Freewaygrp.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как узнать крутизну откоса

Как узнать крутизну откоса

При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КРУТИЗНУ СКЛОНА

Нередко в туристских отчетах при описании перевалов встречаются упоми­нания о 45-градусных снежных склонах большой протяженности, пройденных с одновременной страховкой за 15—20 мин. На некоторые перевалы, если верить оче­видцам, ведут крутые (50—60°), подре­занные бергшрундом ледовые склоны длиной 150—200 м, пройденные на кош­ках с одновременной страховкой! Что это — техническая безграмотность или неоправданное лихачество, тем более что первое описание относится к пере­валу 1Б, а второе — 2А, преодоленным в походах 2-й и 3-й категории соответ­ственно? Если верить авторам отчетов, первый перевал надо оценить минимум как 2А, а второй — 2Б. Значит, ошиб­лась МКК, определяя сложность заяв­ленных маршрутов, и оба похода засчи­тывать нельзя?

Но не будем спешить с выводами. Скорее всего в отчетах неверно ука­зана крутизна склонов. В обоих слу­чаях она не выше 25—30°, как у эска­латоров метро, а лед в последнем случае был рыхлым и ноздреватым, что гарантировало самозадержание.

В чем же причина ошибок авторов отчетов? Таких причин несколько. Во-первых, традиция: кто-то дал невер­ную крутизну в своем отчете, и теперь она тиражируется всеми, кто пользу­ется его материалами. Во-вторых, как известно, у страха глаза велики, отсюда и завышение крутизны склона. В-третьих, некоторые делают так, пытаясь оправдать завышение сложности перевала, что особенно характерно для участников чемпионатов и первопроходцев. Перво­проходцам принято верить на слово, и пройдет не один год, прежде чем кате­горию сложности, внесенную в перечень перевалов, приведут в соответствие с его истинной сложностью. В-четвертых, дале­ко не все умеют правильно определять крутизну на глаз или с помощью прос­тейших подручных средств.

Разберемся в этом последнем. Для на­чала попробуем определить крутизну, вернее, угол наклона окружающих пред­метов. Например, лестница в нашем доме. Ее крутизну мы, как правило, не замечаем, считаем небольшой. И верно, она составляет всего 25—28°. А теперь попробуем взобраться на детскую горку во дворе. Не так-то это просто! Значит, она гораздо круче? Ничуть не бывало — почти те же 25—30°!

Итак, оценка крутизны на глаз весьма субъективна. Она зависит от сложности пути, от его протяженности и видимой опасности. Так, склон, подрезанный тре­щиной, видится круче ровного, снежный склон воспринимается положе ледового, скальный склон кажется много круче, если на нем встречаются вертикальные стенки, даже когда их легко обойти. Смотрящему вниз, особенно с горизон­тальной площадки перевала, крутизна представляется большей, чем смотрящему вверх. Особенно трудно оценить крутиз­ну верхних, удаленных от наблюдателя участков. Крутизна, оцененная при взгля­де «в лоб», значительно выше той, кото­рую назовут стоящие на боковых скло­нах или на соседних перевалах, распо­ложенных в боковых хребтах. Например, простенький перевал Койавганауш (1А) со стороны Местийской хижины выгля­дит отвесной стеной, хотя с седловины перевала Тренировочный он кажется до­вольно безобидным. Избежать субъектив­ности в оценке помогут простейшие под­ручные средства.

Проще всего оценить крутизну с по­мощью лыжной палки или ледоруба. Возьмите ледоруб или палку так, чтобы их острие коснулось склона возле вашего ботинка (рис. 1), а затем поднимите руку горизонтально. Если при этом острие коснулось склона, ваше тело до плеча, рука с ледорубом и склон обра­зуют равнобедренный прямоугольный треугольник и крутизна склона соответ­ственно составляет 45°. Если острие не достигает склона на длину ледоруба (рис. 2), тангенс угла, образованного поверхностью склона и горизонталью, составляет 2/3, что соответствует крутизне около 30° (точнее, 33,7°). Если, стоя вертикально, можно коснуться склона рукой (рис. 3), тангенс угла наклона равен 2/1 что соответствует примерно 60°.

Однако в последнем случае надо помнить, что на крутом склоне человек инстинктивно пытается прижаться к не­му, поэтому коснуться склона рукой нередко удается при крутизне 45—50°. Так рождаются туристские «охотничьи» рассказы. Склоны порядка 60° воспри­нимаются как отвесные, а покорители склонов в 75—80° не редко приносят реляции о преодолении «отрицаловок», поскольку при движении по такому склону человек отклоняется от вертикали в сторону долины (рис. 4).

Ошибки резко возрастают при движе­нии по глубокому снегу. Если снега по колено, то на склоне в 45°, даже стоя вертикально, можно дотянуться до него рукой (рис. 5), а на склоне в 30° — ледорубом, что создает иллюзию большой крутизны. Особенно сильно сказывается глубокий снег при движении вверх по склону: резко увеличивая нагрузку на тропящего, снег создает психологический эффект дополнительной крутизны.

Наиболее точно можно определить крутизну склона угломером. Удобен, например, горный (геологический) ком­пас. Этот прибор имеет один, а иногда и два отвеса, угломерные шкалы и ви­зирные устройства. В литературе реко­мендуются самодельные угломеры из школьного транспортира с отвесом. Но, пожалуй, наиболее доступен и удобен в походных условиях жидкостной компас для спортивного ориентирования. Как правило, из-за перепадов температуры и давления в жидкостном компасе воз­никают пузырьки. Они-то и могут вместо отвеса указывать крутизну склона.

Установите линию север — юг (нуле­вое деление) подвижной шкалы перпен­дикулярно длинной стороне подставки компаса (рис. 6) и визируйте вдоль нее параллельно склону. Пузырек установится строго по вертикали, и угол между ними и нулевым делением укажет крутизну склона. Не ставьте компас прямо на склон, поскольку небольшая неровность может сильно исказить истинную крутиз­ну. Но и при определении крутизны протяженного склона визированием мож­но получить только ее среднее значение. На отдельных участках возможны замет­ные отклонения.

ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

Уменьшенное изображение любой местности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе, называется планом. Изображение, на котором дается значительный участок земной поверхности и при этом учитывается кривизна Земли, называется картой.

Совокупность сведений о местности, изображенных на карте, называется содержанием карты.

Карта отличается от плана тем, что она имеет сетку географических координат. Кроме того, в отличие от плана масштаб карты не постоянен на разных ее участках.

Рельеф местности изображается на топографической карте горизонталямикривыми, замкнутыми линиями, проходящими через точки местности с одинаковой высотой над уровнем моря (рис. 5). Горизонтали можно представить как последовательно зафиксированные на определенных высотах границы уровня воды, которая постепенно затопляет местность.

Разность высот двух соседних горизонталей называется высотой сечения, а расстояние между ними вдоль проекции профиля склона — заложением. Угол между направлением ската и его заложением составляет крутизну ската. Крутизна ската определяется по расположению горизонталей. Чем круче скат, тем ближе расположены горизонтали друг к другу. Максимальная крутизна ската, изображаемая горизонталями, не превышает 45°. Скаты круче 45° изображаются условными знаками.

Чтобы определить крутизну склона местности по топографической карте, нужно помнить, что расстояние между горизонталями (заложение), равное 1°, соответствует крутизне 1° на местности. Во сколько раз заложение будет больше (меньше), во столько раз крутизна ската будет меньше (больше) 1°.

Направление понижения склона указывается специальным знаком— бергштрихом. Вопрос о количестве бергштрихов и месте их размещения решается в каждом конкретном случае. На спортивных картах их больше, чем на топографических. Это объясняется тем, что спортсмену-ориентировщику во время соревнования некогда изучать все близлежащие склоны и формы рельефа, чтобы определить направление склона в нужном ему участке карты.

Высота основного сечения рельефа определенного листа карты является величиной постоянной и указывается на полях карты под линейным масштабом.

На отечественных топографических картах приняты следующие высоты сечения для равнинно-холмистой местности:

2,5 м — на карте масштаба 1:10 000,

5 м—1:25 000, 10 м —1:50 000,

20 м — на карте масштаба 1:100 000,

На картах масштаба 1 :500 000 и 1 : 1 000 000 горизонтали проводятся через 50 м.

Высота горизонтали над уровнем моря, выраженная в метрах, называется отметкой. Отметки горизонталей подписываются в разрывах горизонталей, а отметки точек — правее их.

Для определения крутизны ската на топографической карте строится шкала заложений, на которой последовательно отложены заложения, соответствующие крутизне скатов от 1 до 45° (рис. 6). Для измерения крутизны ската измеряют циркулем кратчайшее расстояние между горизонталями и на шкале подбирают соответствующее ему заложение, против которого читают крутизну ската в градусах.

Кроме способа горизонталей рельеф изображается гипсометрическим способом и способом отмывки. Эти способы применяют вместе с горизонталями. В основу способа отмывки положен принцип сгущения теней по мере увеличения крутизны ската. Для этой цели используют серую или коричневую краску.

Сущность гипсометрического способа заключается в окраске высотных слоев: выше 200 м — коричневой краской (чем выше, тем темнее), а ниже 200 м — зеленой. Этот способ применяется на картах масштаба 1 : 1 500 000 и мельче.

На топографических картах СССР за точку отсчета принято пулевое деление футштока 1 кронштадтского моста.

1 Рейка (брус) с делениями, установленная на водомерном посту для наблюдений уровня воды в море, реке или озере. Служит для изучения изменения уровня в данном месте, определения среднего уровня моря (реки) и установления начального уровня для исчислений высот и глубин. От нуля Кронштадтского футштока в СССР измеряют абсолютные высоты.

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

Подписал: Председатель Правительства Российской Федерации В.В.ПУТИН
Принявший орган: Правительство Российской Федерации
Дата подписания: 02 сентября 2009

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2009 г. N 717

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 153)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего Постановления.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 153.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.

Председатель Правительства Российской Федерации В. В.ПУТИН

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 717

НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА

1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель):

а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям N 1 — 7;

б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям N 8 — 14.

2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:

а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;

б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;

в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;

г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;

д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.

3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.

6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.

7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.

8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.

9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.

10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.

11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:

земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;

двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.

Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.

12. В приложениях N 1 — 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:

а) состоящей из 3 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;

б) состоящей из 2 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.

13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.

14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.

При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:

для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:

форма кювета — трапецеидальная;

ширина дна кювета — 0,4 метра;

глубина кювета — 0,5 метра;

заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;

для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:

форма кювета — трапецеидальная; ширина дна кювета — 0,4 метра;

глубина кювета — 1,2 метра от бровки земляного полотна;

заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.

При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.

15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.

16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:

Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;

Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;

Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.

— Разместил/а 02 сентября 2009, 00:00, отредактировано 07 апреля 2018, 18:17

Как быстро и точно определить крутизну склона?

#1 swissmaker

Я делаю Швейцарию

    • 1
  • Лыжебордеры
  • 36325 сообщений
  • Город: Москва — Цюрих
  • Наверх

#2 YurikSN

  • Наверх

#3 swissmaker

Я делаю Швейцарию

    • 1
  • Лыжебордеры
  • 36325 сообщений
  • Город: Москва — Цюрих

А что-нить попроще? Лыжами, палками?

  • Наверх

#4 swissmaker

Я делаю Швейцарию

    • 1
  • Лыжебордеры
  • 36325 сообщений
  • Город: Москва — Цюрих

Телефон не точно показывает

  • Наверх

#5 swissmaker

Я делаю Швейцарию

    • 1
  • Лыжебордеры
  • 36325 сообщений
  • Город: Москва — Цюрих

Вот ликбез нашел, но как-то все очень сложно

  • Наверх

#6 YurikSN

  • Наверх

#7 Kaverznev

  • 1
  • Наверх

#8 max834

  • Наверх

#9 swissmaker

Я делаю Швейцарию

    • 1
  • Лыжебордеры
  • 36325 сообщений
  • Город: Москва — Цюрих

Ещё вариант для рукодельных владельцев фишеровских слаломок — на мысок приделать транспортир.

Наверняка уже можно какую-нить простенькую фигнюшку придумать, технологии позволяют. Типа датчик на лыже а указатель голосом в наушник

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика