Freewaygrp.ru

Строительный журнал
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каток для уплотнения откосов

Деталь проекта

Рсм == 1290 м3/смену.

Норма времени (Е2 — 1—22, табл. 2, п. Б.8, д) на перемещение грунта к уступу бульдозером ДЗ-24 на расстояние до 20 м Нвр = 0.38 + 0.3 = 0.68 час, а

Рсм== 1180мЗ/смену.

При послойной укладке (разравнивании) грунта в насыпи толщиной слоя 0.35 м бульдозером ДЗ-24, согласно Е2—1—28, табл. 1, п. 66, д:

Hвр==0,38 час,

а производительность Рсм = = 2105 м3/смену.

Послойно уложенные слои уплотняют самоходным катком ДУ-29А на пневмошинах. Схема производства работ представлена на рис. 8.18.

Рис. 8.18. Уплотнение верхнего слоя насыпи самоходным катком ДУ-29А: 1—8 — последовательность проходов; а — перекрытие предыдущего следа; lк — ширина рабочего органа катка (lк = 2.2

Начинают уплотнение на расстоянии не менее 1.5—2.0 м от бровки насыпи с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе. При этом не допускается приближение кромки уплотняющего органа катка к бровке насыпи (линия ограничений) ближе 0.5—0.3 м. Схема движения катка — челночная, общее количество проходов по одному следу — десять. Первый и последний проходы каток ДУ-29 выполняет со скоростью 2—2.5 км/час, промежуточные — 5—8 км/час. Давление в шинах катка должно быть одинаковым: в начале уплотнения 0.2—0.3 МПа; на заключительном этапе для супесей — 0.3—0.4 МПа. Плотность грунта должна соответствовать установленным нормам .

Согласно Е2—1—31 [6], норма времени на уплотнение грунта самоходным катком ДУ-29 при длине гона (захватки) до 100 м и толщине уплотняемого слоя 0.3 м (табл. 2, п. 2а, 4а)

Нвр = 0.41 час при четырех проходах по одному следу (добавлять на каждый проход сверх первых четырех ΔНвр = 0.08 час). Расчетная норма времени определяется:

НРвр = Нвр + (ппрох-4) ΔHвр = 0.41 + (10 — 4) х 0.08 = 0.89 час на 100 м3

Рсм == 900 м3/смену.

Заключительный этап основных работ (срезка рыхлого грунта с откоса насыпи; планировка откосов и верха земляного полотна, нарезка канавы в полувыемке и окончательное уплотнение земляного полотна) может быть выделен в отдельную группу.

Срезка излишков грунта с откосов насыпи и их планировка выполняются экскаватором ЭО-3332А, а грунт можно использовать в присыпных обочинах.

Норма времени на производство работ (Е2 — 1 — 42) 1.4 час на 100 м3, следовательно,

Рсм== 570 м3/смену.

После срезки излишков грунта отмечают линии бровок путем установки откосников через каждые 50 м. Планировку откосов выемки производят автогрейдером ДЗ-122 при рабочем ходе в двух направлениях. Норма времени (Е2—1—39, табл. 1, п. 46) Нвр = 0.85 час на 1000 м2 спланированной поверхности откоса (длина гона до 200 м), а

Pсм==9400 м2/смену.

Производительность автогрейдера при планировке верха земляного полотна (Е2—1—37, табл. 2, п. 16) за 4 прохода при НРвр = 0.17×4 = 0.88 час на 1000 м2 спланированной поверхности

Рсм == 9090 м2/смену.

Перед началом планировки восстанавливают положение оси и бровок земляного полотна. Работу начинают с низких участков (в профиле) путем последовательных проходов автогрейдера от краев к середине с перекрытием каждого следа на 0.3—0.5 м.

По завершении планировочных работ производят нарезку канав в полувыемке. Угол резания отвала автогрейдера ДЗ-122 устанавливают в пределах 35—45°, при движении соблюдают проектные параметры канавы.

Норма времени на 100 м3 Нвр=1.5 час, а сменная производительность автогрейдера ДЗ-122

Pсм==530 м3/смену.

Окончательное уплотнение верха земляного полотна производят за четыре прохода пневмокатка ДУ-29. При Нвр = 0.41 час

Рсм == 1950 м3/смену.

Принимая глубину уплотняемого слоя 0.2 м,

Рсм == 9750 м2/смену.

Организация работ по возведению земляного полотна типа полувыемка—полунасыпь поточным методом предусматривает их выполнение на захватках.

На первой захватке (lIз) производится срезка растительного слоя в пределах косогора бульдозером ДЗ-18 и устройство нагорной забанкетной канавы землеройно-планировочной машиной ЭО-3332А.

Технология уплотнения уложенного грунта

Значение. Производится при устройстве насыпей, планировке площадок, выполнении обратных засыпок, устройстве оснований под полы. Сжимаемый грунт уплотняют для исключения просадок в будущем, что может привести к деформированию и разрушению опертых на грунт конструкций (отмосток, полов, дорожных покрытий и т.п.).

Вид продукции. Грунт, уплотненный до заданной плотности (объемной массы).

Материалы. Разрыхленные грунты I–III групп, немерзлые.

Техника: катки кулачковые; катки вибрационные; катки пневматические; механические, гидравлические и электрические трамбовки (на базе крана); ручные электро- и пневмотрамбовки (при малых объемах, стесненных условиях).

Технологии: естественное уплотнение временем, укатка катками, уплотнение трамбовками, гидровибрационное уплотнение.

Разработанный (разрыхленный) грунт, отсыпанный без уплотнения в выемку или в отвал, под действием собственного веса, атмосферных воздействий и иных факторов с течением времени самоуплотняется (консолидируется), возвращаясь в первоначальное естественное состояние. В зависимости от рода грунта и внешних факторов время консолидации может составить от 3 до 20 и более лет. Практически эта технология уплотнения используется лишь при возведении насыпей гидравлическим способом. В основном, в строительстве используются различные силовые (динамические) способы уплотнения, которые позволяют получить фактическую плотность грунта до 80–95% от естественной плотности.

Читать еще:  Мероприятия по укреплению откосов траншеи

Уплотняющая техника обеспечивает небольшую глубину эффективного уплотнения до 300–500 мм (в отдельных случаях до 1000 мм), поэтому процесс ведется послойно, попеременно с отсыпкой (рис. 2.54). При этом техника может проходить по одному следу 2–4 раза. Для повышения производительности отсыпанный грунт увлажняют. При отсыпке грунта самосвалами и разравнивании бульдозером возможна организация движения груженых машин последовательными полосами по отсыпанному грунту, что обеспечивает нормальное уплотнение слоя до 200 мм без применения иной техники.

Уплотнение катками выполняется при больших объемах работ на свободном пространстве: планировка площадок, возведение насыпей. В зависимости от рода грунта и условий производства работ используются кулачковые, пневмоколесные и вибрационные катки. Катки также могут быть прицепными (рис. 2.54, а-г) и самоходными (рис. 2.54, д).

Кулачковые прицепные катки применяются для уплотнения связных (глинистых) грунтов. Используются катки массой до 5,0–20,0 т, обеспечивающие ширину уплотняемого слоя 2,0–3,0 м толщиной 0,2–0,3 м при 8–10 проходках по одному следу. При этом оптимальная влажность отсыпанного грунта составляет 20–25 %. Для несвязных грунтов кулачковые катки не применяются, т.к. кулачки сильно разрыхляют поверхностный слой.

Рис. 2.54. Катки для уплотнения грунтов: а – кулачковые прицепные; б, в – на пневмошинах прицепные; г – вибрационный прицепной; д – самоходный на пневмошинах

Пневматические прицепные (полуприцепные) и самоходные катки имеют по 3–5 резиновых колес на 1–2 осях. Они применяются для уплотнения песчаных и глинистых грунтов. Эффективность уплотнения таких катков выше у кулачковых за счет более длительного воздействия колес на участок грунта. Используются катки массой 8,0–30,0 т, которые обеспечивают толщину уплотняемого слоя 0,25–0,40 м при ширине полосы 2,0–2,5 м после 5–6 проходок по одному следу.

Вибрационные прицепные и самоходные катки применяются для уплотнения глинистых и песчаных грунтов. Рабочим органом виброкатка являются один или два гладких вальца, на раме которых установлен мощный вибратор с приводом от двигателя катка или от дополнительного двигателя. Эти катки при массе 2–5 т уплотняют слой грунта толщиной 0,2–0,5 м при ширине полосы 1,0–1,5 м после 3–4 проходок по одному следу. Приведенные параметры характеризуют высокую эффективность виброкатков по сравнению с кулачковыми и пневматическими катками. Для повышения производительности отсыпанный грунт увлажняют (рис. 2.55).

Рис. 2.55. Увлажнение грунта на рабочей карте: 1 – бульдозер; 2 – автосамосвал; 3 – гибкий шланг; 4 – насадка с вентилем; 5 – временный водопровод; 6 – тройник с вентилем; 7 – конус отсыпки

Трамбующие плиты на гибком подвесе экскаватора или крана массой 1,0–7,0 т размером 1,0х1,0 м обеспечивают уплотнение отсыпанного грунта на глубину до 1,5 м при одном ударе (рис. 2.56, б). Недостатком данной технологии является быстрый износ техники при сбросах плиты (отрицательный удар).

Трамбующие машины на базе гусеничных тракторов (рис. 2.56, в) имеют трамбующие плиты массой 1,0–2,0 т размером 1,0х 1,0 м, расположенные сзади трактора. Уплотнение на глубину 0,8–1,2 производится свободным или принудительным падением плиты за 3 удара по одному следу.

Рис. 2.56. Машины для уплотнения грунтов трамбованием: а – гидротрамбовка на колесном тракторе; б – электротрамбовка на стреле крана (экскаватора) для стесненных условий работы; в – механическая трамбующая плита на тракторе; г – ручные электротрамбовки

Уплотнение грунта выполняется при глинистых комковатых грунтах, при отсыпке слоя большой толщины (0,5–1,0 м); при выполнении обратных засыпок (траншей и пазух котлованов) в стесненных условиях; при небольших объемах работ.

Пневмо- и электротрамбовки как сменное оборудование экскаватора используются для уплотнения обратных засыпок в стесненных условиях при значительном объеме работ (рис. 2.56, б).

Ручные пневмо- и электротрамбовки (рис. 2.56, г) применяются при выполнении малых объемов работ и при работе в естественных условиях.

Гидровибрационные установки используются для уплотнения больших объемов песчаных грунтов в обратных засыпках. Способ основан на воздействии на грунт вибрации с одновременным увлажнением уложенного грунта (рис. 2.57, а). Рабочий орган погружается постепенно до заданной глубины и постепенно извлекается, обеспечивая уплотнение грунта сразу на всю расчетную толщину засыпки.

Особым процессом является уплотнение откосов больших земляных сооружений: плотин, дамб, набережных. Здесь используются кулачковые прицепные катки, перемещаемые по откосу лебедкой или ходом трактора (рис. 2.57, г), а также цепные экскаваторы поперечного копания, оборудованные электротрамбовками (рис. 2.57, в).

Рис. 2.57. Специальные методы уплотнения грунта: а – гидровибрационный; б – каток на подвесе крана; в – трамбовка на экскаваторе поперечного копания; г – каток на канате трактора

Сдача земляных сооружений. При сдаче всех сооружений предъявляется (проверяется) исполнительная схема, где должны быть указаны:

— привязки (местоположение сооружения относительно осей или опорных точек в плане);
— размеры (длина, ширина) и отметки (глубина, высота);
— коэффициент откоса т (для безопасного ведения последующих работ).

Читать еще:  Заболевания для откоса от армии

Кроме того, в зависимости от вида возводимого сооружения дополнительно проверяются следующие параметры земсооружения.

— проводится освидетельствование дна котлована геологом проектной организации на соответствие фактических характеристик грунта их проектным значениям;
— на момент сдачи дно котлована не должно быть «проморожено».

— продольный уклон дна траншеи (для канализации, теплотрассы и т.п.).

Для насыпей и обратных засыпок:

— степень уплотнения грунта лабораторным (сравнение фактической плотности с проектной) или полевым (по усилию внедрения штыря плотномера в грунт) способом.

Техника безопасности процесса

Должны быть выполнены все организационные мероприятия.

Все выемки должны быть огорожены и снабжены сигнальными надписями, в темное время – сигнальными лампами.

Через траншеи в необходимых местах должны быть устроены переходные мостики или временные переезды.

Для спуска в котлованы и траншеи должны быть устроены лесенки.

Не допускается перегружать бровки траншей и котлованов грунтом, материалами, техникой, т.к. это может привести к обрушению грунтового откоса.

Запрещено нахождение людей в зоне действия строительной техники (экскаваторов, бульдозеров, катков и т.п.).

При расположении земляного сооружения вблизи подземных коммуникаций перед началом процесса вызывают представителей владельцев коммуникаций и работы на этом участке ведутся в их присутствии.

При выполнении работ специальными методами: разработка грунтов гидромеханизацией или взрывом; огневое, электрическое или химическое оттаивание мерзлых грунтов – мероприятия по безопасности процесса осуществляются по соответствующим инструкциям.

Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Технология уплотнения грунта и откосов

В процессе производства работ не допускается переувлажнение или пересыхание уплотняемых грунтов. При интенсивных дождях отсыпку насыпей из глинистых грунтов прекращают. Переувлажненный в отдельных местах грунт до начала работ должен быть подсушен и уплотнен или удален. В летнее время при высоких температурах воздуха допускать высыхания грунта нельзя, поэтому разрыв во времени между отсыпкой и уплотнением грунта должен быть минимальным. Маловлажные грунты необходимо увлажнять.

При составлении проекта производства работ и определении потребного числа грунтоуплотняющих машин норму выработки их следует принимать по производительности ведущих землеройных машин комплекта. Если производительность землеройных машин комплекта значительно меньше производительности грунтоуплотняющих машин, последние рекомендуется использовать для уплотнения грунтов на двух одновременно возводимых участках насыпи, расположенных друг от друга на расстоянии не более 3 км.

Уплотнение грунта катками рекомендуется производить на захватках длиной не менее 200 м, а машинами ударного и виброударного действия на базе тракторов – не менее 25 м.

Уплотнение грунта пневмокатками, решетчатыми катками, виброкатками и трамбующими машинами во избежание «сползания» машины на откос следует начинать не ближе 1,5 м от бровки с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе вплоть до 0,5 м до бровки.

В данном курсовом проекте применяется каток вибрационного действия ДУ-61 — прицепной решетчатый каток весом 25-30 тонн, так как он более эффективен при уплотнении грунта в зимний период.

В дальнейшем уплотнение грунта производится от краев к середине насыпи. Уплотнение грунта виброударными и ударными машинами с выносным рабочим органом, можно производить от бровки к оси земляного полотна (рис. ниже), т. к. их крайний рабочий орган перемещается по бровке, в то время как базовая машина – на безопасном от откоса расстоянии.

Поворот грунтоуплотняющих машин в конце уплотняемого участка производится непосредственно на земляном полотне, если ширина его не меньше размеров их характеристик с учетом зон безопасности по 0,5 м от бровки откоса. Если ширина земляного полотна меньше размеров технических характеристик, поворот уплотняющих машин осуществляется на специальных разъездах, нулевых местах или вне пределов земляного полотна с использованием въездов и съездов.

Каждый последующий проход грунтоуплотняющей машины по одному и тому же следу необходимо осуществлять после того, как вся площадь уплотняемого слоя будет перекрыта следами предыдущих проходов. При этом смежные следы должны перекрываться друг другом на 0,1. 0,2 м. Особое внимание следует уделять уплотнению грунта на участках въездов, съездов и концевых участках захваток.

После установления рациональной толщины отсыпаемого слоя определяют число слоёв в теле возводимой насыпи, назначают ведущую и вспомогательные машины для выполнения всех операций при возведении насыпи.

Уплотнение грунта конусов и насыпей за устоями мостов, а также прогалов за подпорными стенками рекомендуется производить виброударными машинами.

Прогалы, оставленные при устройстве въездов и съездов в земляном полотне, заделываются сразу же после окончания возведения насыпи. При этом грунт отсыпается горизонтальными слоями и тщательно уплотняется.

Технология уплотнения земляного полотна

Уплотнение земляного полотна является одной из наиболее ответственных операций, поэтому при возведении земляного полотна вопросам уплотнения необходимо уделять особое внимание.

Рациональным режимом работы всех прицепных катков являются предварительная подкатка и оптимальные скорости движения. Под подкаткой понимается предварительное уплотнение грунтов более легкими катками, что иногда уменьшает общее число проходов. В первоначальный период укатки, при рыхлых грунтах, рекомендуются малые скорости движения катка с постепенным повышением их по мере уплотнения грунта. Последние проходы катка рекомендуется производить на пониженных скоростях.

Читать еще:  Откосы дверного проема одной двери

Технология укатки заключается в следующем: доставленный на поверхность земляного полотна грунт распределяется и разравнивается по всей ширине земляного полотна слоем требуемой толщины с уклоном 10. 20 % от проезжей части к обочинам; при необходимости грунт доувлажняют. Для уточнения оптимальной толщины слоя грунта и потребного числа проходов уплотняющих средств осуществляют пробное уплотнение. Толщину слоя грунта при пробном уплотнении принимают в 1,5—2 раза больше расчетной. После нечетных проходов определяют влажность и плотность грунта по толщине слоя. За расчетную принимают ту часть слоя, где плотность не ниже требуемой. Опытное уплотнение производят при различных скоростях работы машин для определения оптимального режима их работы. Грунт укатывают прицепными катками по кольцевой схеме с постоянным смешением от обочин к оси дороги. Первый и второй проходы начинают на расстоянии 2 м от бровки земляного полотна.

Укатку грунта самоходными катками можно выполнять по кольцевой или челночной схеме (рис. 6.13). При укатке должно быть обеспечено перекрытие следа уплотняющих машин для обеспечения равномерности уплотнения.

В начале процесса уплотнения применяют более легкие катки, потом — более тяжелые. Это обусловлено тем, что предельные сопротивления уплотняемого рыхлого грунта в начале уплотнения намного меньше, чем сопротивление при окончательном уплотнении. Применение тяжелых уплотняющих средств на рыхлых грунтах может привести к разрушению грунта и выжиманию его из-под уплотнителей.

При использовании катков с регулируемым давлением воздуха в шинах первые проходы целесообразно выполнять при пониженном давлении воздуха в шинах. Это способствует уменьшению потребной силы тяги для перемещения катка по рыхлому грунту и предотвращает выжимание грунта из-под колес катков. При последующих проходах постепенно увеличивают давление воздуха в шинах. Если при первых проходах самоходных катков на пневмошинах происходит выжимание грунта из-под колес, то начинать укатку целесообразно при движении катка ведущими колесами вперед. Это уменьшает потребную силу тяги и вьщавливание грунта.

Начальная плотность грунтов оказывает существенное влияние на продолжительность процесса уплотнения. При отсыпке полотна скреперами или автосамосвалами начальная плотность повышена, что позволяет сократить число проходов катков. При равномерном разрыхлении грунта может быть достигнуто высокое уплотнение легкими катками, однако уплотняющее воздействие скреперов и автосамосвалов меньше уплотняющего действия катков. Поэтому даже при интенсивном движении скреперов и автосамосвалов нижняя часть слоя недоуплотняется. Кроме того, уплотнение скреперами и автосамосвалами не обеспечивает требуемой однородности. При отсыпке насыпи скреперами или автосамосвалами необходимо тщательно регулировать их движение по ширине. Лишь в этом случае можно ограничиться доуплотнением катками на пневмошинах, сократив число их проходов до двух—четырех. Эффективность такого регулирования оказывается очень высокой.

При отсыпке насыпей автофейдером и фейдерами-элеваторами грунт имеет пониженные значения начальной влажности и плотности по сравнению с отсыпкой земполотна другими машинами. Поэтому слои грунта необходимо уплотнять особенно тщательно. Число проходов катков на пневматических шинах в этом случае должно быть увеличено на 25. 30% по сравнению со средними расчетными значениями.

При организации укатки необходимо учитывать, что с увеличением длины захватки производительность катков увеличивается. Однако увеличение длины захватки приводит также к уменьшению влажности грунта вследствие его высыхания. Следовательно, увеличивается количество проходов катков для достижения требуемой плотности или дополнительного увлажнения грунта. Поэтому рациональную длину захватки устанавливают на основе технико-экономического сравнения.

Скорость укатки оказывает значительное влияние как на качество уплотнения, так и на производительность труда и стоимость работ. Однако повышение скорости укатки приводит к уменьшению продолжительности воздействия катков на грунт и уменьшает эффективность уплотнения. Влияние скорости укатки особо ощутимо при последних проходах катка, когда в наибольшей мере проявляются силы вязкого сопротивления грунта уплотнению, поэтому последние проходы катков целесообразно проводить на пониженных передачах.

Применение вибрационных катков имеет некоторые особенности. Виброкатки являются эффективным средством уплотнения несвязных грунтов, а также песчано-гравийных смесей, содержащих менее 6% глинистых частиц. Для их уплотнения используют виброкатки и самоходные вибрационные машины; виброкатки — для уплотнения слоев грунта толщиной до 1,5 м при длине захватки 200. 300 м; самопередвигающиеся машины — для уплотнения слоев толщиной до 0,8 м на прямолинейных участках длиной 50. 100 м. Продольные уклоны не должны превышать 100 %, поперечные — 50 %. Прицепные вибрационные катки работают по кольцевой схеме, самоходные — по челночной (см. рис. 6.13). Кроме того, прицепные катки применяются для уплотнения откосов земляного полотна.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector