Ширина траншеи от глубины с откосом
Разработка котлованов и траншей экскаваторами, оборудованными обратной лопатой и драглайном
Наименьшую высоту забоя для обратной лопаты принимают согласно ЕНиРЕ 2-1, а для экскаваторов с оборудованием драглайн минимальная глубина забоя должна составлять от 0,15 до 0,2 длины стрелы.
Применение боковой проходки позволяет отсыпать грунт от траншеи на большее расстояние, но при этом ширина проходки по верху выемки не превышает наибольшего радиуса копания, а глубина 0,75 -наибольшей глубины копания. Лобовая разработка забоя дает возможность разрабатывать траншею большей глубины и ширины.
Максимальная ширина лобовой проходки по верху (рис. 6.7) при односторонней выгрузке грунта составляет, (м):
(6.24)
где Rmax — наибольший радиус резания, м; 1п — длина рабочей передвижки экскаватора, м; rt— наибольший радиус выгрузки грунта в транспортные средства, м; Ьк — ширина транспортных средств (табл. 6.23) или отвала грунта, м.
При двусторонней выгрузке грунта (м):
(6.25)
где R — наибольший радиус резания; Ьк — ширина транспортных средств (табл. 6.23).
Ширина проходки по низу, м:
(6.26) где m — коэффициент откоса; Н — высота забоя, м.
Разработку драглайном широких и глубоких котлованов, как и при работе с прямой лопатой, выполняют уступами (ярусами) и ширина первой проходки определяется по предыдущим формулам, а каждый последующий (м):
(6.27)
где rh — радиус резания по дну котлована при наибольшей его глубине, м
(6.28)
(6.29)
где Н — глубина котлована, м; Ьщ — высота до оси пяты стрелы, м; b -расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения экскаватора, м.
Размеры забоев для драглайна определяется так же, как и для обратной лопаты, только величина рабочей передвижки принимается равной 1/5 длины стрелы экскаватора.
Схемы движения экскаватора, размеры отвалов, а также способы выгрузки грунта в отвал или на транспортные средства определяется в зависимости от габаритов разрабатываемой выемки (рис. 6.9,а).
Если сумма наибольшего радиуса резания
экскаватора, то его следует ставить по оси траншеи, при этом место для размещения отвала грунта с одной стороны траншеи будет достаточно.
Если сумма то экскаватор необходимо
сместить от оси траншеи в сторону отвала грунта на
(6.30)
расстояние от края траншеи до края отвала; Ь — ширина отвала.
В этом случае экскаватор будет передвигаться зигзагом с выгрузкой грунта в двухсторонний отвал.
Размеры отвала определяем из условия:
(6.31)
где fo — площадь поперечного сечения отвала; FTp«» то же, траншеи; F^ — то же, траншеи; Клр
коэффициент первоначального разрыхления грунта.
Высота и ширина отвала по низу при угле естественного откоса = 45 равны:
(6.32)
(6.33)
Если h + 0,5 м окажется больше максимальной высоты выгрузки экскаватора Нт, то размер отвала необходимо определить по схеме (рис. 6.9,6)
Тогда ширина отвала по верху равна, (м):
где Ь — высота отвала, принимается равной Нт — 0,5 м; m — коэффициент откоса, принимаемый для насыпного грунта равным 1. Ширина отвала по низу (м)
6.8. Уплотнение грунтов
Уплотнять грунты укаткой можно при помощи катков на пневмошинах, решетчатых и кулачковых, а также транспортных и землеройно-транспортных машин.
Катками с гладкими вальцами укатывают грунты главным образом на завершающей стадии уплотнения верхнего слоя насыпи, который может служить основанием дорожной одежды, а также насыпного основания под полы промышленных объектов.
При уплотнении слоя рыхлого грунта, отсыпанного драглайном, необходимо провести его подкатку легким катком на пневмошинах без загрузки балластом или при пониженном давлении на шинах. Предварительная подкатка грунта не требуется, если насыпь отсыпается автосамосвалами, тракторными тележками или скреперами.
Кулачковые катки рекомендуется применять для уплотнения глины, суглинков и глинистых грунтов с примесью щебня и гравия, а также комковатых грунтов. Применять кулачковые катки для уплотнения песков, сланцевых глин и сильно увлажненных глинистых грунтов не рекомендуется. Не следует применять кулачковые катки для до уплотнения уже сравнительно плотных грунтов, особенно при недостаточной их влажности.
Для работы прицепных катков необходимо подготавливать участок отсыпанного слоя длиной 100-200 м. Увеличение фронта укатки повышает производительность работы катков и снижает стоимость уплотнения грунта. Затраты времени и денежных средств на уплотнение грунта зависят от протяженности фронта работ. Однако надо иметь в виду, что при увеличении длины участка, подготавливаемого под укатку, в сухую и жаркую погоду грунт интенсивно теряет влажность.
На больших площадях при выполнении работ по вертикальной планировке территории застройки используют схему движения катков по замкнутому кругу. На насыпях, где невозможны разворот катка и устройство съездов (въездов), применяют челночную схему движения. В этом случае трактор в конце участка отцепляют от катка и прицепляют к нему с другой стороны.
Для предотвращения обрушения грунта в откосной части насыпи и сползания катка под откос первые два прохода делают на расстоянии не менее 1,5 м от бровки откоса, а затем, смещая каждый последующий проход катка в сторону бровки откоса примерно на 0,5 м, укатывают края насыпи. После уплотнения откосной части насыпи укатку следует продолжать круговыми проходами от краев к середине насыпи.
Насыпи из резервов возводят бульдозерами попеременно на двух смежных захватах. На одной захватке отсыпают слой грунта и разравнивают, а на другой уплотняют грунтоуплотняющими машинами. При отсыпке насыпей несколькими бульдозерами их работу следует организовать на небольшом фронте так, чтобы уплотнение грунта вести одной грунтоушготняющей машиной.
При использовании самоходных катков для уплотнения связного грунта в зоне, прилегающей к отдельно стоящим фундаментам или другим подземным конструкциям, рекомендуются самоходные катки с гладкими вальцами, оборудованные кулачковыми бандажами, а для уплотнения несвязных грунтов — виброкатки. Уплотнение грунта следует производить параллельными проходами, сначала вдоль пролетов сооружения, а затем в поперечном направлении.
При уплотнении самоходным катком грунта обратной засыпки в стесненных условиях уплотняемый грунт разравнивают малогабаритным
бульдозерам, а в особо стесненных местах — вручную. Грунт вначале уплотняют трамбовками по обеим сторонам фундамента, а затем ходками катка, челночным способом — полосами, перекрываемыми по 0,1 м.
Уплотнение грунтов транспортными средствами возможно при соблюдении следующих требований: 1) обязательное послойное разравнивание грунта и его планировка под проектную отметку; при выполнении этих работ должны быть обеспечены нормальная работа машин, занятых на разравнивании и планировке грунта, и бесперебойно-безопасное движение автотранспорта с грунтом; 2) ширина полосы на которой производят отсыпку грунта, должна обеспечивать его равномерную укатку транспортными средствами; 3) длина полосы, на которой производят отсыпку грунта, должна обеспечивать заданное число проходов транспортных средств по грунту.
Послойная отсыпка грунта, возможны при кольцевой езде машин или с разворотом их на насыпи. С этой целью делят на две равные полосы насыпь.
Ширину уплотняемых полос насыпи определяют из расчета, чтобы след задних колес автомашины ложился рядом со следом задних колес ранее прошедшей автомашины. При таком условии сплошная укладка слоя полосы насыпи возможно при ее ширине, например, для самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-585 соответственно 4,1 и 3,4 м. Эти значения ширины полос должны быть увеличены по условиям техники безопасности со стороны откоса насыпи на 0,5 м и с противоположной стороны на 0,25 м. Таким образом, минимальную ширину насыпи из расчета двух полос надлежит принимать, при движении автосамосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-585, соответственно 4,1 и 3,4 м. Эти значения ширины полос должны быть увеличены по условиям техники безопасности со стороны откоса насыпи на 0,5 м и с противоположной стороны на 0,25 м. Таким образом, минимальную ширину насыпи из расчета двух полос надлежит принимать, при движении автосамосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-585, соответственно 10 и 9,5м.
Верхний слой насыпи уплотняют грунтоугототняющей машиной. Въезды на насыпь для автосамосвалов устанавливают с уклоном 1:5, съезды — с уклоном не круче 1:2,5. Ширина въездов и съездов должна быть не менее 3,5 м.
Эксплуатационную производительность грунтоуплотняющих машин можно определить по формуле
(6.35)
где в — ширина уплотняемого слоя, м; е — величина перекрытия предыдущего слоя(обычно 0,15-0,20 м); h — толщина уплотняемого слоя,
м; 1 — длина уплотняемого слоя, м; v — средняя скорость уплотняющей машины (0,5 — 1,0) мин; п — число проходов по одному слою.
Тип уплотняемой машины и количество их определяется по сменному потоку укладываемого в насыпь грунта. Так же определяется необходимость специальных грунтоуплотняющих машин или возможность использования работающих на площадке бульдозеров в качестве тягачей прицепных катков.
Такими же методами определяется потребность в машинах для производства подготовительных и вспомогательных работ (рыхление, разравнивание грунта), отделочных земляных работ (окончательная планировка площадки и откосов).
Роторный траншейный экскаватор
Ро́торный транше́йный экскава́тор — траншейный экскаватор с роторным рабочим органом. Представляет собой экскаватор продольного копания: плоскость вращения ротора параллельна оси отрываемой траншеи (особняком стоя́т котлованные машины, представляющие собой экскаватор поперечного копания: плоскость вращения ротора перпендикулярна оси отрываемого котлована). Может являться прицепным оборудованием к трактору, конструироваться на основе тракторного шасси со значительной доработкой базовой машины либо использовать оригинальное шасси. Тягачи роторных траншейных экскаваторов, как правило, имеют гусеничный движитель. Рабочим органом роторного траншейного экскаватора является рама с закреплённым на ней ротором (или парой роторов), к которому крепятся рабочие элементы. В качестве рабочих элементов могут выступать ковши, скребки или резцы. Ротор может разрабатывать грунт путём копания или путём фрезерования. Возможно сочетание ротора с другими рабочими органами — плугом или шнеками (плужно-роторный и шнекороторный экскаватор) для использования машины в качестве каналокопателя. Ширина отрываемых траншей — от 0,2 метра, глубина — до 3,5 метров [1] [2] [3] .
Содержание
- 1 Предназначение
- 2 Классификация
- 2.1 Индексы
- 3 Устройство
- 4 Роторные экскаваторы армейского назначения
- 5 Дополнительное оборудование
- 6 Траншейные и роторные экскаваторы
- 7 История производства и производители
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
Предназначение [ править | править код ]
Роторные траншейные экскаваторы, как и цепные, предназначены для отрывки траншей под укладку нефте- и газопроводов, магистралей, водопровода, канализации, силовых кабелей и кабелей связи. Они также могут использоваться в роли экскаваторов-дреноукладчиков (при дооборудовании автоматикой поддержания глубины и уклона дна траншеи, трубоукладчиком, бухтодержателем пластмассовых трубок). Некоторые типы роторных траншейных экскаваторов используются для отрывки осушительных канав, дренажных и оросительных каналов, кюветов и т. п. (экскаваторы-каналокопатели); в этом случае они дооборудуются рабочими органами для разработки откосов. Минимальная ширина траншей, отрываемых роторными экскаваторами, составляет 0,2 метра; глубина отрываемых траншей обычно невелика (до 3 метров) из-за быстрого роста габаритов и массы ротора вместе с ростом глубины отрываемой траншеи [1] [2] [4] [3] .
Классификация [ править | править код ]
Роторные траншейные экскаваторы подразделяются по следующим признакам:
- по способу использования рабочего органа:
- рабочие элементы размещены по ободу ротора (копающий рабочий орган);
- рабочие элементы размещены на боковой поверхности ротора (фрезерующий рабочий орган);
- по количеству рабочих органов:
- один ротор;
- два ротора;
- ротор с дополнительными рабочими органами (плугом или шнеками);
- по типу рабочих элементов:
- ковшовый рабочий орган (роторные многоковшовые экскаваторы);
- скребковый, резцовый или смешанный рабочий орган;
- по назначению:
- траншейные, предназначены для прокладки траншей;
- дреноукладчики, используются для организации дренажа;
- каналокопатели, используются для прокладки каналов (оросительных, осушительных) и кюветов;
- по типу привода:
- с механическим приводом;
- с гидравлическим приводом;
- с комбинированным приводом;
- по способу соединения рабочего оборудования с ходовой частью:
- навесные (без дополнительной опоры рабочего органа);
- полуприцепные (рабочий орган опирается на тягач спереди и на дополнительную тележку сзади);
- прицепные (рабочий орган имеет собственную ходовую часть и буксируется тягачом) [1][2] .
- по типу ходового устройства:
- на гусеничном ходу (большинство);
- на пневмоколёсном ходу (некоторые машины армейского назначения) [5] .
Индексы [ править | править код ]
Советские и российские индексы роторных траншейных экскаваторов гражданского назначения имеют следующую структуру: ЭТР-XXYАА.
Сочетание ЭТР означает Экскаватор Траншейный Роторный. Устаревшими обозначениями являются ЭР (Экскаватор Роторный). Вслед за буквенным обозначением следует сочетание из 3 цифр, за которыми могут следовать буквы. Первые две цифры XX означают глубину копания в дециметрах, последняя цифра Y — номер модели; первая буква (А, Б, В…) означает очередную модернизацию, следующие буквы (С, Т, ТВ…) — климатическое исполнение. Таким образом, ЭТР-253А расшифровывается как «экскаватор траншейный роторный, глубина копания до 2,5 метров, третья модель, первая (А) модернизация».
Плужно-роторные экскаваторы-каналокопатели имеют обозначение вида МК-XX, где МК означает Мелиоративный Каналокопаль, цифры XX указывают порядковый номер по реестру, например, МК-23 [1] [2] [6] .
Обозначения отдельных старых моделей не соответствуют этой системе, например, роторные траншейные экскаваторы КГ-65.
Инженерная техника армейского назначения может иметь особые названия, например, БТМ (Быстроходная Траншейная Машина), ТМК (Траншейная Машина Колёсная) [5] и др.
Устройство [ править | править код ]
Роторный траншейный экскаватор является самодвижущейся землеройной машиной на гусеничном ходу с навесным, полунавесным или прицепным рабочим органом. В случае, когда экскаватор агрегируется к трактору, в трансмиссию базовой машины встраивается ходоуменьшитель. Рабочий орган представляет собой раму, на которой располагается вращающийся ротор (или два ротора). К ободу ротора или его боковой поверхности крепятся рабочие элементы, в качестве которых могут выступать ковши, скребки или резцы. Заглубление рабочего органа в траншею (и, при необходимости, создание требуемого усилия на рабочем органе: собственной массы рабочего органа может оказаться недостаточно для его заглубления) и его подъём производится с помощью гидроцилиндров либо системы рычагов или блоков.
У копающих роторных экскаваторов рабочие элементы располагаются по ободу ротора, и плоскость вращения ротора совпадает с плоскостью траншеи. В процессе работы ротор отрывает траншею с вертикальными боковыми стенками, профиль дна траншеи определяется формой рабочих элементов. Шнеко-роторные каналокопатели имеют дополнительную пару шнеков, расположенных под углом к ротору симметрично относительно оси траншеи; шнеки, вращаясь, разрабатывают откосы. У двухроторных (фрезерных) и плужно-роторных каналокопателей плоскость вращения ротора (роторов) составляет некоторый угол с вертикалью, и ротор разрабатывает откос канала своей боковой поверхностью методом, работая как фреза. При этом у двухроторных каналокопателей роторы расположен симметрично относительно оси траншеи, каждый из них разрабатывает свой откос; у плужно-роторных каналокопателей один из откосов разрабатывается ротором, второй — плугом.
В процессе работы машина движется вдоль оси отрываемой траншеи, ротор вращается (при рабочем ходе нижняя часть ротора движется в ту же сторону, что машина), рабочие элементы разрабатывают грунт и выносят его из траншеи вверх, где, вблизи верхней части ротора, происходит разгрузка грунта. У копающих экскаваторов грунт разгружается на ленточный транспортёр (или пару транспортёров) и выносится им в отвал сбоку от траншеи. У фрезерных каналокопателей ленточный транспортёр отсутствует, но роторы вращаются с высокой скоростью и с помощью выносных лопаток выбрасывают грунт на некоторое расстояние от бермы траншеи.
Заданная глубина копания обеспечивается изменением заглубления рабочего органа, управление скоростью загрузки ковшей для обеспечения оптимального использования мощности двигателя производится изменением скорости рабочего хода машины или скорости вращения ротора. Скорость вращения ротора ограничена условиями выгрузки грунта: при слишком большой окружной скорости вращения центробежная сила препятствовала бы выгрузке.
Для зачистки дна траншеи поверх основной рамы может устанавливаться дополнительная рама с зачистным башмаком, представляющим собой заострённый спереди клин. Зачистной башмак срезает неровности дна и подгребает грунт к рабочим элементам; он может также создавать в дне траншеи выемку, в которую укладывается кабель или труба. В конфигурации экскаватора-дреноукладчика на раме рабочего органа может располагаться также трубоукладчик и датчик автоматической системы поддержания уклона дна [1] . Также на раме могут располагаться откосообразователи для разработки откосов. Шнековые откосообразователи устанавливаются на рамах шнекороторных экскаваторов, откосообразователи плужного типа — на рамах плужно-роторных экскаваторов [2] [4] [7] .
Роторные экскаваторы армейского назначения [ править | править код ]
Для инженерных войск был построен ряд машин, предназначенных для отрывки траншей и котлованов и представляющих собой роторный траншейный экскаватор. Некоторые из этих машин обладают рядом особенностей.
Машина типа БТМ (Быстроходная Траншейная Машина) является роторным траншейным экскаватором на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т, выпускавшаяся с 1957 года Дмитровским экскаваторным заводом. Серийно выпускались модификации БТМ-3, БТМ-4М и модель для гражданских нужд БТМ-ТМГ [8] .
Машины типа ТМК (Траншейная Машина Колёсная) представляют собой роторный траншейный экскаватор на базе пневмоколёсного тягача КЗКТ-538, выпускавшиеся Дмитровским экскаваторным заводом с 1975 года. Впоследствии производились их модернизированные версии ТМК-2 на базе пневмоколёсного тягача КЗКТ-538ДК [9] [5] .
Котлованные машины типа МДК (Машина Дорожная Котлованная) и её модификации МДК-2, МДК-3 представляют собой роторный экскаватор поперечного действия с фрезерным рабочим ротором. Боковая поверхность ротора представляет собой фрезу, ось ротора перпендикулярна оси отрываемой траншеи. При движении машины ротор разрабатывает грунт по всему своему диаметру, грунт извлекается из траншеи и с помощью лопаток, размещённых на роторе, выбрасывается по одну сторону от траншеи в отвал на расстоянии до 10 метров, образуя бруствер. Глубина и ширина отрываемой траншеи составляет 3,5 метра. В полный профиль траншея отрывается за несколько проходов. Экскаватор МДК является навесным оборудованием к тягачу АТ-Т, экскаватор МДК-3 — к тягачу МТ-Т [10] .
Дополнительное оборудование [ править | править код ]
Роторные траншейные экскаваторы, особенно армейского назначения, могут дополнительно оборудоваться бульдозерным отвалом, что позволяет выполнять планирование участка перед отрывкой траншеи, засыпа́ть траншею после укладки в неё кабелей и осуществлять другие работы и превращает экскаватор в универсальную машину. Возможно агрегирование и с другим дополнительным оборудованием [5] [8] [10] .
Траншейные и роторные экскаваторы [ править | править код ]
В сравнении с траншейными цепными экскаваторами, роторные экскаваторы более высокий КПД и бо́льшую производительность, поскольку равномерность вращения ротора выше и условия выгрузки грунта лучше. Однако при равной глубине отрываемой траншеи роторные экскаваторы имеют более значительную массу и габариты, так как при увеличении глубины траншеи размеры роторного рабочего органа растут быстрее, чем цепного. По этой же причине максимальная глубина траншей, отрываемых машинами с роторным рабочим органом (обычно в пределах 3,5 метров), существенно ниже, чем у машин с цепным рабочим органом (до 8 метров) [1] [3] .
История производства и производители [ править | править код ]
Первые опытные роторные траншейные экскаваторы в СССР типа КГ-65 были созданы Дмитровским экскаваторным заводом незадолго до начала войны. В 1950-х годах они были заменены моделью ЭТР-152, а затем (с 1957 года) быстроходной траншейной машиной БТМ. Московский экспериментально-механический завод с 1950-х годов начал производство роторных траншейных экскаваторов для прокладки газопроводов. Первой выпущенной стал ЭР-2 на базе значительно доработанного трактора С-80; экскаватор оснащался ротором с 14 ковшами и отрывал траншею глубиной 1,7 метров и шириной 0,85 метров.
В 1960-х годах производство роторных траншейных экскаваторов освоено Брянским заводом ирригационных машин, Брянским заводом дорожных машин (ставшим основным производителем экскаваторов этого типа) и Брянским заводом дорожных машин. В те же годы Мозырский завод мелиоративных машин освоил производство роторных экскаваторов и экскаваторов-каналокопателей [9] .
Какие размеры траншеи для газопровода?
Размеры и профили траншей для газопроводов устанавливаются соответствующим проектом. Так же все проводимые земляные работы, связанные с монтажом газопровода регламентируются в соответствии с ГОСТ Р 12.3.048 и Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем (часть 1).
Глубина траншей под газопроводные трубы составляет в основном от 80 до 120 см. Газопровод высокого давления может укладываться в траншеи еще большей глубины.
Ширина траншеи зависит от оборудования при помощи которого извлекается грунт и формируется траншея.
Так , например, ширина траншеи при рее рытье одноковшовым экскаватором может превышать ширину, указанную в проекте и составлять ширину ковша экскаватора от краев режущих кромок + несколько дополнительных сантиметров, в зависимости от грунта:
в песчаном грунте и супеси — ширина ковша экскаватора + 0,15 м;
в глинистом грунте — ширина ковша + 0,40 м;
в скальном и мерзлом грунте — ширина ковша экскаватора + 0,4 м.
Если траншея копается специальным траншейным экскаватором, будь то роторный, фрезерный или цепной, ширина траншеи при этом принимается равной ширине капания данной спецтехникой.
Трубы могут укладываться методом бестраншейного заглубления. При этом используются специальные длинномерные трубы с малым диаметром. Ширина щели для заглубления труб при этом принимается равной ширине щелереза.
Траншеи для газопровода с вертикальными стенками без дополнительного закрепления разрешается проводить только в мерзлых почвах или в грунтах с естественной влажностью и с ненарушенной структурой , без присутствия в траншеях грунтовых вод, на глубину:
в насыпном песчаном грунте — не более 1 м;
в супесях — не более 1,25 м;
в суглинках и глинистой почве — не более 1,5 м.
Для устройства траншей большей глубины необходимо монтировать в траншеях специальные откосы, которые предотвращают осыпание грунта.
При строительстве газопровода ширина и глубина, а также откосы траншеи, крутизна и сечение насыпи устанавливаются в соответствии с проектом. Все параметры определяются рабочими чертежами.
- В частности, глубина траншеи для газопровода устанавливается в соответствии с тем, чтобы предотвратить механические повреждения.
- При диаметре прокладываемых труб от 1000 мм глубина траншеи должна быть не менее 0,8 метра.
- При диаметре труб свыше 1000 мм глубина траншеи должна быть от 1 метра.
- На торфяных и болотистых грунтах глубина траншеи составляет 1,1 метра.
- На барханах и песчаных грунтах 1,2 метра.
- На скальных грунтах от 0,6 метра.
- Ширина траншеи для газопровода соответствует ширине землеройного механизма, используемого для рытья траншеи.
- Перед разработкой траншеи сначала проводят разбивку осей. Затем устанавливают вертикальный визир, который позволяет ориентироваться на установленные вешки.
- Как правило, разработка траншеи проводится одноковшовым экскаватором.
Схемы участков складирования на полигоне ТБО
Основным сооружением полигона является участок складирования ТБО. Схема сооружения зависит от рельефа участка. Различают основные типы участков: плоские, овражные, на отработанных карьерах (карьерные).
Плоские участки. На плоских участках полигонов, принимающих более 120 тыс. м 3 ТБО в год, применяют высотную схему (рис. 8.2). Высоту полигона над уровнем земли участка Н определяют из условия заложения внешних откосов 1:4 и необходимости иметь размеры верхней площадки, обеспечивающие безопасную работу мусоровозов и уплотняющей техники
где Ш — ширина участка складирования у основания, м; Ш, — ширина верхней площадки, м.
а — схематический разрез; б — план дороги на верхнюю площадку: 1 — наружная (окончательная) изоляция; 2 — промежуточная изоляция; 3 —ТБО; 4 — дорога; 5 —водоупорное основание; 6 — верхняя площадка; Н — высота; h —показатель сниження высоты; Ш — ширина; УГВ — уровень грунтовых вод; Нм — глубина котлована в основании полигона
Минимальную ширину верхней площадки Шв определяют удвоенным радиусом разворота мусоровозов, равным, как правило, 9х2=18 м и соблюдением правила размещения мусоровозов не ближе 10 м от откоса. Минимальная ширина составляет 18+10·2=38м. При использовании большегрузных транспортных мусоровозов IIIв принимают не менее 45 м.
Фактическую вместимость полигона Еф с учетом уплотнения рассчитывают по формуле усеченной пирамиды
где С1, С2, С3 — площади полигона на уровне земли, верхней площадки и днища котлована, м 2 ; Нк — глубина котлована в основании полигона, м.
Потребность в изолирующем материале Вг определяют по формуле
Оптимальным решением по обеспечению полигона изолирующим материалом является отрытие котлована в основании полигона. В рассматриваемых условиях Вг —вместимость котлована.
Среднюю проектируемую глубину котлована в основании полигона определяют по формуле
где 1,1—коэффициент, учитывающий откосы и картовую схему эксплуатации котлована.
Объем ТБО на полигоне в уплотненном состоянии Ву составляет:
Таблица 8.5. Вместимость полигона ТБО по высотной схеме
Объем ТБО, который может принять полигон за весь период эксплуатации Т в неуплотненном состоянии, составляет:
В табл. 8.5 даны примеры расчета вместимости полигонов для варианта без котлована в основании, плотности ТБО до уплотнения 200 кг/м 3 , сроке эксплуатации полигона Т не менее 15 лет и применении для уплотнения бульдозеров массой 12. 14 т. При устройстве в основании полигонов котлованов на всю потребность в изолирующем материале Внувеличивается на объем ВгК1.
Участок складирования разбивают на очереди строительства и эксплуатации с учетом обеспечения в каждую очередь в течение 3. 5 лет приема ТБО. В составе первой очереди выделяют пусковой комплекс на первые 1. 2 г. В первую, вторую и, если позволяет площадь участка, в третью очередь складирование отходов ведут на высоту 4. 5. 6,75 м. Последующая очередь эксплуатации заключается в увеличении насыпи ТБО до проектной отметки. Разбивку участка складирования на очереди выполняют с учетом рельефа местности.
Размещение грунта из котлованов первой очереди проектируют в кавальерах по периметру полигона (для использования в качестве наружной, окончательной изоляции при закрытии полигона). Из котлованов второй очереди грунт подают на изоляцию ТБО на картах первой очереди.
Для климатического района, где размещается полигон, с учетом данных по количеству выпадающих осадков, испаряемости их с поверхности и средней влажности ТБО рассчитывают возможность образования жидкой фазы — фильтрата. Фильтрат не образуется при складировании ТБО с влажностью менее 52 % в климатических районах, где годовое количество атмосферных осадков превышает не более чем на 100 мм количество влаги, испаряющейся с поверхности (гг. Анадырь, Баку, Верхоянск, Магадан, Свердловск, Сургут, Ташкент, Якутск). В этих климатических районах к основанию полигона ТБО не предъявляются требования по водонепроницаемости.
Основание (днище) полигона проектируют с учетом возможности образования в массе ТБО фильтрата при складировании ТВО с влажностью выше 52 % и атмосферных осадках, превышающих на 100 мм за год количество влаги, испаряющейся с поверхности полигона. Днище котлована в пределах одной очереди эксплуатации предусматривают строго горизонтальным, что обеспечивает равномерное распределение фильтрата по всей площади основания^
Учитывая рельеф местности и очередность складирования ТБО, участок разбивают на ряд котлованов. На участках с уклоном более 0,5 % проектируют каскад котлованов (рис.8.3).
1- кавальер грунта для изолирующих слоев; 2 — уровень поверхности участка до разработки котлованов; 3 — горизонтальное основание; 4 — промежуточный вал; УГВ — уровень грунтовых вод
Перепад высот верхнего и следующих промежуточных валов котлованов, а также разность отметок оснований двух смежных котлованов должны быть (без специального расчета на устойчивость) не более 1 м. По верху промежуточных валов можно располагать временную дорогу для проезда мусоровозов. Основание под складирование ТБО должно иметь водоупорный экран с учетом данных, приведенных в табл. 8.6.
Конструкция полигона должна предотвратить или понизить миграцию токсичных веществ из ТБО в грунтовые воды и открытые водоемы до концентраций, не превышающих ПДК для воды водоемов (табл. 8.7), обеспечивающих органолептический и миграционно-водный показатели.
Защитные свойства грунтового экрана в основании полигона по миграционно-водному показателю определяют коэффициентом фильтрации. Коэффициент фильтрации находят по методу Канараке или при помощи трубки «спецгео», приведенных в руководстве Е. И. Гончарука и Г. И. Сидоренко.
Сварку полос полиэтиленовой пленки стабилизированной сажей осуществляют с помощью сварочного экструдера ПСТ-2 ВНИИ коррозии (Москва), выполняя установленные требования.
Полосы сваривают в полотнища площадью около 500 м 2 на выровненном деревянном полу в закрытом помещении, которые затем транспортируют в рулонах на полигон и на месте склеивают между собой специальными мастиками с нахлестом 50 см.
Дорогу для проезда мусоровозов проектируют по внешнему откосу высотного полигона с уклоном 6 %.
Коэффициентфильтрации Кф, см/с
Рекомендуемая конструкция основания полигона
1 . ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 . Настоящая «Технологическая карта» распространяется на производство строительно-монтажных и изолировочных работ при прокладке внутриквартальных тепловых сетей с устройством проходного канала из сборных железобетонных коллекторов и бесканальным способом из труб с индустриальной битумоперлитной изоляцией.
1.2 . Улучшая технологию строительно-монтажных работ по устройству тепловых сетей в проходных коллекторах и бесканальным способом, трест Мосоргсгрой разработал прогрессивную технологию монтажа объемных секций коллекторов типа «ВК» и «РК», укладки трубопроводов с битумоперлитной изоляцией, загрузки коллекторов трубопроводами и др. и устройства изолировочных работ.
1.3 . Данная технология позволяет повышать производительность труда, улучшать использование механизмов, совершенствовать работы по загрузке коллекторов трубопроводами, обеспечивать безопасность ведения работ и их качество, сокращать сроки монтажа.
1.4 . Технологическая карта разработана с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с прогрессивной технологией и организацией труда, улучшения взаимодействия членов монтажной бригады (звена), технологической последовательности ведения работ и комплектования бригады (звена) по численности и квалификации.
2 . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1 . Организационно-техническую подготовку к строительству внутриквартальных коллекторов и укладке труб открытым способом необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства».
2.2 . Строительная организация, получив от заказчика утвержденную проектно-сметную документацию, производит обследование трассы для прокладки внутриквартального коллектора и разрабатывает проект производства работ (ППР).
2.3 . Высотной основой при строительстве коллекторов должна служить городская нивелирная сеть (марки, стенные и грунтовые реперы). Временные реперы, устанавливаемые вдоль трассы, должны привязываться нивелирными ходами к постоянным реперам.
2.4 . Разбивка трассы и ее приемка строительной организацией от проектной организации или Мосгоргеотреста оформляется актом (приложение 1 ) с приложением ведомостей реперов и привязок. Если разбивка трассы осуществляется непосредственно строительной организацией, в оформлении акта участвуют: исполнитель, выполняющий разбивку, производитель строительных работ и представитель проектной организации.
2.5 . До начала производства земляных работ по строительству внутриквартальных теплосетей должны быть выполнены все подготовительные работы, обеспечивающие нормальное развитие строительства, в том числе:
осуществлена планировка территории, обеспечивающая организацию отвода временных поверхностных вод, расчистка полосы вдоль трассы со сносом строений, вырубкой (пересадкой) зеленых насаждений, корчевкой пней и др., и приняты меры по сохранности существующих подземных коммуникаций;
переложены существующие подземные коммуникации;
построены водостоки для обеспечения водоотвода из траншей, а также для присоединения дренажных устройств и водовыпусков из коллектора.
ПРИМЕЧАНИЕ. Прокладку и перекладку подземных коммуникаций осуществлять только по проектам, согласованным с отделом подземных сооружений ГлавАПУ.
3 . ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
А. При монтаже внутриквартальных коллекторов
3.1 . Отрывается траншея под коллектор и сопутствующий дренаж. Производятся работы по устройству сопутствующего дренажа с присоединением его к действующему водостоку.
ПРИМЕЧАНИЕ. При устройстве дренажей необходимо руководствоваться «Временными указаниями по устройству дренажей в г. Москве» (НМ-15-69), «Указаниями на устройство дренажа из керамзитостеклянных и керамзитобетонных трубофильтров» (ВСН-40-69) и технологической картой на устройство дренажей, разработанной трестом Мосоргстрой (1980 г.).
3.2 . Устраивается основание внутриквартального коллектора.
3.3 . Монтируются сборные железобетонные секции коллектора при помощи крана.
3.4 . Осуществляется по ходу монтажа объемных секций коллектора их начинка трубопроводами (см. лист 15).
3.5 . По ходу монтажа секций заделываются стыки между секциями.
3.6 . Гидроизоляционные работы выполняются гудронаторами (при соответствующих объемах) и при малом объеме работ — вручную с подготовкой битума на стройплощадке.
3.7 . Выполненные работы предъявляются к сдаче, после чего производится обратная засыпка траншеи грунтом с использованием механизмов.
Б. При прокладке труб бесканальным способом
3.8 . Отрывается траншея под теплосеть и сопутствующий дренаж.
3.9 . Производится устройство сопутствующего дренажа.
3.10 . Устраивается песчаная постель для теплопроводов толщиной 10 — 15 см (ВСН-16-76).
3.12 . Производят монтаж трубопровода, включая сварку и изоляцию стыков.
3.13 . Производится засыпка песка при помощи автокрана с грейфером или специальным автопогрузчиком с обязательной послойной трамбовкой пневмо- или электротрамбователем.
3.14 . Устраиваются неподвижные и скользящие опоры.
3.15 . Выполняется пористый слой вокруг теплопроводов из песка.
3.16 . Производится обратная засыпка траншеи грунтом.
4 . ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
А. Траншей для прокладки коллекторов
4.1 . Разработка траншей для внутриквартальных коллекторов производится в соответствии с требованиями главы СНиП III-8-76 «Земляные сооружения. Правила производства и приемки работ».
4.2 . Котлованы и траншеи должны быть защищены от попадания в них поверхностных вод.
4.3 . Разрытие траншей должно выполняться в общем потоке с прочими работами по строительству коллекторов. Разрыв по времени между рытьем траншей и опусканием в них секций коллектора должен быть минимальным.
4.4 . Разработка грунта траншеи выполняется экскаватором «обратная лопата» с емкостью ковша 0,65 — 1,0 м 3 (или другими механизмами в соответствии с ППР) до проектной отметки, с последующей зачисткой и выравниванием дна траншеи вручную.
4.5 . Разрабатываемый грунт погружается в автотранспорт, отвозится или его выбрасывают в отвал только по одну сторону траншеи.
4.6 . Крутизна откосов траншей, разрабатываемых на глубину до 5 м, принимается согласно СНиП III-4-80 (табл. 4 ).
4.7 . Наименьшая ширина траншеи по дну для укладки коллекторов назначается по СНиП III-8-76.
4.8 . Нахождение рабочих в зоне работы экскаватора запрещается.
4.9 . Допустимые недоборы грунта должны соответствовать СНиП III-8-76 (табл. 2 ).
Б. Траншей при бесканальной прокладке труб
4.10 . Рытье траншеи должно выполняться строго по проекту без перекопа грунта и нарушения его естественной структуры. В случае перекопа грунта подсыпку и выравнивание дна траншеи следует производить песком с обязательным уплотнением его до коэффициента 0,98.
Наибольшая крутизна откосов при глубине выемки в м, до
угол между направлением откоса и горизонталью, град
отношение высоты откоса и его заложения
угол между направлением откоса и горизонталью, град
отношение высоты откоса к его заложению
угол между направлением откоса и горизонталью, град