Крутизна откосов насыпей должна быть
Отсыпка земляного полотна
Земляные работы, это комплекс строительных работ, включающий выемку (разработку) грунта, перемещение его и укладку в определённое место (процесс укладки в ряде случаев сопровождается разравниванием и уплотнением грунта). Земляные работы являются одним из важнейших элементов транспортного строительства. Цель земляных работ — создание инженерных сооружений из грунта (насыпи, выемки, дренажи, канавы, водоотводы, кюветы., контрбанкеты и т.д.) Земляные сооружения создаются путём выемок в грунте или возведением из него насыпей.
Земляные работы в современном транспортном строительстве полностью механизированы и выполняются высокопроизводительными машинами. К подготовительным и вспомогательным земляным работам относятся: очистка территории, разбивка земляных сооружений, отвод поверхностных вод, устройство дренажа сооружений, крепление стенок выемки и насыпи и др.
Земляное полотно строят по типовым поперечным профилям или по индивидуальным проектам. Перечень объектов земляного полотна, подлежащих индивидуальному проектированию, приведен в Строительно-технических нормах Министерства путей сообщения Российской Федерации, Железные дороги колеи 1520 мм (далее — СТН Ц-01-95).
В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные).
Главный элемент земляного полотна — основная площадка, воспринимает наибольшие воздействия от обращающегося подвижного состава и подвержена влиянию погодно-климатических факторов.
Строительные нормы ширины основной площадки (ширины земляного полотна поверху), очертание поперечных профилей основной площадки, зависящие от категорий железнодорожных линий и числа путей, ширина обочин приведены в СТН Ц-01-95.
На длительно эксплуатируемых линиях за основную площадку принимается условная граница, проходящая по подошве балластной призмы типовых размеров.
Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта.
Устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод должны обеспечивать водоотведение от земляного полотна во все сезоны года.
Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы (лотка) должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды в периоды ливневых дождей и паводков. Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин, промоин.
Опоры контактной сети не должны стеснять живого сечения водоотводных сооружений (кюветов, лотков, дренажей). В случаях, когда опоры контактной сети установлены с нарушением указанного требования, при производстве ремонтных работ по верхнему строению пути и земляному полотну, должны осуществляться мероприятия по обеспечению беспрепятственного пропуска воды в путевых водоотводных сооружениях.
Обочина земляного полотна должна располагаться не ниже 60 см от верха балластной призмы.
Ширина обочины должна быть не менее 0,40 м на путях 4-7 категорий и не менее 0,50 м на путях 1-3 категорий и скоростных линиях.
Крутизна откосов земляного полотна (балластных шлейфов) должна соответствовать нормативным значениям, приведенным в СТН Ц-01-95 и типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции).
При соответствии геометрических параметров земляного полотна типовым поперечным профилям, расчетный коэффициент устойчивости откосов земляного полотна должен быть не менее 1,2. В случае, если крутизна откосов насыпи выше норм СТН Ц-01-95, но не превышает 1:1,35, должны быть проведены расчеты устойчивости откосов и балластных шлейфов, в том числе с предположением прохождения возможной поверхности смещения по контакту глинистого грунта тела земляного полотна и балластного шлейфа. Коэффициент устойчивости должен быть не менее 1,5.
Поперечные профили земляного полотна в обычных условиях
Поперечные профили назначают в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки, а также от грунтовых условий с учетом природных особенностей района строительства и категории дорог.
Крутизна откосов насыпей и выемок в типовых решениях не должна быть более указанной в табл. 11.16 и 11.17 (СНиП 2.05.02-85).
Наибольшая крутизна откосов насыпей
Грунт насыпи | Высота насыпи до 6м | Высота насыпи до 12 м | |
в нижней части (0-6 м) | в верхней части (6-12 м) | ||
Глыбы из слабовыветривающихся пород | 1:1-1:1,3 | 1: 1,3-1: 1,5 | 1:1,3-1: 1,5 |
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков) | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 |
Песчаные мелкие и пылеватые. Глинистые и лёссовые | 1:1,5 1:1,75 | 1:1,75 1:2 | 1:1,5 1: 1,75 |
Примечания: 1. В знаменателе даны значения для пылеватых разностей грунтов во II и III дорожно-климатических зонах и для однородных мелких песков. Крутизну откосов насыпей из мелких барханных песков в районах с засушливым климатом следует принимать не более 1: 2 независимо от высоты.
2. Нормы таблицы предполагают укрепление откосов методом травосеяния или одерновки. При применении других, более мощных методов укрепления крутизна может быть увеличена при соответствующем технико-экономическом обосновании.
3. Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасности движения, как правило, не круче 1:4, а для дорог остальных категорий при высоте насыпей до
Наибольшая крутизна откосов выемок
Грунты | Высота откоса, м | Наибольшая крутизна откосов |
Скальные: слабовыветривающиеся | до 16 | 1:0,2 |
легковыветривающиеся неразмягчаемые | до 16 | 1,05-1:1,5 |
легковыветривающиеся размягчаемые | до 6 | 1:1 |
от 6 до 12 | 1:1,5 | |
Крупнообломочные | до 12 | 1:1-1:1,5 |
Песчаные, глинистые, однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции | до 12 | 1:1,5 |
Пески мягкие барханные | до 2 | 1:4 |
от 2 до 12 | 1:2 | |
Лёсс | до 12 | 1:0,1-1:0,5 1:0,5-1:1,5 |
Примечания: 1. Для лёсса — в числителе в засушливой зоне, в знаменателе — вне засушливой зоны.
2. В скальных слабовыветривающихся грунтах допускаются вертикальные откосы.
3. На территориях с закрепленными растительностью песками допускается наибольшую крутизну при высоте откоса до 12 м принимать 1:2.
Схемы поперечных профилей типовых насыпей и выемок показаны на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Принципиальные схемы поперечных профилей типовых насыпей и выемок:
1 — гидроизолирующая прослойка; 2 — крупный гравий или щебень на выходе прослойки: 3 — капилляропрерывающий слой из гравия, щебня и т.п. толщиной 15-20 см: 4 — противозаиливающие слои; 5 — глинистый грунт; 6 — дренирующий грунт; 7 — гидроизолирующая прослойка;
а — насыпь из привозных грунтов; б — насыпь высотой до 1,5 м в пригородных зонах и местах, подверженных снежным заносам; в — насыпь на устойчивом косогоре крутизной от 1:5 до 1:3; г — насыпь высотой более 6 м; д — насыпь из боковых резервов: е — насыпь из бокового резерва на косогоре крутизной от 1:10 до 1:5; ж — раскрытая выемка глубиной до 1 м; з — выемка глубиной от 2 до 12 м в легковыветривающихся скальных грунтах, переувлажненных глинистых грунтах, в пылеватых и лёссовидных грунтах и в лессах; и — выемка в глинистых грунтах; к — насыпь с гидроизолирующей прослойкой: л — насыпь с капилляропрерывающей прослойкой; м — насыпь из глинистого переувлажненного грунта
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Проектирование земляного полотна высокой насыпи (глубокой выемки)
Индивидуальный поперечный профиль земляного полотна, согласно СНиП 2.05-02-85 * [1], проектируется при высоте насыпи или глубине выемки более 12 м.
Основные рекомендации по проектированию откоса сводятся к следующему [2]:
1. Крутизна откоса, характеризуемая коэффициентом заложения откоса m,должна увеличиваться сверху вниз от значения m = 1,5 с шагом 0,25 через каждые 6 м (рис. 1, а).
2. Бермы шириной 2–3 м с уклоном 20–30 ‰ устраивают, начиная с нижнего откоса, через каждые 6 м (рис. 1,б).
3. Откосы выемок глубиной более 12 м проектируют аналогично откосам высоких насыпей. Однако ввиду большей устойчивости откосов, устраиваемых в грунтах естественного сложения, бермы устраивают значительно реже.
Рис. 1. Откосы переменной крутизны:
а – с переменной крутизной откосов(без берм);
б – с бермами; 1 – берма
Расчетные характеристики грунта насыпи (табл. 1) следует принять по табл. 1, прил. 1.
Наименование показателя | Обозначение | Единица измерения | Величина |
Проектная высота насыпи по оси дороги | Hнас | м | |
Грунт насыпи | |||
Плотность грунта для возведения насыпи | γ | кН/м 3 | |
Сцепление | С | кПа | |
Угол внутреннего трения | φ | град |
Разрушение земляного полотна, как правило, начинается с обрушения откоса, которое происходит по поверхностям скольжения, близким к круглоцилиндрическим.
Устойчивость земляного полотна оценивается в условиях плоской задачи, то есть рассматривается массив грунта, расчлененный плоскостями, перпендикулярными оси дороги, протяженностью 1м.
Обрушение откосов происходит под влиянием внешних нагрузок (автомобилей и др.) и собственного веса грунтового массива.
По ГОСТ [3] в качестве нагрузки от автотранспорта принимают нагрузку НК, которая представляет одиночную четырехосную тележку с нагрузкой на каждую ось 18 К в кН (рис. 2).
Рис. 2. Схема нормативной нагрузки для расчета устойчивости земляного полотна
Для расчета земляного полотна автомобильных дорог всех категорий класс нагрузки К = 8,3.
При расчете устойчивости откосов насыпи временная нагрузка от транспорта приводится к эквивалентному слою грунта земляного полотна.
Толщину эквивалентного слоя грунта вычисляют по формуле
где D = 3,6 м – база нормативной нагрузки НК, м;
c = 2,7– колея нормативной нагрузки НК, м;
– плотность влажного грунта, кН/м 3 .
Эквивалентный слой грунта располагается на всей ширине земляного полотна (рис. 3).
Сооружения и устройства железных дорог, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива «Сооружения и устройства железных дорог», который расположен в категории «книги и методические указания». Всё это находится в предмете «общий курс транспорта» из первого семестра, которые можно найти в файловом архиве РУТ (МИИТ). Не смотря на прямую связь этого архива с РУТ (МИИТ), его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Указать размеры и названия основных элементов земляного полотна. Местность, по которой проходит участок железной дороги, характеризуется рельефом и естественным уклоном. На рис. 22 изображен поперечный уклон местности. Земляное полотно предназначено для выравнивания неровностей местностей при строительстве железных дорог и имеет вид насыпи (рис. 23), выемки (рис.24) и др. Размеры и форма поперечных профилей земляного полотна зависят от категории линии, числа путей, высоты насыпи (глубины выемки), уклона местности и характеристик грунта. Согласно ПТЭ и. 3.8 ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна быть на однопутных линиях не менее 5,5 м, на двухпутных — не менее 9,6 м при обычных грунтах, а в скальных и дренирующих грунтах соответственно не менее 5,0 м для одно и 9,1 м для двухпутных линий.
Ширина обочин земляного полотна поверху с кахсдой стороны должна быть не менее 0,4 м. Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть выше максимальной высоты наката волны при силыюм ветре не менее чем на 0,5 м. Основная площадка земляного полотна для нсдренирующих грунтов однопутной линии обычно трапециидальной формы высотой 0,15 м (рис. 23 и 24) и шириной поверху 2,3 и. Для двух и многопутных линий с целью стока воды основная площадка имеет треугольную форму высотой 0,2 м (рис. 25). В скальных и песчаных грунтах основная площадка горизонтальная. Ширина основной площадки земляного полотна зависит от количества путей, категории линии, типа грунта и принимается по табл.
4. Расстояние между осями соседних путей называется междупутьем (е) и должно быть на прямых участках пути на перегоне двухпутных линий не менее 4100 мм, а при трех и четырех путях расстояние между осями второго и третьего пути не менее 5000 мм (рис. 25, а). 1’асстояние между осями смежных главных и приемо- отправочных путей станции на прямом участке пути должно быть не менее 4800 мм (рис. 25, 6). Крутизна откосов насыпей из обычных грунтов равна 1: 1,5 при высоте до 6 м (рис, 24).
Прн высоте до 12 м оставшаяся часть высоты снизу после 6 м имеет крутизну откосов 1: 1,75. Насыпи из скальных грунтов имеют сверху до 6 м 36 крутизну откосов 1:1,3, а остальную часть высоты снизу до 12 м-1: 1,5. Ширина бермы на прямых участках пути устанавливается не менее 3 м, а на однопутной линии .со стороны будущего второго пути не менее 8,0 м 1ширина бермы и плюс 4,1 м — ширина междупутья). Берма должна иметь уклон 0,02 — 0,04 в сторону от земляного полотна.
Для строительства насыпи и отвода воды часть грунта берут из резерва. Резервы имеют глубину 0,6 м с уклоном дна 0,02 при ширине до 10 м в сторону от насыпи, а при большей ширине резерва дно устраивается двухскатным с уклонами к его середине. На косогорах не круче 1: 5, на станциях, у переездов, в местах с грунтом в полосе отвода не пригодным для насыпи резервы заменяются водоотводной канавой шириной по дну и глубиной не менее 0,6 м, и крутизной откосов 1: 1,5. Для сбора и отвода вод от земляного полотна в выемках устраивают кюветы глубиной 0,6 м и шириной дна 0,4 м. Крутизна откосов кюветов со стороны земляного полотна не менее 1: 1, а с полевой стороны равна крутизне откосов выемки.
В обычных грунтах откосы выемки глубиной от 2 м до 12 м имеют крутизну 1: 1,5 в зависимости от свойств груггга и напластований. В скальных слабовыветривающихся грунтах крутизна откосов — 1: 0,2. Выемки глубиной до двух метров делают раскрытыми с планировкой местности в полевую сторону от оси пути на расстояние 10м. Для сбора вод со склонов возвышенности со стороны ее вершины и их отвода от выемки устраивают банкет, за банкетную канаву, кавальер и нагорную канаву. Забанкетная канава имеет глубину и ширину по дну 0,3 м с откосами 1: 1. Кавальеры устраиваются высотой до 3 м с уклоном 0,02: 0,04 поверху в полевую сторону. Нагорная 38 канава устраивается глубиной и шириной но дну не менее 0,6 м с откосами 1:1.
При уклоне местности 1: 5 включительно кавальеры и банкеты не усграиваются. Таблица 4 Ширина основной площадки земляного полотна на прямых участках пути в пределах перегонов, м Ширина основной площадки земляного полотна на участках, расположенных в кривых, а так же расстояние между осями смежных путей увеличивается с наружной стороны кривой, в зависимости от величины радиуса и принимается по табл. 5. Таблица 5 Уширение земляного полотна в кривых участках пути Рассгояние от оси крайнего пути до ближайшей бровки земляного полотна зависит от категории линии, типа грунта и принимается согласно табл.
6. 40 Таблица 6 Расстояние от осей путей до бровки земляного полотна, м Порядок выполнения задания 4 1. Выполнение задания начинается с нанесения на чертеже заданного поперечного уклона местности с учетом вида профиля. Для насыпи линию уклона местности необходимо расположить в нижней части чертежа, а для выемки — в верхней с учетом строительства кавальеров, банкета и т.
д. 2. Наносится ось 1-го пути с учетом последующего размещения всех остальных обустройств и путей. Высоту насыпи (выемки) откладывают от точки пересечения оси пути с местностью и проводят горизонтальную линию, на которой откладывают необходимую ширину основной площадки. Полученные при этом крайние точки основной площадки являются бровками, от которых откладывают необходимую крутизну будущих откосов. На рис. 26 показаны откосы крутизной 1: т и основная площадка однопутной линии. 3. После полного вычерчивания земляного полотна наносятся необходимые размеры и указываются наименования элементов. 4! ЗАДАНИЕ 5.
РАЗМЕЩЕНИЕ РАЗДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ. РАССТАНОВКА ПУТЕВЫХ И СИГНАЛЬНЫХ ЗНАКОВ Для организации и обеспечения безопасности движение поездов производится с разграничением их раздельными пунктами, которые делят железнодорожную линию на перегоны /1/. Для передачи приказов, указаний и другой необходимой информации на железнодорожном транспорте применяется система сигналов, которая по способу восприятия подразделяется на видимые и звуковые/2/. К видимым сигналам относятся путевые и сигнальные знаки, Заданием предусматривается анализ плана, продольного профиля запроектированного в задании 3 участка пути ЕГ с целью размещения заданного разъезда ‘Н», необходимых проходных светофоров или блокпостов, а также расстановки путевых и сигнальных знаков.
Размещение раздельных пунктов подчиняется требованиям, с одной стороны, наилучшего обслуживания транспортных нужд прилегающего района, принятой схеме организации движения поездов при одновременном удовлетворении заданной пропускной способности линия, а с другой стороны — сокращения капитальных вложений в строительство и эксплуатационных расходов на содержание раздельных пунктов /3, 5/. Допустимое время хода пары поездов между соседними разъездами Е-Н и Н-Р в данном учебном задании ориентировочно определяется как: 1140 /, = — — 2г (11) л’ п где и — заданная потребная пропускная способность линии в парах поездов в сутки; т — станционные интервалы, зависящие от средств СЦБ и связи, мин. 42 Заданная пропускная способность берется условно равной общему числу пар грузовых и пассажирских поездов (задание № 10) на рассматриваемом участке АБ за сутки.
Станционные интервалы (2т) в задании можно принять равным 8-10 минут. Принимая в учебных целях ходовую скоросп, поезда Ч„, равную удвоенной расчетной скорости локомотива на руководящем уклоне (Ч, из задания № 3) и допустимое время хода пары поездов (г„;,), определяем примерное расстояние (1р1) между раздельными пункгами с путевым развитием (разъездами Е, Н,Г) как: (12) 60 При выборе места размещения разъезда «Н» необходимо учесть следующие требования.
Раздельные пункты с пугевым развитием, к которым относится разьезд «Н», предназначены для выполнения пассажирских, грузовых и технических операций, обгона и скрещения поездов. План в пределах раздельных пунктов должен удовлетворять условиям производства поездных и маневровых операций, которые обеспечиваются наилучшим образом при расположении их на прямых участках пути. Лишь в трудных условиях местности раздельные пункты можно располагать на кривых радиусом не менее 1500 м, в особо трудных топографических условиях — бООм.
/1/. При проектировании раздельных пунктов стремятся к тому, чтобы расположить их на площадке, и лишь в трудных условиях рельефа разрешается размещение раздельных пунктов на уклоне с обеспечением возможности трогания поезда с места, следующего в сгорону подъема; возможность беспрепятственной остановки поезда в пределах полезной длины приемоотправочных путей и стоянки поезда на уклоне за счет тормозной силы локомотива или закрепляющих устройств для составов без локомотивов, производства маневровых работ.