Кирпич окончание для трубы
Кирпич окончание для трубы
В данной статье мы расскажем Вам, как правильно построить трубу дымохода из кирпича.
Из чего состоит дымоход?
Многие ошибочно думают, что кирпичный дымоход — это обычная прямоугольная труба, сложенная из кирпича. Однако, это совсем не так! Труба дымохода из кирпича имеет немало частей. Каких?! Давайте узнаем:
В самом начале такого дымохода находится специальная насадная труба. Данный элемент устанавливается непосредственно на печь. В ней может быть и задвижка. Труба-насадка выкладывается с перевязкой кирпичей. Важно то, что насадная часть кладется лишь до межэтажного перекрытия, не доходя 5-6 рядов до него. Данное место печники называют шейкой распушки. Далее дымоходная кладка проводится с уширением. Такое уширение (распушка) выполняется так, что размеры сечения основного дымоходного канала не меняются.
Важно! При кладке трубы дымохода из кирпича сечение канала в надсадн. трубе и оголовке должно быть одинаковым. То есть, сечение канала в любом месте дымохода должно иметь один размер.
Затем несколькими рядами выкладывается распушка-разделка, уширяя наружную часть дымоотвода на 300–400мм. На чердаке часть дымоотвода называется стояком. Тут проходит ровная труба, доходящая до самой крыши (кровли).
Далее делается еще одна разделка, под названием выдра. Элемент «выдра» образует расширение на дымоотводе со всех его 4-х сторон, не менее 100мм. Это расширение имеет огромное значение – оно не дает атмосферным осадкам попасть напрямую в чердачное пространство. Что зачастую происходит через щель между кровлей и дымоотводом. Отсутствие же выдры негативно – это влечет к проникновению влаги на чердак и к разрушению несущих конструкций перекрытия, крыши.
Выше выдры дымоходная труба выкладывается аналогично, как и стояк. А называется это место — шейка трубы. После него наружная кирпичная кладка снова расширяется — образуется оголовок дымохода. На оголовок устанавливается флюгарка или металлический колпак, который предохраняет внутреннюю часть дымоотвода от атмосферных явлений. Кроме этого, хорошо подобранный колпак/флюгарка способны значительно повысить силу тяги в дымоходе.
Главные элементы конструкции дымохода
- Колпак;
- Оголовок;
- Шейка трубы;
- Выдра;
- Крыша;
- Обрешетка;
- Стропила;
- Стояк;
- Разделка;
- Перекрытие;
- Изоляция;
- Заслонка от дыма;
- Шейка печи.
ВАЖНО! Выдра и распушка могут строиться разными способами. Это зависит от того, как располагается дымоход по отношению к крыше и по отношению к углу ската крыши.
ПОМНИТЕ! Толщина швов между кирпичами влияет на размеры дымового канала.
Кладка трубы дымохода из кирпича
Весь процесс начинается с надсадной трубы. Заканчиваться надсадная труба должна за пять-шесть рядов от перекрытия.
Важно! Следует придерживаться при процессе кладки строгих соблюдений кирпичных «перевязок».
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РАЗДЕЛКИ
Следующим этапом кладки дымохода для печи из кирпича, для камина… является шейка разделки/распушки.
1). Выкладываться она должна из 5 кирпичей. Размер дымового канала – 1,40х2,70 см;
2). Делаем следующий кирпичный ряд – это начало распушки;
3). Внешние размеры дымохода должны быть 590х450мм;
4). Такие размеры получаются за счет вставления половинок и четвертинок кирпича;
5). В дымовой канал ставят кирпичные пластины, это делается для того, чтобы его размеры были соблюдены. Ведь именно благодаря этому дымовой канал не изменяется;
6). Третий кирпичный ряд должен иметь следующие размеры — 510х650мм;
7). Внутрь тоже вставляем кирпичные пластины, толщина которых 60мм.
8). Изнутри мы уже можем увидеть, как разделка приобретают свою необходимую форму.
9). Следующий кирпичный ряд имеет внешн. размеры 570х710мм;
10). Внутрь вставляем кирпичи толщиной 10см.
ОКОНЧАНИЕ РАЗДЕЛКИ
11). Следующий кирпичный ряд (пятый по счету) делаем полностью из целого кирпича;
12). 6 ряд делаем как предыдущий, только с соблюдением «перевязки».
В случае необходимости, если надо сделать разделку выше, выкладываем еще 1 ряд, с «перевязкой» под последнюю кладку (нижележащую).
ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ НА ЧЕРДАКЕ
13). В крыше делаем отверстие для выхода стояка на улицу;
После этого переходим к работам на крыше.
РАБОТА НА КРЫШЕ
15). Выкладываем стояк дальше. Не забываем следить за «перевязкой» кладки из кирпича.
16). Выводим этот стояк на 2-ва ряда выше кровли, потом приступаем к процессу выкладки выдры.
ВЫКЛАДКА ВЫДРЫ
17). Выкладываем выдру в 9 рядов;
18). Делаем каждый следующий ряд на одну-четвертую часть кирпича больше, чем предыдущий ряд (по наружному размеру);
19). Не забывайте соблюдать размеры дымового канала;
20). Необходимо подобрать внутренние кирпичн.пластины так, чтобы дымоходный канал дымохода оставался одинаковым по размеру, без расширения и сужения;
21). Второй ряд — кирпичн.кладка должна образовать только 1 (один) выступ, вперед. А вот наружный размер дымохода по краям должен остаться неизменным.
21). В 3 ряду увеличиваем ширину выдры, это проделывается за счет выдвинутых кирпичей.
22). В результате, передний выступ кладки начинает плавно заходить (выступать) по бокам;
23). 4 ряд – боковые выступы увеличиваются в длину;
24). В 5 ряду еще больше увеличиваются в длине боковые выступы, благодаря этому перекрывается щель/зазор между крышей и дымоходной трубой;
25). 6 ряд – выступы с боков становятся длиннее (боковой зазор почти закрытый);
26). 7 ряд – финиш формирования боковых выступов.
Итак, мы получили передний и 2 боковых выступа. Теперь необходимо выложить задний выступ.
ОКОНЧАНИЕ ВЫДРЫ
27). 8 ряд – делаем последний выступ (четвертый);
28). 9 ряд делаем аналогично 8 ряду.
С особым вниманием относитесь к выбору кирпичных пластин для канала дымохода. Не забывайте соблюдать кирпичную «перевязку» и размеры канала.
ВЫКЛАДКА ШЕЙКИ
29). 10 ряд – начало формирования шейки дымоходной трубы;
30). Выкладываем шейку дымохода;
Высота дымохода влияет на размер шейки. Необходимо соблюдать все правила по устройству высоты трубы над крышей . Продуктивность работы печи, камина зависит от соблюдения этих параметров.
ФИНИШ — ОГОЛОВОК
Шейка готова, приступаем к выкладке оголовка.
31). Выкладка оголовка делается так, как разделка/распушка;
32). Окончив кладку, оденьте колпак для дымохода , либо флюгарку.
Рекомендации
Ну вот, дымоход для камина (печи) из кирпича сооружен. Но есть некоторые нюансы, о которых Вы должны помнить, знать.. мы Вам о них расскажем:
- Выполняя кладку, не забывайте про «перевязку» кирпичей. Особенно это важно, когда в дело идут половинки, четвертинки. Также это касается и кирпичных пластин.
- Мастера без особого труда могут отколоть часть кирпича, которая подходит по размеру. Но для уверенности лучше использовать специальную машинку (шлифовально-отрезную) в этих целях. Она станет помощником Вам и отрежет тот размер кирпича, который необходим. Особенно это важно для пластин, формирующих дым. канал при устройстве выдры или разделки.
- ВАЖНО! Чем тоньше швы кладки, тем будет больше прочность всей конструкции дымохода. Потому перед тем, как отрезать нужную часть кирпича, измерьте место (область) его установки и потом отметьте линию отреза маркером на кирпиче.
По такому же принципу делают и дымоход из кирпича в бане .
Как выглядит ГОТОВЫЙ дымоход из кирпича
Возможен и другой вариант…
Можно выполнить совсем обычную кладку дымохода. А именно: начиная от самой надсадной трубы дымохода и заканчивая оголовком, выложить ровную трубу, без выступов — в одном размере.
Также, при недостатке практики в кладке таких непростых элементов, как распушка, выдра, возможно поступить так — выполнить данные элементы из бетона:
- Перед выкладыванием дымохода подготовить металлические пруты. Для чего подойдут проволока, металлическ. пруты, либо арматура диаметром 6 – 7мм.
- Во время выкладки дымохода определить место разделки и выдры, вмонтировать в кладку отрезки металлической арматуры. Важно, чтобы металлическая арматура не пересекала дымовой канал.
- Когда кладка всего дымохода закончится, установить опалубку в определенных, нужных местах, подготовить раствор и потом залить его.
Как видите, трубы дымохода из кирпича предполагают различные варианты постройки. Подбирайте любой, более удобный для Вас и вперед, за дело! А мы Вам пожелаем УДАЧИ!
Дымовая труба
Дымова́я труба́ (дымоход) — инженерная система жизнеобеспечения зданий и сооружений, предназначенная для отведения продуктов сгорания от работающих теплогенерирующих аппаратов в атмосферу, посредством естественного или принудительного побуждения тяги, на безопасную высоту (удалённость) для людей и зданий. Промышленные дымовые трубы выполняются преимущественно вертикальными и цилиндрическими, могут достигать до нескольких сотен метров в высоту.
Принцип действия дымовой трубы, может быть как с естественной тягой, так и при помощи механических побудителей тяги, обеспечивает перемещение массы дымовых газов в направлении к устью трубы.
Материалы для изготовления дымоходов:
- Керамический кирпич, толщина стенок минимально 120 мм;
- Жаростойкий бетон, минимальная толщина стенок 65 мм
- Асбестоцементные трубы, с ограничением максимальной температуры в 300 градусов по Цельсию;
- Материалы обоснованные проектным расчетом на каждый из объектов индивидуально;
- Материалы допущенные к применению согласно сертификации заводов-изготовителей.
В настоящее время выпускаются дымоходы из: Вермикулитобетона, Эмалированных труб, стеклянные и Композитные материалы
Высота дымоходов один из основных параметров дымовых труб определяется: Работоспособностью аппаратов, отношением в препятствиям и безопасностью относительно людей и зданий.
Сечение дымоходов — основной параметр определяющий пропускную способность канала. Выбирается площадь сечения канала согласно расчетам, нормативам и документам производителей оборудования.
В системах, использующих дымохо́ды — вертикальные, наклонные и горизонтальные [1] каналы для отвода дымовых газов от горелок, печей, плит, и других устройств сжигания топлива — дымовая труба является концевым элементом дымоходной системы. Отводимые по дымоходу газы поступают в дымовую трубу, по которой они затем выпускаются в атмосферу. К одной трубе могут одновременно подсоединяться несколько дымоходов от различных потребителей (теплогенерирующих аппаратов), если это согласовано с нормативами и документами на оборудование.
Содержание
- 1 История
- 2 Назначение дымовых труб
- 3 Конструкция и материалы
- 4 Оголовок дымовой трубы
- 5 Дымовая тяга
- 6 Основные проблемы
- 7 Уход за дымовыми трубами
- 8 Другие применения
- 9 Снос труб
- 10 Судовые трубы
- 11 Известные дымовые трубы
- 12 Галерея
- 13 См. также
- 14 Примечания
- 15 Литература
- 16 Ссылки
История [ править | править код ]
Впервые дымоход описал грек Теофраст в IV в. до н. э. [2]
В античном мире использовались трубы внутри стен здания для отвода газов пекарен, однако настоящие трубы появились только в Европе в XII веке. Промышленные дымовые трубы появились в конце XVIII века.
Возникновение дымовых труб неразрывно связано с отопительными сооружениями. Наиболее простое из них — костёр, окружённый камнями. Такая отопительная «конструкция» позволяла в древности погреться у огня, приготовить нехитрую снедь, но не более. Вопросом как же запастись теплом про запас, люди стали задаваться гораздо позже, когда начали кочевать все дальше и дальше на север. К примеру, в Уссурийской зоне, по свидетельствам В. К. Арсеньева, писателя-путешественника, исследовавшего те края, жилища поселенцев из Кореи обогревались весьма интересными дымоходными каналами, которые были проложены в полу дома и проходили в жилых зонах, обогревая их. Выходили продукты сгорания наружу через дуплистое дерево, заменявшее им внешнюю часть дымовой трубы.
На Руси отопление велось вообще без использования дымоходных труб — по-чёрному. До XVII столетия даже в условиях города у всех сословий печи отапливались таким способом. Данный метод отопления жилого помещения был небезопасен, поскольку в доме могли скапливаться вредные для человека угарные газы. Выглядело жилье, отапливаемое таким методом, не вполне презентабельно — стены и печи все время приходилось обновлять. Кстати, побелка печей ведётся очень давно и изначально она была предназначена не для обеспечения эстетической привлекательности отопительной конструкции, а для отслеживания её рабочего состояния — на белой поверхности отчётливо проступают любые трещины и расщелины, так как на них оседает копоть.
Назначение дымовых труб [ править | править код ]
Основным предназначением дымовых труб является отвод газов (продуктов сгорания топлива в топливнике). Вместе с ними через трубу удаляются дым, сажа, смола, водяные пары, паразитный воздух (не участвующий в горении), пепел, зола и копоть, которые, при неправильном формировании внутренних поверхностей дымохода, и при переохлаждении, могут оседать на его стенках, затрудняя в дальнейшем прохождение дымовых газов. Чтобы этого не происходило, необходимо внутреннюю поверхность дымоходных труб делать как можно более ровной и гладкой, без выбоин, щелей и выступов, чтобы саже и копоти не было за что «зацепиться». Но недопустимо выравнивать внутреннюю часть дымовой трубы оштукатуриванием.
Ещё одним предназначением дымовых труб является обеспечение нормальной тяги в печи, которая находится в прямом соотношении с сечением и высотой дымового канала. Температура продуктов сгорания на выходе из трубы должна превышать 373 К (около 100°С), что позволяет создавать в отопительной конструкции естественную тягу — путём замещения горячих слоев воздуха холодными. В связи с этим стенки дымовой трубы должны быть достаточно теплоизолированы.
Конструкция и материалы [ править | править код ]
В России широко распространены дымовые трубы из кирпича. Кирпичная дымовая труба может состоять из следующих элементов (сверху вниз):
- металлический колпак (он же дымник, зонт или флюгарка)
- оголовок
- шейка
- увод оси в сторону
- боров
- откос
- выдра †
- стояк †(разговорное)
- дымовые (шиберные) задвижки;
- вьюшка;
- основание (опора)
- конденсатосборник с отводом конденсата
- дымовой патрубок, для подключения к источнику отводимого в трубу газа.
- дымооборот (канал внутри печи)
- фундамент
† Примечание. В местах соприкосновения участка трубы со строительными конструкциями здания или сооружения (крыша, перекрытия, стены, перегородки), используется распушка (разделка), обеспечивающая тепловую изоляцию и предупреждение возгорания конструкций.
Модульные дымовые трубы собирают из сборных металлических секций заводского изготовления. Металлические дымовые трубы могут быть самонесущими. Если труба не является самонесущей, секции трубы крепят к стенам, рамам, фермам или иным несущим конструкциям. Внешняя и внутренняя поверхности трубы могут делаться из разных металлов — к примеру, из кислотостойкой нержавеющей стали для внутренней поверхности и алюминия для наружной — а пространство между ними заполняться теплоизоляционным материалом.
Бетонные дымовые трубы могут изготавливаться из сборных элементов или монолитного бетона.
Оголовок дымовой трубы [ править | править код ]
Служит многим целям: защита от снега и дождя, увеличение тяги, украшение крыши.
Дымовая тяга [ править | править код ]
Q = C A 2 g H T i − T e T i <2;g;H;-T_>>>>>>
где: | |
Q | = дымовая тяга/поток тяги, м³/сек |
---|---|
A | = сечение дымовой трубы, м² (подразумевается, что оно не меняется с высотой) |
C | = коэффициент расхода (обычно берётся от 0,65 до 0,70) |
g | = ускорение свободного падения, 9,807 м/сек² |
H | = высота трубы, м |
Ti | = средняя температура внутри трубы, K |
Te | = температура наружного воздуха, K |
Основные проблемы [ править | править код ]
Их две — отложения изнутри, которые сокращают сечение дымохода, и разрушение изнутри и снаружи самой трубы под действием агрессивных дымовых газов и ветровой нагрузки. Также высокие трубы должны быть заметны издалека для летательных аппаратов. Для этой цели их красят преимущественно в интернациональные красный и белый цвета в соответствии с нормами авиационной безопасности (так называемая маркировочная окраска) [3] . Дело в том, что полосатая окраска почти моментально бросается в глаза, и лётчики (пилоты) видят, что на их пути препятствие.
Ночью на трубах должны гореть красные сигнальные огни. Предназначены они для той же цели, что и маркировочная красно-белая окраска [4] . Иногда даже дымовые трубы оснащаются ночной подсветкой.
Уход за дымовыми трубами [ править | править код ]
Дымовые трубы нуждаются в постоянном уходе — без этого они быстро теряют рабочую способность, засоряясь и забиваясь сажей и копотью. Чистку дымоходных труб необходимо проводить до или после отопительного сезона, то есть в то время, когда они не функционируют. Своевременное обследование трубы позволяет выявить возникшие дефекты и обеспечить нормальную циркуляцию воздуха в отопительном сооружении. Уход за дымовой трубой предполагает проверку подсоединений (патрубка, гильзы) и того, нет ли каких-либо выступлений, препятствующих подаче кислорода. При обнаружении трещин в трубе их необходимо устранять, поскольку попадание в них влаги может привести к полному разрушению труб в холодный период, когда вода в них, замёрзнув, расширит швы. Раствор из швов заменяют каждые пять-десять лет, что входит в капитальный ремонт дымовых труб. Профилактическая чистка труб предполагает удаление из канала пепла, сажи и копоти, осевших на его стенах. Одним из видов ремонта и улучшения характеристик дымохода является гильзовка.
Другие применения [ править | править код ]
Некоторые высокие трубы используются в качестве держателя антенн передатчиков ТВ и мобильной связи, а иногда даже и в качестве опор ЛЭП (примеры: Конаковская ГРЭС в городе Конаково Тверской области, Выборгская ТЭЦ в Санкт-Петербурге и Каширская ГРЭС в Кашире). В этих случаях приходится принимать специальные меры по защите от коррозии, так как большинство дымовых газов коррозийно активны.
Две дымовые трубы Конаковской ГРЭС используются также в качестве опор ЛЭП
То же самое и на Выборгской ТЭЦ Санкт-Петербурга
Дымовые трубы промышленные: виды и возведение
Дымовые трубы используются для отвода продуктов сгорания топлива в атмосферу. Они могут иметь различную высоту, которая зависит от их предназначения. Так, дымовые трубы промышленного типа могут достигать высоты более 300 метров. Значительная высота также необходима для создания разрежения в топливных устройствах, в которых естественная тяга является обязательным условием работы.
Материалами для изготовления дымоотводов являются кирпич, металл и бетон. Но поскольку изготавливать подобные сооружения из металла очень дорого, то такие конструкции можно встретить очень редко. Наибольшей эффективностью обладают кирпичные и бетонные трубы, о которых и пойдет речь в данной статье.
Изготовление дымовых труб
Дымовые промышленные трубы небольшой высоты (до 80 м) изготавливаются, как правило, из кирпича. Сооружения большей высоты целесообразнее строить из бетона или железобетона. Так удается снизить их себестоимость. В отдельную категорию можно вывести трубы для отвода горячих газов (более 500 градусов). Для них используется металл или кирпичная кладка. Футеровка таких труб является обязательной.
Футеровка газовых труб выполняется из обычного или огнеупорного кирпича. Она может выполняться как с зазором между трубой и футеровкой, так и без него. Если зазор имеется, то он может быть вентилируемым или невентилируемым.
Любая труба состоит из:
- кирпичного или бетонного фундамента,
- ствола,
- комплекта фурнитуры.
Нижняя часть любого дымоотвода (5-8 метров) называется цоколем, а верхняя часть — головкой. К фурнитуре относятся усилительные скобы (для кирпичных сооружений), лестницы или скобы для монтажников, площадки для размещения световой сигнализации, а также молниезащита.
Молниезащита промышленных дымовых труб состоит из молниеприемника и заземления, которые соединены между собой токопроводящим проводом. В качестве молниеприемника и заземления используются газовые металлические трубы. По своей форме дымоотвод изготавливается в виде усеченного конуса, постепенно сужаясь кверху.
Трубы промышленные дымовые из кирпича
Кирпич является наиболее популярным материалом для создания подобных конструкций. В былые годы вообще не было бетонных сооружений, так как были очевидные проблемы с подъемной техникой. Кирпич же можно укладывать вручную, что делает подобное строительство достаточно быстрым процессом.
Фундамент дымовой промышленной трубы представляет собой бетонную плиту в основании цилиндрического стакана. Фундамент обычно изготавливается из бетона или железобетона. Весь ствол разбит на пояса, каждый из которых по толщине своих стенок уступает предыдущему поясу. Между собой пояса разделяются уступами, выполненными на внутренней стороне ствола.
Как правило, соседние пояса имеют различие в толщине своих стенок в половину кирпича. Различные пояса могут иметь различную высоту, которая зависит от общей массы конструкции и нагрузки на трубу.
Толщина стенок верхнего пояса составляет один кирпич (если диаметр трубы менее 3 м) или полтора кирпича (при диаметре более 3 м). Существует и ограничение по высоте для верхнего пояса. Она ограничена 12 метрами при толщине стенок в 1 кирпич.
Дымовые трубы промышленные обязательно должны иметь армирование. Для этого используют кольцевую арматуру, которую укладывают в швы между рядами кирпича по периметру кладки.
Кольцевая арматура прокладывается в каждый четвертый ряд кирпича по высоте. Кроме того, применяют и вертикальное армирование стальными стержнями, состыкованными между собой.
Снаружи все кирпичные трубы охватываются защитными кольцами, которые защищают конструкции от теплового разрушения. Кольца изготавливаются из стальных полос толщиной около 1 см. Они состоят из отдельных звеньев, соединяемых между собой замками. Шаг расположения колец составляет 0,5-1,5 м.
Особенности футеровки кирпичной дымовой трубы
Если кирпичной трубе по условиям эксплуатации необходима футеровка, то она также выполняется поясами. Каждый пояс футеровки опирается на имеющиеся на стволе трубы уступы.
При температуре внутри трубы менее 300 градусов между стволом и футеровкой обустраивается воздушный зазор около 5 см. Если температура более 300 градусов, то между кирпичом и футеровкой помещают слой каменной ваты в качестве теплоизолятора.
Футеровка может быть выполнена из обычного глиняного кирпича, хотя в ряде случаев используется огнеупорный кирпич, особенно при очень высоких предполагаемых температурах:
- До температуры 350 градусов кладка футеровки осуществляется на обычном цементном растворе.
- При больших температурах в раствор добавляется шамотная глина.
- Если же внутри трубы температура более 500 градусов, то используют только огнеупорный кирпич. При этом кладку производят на особом шамотном растворе.
В отдельных случаев в состав футеровки могут вводиться дополнительные ингредиенты. Например, для антикоррозийной защиты ствола.
Трубы дымовые промышленные из железобетона
Особенность железобетонных конструкций состоит в том, что стенки таких труб тоньше кирпичных стенок. Это уменьшает общий вес труб, позволяя сэкономить на материале и времени возведения сооружений. Современная техника позволяет полностью автоматизировать изготовление железобетонных конструкций.
Стенки просто заливаются готовым бетонным раствором в подготовленную скользящую или переставную опалубку. Это позволяет плавно уменьшать толщину трубных стенок, сужая их кверху. Уступы в таких конструкциях не нужны. Для укладки слоя футеровки внутри таких труб обустраивают специальные консольные конструкции, которые после окончания работы удаляют.
По своей конструкции промышленные дымовые трубы могут быть составными или монолитными. Составные сооружения собираются наподобие конструктора, из отдельных поясов. Каждый пояс, расположенный выше, имеет меньший диаметр стенок.
Для примера можно привести следующие значения. В нижней части трубы высотой около 150 м толщина бетонной стенки составляет примерно 50 см, а в самой верхней своей части всего 15 см.
Все бетонные дымоотводы подлежат обязательному армированию. Для этого используют вертикальную и кольцевую арматуру. При температуре внутри ствола более 100 градусов необходима футеровка. При относительно невысоких температурах футеровка выполняется в половину кирпича с зазором между кирпичом и бетоном около 4-5 см. При более высоких температурах воздушный зазор может доходить до 15 см. Кроме того, производится прокладка теплоизоляционного слоя.
Какой бы на вид прочной и незыблемой ни была дымовая промышленная труба, необходимо придерживаться обязательных правил безопасности. Внутри ствола может быть нарушена футеровка, в результате чего горячие газы будут воздействовать на стенки, разрушая их. Это является основной проблемой высотных дымоотводов. Поэтому каждые 5 лет должна быть проведена экспертиза промышленной безопасности дымовых труб.
Ошибки и нарушения, допускаемые при возведении дымовых труб, могут перечеркнуть будущее таких сооружений и привести к возникновению непредвиденных осложнений в наиболее неподходящий момент. Тогда лишь демонтаж промышленных дымовых труб и их повторное возведение могут спасти ситуацию. А это уже влечет за собой огромные финансовые и бытовые проблемы.
Раствор для кладки кирпичной печной трубы
При строительстве печи часто возникает трудность, какой брать раствор для кладки трубы. Ведь красный керамический кирпич взаимодействует не со всеми составами. Для кладки печной трубы не подходит тот же раствор, который использовался при строительстве кирпичных стен. Однако его применять не рекомендуется, так как он не выдержит высоких температур. Для отопительных систем существуют специальные термоустойчивые составы.
Компоненты смесей и их виды
В зависимости от вида и способа использования конструкции выбирается связующий раствор. Во время эксплуатации печи внутри трубы действуют дым, испарение и химические кислоты. Поэтому для дымохода важно правильно приготовить раствор. Как правило, он состоит из растворителя (то есть воды), вяжущих веществ и заполнителя. При застывании объем уменьшается, а наполнитель не позволяет ему крошиться и сохраняет изначальный размер. Вяжущий компонент выполняет важную функцию — при переходе в твердое состояние образует прочную связь между кладочным материалом.
Смеси отличаются по некоторым характеристикам:
- По плотности в сухом состоянии:
- легкие;
- тяжелые.
- По вяжущему свойству:
- известковый;
- цементный;
- глиняный;
- смешанный.
При облицовке печных конструкций кирпичом используют соответствующий вид раствора.
Также растворы делятся на кладочные (укладка фундамента, кирпича, камня, дымохода), отделочные (облицовка печных сооружений кирпичом) и специальные. Простая смесь состоит только из наполнителя и одного вязкого компонента, смешанный и сложный — из нескольких вяжущих компонентов и наполнителей. В сложном составе название определяется по основному компоненту с сильным вяжущим действием.
Если правильно подобрать густоту смеси, она получится однородной, без лишних соединений и будет легко выдавливаться на кирпич при легком нажатии.
Известковая смесь
Метод приготовления зависит от свойства извести:
- При медленном гашении насыпать компонент на четверть объема и добавить воды. После образования трещин аккуратно размешивать, добавляя понемногу воду небольшими дозами, до получения жидкого состояния (известкового молока).
- При среднем гашении известь засыпать на ¼ и наполовину залить водой. После образования пара хорошенько перемешать и подливать воду до полного гашения.
- При быстрогасящейся извести налить ½ воды и добавить известь. После появления пара тщательно перемешать до окончания процесса гашения и протереть через сито. Если раствор получился густым, добавить еще воды до однородного состояния.
Вернуться к оглавлению
Глиняный раствор
Для правильного получения смеси на подготовленные доски укладывается глина. Класть слоями, смачивая каждый водой до размягчения. Сверху кладется слой песка. Его пропорция с глиной составляет 1:1 или 1:2, а количество воды — четверть от объема глины. После этого раствор смешивается и делят лопатой на пласты, собирают в комочки, удаляя ненужные частички, и снова смешивают до получения однородной массы без сгустков. Готовый раствор не должен быть жидким и растекаться.
Цементная смесь
Такой состав наиболее прочный. Существует два способа получения:
- Смешивается сухая смесь из песка и цемента, параллельно готовится известь до состояния сметаны, далее соединяются составы и тщательно перемешивают. Для получения требуемой густоты добавляется жидкость и размешивается до нужной консистенции.
- Смешать цемент с водой и добавить в приготовленный раствор из извести и песка. Такая смесь более пластична, быстро схватывается, но менее прочная, чем при первом способе приготовления. Соотношение материалов составляет от 1:1 до 1:6.
Вернуться к оглавлению
Известково-гипсовый состав
Чтобы отштукатурить кирпичную печь, используют такую смесь. Она недорогая, а с добавлением цемента и извести можно применить для кладки дымовой кирпичной трубы. С таким составом легко работать и он быстро застывает. Главное — правильно рассчитать пропорции и получить необходимую однородную консистенцию.
Применение растворов для кладки печной трубы из кирпича
Известковый состав применяется для кладки трубы печи. Готовится смесь из воды и извести с добавлением песка. Приготовленный по правилам раствор выдерживает высокие температуры, устойчив к влаге и обеспечивает надежность и долговечность печи, качественно соединяя кирпичи. Для создания более прочной смеси добавляют цемент, а для быстроты застывания при шпаклевочных работах — гипс.
Глиняный состав не подходит для кладки дымохода, так как не выдерживает влагу, что приводит к образованию трещин. Но при этом устойчив к повышению температуры, поэтому используется в качестве смеси для основной части печного сооружения. Однако такой раствор не должен отличаться от состава кирпича, быть прочным и не выделять испарений. Для увеличения прочности добавляют 100—200 грамм соли за час до смешивания. Кладка делается на основе огнеустойчивой глины и шамотного кирпича. Цементная смесь используется для постройки труб. Она быстро схватывается, поэтому работать с ней необходимо в течение часа после смешивания, в противном случае раствор начнет терять прочность. После укладки раствор закрывается стружками и смачивается водой 4—5 дней.