Freewaygrp.ru

Строительный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поезд под откос во время войны

Предложения со словосочетанием «пускать поезда под откос»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: просвечивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «пустить&raquo

Ассоциации к слову «поезд&raquo
Ассоциации к слову «откос&raquo

Синонимы к словосочетанию «пускать под откос&raquo

Синонимы к словосочетанию «под откос поезда&raquo
Синонимы к слову «пустить&raquo
Синонимы к слову «поезд&raquo
Синонимы к слову «откос&raquo

Сочетаемость слова «пустить&raquo

  • пустить в ход
    не пускать кого-либо
    пустить пыль в глаза
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «поезд&raquo

  • скорый поезд
    пассажирский поезд
    товарный поезд
  • поезд метро
    поезд дальнего следования
    поезд железной дороги
  • вагон поезда
    до отхода поезда
    отправление поезда
  • поезд тронулся
    поезд остановился
    поезд ушёл
  • сесть в поезд
    ехать в поезде
    выходить из поездов
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «откос&raquo

  • крутой откос
    береговой откос
    песчаный откос
  • под откос поезда
  • на краю откоса
    у подножия откоса
    на вершине откоса
  • пойти под откос
    катиться под откос
    пускать под откос
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «пустить&raquo

ПУСТИ́ТЬ , пущу́, пу́стишь; прич. страд. прош. пу́щенный, —щен, -а, -о; сов., перех. (несов. пускать). 1. Перестать удерживать силой, дать кому-, чему-л. свободу; отпустить. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «поезд&raquo

ПО́ЕЗД , -а, мн. поезда́, м. 1. Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом. Дачный поезд. Поезд дальнего следования. Скорый поезд. Туристский поезд. Поезда метро. Расписание движения поездов. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «откос&raquo

ОТКО́С , -а, м. 1. Наклонная поверхность горы, холма и т. п.; склон. Береговой откос. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «пустить&raquo

  • Ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить и безопасно пустить в море, не употребляя математики, ни оружия, ни огнедышащих махин, ни лекарств поврежденным в сражении воинам без физики приготовить, ни законов, ни судов правости, ни честности нравов без учения философии и красноречия ввести, и, словом, ни во время войны государству надлежащего защищения, ни во время мира украшения без вспоможения наук приобрести невозможно.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «пустить»
  • Как правильно пишется слово «поезд»
  • Как правильно пишется слово «откос»
  • Разбор по составу слова «пустить» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «поезд» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «откос» (морфемный разбор)
Значение слова «пустить&raquo

ПУСТИ́ТЬ , пущу́, пу́стишь; прич. страд. прош. пу́щенный, —щен, -а, -о; сов., перех. (несов. пускать). 1. Перестать удерживать силой, дать кому-, чему-л. свободу; отпустить.

Значение слова «поезд&raquo

ПО́ЕЗД , -а, мн. поезда́, м. 1. Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом. Дачный поезд. Поезд дальнего следования. Скорый поезд. Туристский поезд. Поезда метро. Расписание движения поездов.

Значение слова «откос&raquo

ОТКО́С , -а, м. 1. Наклонная поверхность горы, холма и т. п.; склон. Береговой откос.

Огненный партизанский поезд

Эта уникальная партизанская операция на белорусской земле стала настоящей боевой легендой: осенью 1942 г. группа народных мстителей отряда имени Г. Димитрова Брестской области в коротком жестоком бою с фашистами захватила вражеский эшелон с награбленным у местного населения добром и с боями прошла по железной дороге под красным флагом по оккупированной врагом территории.

Подготовка к операции

В апреле 1942 г. в лесном урочище Гута-Михалин неподалеку от Ивацевичей из объединенных партизанских групп сформировался партизанский отряд имени Г. Димитрова под командованием Д.С. Дмитриева. Боевая деятельность отряда проходила на территории Коссовского, Ружанского и Березовского районов. Диверсионной группой в отряде руководил отважный партизан Александр Иванович Самуйлик, любовно названный среди боевых товарищей «белорусским Чапаем» за внешнее сходство с известным командиром дивизии Гражданской войны, лихо закрученные усы и безграничную смелость. Родом Самуйлик был из деревни Мохро Ивановского района Брестской области, где до войны работал председателем сельского совета. Когда фашисты напали на нашу страну, сельский активист ушел в лес, где скрывалось немало советских воинов-окруженцев и местных жителей. Патриоты собирали оставшиеся на местах недавних боев оружие и боеприпасы, создавали партизанские группы, участвовали в боевых действиях и диверсиях против оккупантов.

Промозглой ноябрьской ночью 1942 г. диверсионная группа А.И. Самуйлика подошла к его родной деревне Мохро, в которой лютовал поповский сын бургомистр Анатоль Рубанович. Этот немецкий прихвостень составил списки на 62 человека – депутатов и активистов сельского совета – для передачи их в гестапо. Приняли решение направить к нему отважного партизана Леонида Бессоновского в форме красноармейца для доведения сообщения о том, что в здешних краях недавно высадился советский десант. Бессоновский с задачей справился успешно. Одновременно местный хуторянин Иосиф Павлюковец по распоряжению Самуйлика отправился к бургомистру за разрешением на рубку леса, где сообщил также, что в урочище Клубок видел советских бойцов с оружием и гранатами. Это он подтвердил и на допросе в комендатуре.

Разведчики партизанского отряда установили: со станции Любешов Волынской области, расположенной на левом берегу реки Стоход – притоке Припяти, по узкоколейке фашисты регулярно отправляют в город Камень-Каширский железнодорожные составы с награбленным у местного населения добром, а затем увозят в Германию. Через надежных людей партизаны узнали о том, что в начале ноября 1942 г. фашисты готовят для отправки очередной поезд с рождественскими подарками – зерном, птицей, медом, яйцами. Александру Ивановичу Самуйлику поступили предложения партизан – захватить вражеский эшелон и проехать по железной дороге по тылам фашистов с красным флагом. Что и говорить, предложение было заманчивое: успешно проведенная операция могла дать тройной эффект: можно и товарищей спасти от отправки в немецкую неволю, и награбленное добро у оккупантов отобрать, и показать людям, что жива еще Советская власть! Но уж очень рискованное это дело, ведь группа будет ограничена в каких-либо маневрах, полностью привязана к узкоколейке. Малейшая же неточность, самый незначительный промах грозили провалом всей операции. Здесь помимо исключительной смелости требовался еще и трезвый, холодный расчет.

Для осуществления этой дерзкой операции решили отобрать добровольцев. Первым отозвался отважный и находчивый разведчик Юрий Логинов. До войны он работал помощником машиниста паровоза на Южно-Уральской железной дороге, хорошо разбирался в технике. По замыслу операции ему отводилось место машиниста паровоза, который предстояло в бою захватить у врага.

В диверсионную группу попросилась и доброволец-партизанка Анна Рудько. В отряде она одинаково хорошо умела стрелять, кашеварить, перевязывать раны. В состав исполнителей этой операции также вошли Леонид Бессоновский, Иван Владимиров, Зиновий Абакумов, Василий Пукемов, Иван Савин. Все они были по-настоящему универсалами: умели поставить мины, подорвать рельсы, бесшумно снять часового, стрелять без промаха. С каждым из них Самуйлик не раз бывал в бою, ходил на диверсии и поэтому был уверен, что в любой, самой неожиданной и рискованной ситуации они не подведут.

5 ноября 1942 г. Самуйлик со своей группой оказался под Любешовом. По просьбе партизан местный житель Феликс Репетович ночью написал на красных полотнищах плакаты – «Смерть фашистским оккупантам!», «Да здравствует 25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Партизаны вывели из строя телефонную связь на двухкилометровом участке Мохро – Одрижин, сожгли административное здание под Руцком, уничтожили мост через реку Стоход. Этими действиями партизаны создавали обстановку, чтобы у гитлеровцев и тени сомнения не было: у них в тылу появились вооруженные отряды красноармейцев.

Читать еще:  Откос с помощью рейки

По тылам врага на захваченном поезде

Чуть забрезжил ноябрьский рассвет и партизаны, бережно уложив в вещмешки написанные лозунги, снялись со стоянки, подобрались бесшумно к железнодорожному полотну неподалеку от полустанка Своротная. На этом месте в засаде они пролежали всю ночь и утро 6 ноября 1942 г. К одиннадцати часам утра к полустанку приближался поезд из 16 вагонов и платформ, в каждом из которых находилась вооруженная охрана. Как только поезд показался из-за поворота, переодетый в форму железнодорожника партизан Леонид Бессоновский, энергично размахивая красным сигнальным флажком, двинулся навстречу приближающемуся железнодорожному составу. Машинист паровоза, заметив тревожные сигналы железнодорожного обходчика, означающие какую-то опасность, резко сбавил ход. Это позволило Юрию Логинову, ухватившись за поручни паровоза, резко подняться в будку машинистов. Паровозная бригада, состоявшая из двух машинистов-местных жителей, которых немцы заставили вести поезд, беспрекословно подчинилась партизанам. Из вагонов показалась встревоженная охрана, по которой одновременно с обеих сторон железнодорожной дороги ударили партизанские автоматы. Часть вражеского охранения полегла под прицельным огнем из засады, остальные охранники разбежались в лесу.

Вот как описывает те далекие грозные события белорусский журналист Михаил Рылко в книге «Красный поезд», изданной в 1984 г. в одном из столичных издательств к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. «Начало партизанскому рейсу было положено. Самуйлик подает команду: «Снарядить агитпоезд!». Ребята бросились помогать Анне прикрепить к наружным стенкам вагона лозунги, а на трубе паровоза водрузили флаг с призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На одной из платформ стояла веялка. Партизанский боец Владимиров ловко приспособил ее для своего «дегтярева». Остальные партизаны разместились по вагонам так, чтобы при подходе к станциям можно было вести огонь сразу со всех стволов. Враг ни в коем случае не должен догадаться о малочисленности отряда».

И вот поезд снаряжен в рискованный и тревожный путь. Логинов занял место машиниста, подал сигнал отправления. Так начался сорокакилометровый рейс горстки патриотов, которых впоследствии фашисты окрестили «крупными десантными силами большевиков». Партизаны Абакумов и Савин обошли все захваченные вагоны, переписали награбленное немцами добро и составили соответствующий акт, на котором командир диверсионной группы А.И. Самуйлик красным карандашом наложил резолюцию: «По случаю праздника Октября раздать продукты населению».

На станциях и полустанках, около расположенных близко к железной дороге деревень, партизаны делали короткие остановки, проводили митинги, раздавали собравшимся все, что содержалось в вагонах – зерно, муку, сало, кур, гусей, яйца… На каждой остановке Самуйлик, подкрутив чапаевские усы, подняв над головой папаху с красной лентой, перед собравшимися жителями взволнованно говорил: «Победа будет за нами! Чтобы приблизить ее час, вливайтесь в партизанские отряды, будем громить врага всем народом! Пусть горит земля под ногами фашистов!».

Станцию Мохро, где стоял крупный немецкий гарнизон, партизаны пролетели на полном ходу, обстреляв из пулемета и автоматов опешивших от неожиданности гитлеровцев.

На одном из полустанков Самуйлик приказал остановиться и подготовить обоз, загрузить его продуктами и доставить в партизанский лагерь. Для сопровождения обоза командир выделил группу во главе с Павлюковцем – знатоком здешних мест и отважным партизанским разведчиком – в составе Анны Рудько, партизан Абакумова, Савина, Пукемова.

На станции Вулька сделали очередную кратковременную остановку, выгрузили остатки продуктов, сняли красный флаг и лозунги. Крестьяне помогли загрузить железнодорожный состав соломой. Бессоновский с зажженным факелом быстро обежал вагоны. Солома моментально воспламенялась, ярко-желтые язычки пламени пробились к оконным рамам, стали лизать крыши вагонов. В будке горящего поезда остался машинист Логинов, поезд набирал скорость и приближался к разрушенному мосту через реку Пина. В самый последний момент бесстрашный партизан Логинов выпрыгнул из провоза, скатившись вниз под откос, услышал взрыв парового котла, страшный скрежет металла. В условленном месте в урочище Клубок его поджидали боевые товарищи. Борьба против оккупантов продолжалась, вскоре А.И. Самуйлика назначили командиром партизанского отряда им. С.М. Кирова Брестской области. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, Алекасндр Иванович был награжден орденом Ленина.

После войны более тридцати лет Самуйлик проработал на различных должностях в Каменецком районе, удостоен звания «Почетный гражданин» города Каменца. Умер белорусский Чапай в 1989 году. Благодарные земляки назвали в его честь одну из новых улиц райцентра. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится переданный в послевоенное время Самуйликом самодельный флаг «огненного поезда» из красного ситца с изображением герба СССР и надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Фотографии А.И. Самуйлика и его боевых товарищей размещены в инфотерминале партизанского зала музея. Материал о герое-партизане А.И. Самуйлике и легендарной операции бережно собран в историко-краеведческом музее ГУО «Мохровская средняя школа» Ивановского района Брестской области.

Подвиги бесстрашных народных мстителей не забыты, на них сегодня равняется молодое поколение республики.

Музей

Владимир Бондаренко родился 15 июля 1914 года в городе Порт-Петровск (ныне Махачкала, Дагестан) в семье рабочего. С 8 лет, после смерти родителей, он переехал к старшему брату в город Орехово-Зуево Московской области. Здесь он окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), стал мастером арматурного цеха завода «Карболит». Комсомольская организация избрала Владимира комсоргом цеха. Работал наладчиком автоматов в инструментальном цехе завода «Карболит».

В 1939-м году Бондаренко В.И. был призван в ряды Красной Армии и направлен в Белорусский военный округ.

С начала Великой Отечественной войны находился на фронте. Полк, в котором служил Владимир, оказался в окружении. Бойцы залегли в цепь и отстреливались. В августе 1941 года в бою под городом Гомель он был тяжело ранен, остался на оккупированной территории, скрываясь у местных жителей. Тяжёлая рана вызвала длительную болезнь, он поднялся на ноги только через полтора месяца.

Избушку посещали люди, и по обрывкам разговоров боец догадался, что хата, где он находился, — партизанская явка. Когда он окреп, хозяйка дома свела его с партизанами. Владимир Бондаренко, знавший саперное и минное дело, мастер на все руки, был зачислен в партизанскую группу, активно действовавшую в Гомельских лесах, которой руководил Ф.И. Кравченко и А.П. Коробицын.

В первые месяцы войны партизанские нападения еще не были крупными. Но они были повсеместными и давали огромный эффект – отвлекали часть войск противника на борьбу с партизанами и охрану важнейших объектов, особенно коммуникаций, которые все более растягивались. Партизаны вели открытую вооруженную войну, целенаправленную и организованную. Уже в директивах Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г., в Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «О задачах партизанского движения» были определены задачи, конкретные формы и методы борьбы советских партизан и подпольщиков. На оккупированной территории партизаны создавали невыносимую обстановку для врага, уничтожали живую силу, материальные средства и боевую технику. В отрядах было от 20 до 300 бойцов, а в соединениях – от 300 до нескольких тысяч.

Читать еще:  Гидропосев семян по откосу

2 марта 1942 года группа Бондаренко вошла в состав Черниговского партизанского соединения под командованием А. Ф. Фёдорова. В отряде Бондаренко стал минером. Началась рельсовая война, в которой проявился талант подрывника Бондаренко. На участке дороги Добруш-Злынка в неимоверно трудных условиях он собственноручно подорвал 5 воинских эшелонов врага и принял участие еще в 8 групповых подрывах. Бондаренко назначили старшиной отряда имени Богуна (командир Кравченко). Несмотря на состояние здоровья, Владимир настоял на участии в подрывной работе.

В его боевой характеристике записано: «…тов. Бондаренко за время пребывания в соединении партизанских отрядов показал себя как исключительно смелый и отважный боец, чем заслужил большой авторитет не только в кругу партизан-подрывников отряда имени Богуна, но и среди партизан соединения».

Но из-за прогрессирующей болезни в феврале 1943-го года был эвакуирован в Москву, в партизанский госпиталь. Впрочем, вопреки наставлениям врачей, Бондаренко вскоре вернулся обратно в свой отряд. Вместе с товарищами осуществил десятки диверсий на Ковельском железнодорожном узле, на железнодорожном участке Ковель—Брест: за 26 дней в июле-августе 1943 года под откос было пущено 11 воинских эшелонов врага, взорвано 80 платформ с автомашинами, танками, пушками, уничтожено 250 вражеских солдат и офицеров.

Несколько дней Бондаренко и подрывники его группы потратили на то, чтобы выследить и подорвать «голубую стрелу» — воинский эшелон с солдатами и офицерами , которые за отличия в боях были поощрены отпусками в Германию. Они получили за все сполна.

Свой опыт старшина Бондаренко передавал молодым подрывникам. Он вместе с учениками построил в лесу учебную узкоколейку, которую партизаны называли «детской железной дорогой». На ней опытный минер обучал молодых бойцов подрывному делу. Показывал боевым товарищам, как работать с минами замедленного действия, снабженными электрочасовым механизмом. Бондаренко принял участие в разработке приспособления, делавшего мину практически неизвлекаемой.

Владимира Илларионовича отличало не только хладнокровие, умение в любых обстоятельствах действовать расчетливо и решительно, преодолевая страх, но и способность сохранять спокойствие в самой напряженной обстановке. Однажды молодые подрывники принесли на занятия мину замедленного действия, с которой никто из партизан не встречался, Бондаренко оставил ее у себя. Вскоре, сославшись на нездоровье, он разбил в нескольких километрах от базы палатку и в полном одиночестве пробыл в ней три дня. За это время он досконально изучил новинку, для этого разобрав и собрав ее.

Весной 1943 г. Украинский штаб партизанского движения направил соединение А.Ф. Федорова в рейд по правобережной Украине с заданием наладить систематическое крушение поездов на железнодорожных магистралях Брест-Ковель-Луцк, Холм-Ковель, дезорганизовать движение на шоссейной дороге Брест-Ковель.

Тщательно охраняли фашисты дорогу Ковель-Брест. На каждом километре будка путевого обходчика, превращенная в пулеметное гнездо. От будки до будки ходят патрули. И первая, и вторая, и третья вылазка партизан-взрывников оказались неудачными. Вот тут Бондаренко снова напомнил о себе: «Разрешите мне! Пока не взорву эшелон с войсками – не вернусь!»

Бондаренко не приходил на базу несколько суток. В первую ночь его обстреляла охрана, во вторую — поезд прошел в другое время. Минер и его помощник, хорошо знавшие пунктуальность немецких фашистов, за несколько суток тщательно проследили маршрут движения охраны, Они выбрали наиболее выгодный участок подхода к железной дороге – через болото. Но оно лежало на открытой местности. Как быть? Всю ночь Бондаренко просидел в воде. Улучив удобный момент, вылез на полотно и поставил мину. 7 июля взрыв потряс окружающую местность. И он был не последним. С 7 июля по 1 августа 1943 года на железной дороге Ковельского узла было подорвано 65 поездов. Скорость движения воинских эшелонов снизилась с 40-50 до 25-30 километров в час..

Гитлеровцы предприняли чрезвычайные меры. Перестали пускать поезда ночью, а днем сопровождали усиленной охраной. Впереди эшелонов посылали платформы с песком. Но, несмотря на меры предосторожности, вражеские поезда все равно взлетали на воздух. Только за период с 23 июля по 24 августа Владимир Бондаренко пустил под откос 11 эшелонов врага; 80 платформ с танками, автомашинами, пушками не дошло до фронта. Также интенсивно действовали и другие диверсионные группы.

Летели под откос поезда. Отзвуки партизанских взрывов гремели не только в краю народных мстителей – Полесье, но и на Житомирщине, в Польше. И люди вдохновлялись, вступали в партизанские отряды.

Партизаны одновременно вели войну с бандеровцами. К тому времени участились вылазки этих бандитов по всему течению реки Стохода. Шайки украинских националистов нападали на населенные пункты, которые поддерживали партизан, на партизанские базы, мешали вести диверсионную работу на железной дороге.

Партизаны одновременно вели войну с бандеровцами. К тому времени участились вылазки этих бандитов по всему течению реки Стохода. Шайки украинских националистов нападали на населенные пункты, которые поддерживали партизан, на партизанские базы, мешали вести диверсионную работу на железной дороге.

6 ноября 1943-го года группа подрывников соединения черниговских партизан, возвращаясь на базу после выполнения боевого задания, попала в засаду возле села Березичи Любашевского района Волынской области. Входивший в состав группы В. И. Бондаренко погиб в бою, прикрывая отход товарищей.

В вещевом мешке партизана нашли потертую записную книжку. На одной из ее страниц размашистым почерком Владимира Илларионовича были написаны слова Николая Островского: «Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе и только к победе – и никуда иначе!» Эти слова были девизом отважного минера.

Партизаны похоронили В.И. Бондаренко в районе расположения штаба соединения, в деревне Березовичи Любешовского района Волынской области Украины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года Бондаренко Владимиру Илларионовичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За боевые подвиги награждён орденом Ленина, боевыми медалями.

В наградном листе героя есть такие слова: «При выполнении боевых заданий Бондаренко В. И. проявил себя как исключительно смелый и отважный боец и служил примером дерзости и храбрости не только для бойцов своей диверсионной группы, но и для всего отряда».

Подрывник-партизан, Герой Советского Союза, Владимир Илларионович Бондаренко посмертно награжден и высшим воинским орденом Польской Народной Республики – «Крестом храбрых» за совместные действия с польскими партизанами против фашистских оккупантов.

В начале 70-х годов земляки героя – работники завода «Карболит», перезахоронили прах В.И.Бондаренко. Новым местом упокоения стало село Лобня, где находился штаб партизанского сопротивления. Здесь же был организован Музей партизанской славы.

В городе Орехово-Зуево именем В. И. Бондаренко названы улица и проезд, а на улице Стаханова, где до войны находился дом героя, был установлен памятный знак, который в 2008 году заменён мемориальной доской на стене дома № 4 по улице Бондаренко (на фото).

В 1986 году имя Героя Советского Союза В. И. Бондаренко присвоено старейшему в стране Орехово-Зуевскому профессионально-техническому училищу № 1, (ранее — ФЗУ), ныне ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко».

К 75-летию Победы! Фронтовой дневник «дяди Саши» представляет Государственный архив Вологодской области

75 лет минуло с мая 1945-го… Но память о событиях, участниках и героях Великой Отечественной войны должна жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. В каждом уголке страны чтят воинов-героев, защищавших в те суровые годы нашу Родину.

Читать еще:  Устройство откоса при рытье траншей

Александр Александрович Морщинин – наш земляк, боевой офицер, участник партизанского движения в Белоруссии (1942-1943 гг.), краевед-журналист, ветеран Великой Отечественной войны и почетный гражданин города Вологды.

Александр Морщинин, уроженец Усть-Кубинского района Вологодской области, родился 23 апреля 1919 года в крестьянской семье в деревне Пакутино. В 1937 году 18-летним юношей Саша Морщинин пошел добровольцем в Красную Армию, еще не зная о своей предстоящей, полной тревог, фронтовой жизни. К началу Великой Отечественной войны Морщинин закончил Тамбовское пехотное училище и получил звание лейтенанта. Участвовал в боях под Москвой, командовал ротой, затем батальоном, освобождая оккупированную врагом территорию. «По пути мы видели горящие хаты, – вспоминал он в 1941 году, – заплаканных женщин, мёртвых детей, повешенных стариков, но также видели радушный приём со стороны крестьян, нёсших последнюю сваренную холодную картошку для воинов и, может быть, последний ломоть хлеба…». В тяжелейших боях лейтенант Морщинин был дважды ранен и доставлен в медсанбат. После госпиталя молодого (уже старшего лейтенанта) бойца ожидало ответственное спецзадание.

В мае 1942 года при Ставке ВГК был создан Центральный штаб партизанского движения. Началась переброска специально подготовленных групп в тыл врага с целью организации и взятия под контроль Ставки партизанского движения. А. Морщинин и его группа из пяти человек были одними из первых, кого перебросили в белорусские леса, в зону оккупации.

В Государственном архиве Вологодской области хранятся уникальные документы – фронтовые дневники Александра Морщинина, которые велись с декабря 1941 по сентябрь 1944 года с некоторыми перерывами. Часть фронтовых записей посвящена партизанскому периоду боевого пути Морщинина и представляет особый интерес. На пожелтевших от времени страницах дневника – война. Тяжелые фронтовые будни, боевые товарищи, бои, после которых чудом оставались живыми, – всё это перенесено на бумагу, на расчерченные тетрадные листы.

В июне 1942 года старший лейтенант Александр Морщинин с группой командиров из пяти человек были выброшены на парашютах в глубокий тыл противника с заданием организовать партизанское движение на границе Минской, Витебской и Могилевской областей. Запись в дневнике от 5 июня 1942 года: «Время 11 ч. 30 мин. и мы (на самолёте – авт.) кружимся над поляной. Сигнал «Приготовиться», мы, держась за борта, добирались до люков, а затем по команде «Пошел!» с помощью толчка инструктора парашютного спорта прыгали один за другим…» Это был первый в жизни прыжок с парашютом как для Морщинина, так и для его команды. Партизаны-разведчики высадились в полутора километрах от вражеского гарнизона Денисовичи. Высадка прошла удачно и незаметно для немцев.

Связавшись с местными партизанами, наши герои узнали реальную обстановку дел: «В населённых пунктах немцы насадили сволочей полицаев, сельские советы заменили на волостные управления, во главе поставили бургомистров…, евреев уничтожали, их имущество и скот отбирали…»

7 июня 1942 года Морщинин организовал боевой отряд, куда вошли его команда и местные партизаны. В первые дни пребывания в тылу основной задачей стала организация диверсий на железной дороге.

8 июня 1942-го была организована первая серьёзная диверсия – пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами. В дневниковых записях, отражающих это событие, читается напряжение автора, его страх от возможной неудачи, ожидание, радость первой победы: «Я пополз в направлении к ж/д полотну, за мной… мой партнер по сегодняшней операции Ильин Ваня…, возле бугра слышу стук вступающих человеческих ног и немецкую речь, сначала охватило холодком моё тело, а потом пришел в себя, держа наготове гранату и пистолет…, ставлю мину и заряд, маскируюсь…, но всё обошлось благополучно, отползли к своим товарищам… ». Через несколько минут подошел поезд с боеприпасами: «…раздался сильный взрыв с большим овалом пламени и дыма, осколки железных и металлических частей летели далеко за нас, обломки поднимались на 150 м. и выше… эшелон был взорван удачно и почти все вагоны вышли из строя».

Через несколько дней по округе пошли слухи о появлении в минских лесах грозных партизан, к молодому старлею Морщинину потянулись люди, желающие вступить в его отряд. К июлю 1942 года количество партизан выросло, была организована партизанская бригада, получившая название «Дядя Саша», в честь Александра Морщинина, отважного, честного, всеми любимого командира.

Партизанская бригада «Дядя Саша» стала серьёзной силой, противостоящей немцам. «В городе Борисов, – писал 1 июля 1942 года Морщинин, – немцы открыли специальную школу по подготовке диверсантов для дальнейшей засылки в партизанские отряды. Слушателями на эти курсы набираются… добровольно сдавшиеся в плен… Шпионы одеты в чистое гражданское платье…, сапоги яловые, русского покроя…». Ощутив на себе деятельность партизан, противник начал проводить карательные операции, направленные на уничтожение отрядов. 4 июля 1942 года Морщинин записал в дневнике: «В 7 ч. 30 мин. вела бой засада 1-го отряда… Партизаны дрались не на жизнь, а на смерть, разя наверняка противника и экономя каждый патрон и каждый снаряд. К 9-ти ч. была слышна со всех сторон артиминомётная кононада и сильный пулемётный огонь. К этому времени все отряды и засады вступили в неравный бой с противником, ставящим целью блокировку и уничтожение отрядов…». На следующее утро фашисты начали генеральное наступление. Отряды Морщинина понесли серьёзные потери и были вынуждены оставить ряд населённых пунктов, но спустя некоторое время взяли реванш, вышли из окружения, взорвали фашистский поезд вместе с начальником штаба полковником Рейхом и заставили врага отступить. «Вот закончилось первое, крепкое, суровое испытание и крещение бригады, – записал в дневнике командир «Дяди Саши», – из которого последняя вышла безусловно победительницей». Лишь крупные карательные отряды войсковых соединений вынуждали партизан в ожесточенных боях отступать в леса, но по неведомым тропам они снова появлялись на коммуникациях немецких войск.

С июня по октябрь 1942 года морщининская бригада провела 352 боевых операции – из них более 100 на железных дорогах, пустили под откос 47 эшелонов, разгромили 6 вражеских гарнизонов и станцию Славное. Комендант станции в нательном белье с группой солдат бежали под защиту соседнего гарнизона. Конечно, были потери. Терял боевых друзей и Морщинин: «27 августа. Убили цыгана Мородепа, боевой был малый, но ничего не поделаешь, отомстим…».

Нелегка была ноша у командира партизанской бригады «Дядя Саша» Александра Морщинина. На нем лежала ответственность за каждую боевую операцию, за каждую партизанскую жизнь. В октябре 1942 года Морщинин был ранен и эвакуирован в Москву, но на этом его фронтовой путь не был закончен, война продолжалась. «Раздумался, сидя возле речки Можа…, – записал командир в дневнике 28 августа 1942 года, – о своей кочевой жизни, которую война, видимо, за грехи подарила. Вспоминаю училище, друзей, Дусю, Тоню и старую мать, отца и братьев, и сестру. Хочется увидеться. Но надежды, признаться, не теряю. Если убьют, то буду умирать с музыкой и треском…»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector