Минимальное расстояние от опоры крана до откоса
Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпанном грунте
Глубина котлована (канавы), м
песчаный и гравийный
2.19. Грузозахватные приспособления
2.19.1. Проектирование грузозахватных приспособлений (стропов, захватов, траверс и др.) должно выполняться в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами.
2.19.2. Расчет стропов из стальных канатов должен выполняться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.
Расчетную нагрузку отдельной ветви многоветвевого стропа назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного 90°.
Для стропа с числом ветвей более трех, воспринимающих расчетную нагрузку, учитывают в расчете не более трех ветвей. При расчете стропов, предназначенных для транспортировки заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов могут быть приняты фактические углы.
2.19.3. При проектировании канатных стропов должны использоваться стальные канаты крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688, ГОСТ 7668 и ГОСТ 7669.
Коэффициент запаса прочности каната по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 6.
2.19.4. При проектировании цепных стропов должны использоваться круглозвенные цепи. Коэффициент запаса прочности цепи по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 4.
2.19.5. При проектировании стропов из канатов и лент, для ветвей которых используют пеньковые, хлопчатобумажные или синтетические материалы, коэффициент запаса прочности по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 8.
2.19.6. При проектировании съемных моторных грейферов или других грузозахватных приспособлений для кранов мостового типа, поворот которых в вертикальной плоскости в процессе эксплуатации недопустим, должна быть обеспечена фиксация грузозахватного приспособления относительно корпуса крюковой подвески.
3. Изготовление, реконструкция, ремонт, монтаж
3.1. Изготовление
3.1.1. Краны, их узлы, механизмы, приборы безопасности и грузозахватные приспособления должны быть изготовлены в соответствии с настоящими Правилами, государственными стандартами, проектами, техническими условиями и другими нормативными документами.
3.1.2. Краны, их узлы, механизмы, приборы безопасности должны изготавливаться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов, и имеющих разрешение (лицензию) территориальных органов Госгортехнадзора России *.
*Далее по тексту — органы госгортехнадзора.
Разрешение на изготовление конкретного типа крана предприятиями (организациями), имеющими соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора, должно оформляться в установленном порядке.
Номер и дата выдачи разрешения (лицензии) на изготовление крана, а также наименование органа Госгортехнадзора, выдавшего разрешение (лицензию), должны быть указаны в паспорте крана. Разрешения (лицензии) органов Госгортехнадзора не требуется на изготовление кранов, не подлежащих регистрации в органах госгортехнадзора.
3.1.3. Если предприятие имеет разрешение (лицензию) и на проектирование, и на изготовление кранов, то разрешения (лицензии) на изготовление опытных образцов не требуется.
В паспорте опытного образца крана вместо номера и даты выдачи разрешения (лицензии) на изготовление должен ставиться штамп «Опытный образец».
3.1.4. Для получения разрешения (лицензии) на изготовление расчетных металлоконструкций кранов, их механизмов и приборов безопасности в виде отдельных узлов предприятие-изготовитель должно представить в органы Госгортехнадзора следующие документы:
а) паспорт крана и руководство по эксплуатации;
б) сборочные чертежи изготавливаемых узлов, кинематические, электрические, гидравлические схемы;
в) технические условия на изготовление;
г) справку о наличии аттестованных сварщиков.
3.1.5. Разрешение (лицензия) на изготовление кранов, их отдельных металлоконструкций, механизмов и приборов безопасности выдается органами Госгортехнадзора на основании результатов проверки предприятия-изготовителя, рассмотрения представленной им документации и после проведения приемочных испытаний опытного образца.
Отступления от проекта или нормативного документа допускаются по согласованию с организацией, утвердившей проект или нормативный документ.
Если указанные документы согласованы с Госгортехнадзором России, то отступления должны быть согласованы с ним. Копию согласования предприятие-изготовитель должно прилагать к паспорту каждого крана, на который согласованы отступления.
3.1.6. При комплектовании кранов из узлов и деталей, механизмов и приборов безопасности, изготовленных несколькими предприятиями, за качество изготовления крана в целом, за соответствие его настоящим Правилам, государственным стандартам и другим нормативным документам, а также за оформление технической документации на кран отвечает в установленном порядке предприятие, выпускающее кран в собранном виде.
Паспорт крана составляется по документам предприятий, изготовивших отдельные узлы. Документы должны храниться на предприятии, выпускающем краны.
3.1.7. В технических условиях на изготовление крана или отдельных металлоконструкций наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил и других нормативных документов, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о применяемых для изготовления металлах и сварочных материалах.
3.1.8. Для проверки качества изготовления кранов, их узлов, механизмов, приборов безопасности, соответствия их настоящим Правилам и техническим условиям, государственным стандартам и другим нормативным документам предприятие-изготовитель должно проводить предварительные (заводские), приемочные, квалификационные, периодические, приемо-сдаточные, типовые и сертификационные испытания. Предварительным, приемочным или квалификационным испытаниям должен подвергаться каждый опытный образец крана.
3.1.9. Предварительные (заводские) испытания организует и проводит предприятие — изготовитель опытного образца крана по программе и методике, составленным разработчиком проекта и согласованным с головной организацией и органами госгортехнадзора. Участие в испытаниях представителя организации, разработавшей рабочую документацию, и представителя органов госгортехнадзора обязательно.
3.1.10. Приемочные (или квалификационные) испытания опытного образца крана должны проводиться по программе, составленной разработчиком проекта, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России. Приемочные (или квалификационные) испытания крана должны проводиться с участием представителя головной организации и Госгортехнадзора России.
3.1.11. Периодические испытания серийно изготавливаемых кранов проводит предприятие-изготовитель по разработанной им программе, согласованной с органами госгортехнадзора. Участие представителя органов госгортехнадзора в испытаниях крана обязательно.
3.1.12. Периодическим (сертификационным) испытаниям подвергается один из изготовленных кранов один раз в 3 года. Результаты периодических испытаний крана оформляются актом с указанием предложений и выводов комиссии.
3.1.13. Каждый изготовленный кран или его отдельные узлы, механизмы и приборы безопасности должны подвергаться приемо-сдаточным испытаниям службой контроля продукции (ОТК) предприятия-изготовителя по разработанной им программе. Результаты испытаний должны быть занесены в паспорт изделия.
3.1.14. Все программы испытаний кранов должны соответствовать типовым программам, разработанным головными организациями и согласованным с Госгортехнадзором России.
3.1.15. Каждый изготовленный кран должен быть снабжен:
руководством по эксплуатации;
инструкцией по монтажу (если потребуется монтаж);
другой документацией, предусмотренной соответствующим государственным стандартом или техническими условиями на изготовление.
При изготовлении отдельных узлов, механизмов и приборов безопасности кранов они должны быть снабжены соответствующими паспортами.
3.1.16. Сведения об изготовленном кране предприятие-изготовитель должно занести в Книгу учета выпускаемых кранов и снабдить укрепленной на видном месте табличкой с указанием наименования предприятия-изготовителя или его товарного знака, максимальной грузоподъемности, даты выпуска, порядкового номера, а также других сведений в соответствии с нормативными документами. Табличка должна сохраняться в течение всего срока службы крана.
При изготовлении отдельных узлов, механизмов и приборов безопасности кранов сведения о них также должны заноситься в Книгу учета выпускаемых кранов.
3.1.17. Паспорта кранов, узлов, грузозахватных приспособлений должны быть составлены по форме согласно приложениям 5-9.
3.1.18. Руководство по эксплуатации крана должно быть разработано специализированной организацией в соответствии с требованиями настоящих Правил и ГОСТ 2.601. В руководстве по эксплуатации наряду с другими требованиями должны быть указаны:
а) периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту узлов, механизмов и приборов безопасности;
б) возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
в) способы проверки приборов безопасности;
г) способы регулировки тормозов;
д) перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;
е) порядок проведения технического освидетельствования;
ж) указания по приведению крана в безопасное положение в нерабочем состоянии;
з) требования безопасности в аварийных ситуациях (в том числе в случае прекращения энергоснабжения крана или выхода из строя его систем при наличии груза на крюке);
и) нормы браковки канатов;
к) критерии предельного состояния крана для отправки его в капитальный ремонт;
л) срок службы крана;
м) регулировочные характеристики приводов и допустимые значения просадки грузов при пуске;
н) другие указания по обслуживанию и эксплуатации крана с учетом специфики его конструкции.
3.1.19. Предприятие-изготовитель учитывает выявляемые в процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления кранов и грузозахватных приспособлений и принимает меры по их устранению. В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования кранами, предприятие-изготовитель уведомляет все организации, эксплуатирующие их, о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также высылает техническую документацию и необходимые материалы, детали и узлы, подлежащие замене.
Рекомендации по устранению недостатков должны быть согласованы с органом госгортехнадзора, выдавшим разрешение (лицензию) на изготовление крана.
3.1.20. Владелец крана, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в его конструкции или изготовлении, а также несоответствие крана требованиям настоящих Правил, направляет предприятию-изготовителю сообщение, копия которого отсылается в орган госгортехнадзора, выдавший разрешение (лицензию) на изготовление крана. По кранам, приобретаемым за рубежом, сообщение направляется предприятию-изготовителю и в орган по сертификации.
3.1.21. Предприятие-изготовитель, получив сообщение от владельца крана, устраняет недостатки, а также допущенные при изготовлении отступления от настоящих Правил, если на эти отступления отсутствует разрешение органов госгортехнадзора.
Предприятие-изготовитель ведет в специальном журнале, учет поступивших сообщений, в который заносятся сведения о предъявителе сообщения, заводской номер крана, краткое содержание сообщения.
3.1.22. Расчетная грузоподъемность изготовленного грейфера для навалочных грузов данного вида (марки, сорта) должна быть подтверждена пробным зачерпыванием во время приемо-сдаточных испытаний после установки грейфера на кране. Подтверждение грузоподъемности грейфера оформляется протоколом, который прилагается к паспорту крана.
3.1.23. Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
3.1.24. Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.
Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.
3.1.25. Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления, если они проводились.
3.1.26. Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.
Iv. привязка грузоподъемных машин
4.1. Расстояния между выступающими частями передвигающегося по наземным рельсовым путям крана (его поворотной или другой наиболее выступающей частью) и внешним ближайшим контуром здания (сооружения), включая его выступающие части (козырьки, карнизы, пилястры, балконы и т.п.) или временные строительные приспособления, находящиеся на здании или у здания (строительные леса, выносные площадки, защитные козырьки и т.п.), а также строениями, штабелями грузов и другими предметами, должны составлять согласно ст.2.18.6 ПБ 10-382-00 от уровня земли или рабочих площадок на высоте до 2000 мм не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм соответственно рисунку 1. Для кранов с поворотной башней и числом секций в башне более двух это расстояние принимается не менее 800 мм по всей высоте ввиду возможного отклонения башни от вертикали.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.
4.2. Приближение к зданию (сооружению) приставного крана определяется минимальным вылетом, при котором обеспечивается монтаж ближайших к башне крана конструктивных элементов зданий с учетом размеров фундамента крана и условий крепления крана к зданию.
Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае определяются расчетом, выполненным специализированной организацией.
Конструкции крепления приставного крана к конструкциям здания разрабатывает специализированная организация и согласовывает с автором проекта здания.
4.3. Расстояние между поворотной частью стреловых самоходных кранов, платформой подъемника (вышки), краном-манипулятором при любых их положениях и строениями, штабелями грузов, строительными лесами и другими предметами (оборудованием) должно быть не менее 1000 мм.
4.4. При установке фасадных подъемников расстояние от их выступающих частей (не считая опорных роликов, на которые может опираться люлька при подъеме) до выступающих частей здания должно быть не менее 200 мм.
4.5. Приближение грузоподъемных машин к неукрепленным откосам котлованов, траншей или других выемок при ненасыпном грунте разрешается только за пределами призмы обрушения грунта и определяется расстоянием по горизонтали от основания откоса котлована (выемки):
— до нижнего края балластной призмы рельсового кранового пути согласно рисунку 3 и таблице 1.
— для стреловых кранов, строительных подъемников, кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) — до ближайших опор согласно рисунку 4 и таблице 1.
Таблица 1 — Минимальные расстояния по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины (СНиП 12-03-2001п.7.2.4) ( )
Глубина выемки ( ), м | Грунт ненасыпной ( ) | |||
песчаный | супесчаный | суглинистый | глинистый | |
1,0 | 1,50 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2,0 | 3,00 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3,0 | 4,00 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4,0 | 5,00 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5,0 | 6,00 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
Примечание — При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор грузоподъемных машин определяется расчетом с обязательным дополнительным укреплением. |
Крутизну откосов выемок, устраиваемых без крепления в насыпных, песчаных и пылевато-глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, следует принимать по таблице 2.
Таблица 2 — Крутизна откосов выемок в зависимости от глубины (СНиП 12-04-2002п.5.2.6)
Виды грунтов | Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более | ||
1,5 | 3,0 | 5,0 | |
Насыпные неслежавшиеся | 1:0,67 | 1:1 | 1: 1,25 |
Песчаные | 1:0,5 | 1:1 | 1:1 |
Супесь | 1:0,25 | 1:0,67 | 1:0,85 |
Суглинок | 1:0 | 1:0,5 | 1:0,75 |
Глина | 1:0 | 1:0,25 | 1:0,5 |
Лессовые | 1:0 | 1:0,5 | 1:0,5 |
Примечания 1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов назначают по наименее устойчивому виду от обрушения откоса. 2. К неслежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до двух лет — для песчаных; до пяти лет — для пылевато-глинистых грунтов. |
Устройство выемок с вертикальными стенками без крепления выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений допускается при их глубине не более, м:
1,0 — в неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах;
1,5 — в суглинках и глинах (СНиП 12-04-2002 п.5.2.4).
Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м во всех случаях и глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и видах грунтов, не предусмотренных таблицей 2, а также откосов, подвергающихся увлажнению, должна устанавливаться проектом (СНиП 12-04-2002 п.5.2.7). Для откосов временных выемок в однородных немерзлых грунтах их крутизну допускается принимать по методике, изложенной в приложении 3 СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
— масса поднимаемого груза;
— размер колеи или базы гусеничного крана, или опорного контура для грузоподъемных машин с выносными опорами;
— высота подъема;
— расстояние от основания откоса котлована до ближайшей опоры грузоподъемной машины;
— глубина котлована;
— расстояние от опоры гусеничного крана до края железобетонной опорной плиты;
— расстояние от оси вращения грузоподъемных машин до ближайшей оси здания;
1: — крутизна откоса по ППР;
— расстояние от оси здания до основания откоса.
— минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины (СНиП 12-03-2001 п.7.2.4)
Рисунок 8 — Установка стреловых кранов у откосов выемок
4.6. Для определения характеристики грунта при установке грузоподъемной машины у котлована (выемки) необходимо руководствоваться инженерно-геологическим заключением о грунтах, при этом при наличии в откосе разнородных грунтов определение приближения грузоподъемной машины производится по одному виду грунта с наихудшими показателями (по наиболее слабому грунту).
4.7. При установке грузоподъемных машин у зданий (сооружений), имеющих подвалы или другие подземные пустотные сооружения, проектные институты (авторы проекта) должны рассчитывать несущую способность стен указанных сооружений на крановые нагрузки. Расчет передается разработчикам ППР для включения в состав проекта производства работ.
4.8. Если расстояние от ближайшей опоры грузоподъемной машины или нижнего края балластной призмы рельсового пути до наружной грани стены подвала ( ) соответствует требованиям п.4.5. и рисунку 9, проверочных расчетов, подтверждающих устойчивость стен подвалов, фундаментов и других конструкций, не требуется.
— глубина подвала
Рисунок 9 — Установка грузоподъемных машин у зданий с подвалом,
Автокран КС-45717А-1Р Ивановец. Руководство — часть 78
3.1 При работе крана крановщик должен руководствоваться требованиями и
указаниями, изложенными в инструкции предприятия – изготовителя, и
производственной инструкцией.
3.2 Крановщик во время работы механизмов крана не должен отвлекаться от
своих прямых обязанностей, а также выполнять чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3 При обслуживании крана двумя лицами — крановщиком и его помощником, а
также при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже
на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.
При необходимости ухода с крана крановщик обязан выключить приборы в
кабине крановщика, ограничитель грузоподъемности, остановить двигатель шасси и
убрать ключ включения стартера.
При отсутствии крановщика его помощнику, стажеру и другим лицам управлять
краном не разрешается.
3.4 Cпуск и подъем в кабину крановщика производить в положении стрелы
«вперед» или «назад», находясь лицом к кабине. Входить на кран и сходить с него во
время работы механизмов (поворота, подъема, выдвижения стрелы) не разрешается.
3.5 Прежде чем осуществить какое — либо движение краном, крановщик обязан
убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне
работы крана нет посторонних людей.
3.7 Если в работе механизмов крана был перерыв, то перед их включением
крановщик обязан дать предупредительный сигнал.
3.8 Передвижение крана под линией электропередачи должно осуществляться
при транспортном положении стрелы.
3.10 Крановщик перед работой обязан устанавливать кран на все выносные
опоры, при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них (в
зависимости от вида грунта площадки, приведенных в таблице 9.1) были подложены
прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана.
Подкладывать под выносные опоры случайные предметы не разрешается.
3.11 Запрещается нахождение крановщика в кабине при установке крана на
дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.
3.13 Установка крана на краю откоса котлована (канавы) допускается при
условии соблюдения расстояний от основания откоса до ближайшей опоры крана не
менее указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откос
должен быть укреплен.
Условия установки крана на краю откоса котлована (канавы) должны быть
указаны в проекте производства работ кранами.
3.14 Устанавливать краны для выполнения строительно-монтажных работ
следует в соответствии с проектом производства работ кранами.
3.15 Устанавливать кран для работы на свеженасыпном неутрамбованном
грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим 3°, не разрешается.
Таблица Д.1 — Минимальное расстояние (в метрах) от основания откоса котлована (канавы) до
ближайшей опоры крана при ненасыпном грунте
Установка автокрана на стройплощадке
Технически правильная установка автокрана на строительной площадке — основа безопасности труда, бесперебойной эксплуатации спецтехники и эффективного выполнения плановых работ. Специалисты компании «Евразия Групп» оказывают услуги по установке машин с автокранами разных марок и модификаций. Все, кто арендуют или покупают у нашего предприятия спецтехнику, могут воспользоваться помощью опытных мастеров, которые оперативно, и в соответствии с требованиями строительных нормативов, выполнят ответственною работу.
Правила установки автокрана
Установка автокрана на площадке, где проводятся строительные работы, осуществляется после предварительной оценки условий местности. Во время осмотра фиксируются следующие сведения:
- особенности рельефа в зоне работ (ровная площадка или с уклоном);
- качество покрытия (твердый грунт, рыхлая песчаная или глинистая почва);
- наличие котлованов или траншей вблизи от места проведения работ;
- наличие токопроводящих устройств на площадке (линии ЛЭП, трансформаторные будки и прочие конструкции).
Далее, измеряется расстояние между поворотным устройством крана и объектами, которые находятся на рабочей территории. Минимальное расстояние до зданий, строительных материалов, хозяйственных боксов — 1 метр. На этом участке не должны находиться люди.
Самая ответственная операция при монтаже автокрана на площадке — установка выносных опор, которые, в зависимости от модели спецтехники, могут быть выдвижными, откидными или поворотными. В процессе установочных работ активно работает гидравлическая система, с помощью которой опоры приводятся в рабочее или транспортное положение.
Особенности установки автокранов вблизи от траншей и котлована
Для правильной установки крана вблизи котлованов требуется практический опыт и знание нормативных требований. Ответственные лица должны исключить вероятность попадания спецтехники в опасной зоне, где есть вероятность обрушения грунта. Предварительно оценивается качество почвенного состава.
Повышенный риск сползания насыпи существует при работах на слабых, водонасыщенных или рыхлых грунтах. Чтобы исключить вероятность несчастного случая необходимо соблюдать расстояние от линии откоса до ближайших опор автокрана (СНиП 12-03-2001 п. 7.2.4). Согласно строительным нормативам, принимается во внимание глубина выемки (от 1 до 5 м), крутизна откоса, тип грунта.
Отдельные правила установки кранов действуют в тех случаях, когда оборудование монтируется рядом со зданиями, в которых есть подвалы, или с другими пустотными сооружениями. В этом случае необходимо принимать во внимание (или рассчитать, если нет проектных сведений) несущую способность стеновых конструкций на крановые нагрузки.
Монтажные работы
При монтаже автокранов необходимо выполнять следующие правила:
- создать ограждение на площадке, где будут проводиться работы;
- при случайном соприкосновении стрелы с линиями опоры ЛЭП и другими конструкциями следует отвести стрелу в сторону как можно быстрее, известив работников об опасной ситуации;
- обеспечить освещение участка, где проводятся крановые работы;
- избегать перегруза (предельный показатель — 10% от грузоподъемности).
Выполнять установку крана должны лица, имеющие допуск на выполнение работ данной категории. Квалификация специалиста подтверждается инспекцией Ростехнадзора, свидетельством о прохождении учебы в специализированном центре. При обнаружении повреждения пломб на машине или при отсутствии проведения технической проверки в аккредитованных сервисных центрах, работы не проводятся.
Если вам потребуется профессиональная, гарантировано качественная установка крана марок «Ивановец«, «Галичанин», «Клинцы» или зарубежной техники, свяжитесь со специалистами компании «Евразия Групп» и согласуйте время проведения работ. На все возникшие вопросы ответит эксперт по телефону 8 800 250-60-27.
Установка стрелового крана
Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.
При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.
Запрещается установка крана на дополнительные опоры при нахождении крановщиков в кабине крана, во избежание травмирования людей, устанавливающих указанные опоры.
Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в таблице (см. ниже) При глубине котлована более 5 м откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.
Минимальное расстояние А(м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при не насыпанном грунте
Глубина котлована (канавы), Н(м) | Грунт | |||
Песчаный и гравийный | Супесчаный | Суглинистый | Лессовый сухой | Глинистый |
1,5 | 1,25 | 1,00 | 1,0 | 1,00 |
3,0 | 2,40 | 2,00 | 2,0 | 1.50 |
4,0 | 3,60 | 3,25 | 2,5 | 1,75 |
5,0 | 4,40 | 4,00 | 3,0 | 3,00 |
6,0 | 5,30 | 4,75 | 3,5 | 3,50 |
Примечание — При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана определяется расчетом |
Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5. При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. 5, откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.
Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при не насыпанном грунте
Глубина котлована (канавы), м | Грунт | |||
песчаный и гравийный | Супесчаный | Суглинистый | Лессовый сухой | глинистый |
1,5 | 1,25 | 1,00 | 1,0 | 1,00 |
3,0 | 2,40 | 2,00 | 2,0 | 1.50 |
4,0 | 3,60 | 3,25 | 2,5 | 1,75 |
5,0 | 4,40 | 4,00 | 3,0 | 3,00 |
6,0 | 5,30 | 4,75 | 3,5 | 3,50 |
Примечание — При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана определяется расчетом |
Указания
3.8. Приближение кранов к неукрепленным откосам котлованов, траншей или других выемок при ненасыпном грунте разрешается только за пределами призмы обрушения грунта и определяется расстоянием по горизонтали от основания откоса котлована (выемки):
— до нижнего края балластной призмы рельсового кранового пути согласно рисунку 3 и таблице 1.
— для стреловых кранов — до ближайших опор согласно рисунку 4 и таблице 5.
Наибольшую крутизну откосов котлованов, траншей и других временных выемок, устраиваемых без крепления в нескольких грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, следует принимать по таблице 2.
Производство работ, связанных с нахождением работников в выемках с откосами без креплений в насыпных, песчаных и пылевато — глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов, указанных в таблице.
№ п/п | Виды грунтов | Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более | ||
1,5 | 3,0 | 5,0 | ||
1. | Насыпные неслежавшиеся | 1:0,67 | 1:1 | 1:1,25 |
2. | Песчаные | 1:0,5 | 1:1 | 1:1 |
3. | Супесь | 1:0,25 | 1:0,67 | 1:0,85 |
4. | Суглинок | 1:0 | 1:0,5 | 1:0,75 |
5. | Глина | 1:0 | 1:0,25 | 1:0,5 |
6. | Лессовые | 1:0 | 1:0,5 | 1:0,5 |
Примечания. 1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов назначают по наименее устойчивому виду от обрушения откоса. 2. К не слежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до двух лет для песчаных; до пяти лет — для пылевато-глинистых грунтов. |
Под опоры следует подкладывать прочные и устойчивые подкладки. Кран нужно установит так, чтобы можно было с одного места выполнить максимум операций по подъемы и перемещению грузов. При этом безопаснее выполнять работу с минимальными вылетами крюка и углами поворота платформы. Установка кранов должна производиться в соответствие с проектом производства работ и инструкцией по эксплуатации крана, разработанной заводом-изготовителем. Установка грузоподъемных кранов на строительной площадке, размещение участков работ, рабочих мест, проездов транспортных средств и проходов для людей должны выполняться с учетом выделения опасных для пребывания людей зон, в пределах которых производиться подъем и перемещение грузов кранами.
Конструкция стропов.
Строп представляет собой конструкцию, которая используется для подъема и перемещения грузов во многих областях: погрузочно-разгрузочные и строительные работы, грузоперевозки, производство (металлургия, лесная, нефтяная, газовая промышленность), сельское хозяйство. Стропы бывают канатные, цепные и текстильные. Конструкция канатных, а также и цепных стропов обычно представляет собой звено, петлю или петлю с коушем (только у канатных стропов) с одного конца и грузозахватное приспособление (обычно это крюк, но может быть и другой захват) с другого конца. Текстильные стропы могут быть изготовлены из плоской ленты с петлями на обоих концах стропа или в виде кольца (кольцевой строп). Также текстильные стропы бывают круглопрядными (как правило, они кольцевые).
Главная функция стропов состоит в обеспечении быстрого, удобного и надежного крепления груза перед началом операции по его подъему и перемещению. Так как стропы непосредственно связаны с целостностью грузов, жизнью и здоровьем работающих с ними людей, к ним предъявляются довольно жесткие требования безопасности. Каждый строп должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТом и иметь сертификат.
Также каждый строп должен быть снабжен биркой, на которой указывается грузоподъемность стропа и дата его изготовления. Запрещено эксплуатировать не снабженные биркой стропы т. к. в данном случае возникает угроза для жизни и здоровья людей.