Freewaygrp.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не будет ли уголовной ответственности при откос от армии

Не будет ли уголовной ответственности при откос от армии

  • главная
  • Справочная информация
    • Территория округа: карта, № домов, границы округа
    • Муниципальный Совет
    • Местная Администрация
    • Избирательная Комиссия Муниципального Образования Константиновское
    • Историческая справка
    • Муниципальная служба
    • Обзор обращений граждан
  • Контакты
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь
  • Карта сайта

  • Нормативные правовые акты
    • Устав
    • Бюджет
    • Решения
    • Положения
    • Постановления и административные регламенты
    • Порядок обжалования НПА
    • Проекты НПА
    • Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в МО
  • Бюджет для граждан
  • Ведомственные целевые программы
    • Ведомственные целевые программы 2021
  • ОТЧЕТЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
  • Публичные слушания
  • Конкурсный отбор по предоставлению субсидии
  • Газета Муниципальный Вестник
  • Парламентский дневник
  • Благоустройство
  • Опека и попечительство
    • Усыновление
    • Сотрудники
    • Документы для опеки и попечительства
    • Семья для подростка
    • Трудоустройство несовершеннолетних
  • Другие виды деятельности
    • ГО и ЧС, пожарная безопасность
    • Межнациональные и межконфессиональные отношения
    • Профилактика дорожного травматизма
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Профилактика наркозависимости
    • Профилактика табакокурения
    • Профилактика ВИЧ-инфекций
    • Экологическое просвещение
    • Военно-патриотическое воспитание
  • Противодействие коррупции
  • Полезная информация
    • Участковые уполномоченные 54 отдела полиции УМВД по Красносельскому району Санкт-Петербурга
    • Управляющие многоквартирными домами компании на территории МО Константиновское
    • Общественные организации
    • Медицинские учреждения
    • Дошкольные и образовательные учреждения
    • Учреждения культуры и спорта
    • Депутаты ЗАКС СПб и ГОСДУМЫ РФ
    • Военный призыв
  • Вас информируют:
    • Перепись населения
    • Прокуратура Красносельского района
    • ОГИБДД Красносельского района
    • РОСРЕЕСТР
    • ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
    • Пенсионный фонд РФ
    • Природоохранная прокуратура
    • Транспортная прокуратура
    • Главное управление Минюста
    • Налоговая
  • Поддержка малого и среднего предпринимательства
  • Формирование комфортной городской среды
  • Результаты проверок
  • Муниципальная служба
  • Закупки
  • Официальные выступления и заявления руководителей
  • Итоги мониторинга социального и экономического развития
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КРФ об АП и законами субъектов российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

За совершение административного проступка виновный подвергается административному наказанию, которое является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административная ответственность реализуется в форме применения к правонарушителю следующих видов административных взысканий:

1) Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании виновного лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Вынесенное предупреждение не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод правонарушителя. Основная цель вынесения указанного наказания – предупредительное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву (повторному совершению) проступка. Предупреждение выносится только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда. Вынесение предупреждения воздействует на нравственные устои нарушителя и тем самым содействует его воспитанию;

2) Административный штраф – является денежным взысканием выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, и может выражаться в величине, кратной:

а) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; и др.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

Уклонение от прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы может причинить ущерб интересам обороны страны, поэтому такие деяния признаются преступлением.

Непосредственным объектом ч.1 ст. 328 УК РФ является установленный порядок комплектования Вооруженных сил Российской Федерации.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии, т.е. в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.

Уклонение от призыва считается неявка по повестке военного комиссара (начальника отдела) на военную службу в указанный срок без уважительных причин.

К уважительным причинам неявки гражданина по повестке военного комиссара (начальника отдела) (при условии документального подтверждения причины неявки являются:

— заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Оконченным преступление считается с момента неявки призывника на призывной пункт в срок, который указан в повестке.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Субъект преступления лицо мужского пола с 18 лет.

По ч.2.ст.328 УК РФ установлена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц освобожденных от военной службы.

Право гражданина Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу вместо прохождения военной службы предусмотрена на основании Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Альтернативная гражданская служба вводится для лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям или иным причинам.

Объективная сторона преступления состоит в бездействии, т.е. уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Субъективная сторона преступления прямой умысел.

Субъект преступления специальный (лицо мужского пола с 18 лет)

Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

33 крымчан привлекли к уголовной ответственности российские власти за отказ проходить службу в армии РФ – правозащитники

33 крымчан призывного возраста привлекла к уголовной ответственности оккупационная власть за уклонение от призыва в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Еще три приговора могут объявить в ближайшее время. Такую информацию обнародовали правозащитники во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре. Эти факты были установлены во время сбора данных для формирования доказательной базы подачи Украиной информационного сообщения в Международный уголовный суд о принудительном привлечении её граждан в оккупированном Крыму в ряды вооруженных сил Российской Федерации. В соответствии с нормами международного гуманитарного права, такие действия страны-оккупанта являются военным преступлением.

«Важно то, что за это время [с начала оккупации Крыма] граждане не только призываются на службу в Вооруженные силы Российской Федерации, а делается это под принуждением, которое заключается в том, что создана репрессивная система призыва, которая состоит в том, что существует уголовная ответственность за уклонение от службы в Вооруженных силах Российской Федерации», – отметил Максим Тимочко, юрист ОО «Украинский Хельсинский союз по правам человека». Согласно Римскому статуту, такое преследование со стороны оккупационных властей также является международным преступлением.

Также задокументировали свидетельства о том, что некоторые крымчане призывного возраста выезжали с полуострова, чтобы избежать призыва и уголовного преследования за уклонение от службы. «Это дает основания говорить о другом международное преступлении – принудительном перемещении населения (…) Лицо физически не перемещается, с помощью каких-то органов, но находится в атмосфере, которая заставляет его перемещаться», – пояснил Виталий Набухотный, юрист ОО «Региональный центр прав человека».

Всего в рамках мониторинга экспертная группа собрала 165 нормативно-правовых актов, которые подтверждают призыв на военную службу в ряды российской армии украинских граждан в оккупированном Крыму. «Это приказы президента РФ о начале призывной кампании, приказы министра обороны, законы, которые «позволяют» проводить призыв на оккупированной территории, приказы администраций о распределении средств на проведение призывной кампании в определенных районах Крыма», – детализировал Александр Седов, аналитик ОО «Крымская правозащитная группа». Кроме того, было собрано 199 публикаций со СМИ и сайтов администраций российской оккупационной власти в Крыму, в которых указаны конкретные имена чиновников, которые отвечают за призыв, и можно точно подсчитать количество призывников ежегодно в каждом из районов Крыма.

Также проанализировали 2 тысячи страниц в соцсетях. Таким образом, были задокументированы факты вручения 57 повесток, которые были подписаны в российских военкоматах в Крыму. Также выяснилось, что по меньшей мере 9 крымских призывников получили награды за участие в военных операциях России в Сирии. Александр Седов добавил, что по состоянию на сегодня не зафиксировали фактов гибели во время операций в Сирии военных-срочников из Крыма, хотя известно о случаях гибели крымчан-контрактников. Также не зафиксировали конкретных фактов привлечения крымских призывников к боевым действиям на Донбассе.

Все собранные данные вошли в четвертое информационное сообщение Украины в Международный уголовный суд. Елизавета Дзигора, прокурор Прокуратуры Автономной Республики Крым, отметила, что в офисе Прокуратуры хранится уже более 12 томов систематизированных материалов по этому делу. «У нас есть четкий стратегический план действий по временным границам представления информационных сообщений и дополнений к ним. Все это осуществляется систематически, на постоянной основе, чтобы предыдущие сообщения, касающиеся других военных преступлений, дополнялись новыми фактами», – отметила Елизавета Дзигора.

Сейчас информационное сообщение – на стадии предварительного изучения Секретариатом офиса прокурора Международного уголовного суда.

«В данный момент, в Крыму проходит очередная призывная кампания, в рамках которой планируется призвать 3 тысячи крымчан. Это свидетельствует о том, что преступление Российской Федерации не прекращается, поэтому наша работа по сбору доказательств будет продолжаться», – отметил Александр Седов.

Прокурор прокуратуры АРК отметила, что факт добровольной службы крымчан в рядах Вооруженных сил РФ не будет автоматически основанием для привлечения их к уголовной ответственности. «Поголовного привлечения к уголовной ответственности, конечно, не будет. Каждый конкретный такой случай обязательно будет рассматриваться на предмет конкретных фактов. (…) Изучив конкретные факты того, как это произошло, можно будет понять наличие или отсутствие в действиях такого конкретного лица состава преступления, и только тогда решать вопрос о наличии или отсутствии возможной перспективы того, что конкретное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности», – детализировала Елизавета Дзигора. Максим Тимочко добавил, что сам по себе принудительный призыв и служба в рядах российской армии, согласно действующему украинскому законодательству, не является основанием для потери гражданства Украины.

Для кого звучит призыв

Это уже официальная информация от Главного военного прокурора Валерия Петрова. В интервью корреспонденту «РГ» он рассказал, как на законных основаниях пойти или не пойти в армию, ведь проблемных вопросов еще много, и призывники и их родители хотят получить на них ответ.

Валерий Георгиевич, на днях вы заявили, что Главная военная прокуратура взяла на жесткий контроль все, что связано с начавшимся призывом. Вам знакомы все, так сказать, «узкие» места. Одна из типичных ситуаций: студенты учатся в вузе, где есть военная кафедра, но им все равно из военкоматов шлют повестки. Нужно таким студентам явиться в военкомат и объяснить ситуацию или же можно просто игнорировать повестку?

Валерий Петров: Да, это известная картина. Зачастую студенты думают, раз поступили в вуз и имеют отсрочку, то комиссариаты должны сами узнавать об этом. Но это не так. По закону комиссариат не обязан догадываться о том, где его призывник и что с ним. Предоставить в военный комиссариат сведения о месте учебы — задача самого призывника. Как показывает практика, сведения об обучении гражданина в образовательной организации отсутствуют в военкомате в большинстве случаев по вине самого студента.

Законом определено, что гражданин обязан в двухнедельный срок сообщить в военный комиссариат, в котором он состоит на воинском учете, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства.

Ну а если уж он забыл это сделать, и пришла повестка, то согласно статье 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин обязан явиться в указанные в повестке время и место, но не для того, чтобы пойти в армию, а чтобы прояснить ситуацию. Придя по повестке, студент должен принести комплект документов, подтверждающий обучение в вузе и его право на отсрочку.
В 2017 году к административной ответственности привлечены свыше 27 тысяч граждан. Большинство из них — за неявку по повестке без уважительных причин, уклонение от прохождения медицинского освидетельствования и невыполнение иных мероприятий, связанных с призывом.

Если студент иногородний или даже из другого региона, имеют ли право вручить ему повестку не по месту жительства, а в стенах самого вуза, где студент учится?

Валерий Петров: Если призывник прибыл к месту временного пребывания на срок более 3 месяцев, он обязан встать на воинский учет в соответствующем военкомате. То есть в данном случае требования работников военного комиссариата по месту, где расположен вуз, не противоречат требованиям закона.

Если в вузе нет военной кафедры, а в соседнем вузе есть, могут ли студенты проходить военную подготовку там?

Валерий Петров: На данный момент законодательно обучение студентов одной образовательной организации на военной кафедре иной образовательной организации не предусмотрено. Однако данный вопрос прорабатывается и в настоящее время проходит согласование в соответствующих органах государственной власти.

Как быть студенту, если преподаватель придирается к нему, намеренно доводит до отчисления и обещает позаботиться об отправке в армию?

Валерий Петров: Проверка и правовая, и тем более моральная оценка отношений преподавателя и студента не относится к компетенции органов военной прокуратуры. Однако разъясняю, что действия преподавателя студент вправе обжаловать его руководителю, обратиться за защитой своих прав в территориальные органы прокуратуры либо в суд.

Что делать тем, у кого хроническое заболевание, которое несовместимо со службой, но на врачебной комиссии человека признают годным и выдают повестку?

Валерий Петров: Повторю: решение о призыве на военную службу принимается только призывной комиссией. Оно может быть обжаловано через призывную комиссию в течение трех месяцев со дня принятия или через суд.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию. В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии в суде его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Бывает, студента отчислили, а потом восстановили, признав, что отчислили незаконно. Как быть, если в военном комиссариате говорят, что раз был отчислен, то уже отсрочки нет?

Валерий Петров: Если отчисление из образовательного учреждения было незаконным, право на отсрочку за ним сохраняется. Гражданину необходимо представить в военный комиссариат документы, подтверждающие незаконность его отчисления из образовательной организации.

Если абитуриент изначально поступил на заочное обучение, но потом собирается переходить на очное, будет ли у него отсрочка?

Валерий Петров: Да, при переводе на очную форму обучения отсрочка может быть предоставлена.

Случаются ситуации, когда сотрудники военкомата приезжают прямо на выпускной и забирают официально подростков-выпускников в военкомат. Что делать, если сотрудники военкомата силой принуждают явиться?

Валерий Петров: Работники комиссариата не имеют права принудительно доставлять гражданина в военный комиссариат. Они могут вручить молодому человеку повестку, а тот, получив ее, обязан явиться в определенное в данной повестке время в указанное в ней место.

Противоправные действия работников военных комиссариатов граждане вправе обжаловать в органы военной прокуратуры или в суд. Порядок действий военных комиссариатов в период подготовки и проведения призывных кампаний определен Положением о военных комиссариатах.

В чем, по-вашему, привлекательность службы в армии сегодня?

Валерий Петров: Военная служба — не только гражданский долг, но необходимое сегодня условие успешной карьеры каждого мужчины, мощный социальный лифт.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» гражданам, добросовестно прошедшим военную службу по призыву, предоставлено право на основании рекомендаций командования поступить на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджета.

А уже имеющим высшее образование при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления на обучение по программам высшего образования в области экономики и управления. Время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы и работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Профессия офицера и любого другого военнослужащего выглядит довольно привлекательной даже с обывательской точки зрения. Так, денежное довольствие военнослужащих по контракту с учетом гибкой системы надбавок, начиная с доплат за особые условия службы и заканчивая выплатами за спортивные достижения, является вполне достойным.

С каждым годом все больше внимания уделяется вопросам социального обеспечения военнослужащих, значительно улучшаются условия службы.

Не стоит забывать, что уже более 4 лет — с 1 января 2014 года — действует Федеральный закон № 170-ФЗ от 2 июля 2013 года о повышении престижа и привлекательности военной службы по призыву, который установил запрет на поступление на госслужбу граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных на то оснований.

Уклонисты платят дважды

Каждый раз, как близится призывная кампания, активизируются и мошенники всех мастей. Наивным студентам нередко прямо в стенах вузов рассказывают, что реально сделать военный билет и легально или почти легально откосить от армии. И даже выдают этот билет, естественно, за мзду. Но потом им все равно приходит повестка и их призывают в армию. Как быть?

Валерий Петров: Действует однозначное правило: решение о призыве на военную службу, освобождении от нее либо предоставлении отсрочки принимается исключительно призывной комиссией в период проведения призывных кампаний.

Не прошедшему военную службу гражданину военный билет выдается военным комиссариатом после его зачисления в запас при условии наличия законных оснований непрохождения им военной службы. Все остальные «решальщики» являются мошенниками, а их действия противоправными.

Следует также помнить, что уголовная ответственность предусмотрена не только за получение взятки, но и за ее дачу. За уклонение от призыва на военную службу и альтернативную службу установлена уголовная ответственность на срок до 2 лет. В первом полугодии 2017 года за уклонения от призыва на военную службу осуждено более 300 граждан.

Редко, но случаются такие недоразумения, что студент по окончании вуза добросовестно пошел служить, а по возвращении обнаружил, что находится в розыске как уклонист, поскольку вуз или тамошний военкомат в его родной город просто не передал информацию о службе. Как быть?

Валерий Петров: Такая ситуация может говорить только об одном — о ненадлежащей организации воинского учета в военных комиссариатах в месте проживания заявителя и в месте, откуда он был призван на военную службу. Проблема решается просто: гражданину необходимо представить в военный комиссариат, который организовал упомянутый розыск, документы, подтверждающие прохождение им военной службы (военный билет, предписание воинской части для убытия уволенного с военной службы военнослужащего к месту проживания и постановки на воинский учет).

В настоящее время в Вооруженных cилах страны по призыву проходит службу более 240 тысяч человек. В этом году подлежит призыву на военную службу около 128 тысяч человек. Военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов проходят 360 тысяч человек.

В 2017 году из числа проходящих службу по призыву контракт о прохождении военной службы решили заключить более 17 тысяч человек, в первом квартале текущего года — почти две с половиной тысячи человек.

Растет интерес к военной службе и у «прекрасной половины» человечества. Сегодня военную службу по контракту проходят 44 320 женщин, в том числе почти 4 тысячи офицеров. Из них 42 полковника, семь с половиной тысяч прапорщиков, 33 тысячи солдат и сержантов, полторы тысячи курсантов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика