Досыпка откосов земляного полотна
Сооружение земляного полотна в сложных условиях (стр. 22 )
![]() |
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 |
Применение технологии намыва пляжных откосов позволило значительно упростить решение проблемы защиты земляного полотна от разрушавшего волнового воздействия в период паводка. Ранее на таких участках земляное полотно сооружали с крутыми (обжатыми) откосами крутизной от 1:2 до 1:3, которые защищали от действия волн железобетонными плитами, монолитным железобетоном. Свободные (пляжные) откосы не требуют никакого укрепления, так как они устойчивы к волновому воздействию и не подвержены размыву в паводок.
На основании обобщения опыта работ объединения «Трансгидромеханизация» в районах Западной Сибири было предложено намывать земляное полотно со свободными откосами (рис. 7.2). При таких пологих откосах уменьшается высота набега волны, что позволяет снизить высоту насыпи почти на 1 м. Откосы укрепляют посадкой ивового кустарника и посевом трав. Крутизна пляжных откосов зависит преимущественно от гранулометрического состава грунта, способа разработки, консистенции пульпы, дальности ее подачи. Например, мелко — и среднезернистые пески при густой консистенции пульпы дают откосы не круче 1:25. При использовании более мелких песков откосы будут более пологими (до 1:35. 1:50).
Рис. 7.2. Поперечный профиль насыпи с пляжными откосами
Применение прогрессивной технологии намыва насыпей с пляжными откосами в поймах рек по сравнению с обжатым профилем и креплением откосов железобетоном дает высокую экономическую эффективность. Несмотря на увеличение объема гидромеханизированных земляных работ в 1,5. 2,5 раза, общие трудовые затраты и сметная стоимость строительства при этом варианте существенно (до 2,5 раз) меньше за счет исключения работ по укреплению откосов насыпей железобетонными плитами.
Опыт применения гидромеханизации в железнодорожном строительстве широко используется при сооружении автомобильных дорог и площадок для бурения скважин при освоении нефтяных месторождений Западной Сибири. Автомобильные дороги, построенные первоначально путем «сухой» отсыпки грунта в озеро на торфяное дно, оказались неустойчивыми и легко разрушились водой. Возведение земляного полотна способом гидромеханизации оказалось значительно более эффективным. При гидронамыве увеличилась плотность грунта, пляжные откосы придали земляному полотну устойчивость от волнового воздействия, позволили расположить на них нефтепроводы, линии электропередачи и использовать их для перемещения гусеничной техники и буровых вышек без демонтажа.
Средствами гидромеханизации обустроены Ямбургское и Уренгойское газовые месторождения, где отсутствуют местные качественные грунты для возведения насыпей дорог и площадок. Этот район находится севернее Полярного круга на 140 км. Талые грунты (находящиеся под слоем воды) в озерах глубиной 1. 5 м разрабатывались земснарядами марки 180-60 и 300-40 и намывались в штабеля. В результате произошел отмыв глинистых и пылеватых частиц (до 40 %), что обогатило грунт и сделало его пригодным для отсыпки насыпей промысловых автомобильных дорог и площадок для бурения скважин. Для перемещения грунта также использовались средства гидромеханизации. При этом дальность перемещения грунта достигала 20 км и более.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите характерные особенности для строительства дорог в затопляемых поймах рек?
2. Благодаря каким преимуществам гидромеханизированный способ сооружения земляного полотна широко применяется в железнодорожном строительстве?
3. Изложите кратко технологию намыва насыпей на слабых основаниях без первичного обвалования участка намыва.
4. Опишите: а) технологию возведения насыпей со свободными (пляжными) откосами; б) область и экономическую целесообразность применения насыпей с пляжными откосами в железнодорожном строительстве; в) опыт применения пляжных конструкций земляных сооружений в нефте — и газоносных районах Сибири.
8. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА ИЛАХ
Строительство при освоении морских побережий довольно часто осуществляется на территориях с залеганием слоя ила. Об этом свидетельствует опыт строительства в западных бассейнах (Балтийском и Черноморском) и в Дальневосточном. В частности в бухтах Японского моря (порты Владивосток, Находка, Восточный, Ванино) повсеместно встречаются отложения ила мощностью до 10 м и более (до 20. 30 м). Илы относятся к сильносжимаемым грунтам. Это приводит к большим осадкам сооружений, возводимых на этих грунтах.
Другая особенность поведения илов в основаниях сооружений заключается в том, что уплотнение их под нагрузкой происходит лишь до определенного предела величины нагрузки, при превышении которого илы ведут себя как пластичное вязкое тело. Благодаря этим особенностям при отсыпке земляного полотна на основание, сложенное илом может происходить выдавливание грунта за пределы подошвы насыпи (рис. 8.1).
За счет этого образуются так называемые бугры выпирания, которые могут прослеживаться на расстоянии 10. 20 м от подошвы насыпи. Поэтому технология сооружения земляного полотна при традиционном подходе предусматривает возведение «плавающих» конструкций на песчаной подушке, с устройством пригрузочных берм для того, чтобы не допустить возможности выдавливания грунта.
Вместе с тем многолетние исследования и опыт строительства на морских илах, накопленный , позволили разработать технологию возведения земляного полотна с использованием принципа частичного выдавливания грунта весом насыпи. Эта технология способствует снижению трудоемкости и стоимости работ за счет отказа от устройства песчаной подушки и, главное, ускорению процесса стабилизации земляного полотна.
Суть рассматриваемой технологии заключается в том, что насыпь отсыпается выше проектных отметок на высоту, эквивалентную пригрузке, назначение которой – ускорить протекание процесса вдавливания насыпи в ил и тем самым сократить сроки стабилизации земляного полотна. При этом допускается образование бугров выпирания у подошвы насыпи. Высота, эквивалентная пригрузке, определяется расчетом и уточняется в процессе производства работ.
Сооружение насыпи с погружением ее в ил производится сразу на полную строительную высоту методом отсыпки с головы. При этом используются обычные способы разработки, укладки и уплотнения грунтов. По мере осадки насыпи производится ее досыпка. Перед укладкой рельсошпальной решетки верхняя часть эквивалентной пригрузки до отметок бровки полотна срезается.
Срезанный грунт укладывается к подошве откоса насыпи в виде берм, что способствует повышению устойчивости земляного полотна. Эта технология, разработанная , успешно использована на многих транспортных объектах в различных районах Дальнего Востока и доказала свою высокую эффективность.
Контрольные вопросы И ЗАДАНИЯ
1. Назовите особые строительные свойства территории с залеганием мощных слоев морских илов.
2. Какими недостатками обладает традиционная технология сооружения земляного полотна на илах?
3. В чем состоит суть интенсивной технологии сооружения земляного полотна на морских илах, предложенная ?
9. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ
МАЛЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В Северной
строительно-климатической зоне
При выборе рациональной технологии и организации работ по возведению малых искусственных сооружений в земляном полотне необходимо предусматривать:
– применение поточной организации строительства, выбор машин и комплектов, обеспечивающих высокую производительность и требуемое качество работ;
– обеспечение принятого в проекте температурного состояния вечномерзлых грунтов оснований;
– заводское изготовление сборных конструкций сооружений. В тех случаях, когда изготовление конструкций на специализированных предприятиях не представляется возможным или когда доставка их на места строительства экономически не оправдана, следует рассмотреть вариант изготовления конструкций на собственной производственной базе.
При организации строительных площадок, на которых размещаются стоянки машин, склады конструкций и материалов, производственные и бытовые здания и т. д., необходимо соблюдать следующие требования:
· строительные площадки необходимо размещать на возвышенных сухих местах с низовой стороны труб и мостов на расстоянии не менее 100 м от них, а отапливаемые помещения – на расстоянии не менее 150…200 м;
· не допускать с верховой стороны сооружения движения транспорта и проведения каких-либо строительных и хозяйственных работ;
· устраивать стоянки машин, сооружать временные здания на грунтовых подсыпках толщиной не менее 0,5 м;
· устраивать подъезды к месту сооружения труб и мостов на насыпях из дренирующего грунта высотой не менее 0,5 м, предусматривая временные водоперепуски.
При производстве работ должны быть приняты меры по обеспечению сохранности мохорастительного покрова на всем участке расположения искусственного сооружения. Машины и оборудование для производства всех видов работ следует выбирать с учетом их применимости в данных природно-климатических, грунтово-геологических условиях, а также с учетом особенностей технологии работ и на основе технико-экономических расчетов.
Способы производства земляных работ, устройства оснований и фундаментов сооружений принимают в соответствии с принципом использования вечномерзлых грунтов, временем года выполнения работ, мерзлотными условиями площадки строительства и физико-механическими свойствами грунтов, наличием и характером грунтовых вод и другими требованиями, предусмотренными проектом.
В зимний период котлованы под фундаменты труб на вечномерзлых грунтах устраивают без применения ограждений. Для сохранения грунтов в мерзлом состоянии котлован необходимо разрабатывать при установившейся отрицательной температуре наружного воздуха. Разработку котлована в летний период разрешается производить в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании, не допуская перерыва между отрывкой котлована и устройством в нем фундаментов. Котлован должен быть надежно защищен от возможного поступления грунтовой и поверхностной вод.
Досыпка откосов земляного полотна
§ 9. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ЛЕЧЕНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Ж/Д ПУТЕЙ
Разработке проекта организации работ по лечению земляного полотна предшествует натурное обследование больных участков и изучение технического проекта. Все необходимые работы распределяют на два вида: выполняемые до производства ремонта верхнего строения пути и выполняемые в ходе ремонта пути.
К первым относятся работы по коренному оздоровлению основной площадки земляного полотна (ликвидации балластных мешков в теле насыпи, устройству крупных шлаковых подушек), разработке и у положению откосов выемок, досыпке откосов насыпей,
устройству дренажей, ремонту и строительству регуляционных и укрепительных сооружений и выполнение других крупных работ. Указанные работы должны, как правило, выполняться предварительно за год до начала ремонта пути с расчетом, чтобы земляное полотно успело стабилизироваться. В эти же сроки при необходимости производят работы по спрямлению плана и смегчению профиля участка, приведению путей двухпутного участка в один уровень и др.
Ко вторым относят местную выправку профиля, нарезку и очистку кюветов и нагорных канав, срезку и планировку обочин, ликвидацию балластных корыт, устройство небольших шлаковых подушек, укрепление откосов выемок и насыпей, устройство поперечных прорезей, продольных лотков и другие работы, не связанные с коренным переустройством земляного полотна.
Отдельный проект организации лечения земляного полотна составляется только на работы, которые предшествуют ремонту пути.
Если лечение земляного полотна выполняется одновременно с ремонтом пути, то их производство обычно учитывается при составлении рабочих технологических процессов и общего проекта организации работ.
В отличие от общего проекта организации путевых работ, который в большинстве случаев имеет примерно однотипное построение и отвечает на основные вопросы, указанные в § 8, проект организации работ по лечению земляного полотна для каждого объекта будет в большинстве случаев индивидуальным, зависящим от конкретных местных условий, объема, характера и принимаемого способа производства этих работ.
Для однородных работ по лечению земляного полотна могут быть разработаны типовые проекты их организации, основанные на данных технического проекта и технических условий их выполнения.
Так, например, при сооружении дренажей под кюветами и на откосах выемок практически всегда в составе подготовительных работ предусматривают устройство въездов в выемки и проездов в ней для экскаватора и других машин, подготовку мест для размещения грунтов при отрывке траншей для устройства дренажа, а также завоз на место работ всех необходимых материалов и оборудования. В состав основных работ всегда включают отрывку траншей для дренажа и их крепление, укладку планирующей подсыпки под дренажные трубы, самих дренажных труб и дренирующей обсыпки, засыпку дренирующим заполнителем, разборку крепления и устройство смотровых колодцев. В состав отделочных работ входят: устройство оголовков дренажей, восстановление и крепление наружных откосов и другие работы.
Оздоровление земляного полотна подъемкой пути на шлак или песок связано с выполнением таких работ, как относка путевых и сигнальных знаков, углубление существующих кюветов, устройство новых кюветов или водоотводных канав, засыпка существующих кюветов местным грунтом, регулировка зазоров и смена негодных
шпал, последовательные подъемки пути на слой шлака или песка толщиной в 25 см с соответствующей выправкой и т. д .
Во всех случаях проект организации работ по лечению земляного полотна должен отражать общую трудоемкость работ, сроки и очередность их выполнения как в целом, так и по отдельным важнейшим элементам, потребное количество рабочей силы и механизмов, необходимые перерывы в графике движения поездов, график поступления материалов.
Учитывая высокую трудоемкость земляных работ, особенно важно добиваться при их проектировании и выполнении максимальной механизации. Это может быть достигнуто широким использованием общестроительных и путевых машин: экскаваторов, грейферных кранов, бульдозеров, скреперов, канавокопателей, струга-снегоочистителя, землеуборочной машины, балластера, тракторов, автомашин и пр. В настоящее время разрабатываются машины для устройства продольных дренажей производительностью 10—20 пог. м/ч, комплект механизированного бурового инструмента для обследования земляного полотна, машина для очистки кюветов на электрифицированных участках как с занятием, так и без занятия пути.
В Бурятии восстановлено движение на дорогах после сильных дождей
Ремонт автотрасс продолжается, но общий ущерб от стихии уже превышает 8 млн рублей
В ряде районов Бурятии продолжается ликвидация последствий сильных дождей, вызвавших подтопление местных автодорог, сообщили в минтрансе республики. Движение по дорогам восстанавливается. Общий ущерб уже превышает 8 млн рублей.
Так, республиканской автомобильной дороге Улан-Удэ-Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян с 209-го по 367-й километры в Баргузинском районе и с 367-го по 498-й километры в Курумканском районе. Ситуация следующая.
В Баргузинском районе в результате обильных дождей произошло разрушение земляного полотна на участке 365+900 км ширина размыва составляла 5-10 метров, глубина — 2 метра), движение восстановлено. С 363-го по 365-й километры продолжается восстановление обочин. Выполнены работы по отсыпке на полную ширину дороги (10 м). В населенном пункте Ярикта размыло подходы к мосту (длина 25 метров, глубина 1,5 метра), подмыло одну бетонную опору. Мост находится в аварийном состоянии. Сейчас движение ведется по объездной дороге (120 метров право от моста). Привлечены экскаватор, три самосвала, фронтальный погрузчик, автогрейдер, десять рабочих (техника и рабочие ООО «Перспектива»).
В Курумканском районе после дождей разрушены земляное полотно, обочины и асфальтобетонное покрытие с 369-го по 470-й километры. На деревянном мосту (381-й км) подмыло опору, произведено ее укрепление. На мосту через реку Могжон разрушена переходная железобетонная плита. Движение идет по объездной дороге. На участках, где вода переливалась воды через проезжую часть, движение восстановлено. Привлекались два экскаватора, три самосвала, фронтальный погрузчик, КамАЗ, три автогрейдера, автокран, бульдозер, два автомобиля дорожной службы, десять рабочих (техника и рабочие ООО «Дорожник»).
Выполнены работы по ликвидации размытых участков автомобильной дороги и досыпка земляного полотна в этих районах.Налажен бесперебойный проезд. Осмотрены существующие деревянные мосты, которые в дальнейшем нужно менять на капитальные. Работы по устранению размывов и устройству объездных дорог выполнены на сумму 1,9 млн. руб.
В Окинском районе на автомобильной дороге Монды – Орлик сильный дождь 27 июня вызвал подъем уровня воды в реке Ока. Вода вышла на проезжую часть на участке 142–143-й километры, подмыв откосную часть земляного полотна. Объем смытого грунта составил 1000 кубометров. А на участке реконструкции автомобильной дороги Монды – Орлик (146-153-й километры) в районе скального прижима Улан-Нуга произошел подмыв земляного полотна на протяжении около 100 м на ширину от 2 до 4 м. Объем смытого грунта оценивается в 1000- 3000 кубометров (точные сведения будут выявлены после нормализации уровня воды в Оке). Работы здесь ведут два автосамосвала, бульдозер, каток, грейдер, экскаватор и 40 человек.
На других участках автомобильной дороги наблюдаются небольшие локальные размывы обочин проезжей части и откосов земляного полотна, вызванные ручьями, образовавшимися от обильных осадков. Уровень воды в Оке продолжает падать. После его нормализации подрядные организации приступят к ликвидации образовавшихся повреждений конструктивных элементов автомобильной дороги. Произведено ограждение размытых участков. Автомобильное сообщение не прервано. Сумма ущерба уточняется.
В Еравнинском и Баунтовском районах продолжается ликвидация последствий чрезвычайной ситуации на автодороге Улан-Удэ-Романовка-Чита (360-383, 506, 516, 517, 523-й километры). Отсыпано 10 700 кубометров грунта по участку 360-383-й километры. По нему организовано движение. Режим ЧС снят. Размыв на участке 439-го километра ликвидирован. Образование пучин на участке 360-383-й километры началось 2 мая. С 15 по 19 мая в Романовке выпало около трех месячных норм осадков, в селе Сосново-Озерское около полутора месячной нормы.
С учетом дорожно-климатических условий в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов региональных дорог, с 15 мая до 14 июня вводилось временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, с временным установлением предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства для Еравнинского района, с 25 мая до 24 июня для Баунтовского района. Однако, несмотря на введенные ограничения, продолжается несанкционированный проезд большегрузных автомобилей. Ущерб от этого составил почти 5 млн рублей.
В Северо-Байкальском районе автомобильная дорога Северобайкальск – Новый Уоян-Таксимо пострадала и от дождя, и после оттайки линзы вечной мерзлоты. Произошли размывы и просадки грунта земляного полотна автомобильной дороги в результате чего прекратилось автомобильное движение, вводился режим. Для восстановления проезда отсыпано 1250 кубометров грунта при исправлении профиля автомобильной дороги. Стоимость выполненных работ превысила 1 млн рублей.
В этом же районе поднявшаяся река Холодная размыла дамбу, защищающую поселок Холодный от паводковых вод. Поток воды по дороге местного значения, идущей от поселка Холодной, вышел на полотно автомобильной дороги Северобайкальск – Новый Уоян –Таксимо. Администрацией Северо-Байкальскогой района введен режим ЧС. Разрушений на этом участке полотна автомобильной дороги нет.