Подошва откоса что это
Специальные знаки, откос
Специальные знаки не определяются точечной, линейной или площадной геометрией с параметрами, и, следовательно, к ним не применимы операции накладки-замены.
Эти знаки представляются специальными объектами (геонами).
См. Установки ТОПОПЛАНА в Проводнике чертежа (контекстное меню)
В диалоге устанавливаются свойства откоса. Задается:
• его стиль, который включает в себя отображение компонентов откоса (бровки, подошвы, длинных и коротких штрихов), настройки штриховки и другие параметры отображения откоса;
• слой, на котором будет располагаться откос.
Кнопка позволяет задать параметры откоса.
Из этого диалога есть возможность создания новых стилей, копирования и Редактирования, выбор стиля из чертежа.
Знак откоса определяется двумя бровками.
Они запрашиваются в цикле: верхняя и нижняя (подошва) – выбор либо отрисовка в соответствии с заданными парметрами. Необходимо выбрать разные линии (система проверяет).
Выход – по пустому вводу.
При необходимости изменить параметры нужно выйти и запустить команду заново.
Отрисовать бровки можно либо вводом точек верхней бровки и подошвы – низа откоса (слева направо), либо указанием существующей полилинии. При выборе у пользователя запрашивается, удалять ли исходный примитив.
В основе откоса лежит геолиния – 3D полилиния с дугами . Полилинией может быть и двумерная полилиния.
Бровки откоса могут касаться друг друга либо лежать друг на друге.
Бровки могут быть как разомкнутыми, так и замкнутыми.
Штриховка знака откоса такая же, как у 3D откоса (см.Проектный откос).
Стиль 2D откоса по умолчанию и слой по умолчанию можно задавать через настройки свойств топоплана, либо непосредственно через настройки свойств откоса:
Откосы, которые невозможно заштриховать, подсвечиваются залитым красным ограничивающим прямоугольником.
Примечание. Для откосов старых версий, у которых стиль не был задан, можно создать стиль по параметрам откоса либо присвоить один из существующих стилей.
С геона Откос можно будет брать структурные линии и внутренние границы для построения рельефа. По его бровкам можно будет трассировать . Должно быть ровно две бровки, самопересечение невозможно, максимум – примыкать. Сразу в нем строится поверхность. Бровки могут взаимозаменяться с проектным.
Можно будет маркировать точки как фаска или сектор. Поэтому вначале – это совокупность соприкасающихся отсеков (плоскостей), где на верхней бровке — 2 точки + линии на нижнюю (в частности, вырождение в точку) + любое число точек на нижней.
По фаске идут параллельно, по сектору – «веером».
Линии по краям берутся всегда. Если на нижней нет вершины — она искусственно создается – влияет только на линии откоса.
В работе: геон Валик.
Внимание! Если не строится откос , например, выдается сообщение о самопересечении бровки либо подошвы, рекомендуем открыть Табличный редактор и убедиться, что в них нет сегментов 0-й длины (т.е. дублирующихся точек). Эти точки необходимо удалить.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Сплыв — откос
Сплывы откосов , происходящие вследствие чрезмерного их увлажнения, можно предупредить, если откосы хорошо защитить от проникания в них поверхностной воды. Этому в значительной мере удовлетворяет травяной покров. Он предохраняет грунт от растрескивания и размыва. Поэтому одерновка откосов всегда является хорошим средством для повышения их устойчивости. [1]
Сплывы откосов выемок часто образуются из-за стока поверхностных вод с полевой стороны, если они не перехватываются нагорными канавами. Эти канавы как при осмотрах, так и при текущем содержании иногда совершенно забывают и вследствие этого они засоряются, обваливаются, зарастают даже деревьями и не выполняют своего назначения. [2]
При сплывах откосов выемки в кювет сползший грунт убирают за пределы выемки, а откосам придают правильную форму. [4]
Если же сплыв откоса произошел вследствие выдавливания слабого грунта вышележащими слоями, то в этом случае целесообразно откос выемки уположить, одерновать, а сплывший грунт убрать. [5]
Мероприятия по предупреждению сплывов откосов насыпей и выемок заключаются в равномерном уплотнении насыпей при их сооружении, устранении вредного воздействия на откосы поверхностных вод, снижении инфильтрации воды в грунт, недопущении повреждения одежды откосов, заделке имеющихся на них трещин усыхания, упорядочении отвода поверхностных вод от подошвы откосов насыпей, теплоизоляции откосов выемок. [6]
У насыпей и выемок, где имеется опасность сплывов откосов , очи щают откосы от снега, чтобы не допустить переувлажнения грунтов. [7]
В весенний период ( при выходе пути из зимы) особое внимание уделяют выявлению наиболее опасных весенних расстройств: деформаций земляного полотна ( осадки, сплывы откосов , отколы, обвалы, трещины, начинающиеся размывы), особенно в больных местах; разжижений балласта или выплесков; скоплений талых вод, переполнений кюветов и выхода воды на обочину; застоев воды из-за загромождения сечения кювета или лотка, препятствий для прохода воды через отверстия малых мостов или труб; скопления воды на поверхности балластной призмы из-за отсутствия просвета между подошвой рельса и балластом и неровностей на поверхности призмы, особенно в стыках, неправильно очищаемых зимой от снега. [8]
Проверяют состояние рельсов на отсутствие трещин и изломов; закрепление стыковых, клеммных, закладных болтов и шурупов; наличие и работу противоугонов; состояние пучинных карточек и костылей; плавность отводов при росте и осадке пучин; отсутствие просадок и разжижения грунта земляного полотна, подмыва или сплыва откосов насыпей и выемок; состояние лотков, кюветов, канав и других водопропускных сооружений; наличие и исправность сигнальных и путевых знаков; состояние полосы отвода. [9]
Меры борьбы со сплывами и оползанием откосов насыпей назначают в зависимости от причин, их вызывающих. Если причина сплывов откосов насыпи — результат неправильного производства работ с образованием более плотного ядра и менее плотной и влажной оболочки, то предотвратить сплыв возможно срезкой оболочки, устройством уступов по откосам ядра и обсыпкой дренирующим грунтом. При наличии крутых откосов предусматривают их упо-ложение. Если причиной сплывов откосов насыпей является наличие грязевых и водяных мешков, то их ликвидируют поперечными дренажными прорезями или другими способами. [10]
В основном строятся грунтовые автомобильные дороги, связывающие отдельные экономические центры, железнодорожные или водные магистрали. Наиболее распространенными процессами и явлениями, влияющими на устойчивость земляного полотна и нормальную эксплуатацию дорог, являются оседание насыпей, пучение и просадки пути, сплывы откосов насыпей и выемок, явления термокарста и солифлюкции, образование наледей, заплыва-ние кюветов и водоотводных канав. Как правило, причиной развития подобных процессов служит нарушение температурного режима грунтов и гидрогеологических условий местности в процессе строительства и эксплуатации дороги. Обычно дорожное строительство сопровождается вырубкой леса, а в ряде случаев снятием мохово-растительного покрова и осушением территории. Все это вызывает нарушение естественного температурного поля грунтов и изменение глубины деятельного слоя, зависящие, в свою очередь, от геологических и геокриологических условий местности, конструкции земляного полотна, способов производства работ. Чаще всего деформации земляного полотна отмечаются на маревых участках, а также там, где в основании насыпей залегают сильнольдонасыщенные суглинки и супеси. Так, на железнодорожной линии Тайшет — Лена, трасса которой проходит по области островного распространения многолетнемерзлых грунтов мощностью от 5 до 30 м и температурой пород от — 0 2 до — 1, наиболее длительные и интенсивные осадки и просадки насыпи отмечаются на пологих склонах и в логах. Основание земляного полота здесь часто, сложено пылеватыми суглинками и супесями, приобретающими при оттаивании пластичную и текучую консистенцию. В районах, где дороги проходят по повышенным, относительно сухим участкам, сложенным слабольдистыми многолетнемерзлыми грунтами с включениями крупнообломочного материала, осадки насыпей встречаются редко и размеры их незначительны. Осадки, развивающиеся при оттаивании мерзлых грунтов основания, в ряде случаев проявляются в процессе строительства, сразу же после отсыпки насыпи. [11]
Такими покрытиями предохраняют откосы выемок от сплывов, получающихся от переувлажнения грунтов, при котором они теряют сопротивление сдвигу. Эти покрытия предохраняют откосы выемок во влажных глинистых или пылеватых грунтах и от непосредственного воздействия лучей солнца последовательно, от появления трещин, по которым поверхностная вода могла бы проникнуть в глубь грунта, от чрезмерно быстрого оттаивания верхнего слоя грунта, которое может привести к сплывам откосов . [13]
Сплывы и оползания откосов насыпей ивы емок обыкновенно возникают в результате повышенной влажности грунтов. Иногда они бывают следствием нарушения крутизны откосов, установленной Строительными нормами и правилами. Сплывы откосов более вероятны при глинистых и суглинистых грунтах. [15]
Подошва откоса что это
Земляное полотно.
Железнодорожный путь обычно подразделяют на земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения. Земляное полотно является основным элементом нижнего строения железнодорожного пути и представляет собой инженерную конструкцию в виде комплекса грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности.
Земляное полотно предназначено для укладки верхнего строения пути, восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.
Верхнее строение пути непосредственно на земную поверхность не укладывается из-за ее неровностей. В пониженных местах приходится насыпать грунт, а в повышенных — срезать его, отрабатывая таким образом полосу земли определенной ширины практически по всей длине пути. Получающиеся при этом насыпи и выемки вместе с необходимыми для обеспечения их устойчивости водоотводными и укрепительными сооружениями являются земляным полотном. Земляное полотно устраивают не только горизонтальными, но и наклонными участками (спуски, подъемы), наряду с прямыми участками делают и кривые для обхода препятствий или преодоления их с наименьшими затратами. В зависимости от продольного и поперечного очертаний местности земляное полотно сооружается в виде насыпей, выемок, полунасыпей, полувыемок, полунасыпей-полувыемок и нулевых мест.
Рисунок 1 – Комплекс объектов земляного полотна.
А – насыпь, б – нулевое место, в – выемка, г – полувыемка, д – полунасыпь-полувыемка, е – полунасыпь.
Элементы земляного полотна и связанные с ним устройства
В структуре насыпи полоса земли, на которую опирается насыпь, называется основанием. Плоскости (поверхности), ограничивающие насыпь с обеих сторон, называются откосами. Линия пересечения откоса основной площадки с откосом называется бровкой (основной площадки). Линия пересечения откоса с основанием насыпи называется основанием (или подошвой) откоса. Поверхности между основанием откоса и водоотводом (водоотводной канавой или резервом) называются бермами. Резервами называются продольные котловины, из которых грунт укладывается в насыпи при их постройке.
В выемке вдоль бровки основной площадки с двух сторон размещаются продольные водоотводные канавы, называемые кюветами. За ними следуют откосы. Линии пересечения откосов с поверхностью земли называются бровками. При разработке выемки излишний объём грунта (или непригодный для насыпи) укладывают за откосными бровками в грунтовые призмы, называемые кавальерами. На полосе между откосной бровкой и кавальером (называемым обрезом) для обеспечения стока воды размещаются банкет – треугольная призма грунта, препятствующая стоку воды на откос выемки, и забанкетная канава (трапециевидной формы), обеспечивающая продольный сток воды с полосы обреза. В нагорной зоне за кавальером размещается нагорная канава (трапециевидной формы), которая перехватывает и отводит воду поверхностного стока, поступающей с нагорной стороны, с нагорных склонов.
1 — резерв; 2 — бровка; 3 — основание насыпи; 4 — контрбанкет; 5 — берма; б — водоотводная продольная канава; 7 — откос; 8 — нулевое место; 9 — кавальер; 10 — обочина; 11- кювет; 12 — основная площадка; 13 — сливная призма; 14 — банкет, 15 — забанкетная канава; 16 — нагорная канава
Поперечным профилем называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси, выполненной на всю ширину полосы отвода. Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной и формой основной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных устройств, высотой насыпи и глубиной выемки.
Рисунок 2.1 – выемка
1 – основная площадка, 2 – сливная призма, 3 – бровка, 4 – откос, 5 – кювет, 6 – откосная бровка, 7 – банкет, 8 – забанкетная канава, 9 – кавальер, 10 – нагорная канава.
Рисунок 2.2 – насыпь
1 – основная площадка, 2 – сливная призма, 3 – бровка, 4 – откос, 5 – основание насыпи, 6 – основание откоса, 7 – берма, 8 – водоотводная канава, 9 – резерв.
Рисунок 2.3 а – полунасыпь-полувыемка (поперечный профиль)
1 – полоса отвода, 2 – водоотводная канава, 3 – берма, 4 – основание насыпи, 5 – основание (подошва) откоса, 6 – откос насыпи, 7 – бровка насыпи, 8 – основная площадка, 9 – сливная призма, 10 – обочина, 11 – бровка выемки, 12 – кювет, 13 – откос выемки, 14 – откосная бровка, 15 – банкет, 16 – забанкетная канава, 17 – кавальер, 18 – откос кавальера, 19 – обрез, 20 – нагорная канава.
Рисунок 2.3. б – полунасыпь-полувыемка
насыпи : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
выемки : 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Главный элемент земляного полотна — основная площадка. Она воспринимает наибольшие воздействия от подвижного состава и подвержена влиянию погодно-климатических факторов. Она всегда делается выпуклой либо в виде трапеции для однопутных, либо в виде треугольника для двухпутных участков пути.
Ширина основной площадки зависит от вида используемых грунтов и категории железнодорожной линии.
Ширина (основной площадки) земляного полотна
Ширина земельного полотна на прямых участках пути
Подошва откоса что это
С низовой стороны
С верховой стороны с проверкой расчетом общей устойчивости сооружения
Необходимо устанавливать с учетом местных условий и с проверкой расчетом общей устойчивости сооружения
11.14. Расстояние от подошвы кавальера до бровки проектируемой выемки, а на участках устройства в ближайшей перспективе второго пути железных дорог — до бровки выемки для будущего полотна должно бить не менее 5 м , для автомобильных дорог — не менее 3 м . На участках с глинистыми переувлажненными грунтами, в том числе при наличии верховодки, это расстояние должно быть не менее (5 + Н ) ? 10 м , где Н — высота откоса проектируемой выемки.
11.15. Кавальеры с низовой стороны полотна следует проектировать с разрывами в пониженных местах, не реже чем через каждые 50 м ; ширина разрыва понизу должна быть не менее 3 м . Площадке между бровкой выемки и подошвой низового кавальера необходимо придавать продольный уклон в сторону разрыва.
11.16. В пределах полувыемок, а также раздельных пунктов железных дорог, размещенных на крутых косогорах, лишний или непригодный для насыпей грунт следует размещать с низовой стороны полотна, причем верх отсыпки необходимо проектировать ниже бровки земляного полотна не менее чем на 0,5 м , с поперечным уклоном 0,02 — 0,04 от полотна.
11.17. В песчаных районах на сильно заносимых участках лишний грунт из выемок следует размещать не в форме кавальеров, а слоями высотой до 1 м и немедленно укреплять его поверхность. В пределах мало заносимых участков кавальеры необходимо проектировать согласно требованиям п. 11.12 — 11.16 настоящих Указаний.
11.18. Проектом производства работ по устройству кавальеров необходимо предусматривать отсыпку грунта слоями до 1 м и планировку каждого слоя бульдозером.
Банкеты
11.19. Банкет необходимо проектировать для регулирования отвода поверхностной воды в забанкетную канаву с площадки между нагорным откосом выемки и подошвой кавальера, применительно к рис. 36.
Банкеты следует проектировать треугольной формы, высотой не более 0,6 м , назначая откос со стороны полотна не круче 1:1,5, расстояние от подошвы откоса банкета до бровки выемки — 1 м . Верху банкета придается уклон 0,02 — 0,04 в сторону забанкетной канавы.
11.20. Забанкетная канава, размещаемая между банкетом и кавальером, должна иметь: продольный уклон не менее 5 0 / 00 , глубину и ширину по дну при трапецеидальной форме, равные 0,3 м , откосы крутизной 1:1,5, расстояние от бровки канавы до подошвы откоса кавальера — 0,5 м . Забанкетные каналы разрешается проектировать треугольной формы глубиной 0,4 м .
11.21. Банкеты с забанкетными канавами не следует проектировать на косогорах крутизной 1:5 и более, а также у выемок в лёссовых и скальных грунтах.
Водоотводные устройства в этих случаях необходимо проектировать индивидуально с учетом местных условий.
11.22. В пределах пологих косогоров, а также у неглубоких выемок, когда устройство банкетов и забанкетных канав нецелесообразно, проектом необходимо предусматривать планировку поверхности косогора на полосе шириной около 3 м , прилегающей к бровке выемки, с приданием поверхности поперечного уклона к выемке не менее 0,02 и укрепление ее посевом трав.