Что такое уступ откоса насыпи
Подготовительные работы на откосах
Перед проведением работ по уширению насыпи дорожного полотна проводятся подготовительные работы на откосах существующей дороги для лучшего сцепления досыпаемого грунта с существующей поверхностью. В зависимости от высоты насыпи эти работы могут заключаться в нарезке уступов или рыхлении откосов. В системе IndorCAD для моделирования таких работ используется один объект: Набор уступов/рыхление . Настройки объекта предусматривают возможность вручную указать необходимый вид работ на поперечном профиле или же выбрать автоматическое определение работ в зависимости от высоты откоса. Работа с объектом предполагает следующую последовательность действий.
1) Создание объекта . Чтобы задать на поперечном профиле набор уступов или указать участок поверхности для рыхления, нажмите кнопку Создать объект и выберите тип создаваемого объекта: Набор уступов/рыхление . В списке объектов появится новый объект: Набор уступов . В скобках указывается вид работ на данном поперечнике: уступы или рыхление.
2) Определение местоположения объекта . Задайте точки и поверхность привязки.
Точки привязки . В качестве точек привязки может использоваться любой узел проектной поверхности и любой именованный узел существующей поверхности. Точки привязки можно выбрать из раскрывающихся списков Левая и Правая в разделе Точки привязки или в режиме выбора точек привязки в окне поперечного профиля, который включается кнопкой . Дополнительно можно задать смещение набора уступов от точек привязки. Поле для задания смещения отображается при нажатии на знак рядом с полем Левая (или Правая ).
Поверхность привязки . В качестве поверхности привязки можно выбрать проектную или существующую поверхность. При значении Существующая уступы строятся обычным способом, при значении Проектная уступы строятся по проектной поверхности (объёмы таких уступов не входят ни в насыпь, ни в выемку).
3) Определение вида подготовительных работ . На выбор доступны три варианта: Автоматически , Нарезка уступов , Рыхление .
Для автоматического определения вида работ на поперечниках в значениях свойства Вид подготовительных работ установите Автоматически . Далее укажите максимальную высоту откоса, при которой проводится рыхление (по умолчанию это значение составляет 1 м). Теперь при применении объекта на диапазон поперечников система рассчитает высоту откоса и установит на каждом поперечнике соответствующий вид работ: при высоте менее метра — рыхление, при большей высоте откоса — нарезку уступов.
Вид подготовительных работ Нарезка уступов рекомендуется выбирать при высоте откоса насыпи более 1 метра. Для этого типа подготовительных работ доступен выбор способа нарезки уступа: сверху вниз или снизу вверх . Данный параметр определяет, какая грань уступа отрезается в первую очередь: вертикальная или горизонтальная. В зависимости от выбранного способа нарезки можно задавать параметры построения уступов на каждом поперечнике либо строить уступы по сетке высот, чтобы уступы на соседних поперечных профилях проходили на одном уровне. При выборе способа нарезки сверху вниз можно задать следующие параметры построения.
Высота уступа . Задайте необходимую высоту уступа.
Ширина уступа не более . При необходимости ограничьте ширину уступа. (При выборе способа построения снизу вверх в явном виде можно задать ширину уступа и ограничить его высоту.)
Уклон уступа . Если полка уступа не должна быть горизонтальной, задайте в этом поле требуемый уклон.
Минимальная высота . Уступы с высотой менее указанного значения не формируются.
Предупреждать при высоте откоса менее . В данном поле можно ввести высоту откоса, начиная с которой на поперечном профиле должны строиться уступы. При меньшей высоте уступы также построятся, но, если включена данная опция, система предупредит о том, что на таком поперечнике рекомендуется другой вид работ.
Использовать сетку высот . Для того чтобы уступы на соседних поперечных профилях строились на одном уровне, можно использовать сетку высот. Данная настройка позволяет построить полки уступов на высотах, отмеряемых от заданной базовой высоты. Если задать одинаковую базовую высоту для группы поперечных профилей, то наборы уступов на них будут находиться на одном уровне. По умолчанию базовая высота устанавливается на уровне начала построения уступов, но также есть возможность задать точную Z-отметку или высоту относительно осевой точки. Включите эту опцию и задайте уровень, относительно которого построится сетка: По точке привязки , По высоте , Относительно осевой точки .
По точке привязки . По умолчанию базовая высота устанавливается на уровне начала построения уступов, т.е. на уровне нижней точки привязки.
По высоте . В качестве базовой высоты для проведения горизонталей сетки можно задать точную Z-отметку.
Относительно осевой точки . Также можно задать смещение горизонталей сетки относительно осевой точки.
Когда набор уступов выделен, в окне редактора поперечного профиля отображаются горизонтали сетки высот.
При выборе вида подготовительных работ Рыхление откосов предполагается, что высота откоса на поперечнике относительно невелика. Можно задать высоту откоса, при превышении которой система выдаст предупреждение о неподходящем виде работ: такие объекты подсвечиваются в списке оранжевым цветом, для них появляется подсказка с рекомендацией делать в данном месте нарезку уступов.
Вид подготовительных работ рекомендуется выбирать при высоте откоса насыпи более 1 метра. Параметры нарезки уступов рассмотрены ниже.
4) Уточнение границ объекта . По умолчанию объект ограничивается проектной поверхностью. В поле Ограничить сверху выберите, должны ли уступы или рыхление ограничиваться проектной поверхностью, линией ВЗП или строиться строго по точкам привязки.
Что такое уступ откоса насыпи
7. Послойное разравнивание грунта в насыпи бульдозером № 1;
8. Увлажнение грунта водой с помощью поливомоечной машины № 1;
9. Уплотнение насыпи катком, на пневмошинах № 1;
3-я захватка — 10. Срезка грунта с откоса насыпи и планировка поверхности откоса экскаватором-планировщиком № 1;
11. Планировка верха земляного полотна автогрейдером № 1;
12. Окончательное уплотнение верха земляного полотна катком на пневмошинах № 1.
Стрелкой указано направление потока, цифрами обозначена последовательность проходов машин и механизмов.
2.3. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
срезка и удаление растительного слоя в пределах косогора с помощью бульдозера;
устройство нагорной канавы универсальной землеройно-планировочной машины — экскаватором-планировщиком Э-4010.
Бульдозером ДЗ-54 срезают и удаляют растительный слой грунта по челночной схеме, начиная с верховой части косогора, перемещают его вниз за пределы полосы отвода с последующим окучиванием.
Нагорную канаву разрабатывают экскаватором-планировщиком Э-4010 с ковшом вместимостью 0,4 м 3 . Экскаватор устанавливают на предварительно устроенную на косогоре «полку». По мере разработки канавы он передвигается вдоль ее оси. Проектная глубина канавы указывается на колышках, закрепляющих положение оси.
Экскавация грунта на одной стоянке производится в три приема (рис. 2): ковшом, установленным под углом откоса, срезают грунт по контуру одного, а затем — по контуру другого откоса; оставшийся по оси канавы грунт выбирают нормально установленным ковшом с зачисткой дна. Вынутый грунт отсыпают в банкет с низовой стороны нагонной канавы.
Рис. 2. Схема разработки профиля нагорной канавы экскаватором-планировщиком Э-4010:
1 — 3 — последовательность экскавации грунта.
Рис. 3. Нарезка уступов бульдозером с поворотным отвалом:
1 — уступ; 2 — отсыпанные слои насыпи.
Передвижка экскаватора Э-4010 производится помощником машиниста по сигналу машиниста.
Планировка грунта, уложенного в банкет, при необходимости выполняется отвалом экскаватора Э-4010 при второй проходке.
2.4. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
нарезка уступов бульдозером;
разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь бульдозерами;
послойное разравнивание грунта бульдозером;
послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневмошинах;
увлажнение уплотняемого слоя грунта водой с помощью поливомоечной машины.
Уступы нарезают бульдозером с поворотным отвалом ДЗ-18 на участке длиной 60. 70 м. Начинают с нижнего уступа (ширина 6,0. 8,0 м). Второй нарезают бульдозером, передвигающимся по насыпи, отсыпанной на высоту первого уступа, и т.д. (рис. 3).
Ширина уступа колеблется от 1 до 4, высота — от 0,5 до 2 м. Верху уступов в основании насыпей следует придавать поперечный уклон в низовую сторону величиной 0,01. 0,02; стенки уступов при их высоте до 1 м можно выполнять вертикальными, а при высоте до 2 м — с наклоном 1:0,5.
Полувыемки на косогоре разрабатывают бульдозером с поворотным отвалом ДЗ-25. Работы начинают с устройства в верхней части ее горизонтальной площадки шириной не менее 3 м (рис. 4).
Рис. 4. Последовательность разработки косогора бульдозером
Затем срезают грунт слоями толщиной 0,3. 0,4 м с перемещением его вдоль откоса на расстояние 10 м.
Срезанный грунт бульдозером ДЗ-54 перемещают вниз по косогору на устроенный ранее уступ, а по уступу — на расстояние до 20 м — вторым бульдозером ДЗ-54. Затем его разравнивают слоями толщиной 0,3. 0,4 м бульдозером ДЗ-18.
После отсыпки первого слоя — на участке длиной 30 м приступают к его уплотнению. Бульдозерами продолжают однослойную отсыпку насыпи по изложенной технологии на следующем участке такой же длины.
По окончании отсыпки слоя на втором участке бульдозеры возвращаются на первый участок и выполняют работы по отсыпке очередного слоя по ранее уплотненному.
Работы по разработке грунта и отсыпке последующих слоев выполняют в аналогичной последовательности.
Технологической картой предусмотрена отсыпка грунта в насыпь с созданием временного уширения ее сверх проектного очертания на 0,3. 0,5 м исходя из условий уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу.
Уплотнение отсыпанного слоя выполняется самоходным катком на пневмошинах ДУ-29 за десять проходов по одному следу по челночной схеме.
Чтобы предупредить возможность «сползания» машины на откос уплотнение следует начинать на расстоянии от бровки не менее 1,5 м с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе. Максимальное приближение машины к бровке при уплотнении — 0,5 м. После прикатки края насыпи уплотнение в дальнейшем производится от краев к ее середине с перекрытием предыдущего следа укатки на 1/3.
Первый и последний проходы каток выполняет со скоростью 2,5 км/ч, остальные- 3. 5 км/ч.
Давление во всех шинах катка должно быть одинаковым и составлять: при уплотнении глин и суглинков — 0,6. 0,8, супесей — 0.3. 0.4 и песков — 0,2 МПа.
Для достижения коэффициента плотности грунта 0,95 ориентировочно назначают шесть-восемь проходов катка при отсыпке глинистых грунтов и четыре-шесть — при отсыпке песчаных; для достижения коэффициента плотности грунта 0,98 — соответственно десять-двенадцать и шесть-восемь проходов катка. Требуемое количество проходов катка по одному следу определяется по результатам пробного уплотнения.
В процессе производства работ не следует допускать переувлажнения грунта. В дождливый период, отсыпанный грунт необходимо незамедлительно разравнивать и уплотнять, придавая поверхности слоя уклон 0,01. 0,02 в сторону откоса.
БЕРМА
площадка, идущая вдоль пути у низа откоса земляного полотна или на самом откосе. Б. устраивается для уменьшения давления массы грунта на бока канавы. В путевом жел.-дор. х-ве Б. устраивается: 1) между нижним краем откоса насыпи и верхним краем откоса резерва или водоотводной канавы; 2) на откосе насыпи; 3) иногда в виде уступа между кюветом и подножием откоса выемки. Б, около насыпи предохраняет подошву ее от подмыва весенней или ливневой водой, протекающей по резерву или канаве. В этом случае Б. образуется или срезкой земли от насыпи к резерву или подсыпкой с таким расчетом, чтобы поверхность ее имела уклон от насыпи 0,02 для лучшего стока воды. Ширина Б. около насыпи в обычных условиях д. б. минимум 2 м; со стороны будущего второго пути (если временно строится однопутная линия) — минимум 6,10 м. Ширина Б. между кюветом выемки и подножием откоса делается не менее 0,5 м для складывания осыпающегося и сплывающего грунта с откоса выемки. На последнем Б. устраивается в том случае, если выемка глубокая, сделана в неустойчивом грунте и служит для уположения откоса и складывания осыпающегося и сплывающего с него грунта. Ширина этих Б. обычно 1 м, высота 4—6 м. Такая же Б. в виде уступа шириной 0,5—1,0 м делается и в скальных выемках на границе между скалой и покрывающим ее мягким грунтом для естественного отложения наносов и осыпей. При пересечении насыпями каких-либо водоемов, а также у насыпей на поймах рек, затопляемых паводком, Б. отсыпаются с одной или с обеих сторон для защиты откосов насыпи от размыва. Высота таких Б. д. б. на 0,5 м выше самого высокого горизонта воды плюс высота волны (ПТЭ, § 18). Откосы этих Б. защищаются от размыва укреплением (одерновкой, мощением и др.).
Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .
- БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
- БЕССЕМЕРОВСКАЯ СТАЛЬ
Полезное
Смотреть что такое «БЕРМА» в других словарях:
берма — ы, ж. berme f, нем., гол. Berme. 1. форт. Пространство, полоса земли между рвом и насыпью. Сл. 18. Уступ между отлогостью крепостного рва и вала. Павленков 1911. Берма, закраина есть дорожка от 4 до 5 фут шириною, которую делают снаружи в низу у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БЕРМА — Уступ между крепостным валом и рвом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕРМА полоса земли между отлогостью вала и крепостным рвом. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка
берма — Уступ, устраиваемый на откосах земляных (каменных) насыпей, плотин, каналов, укрепленных берегов, карьеров и т.п. или между подошвой насыпи (автомобильной или железной дороги) и резервом (водоотводной канавой) для придания устойчивости… … Справочник технического переводчика
берма — присечка, уступ, площадка, кромка, полоса Словарь русских синонимов. берма сущ., кол во синонимов: 5 • кромка (22) • … Словарь синонимов
БЕРМА — (польск. berma) горизонтальная площадка между откосами уступов нерабочего борта карьера. Различают транспортные, предохранительные и бермы безопасности … Большой Энциклопедический словарь
Берма — уступ на откосе земляной плотины, железнодорожной насыпи, канала карьер … Геологические термины
БЕРМА — БЕРМА, узкая полоса обломков верхней части прибрежной полосы. Во время штормов самые большие волны выносят на берег крупные обломки, так что они образуют узкую полку или уступ на расстоянии, превышающем обычный разбег волны … Научно-технический энциклопедический словарь
Берма — (a. bench, berm; н. Berme; ф. berme; и. berma) – 1) при подземной разработке м ний полоса, прилегающая к контуру объекта, охраняемого от влияния горн. работ, внеш. граница к рой является исходной для построения предохранит.… … Геологическая энциклопедия
БЕРМА — жен., воен. закраина, уступ между краем рва укрепления и наружной крутостью вала, бруствера или стены. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
БЕРМА — (Berm) горизонтальная площадка, устраиваемая в откосах выемок и насыпей в целях большей их устойчивости. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Что такое уступ откоса насыпи
День добрый. Осваиваем новую версию после 7.5 Появились первые вопросы и пожелания:
Общие
1. После изменения стандартного цвета фона обратно его вернуть невозможно, так как запись цвета в виде кода RGB 26,32,38 невозможна, а код HSL 210,18,12 возвращает немного другой оттенок 25,30,36
Поперечники
1. Невозможно удалить из проекта сразу множество поперечников (в версии 7.5 такая возможность была через Структуру проекта)
2. Хорошо бы подсвечивать элемент, на который наведён курсор мыши в «Дереве элементов конструкции».
3. Хорошо бы подсвечивать элемент или проблемную область при нажатии на элемент в окне «Список ошибок»
4. Не нашёл как изменить цвет и стиль подсвечиваемых точек на поперечниках. Текущие белые точки вообще плохо видны. Настройка «Размер подсвеченных точек» почему-то не запоминается
5. Для удобного назначения кодов точек на черных поперечниках было бы удобно подсвечивать сразу несколько типов точек разными цветами. Например при назначении существующей бровки подсвечивать ещё и кромку для их визуальной увязки.
6. При назначении кодов точек на множестве чёрных поперечников хорошо бы не выключать команду «Назначить код точки» после перехода на следующий поперечник и задать нужный код только один раз перед редактированием.
Профиль
1. Часто не хватает возможности перемещать кривую без изменения её радиуса
План
1. Очень не хватает возможности редактирования каждой полосы и обочины в отдельности (возможность была в версии 7.5).
2. Функция Точки – Назначить код по структурной линии назначает не код, а объект.
3. Хорошо бы добавить в селектор быстрого выбора текущей поверхности Ось автомобильной дороги (Проектную поверхность). Сейчас там только ЦММ и Поверхность выравнивания, приходится делать её активной через меню модели или структуру проекта.
4. Хорошо бы добавить возможность переключения в режим управления всеми слоями, а не только слоями текущей модели в Менеджере свойств слоёв. Сейчас для того чтобы, например, изменить цвет слоя в ЦММ приходится сначала делать её активным
Реконструкция
1. Отметка наращивания справа отображается синим цветом снизу, а не сверху что вводит в заблуждение и усложняет чтение чертежа, так как идёт увеличение толщины. Слева отображается сверху красным правильно.
2. Если используются два выравнивающих слоя, например, из плотного а/б (0,01-0,06см) и пористого а/б (от 0,06см), то при превышении величины 0,06см для плотного а/б весь слой выравнивая для экономии должен становится пористым. Программа же оставляет слой плотного а/б и начинает прибавлять к плотному а/б снизу ещё слой пористого что экономически не целесообразно и ведёт к замечаниям экспертизы.
3. При превышении максимально возможной толщины наращивания дорожной одежды, заданной на вкладке «Слои дорожной одежды» должны появляться участки нового строительства. Однако в реальности программа продолжает увеличивать толщину нижнего слоя выравнивая до бесконечности. При проектировании приходится на каждом поперечнике задавать вручную величину подрубки кромки, регулируя ширину нового строительства в местах с большими рабочими отметками на поперечниках.
Деталь проекта
Возведение земляного полотна типа полувыемка—полунасыпь
Технологическая карта разработана на основе типового решения с привязкой работ к конкретным производственным условиям строительства автомобильной дороги III категории во II дорожно-климатической зоне.
В состав технологического процесса входят подготовительные и основные работы.
Подготовительные работы: восстановление и закрепление оси трассы; разбивка полосы отвода; очистка территории в пределах полосы отвода от кустарника, пней и крупных камней; разбивка земляного полотна и устройство водоотвода.
Основные работы: срезка растительного слоя грунта; устройство нагорной канавы; нарезка уступов; разработка грунта в выемке с перемещением в насыпь; послойное разравнивание грунта; увлажнение грунта; послойное уплотнение грунта в насыпи; срезка рыхлого грунта с откоса насыпи и планировка его поверхности; планировка верха земляного полотна и окончательное его уплотнение.
Организация разбивочных работ и поперечный профиль земляного полотна представлены на рис. 8.13, 8.14.
Технология производства работ по удалению растительного слоя толщиной 0.15 м представлена в главе 1, раздел 1.4.
Забанкетную нагорную канаву разрабатывают экскаватором-планировщиком ЭО-3332А с ковшом вместимостью 0.5 м3, который перемещается параллельно оси дороги по специально устроенной полке.
Схема разработки проектного профиля забанкетной канавы показана на рис. 8.15.
Последовательность выполнения работ следующая: сначала ковшом, установленным под углом откоса, срезают грунт по контуру I, затем по контуру II, а оставшийся грунт выбирают нормально установленным ковшом с зачисткой дна (контур III). Вырытый грунт отсыпают в банкет «на вымет».
E2-1-17, табл. 3, п. 4 — Д – Нвр= 3,7 час, так как глубина канавы меньше 1 м НРвр = 1,2.
Нвр = 1,2 * 3,7 = 4,4 час, Pсм = = 180 м3/смену.
Прежде чем разрабатывать полувыемку, необходимо нарезать уступы (рис. 8.16).
Ширину уступа назначают 2—4 м или равной ширине отвала землеройной машины, а высоту 0.5—2.0 м. Например, бульдозер ДЗ-18 с поворотным отвалом 1отв = 3.9 м;
Нотв = 1.0 м. Стенки уступов при высоте до 1 м — вертикальные, а при высоте свыше 1 м до 2 м — с наклоном 1:0.5. Основание уступа выполняют с уклоном 10—20 о/оо.
Нижний уступ (I) нарезают шире верхних (II, III) на 1—2 м, так как отсыпаемая насыпь может быть шире проектного очертания (рис. 8.16) на 1.0 м. Это делают для качественного уплотнения краевых зон откосной части земляного полотна. Объемы выполняемых работ по устройству забанкетной канавы, банкета, нарезке уступов, разработке полувыемки и отсыпке по насыпи определяют по средним площадям поперечных сечений (рис. 8.14).
Основные объемы земляных работ производят бульдозером ДЗ-18 — ведущая машина. Грунт — супесь легкая крупная II группы.
При нарезании уступов бульдозером с поворотным отвалом ДЗ-18 (Т-100 МЗГП) согласно Е2—1—22 (табл. 2, п. Зд) Нвр на расстояние перемещения грунта II группы до 10 м — 0.62 час на 100 м3 и добавление на каждые следующие 10 м — 0,49 час. Таким образом для длины участка 30 м Нвр = 0.62 + 2 х 0.49 = 1.6 час, а сменная производительность
Рсм == 500 м3/смену.
Рuc. 8.13. Схема организации разбивочных работ при разработке полувыемки— полунасыпи.
Рис. 8.14. Поперечный профиль земляного полотна типа полувыемка—полунасыпь.
Рис. 8.15. Схема разработки забанкетной канавы: I—II—III— последовательность экскавации грунта
Рис. 8.16. Нарезка уступов универсальным бульдозером: I—III — уступы; 1—3 — отсыпаемые слои насыпи
Рис. 8.17. Последовательность разработки полувыемки на косогоре: 1, 2, 3, 4 —разрабатываемые слои полувыемки.
Разработку грунта начинают с верхней части полувыемки, устраивая площадку шириной не менее 3 м. При габарите ширины бульдозера ДЗ-18 3.57 м /„ = 4.0 м.
Грунт срезают слоями толщиной 0.3—0.4 м и перемещают вдоль откоса на расстояние 10 м. Затем срезанный грунт перемещают вниз по косогору на устроенный уступ (I) и производят его послойную укладку в продольном направлении. При таком технологическом процессе производства работ по перемещению грунта к уступу и последующей послойной укладке следует назначать бульдозер с неповоротным отвалом ДЗ-24 (Т-180 Г).
Производительность бульдозера ДЗ-18 на срезке грунта и перемещении его вдоль откоса на расстояние до 10 м определится: