Freewaygrp.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планировка откосов высокой насыпи

ОТДЕЛКА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Отделка земляного полотна

Под отделкой земляного полотна понимается планировка основной площадки, нарезка сливной призмы, планировка откосов насыпей, выемок, резервов и кавальеров. Планировка поверхностей допускается лишь путем срезки излишков грунта. Устройство кюветов в выемках относится к основным работам, но по времени совпадает с планировочными работами и технологически с ними увязано.

Планировать основную площадку рекомендуется на двух или трех смежных захватках, на которых попеременно ведется грубая планировка, окончательная планировка и нарезка сливной призмы. Отступление от проектных отметок верха земляного полотна не должно превышать ±5 см. Высокая точность планировки верха земляного полотна и нарезки сливной призмы позволяет значительно уменьшить перерасход балласта.

Земляное полотно, подготовленное для планировки основной площадки не должно превышать проектную отметку более чем на 5-20 см. в противном случае, производится предварительная, грубая планировки бульдозером или скрепером.

Технологический процесс отделочных работ на насыпи включает планировку откосов и нарезку сливной призмы. Отделка насыпи назначается с нарезки сливной призмы.

Планировка откосов насыпи высотой до 2 м рекомендуется выполнять тяжелым автогрейдером или бульдозером, оборудованным откосником.

Автогрейдер с автоматизированной системой Профиль — 20.

Откосы насыпей высотой более 2-х метров планируются экскаваторами-планировщиками со специальным ковшом. При этом планировка может осуществляться как с нижней, так и с верхней стоянок.

3 1 2

А

Экскаватор- планировщик

Если насыпь при производстве основных работ отсыпана с уширением на 0,5 м и больше в каждую сторону (по условиям уплотнения грунтов), то планировка откосов производится после срезки уширенной части насыпи, а уже затем нарезается сливная призма.

Для получения ровной и плотной поверхности верха насыпи сливную призму рекомендуется уплотнить виброкатком. Высокую степень точности нарезки сливной призмы дает применение автогрейдера, оборудованного системой автоматического ведения отвала.

Укрепление откосов

Создание дернового покрова посевом многолетних трав рекомендуется как основной способ укрепления откосов насыпей, выемок, водоотводных канав, берм, а также рекультивация земель, нарушенных при строительстве. Укрепление земляного полотна, как правило, следует производить гидропосевом многолетних трав с мульчированием без использования растительной земли.

Гидропосев трав с мульчированием рекомендуется для применения во всех районах за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним засушливых районов, а также северных районов Европейской территории России.

В тех случаях, когда укрепление земляного полотна гидропосевом трав с мульчированием по климатическим и грунтовым условиям неприменимо, гидропосев трав осуществляется по предварительно нанесенной торфогрунтовой смеси или слою растительной земли при условии ненанесения ущерба окружающей природе.

Гидропосев по слою растительного грунта или торфа производится при укреплении откосов земляного полотна, сооруженного из песчаных, гравелистых грунтов, жирных глин, а также при гидронамыве.

Независимо от способа посева трав укрепляемые поверхности земляного полотна должны быть предварительно спланированы. Поверхность откосов планируется обычными способами, но должна быть шероховатой.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ

Под отделкой земляного полотна понимается:

-планировка основной площадки;

-нарезка сливной призмы;

-планировка откосов насыпей, выемок, резервов и кавальеров, кюветов в выемках.

Планировочные работы имеют целью доведение до проектных очертаний всех грунтовых поверхностей. Их планировка допускается лишь путем срезки излишков грунта.

Планировка основной площадки земляного полотна насыпей с нарезкой сливной призмы выполняется до планировки откосов; в выемках сначала планируются откосы, а затем нарезается сливная призма и кюветы. Устройство кюветов в выемках относится к основным работам, но по времени совпадает с планировочными работами и технологически с ними увязано.

Планировать основную площадку рекомендуется на двух или трех смежных захватах, на которых попеременно ведется грубая планировка, окончательная планировка и нарезка сливной призмы. Нормативная точность планировка основной площадки составляет ± 5 см. Это высокая точность, которую можно обеспечить только в том случае, если до планировки верха земляного полотна и нарезки сливной призмы выполнить грубую планировку основной площадки бульдозером или скрепером так, чтобы отметки земляного полотна отклонялись от проектных не более чем на 15-20 см. Эти меры позволяют значительно уменьшить перерасход балласта, за счет которого в дальнейшем

Компенсируют неточности планировки.

Технологический процесс отделочных работ на насыпи включает планировку откосов и нарезку сливной призмы. Для этого сначала производят разбивку и закрепление на местности с помощью кольев, устанавливаемых через 20 м на откосах насыпи, уровня верхней площадки сливной призмы. После этого автогрейдором нарезают горизонтальную площадку и боковые наклонные поверхности сливной призмы, заглаживают их тыльной стороной отвала автогрейдора. Соответствие очертание нарезной сливной призмы проэктному проверяют нивелировкой. Для получения ровной и плотной поверхности верха насыпи сливную призму рекомендуется уплотнить виброкатком. Высокую степень точности нарезки сливной призмы (до ±3 см)дает применение автогрейдоров, оборудованных системой автоматического ведения отвала, с использованием в качестве датчика копирного тросика или копирного колеса, которое монтируется на отвале.

Большие объемы планировки приходится выполнять при отделке сооруженного земляного полотна на станциях. Для обеспечения водостока земляному полотну площадки станции придают поперечный уклон в одну или обе стороны, обеспечивая односкатный или двускатный поперечный профиль. В пределах одного ската располагают 4-6 путей, прокладывая с низовой стороны водоотводные устройства. На крупных станциях с большой шириной основной площадки поперечный профиль земляного полотна делают пилообразным – с несколькими двускатными поверхностями. В понижениях между скатами в этих случаях устраивают водоотводы.В виде лотков или дренажей, являющихся частью инженерных сетей станции.

Планировку откосов насыпи высотой до 2 м рекомендуется выполнять тяжелым автогрейдером или бульдозером, оборудованным дополнительным отвалом- откосником. Сначала планируют верхнюю часть откоса, для чего откосник устанавливают с наклоном книзу, затем – нижнюю, устанавливая откосник под углом кверху. Срезанный грунт распределяют с уклоном в сторону от насыпи по берме.

Откосы насыпей высотой более двух метров планируются экскаваторами-планировщиками с телескопической стрелой. При этом планировка может осуществляться как с нижней, так и с верхней стоянок. Экскаватор обрабатывает часть откоса, перемещается примерно на 2 м и планирует следующей участок откоса с перекрытием первого на 0,3-0,5 м.

Если насыпь при производстве основных работ отсыпана с уширением на 0,5 м и больше в каждую сторону (по условиям уплотнения грунтов), то в начале, после срезки уширенной части насыпи, производиться планировка откосов, а уже затем нарезается сливная призма.

Отделочные работы в выемках из обычных талых и сухих грунтов включает в себя срезку недобора грунта с откосов с последующей их планировкой. Обе операции выполняются экскаваторами со специально оборудованными ковшами (драглайн с двухотвальным скребком, обратная лопата, планировочный ковш). Скребок перемещается по откосу на канатах подвесной системы драглайна и срезают излишний грунт. Гидравлические обратные лопаты используются для планировки выемок в скальных и мерзлых грунтах. Срезанный грунт убирают скреперами или бульдозерами. Нарезка сливной призмы в выемках осуществляется автогрейдером так же, как и в насыпях.

Завершающей работой цикла планировки является нарезка кюветов в выемках, которая начинается с низовой стороны и ведется за одну проходку. Для этой цели применяются специализированные машины непрерывного действия, а также экскаваторы с профилировочным ковшом. На экскаваторах—планировщиках монтируют боковую вставку стрелы ,что позволяет вести копание со смещением относительно оси кювета. Работа по нарезке кюветов аналогичны работам по устройству других водоотводов с той особенностью, что в связи с необходимостью движения по спланированной основной площадке, которая не должна быть повреждена, рекомендуется применение для вывоза грунта легких самосвалов.

Устройство водоотводов и осушение грунтов.

Все предусмотренные проектом водоотводы, в т.ч. нагорные канавы у выемок, водоотводные канавы с нагорной стороны насыпей без резервов или с обеих сторон насыпей высотой до 15м, а также временные канавы для выпуска застойных вод, скопившихся в низинах в зоне будущего земляного полотна, д.б. сооружены до начала отсыпки насыпей и разработки выемок. В месте устройства водоотвода предварительно необходимо бульдозером или автогрейдером расчистить и спланировать достаточно ровную площадку шириной 3-3,5м для нормальной работы экскаваторов. Затем делают геодезическую разбивку водоотвода.

Для устройства нагорных и водоотводных канав применяют канавокопатели непрерывного действия, экскаваторы – планировщики с телескопической стрелой, экскаваторы с оборудованием обратной лопаты и профилировочным ковшом, многоковшовые экскаваторы с дополнительным шлыком, боковыми ножами – откосниками и прочими приспособлениями, позволяющими разрабатывать за один проход канавы и кюветы с отвалом грунта в сторону или погрузкой в автотранспорт.

Канавокопатели, позволяющие разрабатывать канавы на полный профиль, действуют по принципу плуги с отвалом на одну или на обе стороны. Недостатком этих машин является то, что ими можно разрабатывать канавы только определённых размеров, которые не всегда отвечают проектам. Поэтому канавокопатели чаще применяют для разработки канав типовых размеров.

Планировочными экскаваторами с телескопической стрелой можно разрабатывать канавы любых размеров и поперечников, т. к. ковш их может поворачиваться вместе со стрелой относительно продольной оси и вырезать в массу все откосы требуемого уклона. С каждой стоянки канаву разрабатывают на полный профиль. Затем экскаватор перемещают на новую стоянку и повторяют цикл. Т.о., канава нарезается за один проход. Второй проход может понадобится для чистовых планировок и доработок по результатам нивелирования. Планировочные экскаваторы могут перебрасывать грунт в отвал или грузить его в автотранспорт.

Для разработки небольших канав сразу на полный профиль на экскаваторы навешивают специальные профилировочные ковши, кромка реза которых имеет очертание поперечника канавы. Такие ковши можно применять на планировочных экскаваторах, но они более удобны при использовании экскаваторов –обратной лопатой можно нарезать откосы канавы, а так же разрабатывать по частям канавы и больших сечений.

Грунт из водоотводных канав насыпей обычно отваливают в эти насыпи из нагорных канав – в кавальеры, если они имеются или в бермы, оставляемые между кавальером и канавой и подлежащих соответствующей планировке для улучшения стока воды в канаву. Если кавальеры отсутствуют, грунт из нагорных канав собирают в ваг с низовой стороны канавы и планируют, как и берму, с уклоном в сторону канавы бульдозером или экскаватором при втором его проходе.

При сильном переувлажнении грунтов в выемках, резервах и карьерах необходимо проводить осушение. Естественное осушение достигается дополнительным выполнением ряда работ, ускоряющих водоотвод и испарение. Сюда относится заблаговременная прорубка просек с оставлением расчищенной полосы для просыхания на летний сезон, устройство водоотводной сети, снятие в резервах растительного слоя для подушки грунтов. В сложных случаях прибегают к искусственным способам понижения влажности – введение в грунт активных добавок, электросушкой и другим способом мелиорация.

Наличию постоянного стока от грунтовых забоев нужно уделять большое внимание, ибо это существенно снижает потери машинного времени по метеорологических причинам. Отвод поверхностных вод из забоя в период производства земляных работ обеспечивают: расположение проходок машин с увеличением отметок по отношению к началу разработки, что создаёт общее направление ската, обратное продвижению забоя, устройством в необходимых случаях временных колодцев, удалением воды откачкой из водосборных колодцев – водоотливом. Иногда высокая влажность грунтов бывает обусловлена не глубоким залеганием грунтовых вод или выходами их на поверхность. В таких случаях до производства земляных работ часто проводят предварительное водопонижение. Водопонижение осуществляют естественным и искусственным путём. Естественное понижение уровня грунтовых вод достигается обеспечением в определённом месте их постоянного стока с выведением воды в лога земной поверхности или под водоупор в необводненные нижележащие слои дренирующих грунтов, благодаря чему в некоторой зоне происходит осушение поверхностных слоёв. Этой цели служат, в частности, дренажи – подземные водоводы, обеспечивающие направленный сток воды по перфорированным трубам или дренирующей засыпке.

Искусственное водопонижение основано на откачке грунтовой воды из шахтных колодцев, буровых скважин или заводимых в грунт труб с помощью насосов, экскаватор и других устройств. Его используют чаще всего для осушения на время работ глубоких котлованов. Грунты в котлованах разрабатывают под защитой водопонижающей установки обычными способами. В строительстве чаще всего применяют водопонижение с помощью так называемых иглофильтров, состоящих из двух труб наружной – перфорированной и внутренней – глухой.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ

    Пётр Алёнкин 3 лет назад Просмотров:

1 Т.В. Гавриленко, сайт ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ Материал излагается по учебному пособию: «Проектирование автомобильных дорог. Основы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Жуков В.И., Гавриленко Т.В. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, с. [1]. В соответствии с рекомендациями СП Автомобильные дороги [2], при проектировании насыпей высотой до 12 м и выемок глубиной до 12 м следует применять типовые решения (см. п. 5.1). При высоте насыпи или глубине выемки более 12 м необходимо прибегать к индивидуальному проектированию, т.е. требуется оценить устойчивость предлагаемой конструкции земляного полотна. Одним из наиболее распространенных видов деформаций земляного полотна автомобильных дорог является потеря общей устойчивости откосов насыпей и выемок. Различают две схемы обрушения: — если грунт земляного полотна однороден или отдельные его слои мало отличаются по прочностным показателям, смещение оползающего массива происходит по образующейся в грунте криволинейной поверхности скольжения; — если грунт земляного полотна имеет неоднородные напластования, резко различающиеся по прочностным показателям, смещение грунтового массива может происходить по фиксированной поверхности между слоями. Как показывают многочисленные наблюдения, откосы насыпей обрушиваются по поверхностям скольжения, близким по форме к круглоцилиндрическим. При достаточно устойчивых грунтах основания поверхность обрушения обычно проходит через подошву откоса насыпи, а в случае слабого грунтового основания поверхность обрушения может заходить в пределы слабого слоя и распространяться за пределы подошвы откоса насыпи. Наибольшим распространением в практике дорожных организаций пользуется метод Терцаги-Феллениуса, в котором принято, что центры кривых скольжения, соответствующих наименьшему коэффициенту устойчивости, располагаются на линии, называемой прямой Феллениуса [3]. Ниже приведен алгоритм расчета высокой насыпи с учетом временной нагрузки, вида грунтов и категории дороги. Пусть насыпь высотой Н метров отсыпана из грунта со следующими характеристиками: — удельный вес грунта γ гр, кн/м 3 ; 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 1

2 Н Н Т.В. Гавриленко, сайт сцепление грунта с, МПа; — угол внутреннего трения грунта φ,. В соответствии с [4, п ] при расчете устойчивости откосов насыпи земляного полотна в качестве временной подвижной нагрузки принимают нормативную нагрузку НК. Она представлена в виде одиночной четырехосной тележки с нагрузкой на каждую ось 18К (кн), где К класс нагрузки, который для расчётов земляного полотна автомобильных дорог всех категорий принимается равным 8,3 кн. Ширина колеи нормативной нагрузки d принимается равной 2,7 м, база нормативной нагрузки D равна 3,6 м. При расчётах устойчивости откоса временная нагрузка от транспортных средств приводится к эквивалентному слою грунта земляного полотна толщиной Н э, м. Её вычисляют по формуле 418К 4188,3 44,93 H э (7.2.1) ( D 0,2)( d 0,8) (3,6 0,2)(2,7 0,8) гр Эквивалентный слой грунта располагается по всей ширине земляного полотна [1], рис Вдоль земляного полотна эквивалентный слой грунта распространяется на неограниченную длину. гр гр O А β b Нэ α E D C 4,5Н В Рисунок Расчётная схема к определению центра окружности для кривой обрушения Расчет ведут в такой последовательности [1,3]. На миллиметровой бумаге в масштабе 1:100 (или 1:50) вычерчивают поперечный профиль насыпи (рис ). Она может иметь откос переменной крутизны, 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 2

3 Т.В. Гавриленко, сайт меняющейся через 6 метров по высоте или постоянной крутизны, но с устройством берм через каждые 6 метров. Ширина берм принимается равной 2-3 м. Заменяют нормативную нагрузку НК приведённым слоем грунта, толщина которого вычисляется по формуле (7.2.1). Для определения положения точки В откладывают вниз от кромки откоса, устойчивость которого необходимо проверить, расстояние, равное высоте насыпи Н, затем по горизонтали, в сторону насыпи расстояние 4,5Н. Для определения точки А ломаный откос насыпи заменяют постоянным, соединяя бровку насыпи с кромкой её подошвы. Из нижнего конца спрямлённого откоса проводят линию под углом α, а из бровки земляного полотна под углом β к горизонту. Величины этих углов определяют по табл в зависимости от угла наклона откоса насыпи. В пересечении этих линий получают точку А. Таблица Параметры α и β в зависимости от коэффициента заложения Заложение откоса Угол наклона откоса α β 1: ˊ : ˊ : ˊ :1, ˊ : :0, Чтобы найти положение наиболее опасной кривой скольжения откоса намечают несколько возможных положений кривых скольжения. Например, может быть намечено семейство кривых, проходящих через подошву откоса и выходящих на поверхность земляного полотна, на расстоянии 0,25b, 0,5b; 0,75b и b от бровки насыпи. Чаще всего наименьшему значению коэффициента устойчивости соответствует центр кривой, расположенный в пересечении перпендикуляра, восстановленного из середины хорды, стягивающей концы намеченной кривой скольжения, с прямой Феллениуса. Далее рассмотрим алгоритм на примере кривой, проходящей через бровку правого откоса. Проведём хорду CD, стягивающую концы кривой скольжения, и отметим её середину точку Е. Из точки Е восстановим перпендикуляр, пересечение которого с прямой АВ даст центр окружности О. Разбиваем отсечённый кривой скольжения участок земляного полотна вертикальными сечениями на ряд отсеков шириной по 3-4 м. Крайний отсек может получиться несколько меньшей ширины. 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 3

4 Т.В. Гавриленко, сайт O δ R b Нэ R b x l δ Рисунок Расчётная схема к определению параметров -го отсека Рассмотрим применение алгоритма к -му отсеку. Вычисляем угол наклона отрезка кривой скольжения к вертикали в пределах -го отсека δ, пользуясь соотношением x sn, (7.2.2) R где х расстояние от середины отрезка до вертикального радиуса, R радиус кривой скольжения. Значения sn δ заносим в таблицу (см. табл ). Таблица Расчетная таблица Номер отсека х sn δ δ cos δ ω, м 2 l, м Q,кН N,кН Tуд,, кн Tсдв,, кн 1 2 В ней ω площадь отсека, l длина отрезка кривой скольжения, Q вес отсека, N нормальная к отрезку скольжения сила, T уд, и T сдв, удерживающие и сдвигающие отсек грунта касательные силы соответственно. b N Q Tуд, δ Tсдв, Рисунок Действующие на отсек грунта силы 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 4

5 Т.В. Гавриленко, сайт Внося значения sn δ в таблицу, принимаем их со знаком минус для расстояний х, отмеряемых влево от вертикали, и со знаком плюс вправо. Площадь живого сечения ω определяется как площадь криволинейной фигуры. Участки кривых в пределах каждого отсека заменяем прямыми отрезками. Для отсеков, на которые действует временная нагрузка, добавляется ещё и площадь соответствующего участка эквивалентного слоя грунта. Определяем вес каждого отсека, умножая площадь сечения на удельный вес грунта.. (7.2.3) Q γ Длина отрезка скольжения b l где b ширина -го отсека. Вычисляют нормальную к отрезку скольжения силу N cos (7.2.5), (7.2.4) cos Q и касательную силу, сдвигающую отсек грунта Tсдв, Q sn. (7.2.6) Удерживающую отсек грунта сила определяют по закону Кулона Tуд N tg с l. (7.2.7), Далее вычисляют коэффициент устойчивости по формуле n 1 n 1 T T уд, сдв,, (7.2.8) где n количество отсеков грунта и сравнивают с допустимым значением коэффициента устойчивости. Нормативный коэффициент устойчивости определяют, как [5]: k k k k k k k, (7.2.9) н где k 1 коэффициент, учитывающий степень достоверности данных о характеристиках грунтов; k 2 коэффициент, учитывающий категорию дороги; k 3 коэффициент, учитывающий степень ущерба для народного хозяйства в случае аварии сооружения; k 4 коэффициент, учитывающий соответствие расчетной схемы естественным инженерно-геологическим условиям; k 5 коэффициент, учитывающий вид грунта и его работу в сооружении; k м коэффициент, учитывающий особенности метода расчета. Коэффициенты принимают по табл м 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 5

6 Т.В. Гавриленко, сайт Таблица Значения коэффициентов, определяющих нормативный коэффициент Коэффициент Значение Условия применения k1 k2 k3 k4 k5 kм 1 при большом количестве испытаний 1,05 при испытании не менее 5 образцов грунта 1,1 при испытании не менее 3 образцов грунта 1,03 для дорог I и II категорий 1 для дорог III V категорий 1,2 если разрушение представляет опасность для движения, либо вызывает перерыв движения более чем на сутки если нарушение устойчивости вызывает снижение 1 скоростей движения или нарушает работу водоотводных устройств 1,05 если расчет ведется методом попыток 1 плоскость ослабления грунтового массива ясно выражена и грунт однороден 1,03 для песчаных грунтов 1,05 для глинистых грунтов 1 При расчетах устойчивости откосов методом Терцаги- Крея и Шахунянца 0,8 При расчетах устойчивости откосов методом Маслова- Берера Нормативный коэффициент может меняться в пределах от 1 до 1,5 [5,6]. Для каждой кривой определяют коэффициент устойчивости. Чтобы найти центр наиболее опасной кривой скольжения, используют линию АВ как ось абсцисс, строят вспомогательный график коэффициентов устойчивости, откладывая их значения из центра кривых скольжения. Соединяя полученные точки плавной кривой, находят минимальное значение коэффициента устойчивости К у.mn. Список источников 1. Проектирование автомобильных дорог. Основы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Жуков В.И., Гавриленко Т.В. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, с. 2. СП Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП * / Мин-во регионального развития Российской Федерации. М., с. 3. Автомобильные дороги (примеры проектирования): учеб. пособие для вузов / под ред. В.С. Порожнякова. М.: Транспорт, с. 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 6

7 Т.В. Гавриленко, сайт ГОСТ Р Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчётные схемы нагружения и габариты приближения. М.: Стандартинформ, с. 5. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2 кн. Кн.1: Учебник. М.: Высш. шк., с. 6. Берлинов М.В. Основания и фундаменты: учеб. для строит. спец. вузов. М.: Высшая шк., с. 7.2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА НАСЫПИ СТРАНИЦА 7

Т.В. Гавриленко, сайт ДЕФОРМАЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГ. 7.1 Элементы земляного полотна

7 ДЕФОРМАЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГ 7.1 Элементы земляного полотна 7.2 Виды деформаций земляного полотна и грунтового основания 7.1 Элементы земляного полотна Основные элементы земляного полотна насыпи

2 Порядок работ.

2.1 Планировка откосов.

Планировка откосов состоит из операции срезки основной массы грунта с погрузкой его в транспортные средства ковшом и операции зачистки откосов скребком. При холостом ходе скребок заглаживает неровности.

Планировка откосов небольших насыпей и выемок производится планировщиками, навешиваемыми на автогрейдеры и бульдозеры, а отделка обочин — автогрейдерами.

Планировку откосов производят при заложении откосов 1:4 — бульдозером или автогрейдером, при более крутом заложении — экскаватором. При невозможности планировки за один проход планировку производят поэтапно.

Планировку откосов насыпей производят после планировки поверхности земляного полотна, а в выемках, наоборот, вначале планируют откосы, а потом дно выемки.

Для планировки откосов высотой до 8 м с полуторным заложением применяют экскаваторы.

При планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи излишний грунт убирают и используют для досыпки обочин, устройства съездов, рекультивации и т.п. Каждый слой следует разравнивать, соблюдая проектный продольный уклон. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя следует спланировать. Плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной в проекте.

Текущий ремонт земляного полотна включает также; планировку откосов насыпей и выемок для устранения мелких повреждений; засыпку грунтом, аналогичным грунту откосов, промоин, отдельных ям и впадин с последующим уплотнением; восстановление травяного покрова и небольших повреждений других видов укрепления откосов.

Окончательную отделку обочин, выравнивание бровок, планировку откосов насыпей и выемок, зачистку дна резервов и канав производят после устройства дорожной одежды, для чего выполняют необходимые измерения и разбивки. Обычно на поперечниках, разбитых через 20 — 50 м, при помощи откосного лекала устанавливают колышки, верхушки которых должны располагаться в плоскости откоса. По этим колышкам и зачищают потом поверхность откоса.

К недостаткам данного типа покрытий относятся: необходимость тщательной планировки откосов; устройство обратных фильтров для разрезных плит и замоноличивания стыков для плит, омоноличенных по контуру; сравнительная трудность ремонта; высокая стоимость и значительная продолжительность строительства берегоукреплений.

Недостатками покрытий из сборных железобетонных плит являются: необходимость тщательной планировки откосов; сравнительная трудность ремонта; высокая стоимость и значительная продолжительность строительства берегоукреплений.

В котловане, вырытом до проектных отметок, производится зачистка и планировка откосов и дна. Эти операции выполняются вручную или с помощью бульдозера, в зависимости от формы и размеров котлована.

Кюветы и водосборные канавы, проходящие у подошвы насыпи, рекомендуется устраивать немедленно после возведения насыпи и планировки откосов. В выемках боковые и водосборные канавы нарезают в процессе удаления недобора грунта на откосах.

В комплекте с другими землеройными машинами бульдозер используют для разработки недобора грунта в котлованах и траншеях, разравнивания насыпи грунта, подготовки к послойному уплотнению, для планировки откосов насыпей. В период инженерной подготовки территории под застройку бульдозер используют для ликвидации оврагов, заболоченных участков, удаления пней и кустарника, срезки дерна и растительного грунта, профилирования временных грунтовых дорог, подготовки путей движения экскаваторов и монтажных кранов и других работ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика