Укрепление откосов у дамбы
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Откос — дамба
Откосы дамбы обычно 1: 1 5 — 1: 2, ширина дамбы поверху не 0 6 м для малых К. [1]
Наружные ( низовые) откосы дамб во избежание их размыва поверхностными водами и выветривания закрепляются слоем растительного грунта, гравием или щебнем. [2]
Дамбы сооружаются из естественного грунта; откосы дамб укрепляются каменной наброской или другими способами. [3]
В пределах возможного колебания уровней воды и влияния волн откосы дамб и прибрежных участков площади электростанции должны укрепляться во избежание размыва. [4]
Отвал по конструкции подобен отвалу канавокопателя КПР-650, но больше его по размерам. Для уплотнения откосов дамб он имеет специальные подкрылки-уплотнители. [5]
Ширину приовражных полос принимают равной от 20 до 50 м в зависимости от изрезанности ложбинами и промоинами прилегающих склонов и общего характера рельефа местности с учетом направления и концентрации поверхностного стока. Для защиты от размыва откосов дамб и насыпей на затопляемых поймах рек проектируют посадки из местных кустарников и древовидных ив, размещая их полосами вдоль откосов в пределах высшего и низшего уровней воды. Посадки проводят весной, начиная от линии высшего уровня воды и продолжая по мере ее спада. Для защиты дорог от размыва и разрушения селевыми потоками применяют посадку массивных насаждений на селеопасных склонах гор в сочетании с инженерными укрепительными мероприятиями. [6]
Изыскания, произведенные Главным ботаническим садом АН СССР, подтвердили возможность надежного и экономически выгодного биологического способа закрепления поверхности золоотвалов и откосов ограждающих дамб, выполненных из золы и шлака, для ликвидации пыления. Опытно-промышленная проверка условий создания сплошного дернового покрова показала, что возможно выращивание многолетних трав на поверхности золоотвала и ограждающих откосах золо-шлаковых дамб при нанесении на них плодородных материалов ( осадки ила, плодородная почва и др.) в пределах 100 — 300 м3 / га, создающих покров, предотвращающий пыление. [7]
Они предназначены для полного спуска воды из прудов в период окончательного облова рыбы, регулирования уровня воды в течение сезона выращивания рыбы и создания необходимой проточности. Часто возникает фильтрация вдоль трубы лежака, поэтому участок вокруг стояка и донной трубы нужно засыпать глинистым грунтом и тщательно трамбовать. Откосы дамб или плотин за выходной частью донного водоспуска для предотвращения размыва также необходимо укреплять. Нужно внимательно следить за водоспусками зимовальных прудов. Постоянно скалывать лед с решеток, обнаруженные в насыпи трещины, образовавшиеся от мороза, нужно немедленно заделывать грунтом. [8]
В летний период основной задачей при эксплуатации шламозоло-накопителей является создание путем повышения ограждающих дамб такого объема пруда, который бы обеспечил возможность укладки шламов, поступающих в течение всего последующего зимнего периода. Эта задача может быть успешно выполнена при намыве в возможно короткий срок верхового экрана, так как экран служит не только для укрепления насыпной дамбы, но и базой ( карьером), из которой добывают намытые шламы для насыпки из них пионерных дамб. Для ускорения намыва грунта, состоящего из тяжелых фракций, рекомендуется при выпуске на откос дамбы потока шлама разделить его на максимальное число струй. [9]
На равнинных и косогорных прудах с большим периметром ограждающих дамб последние с внутренней стороны часто подвергаются повреждению волнами. Ограждающие дамбы, с которых производится намыв шламов, в специальном креплении верховых откосов не нуждаются. Сухие откосы насыпных суглинистых и намывных дамб защищают от действия дождей и ветра посевом трав по растительному слою, одерновкой или отсыпкой откоса слоем крупного песка, гравия или шлака. Откосы дамб на заливаемой пойме и в водоемах крепят каменной отсыпкой или другими способами. [11]
Дамба
Да́мба (от нидерл. dam ) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций [1] .
Содержание
- 1 Краткие сведения
- 2 Виды дамб
- 3 См. также
- 4 Источники
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Краткие сведения [ править ]
Высота дамбы, предназначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских дамб — условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна.
Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, то есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причём каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов дамб употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье, искусственные основания для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками. В недавнее время для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи из камня или бетона.
Виды дамб [ править ]
- напорные оградительные (ограждающие или защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления);
- безнапорные (для регулирования русел рек).
По способу построения:
- естественные (поток воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы для создания заводей, в которых обитают);
- рукотворные (созданные людьми).
По материалу дамбы:
- грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные, насыпные и созданные с помощью направленного взрыва);
- каменные;
- из каменной кладки;
- каменно-земляные;
- бетонные;
- железобетонные (по конструктивным признакам: гравитационные, контрфорсные, арочные);
- из металлоконструкций;
- деревянные;
- из специальных искусственных материалов.
По срокам, на которые возводятся:
- постоянные;
- временные (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки).
Плотины и дамбы
С новым материалом — шпунтом ПВХ — состав работ и количество материала при строительстве плотины, а значит, и ее стоимость и сроки возведения можно уменьшить в разы!
До сих пор слово плотина ассоциируется у нас в первую очередь с гигантскими дорогостоящими сооружениями, электростанциями или с бобрами
Однако сегодня плотина вполне может быть построена и для частных нужд, на небольших участках и, что немаловажно, с относительно небольшими затратами. С помощью плотины, перекрыв русло небольшого ручья или сток паводковых вод, можно организовать пожарный или рыбоводный пруд, декоративный водоем и т.д.
Конструкция и тип и плотины определяются её назначением, размерами, видом основного строительного материала, а также природными условиями. Сегодня 97% от всех построенных плотин составляют грунтовые или земляные плотины. Основными частями грунтовой плотины являются: основание, на котором возведена плотина, тело плотины и ядро плотины. Для устройства надежной плотины простой отсыпки грунта недостаточно. Работы по строительству плотин сложны и могут грамотно выполняться только специалистами. Все это делает плотину не только дорогой и сложной в строительстве, но и небезопасной в использовании, если работы проводил дилетант.
Схема грунтовой плотины (дамбы)
1-каменная наброска;
2- грунт, тело плотины;
3- ядро плотины;
Очевидно, что именно откосы составляют большую часть плотины и, следовательно, занимают значительную часть территории будущего водоема, и это зачастую заставляет отказаться от сооружения плотины или дамбы.
С применением шпунтовых свай ПВХ при возведении плотин можно существенно сократить объем грунта и площадь откосов. Такая конструкция плотины или дамбы классифицируется как «обжатого профиля». Помимо сокращения грунтового материала примерно на 30% уменьшается и площадь, занимаемая плотиной – до 50%. Это особенно актуально на небольших водоемах, где владельцу дорог каждый квадратный метр.
Таким же способом можно провести ремонт или укрепление обветшалой или размытой плотины.
Кроме того, т.к. тело и основание плотины состоят из пористого материала, под действием напора воды может происходить ее фильтрация из верхнего бьефа в нижний. Это может вызвать вынос частиц или растворенных веществ фильтрационным потоком, а также выпор грунта – проще говоря размыв и обрушение плотины. Для предотвращения фильтрации воды сквозь тело плотины изготавливают ядро плотины, выполненное из аккуратно уложенной и уплотненной глины. Эти мероприятия довольно сложны и неспециалист их выполнить не может.
Ядро плотины можно выполнить из шпунтовых свай ПВХ. Шпунтовая стенка монтируется в теле плотины и выполняет те же функции, что и ядро из глины. При этом скорость монтажа в несколько раз выше, чем работа с глиной.
Современное решение
Применение в устройстве плотин шпунтовых свай из ПВХ может сократить расход грунта для строительства на тысячи кубометров , упрощает все виды работ: подготовки основания плотины; отсыпание и уплотнение тела плотины; устройство противофильтрационных устройств и дренажа, исключает необходимость защиты откосов земляной плотины. А главное — заметно сокращается размер плотины!
Кроме того, шпунт ПВХ дает возможность проводить ремонт и модернизацию плотин и дамб, а также строить дамбы с автодорогами по верху.
Специалисты Ватер Сайд проводят полный комплекс работ по проектированию, строительству, ремонту и модернизации плотин и дамб.
Георешетки: эффективный и простой способ укрепления склонов, земляных дамб и мостов
Еще совсем недавно укрепление склонов, земляных дамб, мостов осуществлялось тяжелыми конструкциями из металла и бетона. Но свою эффективность доказали легкие и простые в монтаже георешетки, которые производятся из высокопрочного полипропилена или полиэтилена. Георешетки знакомы и псковичам: именно с их помощью при реконструкции набережных рек Великая и Пскова были укреплены берега и склоны.
Это тип геосинтетического материала со структурой в виде сот. Ключевые задачи георешетки:
- предотвращение деформирования грунта;
- гарантия дренажа почвы;
- фиксирование щебенки на откосе;
- защита дороги от формирования ям;
- увеличение максимальной нагрузки;
- укрепление земляных дамб и мостовых сооружений.
Изделия производятся в одноосном и двухосном вариантах. На финальной стадии изготовления материал растягивается, что обеспечивает расположение молекул специальным образом. Вытянутая продольно решетка имеет соты в форме прямоугольников. В двухосном материале ячейки квадратные.
На рынке предлагается продажа георешетки в плоском и объемном виде. Плоская выглядит как правильная паутина из полос полимерного материала с узлами для максимально прочного сцепления с почвой. Продукция такого вида используется в ландшафтном дизайне, при укладке дорожных покрытий. Использование в данном случае снижает расходы на закупку материала.
По материалу, который используется в технологическом процессе, различают несколько типов:
- стекловолоконные — применяются для армирования асфальтобетона с целью обеспечения устойчивости покрытию от погодных воздействий;
- базальтовые — незаменимы для придания жесткости асфальту и закрепления кладки кирпича в процессе строительства;
- полиэфирные — подходят для фиксации сыпучих почв с высокой нестабильностью;
- полипропиленовые — материал способен надежно укрепить нестабильные почвы;
- поливиниалкогольные — наиболее современный вид, который может удлиняться на 3-5%.
Объемные геосоты производятся из лент полиэтилена и полипропилена, которые соединяются сваренными швами поочередно. Нередко соединение выполняется химическим способом или при помощи ткацкого способа.
Изделия просты в монтаже, не требуют специальных инструментов и имеют такие плюсы:
- долгосрочность эксплуатации;
- стойкость к коррозии;
- экологически чистый материал;
- высокая несущая способность;
- минимальные риски повреждений, отсутствие необходимости ремонта;
- небольшая масса.
Последний пункт непосредственно упрощает монтаж на откосах, склонах. В процессе укладки используется поперечная или продольная методика, а угол наклона определяет необходимую толщину материала. Для укладки понадобится вырыть траншею с двух сторон откоса, в которую растягивается и укладывается георешетка. После укладки требуется проконтролировать корректность натяжения, затем решетка заполняется экскаватором или погрузчиком. Для надежного уплотнения необходимо поддерживать достаточный уровень влажности.
При грамотном выборе и правильной укладке материал служит на протяжении указанного изготовителем периода. Качество материала выступает решающим фактором.