Крутизна откосов автомобильных дорог
Горький м. — Ради чего стоит жить (стр. 6 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Рисунок 9.2 Поперечный профиль автомобильной дороги в выемке: 1 — кавальер; 2 — банкетная (нагорная) канава; 3 — банкет; 4 — внешний откос; 5 — внутренний откос; 6 — бровка земляного полотна; 7 — кромка проезжей части; 8 — обочина; 9 — проезжая часть; 10 — разделительная полоса
Для отвода поверхностных вод с дороги и использования грунта при отсыпке насыпи с одной или обеих сторон земляного полотна устраивают боковые канавы (кюветы) и резервы. Линии, отделяющие проезжую часть от обочины, называются кромками проезжей части, расстояние между которыми и определяет ширину проезжей части дороги. Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна, а расстояние между ними определяет ширину земляного полотна дороги. Расстояние от бровки земляного полотна до поверхности земли определяет высоту насыпи или глубину выемки. Боковыми поверхностями насыпей и выемок являются откосы, крутизна которых должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обеспечению безопасности движения. Крутизна характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению (рис.9.3): Н/mН=1:m, (2.11) где m — крутизна откоса, показывающая, во сколько раз проекция откоса больше или меньше его высоты.
Рисунок 9.3Схема к определению крутизны откоса насыпи Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения на дорогах I категории устраивают разделительную полосу. Ширина земляного полотна, проезжей части и обочин устанавливается в зависимости от категории дороги и расчетной скорости транспортных средств (табл. 9.1). Таблица 9.1
Категория доро-ги
Кол-во полос движе-ния
Ширина, м
Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:
— высоты насыпи или глубины выемки;
— рельефа местности (косогор);
Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м — не круче 1:3 (рис. 9.4)
рис. 9.4 Крутизна откосов насыпей.
Проезжая часть автомобильной дороги.
Проезжая часть — основной элемент дороги, предназначенный для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности движения проезжая часть может быть одно-, двух-, трех — и многополосной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия, зависит от категории дороги и числа полос движения.
Видимость встречного автомобиля — минимальное расстояние, обеспечиваемое геометрическими элементами дорог, необходимое для выполнения безопасного маневра обгона.
Видимость расчетная — минимальное расстояние видимости встречного автомобиля или поверхности проезжей части автомобильной дороги, обеспечиваемое для заданной расчетной скорости ее геометрическими элементами.
Вираж — односкатный поперечный профиль проезжей части с уклоном к центру кривой, устраиваемый на кривых малого радиуса. Устраивают для повышения устойчивости автомобиля на кривых. Возможно устройство ступенчатого виража с различными поперечными уклонами.
Полоса движения — продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Ширину полосы движения рассчитывают по ширине расчетного автомобиля с учетом зазоров безопасности. Нормируется в зависимости от категории дороги.
Полоса движения дополнительная — полоса движения, устраиваемая путем уширения проезжей части и используемая как полоса отвода движения на затяжных участках подъемов при смешанном составе транспортного потока, а также как полоса разгона и торможения автомобилей, полоса слияния потоков и полоса разделения потоков на пересечениях и примыканиях.
Полоса краевая — уширение дорожной одежды на дорогах высших категорий с целью размещения на ней разметки для организации движения автомобилей и предохранения кромки дорожных покрытий от разрушения. Как правило, отличается цветом от проезжей части.
Полоса разгона — переходно-скоростная полоса движения, устраиваемая на отдельных участках дороги (в районе пересечений и примыканий, автобусных остановок, бензозаправочных колонок и др.) и служащая для увеличения скорости автомобилей до скорости общего потока на соседней полосе движения для входа в него.
Полоса разделительная — полоса, разделяющая две смежные проезжие части дороги или два противоположных направления движения в целях предотвращения переезда автомобилей с одной проезжей части (полосы) на другую. Устраивают на дорогах I категории.
Полоса стоянки — полоса обочины с твердым покрытием, устраиваемая на дорогах высших категорий для остановки автомобилей.
Полоса торможения — переходно-скоростная полоса, устраиваемая на отдельных участках дороги, служащая для выезда автомобилей из общего потока с последующим снижением скорости без воздействия на основной поток.
Полоса укрепления — полоса с твердым покрытием, ограничивающая проезжую часть и, как правило, отличающаяся от нее цветом. Устраивается на обочине и разделительной полосе с целью повышения безопасности движения и предотвращения разрушения кромок проезжей части
Элементы плана автомобильной дороги
Для перевозки грузов и пассажиров с наименьшей затратой энергии двигателями и минимальной стоимостью дорога должна быть проложена на местности по наикратчайшему расстоянию, т. е. по прямой линии, соединяющей заданные пункты. Однако различные препятствия (населенные пункты, озера, реки, болота, овраги и т. п.) заставляют в ряде случаев отклоняться от кратчайшего расстояния (воздушной линии) и выбирать для проложения дороги наиболее удобные места в обход препятствий. Этим объясняется, что автомобильная дорога обычно состоит из ряда прямых участков, сопряженных кривыми, обеспечивающими плавный переход автомобилей с одной прямой на другую.
В период изысканий на местности и при проектировании на топографических картах намечают ось дороги, называемую трассой дороги.
Графическое изображение проекции трассы дороги на горизонтальную плоскость называется планом трассы
Изменение направления трассы характеризуется углом поворота, который образуется продолжением первоначального па-правления трассы и новым ее направлением
Основные элементы угла поворота следующие: точка В — вершина угла поворота, угол а — угол поворота, R — радиус кривой, К — длина кривой, Т — тангенс — длина касательной, т. е. расстояние от начала или конца кривой до вершины угла поворота, Б — биссектриса—расстояние от вершины угла поворота до середины кривой.
Криволинейные участки, особенно с малыми радпсамн, снижают качество трассы, ухудшают условия движения автомобилей, так как усложняется управление автомобилем. При движении по кривой возникает центробежная сила, стремящаяся сместить автомобиль во внешнюю сторону кривой. В населенных пунктах, в лесу, в выемке не всегда обеспечивается видимость.
Для безопасности и удобства движения кривые вписывают возможно большими радиусами. Радиусы кривых в плане рекомендуется назначать от 3000 м и более для дорог 1 категории и от 2000 м и более для дорог остальных категорий. При таких радиусах кривых влияние центробс/кной силы невелико и безопасность движения с расчетной скоростью обеспечивается без усложнения конструктивных элементов дороги.
Назначение радиусов кривых более 2000 м даже для дорог низших категории оправдывается тем, что при повышении в будущем интенсивности движения и перевода дороги в более высокую категорию не потребуется перестройки земляного полотна.
Однако назначение больших радиусов не всегда и не везде возможно.
На кривых с радиусами менее 2000 м исходя из условия безопасности и комфортабельности движения следует применять переходные кривые, обеспечивающие плавное изменение направления движения автомобиля от прямолинейного к движению по круговой кривой. При быстром переходе автомобиля с прямой па кривхю центробежная сила в короткий промежуток времени достигает высокого значения, что соответствует боковому удару.
Длина переходных кривых назначается в зависимости от радиуса кривой в пределах от 30 до 120 м. При вписывании переходных кривых круговая кривая смещается несколько к центру кривой.
В зависимости ог условии проектирования кривых в плане для наилучшего вписывания трассы дороги в рельеф местности могуч применяться следующие типы закруглений: с круговой кривой и симметричными переходными кривыми одинаковой длины; с круговой кривой и несимметричными переходными кривыми разной длины; из сплошных симметричных переходных кривых; из сплошных несимметричных переходных кривых.
При проложении трассы стремятся добиться гармоничного сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Согласование дороги с ландшафтом имеет не только эстетическое значение, по и очень важно для повышения безопасности движения. Меняющиеся пейзажи, новые виды привлекают водителя и позволяют в большей степени сохранить его внимание в сравнении с однообразным придорожным ландшафтом.
Технические требования к земляному полотну. Типовые поперечные профили земляного полотна
Земляное полотно служит основанием для наиболее дорогого и важного элемента дороги — дорожной одежды. Прочность, долговечность и высокие эксплуатационные качества дорожной одежды в значительной степени зависят от прочности и устойчивости земляного полотна. Земляное полотно в целом и его отдельные части находятся под действием сил собственного веса, подвижной нагрузки и различных природно-климатических факторов. Очень важно спроектировать и построить земляное полотно так, чтобы под действием этих сил оно не изменяло своей формы и было устойчиво в целом, как земляной массив. Конструкцию земляного полотна выбирают исходя из категории дороги, качества грунтов, типа дорожной одежды, природно-климатических условий района строительства дороги.
На основе опыта строительства и теоретических обоснований разработаны и применяются при проектировании типовые поперечные профили земляного полотна в насыпи высотой и в выемке глубиной до 12 м. Эти поперечные профили отвечают требованиям прочности и устойчивости земляного полотна, гарантирующим прочность и ровность дорожной одежды.
В равнинной местности наиболее типичным является земляное полотно в небольшой насыпи, обеспечивающей хороший водный режим его в течение всех периодов года и предохраняющий от заносов снегом.
В соответствии с требованиями СНиП П.Д.5-72 наибольшую крутизну откосов насыпей, возводимых из местных грунтов, как правило, принимают:
для дорог I—III категорий при высоте насыпи до 2 м — 1 : 4;
для дорог остальных категорий при высоте насыпей до 1,0 м — 1 :3.
Крутизну откосов более высоких насыпей и насыпей, возводимых из привозных грунтов, принимают:
для насыпей из камня слабовыветривающихся пород при высоте до 6 м — 1 : 1—1 : 1,3, до 12 м — 1 : 1,3—1 : 1,5;
для насыпей из крупных и средней крупности песков, гравия гальки, щебенистых и дресвяных грунтов слабовыветривающихся пород при высоте насыпи до 12 м — 1 : 1,5;
для насыпей из прочих грунтов, пригодных для их возведения, при высоте насыпи до 6 м — 1 : 1,5, при высоте насыпи до 12 м: в верхней части высотой до 6 м — 1 : 1,5, в нижней части 1 : 1,75.
Размеры резервов определяют исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна Глубина резервов должна быть не менее 0,3 и не более 1,5 м. В зависимости от местных условий их можно закладывать как с одной, так и с двух сторон дороги.
Ширина резервов по возможности выдерживается постоянной на достаточно больших участках, частые изменения их ширины очень портят внешний вид дороги. Резервы, служащие системой водоотвода, тщательно планируют при отделочных работах.
При разности отметок бровки земляного полотна и дна резерва более 4 м, а также на поймах рек устраивают бермы, т. е. площадки поверхности земли шириной не менее 2 м, располагаемые между подошвами насыпей и внутренними
бровками резервов. Берме придается поперечный уклон 20%о
в сторону резерва для обеспечения стока воды Бермы увеличи
вают устойчивость высоких насыпей и иногда используются
в период строительства для проезда дорожных машин и автомобилей.
На косогорах земляному полотну придают поперечный профиль, зависящий от крутизны косогора и расположения оси зем ляного полотна по отношению к откосу косогора. Во всех случаях для обеспечения устойчивости насыпей предусматривают специальные мероприятия: вспахивание или разделку поверхности косогора ступенями, устройство подпорных и одеваю-щих стенок, банкетов из камня или бетона.
Отвод поверхностных вод обеспечивается устройством кюветов и нагорных канав с верховой стороны. На косогоре наиболее практичным является земляное полотно в виде «полки», так как при этом не требуется специальных устройств д.|я обеспечения устойчивости земляного полотна и упрощается строительство.
В выемках земляное полотно располагается ниже поверхности земли.
Ввиду более слабого нагревания солнцем и слабого проветривания полотна в выемках задерживается влага и просыхание грнта после увлажнения происходит медленно. Глубокие выемки иногда прорезают водоносные и неустойчивые слои грунтов, что ослабляет устойчивость откосов.
В целях повышения незаносимости дорог снегом следует: выемки глубиной до 1,0 м раскрывать и разделывать под насыпи; выемки глубиной от 1 до 5 м проектировать с пологими откосами от 1 : 4 до 1 : 6.
Крутизна откосов выемки, как правило, назначается 1 : 1,5. В щебенистых и гравелистых грунтах в зависимости от их гранулометрического состава и плотности откосы устраивают с уклоном от 1 1 до 1 1,5 В выветрившихся скальных породах в зависимости от их свойств, степени выветривания и глубины выемки откосы принимаются от 1 : 0,2 до 1 : 1,5. Лёссовые грунты среднеазиатских республик в связи с особенностями их структуры могут стоять в сухих местах вертикальной стенкой, здесь откосы устраивают с уклоном 1 :0,1, но с наличием бермы шириной 0,5 м, расположенной между подошвой откоса выемки и внешней бровкой канавы.
Для улучшения условий обтекания выемок снеговетровым потоком, лучшего сочетания дороги с окружающей местностью и уменьшения ширины полосы земли, изымаемой для дорожного строительства, целесообразно округлять верхнюю кромку откосов выемок, вписывая кривые радиусом 5—7 м.
На 28 приведены поперечные профили земляного полотна автомобильных дорог на болотах.
Движение автомобилей большой грузоподъемности по дорогам, земляное полотно которых возведено непосредственно на поверхности болота, вызывает упругие колебания насыпи, приводящие к расстройству дорожной одежды. Поэтому насыпи на болотах возводят по специальным правилам, обеспечивающим устойчивость насыпи и дорожной одежды.
Справочник
Документ: | Справочник |
Название: | Справочная энциклопедия дорожника. Том II. Ремонт и содержание автомобильных дорог |
Начало действия: | 2004-01-01 |
Дата последнего изменения: | 2008-02-18 |
Вид документа: | Справочник |
Область применения: | В настоящем II томе СЭД «Ремонт и содержание автомобильных дорог» изложены условия работы автомобильных дорог под воздействием автомобильного транспорта и природно-климатических факторов. Описаны методы диагностики и оценки состояния дорог, а также назначения и планирования ремонтных мероприятий, дана классификация и состав работ по ремонту и содержанию дорог. Приведено описание технологий, применяемых материалов, средств механизации работ и организации работ по ремонту и содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения. Предлагаемый материал предназначен для инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, научных работников, преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей. |
Разработчики документа: | Росавтодор(111), МАДИ (ГТУ) Кафедра строительства и эксплуатации дорог(2), |
в верхней части рабочего слоя, где предъявляются повышенные требования к уплотнению грунтов, целесообразно размешать хотя бы одну прослойку непосредственно по подошве верхнего из уплотняемых грунтовых слоев уширения.
Остальные прослойки распределяют равномерно по высоте насыпи уширения. Для обеспечения равнопрочности конструкции полотна геосинтетические материалы укладывают только путём раскатки рулонов в направлении, поперечном оси насыпи.
При устройстве уширения в стеснённых условиях с откосами крутизной, превышающей наибольшую по СНиП, может быть применено решение (рис. 16.15, б), когда грунт уширения заключают в обоймы из геосинтетического материала. Здесь предпочтительно применение более жёстких материалов. При такой крутизне откосов обеспечение местной устойчивости возможно с помощью защитной прослойки из ГМ. Таким образом, наилучшим вариантом решения с точки зрения применяемых материалов было бы применение жёстких армирующих сеток для создания обойм и нетканых иглопробивных материалов на поверхности откоса в качестве защитных прослоек.
Создание конструкции «грунт в обойме» приводит к повышению общей устойчивости откоса уширения за счёт пересечения предполагаемой поверхности скольжения работающими на растяжение прослойками и восприятия ими бокового давления грунта, а также обеспечивает и местную устойчивость. На этой основе создается возможность увеличения заложения откосов до 1:0,75 и уменьшения полосы отвода при обеспечении прочности конструкции.
Уширение земляного полотна включает послойную отсыпку, распределение и уплотнение грунта. При уширении 3 м и более работы выполняют обычным образом: подвозят грунт автомобилями-самосвалами, распределяют бульдозером (гусеницы трактора или колёса тягача не должны проходить ближе 0,7 м от внешнего края уплотняемого слоя), уплотняют катком на пневмошинах челночными проходами (не ближе чем 0,5 м от внешнего края уплотняемого слоя). Толщину отсыпаемого слоя принимают из расчёта достижения требуемой плотности.
При уширении менее 3 м принимают один из двух вариантов отсыпки с последующим выбором на основе технико-экономического анализа:
отсыпка уширяемой части с верха старой насыпи с подвозом грунта автомобилями-самосвалами по существующей дороге и его смещением бульдозером после выгрузки за бровку;
отсыпка уширяемой части на большую, чем требуется, ширину, достаточную для производства работ имеющейся техникой (не менее 3 м), что предполагает увеличение объёма земляных и подготовительных работ.
Уступы, если они необходимы, устраивают при пологих откосах (крутизна менее 1:3) автогрейдером при проходах его вдоль насыпи. При более крутых откосах уступы вырезаются по мере отсыпки грунта на уширяемой части с поверхности уже отсыпанного слоя. Для этого срезают откос краем ножа бульдозера или автогрейдера при их продольном проходе по уже отсыпанной части уширения.
Устройство прослоек из геосинтетических материалов выполняют по подготовленному (выровненному и уплотненному) грунтовому основанию. Рулоны геосинтетических материалов и анкеры (скобы) для их крепления к грунту транспортируют к месту производства работ и равномерно разгружают вдоль насыпи по длине захватки. Количество рулонов определяется суммарной длиной полотен прослойки с учётом взаимного перекрытия их краевых участков.
Исправление продольного профиля. Исправление продольного профиля при ремонте дороги осуществляется путём увеличения высоты насыпей и глубины выемки существующей дороги. Такие работы необходимы для смягчения продольного уклона, обеспечения видимости в продольном профиле или обеспечения снегонезаносимости.
Увеличение высоты насыпей производят также на снегозаносимых участках с целью поднятия бровки земляного полотна до отметки снегонезаносимой насыпи; на пучинистых участках и участках с высоким уровнем грунтовых или стоячих поверхностных вод до отметки, превышающей капиллярное поднятие воды. Существующие насыпи высотой более 3 м повышают только в исключительных случаях.
Увеличение высоты насыпей. При повышении высоты насыпи неизбежно происходит её уширение по подошве и по всей высоте по сравнению с существующей дорогой за счёт изменения заложения откосов (рис. 16.16).
Рис. 16.16. Схема определения геометрических размеров земляного полотна при увеличении высоты насыпи
Как правило, у старых дорог заложение откосов насыпей небольшой высоты составляет 1:1 или 1:1,5. В то же время по современным нормам крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I -III категорий следует назначать с учётом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2 м — не круче 1:3. Такие откосы достаточно укрепить травосеянием или одерновкой. На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений от 1:1 до 1:1,75 в зависимости от типа грунта насыпи с разработкой дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности движения и укреплению откосов. Аналогичные решения могут быть приняты и для других условий при технико-экономическом обосновании.
Величина уширения на уровне отметки бровки земляного полотна существующей дороги может быть определена по формуле
а = m 2 × D h , м, где (16.1)
m2 — заложение откоса насыпи после ее повышения;
D h — увеличение высоты насыпи, м.
Величина уширения по подошве насыпи составит
Вн = m 2 × h 2 — m 1 × h 1 , м, где (16.2)
h1 — высота насыпи до реконструкции, м;
h2 — общая высота насыпи после реконструкции, м;
m1 — заложение откоса насыпи до реконструкции.
Увеличение высоты насыпи может быть без изменения положения оси дороги и с изменением (смещением) оси дороги в плане.
Выбор порядка и технологии производства работ при повышении высоты насыпей зависит от большого количества факторов: высоты старой насыпи и крутизны её откосов, величины повышения насыпи и крутизны новых откосов, положения оси дороги до и после повышения насыпи, типа и состояния дорожной одежды, грунтов и системы водоотвода и т.д.
При увеличении высоты насыпи старую дорожную одежду, как правило, разбирают, перерабатывают и обогащают новым материалом, а затем обогащенный материал используют при строительстве новой дорожной одежды или на других дорожных работах. Однако могут быть и другие варианты использования старой дорожной одежды. При повышении насыпи на 0,25-0,30 м, а в некоторых случаях и до 0,5 м старую дорожную одежду используют как основание, на котором устраивают новую дорожную одежду. Окончательное решение принимают после технико-экономического сравнения вариантов, в которых учитывают затраты на снятие старой одежды, переработку и обогащение получаемых материалов, повторную укладку этих материалов в дорожную одежду и сравнивают эти затраты с расходами на строительство новой дорожной одежды.
Аналогичные расчёты производят при значительном увеличении высоты насыпи. Как правило, более экономичным является вариант снятия старой дорожной одежды с дальнейшим использованием её материалов в дорожных конструкциях. Но в некоторых случаях при разборке гравийных или щебёночных покрытий материалы оказываются настолько измельченными, слабопрочными и загрязненными, что затраты на их переработку и обогащение превышают стоимость строительства новой дорожной одежды. В этом случае дорожную одежду не разбирают, а засыпают грунтом в земляном полотне.
При небольшом повышении насыпи (до 40-50 см) работы производят путём отсыпки слоя грунта на обочины после снятия растительного слоя с обочин и верхней части земляного полотна. Работы выполняют в такой последовательности:
снятие растительного слоя с обочин и верхней части откосов на высоту 0,5-0,6 м;
послойная разборка и удаление материалов слоя старой одежды;
послойная засыпка корыта грунтом и его уплотнение;
отсыпка песчаного слоя, устройство новой дорожной одежды;
досыпка обочин и их укрепление.
Если старая одежда остается как основание новой, поднятие земляного полотна, по существу, сводится к досыпке грунта на обочины и его уплотнению.
При необходимости увеличить высоту насыпи более чем на 0,5 м работы ведутся снизу вверх от подошвы насыпи так же, как и при уширении земляного полотна. После снятия растительного слоя с откосов насыпи, кюветов и поверхности прилегающей полосы, где будет размещена подошва новой насыпи, засыпают кюветы или боковые канавы с послойным уплотнением грунта. Затем так же, как и при уширении, послойно отсыпают новые откосные части насыпи с рыхлением старого откоса или нарезкой уступов.
Если ширина отсыпаемого откоса достаточна для работы бульдозера, автогрейдера и катков, каждый уступ нарезают шириной 0,3-0,5 м, высотой равной высоте отсыпаемого слоя (0,25-0,35 м). Отсыпают и уплотняют грунт. Затем нарезают второй снизу уступ и так отсыпают откосную часть до бровки старой насыпи.
Если ширина отсыпаемого откоса меньше 1,5-2,0 м, может быть принят один из двух вариантов:
а) увеличивают ширину уступа так, чтобы обеспечить возможность работы дорожных машин при послойной отсыпке откосной части земляного полотна;
б) увеличивают ширину вновь отсыпаемых слоев, которые после возведения насыпи срезают, а грунт перемешают на другие участки работы.
Таким образом отсыпается новая откосная часть насыпи до уровня бровки земляного полотна существующей дороги. Дальнейшее повышение насыпи выполняется по обычной технологии возведения земляного полотна. Следует отметить, что при увеличении высоты насыпей необходимо соблюдать те же требования к грунтам, их взаиморасположению и степени уплотнения, что и при уширении земляного полотна.
Увеличение глубины выемок. Увеличение глубины существующих выемок производится значительно реже, чем увеличение высоты насыпей, что объясняется более сложными условиями осуществления таких работ. Дело в том, что изменение проектной линии в выемке влечёт за собой изменение проектной линии и на подходах к ней (рис. 16.17).
Рис. 16.17. Схема расположения смежных участков изменения глубины выемки и высоты насыпи при смягчении продольного уклона:
I — участок увеличения глубины выемки; II — участок уменьшения глубины выемки; III — участок, где выемка заменяется насыпью; IV — участок увеличения высоты насыпи;
1 — линия поверхности земли; 2 — положение красной линии до реконструкции; 3 — то же, после реконструкции; i 1, i 2 — максимальный продольный уклон до и после реконструкции
При этом можно выделить ряд характерных участков изменения продольного профиля:
Элементы поперечного профиля дороги
Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006.
Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:
— высоты насыпи или глубины выемки;
— рельефа местности (косогор);
Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м — не круче 1:3 (рис. 2.7, рис. 2.8)..
Крутизну откосов насыпей на прочном основании следует назначать в соответствии с табл. 2.1
1) Рисунок 2.7 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4
Рисунок 2.8 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4
Рисунок 2.9 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5
Рисунок 2.10 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75
При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половине объема грунта, отсыпаемого в насыпь.
Таблица 2.3 — Наибольшая крутизна откосов
Грунты насыпи | Наибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м | ||
до 6 | до 12 | ||
в нижней части (0-6) | в верхней части (6-12) | ||
Глыбы из слабовыветривающихся пород | 1 : 1-1 : 1,3 | 1 : 1,3-1 : 1,5 | 1 : 1,3-1 : 1,5 |
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков) | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 |
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые | 1:1,5 1:1,75 | 1:1,75 1:2 | 1:1,5 1:1,75 |
Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.2.11). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.2.12, рис.2.13).
Рисунок 2.11 Выемка глубиной до 1 м:
Рисунок 2.12 Выемка глубиной от 1-5 м
Рисунок 2.13 Выемка глубиной от 5-12 м:
Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках — 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород — до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допускается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.
Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40% в сторону кювета. Уклон можно не предусматривать при скальных породах, а также песках в условиях засушливого климата.
При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет