Защита откосов от обвалов
Защита от оползней
Противооползневая защита территорий представляет собой комплекс мер, направленных на укрепление склонов и предотвращение угрозы оползней и обвалов.
Виды комплексной противооползневой защиты территорий:
- без изменения рельефа местности;
- с изменением рельефа местности.
Выбор вариантов комплексной защиты территории от оползней и обвалов основан на оптимальной эффективности и надежности проектируемых мероприятий.
Комплекс мероприятий по защите от оползней и обвалов без изменения рельефа местности применяется для временного или постоянного удержания грунта откосов, склонов, выемок, находящихся в неустойчивом положении.
В этих случаях для укрепления оползнеопасного склона:
- в грунтовый массив устанавливаются системы грунтовых нагелей;
- по поверхности рельефа устраивается специальное покрытие (высокопрочная стальная сетка, анкерные плиты или торкрет), защищающее склон от вывалов и эрозии грунта между нагелями.
Комплекс мероприятий по защите от оползней и обвалов с изменением рельефа местности выполняется при строительстве насыпей или подрезок грунтового массива с помощью подпорных стен в сочетании с армогрунтовыми и габионными системами. Для устройства подпорных стен применяются:
- буросекущиеся или бурокасательные сваи;
- уголковые железобетонные стены на искусственном (свайном) или естественном основании, с анкерным креплением или без него;
- металлические шпунтовые ограждения.
Во всех вариантах инженерной защиты от оползней в качестве анкерного или нагельного крепления применяется многофункциональная геотехническая система GEOIZOL-MP, передающая горизонтальные нагрузки на глубокие слои грунта за пределами призмы обрушения.
Габионная подпорная стена
Шпунтовая подпорная стена
Уголковая подпорная стенка на свайном основании
Особенности проектирования инженерной защиты территорий от оползней и обвалов
Проектирование противооползневых защитных сооружений ведется с учетом:
- масштабов деформаций грунтовых массивов и причин их возникновения;
- геологического строения участка;
- свойств грунтов, в том числе фильтрационных;
- гидрогеологических условий;
- сейсмичности.
Проектирование мероприятий по инженерной защите территории от оползней и обвалов на пересеченной местности, как правило, включает:
- устройство водопропускных сооружений. Они обеспечивают беспрепятственный сток поверхностных потоков через конструкции подпорных стен и другие строительные объекты, для которых выполняется инженерная защита;
- отвод грунтовых вод с помощью различных видов дренажных систем. Дренирование позволяет снизить уровень грунтовых вод, чтобы избежать их негативного воздействия на уже возведенные объекты строительства, а также осушить тело оползня и тем самым повысить его устойчивость.
Оползень
О́ползень — опасное природное явление, смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов [1] . Такие явления возникают на склонах долин или речных берегов, в горах, на берегах морей и т.д., самые грандиозные на дне морей. Наиболее часто оползни возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами. Смещение крупных масс земли или породы по склону или клифу вызывается в большинстве случаев смачиванием дождевой водой грунта так, что масса грунта становится тяжелой и более подвижной. Может вызываться также землетрясениями или разрушающей деятельностью моря. Силы трения, обеспечивающие сцепление грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса горной породы приходит в движение. Отложения оползней называются деляпсием.
Содержание
- 1 Причины
- 1.1 Классификация
- 1.2 Подводные оползни
- 2 Меры безопасности
- 2.1 Предупредительные мероприятия
- 2.2 Как действовать при оползне
- 2.3 Действия после смещения оползня
- 3 Крупнейшие оползни
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 См. также
- 7 Ссылки
Причины [ править | править код ]
Причиной образования оползней является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:
- увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
- ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
- воздействием сейсмических толчков;
- строительной и хозяйственной деятельностью.
Оползни обычно возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными (глинистыми) и водоносными породами. Смещение блоков породы объёмом в десятки м³ и более, на крутых склонах происходит в результате смачивания поверхностей отрыва подземными водами.
Такие стихийные бедствия вредят сельскохозяйственным угодьям, предприятиям, населённым пунктам. Для борьбы с оползнями применяются берегоукрепительные сооружения, насаждение растительности.
Классификация [ править | править код ]
По мощности оползневого процесса, то есть вовлечению в движение масс горных пород, оползни делятся на малые — до 10 тыс. м³, средние — 10-100 тыс. м³, крупные — 100—1000 тыс. м³, очень крупные — свыше 1000 тыс. м³.
Поверхность, по которой оползень отрывается и перемещается вниз, называется поверхностью скольжения или смещения; по её крутизне различают:
- очень пологие (не более 5°), например, подводные;
- пологие (5°-15°);
- крутые (15°-45°).
По глубине залегания поверхности скольжения различают оползни:
- поверхностные — не глубже 1 м — оплывины, сплавы;
- мелкие — до 5 м;
- глубокие — до 20 м;
- очень глубокие — глубже 20 м.
Классификация оползней (по Саваренскому) по положению поверхности смещения и сложению оползневого тела:
- Асеквентные (в некоторых источниках указываются как секвентные) — возникают в однородных неслоистых толщах пород; положение криволинейной поверхности скольжения зависит от трения и смещения грунтов;
- Консеквентные (скользящие) — происходят при неоднородном сложении склона; смещение происходит по поверхности раздела слоёв или трещине;
- Инсеквентные — возникают также при неоднородном сложении склона, но поверхность смещения пересекает слои разного состава; оползень врезается в горизонтальные или наклонные слои.
Подводные оползни [ править | править код ]
Образуются при срыве больших масс осадочных пород на краю шельфа. Подводные оползни гораздо крупнее надводных. Например, оползень «Стурегга» на склоне Норвегии имеет площадь около 3900 км², а дальность перемещения материала в нём достигает 500 км. Объём только одного такого оползня более чем в 300 раз превышает годовую поставку в Мировой океан осадочного материала всеми реками Земли. В Шотландии обнаружены следы последовавшего за оползнем цунами на расстоянии 80 км от побережья. Отложения подводных оползней называются олистостромами.
Меры безопасности [ править | править код ]
Предупредительные мероприятия [ править | править код ]
Изучите информацию о возможных местах и примерных границах оползней, запомните сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действия при подаче этого сигнала. Признаками надвигающегося оползня являются заклинивание дверей и окон зданий на нижних этажах, просачивание воды на оползнеопасных склонах. При появлении признаков приближающегося оползня сообщите об этом в ближайший пост оползневой станции, ждите оттуда информации, а сами действуйте в зависимости от обстановки.
Как действовать при оползне [ править | править код ]
При получении сигналов об угрозе возникновения оползня надо отключить электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовиться к немедленной эвакуации по заранее разработанным планам. В зависимости от выявленной оползневой станцией скорости смещения оползня нужно действовать, сообразуясь с угрозой. При слабой скорости смещения (метры в месяц) надо поступать в зависимости от своих возможностей (переместить строения на заранее намеченное место, вывозить мебель, вещи и т. д.). При скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки надо эвакуироваться в соответствии с заранее отработанным планом. При эвакуации нужно брать с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты. Срочно эвакуироваться в безопасное место и, при необходимости, помочь спасателям в откопке, извлечении из обвала пострадавших и оказании им помощи.
Действия после смещения оползня [ править | править код ]
После смещения оползня в уцелевших строениях и сооружениях проверяется состояние стен, перекрытий, выявляются повреждения линий электро-, газо- и водоснабжения. Если вы не пострадали, то вместе со спасателями извлекайте из завала пострадавших и оказывайте первую помощь.
Крупнейшие оползни [ править | править код ]
Крупнейший оползень в Солнечной системе, вероятно, сформирован горой Эвбея на спутнике Юпитера Ио. Его объём оценивается примерно в 25 000 км 3 [2] .
Защита от оползней шпунтом
Предлагаем эффективную защиту от обвалов, оползней и селей шпунтовыми сваями
Наше предприятие, специализирующееся на реализации шпунтов и устройстве шпунтовых ограждений предлагает населению качественную защиту от оползней и селей шпунтовыми сваями.
Что такое оползни, сели, лавины, обвалы и чем они опасны
Оползнем называется скользящее лавинообразное движение горных пород под действием силы тяжести вниз по склону. Пласты начинают двигаться при ослаблении их внутренней структуры. Причинами могут быть:
- выветривание;
- водяная эрозия (подмыв течением реки, морскими приливами и др.);
- сейсмические подвижки;
- антропогенные факторы – строительство, прокладка дорог и коммуникаций, вырубка леса, горные разработки и др.
Оползнеопасным считается склон от 19 градусов, но глинистый грунт может придти в движение и при меньшей крутизне.
Преимущественное время схода – весна и лето, наиболее опасные районы в отношении естественных факторов – горы начиная с 1000 метров высотой.
Антропогенные оползни происходят практически повсеместно, где есть хотя бы небольшие возвышенности.
- по масштабам. Крупные насчитывают сотни метров, толщина слоя – начиная с 10 м. Делятся на несколько категорий, от мелких на 5 гектар до гигантских (400);
- по скорости движения – от 6 см в год до 3 метров в секунду;
- по механике движения – оползни выдавливания, сдвига, гидродинамические, вязкопластичные, комбинированные;
- по мощности – от малых (в пределах 10 тысяч кубометров) до крупных – 1000 тысяч;
- по месту проявления – подводные, горные, искусственные сооружения (котлованы, отвалы и др.)
Один из видов оползня – снежная лавина. Опасный склон – от 25 до 60 градусов (круче снег не залеживается). По скорости движения лавина сопоставима с курьерским поездом.
Явление, родственное оползню – селевый поток. По составу отличается большим количеством воды.
Основные причины – ливни, снеготаяние, прорыв водоемов, иногда сейсмические подвижки. По механике подразделяются на:
- обвально-оползневые;
- эрозионные;
- прорывные;
- ливневые;
- снеговые;
- ледниковые;
- сейсмогенные;
- вулканогенные;
- антропогенные.
- мощные – от 100 тыс. кубометров;
- средние – 10-100;
- слабые – до 10.
Толщина селевого потока может достигать 25 метров. Особо опасные районы – предгорья.
Селевые бассейны подразделяются по активности:
- высокая – раз в 3 года или чаще;
- средняя – 6-15 лет;
- низкая – реже.
А также по высоте истоков:
- высокогорные – выше 2,5 тыс. метров над уровнем моря;
- среднегорные – 1000-2500;
- низкогорные – ниже километра.
Еще одно явление, родственное оползню – обвал. Т.е. отрыв и быстрое падение большого массива. Обвалы характерны для горного рельефа, крутых морских и речных берегов. Классифицируются по мощности и масштабам.
Меры защиты от оползней
Меры защиты от оползней неэффективны по отдельности, обычно они принимаются в комплексе.
К активным мерам защиты от оползней относятся:
- модификация рельефа – устройство стоков, изменение русел, перераспределение грунтовых массивов;
- устройство регулирующих сооружений;
- монтаж защитных сооружений.
По всем вопросам звоните: 8 800 707-72-09
Защита склонов шпунтовыми сваями от оползней
Основные методы укрепления склонов:
- массированная высадка деревьев. Корни деревьев связывают грунт. Метод хорош всем, кроме сроков: на укоренение и рост посадок требуется время;
- изменение свойств грунта, вплоть до его замены. Метод дорогой, энергоемкий, ограничен по масштабам;
- пропитка грунта посредством инъекционных скважин различными вяжущими составами: акрил-полимеры, жидкое стекло, битум и т. д. Это тоже энергоемкая дорогая технология, к тому же ее экологичность под большим вопросом;
- армирование склонов геотекстильным полотном, металлическими либо пластиковыми сетками. При большой крутизне проблематично;
- габионы — каменные укрепляющие сооружения. Рентабельны, если поблизости есть карьер, из которого можно завезти камень;
- железобетонные сваи. Энергоемкий метод. Работа осложняется тем, что на оползнеопасном склоне забивка может спровоцировать сход. То есть, нужно предварительно бурить лидерные скважины;
- подпорная стенка из буросекущих свай. С аварийной точки зрения метод безопасен: армированным бетоном заполняют предварительно пробуренные скважины, вибрации отсутствуют. Минус – продолжительность: стенка формируется в несколько этапов, на каждом этапе нужно ждать созревания бетона;
Для крутых склонов, речных и озерных откосов мы рекомендуем последний метод. Занимаемся этим много лет и хорошо знаем, что защита от оползней и обвалов с помощью шпунтовых ограждений – эффективный и в то же время экономичный метод:
- высокая скорость устройства – стенка монтируется из готовых изделий сразу, не нужны промежутки времени между этапами;
- относительно малый вес материала – меньше проблем с транспортировкой и установкой по сравнению с железобетонными сваями, минимум дополнительной нагрузки на склон;
- при погружении металлошпунта можно обойтись минимумом оборудования;
- техника для погружения – маневренная и компактная, подходит практически для любого рельефа, что немаловажно в плане подъезда к месту работ;
- и материал, и эксплуатация оборудования обходятся сравнительно недорого.
При необходимости коррекции ограждения стенку легко демонтировать, а сами шпунты можно использовать снова.
Что такое шпунт
Шпунтом называется штучный элемент с пазоребневыми замками по бокам. Шпунты различаются по материалу изготовления:
- деревянные. Они самые дешевые, но есть важные минусы – недостаточная устойчивость к высоким нагрузкам, недолговечность;
- железобетонные – высокая прочность; минусы те же, что и у обычных забивных железобетонных свай;
- ПВХ и композит. Долговечные, легкие, недорогие. Устойчивость к нагрузкам ниже, чем у металлических;
- металлические профильные (шпунты Ларсена). Высокая несущая способность, долговечность, простота погружения. Несколько видов профиля. Огромный выбор моделей по габаритным размерам, техническим характеристикам и стоимости;
- металлические трубчатые. Устойчивость к нагрузкам самая высокая за счет большого сечения и формы. Применяются на самых сложных объектах.
Особенности устройства шпунтовых стенок
Есть несколько методов погружения шпунтов. Не все они в равной мере приемлемы в нашем случае:
- забивка копрами с молотами. Очень старая и производительная технология, но самая опасная: при ударе молота на грунт передаются сильные вибрации. Из-за этого ударный метод практически повсеместно запрещен в районах с плотной застройкой – чтобы не повредить сооружениям, расположенным поблизости. По той же причине он не рекомендован для оползнеопасных склонов;
- статическое вдавливание. Шпунт вгоняется в землю без ударов, силой давления сверху. Технология безопасная, но эффективна только на достаточно мягких грунтах;
- вибропогружение. Шпунт погружается силой вибраций, воздействующих на оголовок. Этот метод эффективен на большинстве грунтов и относительно безопасен.
Чтобы обезопасить процесс полностью, мы погружаем шпунты в предварительно пробуренные лидерные скважины: при этом нагрузка на грунт и на шпунтовую сваю минимальна и усилие, необходимое для погружения, тоже.
Форма шпунта Ларсена различна. При устройстве ограждений чаще всего используются корытообразные или Z-образные изделия. Их соединяют, переворачивая друг относительно друга, чтобы гребни соседних шпунтов смотрели в противоположные стороны.
Для водонепроницаемости замки промазывают герметиком.
Важный момент – крепление готовой стенки. Есть несколько способов. Для подпорных стен оптимальный – анкерный: вспомогательная анкерная свая устанавливается на некотором расстоянии от шпунта и соединяется с ним металлической оттяжкой-тросом.
Кроме этого для укрепления ограждения практически всегда монтируется распределительный пояс – горизонтальные балки, которые фиксируются к шпунтам по всей длине стенки на одном или нескольких ярусах (зависит от высоты ограждения).
По всем вопросам звоните: 8 800 707-72-09
Укрепление склонов шпунтом в Арктик Гидро Строй
Для монтажа защитного сооружения важен тщательный расчет. Наш проектный отдел может его выполнить. Кроме того мы оказываем и другие услуги, сопутствующие монтажу:
- предварительные геологические и гидрогеологические исследования на объекте, испытания грунтов;
- подгонка техники и подвоз материала;
- продажа новых и б/у шпунтов;
- организация строительства;
- при необходимости – демонтаж.
К вашим услугам:
- невысокие цены на шпунты, монтаж, сопутствующие работы, аренду техники;
- современная техника и квалифицированные операторы;
- оперативное исполнение заказа;
- сертификаты на все работы, которые мы выполняем;
- возможность выезда бригады в любой регион России.
Кроме подпорных стенок мы монтируем и другие виды шпунтовых ограждений:
- укрепление откосов траншей и котлованов;
- укрепление береговой линии;
- монтаж гидротехнических конструкций – плотин, причалов, мостов и т.д.;
- монтаж коллекторов для промышленности и предприятий коммунальной сферы.
Рассчитайте массу шпунта для своего проекта
На странице прайса можно узнать стоимость шпунта.
Радуют глаз: снежные лавины Исландии и защита от них
Снежные лавины в Исландии – явление нередкое. В январе прошлого года лавины накрыли деревни Флатейри и Сюдюрейри. Удар снежной массы пришелся на специальные защитные щиты, лавины изменили траекторию движения и рухнули в океан, потопив несколько лодок. Сход гигантских лавин в апреле вызвал волну цунами на северо-западных фьордах. Неудивительно, что Исландия значительно преуспела в разработке противолавинных мероприятий. Кроме того, как и близкие к ней по духу страны Скандинавии, «земля огня и льда» во всем стремятся к лаконичности, рациональности, экологичности и комфорту , поэтому в последние двадцать с лишним лет здесь строят противолавинные сооружения, которые помимо выполнения основной своей работы также радуют глаз и используются как зоны отдыха.
Привыкшие к особой эстетике пространства исландцы активно сопротивляются строительству защитных сооружений, которые не просто не вписываются в окружающую среду визуально, но и могут негативно воздействовать на природу. Но так как в Исландии присутствует довольно много природных опасностей, которые связаны не только с высокими волнами на побережье, вулканами, горячими гейзерами, разломами в ледниках, резкими переменами погоды, но и с оползнями, обвалами и лавинами, обойтись без противолавинных мероприятий здесь совершенно невозможно.
В поисках компромиссов под эгидой Ассоциации дипломированных инженеров Исландии регулярно проводятся международные симпозиумы по защите от снежных лавин и других быстрых гравитационных потоков. В 2019 году на с одним из наиболее социально-значимых докладов на съезде выступил представитель консалтинговой компании ландшафтных архитекторов Landslag Ltd Эйдюр Паудль Биргиссон, который поделился опытом ландшафтного проектирования противолавинных сооружений в Сиглюфьордюре, Олафсфьордюре и Сейдисфьордюре.
Биргиссон напомнил, что с 1901 года в Исландии в результате снежных лавин и оползней погибло более 200 человек. Особенно большие потери принесли две лавинные катастрофы в 1995 году — они привели к массовым разрушениям и унесли жизни 34 человек в городках Судавик и Флатейри. Именно после них в стране всерьез задумались об эффективной защите. В результате в 1997 году был принят «Закон о мерах защиты от лавин и оползней», который установил необходимость таких превентивных мероприятий как: зонирование опасности, установление и соблюдение критериев землепользования и территориального планирования, наблюдения за снежным покровом и метеорологическими условиями, предупреждения о сходе лавин и оползней, разработка планов эвакуации людей и, конечно, создание защитных сооружений в наиболее уязвимых районах.
Чтобы все-таки вписать масштабные противолавинные и противооползневые сооружения в окружающую среду, Исландский противолавинно-противооползневый фонд (Icelandic Avalanche and Landslide Fund) выделил часть бюджета на адаптацию таких объектов под ландшафт и потребности местного населения и туристов. Так, помимо геотехников и инженеров-строителей в состав проектных команд вошли ландшафтные архитекторы, которые кроме рекомендаций, касающихся внешнего вида объектов, дают советы по созданию новых зон отдыха на базе противолавинных сооружений.
Биргиссон рассказал, что во время разработки проектов противолавинных дамб над городком Сиглюфьордюр, находящимся на севере Исландии, было понятно, что эти гигантские сооружения не могут быть скрыты от глаз. Нельзя было рассчитывать и на то, чтобы спрятать их за высокими деревьями, которых там просто не было. Поэтому проектировщики по рекомендациям ландшафтных архитекторов приспособили объекты к формам склонов, сделав их очертания в плане изогнутыми или волнистыми. Кроме того, чтобы дамбы не выглядели слишком доминирующими на местности, со стороны городка их откосы были запланированы довольно пологими, а ширина — варьирующей. С другой же стороны — смотрящей на верхнюю часть склона — откосы дамб сделали достаточно крутыми, чтобы останавливать лавины или отклонять их. Концы дамб оформили как бастионы с наклонными стенами, чтобы они имели вполне архитектурный внешний вид.
На базе сооружений были созданы зоны отдыха для местных жителей, их гостей и туристов. По верху и вокруг проходят пешеходные тропы общей длиной более 9 км. В систему этих маршрутов везде, где возможно, были включены бывшие подъездные дороги к местам строительных работ, что помогло минимизировать затраты на реализацию проекта. Сеть прогулочных троп не только соединяет различные зоны отдыха между собой, но и переходит во многих местах ниже по склону в городские пешеходные дорожки. Тропы, проходящие по верху дамб, обеспечивают живописные виды на Сиглюфьордюр, но местами имеют ограждения, защищающие людей от падений с откосов.
После того, как дамбы построятся, отметил докладчик, очень важно создать растительный покров на их откосах и восстановить его в местах нарушений. Это не только поможет сооружениям внешне слиться с окружающей средой, но и предотвратит эрозию откосов и окружающих склонов. Поэтому в Сиглюфьордюре была предусмотрена соответствующая долгосрочная программа. Теперь вокруг противолавинных дамб там расположены лесонасаждения, озелененные открытые пространства и игровые площадки. Все зоны оборудованы информационными щитами.
О проекте в Сиглюфьордюре много писали самые разные мировые СМИ, а в 2003 году он был номинирован на Европейскую ландшафтную премию «Роза Барба» в Барселоне.
В городке Олафсфьордюр, также находящемся в северной части Исландии, на функционале строящихся здесь сооружений повлияло массовое хобби — передвижение или катание на лыжах всегда было неотъемлемой частью повседневной жизни местного населения. Вокруг лавиноотклоняющей дамбы, построенной в окрестностях города над больницей «Хорнбрекка», на склонах гор были созданы не только прогулочные дорожки, но и трассы для катания на беговых лыжах, которые летом также служат туристическими тропами.
Наконец, лавиноотклоняющие и лавиноулавливающие дамбы, построенные над городком Сейдисфьордюр в Восточной Исландии, имитируют природные формы, встречающиеся в окрестностях этого населенного пункта, и построены с использованием местных материалов.
В свою очередь ландшафтные архитекторы компании LANDMOTUN — А. Траустадоуттир, А.Е. Кристйянсдоуттир и Т. Тоурхалльсдоуттир рассказали на симпозиуме о собственном опыте вписывания противолавинных дамб в ландшафты полуострова Вестфирдир в северо-западной части Исландии, где все большее значение для экономики имеет туризм, а также в общине Фьярдабиггд на востоке страны.
Все три архитектора сходятся во мнении, что такие работы, как восстановление нарушенной при строительстве растительности, укрепление откосов дамб посадкой травы и кустов, оборудование смотровых площадок, лесенок, подъемников, пешеходных троп, создание лесопосадок, садов, клумб, концертных, образовательных и кемпинговых площадок, мемориальных участков, автостоянок, подъездных путей и других объектов, должны быть продуманы с самого начала реализации проекта.
Траустадоуттир и другие c гордостью отметили, что в Исландии ландшафтные архитекторы обычно принимают участие в каждом этапе развития противолавинных проектов, советуясь с местными органами власти, помогая заказчикам, исполнителям и общественности в подготовке раздела проектной документации «Оценка воздействия на окружающую среду», выдвигая идеи по полезному использованию измененного ландшафта, создавая презентационные материалы для встреч с местными жителями, работая с командой технического проектирования над тендерной документацией, участвуя в проектировании, составляя планы по рекультивации места строительства и посадке растений, следя за выполнением своих рекомендаций в процессе реализации проекта и даже после его окончания.
Именно поэтому Исландский противолавинно-противооползневый фонд уже более двадцати лет включает в бюджеты проектов сооружений инженерной защиты работу ландшафтных архитекторов. В проекты по защите от лавин и оползней расценивают не только как меры безопасности, но и как возможность создавать видоизмененные ландшафты, привлекательные для местных жителей и туристов, то есть с особым уважением относятся к людям и не жалеют средств на эти работы. Местные жители уже начали рассматривать защитные дамбы как часть окружающей среды, активно использовать их в качестве основных объектов зон отдыха, показывать своим гостям и туристам и даже давать им особые названия.
Вполне очевидно, что этот опыт Исландии следует учитывать заказчикам и инвесторам при финансировании проектов инженерной защиты территорий в других странах мира.
Материал подготовлен на основе статьи журнала «ГеоИнфо» — информационного партнера Главгосэкспертизы России, опубликованной в Вестнике государственной экспертизы №3/2020(16) .
Транссиб защищают от камнепадов и деформаций
Дополнительные ссылки
- Газета БСМ
- Новости
- Публикации и сюжеты
- Видео
- Фотогалерея
«Бамстроймеханизация», входящая в Группу компаний 1520, развернула масштабные работы по реконструкции 13 скально-обвальных участков, а также двух перегонов, подверженных деформациям, на Забайкальской железной дороги. Проек том предусмотрено строительство сооружений вдоль ж/д линии, предназначенных для защиты железнодорожных путей от несанкционированных скаль ных обвалов, осыпей, камнепадов, а также укрепление насыпи в прижимах к рекам.
Общая протяженность 13-ти скально-обвальных участков , расположенных на разных перегонах с 5898 по 6855 км Транссиба, составляет 12 989 м етров . Площадь укрепления откосов сеткой 410 472 м2. Для предотвращения обвальных и осыпных процессов выполняются очистка склонов и откосов от неус тойчивых элементов горных пород, устройство защитного сетчатого покрытия, тросовой обвязки с анкерным креплением и устройством камнеулавливающих барьеров.
9437b5db-b66b-4128-9516-5aa608432095.jpeg
— Сложность выполнения работ заключается в том, что устройство защитных сооружений выполняе тся только с привлечением специализированной строительной организации, имеющей подготовку в области промышленного альпинизма. Для установки гибких анкеров необходимо бурение шпуров диаметром 110 мм глубиной 3,85 м специализированной буровой установкой Колибри. Спуск и подъем инструментов и оборудования для производства работ на высоте осуществляется с помощью монорельсовой дороги, — рассказывает заместитель руководителя производственного отдела оперативной группы « Бамстромеханизации » в Чите Надежда Корякина.
На 6997-6999 км участка Амазар – Германовский идет реконструкция земляного полотна протяженностью 1400 метров. Железнодорожный путь на этом участке расположен на крутом скальном косогоре долины р .Амазар . Река протекает с нечетной стороны от железной дороги в непосредственной близости от подошвы насыпи. Проектом предусмотрено строительство защитных сооружений от скально-обвальных явлений вдоль ж/д линии и ликвидация оползневых процессов земляного полотна. Здесь ведется у стройство укрепительной бермы из горной массы с нечетной стороны , о тсыпка откоса из монолитного бетона, р асчистка и профилирование во доотводного кювета вдоль 2 пути, расчистка нагорной канавы.
56aa1a89-1567-4467-987a-68751a447b8c.jpeg
Большой фронт работ у « Бамстроймеханизацции » на станции Черновская Забайкальской магистрали. Расположенная между двумя озерами железнодорожная насыпь здесь подвержена интенсивным деформациям. Постоянное подтопление земляного полотна, высокая сейсмичность площадки и большие динамические нагрузки от поездного движения активизируют деформативные процессы, в том числе разжижение водонасыщенных грунтов, лежащих в основании насыпи, что отрицательно сказывается на устойчивости железной дороги . В целях предотвращения техногенной катастрофы — разрушения земляного полотна Транссиба на этом участке, — первоочередным мероприятием является ликвидация источника подтопления – озер Верхнего и Нижнего .
В рамках реконструкции этого участка Транссиба предусмотрены в одопонижение грунтовых вод в основании земляного полотна , с троительство железобетонных мостов, сбросной плотины , продольных дренажей, у силение основной площадки земляного полотна , сооружение железнодорожного обхода участка активных деформаций земляного полотна на ПК61739+00 – ПК61751, монтаж шумозащитного экрана.
06181910-4886-42e2-aa6b-8acb750c0dfe.jpeg
— Работы на этом объекте ведутся с 2016 года. На сегодняшний день построены железобетонные мосты под пути №34, 1,2, с бросная плотина с гидрозатвором, выполнены работы по устройству земляного полотна с применением геосинтетиков по д железнодорожный пути №34, 1,2 , по строительству инженерных коммуникаций по трассе проектируемого обхода, шумозащитн ого экрана, — объясняет Надежда Корякина. — Предусмотренные мероприятия п озволят обеспечить после реконструкции стабилизацию и устойчивость земляного полотна и в дальнейшем исключить деформационные процессы на этом участке Транссиба .
На сегодняшний день эти объекты относятся к одним из особо опасных участков Забайкальской железной дороги, после их реконструкции будет существенно повышена безопасность движения на этих перегонах Транссибирской магистрали, а именно: стабилизация земляного полотна и защита железнодорожного пути от возможного обрушения скальных откосов.
В этом году « Бамстроймеханизация » планирует завершить реконструкцию 8 скально-обвальных участков.