Freewaygrp.ru

Строительный журнал
41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает крутизна откосов

Жд транспорт торфа — Грунты земляного полотна

Содержание материала

  • Жд транспорт торфа
  • Виды транспорта
  • Особенности, состояние
  • Устройство путей
  • Грунты земляного полотна
  • Насыпи на торфяном
  • Верхнее строение
  • Верхнее строение — шпалы
  • Верхнее строение — рельсы
  • Временные пути
  • Искусственные сооружения
  • Схемы внутримассивных
  • Схемы путей
  • Неисправности путей
  • Классификация работ
  • Текущее содержание путей
  • Ремонт пути
  • Организация и механизация
  • Машины для укладки
  • Машины для отсыпки полотна
  • Машины для рельсов
  • Машины для уборки снега
  • Машины для сварки рельсов
  • Железнодорожные станции
  • Станционные пути
  • Соединения путей
  • Путевые посты и разъезды
  • Поселковые станции
  • Станции при потребителях
  • Электрическая централизация
  • Вагоны
  • Мотовозы
  • Тяга
  • Электровозная тяга
  • Контактная сеть
  • Эффективность новой тяги
  • Тяговые расчеты
  • Определение веса поезда
  • Тормозные расчеты
  • Определение времени хода
  • Расход топлива
  • Метод тяговых расчетов
  • Работа транспорта
  • Организация движения
  • Использование состава
  • Ремонтные устройства
  • Экипировочные устройства
  • Погрузка торфа
  • Работа погрузочного крана
  • Организация работы погрузки
  • Погрузочные непрерывного
  • Перегрузка торфа
  • Механизация выгрузки торфа
  • Классификация перегрузочных
  • Перегрузочные устройства
  • Передвижные погрузочные
  • Торфовыгружатели
  • Капиталовложения
  • Себестоимость перевозок

Для сооружения насыпей применяются почти все виды грунтов, имеющих на месте постройки пути, за исключением жирных глин, илистых и солончаковых грунтов. Дренирующие грунты — камень, галька, гравий, крупно- и среднезернистые пески являются наилучшими грунтами, обладающими водопроницаемостью и несжимаемостью, чем обеспечивается устойчивость земляного полотна. Чем больше содержится в грунте глинистых частиц, тем грунт хуже как материал для земляного полотна.
Глина водонепроницаема, сильно размягчается водой, разбухает и увеличивается в объеме. Эти свойства являются отрицательными для насыпей.

Растительная земля, чернозем и торф в раздробленном виде также используются для сооружения насыпей. Дерн при насыпях до 1 м не применяется.
Земляное полотно, устраиваемое на торфяной залежи, должно сооружаться главным образом из дренирующих грунтов. Эти грунты имеют следующие основные положительные свойства: обладают водопроницаемостью; равномерно распределяют давление на основание торфяной залежи; благодаря значительному внутреннему трению сохраняется крутизна откосов при увлажнении.
Сооружение земляного полотна на торфозалежи из других грунтов возможно, но оно будет менее устойчиво и содержание его будет дорогим.
Наиболее распространенными грунтами на торфопредприятиях являются песчаный и супесчаный.

Насыпи и выемки на минеральных грунтах

Поперечные профили, имеющие размеры, установленные техническими условиями проектирования и применяемые в нормальных геологических и гидрогеологических условиях, называются нормальными.
Поперечные профили насыпей показаны на рис. 2-3. Насыпь имеет: верх земляного полотна, откосы, бермы и канавы, или резервы.
Верх земляного полотна под один путь имеет как в насыпи, так и выемке очертание трапеции с высотой 0,06 м, а под два пути — равнобедренного треугольника с высотой 0,15 м. Это делается для того, чтобы обеспечить отвод поверхностных вод и избежать впадин при усадке полотна.

Ширина земляного полотка в зависимости от рода грунта, м

Категория железных дорог

Все грунты за исключением скалы, щебня, гравия к чистого песка

Скала, щебень, гравий и чистый песок

В грунтах скальных, щебенистых, гравийных, крупно- и среднепесчаных верх полотна делается горизонтальным. Ширина В земляного полотна принимается для постоянных путей в зависимости от рода грунта и категории путей. Нормальная ширина поверху однопутного земляного полотна на прямых участках принимается по табл. 2-1.
Земляное полотно на кривых участках пути при радиусах 300 м и менее уширяется с наружной стороны кривой на 0,15 м.
Крутизна откосов зависит от вида грунта, из которого сооружаются земляное полотно и высоты насыпи.

Рис. 2-3. Поперечные профили насыпей на минеральном основании.
а — насыпи без резервов высотой до 1 м; б — насыпи с резервами при высоте до 6 м и грунтах, допускающих полуторные откосы; в — насыпи высотой до 12 м с резервами.
Н — общая высота насыпи: Н0 — высота насыпи с крутизной откосов 1:1.5; Н1— высота насыпи с крутизной откосов 1:1,75; Н2 — ширина земляного полотна.

Крутизна откосов устраивается полуторная для насыпей из гравия, гальки, щебня и крупно- и среднезернистого песка при высоте до 10 м, а при прочих грунтах до 6 м. При большей высоте насыпей в нижней ее части откосы устраиваются крутизной 1:1,75.
Резервы, грунт из которых идет в тело насыпи, устраиваются в виде широких канав с обеих сторон полотна или с одной.
Резервы, кроме того, служат и водоотводными устройствами.
В поперечном направлении дно резерва при ширине до 10 и должно иметь уклон от полотна 0,02, а при ширине более 10 м уклон делается к середине резерва.
В продольном направлении резерву придается уклон не менее 0,002. В пределах станционных путей и искусственных сооружений закладка резервов не производится.
Между подошвой насыпи и бровкой резерва или водоотводных канав оставляется площадка, называемая бермой. Берма предохраняет основание от выпучивания, а также от возможного размыва водой. Ширина бермы делается не менее 2 м, а для насыпей высотой до 2 м, отсыпаемых из резервов, допускается уменьшение бермы до 1 м.
На рис. 2-3а показан поперечный профиль насыпи высотой до 1 м в равнинной местности при отсутствии ясно выраженного поперечного уклона с водоотводными канавами с каждой стороны пути.
На рис. 2-36 показан поперечный профиль насыпи с резервами при высоте до 6 и грунтах, допускающих полуторные откосы, и на рис. 2-3в—при высоте насыпи до 12 м.
Устройство насыпей на местности, имеющей поперечный уклон более 1/5, производится с предварительной обделкой поверхности земли уступами. Делается это во избежание поперечного перемещения насыпи.
Для предохранения земляного полотна от снежных заносов насыпи должны устраиваться высотой не менее высоты снежного слоя, но не менее 0,6 м.
Поперечные профили выемок показаны на рис. 2-4.
Выемка имеет: верх земляного полотна, откосы, кюветы, а в отдельных случаях обрезы, кавальеры, банкеты и банкетные канавы.

Крутизна откосов в выемках зависит от рода грунта.
В благоприятных геологических и гидрогеологических условиях крутизна откосов выемок глубиной до 12 м в глинистых, суглинистых и супесчаных грунтах однородного напластования принимается 1:1,5.
Кюветы (канавы) устраиваются с обеих сторон от оси полотна для отвода воды из выемки.

Рис. 2-4. Поперечные профили выемок.
а — выемки без кавальеров; б — имечки с кавальерами; в — выемки в мелком песке и жирных глинах, Н — глубина выемки; В — ширина земляного полотна.

Кюветы имеют форму трапеции с шириной понизу и высотой 0,50 м. Крутизна откосов у кюветов со стороны полотна 1:1, а с полевой стороны 1 : 1,5.
В продольном направлении кюветам придается уклон не менее 0,002. Кавальеры образуются в результате разработки выемок и располагаются по одну или по обеим сторонам выемки. Подошва кавальера должна отстоять от бровки выемки на расстоянии не менее 5 м в зависимости от устойчивости грунта, в котором сооружается выемка. Крутизна откосов кавальера принимается такой же, как и для насыпей. В местах, подверженных снежным заносам, при выемках глубиной менее 2 м кавальеры не отсыпаются.
Банкеты — продольные валики треугольной формы— устраиваются из грунта на обрезах между кавальерами и верхними ребрами откосов выемки для предохранения выемки от попадания в нес воды с обрезов с нагорной стороны.
Между банкетом и кавальером делается банкетная канава для отвода воды с последних.
Вместо банкетов с банкетными канавами разрешается производить планировку поверхности земли от кавальера к бровке откоса выемки с уклоном от 0,02 до 0,04 с обсевом травами спланированной поверхности. В лесных местностях, на косогорах круче 1:5 и в скальных выемках банкеты и банкетные канавы, как правило, не устраиваются.
На рис. 2-4а показан поперечный профиль выемки в равнинной местности без кавальеров, а на рис. 2-46 — с кавальерами и устройством банкета и банкетной канавы
На местности, имеющей поперечный уклон, устраивается нагорная канава.
В выемках, устраиваемых в мелкозернистом песке, лёссе, легко выветривающейся скале и в жирных глинах у подошвы откоса за кюветом, в уровне бровки полотна делается полка шириной 1—2 м. Поперечный профиль такой выемки показан на рис. 2-4в.

Краткие теоретические сведения

Поперечный профиль (рис. 2.1, 2.2) земляного полотна на перегоне проектируется в зависимости от местных условий в соответствии с требованиями СНиП 32-01-95 и ПТЭ.

При проектировании земляного полотна должны выполняться следующие эксплуатационные требования:

1) обеспечение длительной эксплуатации с минимальными отказами при расчетной грузонапряженности проектируемой дороги и максимальной расчетной скорости движения поездов;

3) равнонадежность по протяжению независимо от вида применяемых грунтов и естественного состояния основания.

Полоса земли, на которую опирается насыпь, является основанием насыпи. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием – подошвой откоса.

Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания по оси (рис. 2.1). Горизонтальная проекция линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса h к заложению, которое обозначается 1 : n, – крутизной откоса. Крутизна откосов должна обеспечивать их надежную устойчивость и устанавливается в зависимости от высоты насыпи, свойств грунтов, геологических, гидрологических и климатических условий местности. Большое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полуторными.

Рис. 2.1. Поперечный профиль насыпи

Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется продольными водоотводными канавами шириной по дну и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне – только с нагорной стороны. Если насыпь возводится из местного грунта, взятого рядом с насыпью, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами.

Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы принимается не менее 7,1 м, а с противоположной стороны – не менее 3 м. Для отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02 – 0,04.

Типовой поперечный профиль выемки приведен на рис. 2.2. Основная площадка при этом имеет те же размеры, что и при насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках устраиваются продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами, они имеют глубину не менее 0,6 м, ширину по дну не менее 0,4 м и продольный уклон дна не менее 0,002. Вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи в другом месте, укладывается за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами.

Рис. 2.2. Поперечный профиль выемки

Ширина земляного полотна (в уровне основной площадки) новых железных дорог на прямых участках пути в пределах перегонов принимается по нормам, приведенным в табл. 2.1. Для двухпутных линий ширина земляного полотна увеличивается на 4,1 м.

На участках, расположенных в кривых, размеры основной площадки увеличиваются с наружной стороны кривой в зависимости от величины радиуса в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-83 (табл. 2.2).

Кроме этого на кривых участках двухпутных линий в связи с увеличением расстояний между осями смежных путей ширина основной площадки земляного полотна на перегонах (при одинаковом возвышении наружных рельсов обоих путей) дополнительно увеличивается в соответствии с данными табл. 2.3.

Основные положения и порядок выполнения

По заданной рабочей отметке, количеству главных путей выбирается поперечный профиль:

• выемка глубиной до 12 м, однопутная железнодорожная линия (рис. 2.1);

• выемка глубиной до 12 м при поперечном уклоне местности не круче 1:3, двухпутная железнодорожная линия (рис. 2.2); выемка на косогорах (рис. 2.3).

Табл. 2.2. Вид грунта

Наименование грунта
0, 1 Скальные слабовыветривающиеся
2 Скальные выветривающиеся
3 Скальные легковыветривающиеся
4 Крупнообломочные, песчаные, глинистые (в том числе лёссовидные) твердой, полутвердой, тугопластичной консистенции
5 Глинистые и пылеватые грунты в районах избыточного увлажнения
6 Пески мелкие барханные в засушливых районах
7 Лёссы на неорошаемых участках в районах с засушливым климатом
8, 9 Лёссы вне районов с засушливым климатом

Слева и справа от основной площадки строятся кюветы, которые имеют глубину 0,6 м, ширину по дну 0,4 м. Крутизну откосов кюветов с полевой стороны назначают равной крутизне откосов выемки, а со стороны пути – 1:1,5. Продольный уклон дна не менее 0,002.

С внешней стороны границы кюветов, выдерживая необходимые величины крутизны, вычерчиваются откосы выемки в одну и затем в другую стороны. Откосы имеют в зависимости от рода грунта и глубины выемки различную крутизну от 1:0,1 до 1:2 (табл. 2.3).

С нагорной стороны строится банкет и забанкетная канава. Банкет отсыпается высотой не более 0,6 м на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса выемки. Поверхности банкета придают уклон 0,02…0,04 в сторону забанкетной канавы. Банкет отводит атмосферную воду в забанкетную канаву, глубина которой принимается не менее 0,3 м, с продольным уклоном не менее 0,005. При поперечном уклоне местности круче 1:5 банкет не устраивают, но укрепляют откосы выемки.

Рис. 2.1. Выемка глубиной до 12 м

Рис. 2.2. Выемка глубиной до 12 м с шириной основной площадки 11,7 м

при поперечном уклоне местности не круче 1:3

Табл. 2.3. Крутизна откосов выемок

Вид используемого грунта Высота откосов выемок, м Крутизна откосов выемок
0, 1 12 1:0,2
2 12 1:1
3 12 1:1,5
4 12 1:1,5
5 6 1:2
6 12 1:1,75 – 1:2
7 12 1:0,1 – 1:0,5
8, 9 12 1:0,5 – 1:1,5

Рис. 2.3. Выемка на косогорах

На расстоянии не менее 0,5 м от забанкетной канавы и не менее 5 м от бровки откоса выемки (обрез), если грунты твердые и сухие, строится кавальер. При слабых, а также увлажненных грунтах это расстояние увеличивают до 5 + (где – глубина выемки, м), но не менее чем до 10 м.

Высота кавальеров, как правило, не превышает 3 м. Крутизна откосов кавальеров и банкетов: 1:m £ 1:1,5. С нагорной стороны кавальер размещают между бровкой откоса выемки или банкетом и нагорной канавой, планируя его верхнюю часть и площадку между подошвой кавальера и бровкой нагорной канавы с уклоном 0,02…0,04 в сторону канавы. Для стока воды в низовую сторону от выемки кавальер отсыпают с разрывами шириной по низу не менее 1 м через каждые 50 м. Площадке между бровкой откоса выемки и подошвой кавальера придается уклон в сторону разрыва.

С подгорной стороны выемки на обрезе нет ни банкета, ни банкетной канавы.

С нагорной стороны за кавальером строится спланированная в сторону поля берма, а за ней – нагорная канава. Нагорные канавы проектируют трапецеидального сечения с откосами не круче 1:1,5, глубиной и шириной по дну не менее 0,6 м. Продольный уклон канав – не менее 0,005. При отсутствии кавальера нагорная канава располагается около банкета.

При вычерчивании выемки без кавальера и малых рабочих отметок рекомендуется чертить поперечный профиль в масштабе 1:100, а в остальных случаях – 1:200.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие устройства и сооружения применяются для перехвата, сбора и отвода поверхностных вод у земляного полотна?

2. Почему происходят деформации основной площадки земляного полотна?

3. Какие поверхностные водоотводы устраивают при выемке? Каковы их размеры в поперечном сечении?

4. Где располагают вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для сооружения насыпи/выемки?

5. Что представляет собой земляное полотно?

6. Что называется поперечным профилем земляного полотна и чем
поперечные профили характеризуются?

7. Какие виды поперечного профиля земляного полотна бывают?

8. Что называют трасой ж.д. пути?

9. Дать определение «план линии». Чем он характеризуется?

10. Что такое продольный профиль пути? Чем он характеризуется?

11. Какие основные особенности необходимо учитывать при проектировании и строительстве ж.д. пути?

12. Что такое выемка?

13. Что характеризует крутизна уклона? В чем она измеряется и как определяется?

14. Дать определение понятию «ж.д. путь».

Практическое задание № 3. Поперечный профиль
верхнего строения пути

Цель работы:

1. Изучить составные элементы и типы верхнего строения пути;

2. Вычертить в масштабе 1:25–1:50 поперечный профиль верхнего строения пути заданного типа, с указанием основных элементов и размеров.

Исходные данные

Исходные данные могут быть приняты в соответствии с табл. 3.1.

Мощность верхнего строения пути рекомендуется устанавливать по нормам табл. 3.2.

Поперечные профили верхнего строения пути приведены на рис. 3.1 – 3.2.

Типы земляных сооружений в строительстве

По своему назначению различаются следующие основные типы земляных сооружений: насыпи и выемки железных и автотранспортных дорог; плотины, дамбы, каналы. Насыпи и выемки котлованов, железных и автотранспортных

По своему назначению различаются следующие основные типы земляных сооружений:

насыпи и выемки железных и автотранспортных дорог;
плотины, дамбы, каналы.
Насыпи и выемки котлованов, железных и автотранспортных дорог
Дороги железные и автотранспортные должны иметь пологие подъемы и спуски или, иначе говоря, пологие продольные уклоны. Для этой цели приходится выравнивать поверхность земли с помощью насыпей и выемок.

Насыпи дорожные — это сооружение из отсыпанного на поверхности земли грунта с приданием ему определенных очертаний, как на рисунке 5 (а). Выемкам дорог также придается определенное профильное очертание, как на рисунке 5 (б).

Уклоном называется отношение между высотой превышения одной точки местности над другой и расстоянием между этими двумя точками, как на рис. 6:

Если разделить высоту АБ на длину БВ, то получим величину уклона линии местности АВ.

Если длина линии АБ равна 10 м, а длина БВ равна 100 м, то уклон будет равен 10_100=1/10 (0,1). Чаще всего уклоны измеряются в процентах. Если уклон равен 0,10, то можно написать, что он равен 10%.

Боковые поверхности насыпей и выемок делаются наклонными и называются откосами. Крутизна откосов зависит от высоты насыпи или глубины выемки и от того, из какого грунта возводится насыпь или в каком грунте закладывается выемка. Крутизна откоса должна быть не меньше естественного откоса грунта. Крутизна откоса обозначается дробью: 1:2, 1:1,5 и т. д. Это значит, что на каждый метр высоты насыпи (или глубины выемки) надо иметь 2 или 1,5 м заложения откоса, как указано на рисунке 7 снизу:

Верхняя точка откоса называется бровкой насыпи или выемки. Если насыпь отсыпается не из привезенного грунта, а из грунта взятого на месте, в непосредственной близости к насыпи, то такая выемка грунта для насыпи называется резервом. Резерв обычно закладывается с нагорной стороны в этом случае используется для отвода воды, проникающие к насыпи с нагорной стороны. Резервы закладываются и с двух сторон, если объем насыпи значителен.

Если грунт из выемки не транспортируется в полезную насыпь, то его укладывают в некотором расстоянии от выемки в насыпь, называемую кавальером. Кавальер можно увидеть на рисунке 5.

Для того чтобы в выемку и под основание насыпи не попадала поверхностная вода, с нагорной стороны устраиваются нагорные канавы, собирающие воду. Кроме того внутри самих выемок устраиваются канавы, собирающие воду, стекающую с откосов выемки. Называются эти канавы кюветами.

С нагорной стороны у насыпей и выемок устраиваются присыпки земли, не допускающие воду к сооружению. Эти присыпки называются банкетами (рис. 5).

Бермой называется площадка между бровкой выемки и подошвой откоса выброшенного из нее грунта или подошвой банкета или кавальера (рис 5).

Плотины, дамбы и каналы
Для того чтобы поднять уровень воды на реках и иных водостоках, устраиваются плотины. Плотины могут устраиваться из различных материалов, в частности из земли. На рис. 8, снизу, дан поперечный разрез по земляной плотине. На нем показаны все основные части плотины.

Для того чтобы вода не просачивалась через тело плотны, надо сооружать плотину из водонепроницаемых грунтов (глина). Отсыпается глина по слоям толщиной 10-20 см в каждом слое и тщательно трамбуется тяжелыми катками. Откосы плотины со стороны воды должны укрепляться каменной наброской или другими способами.

Дамбы служат для защиты населенных мест или промышленных предприятий и сооружений от затопления во время разливов рек. Дамбы — это обычная насыпь, достигающая иногда значительных размеров. Устраиваются дамбы вдоль берегов рек или ручьев.

В настоящее время широко развито строительство каналов. Каналы строятся для соединения и развития судоходных путей. Такими каналами являются построенные за последние годы Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. Кроме того каналы роются в безводных местностях для их орошения, например арыки в Средней Азии, или сооружаются для осушения болотистых мест.

На рис. 9 дан поперечный разрез по судоходному каналу и показаны основные его части.

Плотины, дамбы и каналы называются гидротехническими сооружениями.

Строительство этих сооружений производится с возможно большим применением механизации работ.

Ответы на экзаменационные вопросы — ОКЖД — файл 03_Земляное полотно.doc

Доступные файлы (16):

00_Вопросы.doc 30kb. 15.01.2010 23:31 скачать
01_Габариты.doc 3595kb. 16.01.2010 21:03 скачать
02_План_профиль пути пути.doc 54kb. 15.01.2010 20:42 скачать
03_Земляное полотно.doc 243kb. 16.01.2010 17:39 скачать
04_ИССО.doc 267kb. 15.01.2010 20:44 скачать
05_Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог.doc 37kb. 15.01.2010 23:32 скачать
06_Колесные-пары.doc 106kb. 16.01.2010 00:18 скачать
07_Путевые и сигнальные знаки.doc 31kb. 15.01.2010 20:46 скачать
08_ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТИ.doc 32kb. 15.01.2010 20:46 скачать
09_ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО РАБОТЫ..doc 32kb. 15.01.2010 20:46 скачать
10_ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.doc 33kb. 15.01.2010 20:47 скачать
11_ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЧЕТКОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ.doc 33kb. 15.01.2010 20:47 скачать
12_ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.doc 34kb. 15.01.2010 20:47 скачать
13_ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Ж.doc 33kb. 15.01.2010 20:48 скачать
14_ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ НАЗНАЧЕНИЕ.doc 42kb. 15.01.2010 20:48 скачать
15_УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ.doc 45kb. 15.01.2010 20:48 скачать

03_Земляное полотно.doc

3. Земляное полотно

ЗП —представляет собой комплекс грунтовых сооруже­ний, получаемых в результате обра­ботки земной поверхности и предна­значенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчи­вости пути и защиты его от воз­действия атмосферных и грунтовых вод.

  1. насыпь
  2. выемка
  3. полунасыпь
  4. полувыемка
  5. полунасыпь-полувыемка
  6. нулевое место

В поперечном профиле — поперечный разрез его по вертикальной плоскости, перпендикулярной его оси.

Площадь грунта, на которую насыпается насыпь, является основанием.

Поверхность ЗП, на которую укладывается ВСП, называют основной площадкой (ОП)

1 путь — ОП в форме трапеции шириной 2,3м, высотой 0,15м

2-путь — ОП — треугольник 0,2м

Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникаю­щей через балластный слой во время-дождя и таяния снега.

В дренирующем грунте — горизонтальная (камень, щебень, песок)

для насыпи

Бровка ЗП — точка пересечения ОП с откосами ЗП

Водоотводния канава — с обеих сторон ЗП только на косогорных участках с ветровой стороны

Резерв — спланированное углубление, которое образуется при возведении насыпи из местного грунта, изпользуется для отвода поверхностных вод.

Берма — полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва.

Высота насыпи — расстояние между бровками откоса и основанием ЗП (h)

Заложение го­ризонтальная проекция линии от­коса (l) называется

Крутизна откоса (1:n=h/l) отношение высоты откоса h к за­ложению l.

Крутизна откосов должна обеспечивать надеж­ную их устойчивость и устанавли­вается в зависимости от высоты на­сыпи, свойств грунтов, геологиче­ских, гидрологических и климати­ческих условий местности. Боль­шое распространение имеют откосы крутизной 1:1,5, называемые полу­торными


для выемки

ОС — как и для насыпи

Кювет — продольная канава для отвода воды в выемке

Кавальер — место для хранения грунта, вынутого во время сооружения выемки и не используемого для сооружения насыпи, устраивается за откосом выемки с нагорной стороны в форма призмы.

Нагорная канава — для перехвата и отвода перетекающих в выемке поверхностных вод, устраивается за кавальером.

Банкет — для отвода вод в забанкетную канаву, насыпается между бровкой откоса и кавальером с уклоном в сторону от откоса.
В неустойчивых грунтах, а так же в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов укладываются лотки.

На станциях воду отводят лотками, в местах прохода людей их закрывают крышками.

Для понижения уровня грунтовых вод используют дренажи.

Дренаж — представлюет собой траншею, заполненную дренирующим грунтом (крупный песок, щебень, гравий), в нижней части которой укладывается дрена — труба с отверстиями для поступления в нее воды.
^

ПТЭ Глава 3 3

3.8. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути. На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее:

на однопутных линиях — 5,5 м,

двухпутных — 9,6 м,

а в скальных и дренирующих грунтах не менее:

на однопутных линиях — 5,0 м,

двухпутных — 9,1 м.

^ Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.

На кривых участках радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.

Участки земляного полотна, не удовлетворяющие перечисленным в настоящем пункте требованиям, приводятся в соответствие с ними в плановом порядке при выполнении усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути.

Для вновь строящихся железнодорожных линий и вторых путей, а также реконструируемых линий ширина земляного полотна поверху и параметры балластной призмы должны соответствовать требованиям строительно-технических норм, утверждаемых МПС России.

^ Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

3.9. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

при радиусе от 349 до 300 м — 1530 мм

в т.ч. на железобетонных шпалах — 1520 мм

при радиусе 299 м и менее — 1535 мм.

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:

при радиусе от 650 до 450 м — 1530 мм

при радиусе от 449 до 350 м — 1535 мм

при радиусе от 349 м и менее — 1540 мм.

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее — по сужению -4 мм, а по уширению +10 мм.

Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается МПС России.

Ширина колеи менее 1512 и более 1548 мм не допускается.

Порядок эксплуатации бесстыкового пути на железобетонных шпалах, уложенного до 1996 года, устанавливается МПС России.

3.10. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС России.

Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается приказом начальника железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.

Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения МПС России и более 150 мм.

Величины допускаемых отклонений в уровне расположения рельсовых нитей от установленных норм на прямых и кривых участках пути устанавливаются МПС России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика