Что такое откосы дорог
Укрепление откосов дорог посевом трав методом гидропосева с внесением плодородного грунта
Во время строительства автомобильных дорог возникает необходимость укрепить откосы земляного полотна.
В местах, где имеются крутые склоны, происходит разрушение почвы. Многие виды грунта обладают подвижностью и не могут противостоять эрозии. Для того чтобы со временем качество дорожного полотна не ухудшалось, используют укрепление откосов дорог посевом трав . Это удобный метод озеленения окружающей среды и укрепления почвы.
Места, где необходимо применять посев трав
-На территориях, где возможны речные и селевые паводки.
-На федеральных трассах.
-В горных районах, где есть крутые склоны.
-Вдоль железных дорог, чтобы не допустить размыв полотна.
-В регионах с плохой экологией для ее улучшения.
Видео об укреплении откосов дорог при строительстве ЦКАД 5, в Московской области
В настоящее время посев трав является наиболее дешевым способом для укрепление склонов дорог. При этом методе пользуются специальными сортами трав, которые растут с большой скоростью и образуют равномерный покров.
Преимущества укрепления откосов дорог посевом трав
-Возможность создать однородное покрытие на любом по площади земельном участке.
-Совместное распыление семян со специальными удобрениями для того, чтобы они лучше росли.
-Незначительные трудозатраты.
-Невысокая стоимость работ.
-Долговечность газона на склонах.
Для создания дернового покрытия необходимо сначала очистить поверхность земли от посторонних предметов и растений. Затем произвести укладку растительного грунта на высоту до 8 см, внести удобрения. Особое внимание уделяется подбору семян. Самым лучшим посевным материалом для придания плотности откосам являются многолетние злаковые травы, которые образуют мощную корневую систему. К таким травам относятся: тимофеевка, лисохвост, ежа сборная, луговая и красная овсяница, пырей, поленница гигантская. Эти разновидности трав отличаются быстрым ростом. Но большинство из них влаголюбивы, поэтому не подходят для засушливых регионов. Количество семян определяется в зависимости от размеров откосов строящейся дороги.
Планирование откосов с использованием растительного грунта
Видео о внесение верхнего плодородного слоя метолом гидропосева
Размер откоса рассчитывается проектной организацией в зависимости от климатических зон. Так как откос часто формируется из грунтов низкой плодородности, то метод прямого посева часто является неэффективным. Для того, чтобы обеспечить растения необходимыми органическими и минеральными веществами часто используют отсыпку плодородным грунтом, который необходимо наносить слоем толщиной до 8 см на горизонтальной поверхности, а на склонах — от 12 до 15 см. Ширина слоя может меняться в зависимости от количества питательных веществ в используемом грунте.
Качественно функционирующее покрытие защищает откосы от эрозионных разрушений и уменьшает потери грунта при воздействии природных факторов — дождей, ветров, колебаний температуры.
Ниже видео, результат всходов на откосах после внесения верхнего плодородного слоя и семян многолетних трав методом гидропосева на профессионально оборудовании FINN (с механическим смешиванием). Только в таком оборудовании возможно замешать вязкие, твердые, компоненты.
Укрепление откосов дорог посевом трав – это хороший метод предотвратить размыв земли. Он применяется на склонах с различной крутизной и формой. Длительный период эксплуатации и дешевизна этого метода позволят за короткий период улучшить экологическую обстановку методом озеленения территорий. Укрепление откосов при строительстве дорог посевом трав может быть применено в большинстве населенных пунктах и займет не много времени. Этот метод давно доказал свою эффективность. Качественный гидропосев порадует не только своей красотой, но и надежно защитит откосы любых дорог.
По материала компании 61 Легион
МОСКВА: +7(499)705-27-74
ВОЛГОГРАД: +7(8442)50-46-13
РОСТОВ- НА- ДОНУ: +7(863)279-61-33
Устройство откосов автомобильных дорог
При строительстве автомобильных дорог необходимо учитывать угрозу размывов откосов.
Специалисты рекомендуют для укрепления откосов купить геосинтетики высокого качества по экономичным ценам в компании GeoSM, специализирующейся на производстве и продажах материалов во всем ассортименте.Наши материалы для укрепления откосов разработаны по уникальной, запатентованной технологии.
Мы специализируемся на разработке и производстве геосинтетиков Геофлакс:
Мы гарантируем соответствие всех материалов технологии для укрепления откосов и требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам
Откосы автомобильных дорог и их назначение
При проектировании откосов вдоль дорог научно обоснованными параметрами полотна. Почему же так важны откосы автомобильных дорог и их назначение. От них зависит безопасность дорожного движения. Проектировщики руководствуются рельефными, климатическими и гидрогеологическими характеристиками местности при заложении откоса насыпи автомобильных дорог.
Особенности создания откосов автомобильных дорог
Наиболее важным фактором считают крутизну откосов дороги, влияющую на выбор методики укрепления конструкции. Особенности создания откосов автомобильных дорог связаны с возможными неблагоприятными гидрометеорологическими воздействиями, к примеру, паводками селевого или речного типа. Крутизну откосов автомобильных дорог определяют в соответствии с высотой насыпи и механическими свойствами грунта.
Варианты укрепления откосов автомобильных дорог
Для укрепления откосов насыпи на дорогах используется несколько вариантов.Наиболее эффективные варианты укрепления откосов автомобильных дорог связаны с использованием инновационных геосинтетических материалов. Уклон откоса дороги должен соответствовать ландшафту окружающей среды и соблюдению экологического равновесия, чему способствует использование геоматов для откоса.
Материалы для укрепления откосов автомобильных дорог
Сегодня для укрепления откосов автомобильных дорог активно пользуются как традиционными материалами, от применения бетонных плит до так называемых плетневых заборов или посева трав, так и сборно-монолитными конструкциями из синтетических материалов.
Георешетка Геофлакс для откосов
Способствует повышению срока эксплуатации дорожных покрытий, улучшению их устойчивости к внешним нагрузкам, экономии материалов до 25%. Используется в сочетании с геосеткой, что способствует перераспределению нагрузок и созданию противоскользящего слоя.
Габионы Геофлакс для откосов
Являются популярным материалом для укрепления откосов. Благодаря использованию габионов справляются с оседающими склонами. К тому же габионы отлично гармонируют с окружающим ландшафтом.
Геоматы Геофлакс для откосов
Обеспечивают противоэрозийную защиту и эффективны при армировании грунтов. Геоматы для склона способствуют восстановлению растительного покрова, и обладают декоративной функцией.
Геосетка Геофлакс для откосов
Геосетка для склона служит для повышения эксплуатационных характеристик и снижения затрат на строительство и ремонт на 45%. Сетка обладает высокой прочностью и устойчивостью к деформированию.
Геотекстиль Геофлакс для откосов
Геотекстиль для склона обеспечивает до 25% экономии стройматериалов и предназначен для сохранения устойчивости дорожной одежды, предотвращения плывучести и способствует надежному связыванию всей конструкции.
Расчет угла уклона откоса дороги
Проектирование устройства откосов дороги производится в строгом соответствии с существующими стандартами. Расчет уклона откоса дороги осуществляется в соответствии с скоростью течение потока и гидрологическим режимом подтопления.
Геосинтетические материалы способствуют укреплению ослабленных участков, выполняют дренажную и фильтрующую функцию, а также способствуют улучшению эстетики укрепления земляных откосов. Нам хорошо известно, что для обеспечения надежности откосов необходимо руководствоваться всеми запросами отрасли, существующими стандартами, требованиями заказчиков.
С материалами GeoSM строительство откосов существенно ускоряется, а срок их эксплуатации возрастает. Применение геосинтетики GeoSM рекомендовано профессионалами.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Откос — дорога
Откосы дороги с постоянной длиной образующих можно представить себе как ленту равной ширины, одной стороной прикрепленной к бровке дороги, а другой — соприкасающейся с окружающей местностью. [1]
Градуируя откосы наклонной дороги в той ее части, которая располагается на насыпи, построим 18 — е горизонтали, по которым откосы пересекаются с горизонтальной дорогой. Соединив точку К с точкой F и точку М с точкой Е, получим линии пересечения откосов двух дорог в том месте, где одна дорога расположена в выемке, другая — на насыпи. Как и в аналогичном примере, на рис. 449 отверстие туннеля не показано. [2]
Градуируя откосы наклонной дороги в той ее части, которая располагается на насыпи, построим 18 — е горизонтали, по которым откосы пересекаются с горизонтальной дорогой. Как и в аналогичном примере, на рис. 441 отверстие туннеля не показано. [3]
Градуируя откосы наклонной дороги в той ее части, которая располагается на насыпи, построим 18 — е горизонтали, по которым откосы пересекаются с горизонтальной дорогой. Соединив точку / Сет очкой F и точку М с точкой /, получим линии пересечения откосов двух дорог в том месте, г да одна дорога расположена в выемке, другая — гга насыпи. Как и в аналогичном примере, на рис. 441 отверстие туннеля не показано. [4]
На прямолинейном участке откосы дороги плоские. Здесь откосы представляют собой геликоиды. Проекции горизонталей откосов представляют собой плавные эквидистантные кривые. Отметив точки пересечения однозначных горизонталей откосов и местности, соединим их плавными кривыми, представляющими собой границу земляных работ. С бровкой дороги граница земляных работ пересекается в той же точке, в которой бровка пересеклась с топографической поверхностью. [5]
Напомним, что по этим горизонталям откосы дорог пересекаются с окружающей местностью. Найдя точки G и Я пересечения 2 / — х горизонталей откосов, соединим их соответственно с точками С и D. Прямые CG и DH представляют собой линии пересечения откосов двух дорог, расположенных в выемке. [6]
Чтобы предупредить обсеменение почвы, валики и откосы дорог скашивают до того, как растения начинают плодоносить. В течение лета растительность на валиках — к дорогах скашивают не менее 2 — 3 раз. [7]
Кроме параметров Rl и av геометрию поверхности откоса дороги определяет величина уклона откоса i. [8]
Rlt / I, i, характеризующими геометрию поверхности откоса дороги на кривой с подъемом. [9]
Таким образом, величина R0 определяется тремя независимыми параметрами Rt, Iv i, характеризующими геометрию поверхности откоса дороги на кривой с подъемом. [10]
По данным Екатеринбургского филиала ГипродорНИИ, больше всего хлоридов содержится в снеге на расстоянии до 3 м от бровки земляного полотна на откосах дороги . Количество хлоридов снижается на расстоянии до 20 м от обочины, если для очистки дорожного покрытия применяют машины, сбрасывающие снег у обочин. На участках с разной интенсивностью засоления изменяются численность почвенной фауны и состав доминирующих видов: полностью исчезают крупные беспозвоночные и резко снижается численность мелких. В водных экологических системах засоление сказывается на планктонных организмах и сообществах беспозвоночных. [11]
К новым перспективным технологиям инженерной подготовки территории относится комплекс природоохранных мероприятий с использованием полимерных композиций на основе поликомплексов для укрепления грунта с целью защиты откосов дорог , траншей, площадок от ветровой и водной эрозии и для рекультивации земель сроком на 8 — 10 лет. [12]
Эта линия является 28 — й горизонталью откоса дороги и вместе с тем линией пересечения откоса с горизонтальной площадкой, имеющей ту же отметку. В точке С 28 — е горизонтали откосов пересекаются между собой. С противоположной стороны дороги откосы симметричны. [13]
Так, во Франции осадок используется в сельском хозяйстве в качестве удобрения от 25 % станций аэрации; в Финляндии 31 % осадка используется сельским хозяйством, 17 % — в городском озеленении, 33 % — для устройства газонов и откосов дорог , 19 % — для приготовления компоста. [14]
Вначале строим откос, соединяющий обе горизонтальные площадки. Линией пересечения этого откоса с площадкой, имеющей отметку 22, является его 22-я горизонталь. Расположив вершину вспомогательного конуса в точке А, проводим его 22 — ю горизонталь, а касательно к ней через точку В — 22 — ю горизонталь откоса дороги . По ней откос пересекается с горизонтальной площадкой. Отметим точку С и соединим ее с точкой А. Дорога пересекается с горизонтальной площадкой по 22 — й горизонтали. С противоположной стороны дороги расположены симметричные откосы. [15]
Способ закрепления откосов насыпи автомобильной дороги
Владельцы патента RU 2549637:
Предлагаемое изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для предотвращения размыва откосов насыпей дороги концентрированным стоком воды с ее полотна. На полосу земли, непосредственно прилегающую к подошве насыпи, шириной 2,5-3,0 метра, одним-двумя проходами грейдера перемещают с полосы, находящейся от подошвы откоса на расстоянии 4,0-7,0 метров, плодородную почву до образования ее слоя 15-20 см. Затем землю вспахивают с полным оборотом пласта на глубину 50 см. При этом происходит ее рыхление и перемещение плодородного слоя почвы на глубину 20-50 см, а на поверхность выходит слой малоплодородного грунта, в дальнейшем препятствующий интенсивному развитию сорной травянистой растительности. В подготовленную почву высаживают лесопосадочной машиной низкорослый или стелящийся корнеотпрысковый кустарник, корни которого, попадая при посадке в плодородный почвогрунт, периодически увлажняющийся стекающей с полотна дороги водой осадков, интенсивно развиваются и дают корневые отпрыски, которые заселяют весь откос насыпи до его бровки. Технический результат — повышение эффективности укрепления откосов насыпи автомобильной дороги за счет скрепления грунта долговечными и прочными разветвленными корнями кустарниковых насаждений.
Изобретение относится к дорожному строительству и содержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог, в частности к способам предотвращения размыва откосов насыпи дороги.
Известен способ предотвращения размыва откосов насыпи дороги концентрированным стоком воды с ее полотна, включающий посадку многолетних трав в виде их смеси из 3-х, реже 4-х компонентов с нормой высева, в 1,5-2,0 раза превышающей применяемую в сельском хозяйстве региона. [Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения. — Минск: Высшая школа, 1988. — 348 с. — аналог].
Недостатком известного способа является то, что необходимая степень задернения поверхности откосов травянистой растительностью может быть достигнута только при предварительном покрытии их слоем плодородной почвы не менее 20 см, что является сложной высокозатратной операцией. При этом даже густая травянистая растительность, удовлетворительно предохраняя почву от смыва, в недостаточной мере защищает переувлажненный грунт крутосклонов от сползания и размыва концентрированными водными потоками. В сухостепной и, особенно, в полупустынной зонах при длительном отсутствии осадков происходит высыхание травянистой растительности на откосах, зачастую приводящее к ее гибели, а также резко снижающее ее противоэрозионные свойства и обусловливающее возникновение пожарной опасности.
Наиболее близким к заявленному способу при закреплении земляных сооружений и объектов (грунтовых плотин, откосов карьеров, терриконов и т.д.) является посадка непосредственно в неподготовленный грунт деревьев и кустарников, корни которых обладают большой прочностью и долговечностью, скрепляют грунты на значительную глубину, препятствуя возникновению и развитию размывов. Лиственные древесные насаждения по сравнению с травянистой растительностью значительно менее подвержены пожарной опасности [Панков Я.В., Иванов Ф.Е., Данько В.Н. Лесная рекультивация нарушенных земель. — Воронеж, 1991 — 184 с. — прототип].
Недостатком известного способа является снижение обзора, особенно на закруглениях трассы, произрастающими вблизи дороги высокорослыми деревьями и кустарниками, обусловливающее возможность повышения числа дорожно-транспортных происшествий, а также невозможность механизированной посадки на крутых откосах саженцев и механизированного уничтожения в первые годы их роста сорняков.
Техническая задача заявляемого изобретения — повышение эффективности укрепления откосов насыпи автомобильной дороги за счет скрепления их грунта долговечными и прочными разветвленными корнями низкорослых кустарниковых насаждений при одновременном повышении производительности способа.
Техническая задача решается тем, что в способе закрепления откосов насыпи автомобильной дороги, включающем посадку в грунт кустарников, в котором предварительно на прилегающую к подошве насыпи посадочную полосу земли шириной 2,5-3,0 метра, одним-двумя проходами грейдера перемещают с полосы, находящейся от подошвы откоса на расстоянии 4,0-7,0 метра, плодородную почву до образования слоя в 15-20 см, после чего землю вспахивают с переворотом пласта, на глубину 50 см с поднятием на поверхность слоя малоплодородного грунта, например, с помощью плантажного плуга с винтовым отвалом, в подготовленную таким образом почву лесопосадочной машиной высаживают саженцы низкорослых и/или стелющихся корнеотпрысковых кустарников.
В предлагаемом способе закрепления откоса насыпи автомобильной дороги вблизи его подошвы выполняют механизированную посадку, например лесопосадочной машиной, саженцев, малотребовательных к плодородию почв и грунтов, низкорослых (высотой не более 1,0-1,5 метра) или стелющихся корнеотпрысковых кустарников, например аморфы кустарниковой, ивы ушастой, родендрона кавказского, солянки деревцевидной. Для обеспечения их высокой приживаемости, нормального роста и хорошего состояния будущего насаждения на прилегающую к подошве насыпи посадочную полосу шириной 2,5-3,0 метра предварительно перемещают с полосы, находящейся на расстоянии 4,0-7,0 метра от подошвы откоса, гумуссированный слой почвы 15-20 см и вспахивают ее с оборотом пласта плантажным плугом с винтовым отвалом, перемещая плодородный субстрат на глубину 20-50 см. Стекающая с полотна дороги влага осадков периодически увлажняет грунт, обеспечивая интенсивный рост кустарников и их корневых отпрысков. Поднятый при вспашке на поверхность слой взрыхленного неплодородного грунта значительно ограничивает развитие сорной травянистой растительности, способствуя разрастанию располагающейся ниже него корневой системы кустарников, которые в дальнейшем заселяют весь откос земляной насыпи дороги до верхней бровки, надежно скрепляя своими корнями насыпной грунт откосов земляного полотна, не снижая при этом обзор проезжей части дороги, а механизированная посадка саженцев значительно повышает производительность способа, что и является новым техническим результатом заявляемого способа в сравнении со способом по прототипу.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
На полосу земли шириной 2,5-3,0 метра, непосредственно прилегающую к подошве откоса дороги, одним-двумя проходами грейдера перемещают с полосы, находящейся от подошвы откоса на расстоянии 4,0-7,0 метров, гуммусированную плодородную почву до образования слоя насыпи 15-20 см. Затем землю вспахивают навешенным на гусеничный трактор плантажным плугом с винтовым отвалом. При этом происходит переворот пласта, частичное перемешивание и рыхление слоя земли толщиной 50 см, а на поверхность выходит неплодородный подпочвенный грунт, в котором в дальнейшем практически не развивается конкурирующая с посаженным кустарником сорная травянистая растительность. В подготовленную таким образом почву прибровочной полосы высаживают лесопосадочной машиной ряд нетребовательного к плодородию почвы низкорослого или стелящегося корнеотпрыскового кустарника. Корни саженцев кустарников, попадая при посадке в погребенный на глубину 20-50 см плодородный почвогрунт, в дальнейшем периодически увлажняющийся стекающей с полотна дороги водой осадков, успешно его осваивают. В результате происходит интенсивный рост и развитие корней и наземной части кустарниковых насаждений. В последующие 3-4 года корневые отпрыски и самосев посаженного кустарника заселяют и закрепляют весь откос земляной насыпи дороги до его верхней бровки.
Таким образом, заявляемый способ закрепления откосов насыпи автомобильной дороги в сравнении со способом по прототипу обеспечивает надежное скрепление грунта откосов насыпи земляного полотна за счет интенсивного разрастания корневой системы кустарников и их отпрысков и предотвращение интенсивного развития сорной травянистой растительности, предупреждая возникновение пожарной опасности.
Способ закрепления откосов насыпи автомобильной дороги, включающий посадку в грунт кустарников, отличающийся тем, что предварительно на полосу земли шириной 2,5-3,0 метра, прилегающую к подошве откоса насыпи, одним-двумя проходами грейдера перемещают с полосы, находящейся от подошвы откоса насыпи на расстоянии 4,0-7,0 метра, плодородную почву до образования слоя в 15-20 см, после чего землю вспахивают на глубину 50 см с переворотом пласта и выходом на поверхность слоя малоплодородного грунта, например, с помощью плантажного плуга с винтовым отвалом, в подготовленную таким образом почву лесопосадочной машиной высаживают саженцы низкорослых и/или стелющихся корнеотпрысковых кустарников.