. Основной кирпичный объем: натуральный цвет кирпича стен и отдельные элементы декора из песчаника светло-желтого цвета. Деревянный эркер: окрашенная поверхность стен и элементов декора.
- Колористическое решение фасадов на дату строительства здания сер. ХIХ в., основанное на материалах натурных исследований и историко-архивных изысканий.
- Столярные оконные и дверные заполнения. Оконные заполнения их материал (дерево), конструкция, габариты и форма (лучковые), рисунок переплета рам, профильные деревянные подоконники. Окна эркера с фигурной расстекловкой рам и заполнением из цветного стекла.
- Пространственно-планировочная структура интерьеров здания в габаритах капитальных несущих конструкций стен и перекрытий на дату строительства здания сер. ХIХ в., включая местоположение и первоначальные габариты дверных проемов всех помещений здания. Планировка коридорного типа с поперечным коридором и лестничным блоком в центральной части здания.
- Конструктивные элементы здания на дату строительства сер. ХIХ в. Фундаменты из бутового камня, стены из красного глиняного кирпича на известково-песчаном растворе, колонны под эркером – из аналогичного кирпича с вставками из песчаника, конструкция эркера с дощатой обшивкой, чердачное перекрытие – деревянное по балкам. Кованные металлические связи в конструкции стен.
- Местоположение внутренней лестницы на дату строительства здания сер. ХIХ в. в центральной части здания. Исторический характер ограждения лестницы (из деревянных точеных балясин с профильным поручнем).
- Архитектурно–художественное оформление интерьеров на дату строительства здания сер. ХIХ в. Элементы первоначального декора интерьеров: все виды профильных штукатурных потолочно-стеновых тяг с лепным декором растительного орнамента и без декора, штукатурный орнамент декоративного оформления дверного проема 2-го этажа (западная стена зала), все виды потолочных розеток с лепным декором растительного орнамента. Откосы оконных и дверных проемов и их оформление профильным штукатурным декором (полукруглым валиком).
- Инженерно-техническое оборудование на дату строительства здания сер. ХIХ в. вентиляционные продухи в конструкциях стен и их оформление на фасаде.
«Палаты Коробовых смертельно больны»
— Это всё. Конец. Был памятник архитектуры, а теперь это памятник безумию. Как можно было искалечить ценнейшей старинный дом Калуги, дом бывшего старосты города, где, по преданию, жил Лжедмитрий с Мариной Мнишек? — сокрушается архитектор Михаил ГОЛЕНКО. — Дому 350–370 лет! За эти годы никому не пришло в голову его долбить, шкрябать кирпич!
Подарок к юбилею
Палаты Коробовых называют сказочным теремом. Здесь любят бывать и калужане, и приезжие. В рамках подготовки к празднованию 650-летия Калуги памятник федерального значения XVII века решили отреставрировать.
— С целью сохранения культурного объекта за счёт средств федерального и областного бюджетов проводится ремонт фасада и крыши здания, будут заменены окна и благоустроена прилегающая территория. Последняя реставрация проводилась на данном объекте больше 20 лет назад, — сообщает пресс-служба областного правительства.
Так иссечены полуколонны.
Первый ряд профиля до реставрации был полуциркульным — теперь он прямоугольный.
Декор окон весь в сколах кирпича.
Рубцы от шлифовальной машины на обрамлении окон.
«Варварство»
В апреле Палаты Коробовых обнесли строительными лесами, рядом в вагончике поселились гастарбайтеры. И закипела работа! Первым делом реставраторы занялись кровлей, затем взялись за фасад — исчез привычный алый цвет здания, его счистили, оголив кирпич.
— Вы посмотрите, что они наделали! Это же варварство! — вместе с Михаилом Голенко мы обходим памятник. — Ценность, особенность и красота зданий XVII века — в их фактуре, в поверхности каждого кирпича и известкового шва, видимых через тонкий слой известковой побелки с добавлением красителя. Теперь всё здание изуродовано: декоративные элементы изрублены и повреждены сколами, частично срезаны болгаркой, частично зашлифованы, стены кирпичной кладки также частично зашлифованы. Фактура безвозвратно утрачена, — говорит архитектор со слезами на глазах.
Михаил Голенко показывает на три окна второго этажа справа. Невооружённым глазом видно, что они в сколах кирпича, сандрик — небольшой профильный карниз — изрезан, зубцы карниза изуродованы.
— Здесь же до неузнаваемости срезан профиль декора окон. Он был полуциркульным, а стал прямоугольным, — рассказывает Михаил. — Рабочие начали сбивать покрытие кирпичной кладки стен и обрамления окон из фигурного тёсаного кирпича топорами, вместо того чтобы деликатно смывать или соскребать шпателем. В итоге сделали зазубрины на кирпичах и декоративных элементах. А закончили тем, что стали снимать краску и побелку электрофрезой-болгаркой с насадкой камнерезки, оставив следы на стенах и изуродовав дом.
Действительно, на стенах дома хорошо видны следы болгарки.
Претензий у власти нет
Михаил Голенко в 1990-х годах разрабатывал проект реставрации Палат Коробовых, изготовил макет памятника, который какое-то время стоял в музее.
Затем решил выпустить книгу, посвящённую этому старинному зданию. Поэтому в последнее время регулярно здесь бывал.
— Я не могу себе простить того, что, когда начались эти работы, решил не мешать, уехал на дачу. Когда вернулся посмотреть, кто и как проводит работы, обнаружил 18-летних гастарбайтеров. Они долбили дом топориками. Для меня это был такой стресс! Палаты Коробовых требовали лишь косметического ремонта, а теперь они смертельно больны, — считает архитектор.
О том, во что превратился памятник, он сообщил в Министерство культуры Российской Федерации.
— После этого письма меня перестали пускать в палаты. Я хотел посмотреть, как меняли кровлю. Дом два месяца стоял раскрытым, шли дожди. Вдруг случилась протечка?
Наше издание обратилось в Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области.
— Мы ведём контроль за работами. Серьёзных замечаний к качеству нет, — прокомментировал ситуацию руководитель управления Евгений ЧУДАКОВ.
Всё замазать
— Работы на памятнике архитектуры должны проходить под надзором ежедневным, в важных случаях — ежечасным, под надзором архитектора-реставратора, так называемым архнадзором, — говорит Михаил. — Вот увидите, чтобы скрыть своё преступление, варвары-исполнители оштукатурят здание, покроют его толстым слоем замазки, шпаклёвки, чтобы не заметили повреждённых элементов.
Основания поверить появились через несколько дней после нашего разговора. Палаты Коробовых стали красить. Реставрационные работы должны завершиться в августе.
НАША СПРАВКА
Палаты Коробовых — памятник гражданского зодчества второй половины XVII века. Здание палат привлекает внимание своим декором, сочетанием древнерусского стиля и московского нарышкинского барокко. Они построены по типу деревянных хором в два сруба, на подклетах с сенями и крыльцом. ◘
Возведение стен
Закончив сооружение фундамента, дав время ему зат-вердеть, занимаются стенами будущего дома. Из чего застройщик будет их возводить — зависит от клима-та данной местности, а также от материальных воз-можностей застройщика приобрести тот или иной материал.
Стены домов должны отвечать следующим требованиям:
О быть прочными (выдерживать расчетные нагрузки);
О долговечными (сопротивляться атмосферным воз-действиям);
О обладать звуко- и теплоизоляцией.
Чтобы дом имел привлекательный внешний вид, он должен быть отделан различными материалами. Основные из них:
1. Кирпичные. 2. Монолитные. 3. Каркасные. 4. Рубленые. 5. Брусчатые. 6. Панельные. 7. Мелко-блочные.
1. Кирпичные стены. Кирпич как строительный ма-териал широко используется в городском и сельском строительстве. В основном это красный, белый (сили-катный). Для облицовки стен применяется желтый.
Все разновидности кирпича выпускают полнотелы-ми или пустотелыми, с круглыми или прямоуголь-ными пустотами.
О Кирпич рядовой полнотелый — для возведения не-сущих стен, для строительства колонн, столбов, сводов. Цвет преимущественно красный. Должен обла-дать морозостойкостью, т. е. выдерживать частые изменения температуры без видимых признаков разрушения. Пористость должна быть не менее 6-8%, но не более 20%. Величина пористости кирпича оп-ределяет прочность его сцепления с кладочным ра-створом, теплопроводность стен и впитывание влаги при перемене погоды.
По теплозащитным показателям он уступает многим другим стеновым материалам. Так, например, для рас-четной температуры окружающей среды -30°С стены, выложенные сплошной кладкой из полнотелого кир-пича, могут быть толщиной 64 см (учитывая марку кирпича и раствора). Для сравнения толщина деревянных брусчатых стен при той же температурной “нагрузке” — 25 — 30 см.
Для уменьшения потерь тепла и расхода кирпича довольно распространена экономичная конструкция наружных стен — колодцевая кладка.
При этом виде кладки стена практически выклады-вается из двух самостоятельных стенок толщиной в полкирпича, соединенных между собой вертикальными и горизонтальными кирпичными мостиками с образованием замкнутых колодцев. Колодцы заполняют шлаком, керамзитом, легким бетоном. Недоста-ток — ослабленная конструктивная прочность стены.
Обычно рядовой кирпич имеет непривлекательную грубую поверхность, вследствие чего возведенные из него внутренние и наружные стены впоследствии нужно штукатурить.
0 Кирпич пустотелый — для возведения наружных стен с повышенной теплоизолирующей способностью. Цвет: бледно-красный, темно-красный, коричневый, желтый.
Пустотелый кирпич применяется для того, чтобы сте-ны сделать тоньше. Наличие пустот в кирпиче уменьшает потребность в сырье, затраты на транспорт, облегчает обжиг, повышает морозостойкость. В целях сокращения расхода кирпича, уменьшения массы стен и нагрузки на фундамент наружные стены иногда можно полностью выкладывать из пустотелого кирпича.
Пустотелый кирпич изготовляют со сквозными и несквозными круглыми, щелевидными, овальными или квадратными пустотами. Благодаря тому, что диаметр сквозных пустот не превышает 16 мм, а ширина щели — 12 мм, в процессе кладки раствор незначительно заполняет пустоты, и кладка облада-ет пониженной теплопроводностью.
Кирпич может быть пластического или полусухого прессования: при пластическом прессовании кирпич изготовляется со сквозными пустотами, а при полу-сухом — с нескозными (еще его называют пятистен-ным и укладывают пустотами вниз).
О Кирпич облицовочный — практически для всех видов наружных работ. Цвет в зависимости от сырья колеблется от светло-желтого до темно-красно-го. Выдерживает воздействие воды и мороза.
Некоторые виды облицовочного кирпича, применяе-мые для наружной отделки печей, каминов, на внешней поверхности имеют отпечатанные красивые ор-наменты, придающие им дополнительный декоративный эффект.
С применением облицовочного кирпича стоимость стен возрастает, но разница примерно равно стоимости оштукатуривания фасада.
Если учитывать расходы на ремонт штукатурки и периодическую окраску наружных стен, то получа-ется, что стены, облицованные кирпичом, по материа-лам дешевле оштукатуренных на 15%, а по трудо-затратам — на 25%.
Красивы облицовочные кирпичи светлых тонов -желтые и кремовые, сделанные из светложгущихся глин. Вообще в природном состоянии глины имеют серый, желтый, красноватый, зеленоватый, бурый и почти черный цвет. Но на цвет уже обожженного кирпича в большей мере влияет содержание в глине различных соединений и прежде всего окиси железа.
Своеобразный эстетический эффект достигается при использовании профильного лицевого кирпича. В старину профильные кирпичи получали при обтесывании обычных кирпичей или в специальных фор-мах. Так, в храме Василия Блаженного были исполь-зованы 7 видов профильных кирпичей, представлен-ных в различных вариантах кладки.
О Кирпич фигурный — в основном для внешней отделки. Цвет красно-коричневый, обладает высокой морозо- и влагостойкостью.
Фигурный кирпич, как правило, применяется для внешней отделки дома с эстетической целью — при-дания ему особой неповторимой формы.
Что поделать — красота, может быть, и спасет мир, но для ее создания требуются средства, и не малые. По-этому уже на этапе проектирования стоит реально оценить свои финансовые возможности и что вам больше подходит — классические прямые углы или затейливые формы фасада? В отличие от российских предприятий зарубежные фирмы предлагают широкий выбор формы и цвето-вой гаммы. Обычно фигурный кирпич изготавлива-ется на заказ с учетом требований заказчика. О Кирпич глазурованный — для облицовки внутренних и наружных стен. Цвет — различная гамма цветов.
Глазурованный кирпич относится к облицовочному кирпичу и предназначен в основном для оригиналь-ной облицовки. Еще зодчие Вавилона отделывали им фасады царских дворцов. В наше время глазурованный кирпич получают, добавляя в глиняную массу различные химические растворы, которые в процессе обжига сырца образуют цветной стекловидный слой. Причем декоративный слой имеет хорошее сцепление с основной массой и обладает повышенной морозостойкостью.
По основным своим свойствам глазурованный кир-пич аналогичен клинкерной керамике, однако по сравнению с другими видами облицовочного кирпича, является наиболее хрупким. Этот факт в значитель-ной мере ограничивает область его возможного применения. Тем не менее, он весьма интересен при выкладывании различного рода панно и мозаичных кар-тин как на фасадах домов, так и в помещении.
У нас глазурованный кирпич — довольно редко встречающийся отделочный материал. Изготавливается, как правило, на заказ и за рубежом.
О Кирпич с соломой — для облицовки внешних стен. Цвет красно-коричневый.
Кирпич имеет шероховатую, относительно ровную поверхность и выемку с одной из сторон, что характерно для старинного кирпича ручной работы. Кладка, выполненная из такого кирпича, создает иллюзию старинного здания, что само по себе красиво, а порой и просто необходимо (например, при реконст-рукции старинных зданий или строительстве новых в исторических местах).
Использование соломы при изготовлении кирпича позволяет в значительной степени повысить его прочностные характеристики. Причем сам рецепт “соломенного” кирпича не является новым — еще древние египтяне для борьбы с хрупкостью как бы “армировали” кирпич при помощи волокон соломы.
О Кирпич керамический клинкерный модульный — для облицовки наружных стен. Цвет: белый, серый, светло-черный, красный, обладает низким влагопог-лощением, термостойкий, морозостойкий.
Особенности керамического клинкерного кирпича заключаются в его морозостойкости (выдерживает не менее 50 циклов нагрев-охлаждение), термостойкости, низком уровне влагопоглощения (0,2%). Это дости-гается как выбором исходных материалов, так и осо-бой технологией обжига (при температуре 1800°).
Кирпич имеет гладкие торцевые стенки, как у кера-мической плитки, и нестандартный размер — боль-ший, чем у обыкновенного облицовочного кирпича (в связи с этим он и носит название “модульный”). Поэтому за счет меньшего количества требуемых кирпичей в возводимой стене можно сократить вре-мя кладки.
Наружные стены домов делают толщиной в один, полтора кирпича и более. Это зависит от минималь-ных зимних температур. Прочность стены обеспечи-вается перевязкой швов. Существуют две системы перевязки — однорядная и многорядная. При однорядной системе перевязки перевязывают каждый ряд кирпичей.
Многорядная перевязка значительно проще. Многорядная система рекомендуется как основная для кладки стен дома. Толщина швов при любой системе перевязки должна быть 8-10 мм. Проверяют горизонтальность кладки через каждые 2- 3 ряда и при необходимости ее подправляют (уменьшают или увеличивают толщину шва).
Начинают кладку стен всегда с тычкового ряда и ведут ее от угла с лицевой версты. По краям оконных и дверных проемов для установки коробок закладыва-ют с каждой стороны по 2 деревянные пробки разме-ром в 1/2 кирпича. Пробки обертывают одним слоем рубероида, коробку также изолируют рубероидом.
Облегченная кирпичная кладка с воздушным промежутком — состоит из тонкой наружной стенки толщиной в 1/2 кирпича, воздушного промежутка и внутренней стенки толщиной в один или полтора кирпича. Через 3-5 рядов обе стенки перевязывают тычковым рядом кирпичей по всей длине стены. Кирпичные связи возможно заменить армированием стальными стержнями с шагом 50 см. Чтобы сцепление с раствором было лучше, концы стержней не доводят до наружных поверхностей стен сантиметров на 5.
Облегченная кирпичная кладка с плитным утеплителем — это обычная кладка, облицованная внутри утеплителем, с помощью растворных маяков. При этом образуется воздушный зазор шириной 2-4 см.
Плитные утеплители крепятся к кирпичной кладке и с помощью деревянных реек, прибитых к пробкам, заложенным в кладку. Плитные утеплители могут быть из арболита, фибролита, минеральной ваты, легкого бетона и другие. При температуре воздуха -30°С необходимая теплоизоляция получается при толщине стены в полтора кирпича, утеплителе из плит толщиной 80 мм. При кладке стены из пу-стотелого кирпича достаточна толщина стены в 25 см, т.е. в один кирпич.
Стена колодцевой кладки. Поперечные стены дела-ют через 3 кирпича, наружные углы выкладывают тычковым рядом. Засыпку укладывают по мере воз-ведения стен, слоями по 10-15 см, тщательно утрамбовывая. Каждые два слоя поливают известковым раствором. В качестве засыпки используется шлак, керамзит, песок, смешанный с опилками и известью-пушонкой в соотношении 1:4:1.
В завершении колодцевой кладки выкладывают 3 ряда сплошной кладки с армированной сеткой в последнем ряду. Колодцевая кладка рекомендуется для домов с деревянными перекрытиями.
Облегченная кладка с горизонтальными диафрагмами — состоит из двух стенок в полкирпича с утеплителем между ними. Стенки связывают тычковы-ми рядами через 2-5 рядов кладки. Утеплителем являются те же материалы, что и при колодцевой кладке. Внутренние несущие стены имеют толщину 25 см. Перегородки выкладывают в полкирпича или в четверть. Армирование кладки стальной проволо-кой проводят в том случае, если перегородка имеет длину более 1,5 м. Кладка штукатурится с обеих сторон цементно-песчаным раствором.
Архитектура Новосибирска
Вы здесь
Здание Русско-Китайского банка. Красный проспект № 26
Здание Русско-Китайского банка по Красному проспекту № 26 (левая сторона) в Центральном районе г. Новосибирска (в Новониколаевске — на пересечении улицы Болдыревской и Николаевского проспекта). Построено в 1906 году. В настоящее время здание занимает Областная юношеская библиотека. Здание признано памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1127 от 18.12.2000 г.).
Русско-Китайский банк был учреждён 10 февраля 1895 г. по инициативе правительства в связи со строительством Великого Сибирского пути. Новониколаевское отделение появилось в 1906 г. Кроме ведения банковских операций, Русско-Китайский банк участвовал в импорте и экспорте шёлка, хлопка, чая, леса. В Новониколаевском отделении имела счета городская управа.
Русско-Китайский банк занимал второй этаж здания, а на первом этаже находились магазины готового платья братьев Мирович, «Винно-колониальный магазин» и магазин «Россия». Позднее в этом доме разместился Русско-Азиатский банк. Русско-Азиатский банк был учреждён в 1910 г. Новониколаевское отделение разместилось на втором этаже здания, в котором ранее находился Русско-Китайский банк. На первом этаже в это время были магазины фирмы «А. Ф. Второв и сыновья».
Русско-Азиатский банк был известен как крупнейшее предприятие с основным капиталом более 11 млн рублей, он имел отделения не только в городах России, но и в Париже, Пекине, Тянь-Цзине, Иокогаме и Нагасаки.
Архитектура здания является примером эклектичного использования декоративных элементов разных стилей, переработанных для неоштукатуренной кирпичной стены. Этот дом, а также два других соседних здания, ориентированные на запад главными фасадами, расположенные вплотную без разрывов и охватывающие целый квартал, создают единый фронт застройки. Это один из немногих компактных участков Красного проспекта с сохранившейся архитектурой начала века.
Здание имеет два надземных этажа и цокольный. Угловое положение дома предопределило его Г-образную форму плана. Фасад решен асимметрично, с акцентированием угловой части и скошенным углом, где организован главный вход. Над входом размещался балкон (не сохранился). Здание выполнено из отборного лицевого кирпича «под расшивку», с очень хорошим качеством кладки. Кирпич является главным средством тектонического построения стены, его размер модулирует все здание и служит определяющим элементом масштаба. В декоративном оформлении использован фигурный кирпич, в том числе треугольной формы. Главными архитектурно-художественными элементами являются обрамление окон, порталы дверей, карниз. Пластически выразительна обработка верхней части здания, где имеется несколько небольших декоративных аттиков криволинейной формы. Окна второго этажа имеют лучковое очертание; большие прямоугольные окна первого этажа подчеркивают коммерческий характер помещений. Цветовое сочетание красно-коричневого кирпича, белых швов и серых гранитных блоков цоколя создает дополнительный архитектурный эффект. Планировка зальная.
Габариты здания: длина по Красному проспекту — 28 м, по ул. Октябрьской — 19,5 м; ширина корпуса — 9м.
Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.