Сбегая по откосам оврагов
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. г. Казань
-
Ростислав Гурченко 4 лет назад Просмотров:
1 ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Русский язык для проведения вступительных испытаний по специальности: Психология служебной деятельности; Перевод и переводоведение по направлениям: Психология; Реклама и связи с общественностью Лингвистика Юриспруденция Социология Экономика (все профили); Менеджмент; Государственное и муниципальное управление Прикладная информатика; г. Казань
2 Информационная карта 1. Специальность (направление) по специальности: Психология служебной деятельности; по направлениям: Психология; Прикладная информатика; Экономика (все профили); Менеджмент; Государственное и муниципальное управление 2. Наименование дисциплины: Русский язык Согласно п Правил приёма граждан в Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» на 2012/13 учебный год, принятых решением Учёного совета от г., приём в ИСГЗ на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится на основании результатов вступительных испытаний, проводимых ИСГЗ самостоятельно в форме тестирования или собеседования по общеобразовательным предметам, в том числе при отсутствии результатов ЕГЭ текущего года для лиц, имеющих: среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 года(тестирование); среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств (тестирование). обучения 3.Цель тестирования: отобрать наиболее подготовленных абитуриентов для 4. Структура тестового материала Тест состоит из 20 вопросов с единичным выбором ответа. Тестовые вопросы оцениваются по баллам. Максимальное количество баллов за 1 вопрос Длина теста: 20 вопросов. 6.Временные ограничения прохождения процедуры тестирования (максимально допустимая длительность теста): 60 мин. 7.Оценка результата тестовых испытаний: определяется суммированием баллов правильных ответов. Общая оценка результатов тестирования 100 баллов.
3 Тесты 1. В каком слове пишется одна буква Н? 1. вяле_ая на солнце рыба; 2. броше_ый камень; 3. промасле_ая бумага; 4. варе_ое яйцо. 2. Какое слово имеет омоним? 1. прибежать; 2. задумать; 3. заставить; 4. прочитать. 3. Значение какого слова определено неверно? 1. Корпускула частица. 2. Анабиоз приспособление организма к неблагоприятным условиям существования. 3. Тактильный обладающий чувством меры. 4. Диагноз определение болезни на основании исследования больного. 4. В каком ряду пропущена одна и та же буква? 1. бе_билетный, бе_чувственный, и_готовленный; 2. ра_кашляться, ра_давать, ра_топить; 3. пр_неприятный, б_зобразный, пр_брежный; 4. пр_бедняться, пр_баутка, пр_даное. 5. Значение какого слова определено неверно? 1. адресат лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление. 2. архаический вышедший из употребления. 3. дружественный дружелюбный, взаимно благожелательный. 4. командированный лицо, находящиеся в командировке. 6. В каком словосочетании есть слово, употребляемое в переносном значении? 1. рукав пальто; 2. подошва ботинка; 3. море трав;
4 4. золотое кольцо. 7. В каком случае допущена ошибка? 1. Двадцать один ученик сдал экзамен. 2. Получены тысяча книг. 3. Прошло десять лет. 4. Эти три машины поехали в одном направлении. 8. В каком предложении нарушена синтаксическая норма? 1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море. 2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться. 3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи. 9. Укажите стиль текста и доминирующую функцию языка. Речь человека может многое «рассказать» о нем самом. Для того, чтобы произвести хорошее впечатление, добиться успеха в деле, необходимо, вопервых, знать нормы литературного языка (произносительные, грамматические), а во-вторых, использовать языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения ( знать стилистические градации языковых единиц). Указанные требования составляют основы культуры речи. 1. научный стиль, информационная функция 2. официально-деловой стиль, информационная функция 3. публицистический стиль, информационная функция 4. разговорный стиль, информационная функция 10.В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов? 1. В мире постоянно возникают локальные конфликты; 2. Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий жизни; 3. Одним из симптомов данного заболевания является высокая температура; 4. Он безмятежно спал. 11.В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов? 1. Необходимо сделать упор на изучении гуманитарных предметов; 2. Испытания новой техники имели положительные результаты. 3. Большая часть времени проходит бесследно. 4. Вам необходимо собственноручно сходить на родительское собрание.
5 12.Какая группа слов относится к стилистически окрашенной лексике? 1. время, час, год; 2. думать, писать, слушать; 3. говорить, ходить, беречь; 4. кончина, избранник, чужбина. 13.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1. Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болото и длинные озерки, которые были отдалены друг от друга песчаными валами. 2. Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук. 3. По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 4. Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. 14.В каком предложении есть стилистически неуместные слова? 1. На мероприятии отсутствовал глава компании; 2. Кара за небрежность в обороне настигла команду; 3. Демография наука, изучающая состав населения; 4. Вчера над Москвой прошла небывалой силы гроза. 15. Какое слово является синонимом к выделенному слову в словосочетании связать веревкой? 1. стеснять; 2. сочетать; 3. объединять; 4. перевязать. 16.Какое слово имеет омоним? 1. предложение; 2. изображение; 3. негодование; 4. безобразие. 17.Текст «Так Лужин вернулся обратно из долгого путешествия, растеряв по дороге большую часть багажа и лень было восстанавливать пропажу. Эти первые дни выздоровления были тихи и плавны, женщины в белом вкусно кормили его; приходил бородач, и говорил приятные вещи, и
6 смотрел агатовым взглядом, который теплом разливался по телу» принадлежит. 1. разговорному стилю 2. официально-деловому стилю 3. публицистическому стилю 4. художественному стилю 18.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1. Желтые, розовые и синеватые цветы пестрили живой ковер травы, точно рассыпанные самоцветные камни. (Д.Мамин-Сибиряк) 2. У тебя брошка, вроде как пчелка. (А.Чехов) 3. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А.Пушкин) 4. Путь наш лежал по узкой и прямой, как линейка, проселочной дороге. (А.Чехов) 19.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. кремень; 2. каталог; 3. мизерный; 4. некролог. 20.В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка? 1. выздоровею; 2. опротивеет; 3. опостылеешь; 4. очутюсь. 21.Значение какого слова определено неверно? 1. Драматичный выражающий сильные чувства, полный драматизма. 2. Напоминание обращение, напоминающее о чем-либо. 3. Динамичный обладающий большой внутренней энергией. 4. Хозяйский относящийся к ведению хозяйства и экономической, производственной стороны дела. 22.В каком словосочетании есть слово, употребляемое в переносном значении? 1. глазное яблоко; 2. швейная иголка;
7 3. серебряный колокольчик; 4. вкусная груша. 23.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1. Гусь, известно, птица важная и рассудительная. (И.Тургенев) 2. Ученого учить только портить. (И.Тургенев) 3. Льгов большое степное село. (И.Тургенев) 4. Вы люди умные, сто ответов мне дадите. (М.Горький) 24.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. положил; 2. торты; 3. портфель; 4. принялся. 25.В каком ряду пропущена одна и та же буква? 1. х_лодильник, ц_коль, ч_рный; 2. аб_немент, в_лидол, к_морка; 3. ч_тать, ч_четка, ж_ны; 4. ш_велиться, ш_птать, ш_лестеть. 26.Пока что мы остаемся без такого обращения не только потому, что оно не было поддержано сверху через радио, тв, газеты. Оказывается, слову всегда предшествует внутренний жест. Легко представить себе: «Сударыня, вы уронили перчатку», И несколько труднее (например, в электричке): «Ну-ка, сударыня, уберите свою авоську. Разложилась» 1. разговорный стиль; описание 2. публицистический стиль; рассуждение 3. научно-популярный стиль; повествование и описание 4. художественный стиль; повествование 27.В каком слове пропущена буква Е? 1. ненавид_т; 2. потерп_м; 3. вылет_шь; 4. стел_т. 28.В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е? 1. отверт_шься;
8 2. разнос_тся; 3. хоч_тся; 4. разгон_тся. 29. Какое из указанных значений имеет слово, выделенное в предложении Ни на одном собрании, где был Ноздрев, не обходилось без истории? 1. Действительность в ее развитии; 2. Наука о развитии человека; 3. Рассказ, повествование; 4. Происшествие, преимущественно неприятное. 30.В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов? 1. В мире постоянно возникают локальные конфликты; 2. Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий жизни; 3. Одним из симптомов данного заболевания является высокая температура; 4. Он безмятежно спал. 31.Какая группа слов относится к стилистически окрашенной лексике? 1. нахрапистый, замызганный, плюгавый; 2. хороший, веселый, новый; 3. говорить, ходить, беречь; 4. преподаватель, театр, футбол. 32.В каком предложении допущена ошибка в образовании причастья? 1. На пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о драме, разыгравшееся между двумя людьми. (М.Горький) 2. Большие деревья, лишенные снизу ветвей, поднимались из воды. (А.Толстой) 3. Коллекция одежды, создающиеся этим дизайнером, всегда привлекают внимание публики. 4. Вышедший рано утром грибник уже наполнил грибами корзину. 33.В каком предложении есть стилистически неуместные слова? 1. Выражение зри в корень возникло как афоризм Козьмы Пруткова; 2. Членами Союза журналистов России могут быть профессиональные журналисты; 3. Этот дискоклуб энергично и заметно внедрился в ночной досуг; 4. До ближайшей деревни оставалось еще километров десять, а большая темно-лиловая туча быстро продвигалась к ним.
9 34. Каково значение фразеологизма на худой конец? 1. Без большей затраты времени; 2. В конце концов; 3. В крайнем случае; 4. Иногда. 35. Каково значение фразеологизма отводить душу? 1. Избавляться от кого-либо; 2. Переносить на другое время; 3. Пожертвовать собой; 4. Находить утешение. 36. Какое из указанных значений имеет слово, выделенное в предложении Он живет наукой? 1. Существовать, находиться в процессе жизни; 2. Проводить свою жизнь в каком-нибудь месте; 3. Поддерживать свое существование»; 4. Быть целиком занятым, поглощенным чем-нибудь. 37. Какое слово является синонимом к выделенному слову в словосочетании надменный взгляд? 1. строгий; 2. чванливый; 3. высокомерный; 4. барственный. 38.В каком предложении допущена ошибка в образовании причастья? 1. Один из сидевших у костра людей быстро встал. 2. Покупатели, приобретшие некачественный товар, могут вернуть его продавцу. 3. Разбудил его веселый голос друга, вернувшегося домой. 4. Солнце блистало на только что распустившейся листве. 39.Значение какого слова определено неверно? 1. Лицедей актер, притворщик. 2. Сонм собрание, множество. 3. Днесь днем. 4. Волхв чародей, колун.
10 40. Текст «Приближение поезда все более обозначалось движением приготовлений на станции, беганьем артельщиков, появлением жандармов и служащих и подъездом встречающих. Сквозь морозный пар виднелись рабочие в полушубках, в мягких валяных сапогах, переходившие через рельсы загибающихся путей» принадлежит 1. публицистическому стилю 2. официально-деловому стилю 3. научно-популярному подстилю 4. художественному стилю
11 Приложение 2 Инструкция для лиц, проводящих процедуру тестирования и проверяющих результаты 1. Во время письменного тестирования абитуриентам запрещается пользоваться мобильными телефонами и любым другим электронным оборудованием. 2. Черновики ни во время проверки, ни вовремя апелляции не рассматриваются. 3. Правила оценки вступительных тестовых заданий: Тест включает в себя 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Среди предложенных ответов только один правильный. Время на выполнение теста 60 минут. За каждый верный ответ абитуриент получает 5 баллов, за неверный 0 баллов. Максимальное количество баллов 100. Критерии оценки: баллов соответствует оценке 5 (отлично); баллов соответствует оценке 4 (хорошо); баллов соответствует оценке 3 (удовлетворительно); до 30 баллов соответствует оценке 2 (неудовлетворительно).
12 Инструкция для тестируемых Уважаемые абитуриенты! Приложение 3 Во время письменного тестирования абитуриентам запрещается пользоваться мобильными телефонами и любым другим электронным оборудованием. Обращаем внимание поступающих на то, что черновики ни во время проверки, ни во время апелляции не рассматриваются. Прежде чем приступить к выполнению заданий ознакомьтесь с инструкцией. 1. Тест включает в себя 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Среди предложенных ответов только один правильный. Выберите правильный ответ и вставьте его буквенное или цифровое значение в соответствующую ячейку таблицы протокола тестирования. 2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск. 3. Время на выполнение теста 60 минут. 4. За каждый верный ответ Вы получаете 5 баллов, за неверный 0 баллов. Максимальное количество баллов 100. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли и проанализировали все варианты ответов. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!
Напишите деепричастия несовершенного вида от тех глаголов, от которых они образуются
Русский 7 12 февраля
Домашняя работа Имя .
Задание 1: Напишите деепричастия несовершенного вида от тех глаголов, от которых они образуются.
Понимать, тормозить, держать, слышать, дирижировать, бороться, переписываться, волноваться, касаться, располагаться, оставаться.
Задание 2 : Образуйте и напишите деепричастия совершенного вида от данных глаголов.
Посеять, склеить, увидеть, построить, запереть, окрепнуть, коснуться, расположиться.
Задание 3 : При каждом деепричастии с пояснительными словами даны два предложения. Выберите, с каким из этих предложений можно связать деепричастие, составьте предложение и напишите.
- Стоя на посту у склада, . (Я услышал чьи-то шаги. Мне послышались чьи-то шаги.)
- Гулко бухая плицами по воде, . (Шёл вверх по течению пароход. Мы плыли на пароходе вверх по течению.)
- Сбегая по откосам оврагов, . (Звенели весенние песни ручьёв. Ручьи звенели весенними голосами.)
- Выступив из берегов и разлившись, . (Река затопила луга. Луга оказались под водой.)
- Сев за рояль, . (Раздались звуки вальса. Она заиграла вальс.)
- Получив письмо от товарища, . (Радость охватила меня. Я очень обрадовался.)
- Выкатившись из-за гор, . (Сразу стало светло. Солнце осветило верхушки сосен.)
Задание 4: Выучите стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро” наизусть
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Задание 4: Прочитайте главу 2 и “Записки хозяина” из повести “Белый Бим, Чёрное ухо”
Задание 5: Выучите написание данных слов, придумайте с ними предложения и приготовьтесь к диктанту
Помогите пожалуйста! Выберите с какими из этих предложений можно связать деепричастие, составьте предложение и напишите. 1)Стоя на посту у склада. (Я услашал чьи-то шаги. Мне послышались чьи- то шаги). 2) Гулко бухая плицами по воде. ( Шёл вверх по течению параход. Мы плыли на параходе вверх по течению). 3) Сбегая по откосам оврагов. ( Звенели весенние песни ручьёв. Ручьи звенели весенними голосами).
1) Стоя на посту, я услышал чьи-тио шаги.2)Шел вверх по течению параход,гулко бухая плицами по воде.3)Ручьи звенели весенними голосами,сбегая по откосам оврагов
Ветер (подл) подхватил (сказ) листья(доп) и погнал(сказ) к речке(обст)
Правильные ответы тестов:
1(4). 2 (3). 3 (2). 4(1). 5 (2). 6 (1). 7 (3). 8 (2). 9 (1).10 (1).
Исправляем ошибки в написании числительных:
1. Укажите пример без ошибки в форме числительного:
1) (о) девятистах пятидесяти шести рублях
2) семьсот тридцать семь книг
3) четырьмьястами восьмьюдесятью пятью телефонами
4) шестистам пятидесяти четырём килограммам
2. Укажите пример с ошибкой в форме числительного:
1) девятисот пятидесяти шести попугаев
2) сто две кошки
3) семьюстами тридцатью восьмью обложками
4) девятьсот тридцать восемь
3. Укажите пример с ошибкой в форме имени числительного:
1) восьмьюстами пятьюдесятью пятью дисками
2) (о) девятистах шестидесяти семи рублях
3) семистам тридцати восьми детям
4) четырьмястами восьмьюдесятью пятью часами
4. Укажите пример без ошибки в форме числительного:
1) семисот тридцати восьми наборов
2) восьмьюстами сорока девятью монетами
3) двумстам пяти книгам
4) трёхсот сорока девяти
5. Укажите пример с ошибкой в форме числительного:
1) (около) пятисот сорока девяти дней
2) девятьсот сорок семь тетрадок
3) трехсот семидесяти шести книг
4) семисот тридцати восьми розеток
6. Укажите пример без ошибки в форме числительного:
1) семьюстами тридцатью пятью рублями
2) девятьюстами пятьюдесятью шестью калькуляторами
3) восьмьюстами семьюдесятью шестью телевизорами
4) двадцатью семью рублями
7. Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:
1) семьсот тридцать семь, восьмьюстами пятьюдесятью пятью
2) семьсот семьдесят шесть, четырьмястами восьмьюдесятью двумя
3) девятьсот девяносто девять, двумястами семьюдесятью двумя
4) ста девяти, шестистам семидесяти двум
8. Укажите пример с ошибкой в образовании имени числительного:
1) девятьюстами пятьюдесятью семью
2) двумястами восьмьюдесятью тремя
3) семьюстами двумя
4) девятьюстами двумя
9. Укажите пример с ошибкой в форме числительного:
1) семьюстами пятьюдесятью шестью
2) (о) пятистах тридцати восьми
3) семьюстами тридцатью пятью
4) девятьюстами пятьюдесятью семью
10. Укажите пример с ошибкой в форме числительного:
1) четырьмястами восьмьюдесятью семью
2) двадцатью пятью
3) ста шести
4) семьсот тридцать восемь
Конспект урока по русскому языку по теме «Синтаксис. Обособление причастного и деепричастного оборотов » (7 класс)
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 7 класс |
Автор: | Сафонова Светлана Леонидовна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 62.50 Kb |
«Синтаксис простого и сложного предложения.
Обособление причастного и деепричастного оборота».
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Бишкильская СОШ»
Сафонова Светлана Леонидовна.
ТЕМА УРОКА: «Синтаксис простого и сложного предложения. Обособление причастного и деепричастного оборота».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: закрепить знания учащихся по данной теме, повторить виды предложений по структуре, виды осложнения предложения, повторить правила обособления причастного и деепричастного оборотов.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавательный интерес к урокам русского языка и литературы; развивать воображение, логическое мышление; память, внимание, пунктуационную зоркость, языковое чутье и чувство красоты языка.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности при работе; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, уважение к языку как к национальному достоянию.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, тексты проверочных тестов, схемы
предложений, книги К. Скворцова.
I. Организационный момент. Цель урока.
Здравствуйте, сегодня на уроке мы вспомним о видах предложения, способах осложнения предложения, повторим причастный и деепричастные обороты и в конце урока, как итог, выполним проверочный тест.
II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.
Два ученика выполняют синтаксический разбор у доски.
А) Кажется, проливной дождь за окном кончился.
Б) К нам на праздник, ребята, пришли гости?
Пока ребята работают у доски, проверяем из упр. 279 второе четверостишие.
На доске начертить схему предложения и разобрать слова по составу.
Прочитайте, какие предложения вы подобрали к схемам упр. 282.
Ребята приводят примеры.
Найдите три ошибки в данном предложении и его характеристике:
Слабый ветерок шевелил на окнах занавески, и полевые цветы в вазе.
Побудительное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное, осложнено однородными дополнениями.
Почему в этом предложении не ставим запятую?
Найдите слова, соответствующие схеме ͡ ˄ □ (ветерок, полевые).
Проверьте, верно ли выполнили задание ребята у доски.
Каким схемам соответствуют данные предложения (стр.105 упр.282)
1) Мне сняться золотые купола
стартующие в солнечное небо.
2) Круг счастливый в небе делая
опустилась лебедь белая.
Чем осложнены данные предложения?
III. Фронтальный опрос.
Что называется причастием?
Что такое причастный оборот?
Когда причастный оборот выделяем запятыми на письме?
Что такое деепричастие?
Как называются деепричастия с зависимыми словами?
Когда деепричастия и деепричастный оборот выделяем запятыми?
Запишите первое предложение.
Почему в нем необходимо поставить запятую?
Разберите данное предложение синтаксически.
Запишите второе предложение. Выполните синтаксический разбор.
Задание по вариантам: написать характеристику предложения.
Какое слово во втором предложении соответствует данной схеме?
В каких словах звуко — буквенный состав не совпадает?
Какой фонетический закон мы наблюдаем в слове круг?
Найдите еще слово с оглушением.
Ребята, обрати внимание на род слова лебедь.
Какие части речи помогают определить род слова лебедь в предложении. (Глагол и прилагательное имеют окончание ж. р.) В современном русском языке слово лебедь мужского рода, но в поэтической речи встречается устаревшая форма «лебедь белая». Именно так назвал свое стихотворение Константин Скворцов, известный уральский поэт и драматург, которому 13 апреля исполняется 70 лет.
Звучит стихотворение Константина Скворцова «Лебедь белая» в исполнении учащегося.
Какое чувство вызвало в вашей душе это стихотворение? Почему? Чему учит нас это стихотворение?
Мы должны беречь, ценить природу, ее красоту точно так же, как мы должны ценить и беречь наш язык. Язык — это живое явление, это народное достояние, и нужно уметь правильно им пользоваться. Хочется вспомнить строчки из другого стихотворения К.Скворцова: «Когда слова не выражают сути, отчаянье нас в плен к себе берет».
Будем же внимательны к слову!
Найдите ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов.
1. Сверкающиеся на солнце капли росы замерли на листьях деревьев.
2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
3. Сбегая по откосам оврагов, …
а) звенели весенние песни ручьев.
б) звенели ручьи.
Запишите отредактированные предложения.
Ребята, мы работали с простыми предложениями. Подведем итог. Чем может быть осложнено простое предложение? А почему это предложение нельзя назвать простым?
Родился я на перевале,
Где по низинам соловьи,
Не требуя наград и славы,
Так заливались от любви.
Охарактеризуйте это предложение.
Начертите схему этого предложения?
Какие виды сложных союзных предложений вы знаете? Чем они отличаются?
Из данных частей составьте ССП и СПП.
На доске ученик строит схемы предложений.
Когда слова не выражают сути
и горько капала смола
с иголок раненых сосенок.
В испуге щелкала сова
на камни белые спросонок
отчаянье нас в плен к себе берет.
Запишите полученные предложения, найдите основу и определите вид.
О каких сложных предложениях мы еще не говорили?
V. Домашнее задание.
Подберите из художественных текстов сложные предложения разных видов, начертите к ним схемы.
VI. Проверочный тест.
В каком предложении основа выделена правильно?
А) Всю ночь шел теплый дождь.
Б) Зашумел в лесу золотой дождь.
В) Смывает холодный дождь пестрый убор листьев.
2. Какое предложение осложнено однородными сказуемыми?
А) Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
Б) Над полем свистели злые ветры и мороз студил землю.
В) По дорожкам и по овражкам уже побежали звонкие ручьи.
А) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.
Б) За ночь наступила оттепель, с крыш свесились толстые сосульки.
В) Солнце еще не поднималось, но восток уже посветлел.
А) Прошла ночь, и мы с радостным настроением отправились в путь.
Б) Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке.
В) Отцу не понравился дерзкий ответ сына.
А) Небо медленно заволокло тучами, по лесу прошел ветер.
Б) Солнце еще не выглянуло из-за горизонта, но восток уже посветлел.
В) Кислица растет в еловых лесах, куда редко проникает солнце.
6. Найти предложение с обращением.
А) Грачи вернулись с юга.
Б) Побежали по небу черные грозовые облака.
В) А ну-ка песню нам пропой веселый ветер.
7. В каком предложении вводное слово выделено запятыми правильно?
А) К счастью, никто меня не заметил.
Б) Очевидно в доме, все уже спали.
В) Мы конечно, очень обрадовались письму.
8. Определите тип сложного предложения:
Вспыхнут на елке яркие лампочки, а на верхушке засияет красная звезда.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Удалось ли нам достигнуть целей урока?
Сегодня на уроке мы повторили виды сложных предложений и чем могут осложняться простые предложения.