Freewaygrp.ru

Строительный журнал
30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откосы условное обозначение гост

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает состав и правила оформления рабочей документа­ции на строительство новых и реконструируемых автомобильных дорог различного назна­чения.

Стандарт содержит правила, учитывающие выполнение чертежей с применением средств автоматизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 21.101-93 СПДС. Основные требования к рабочей документации

ГОСТ 21.110-95 СПДС. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов

ГОСТ 21.114-95 СПДС. Правила выполнения эскизных чертежей общих видов нети­повых изделий

ГОСТ 21.204-93 СПДС. Условные графические обозначения и изображения элемен­тов генеральных планов и сооружений транспорта

ГОСТ 21.302-96 СПДС. Условные графические обозначения в документации по ин­женерно-геологическим изысканиям

ГОСТ 21.508-93 СПДС. Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов

ГОСТ 21.604-82 СПДС. Водоснабжение и канализация. Наружные сети. Рабочие чер­тежи

ГОСТ Р 21.1207-97 СПДС. Условные графические обозначения на чертежах автомо­бильных дорог

ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия

ГОСТ 13508-74 Разметка дорожная

ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила при­менения.

3 Общие положения

3.1 Рабочую документацию автомобильных дорог выполняют в соответствии с требова­ниями настоящего стандарта и других взаимосвязанных стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС).

3.2. В состав рабочей документации автомобильных дорог включают:

— рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ (основной комплект рабочих чертежей марки АД);

— эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий и устройств * ;

— спецификацию оборудования, изделий и материалов.

3.3. В состав основного комплекта рабочих чертежей марки АД в общем случае включа­ют:

— общие данные по рабочим чертежам;

-план автомобильной дороги;

— план организации рельефа;

— план земляных масс * ;

— продольный профиль автомобильной дороги;

— продольные профили водоотводных и нагорных канав;

— поперечные профили автомобильной дороги;

— схему расположения технических средств организации дорожного движения;

— план благоустройства дороги *.

3.4 Планы организации рельефа и земляных масс выполняют для автомобильных дорог на застроенной территории. ** .

План земляных масс разрабатывают для участков дорог, на которых не предусмотрено выполнение поперечных профилей земляного полотна.

Для участков автомобильных дорог, план организации рельефа которых не выполняют, разрабатывают, как правило, продольные и поперечные профили земляного полотна этих участков.

Планы организации рельефа, земляных масс и благоустройства, автомобильных дорог выполняют по ГОСТ 21.508.

3.5 Условные графические изображения и обозначения, применяемые на чертежах ав­томобильных дорог, принимают в соответствии с ГОСТ Р 21.1207 и ГОСТ 21.204.

3.6 Условные графические обозначения грунтов, особенностей их залегания, консис­тенции и степени влажности, используемые на продольных и поперечных профилях авто­мобильных дорог, принимают по ГОСТ 21.302.

3.7 План и продольный профиль автомобильной дороги, разрабатываемые с примене­нием средств автоматизации, выполняют на совмещенном чертеже и располагают по учас­ткам на одном листе. В этом случае участки плана и профиля должны совпадать.

3.8 Расстояния от пикетов до элементов плана и продольного профиля (например, до указателей километров, уклоно указателей) наносят с одной стороны линии ординат. При совпадении линии ординат с пикетом привязку до указанных элементов на линии ординат не указывают.

3.9 Система координат и высотных отметок, принимаемая в рабочих чертежах автомо­бильных дорог на застроенной территории, должна соответствовать системе координат и высотных отметок, принятой на разбивочном плане в рабочих чертежах генерального пла­на предприятия или жилищно-гражданского объекта.

3.10 Чертежи выполняют в масштабах по ГОСТ 2.302 с учетом сложности и насыщен­ности их информацией.

Масштабы изображений приведены в таблице 1.

3.11 Масштаб изображения указывают в основной надписи после наименования изо­бражения.

Если на листе помещено несколько изображений, выполненных в разных масштабах, то масштабы указывают на поле чертежа под наименованием каждого изображения.

Масштабы изображения продольного профиля указывают над боковиком таблицы.

Условные обозначения российских подшипников качения в соответствии с ГОСТ

Маркировка стандартизированных изделий позволяет точно подобрать совместимые комплектующие для любого механизма. На большинстве подшипников условные обозначения можно найти на торцах. Только для некоторых малых и шпиндельных моделей данные содержатся на упаковке или в техническом описании. Чтобы разобраться в маркировке, необходимо понимать, о чем говорят обозначения подшипников ГОСТ. Стандарты разрабатываются с учетом множества показателей. Кроме основных характеристик указываются дополнительные параметры.

Класс точности в маркировке подшипников с соблюдением ГОСТ

Параметр считается равным нулю для моделей без специальных требований к дополнительным характеристикам. В этом случае он отсутствует в маркировке. Класс 8 или 7 присваивается нестандартным подшипникам, изготовленным под заказ для неответственного применения. Эти значения условно ниже нуля, но они указываются при маркировке. Показатели класса точности подшипников по ГОСТ 520-89 проставляются прямо перед цифровым обозначением, отделяясь от него дефисом. Классификация деталей разного назначения по возрастанию точности:

  • Шариковые, роликовые, радиальные, шариковые радиально-упорные – 0, 6, 5, 4, 2, Т;
  • Упорные, упорно-радиальные – 0, 6, 5, 4, 2;
  • Роликовые конические – 0, 6Х, 6, 5, 4, 2.

Условные обозначения ГОСТ радиальных зазоров подшипников

Непосредственно перед классом точности проставляется величина, определяющая радиальный зазор. При нормальном значении характеристика опускается в маркировке. При наличии этого показателя указывается даже нулевой класс точности. Регламентируются радиальные зазоры в подшипниках по ГОСТ 24810-81. Если к параметру предъявляются нестандартные требования, он маркируется буквенным обозначением Н. Пример: Н0-42317АЕ – усиленный подшипник со специальным радиальным зазором и сепаратором из пластического материала.

Обозначение момента трения при маркировке подшипников по ГОСТ

Нормы классификации по рядам регламентируются ТУ37.006.085-79. Величина момента трения подшипников качения ставится слева от значения радиального зазора. В маркировке некоторых категорий нормальный радиальный зазор по ГОСТ 24810-81 имеет буквенное обозначение М. Пример: 4М6-1000918 – шариковый однорядный подшипник, относящийся к классу точности 6, имеющий радиальный зазор нормальной группы и момент трения четвертого ряда. Сочетаниями НТ и НУ дополнительно отмечается пониженная точность вращения.

Категории подшипников качения

При производстве подшипников качения под заказ по стандартам допустимо не устанавливать категорию и дополнительные требования. Серийный выпуск подразумевает обязательное отражение в маркировке всех характеристик. Это правило не касается только последней категории. Буквенное обозначение А или В должно находиться слева от радиального зазора, а при его нормальном значении – перед классом точности. Цифрами обозначаются специальные требования. Выделяют три категории подшипников – А, В, С по ГОСТ520-89:

  • А – 5, 4, 2, Т (класс точности);
  • В – 0, 6Х, 6, 5 с дополнительными требованиями;
  • С – 8, 7, 0, 6.

Дополнительные условные обозначения в маркировке подшипников ГОСТ

Дополнительно указывается ряд индивидуальных параметров, касающихся материалов, из которых производятся подшипники качения, конструктивных особенностей, допустимых погрешностей и других характеристик. При наличии таких данных буквенные или буквенно-цифровые показатели ставятся после основного обозначения. Модели повышенной грузоподъемности маркируются буквой А. При изготовлении деталей из нержавейки в 1-м исполнении указывается Ю, в последующих дополнительно проставляется порядковый номер: Ю1, Ю2 и далее.

Дополнительные знаки обозначения подшипников
Исполнение 1 Следующие исполнения Расшифровка обозначения подшипника
1 А Подшипники, повышенной грузоподъемности
2 Б Б1, Б2, БЗ и т.д. Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы
3 Г Г1, Г2, ГЗ и т.д. Сепаратор массивный из черных металлов
4 Д Д1, Д2, ДЗ и т.д. Сепаратор из алюминиевого сплава
5 Е Е1, Е2, ЕЗ и т.д. Сепаратор из пластических материалов
6 К К1, К2, КЗ и т.д. Конструктивные изменения деталей подшипников
7 Л Л1, Л2, ЛЗ и т.д. Сепаратор из латуни
8 Р Р1, Р2, РЗ и т.д. Детали подшипников из теплоустойчивых сталей
9 У У1, У2, УЗ и т.д. Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д.
10 Х Х1, Х2, ХЗ и т.д. Детали подшипников из цементируемых сталей
11 Э Э1, Э2, ЭЗ и т.д. Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками
12 Ю Ю1, Ю2, ЮЗ и т.д. Детали подшипников из нержавеющей стали
13 Я Я1, Я2, ЯЗ и т.д. Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.)
14 W W1, W2, WЗ и т.д. Детали подшипников из вакуумированной стали
15 Н Н1, Н2, НЗ и т.д. Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных)
16 М Модифицированный контакт

Другие дополнительные обозначения подшипников качения по ГОСТ относятся к шумовому уровню, особенностям отпуска и смазочных материалов, используемых при изготовлении деталей закрытого типа. На российских предприятиях распространены способы смазки с применением жидких масел и пластичных составов с загустителями. При выборе материала учитываются габариты, скорость вращения и рабочий температурный режим. Для обозначения смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа по ГОСТ, применяется буква С с номером.

Шумовые нормы регламентируются соответствующими техническими условиями. Они тоже обозначаются в буквенно-цифровом формате. Для маркировки уровня вибрации подшипников качения используется буква Ш с индексом, увеличение которого свидетельствует о снижении рабочего шума. Этот параметр находится после основных и дополнительных характеристик. Пример обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации): В5-36208АЛШ2. Индекс говорит о невысоких требованиях к вибрационному уровню при работе.

Температура отпуска колец подшипника, °С 200 225 250 300 350 410
Как обозначается T T1 Т2 Т3 Т4 Т5

Температура отпуска – еще один фактор, который при необходимости отражается в маркировке буквой T после основного и дополнительного значений. Индексы присваиваются определенным температурным диапазонам при изготовлении подшипников качения из стали ШХ-15 и аналогичных сплавов. При отсутствии цифровой пометки процесс осуществляется при 200°С. Обозначение специального отпуска деталей подшипников в маркировке 75-205 ET2 подразумевает стабилизирующий температурный режим в процессе производства порядка 250°С.

Как условно обозначается звонок на электрической схеме?

Прежде чем рассказать, как обозначают звонок на любой электрической схеме, скажем пару слов о схемах в целом.

Если в руки к вам попала любая из электрических схем, то вы в ней разберетесь только если обладаете соответствующими знаниями графических и буквенных условных обозначений. В противном случае, вы совершенно ничего в ней не поймете. Для чего же были придуманы эти специальные обозначения?

Все электрические схемы, как правило, громоздки и содержат уйму информации, подробное описание которой заняло бы несколько листов и целую кучу времени. Чтобы вместить все необходимые данные на объём одного листа и при этом компактно их расположить, и придуман специальный набор обозначений.

Вся интересующая вас информация об условных обозначениях расписана в таких документах, как ГОСТ 21.614, ГОСТ 2.722-68, ГОСТ 2.763-68, ГОСТ 2.729-68, ГОСТ 2.755-87 и прочие. В каждом из этих документов приводится подробное описание и расшифровка некоторых обозначений, встречающихся на чертежах по электричеству.

К примеру, ГОСТ 21.614 характеризуется наличием изображений условных электрических приборов и проводок. ГОСТ 2.722-68 – обозначением электрических машин. Остальные ГОСТы и прочая документация, также описывает встречающиеся на электрических чертежах изображения.

Впрочем, даже после получения соответствующего образования, вы вряд ли сможете рассчитывать на то, что вам доверят какой-либо ответственный проект. Наверняка вы проведете не один месяц или год в изучении нормативной документации и оттачивании приобретенных во время обучения навыков, как в процессе расшифровки обозначений реальных проектов, так и в выполнении поставленных руководством задач.

Основные элементы электрической цепи

Подобную работу вам доверят не просто так, а для того, чтобы вы научились быстро читать любые электрические схемы и принимать на основании их нужные решения. В процессе практики вы заметите, что время от времени некоторые ГОСТы, СНиПы и прочая нормативно-техническая документация меняется. В нее регулярно вносятся изменения, учитывать которые придется при прочтении попавших в ваше распоряжение электрических чертежей и во время внесения в них правок.

Характерно, что встречающихся в нормативных документах и электрических картах обозначений так много, что запомнить их все не представляется возможным. Вы столкнетесь с узкоспециализированными профессиями, работающими только в своей сфере.

Подобные правила стали практиковаться после того, как произошло разделение электрических схем на ряд подвидов. Наверняка вы слышали про существование электрических, гидравлических, газовых, кинематических, энергетических, комбинированных и прочих схем.

Упомянутые схемы бывают нескольких типов. Таких, как –структурная, функциональная, полная, монтажная, общая, объединённая и прочие.

Условные обозначения

Вот мы и подошли к описанию тех самых графических обозначений. Обычно они регламентируются такими документами, как ГОСТ 2.709-89, ГОСТ 2.721-74 и ГОСТ 2.755-87. И если первый из упомянутых ГОСТов относится к условному обозначению проводов, контактных соединений, электрических элементов, ряда оборудования и участков цепи, то в последних приводятся общие графические обозначения, коммутационные устройства и контактные соединения.

К примеру, обозначения автоматов, рубильников, контакторов, тепловых реле и прочего, приведены только лишь в ГОСТе 2.755-87.

Пример электрической схемы с выполненным подключением звонка

Только после того, как вы досконально изучите все три ГОСТа, для вас не составит труда определить обозначение звонка на любой из электрических схем.

Буквенные обозначения

Наряду с различными графическими изображениями, обозначающими тот или иной прибор на электрической схеме, на них присутствуют и буквенные символы. Чтобы их расшифровать, вам достаточно воспользоваться ГОСТом 2.710-81. На его страницах вы найдете расшифровку любой из буквенно-цифровых аббревиатур, с которыми вы будете сталкиваться.

Впрочем, как и в случае с условными графическими изображениями, в буквенно-цифровых вы не найдете некоторых вещей. Например, обозначение дифавтоматов или УЗО.

Наверняка, во время очередного внесения изменений в вышеперечисленную документацию, рано или поздно решат и этот вопрос.

Условные изображения на планах

Если вы опытный проектировщик, то для вас не секрет, что ГОСТ 2.701-2008 и ГОСТ 2.702-2011, предназначаются для расшифровки условных обозначений на электрических схемах. Если речь заходит о плане, созданном при проектировании здания, то для его расшифровки вам потребуется ознакомиться с содержимым ГОСТа 21.210-2014.

Процесс создания схем, чертежей и планов

Во время создания документации по типу электрических схем, от вас требуется умение пользоваться рядом компьютерных программ. От руки все эти схемы давно не чертятся по целому ряду причин, среди которых не на последнем месте стоит обыкновенная неряшливость некоторых проектировщиков.

Проектирование электросетей в программах

Чтобы документ имел презентабельный вид, его создают в таких программах, как – AutoCAD. Но даже в нем нет возможности правильно обозначить тот или иной элемент. Для этого, опытный проектировщик пользуется целым набором хитростей. Например – дорисовкой недостающих элементов от руки, или создание внутри программы своих элементов.

В наше время существует много программ, в которых создают ту или иную электрическую схему. Часть из них использует похожие форматы файлов. Сделано это для того, чтобы можно было в итоге переносить ту или иную схему из одной программы в другую.

Программа «Автокад» — незаменимый помощник в процессе создания схем и чертежей

Электрические схемы считаются полными и объёмными в плане передачи информации. Только в них вы найдете отмеченные на схемах приборы или прочие элементы электросетей, а также взаимосвязь между ними.

Пользуются ими проектировщики, работающие на каких-либо предприятиях или фирмах, а также простые люди, по типу радиолюбителей или мастеров по починке различных электроприборов.

Ознакомившись со всем приведенным выше материалом и изучив самостоятельно каждый из перечисленных ГОСТов, вы сможете попробовать самостоятельно создать простенькую электрическую схему своего дома или квартиры. Такая практика поможет вам лучше разобраться в некоторых нюансах условных обозначений.

Мы надеемся, что статья оказалась полезной и помогла найти ответы на все интересующие вас вопросы, связанные с электрическими схемами и расположенными на них условными обозначениями.

Откосы условное обозначение гост

8.2. Технологический автомобильный транспорт

426. Проезжая часть автомобильной дороги внутри контура разреза (кроме забойных дорог) должна соответствовать действующим строительным нормам и правилам и быть огра-

ждена от призмы возможного обрушения породным валом или защитной стенкой. Высота породного вала принимается не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на карьере автомобиля. Вертикальная ось, проведенная через вершину породного вала, должна располагаться вне призмы обрушения.

Расстояние от внутренней бровки породного вала (защитной стенки) до проезжей части должно быть не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, эксплуатируемого в карьере.

436. При погрузке горной массы в автомобили экскаваторами должны выполняться следующие условия:

Ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаватора и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

Погрузка в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку, перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается.

Лабораторная работа № 1 (2 часа)

Тема. Типы линий и их назначение на чертежах открытых горных работ. Обозначение откосов уступов и насыпей.

Цель работы. Изучить типы линий и их назначение на чертежах открытых горных работ, в т.ч. на паспортах забоев при ведении горных работ на угольных разрезах.

Кафедрой открытых горных работ КузГТУ разработаны локальные стандарты на графические изображения и условные обозначения на чертежах паспортов забоев вскрышных и добычных работ технологических схем ведения горных работ на угольных разрезах. В их основе лежат стандарты на горную графическую документацию (ГОСТ 2.850–75 − ГОСТ 2.857–75) и единую систему конструкторской документации (ГОСТ 2.303–68) [1]. Стандарты уточнены и расширены с учетом особенностей разработки сложноструктурных угольных месторождений открытым способом (табл. 1.1).

Основные принципы разработки локальных стандартов:

− структура чертежа паспорта забоя и условные обозначения линий должны полностью раскрывать технологию производства горных работ;

− трудоемкость выполнения чертежа должна быть минимальной, для чего не рекомендуется дублировать, за исключением обоснованных случаев, обозначение некоторых элементов на профиле или (и) плане чертежа (например, кусковатость горной массы развала, нанесение лишних линий ската и бергштрихов

− обеспечение достаточного свободного места, особенно на профиле, для нанесения размеров и надписей;

− специализированы и расширены назначения линий, принятых стандартами на горно-графическую документацию [1, 2].

Типы линий и их назначение приведены в табл. 1.1.

Одним из основных элементов любой открытой горной выработки или насыпи является откос, который обозначается линиями верхней или нижней бровок.

Типы линий и их назначение

1. Стандарт. Линия фактического контура

всех горных выработок на видах и разрезах (се-

2. Расширение стандартов.

В профиле: внешний контур уступа (по-

дуступа) в массиве горных пород или по уголь-

ному пласту; кровля и почва пласта; контур

развала горной массы, отвального яруса, про-

межуточного навала породы (угля) и предохра-

нительного вала; отсыпанные из породы трассы

для передвижения экскаваторов; рабочая пло-

щадка; основание внутреннего отвала; линия

контакта насыпи с поверхностью породного

На плане: верхние бровки откосов уступа

(подуступа); забоев по породе или углю; насы-

пей (отвальный ярус, промежуточный навал

породы (угля), трасс для перемещения обору-

3. Гребень предохранительного вала.

1. Стандарт. Линии размерные и вынос-

ные; линии штриховки; линии выноски; линии

упрощенных контуров сложных криволиней-

ных форм; горизонтали; изолинии; линии гра-

¿ S ниц горных пород на разрезах и сечениях.

2. Расширение стандартов. В профиле: проектный контур горной выработки; структура внутреннего отвала в бестранспортных технологических схемах; контур оборудования.

На плане: нижняя бровка откосов усту-

пов по массиву вскрышных пород и угольным

пластам; контур оборудования; линии выхода

пластов на горизонт; линии ската; положение

оси вращения экскаватора.

Стандарт. Линии обрыва; линии разграни-

чения вида и разреза.

4. Штриховая Стандарт. Линии невидимых контуров горных выработок, находящихся за плоскостью проекций (разреза).

Расширение стандартов. В профиле: первоначальный контур массива или навала до

¿ S снятия породы; контур предполагаемой выемки породы в массиве или навале.

5. ШтрихпункСтандарт. На плане: нижняя бровка на-

сыпей (отвала, развала, отвальных ярусов): на-

сыпей (породы или угля); на профиле и плане

оси рабочего хода экскаваторов; ось автомо-

бильной или железной дороги.

Стандарт. Положение секущей плоскости

Стандарт. Длинные линии обрыва.

При обозначении откоса возможны два характерных случая (рис. 1-а, б).

Первый, когда линия нижней бровки откоса уступа выражена четко (рис. 1.1-а). Такая форма уступа соответствует технологии разработки с применением колесных погрузчиков, бульдозеров, скреперов и других средств, обеспечивающих срезание породы по линейной траектории. В этом случае верхняя и нижняя бровки обозначаются сплошной основной линией.

Второй, когда при изображении откоса уступа в массиве отсутствует четкая линия нижней бровки (рис. 1.1-б). Такая поверхность уступа возникает в результате движения режущей кромки зубьев ковша экскаватора по криволинейной траектории, а также из-за осыпания породы с откоса уступа. В этом случае нижняя бровка обозначается тонкой сплошной линией.

Рис. 1.1. Изображение откосов уступа с четко (а) и нечетко

(б) выраженной бровкой (цифры соответствуют номеру линии согласно табл. 1.1) [2]

На плане горных чертежей поверхность откоса уступа обозначается линиями ската и бергштрихами (рис. 1.2-а, б).

Рис. 1.2. Общие правила обозначения поверхности откоса уступов [1]: а – общий случай – криволинейный участок уступа; б – частный случай – прямолинейный участок уступа [1]

По определению [6] линия ската – линия наибольшего наклона, лежащая в плоскости откоса уступа и перпендикулярная к нижней бровке.

Поэтому для нанесения линий ската из любой точки нижней бровки (А, В или С на рис. 1.2-а, б) восстанавливают перпендикуляр до пересечения с верхней бровкой.

При криволинейной нижней бровке через назначенную точку необходимо предварительно провести касательную.

Линии ската обозначаются сплошной тонкой линией. Расстояние между линиями ската зависит от масштаба чертежа. Минимальное расстояние между соседними линиями ската принимают равным 4–6 мм на чертежах мелкого масштаба (М 1:1000 или М 1:2000), максимальное – до 0,5 В на чертежах крупного масштаба М 1:200 или М 1:500 (где В − горизонтальное заложение откоса уступа на рис. 1.2-б).

Обозначение откоса уступа может производиться одной группой линий (две линии ската и бергштрих) или сдвоенной, но не более указанных в табл. 1.2.

Таблица 1.2 Параметры размещения линий ската и бергштрихов

при обозначении откосов уступов

Параметры размещения линий ската и бергштрихов

Вскрышного уступа по массиву

Уступа по развалу

Породной насыпи (в т.ч. ярус отвала)

приведены примеры обозначения откосов усту-

пов на различных горных объектах.

Рис. 1.3. Примеры обозначения откосов уступов: а – вскрышной уступ; б – угольный уступ; в – предохранительный породный вал; г – предохранительный вал из угля; д – породная насыпь на пологой поверхности; е – полувыемка-полунасыпь; ж – уступ по породоугольному массиву; з – ярус внутреннего отвала

Задание: 1) изучить материал лабораторной работы; 2) на первом листе альбом по лабораторным работам воспроизвести в карандаше все схемы рис. 1.3 с соблюдением стандартов на обозначение откосов уступов и проставить номера линий.

Лабораторная работа № 2 (2 часа)

Тема. Обозначение угольных пластов, места установки экскаватора и поверхности развала на профиле и плене чертежа. Упрощенное изображение оборудования.

Цель работы. Изучить и закрепить знания по обозначению угольных пластов, места установки экскаватора, поверхности развала на профиле и плане чертежа и упрощенному изображению оборудования.

2.1. Обозначение угольных пластов на профиле

и плане чертежей горных выработок

В соответствии со стандартом на горную графическую документацию (ГОСТ 2.857–75) каменный уголь обозначается монотонным темным цветом.

Необходимо обратить внимание на нанесение линий ската и бергштрихов при обозначении на плане чертежей горных выработок пологих пластов. В некоторых опубликованных работах на плане чертежа линии ската и бергштрихи наносятся на откос угольного уступа и забоя, а также на кровлю пласта после его отработки. Такое обозначение пологих угольных пластов некорректно по определению, а также увеличивает затраты времени на выполнение чертежа.

Линиями ската и бергштрихами обозначают откос уступа (забоя) , а при пологом залегании ни кровля пласта, ни его почва таковым не являются. Наклон же пласта указан на профиле.

Поэтому нанесение линий ската и бергштрихов на кровлю и почву пласта приводит только к дублированию информации о пологом залегании пласта, увеличению трудоемкости выполнения чертежа и затемняет его.

На схемах добычных работ по пологому пласту линии ската

и бергштрихи по его кровле и почве на плане чертежа не проставляются (рис. 2.1-а).

Наклонные и крутые пласты разрабатываются по углубочной системе разработки. Добычные работы производятся с проходкой разрезной траншеи со стороны кровли пласта (рис. 2.1-б); при подвигании фронта работ на уступе со стороны кровли пла-

ста (рис. 2.1-в). В любом случае кровля пласта является откосом траншеи или уступа и поэтому подлежит обозначению линиями ската и бергштрихами.

Рис. 2.1. Обозначения угольных пластов в технологических схемах: а – при пологом залегании; б – наклонном; в – крутом

Угольный пласт затемняется на профиле чертежа, а на плане – его кровля или его положение на верхней и нижней площадках уступа (рис. 2.1-а, б, в).

2.2. Обозначение места установки экскаватора на плане чертежа

При выполнении плана паспорта забоя необходимо правильно обозначить место установки экскаватора (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Обозначение места установки экскаватора в плане

2.3. Изображение и обозначение развала на профиле и плане паспорта забоя

Кафедрой ОГР КузГТУ разработаны рекомендации по изображению и обозначению развалов в профиле и плане паспортов забоев.

В основе рекомендаций лежат два фактора: применяемый метод расчета параметров развала в профиле и требование минимизации трудоемкости выполнения чертежа.

В дисциплине žПроцессы открытых горных работ¡ для расчета параметров развала изучается метод проф. Н. Я. Репина [7], согласно которому профиль развала вскрышного уступа строится по точкам и описывается отрезками прямых (рис. 2.3-а, б).

Рис. 2.3. Изображение развала в профиле чертежа: а – транспортного уступа; б – бестранспортного [7]

При построении паспортов забоев по найденным точкам рекомендуется провести плавную кривую.

Построенные по этому методу профили развалов в достаточной мере соответствуют профилю реальной поверхности, что обусловливает достоверность чертежа.

При транспортной технологии к контуру поверхности развала в профиле žпривязывается¡ установка выемочнопогрузочного оборудования, рабочие параметры которого (высота и радиус черпания) должны соответствовать параметрам развала с учетом требований правил безопасности [5].

В плане чертежа развал изображается как кусковатая порода

и оконтуривается штрихпунктирной тонкой линией (рис. 2.4-а). На профиле кусковатость породы не показывают, за исклю-

Методические указания к выполнению задания 2

В задании предусматривается построение изображений участка карьера, состоящего из уступов, проведенных по вскрышным породам, покрывающим горизонтально залегающий пласт полезного ископаемого, а также уступа по пласту. Под пластом залегает толща пород, не содержащих полезного ископаемого.

Нижний из вскрышных уступов является рабочим. На его нижней площадке размещается выемочное оборудование – экскаватор типа «механическая лопата», который ведет выемку вскрышных пород на уступе.

Перед началом построений следует познакомиться с особенностями изображений открытых горных выработок, изложенными в ГОСТ 2.852-75. Рассмотрим некоторые из условных обозначений, применяемых в задании 2.

Откосы вскрышных и добычного уступов представлены в задании плоскими поверхностями. Поверхность же экскаваторного забоя является кривой поверхностью. Откосы уступов на виде сверху ограничены проекциями верхней и нижней бровок. Верхняя бровка уступов проводится сплошной толстой линией (для принятого в задании размера чертежа ее толщина составит 0,9 – 1 мм.), а нижняя бровка – сплошной тонкой линией (0,3 – 0,5 мм.).

На откосах уступов проводят линии наибольшего ската перпендикулярно к горизонталям откосов. Линии ската проводят сплошной тонкой линией и располагают на расстоянии 5 – 7 мм друг от друга. Допускается увеличивать расстояния между парами линий ската. Это облегчает выполнение условных обозначений при большой длине уступа.

Так как откос уступа в экскаваторном забое имеет криволинейную форму, то линии ската, проведенные под прямым углом к его горизонталям, будут непараллельными между собой. Они будут направлены на виде сверху в сторону оси экскаватора (рис. 5).

Наряду с линиями наибольшего ската, на откосах вскрышных уступов, между линиями ската от верхней бровки в сторону нижней, проводят короткий отрезок сплошной основной линии. Длина этого отрезка должна находиться в пределах 1/3 ¸ 1/2 заложения откоса, которое равно на плане расстоянию от проекции верхней бровки до проекции нижней. Это условное обозначение позволяет отличить вскрышные уступы от уступов, проведенных по полезному ископаемому, на откосах которых, между линиями ската, проводятся не один, а два коротких отрезка сплошной основной линии (рис. 5).

ГОСТ 2.852-75 рекомендует условные обозначения в разрезе полезного ископаемого, вскрышных и других пород, не содержащих полезного ископаемого, как в массиве, так и в разрыхленном и разрушенном состоянии. Эти условные обозначения приведены на рис. 7 вместе с некоторыми другими обозначениями.

Еще одной особенностью изображения уступов является то, что на проекциях откоса уступа, получаемых на фронтальной и профильной плоскости проекций, при направлении проецирования со стороны откоса, линии наибольшего ската и короткие отрезки сплошной основной линии не проводятся (рис. 5, 6).

Исходные данные для построения изображений открытых горных выработок приводятся в табл.2 и содержат:

Вариант Высотные отметки площадок уступов, м Углы откосов отступов, градус Ширина заходки (В), м Радиусы черпания, м
Z 1 Z 2 Z 3 Z 4 a o b o g o R 1 R 2

а) высотные (числовые) отметки площадок уступов:

z 1 и z 2 – числовые отметки нижней и верхней площадок добычного уступа по полезному ископаемому, м;

z 3 – числовая отметка верхней площадки рабочего вскрышного уступа, находящегося непосредственно над пластом полезного ископаемого, м;

z 4 – числовая отметка верхней площадки вышележащего вскрышного уступа, м.

Площадки уступов по заданию расположены горизонтально, и числовая отметка отражает высоту площадок уступов в метрах над условно принятой горизонтальной плоскостью проекций.

Для нанесения числовой отметки уровня на чертеже используется знак или . Числовая отметка ставится над полкой знака.

б) углы откосов уступов в градусах:

a — угол откоса уступа по полезному ископаемому;

b и g — углы откоса нижнего и верхнего вскрышных уступов соответственно;

в) ширину нижней площадки рабочего уступа (В), включающей ширину предохранительной бермы (С = 2 м);

г) расстояние от оси экскаватора до верхней бровки уступа по полезному ископаемому (0,4В);

д) радиусы черпания экскаватора R 1 и R 2 по нижней и верхней бровке экскаваторного забоя соответственно (экскаватор при черпании породы ковшом в процессе работы совершает поворот вокруг оси в горизонтальной плоскости).

Выполнение задания начинают с планировки чертежа. Длина и ширина участка карьера на плане выбираются произвольно, но с учетом размеров отдельных его элементов. Секущая фронтальная плоскость (для построения поперечного разреза) размещается между осью вращения экскаватора и забоем. Поперечный разрез располагают выше плана.

Рекомендуется следующая последовательность выполнения задания 2 (см. рис. 6).

1) Построение разреза следует начать с проведения горизонтальной линии – проекции подошвы пласта полезного ископаемого на разрезе. При этом необходимо иметь ввиду, что ниже этой линии будут располагаться подстилающие породы, не содержащие полезного ископаемого. Числовая отметка подошвы пласта и, соответственно, нижней площадки уступа по полезному ископаемому – z 1 .

2) При построении проекции откоса добычного уступа исходят из положения, что между планом и разрезом имеются вертикальные проекционные связи. Это дает возможность провести из проекции нижней бровки добычного уступа на разрезе проекцию откоса уступа под углом a.

Там, где проекция откоса пересечет горизонтальную плоскость с отметкой z 2 , будет находиться верхняя бровка добычного уступа. Затем проводят эту бровку на плане.

3) Следующая операция – проведение нижней бровки вскрышного рабочего уступа. Она проводится на плане параллельно верхней бровке добычного уступа на расстоянии от нее равном ширине предохранительной бермы С.

Рис. 6 Общий вид задания 2

4) По аналогии с операциями, изложенными в пункте 2, строят проекции откоса вскрышного рабочего уступа под углом b и его верхней бровки. Верхняя площадка этого уступа имеет высотную отметку z 3 .

5) Заданная ширина нижней площадки рабочего уступа (В) позволяет определить на плане и разрезе положение нижней бровки второго, более высокого вскрышного уступа, а затем по углу g построить проекции его откоса и верхней площадки с высотной отметкой z 4 . После чего проводят линию пересечения верхней площадки рабочего уступа с откосом второго вскрышного уступа.

6) Заключительные операции связаны с построением экскаваторного забоя. Следует заметить, что все предыдущие построения должны первоначально выполняться в тонких линиях. Длины нижней и верхней бровок рабочего вскрышного уступа не ограничивались и окончательно определить их длину можно в результате построения забоя экскаватора.

На плане проводится штрих-пунктирная тонкая линия, указывающая направление перемещения экскаватора вдоль уступа во время работы. Она отстоит от левого края площадки рабочего уступа на расстоянии, равном 0,4В. На этой линии точкой отмечается ось вращения (поворота) экскаватора в процессе черпания пород из массива уступа. Из проекции оси вращения на плане радиусом R 1 проводится дуга до пересечения с нижними бровками первого и второго вскрышных уступов. Это будет линия нижней бровки криволинейного откоса забоя. Радиусом R 2 проводится вторая дуга до пересечения слева с верхней бровкой рабочего уступа и до пересечения справа с найденной ранее (см. пункт 5) линией пересечения верхней площадки рабочего уступа с откосом второго, более высокого вскрышного уступа.

На этой стадии выполнения задания 2 необходимо провести линии ската на откосах уступов на плане, а также на поверхности забоя и, кроме того, провести между линиями ската необходимые штрихи для выделения вскрышных и добычного уступов. Границы рассматриваемого участка карьера на плане и в разрезе обводятся сплошными тонкими линиями с изломами.

7) Следует использовать рекомендованные ранее (рис. 7) условные обозначения для изображения пласта полезного ископаемого, подстилающих его пустых пород и вскрышных уступов в разрезе. Кроме того, необходимо указать числовые отметки площадок уступов (в метрах), углы откоса уступов (в градусах) и проставить на чертеже фактические размеры вместо буквенных обозначений.

Камень Полезное ископаемое в массиве
Жидкость Рыхлая горная масса
Грунт Полезное ископаемое разрыхленное
Горная масса в массиве Сыпучие породы

Рис. 7 Условные обозначения горных пород в разрезе

Необходимо обвести изображения в задании 2 линиями рекомендованной толщины и яркости. На рис. 6 показан общий вид задания 2.

Форму, размеры и оформление основной надписи выполняют в соответствии с образцом, приведенным на рис. 9.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика