Расчет коэффициента запаса откоса
Геомеханическое обоснование параметров вскрышных уступов при разработке мульдообразных залежей
Для определения параметров и темпов горных работ необходимо обладать информацией об устойчивости бортов карьера на заданный момент времени. При разработке мульдообразных залежей вопросы устойчивости приобретают особый характер вследствие специфичности залегания полезного ископаемого, имеющего краевые выходы на поверхность.
Задача устойчивости массивов пород является частной задачей общей теории предельного напряженного состояния грунтов, но имеет весьма существенные особенности, обусловленные спецификой движения масс при нарушении их устойчивости [1]. Причиной нарушения устойчивости в данном случае является уменьшение внутренних сопротивлений в массиве (разрушение естественных упоров) вследствие обнажения борта при отработке месторождения. Рассмотрим эти вопросы применительно к условиям Нерюнгринского угольного разреза. Учитывая геологические условия Нерюнгринского месторождения, призма вероятного обрушения борта разреза будет являться оползнем скольжения, то есть оползнем по зафиксированной поверхности, которой является кровля угольного пласта, имеющая более низкие прочностные свойства, чем массив вскрышных пород в целом.
Расчеты устойчивости преимущественно включают в себя определение сдвигающих и удерживающих сил (напряжений) и установление на основе сравнения этих сил коэффициентов запаса устойчивости заданного профиля. Для расчета устойчивости бортов карьеров и откосов отвалов применяют методы алгебраического суммирования сил по круглоцилиндрическим и монотонным криволинейным поверхностям и метод многоугольника сил при любой форме поверхности скольжения [2, 3]. Уравнение равновесия имеет вид:
где: ji,ci — соответственно, угол внутреннего трения и сцепление по основанию блоков, слагающих обрушающийся борт;
Ni,Ti — соответственно, нормальные и касательные составляющие массы элементарных блоков породы;
Ii — длина наклонного основания блоков.
Кривая скольжения для горных пород естественного залегания характеризуется в верхней своей части трещиной отрыва, величина которой зависит от прочностных свойств пород и равна [3]:
H90=2c/g ctg (45°+j/2) (2)
При развитии в массиве горных пород системы трещин (особенно трещин падения) высота вертикального откоса призмы оползания может увеличиваться. При прогнозных расчетах устойчивости бортов разреза «Нерюнгринский» трещиноватость массива в явном виде не учитывается, а расчет ведется по слабейшим прочностным характеристикам вмещающих пород. Усредненные физико-механические свойства вскрышных пород и полезного ископаемого разреза «Нерюнгринский» представлены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что вскрышные породы обладают близкими прочностными свойствами, что позволяет при оценке устойчивости принимать усредненные характеристики по всему комплексу вмещающих пород, то есть: g=2,5 т/м3; j=30°, С=62 т/м2. Резкое снижение прочностных свойств по контакту почвы пласта с нижележащими вмещающими породами позволяет с высокой степенью вероятности считать кровлю нижней пачки вмещающих пород линией ограничения оползневой призмы [2, 3, 4].
Расчет устойчивости производился по программе, разработанной на кафедре геологии МГГУ, двумя методами: алгебраического суммирования сил и многоугольника сил. Шаг перебора вероятных кривых скольжения при определении различных положений фронта горных работ составлял 1.0 м. Определение граничного положения борта, при котором откос становится неустойчивым (h@1,0), производилось способом последовательного изменения генерального угла наклона (b) рабочего борта разреза.
Вскрышные породы в пределах залежи находятся в напряженно-деформированном состоянии, и при развитии фронта горных работ в направлении падения угольного пласта устойчивость борта разреза определяется только прочностными свойствами вскрышных пород без учета слабого контакта. Линия скольжения проходит по массиву, то есть при нарушении устойчивости происходит скол полускального массива и его обрушение с опрокидыванием. Поэтому угол наклона борта разреза при перемещении фронта горных работ от профиля I к профилю VI или от профиля XIV к профилю VIII близок к устойчивому углу откоса уступа и составляет порядка 55-65° (рис. 1).
Наибольший интерес с точки зрения устойчивости борта разреза представляет развитие фронта горных работ по восстанию, то есть от центра залежи к ее крыльям. В этом случае кривая скольжения проходит по почве пласта по контакту, имеющему низкие прочностные свойства, с оползанием массива в центр залежи.
При расчетах устойчивости решались следующие задачи:
- установление максимально возможного генерального угла наклона борта разреза при различных положениях фронта горных работ;
- установление коэффициента запаса устойчивости при заданных параметрах борта карьера при нахождении фронта работ в наиболее опасной, с точки зрения устойчивости, зоне;
- установление зависимости коэффициента запаса устойчивости от положения фронта горных работ при заданных параметрах борта разреза;
- установление параметров борта разреза при условии обеспечения нормативного коэффициента запаса устойчивости (h=1,1) [4].
Рассматривалось несколько вариантов развития фронта горных работ при условии соблюдения постоянной высоты уступа hy=15 м и рабочем угле его откоса a=75°. На рис. 2 представлен результат расчета устойчивости наиболее слабого в геомеханическом отношении борта. Из расчетов видно, что при b@20° коэффициент запаса устойчивости становится равным нормативному, и дальнейшее увеличение угла приведет к оползанию борта разреза. Ширина рабочих площадок при этом составит 38 м.
С учетом неподвижности нижней бровки борта были произведены расчеты устойчивости при различных генеральных углах наклона, по результатам которых был построен график (рис. 3, профиль V). График h=f(b) отображает зависимость коэффициента запаса устойчивости от генерального угла наклона борта посредством изменения ширины рабочих площадок при постоянной высоте уступа hy=15 м.
Из графика видно, что коэффициент запаса устойчивости h=1.24 обеспечивает устойчивость рабочего борта при заданных ширине площадки уступов 62 м, высоте 15 м и угле их откоса 75°. Генеральный угол откоса при этом составляет порядка 13.5°.
На рис. 3 (профиль VI) изображен график зависимости h=f(b) при таком положении фронта горных работ, когда около 70% борта находится практически на горизонтальном основании, а лишь его верхняя часть — на крыле залежи. Минимальный коэффициент запаса устойчивости h@1,12 соответствует конфигурации борта с генеральным углом откоса 27,68°. Рост коэффициента запаса устойчивости с увеличением угла откоса с 27° до критического (bкр»55°–60°) вызван увеличением объема призмы обрушения, находящейся на горизонтальном основании.
При нахождении фронта горных работ в центре залежи (при угле наклона борта b»13°) коэффициент h составляет порядка 1.9–1.95. По результатам расчетов построен график оперативного определения коэффициента запаса устойчивости при угле наклона борта b=13° в зависимости от положения нижней бровки (рис. 4).
Оценивалась также устойчивость рабочего борта в случае развития фронта горных работ в направлении от профиля VII к профилю XIII. Расчеты показали, что коэффициент запаса устойчивости при таком направлении развития фронта горных работ выше на 20–80%, что связано с более пологим залеганием правого крыла залежи.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при принятых параметрах системы разработки (высота уступа 15 м, угол рабочего откоса 75°, ширина площадки 62 м при генеральном угле борта 13°) рабочий борт разреза на всех этапах эксплуатации месторождения до конца его отработки будет устойчивым.
Подработка борта с боковых сторон допустима на высоту не более двух уступов и определяется величиной Н90, то есть глубиной трещины отрыва. Более точные рекомендации по возможности боковой подработки бортов могут быть выданы после получения информации о характере и развитии напряжений в массиве по результатам натурных исследований. n
1. Цытович Н.А. Механика грунтов. М.: Высшая школа, 1983.
2. Гальперин А.М., Шафаренко Е.М. Реологические расчеты горнотехнических сооружений. М.: Недра, 1977.
3. Фисенко Г.Л. Устойчивость бортов карьеров и отвалов. М.: Недра, 1965.
4. Методические указания по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатируемых карьеров. Л.: ВНИМИ, 1972.
5rik.ru
Материалы для учебы и работы
Расчет устойчивости откосов
При разработке котлованов, устройстве выемок и насыпей, планировке площадок с уступами, возведении сооружений на склонах и в некоторых других случаях возникает необходимость в оценке устойчивости грунтов в откосах. Устройство очень кpyтыx откосов может вызвать нарушение его устойчивости и привести к авариям пологие откосы значительно удорожают строительство, поэтому задачей проектировщика является отыскание оптимальной крутизны откоса.
Основные виды нарушения устойчивости откосов:
— оползни вращения, когда массы грунта сползают по криволинейным поверхностям скольжения (рис. 2.16, а);
— оползни скольжения (прислоненный откос), когда массы грунта сползают по подстилающей породе (рис. 2.16, 6);
— оползни разжижения, когда в результате каких-либо воздействий происходит разжижение грунтов и разжиженные массы перемещаются как вязкая жидкость;
— оползни медленного течения, когда грунт как очень вязкое тело постепенно сползает по склону, при этом поверхностные слои перемещаются быстрее ниже расположенных (рис. 2.16, в);
— обвалы, когда перемещаются поверхностные слои грунтов, не обладающие сцеплением;
— оползни обрушения, когда разрушается основание откоса (выдавливанием, суффозией и т. п.) И часть массива грунта откалывается, а иногда даже опрокидывается (рис. 2.16, г). Рис. 2.16. Основные виды оползней.
Потеря устойчивости откосов происходит в силу следующих причин:
1. устранение естественной опоры грунта в результате разработки траншеи и котлованов;
2. увеличение внешней нагрузки на откос (складирование материалов, возведение сооружений);
3. устройство недопустимо крутых откосов;
4. увеличение веса и снижение сцепления и трения грунта при его увлажнении.
В ряде случаев нарушение устойчивости происходит в результате влияния нескольких причин. Обследования большинства оползней показали, что в однородных грунтах, обладающих трением и сцеплением, потеря уcтойчивости откосов происходит в результате смещения массива грунта по круглоцилиндрической поверхноcти скольжения.
Сущноcть этого, метода заключается в следующем. Задаваясь углом вращения О откоса АВ (рис. 2.17), по радиусу R проводят поверхнocть скольжения АС через точку А, затем призму обрушения АВС делят на n* отсеков и суммируют вес каждого отсека с внешней нагрузкой (при наличии последней), прикладывая равнодействующую в точке, расположенной на поверхности скольжения. Эту силу Рi раскладывают на две составляющие: нормальную Ni к заданной поверхности и касательную Ti. Учитывается также и сцепление грунта по всей поверхности скольжения. Коэффициент надежности откоса в этом случае вычисляется как отношение момента удерживающих сил, к которым относятся силы трения, сцепления и касательная составляющая веса удерживающих отсеков к моменту сдвигающих сил (касательная составляющая веса сдвигающих отсеков). Если в этом отношении сократить радиус вращения, то получим
где fi=tgφ1,ci — соответственно коэффициент внутреннего трения и сцепления і-го участка; li— длина дуги скольжения на i-м участке; Ni=Тiсоsα — нормальная составляющая; Tirt=Pisina- касательная составляющая, действующая против движения призмы обрушения; Tis — то же, но направленная по ходу движения призмы.
В общем случае через точку А можно провести бесконечное множество поверхностей скольжения, поэтому на практике расчет осуществляют по специальной методике, для нескольких (минимум четырех) центров вращения О с определением минимального значения γn. Сущность такого приема заключается в следующем: из верхней точки откоса В проводят наклонную линию под углом 360 к горизонту (рис. 2.18). На этой линии располагают точки 01′ 02′ ОЗ’ 04,. на расстояниях, указанных на рис. 2.18, где m=ctga. Эти точки принимают в качестве центров вращения. Проводят следы круглоцилиндрических поверхностей скольжения АС1. АС2. АСз. А.С4,. и для каждой точки поверхности вычисляют значение коэффициента запаса устойчивости по формуле (2.22). Затем откладывают некотором масштабе значения a1=γ1-1; a2=γ2-1; a3=γ3—l; а4=γ4 -1 в виде отрезков, перпендикулярных линии В04 в соответствующих точках. Через концы этих отрезков строят плавную кривую. К этой кривой проводят касательную, параллельную линии ВО 4′ и точку касания проецируют на линию ВО 4′ для полученной точки О делают пятое построение, аналогичное рис. 2.17, и по формуле (2.22) находят минимальное значение коэффициента запаса устойчивости, которое должно быть не менее 1,1. 1,3 в зависимости от класса сооружения.
Если в основании откоса залегают относительно слабые грунты с углом внутреннего трения менее 100, необходимо дополнительно рассматривать возможность потери устойчивости по круглоцилиндрической поверхности, указанной пунктиром на рис. 2.18, с выпиранием грунтов основания откоса.
Устойчивость прислоненного откоса определяется, если можно наметить вероятный сдвиг масс грунта по ломаной поверхности скольжения (рис. 2.19).
Оползающий массив грунта разбивают вертикальными плоскостями на ряд отсеков и рассматривают силы, действующие на каждый из них, начиная сверху вниз.
При рассмотрении i-го отсека учитывают приложенную к нему внешнюю нагрузку и силу тяжести грунта отсека, сумму которых Q, раскладывают на два направления: перпендикулярное плоскости сдвига этого отсека по основанию и параллельное ей. Нормальная сила Н, позволяет учесть силы трения ПО основанию Ai Вi. Кроме того, учитывают сцепление грунта при сдвиге по этой плоскости. Дополнительно на отсек действуют неуравновешенное оползневое давление от вышележащих отсеков Еi-I и неизвестное оползневое давление на нижележащие отсеки Ei. Рассмотрение уравнений равновесия (сумм проекций всех сил на направление Аi Вi и нормаль к этому направлению) позволяет найти значение оползневого давления Еi передаваемого на следующий отсел. Расчет начинают с первого отсека, на который не давит сверху оползневое давление, т. е. для которого Еi-I =0. Переходя от отсека к отсеку, достигают последнего отсека, который должен быть устойчивым при Еi-1≤0, т. е. сила Еi должна иметь противоположное (отрицательное) направление.
Чтобы откос имел определенный запас устойчивости, сдвигающие силы от собственного веса и внешних нагрузок увеличивают на коэффициент запаса устойчивости γi.
При расчете устойчивости по круглоцилиндрическим поверхностям и прислоненных откосов можно учитывать слоистость и даже линзообразность залегания отдельных грунтов, фильтрационное давление потока грунтовых вод и сейсмические воздействия.
-
Расчёт общей и местной устойчивости
Наиболее опасные предельные состояния связаны с потерей устойчивости элементов и системы в целом. В расчётном комплексе SCAD Office имеется режим проверки устойчивости, который позволяет вычислить:
- Коэффициент запаса устойчивости (показывает во сколько раз нужно увеличить заданную нагрузку, чтобы система потеряла устойчивость);
- Форму потери устойчивости;
- Расчётные длины стержневых элементов.
Требования норм
Требования к проверке общей устойчивости стальных конструкций содержится в пункте 4.3.2 СП 16.13330.2011
Отношение критической нагрузки к расчетной для стержневых конструкций, рассчитываемых как идеализированные пространственные системы с использованием сертифицированных вычислительных комплексов (согласно 4.2.5, 4.2.6), должно быть не меньше коэффициента надежности по устойчивости системы ys = 1,3.
А к проверке железобетонных конструкций в приложении В СП 63.13330.2012 пункт В.8
При расчете на устойчивость конструктивной системы следует производить проверку устойчивости формы конструктивной системы, а также устойчивости положения конструктивной системы на опрокидывание и на сдвиг.
и в пункте 6.2.8 СП 52-103-2007:
…При расчете устойчивости формы конструктивной системы рекомендуется принимать пониженные жесткости элементов конструктивной системы (учитывая нелинейную работу материала), поскольку устойчивость конструктивной системы связана с деформативностью системы и отдельных элементов. При этом значение понижающих коэффициентов в первом приближении рекомендуется принимать, как указано в пп. 6.2.6, 6.2.7 с учетом того, что устойчивость конструктивной системы зависит от сопротивления в основном внецентренно сжатых вертикальных элементов при длительном действии нагрузки и в стадии, приближающейся к предельной. Запас по устойчивости должен быть не менее чем двукратным.
Задание исходных данных
Исходные данные для расчёта общей устойчивости системы находятся в специальных исходных данных:
В появившемся окне задаётся вид расчёта, верхняя граница поиска (граница выше которой поиск коэффициента запаса устойчивости не будет производиться, и от каких нагрузок или комбинаций будет производиться расчёт:
Более подробно об теоретическом обосновании можно прочитать в справке SCAD Office, особенно стоит обратить внимание на различия в результатах расчёта устойчивости стержней между строительными нормами и SCAD.
Анализ результатов
Коэффициент запаса устойчивости системы будет указан в протоколе, также там будет указан элемент с наименьшим коэффициентом запаса при неподвижных узлах системы.
Во вкладке перемещения — можно посмотреть формы потери устойчивости.
Во вкладке «Постпроцессоры»/»энергетический процессор» — элементы с отрицательной энергией будут ответственны за потерю устойчивости. Чем больше отрицательное значение у элемента, тем больше он отвечает за потерю устойчивости..
Дополнительная информация
А.В. Перельмутер В.И. Сливкер Расчетные модели сооружений и возможность их анализа. 2011. Раздел 9. Задачи устойчивости и смежные вопросы.
Земляная плотина с паводковым водосбросом
3. 3. Расчеты устойчивости откосов.
Целью расчета является определение минимальных коэффициентов запаса устойчивости откосов плотины для принятого поперечного профиля. Найденный минимальный коэффициент должен быть равным или большим (но не более чем на 10%) допустимого коэффициента запаса устойчивости откоса, принимаемого по табл. 3.9.
Расчеты устойчивости откосов земляных плотин всех классов выполняются для плоской задачи (на 1 п.м. длины плотины) по методам плоских или круглоцилиндрических поверхностей скольжения.
Значение [ K ] для плотин класса
Расчет устойчивости экрана и защитного слоя. Этот расчет выполняется по методу плоских поверхностей скольжения, проходящих по контакту защитного слоя и экрана (проверка устойчивости защитного слоя) и по контакту экрана и тела плотины (проверка устойчивости экрана вместе с защитным слоем).
Коэффициент запаса устойчивости защитного слоя или экрана вместе с защитным слоем определяется как отношение пассивного Е П и активного Еа давлений, действующих соответственно слева и справа от вертикали АВ (рис.3.4)
К = , (3.13)
Еа = G 1 cos 1 sin 1 , (3.14)
Е П = G 1 cos 2 1 tg + G 2 tg( + 2 ) + C(L 1 cos 1 + L 2 cos 2 ). (3.15)
Здесь G 1 — вес защитного слоя (или экрана с защитным слоем)
справа от вертикали АВ;
1 — угол наклона защитного слоя или экрана к горизонту;
— угол внутреннего трения (не контакте двух грунтов принимается меньшее значение);
G 2 — вес части защитного слоя (или экрана с защитным слоем) слева от вертикали АВ, дающий минимальное значение слагаемого G 2 tg ( + 2 ). Минимальное значение этого слагаемого определяется подбором, задаваясь различными значениями угла 2 c интервалом 5 0 , начиная c 2 =0°;
С — сцепление (при расчете защитного слоя С =0);
L 1 = BD — длина плоскости скольжения защитного слоя по экрану (или экрана вместе с защитным слоем по телу плотины);
L 2 — длина основания защитного слоя (или экрана вместе с защитным слоем) слева от вертикали А B , соответствующая, минимальному значению слагаемого
G 2 tg ( + 2 ) .
Если G 2 tg ( + 2 ) min при 2 = 0, то L 2 = ВС.
Расчет устойчивости низового откоса. Расчет устойчивости низового откоса плотины выполняется по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения для основного расчетного случая, соответствующего установившейся фильтрации в теле плотины, когда уровень воды в BБ равен НПУ, а в нижнем бьефе — максимально возможному уровню, но не более 0,2 Н пл .
На миллиметровой бумаге в масштабе вычерчивается поперечное сечение плотины в русловой ее части (рис. 3.5), наносится кривая депрессии, а низовой откос с переменным заложением или при наличии на нем берм усредняется. Из середины этого откоса (точка «с») проводится вертикаль СД и линия СЕ под углом 85 0 к откосу. Из точек «А» и «В» как из центров очерчиваются две дуги окружности с радиусом R 0 , которые пересекаются в точке «0». Значение радиуса определяется как
R 0 = (3.16)
Величины R H и R B определяются по табл. 3.10 в долях высота плотины.
Проведя из точки «с» дугу радиусом r = ОС/2 до пересечения с линиями СД и СЕ, находится многоугольник Oe dba , в котором располагаются центры наиболее опасных поверхностей скольжения.
Расчетная кривая скольжения радиусом R должна пересекать гребень плотины и захватывать часть основания плотины, если в основании расположен нескальный грунт. В случае скального грунта основания кривая скольжения должна касаться его поверхности.