Freewaygrp.ru

Строительный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепления откосов у гофрированных труб

Укрепление откосов водопропускных труб

Водопропускными трубами называют тип искусственных сооружений, возводимых для пропуска небольших водостоков ниже дорожных насыпей.

Существуют разнообразные варианты, по которым осуществляют укрепление откосов водопропускных труб для обеспечения надежности конструкции.

Современные методы укрепления откосов предполагают применение инновационных геосинтетических материалов, приобрести которые можно в нашей компании GeoSM, специализирующейся на производстве и продаже этих материалов во всем ассортименте по наилучшим ценам.

Наши материалы для устройства дорожных откосов разработаны по уникальной, запатентованной технологии.

Мы специализируемся на разработке и производстве геосинтетиков Геофлакс:

Мы гарантируем соответствие всех материалов требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам.

Откосы водопропускных труб и их создание

Откосы обустраиваются для предохранения от природных явлений, для защиты водостоков от разрушения. Существует несколько способов укрепления откосов водопропускных труб. Необходимость в этой работе связана с расположением участка на неровной местности. Для повышения безопасности надежности объектов откосы водопропускных труб и их создание осуществляется с использованием геосинтетических материалов, которые обладают безопасностью в экологическом плане, высокой прочностью и доступными ценами.

Особенности создания откосов водопропускных труб

Благодаря созданию откосов водопропускных труб не происходит нарушений земляного полотна насыпи и верхнего путевого строения. К тому же строители добиваются существенного снижения расходов на эксплуатацию дорог. Особенности создания откосов водопропускных труб заключаются в том, что благодаря использованию современных технологий строители добиваются максимального позитивного результата при минимальных трудозатратах.

Варианты укрепления откосов водопропускных труб

Для укрепления откосов используется несколько вариантов, от применения бетонных плит и решетки для откосов до так называемых плетневых заборов. Откос должен соответствовать ландшафту окружающей среды и соблюдению экологического равновесия.

Материалы для укрепления откосов водопропускных труб

Для укрепления откосов водопропускных труб строители сегодня активно пользуются традиционными материалами (бетонными плитами, плетневыми заботами) но все чаще практикуется использование геосинтетических материалов. Для усиления откосов активно пользуются сборно-монолитными конструкциями, в которых используются инновационные материалы для укрепления откосов водопропускных труб.

Георешетка Геофлакс для откосов

Способствует повышению срока эксплуатации покрытий, снижению на 25% использования стройматериалов в сравнении с бетонированием и улучшению их устойчивости к внешним нагрузкам.

Геоматы Геофлакс для откосов

Обеспечивают противоэрозийную защиту и эффективны при армировании грунтов. Использование геоматов способствует восстановлению растительного покрова, и обладают декоративной функцией.

Геосетка Геофлакс для откосов

Служит для повышения эксплуатационных характеристик и снижения затрат на строительство и ремонт на 45%. Она обладает высокой прочностью и устойчивостью к деформированию.

Геотекстиль Геофлакс для откосов

Обеспечивает до 25% экономии стройматериалов и предназначен для сохранения устойчивости, предотвращения плывучести и способствует надежному связыванию всей конструкции.

Расчет угла уклона откосов водопропускных труб

Расчет угла уклона откосов водопропускных труб осуществляется в соответствии со скоростью течения потока и гидрологическим режимом подтопления. В связи с повышением требований к надежности и безопасности строительства требуется существенное повышение качества откосов. Нам хорошо известно, что для соответствия требованиям строительной отрасли необходимо руководствоваться всеми запросами действующих законов, существующими стандартами, требованиями заказчиков.

С материалами GeoSM строительство откосов водопропускных труб существенно ускоряется, а срок их эксплуатации возрастает. Применение геосинтетики GeoSM рекомендовано профессионалами.

Укрепления откосов у гофрированных труб

Система IndorCulvert предназначена для создания и редактирования проектов водопропускных труб. Программа позволяет создавать несколько вариантов конструкции трубы, по каждому из которых автоматически формируется чертёж и строится трёхмерная модель конструкции. Интерактивное создание полноценного чертежа по всем вариантам делает выбор оптимальной конструкции трубы удобным и наглядным.

Ключевые функции

Поддержка типовых альбомов

Система поддерживает использование порядка 20 типовых альбомов для проектирования железобетонных и металлических конструкций различного сечения и диаметра.

Вариантное проектирование

На каждом участке проектирования можно создавать несколько вариантов конструкции трубы и сразу же сравнивать их по формируемым автоматически чертежам и актуальным ведомостям.

Трёхмерная модель

По заданным параметрам конструкции трубы и сечения дороги формируется трёхмерная модель водопропускной трубы. Модель трубы доступна для просмотра. При наличии BIM-модуля её можно экспортировать в форматы OBJ, IFC и др.

Автоматический расчёт и ручное редактирование

Система автоматически генерирует конструктивную схему средней части трубы, подбирает конструкции оголовков, укрепления русел и откосов исходя из геологических условий участка дороги, высоты насыпи и условий эксплуатации трубы. Кроме того, есть возможность редактирования параметров конструкции вручную.

Объёмы строительных и монтажных работ

Расчёт объёмов работ по рытью котлована, вывозу грунта, укреплениям откосов и русел, гидроизоляции звеньев и швов. Вычисленные значения представлены в виде отдельной автоматически обновляемой ведомости.

Гидравлический расчёт

Для заданных параметров трубы и участка проектирования производится расчёт основных гидравлических характеристик русла, определение режима протекания воды по трубе, критических значений уклона и глубины.

Динамический чертёж

Чертёж трубы формируется автоматически и обновляется при изменении параметров конструкции. Также имеются режимы измерения деталей и получения информации по объектам чертежа.

Выходная документация

Чертёж сопровождается необходимыми штриховками, выносками и размерными линиями и может быть экспортирован в различные форматы для дальнейшего редактирования или печати. Все отображаемые на чертеже ведомости могут быть экспортированы в формат Microsoft Excel.

IndorCAD и IndorCulvert

При размещении водопропускной трубы на автомобильной дороге в системе IndorCAD можно открыть систему IndorCulvert непосредственно из IndorCAD для выбора варианта конструкции трубы и её редактирования.

Что нового в IndorCulvert 2021

Поддержка типовых альбомов

  • . Трубы железобетонные (Республика Беларусь).
  • Стальные электросварные прямошовные трубы .
  • . Круглые трубы.

Ведомость объёмов работ

  • Добавлен объём выемки грунта для гасителя и каменной рисбермы.
  • Выведен объём подготовки под блоки упора.
  • Ступенчатое отображение звеньев на продольном разрезе.
  • Добавлены конусы укрепления откоса.

Свойства участка проектирования и трубы

  • Для металлических труб добавлен материал лотка МГТ Щебёночная отсыпка на слое из геотекстиля.
  • Добавлен параметр Длина пикета в свойства участка проектирования.
  • Введена возможность отключения работ Оборачивание геотекстилем для гофрированных труб.

Поддерживаемые стандарты и типовые серии

Нормативные документы

  • Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03–84. — Введ. 2011–05–20. — М.: ОАО «ЦПП», 2011. — 345 с.
  • Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений. — Введ. 2004–03–09. — М.: ФГУП ЦПП, 2005. — 137 с.
  • Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон). — Введ. 2009–08–01. — М.: ФГУП «Информавтодор», 2005. — 201 с.

Типовые альбомы

  • Серия КЗ. Трубы водопропускные круглые железобетонные сборные для железных и автомобильных дорог.
  • Серия ЗПК. Трубы водопропускные железобетонные круглые с плоским опиранием для железных и автомобильных дорог.
  • Серия Круглые трубы.
  • Шифр 1484. Трубы водопропускные круглые железобетонные сборные для железных и автомобильных дорог.
  • Шифр 2175РЧ. Трубы водопропускные железобетонные круглые с плоским опиранием для железнодорожных и автомобильных дорог.
  • Серия Трубы водопропускные круглые железобетонные из длинномерных звеньев.
  • Серия Трубы водопропускные круглые из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог.
  • Серия Конструкции из гофрированного металла с гофром 150х50 мм для железных и автомобильных дорог.
  • Серия Трубы спиральновитые из гофрированного металла.
  • Серия Трубы железобетонные (Республика Беларусь).
  • Серия (Т). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия (ТБ). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия (ТБП). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия (ТФП). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия (ТП). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия (ТС). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия (ТСП). Трубы круглые из длинномерных звеньев.
  • Серия Трубы из полуколец.
  • Серия Сваи забивные железобетонные.
  • Серия Укрепление русел, конусов и откосов насыпи.
  • Серия Трубы водопропускные железобетонные прямоугольные сборные для автомобильных и железных дорог.
  • Шифр 2119РЧ. Трубы водопропускные железобетонные прямоугольные сборные для железных и автомобильных дорог.
  • ГОСТ 10704–91. Трубы стальные электросварные прямошовные.
Читать еще:  Отделать дверной откос с четвертью

Попробовать бесплатно

Скачайте

Установите

следуя инструкциям на экране

Пробуйте

почти все возможности системы

Небольшие ограничения пробной версии

Без применения лицензии программа работает в течение 30 дней (или 100 запусков) в демо-режиме. Демо-режим позволяет ознакомиться со всеми функциями системы, однако не предполагает коммерческого использования, поэтому имеются соответствующие ограничения.

  • Недоступны функции экспорта в сторонние программные продукты. Это означает, что для последующей доработки чертёж трубы может быть экспортирован только в файл формата IndorDraw.
  • При печати чертежа на каждом листе отображается надпись «Подготовлено в пробной версии IndorCulvert. Не для коммерческого использования!».

При приобретении лицензии на программу вы сможете продолжить работу с проектом, выполненным в пробной версии. При этом дата сохранения проекта в пробной версии должна быть ранее даты активации лицензии.

ВНИМАНИЕ! Для студентов и преподавателей учебных заведений действует специальное предложение.

Поддержка пользователей

Техподдержка

Помощь в использовании программных продуктов, решение технических вопросов и методическая поддержка пользователей.

Форум

Профессиональное сообщество инженеров, где можно публично обсуждать актуальные проблемы.

Онлайн-документация

Самая актуальная справочная документация с подробным описанием функций системы всегда доступна онлайн.

Онлайн-курсы

Бесплатное дистанционное обучение в любом удобном для вас месте и в любое время.

Некоторые новости про IndorCulvert

01.09.2021
Успей купить по ценам 10-летней давности!

С 1 октября 2021 г. стоимость программных продуктов компании «ИндорСофт» изменится. Спешите приобрести новые рабочие места, а также продлить срок технической поддержки по старым ценам!

30.08.2021
Что нового в IndorCulvert: водопропускные трубы для железных дорог, выбор толщины звеньев и больше редактируемых параметров конструкции

Продолжаем расширять функциональные возможности системы проектирования водопропускных труб IndorCulvert. На этот раз мы добавили новые типовые конструкции, возможность вручную выбирать толщину звеньев тела трубы и задавать размеры гасителя.

16.08.2021
Бери пример! Пополнение в галерее проектов

Продолжаем пополнять галерею проектов, выполненных в наших системах. На этот раз публикуем примеры расчётов дорожных одежд в IndorPavement.

Страница 4: Методические рекомендации по гидравлическому расчету металлических гофрированных труб (46190)

Размеры укрепления в плане, м

Концевая часть укрепления

Объем камня в рисберме на 1 м ширины укрепления , м3/м

глубина заложения укрепления, м

число рядов блоков

4. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА РАЗМЫВА И НАЗНАЧЕНИЯ РАЗМЕРА УКРЕПЛЕНИЙ ЗА КОСОГОРНЫМИ ТРУБАМИ

4.1. Возможны следующие принципиальные варианты укладки гофрированных труб на косогорах.

1. Укладка гофрированных труб с уклоном лога. Этот вариант возможен при уклонах местности i  0,05 (предельный уклон укладки гофрированных труб по условиям прочности), в зависимости от применяемых типов укреплений возможны два подварианта:

трубы с типовыми конструкциями укреплений — для недеформируемых оснований;

трубы с укреплениями из специальных блоков (предложение Мосгипротранса) — для деформируемых оснований.

2. Укладка труб непосредственно в теле насыпи на насыпной грунт (трубы на подсыпке). Этот вариант имеет подварианты, отличающиеся условиями сброса потока в нижний бьеф:

сброс потока непосредственно на откос насыпи (рис. 20 а, б), при этом насыпь может быть из камня или иметь укрепленные откосы;

сброс потока по лоткам, уложенным на откосе; для этой цели могут быть использованы элементы металлических гофрированных труб (см. рис. 20, в);

консольный сброс (см. рис. 20, г); поток сбрасывается по лотку, уложенному на специальных опорах, за пределы подошвы насыпи на расстояние, при котором возникающий размыв не угрожает устойчивости сооружения.

3. Шахтный сброс (рис. 21), при котором на входе в трубу устраивается вертикальная шахта, сопрягающаяся с трубой, заглубленной в лог.

4.2. Каждый из указанных вариантов может отличаться условиями входа.

Конструкции входа в косогорные гофрированные трубы не имеют принципиальных отличий от железобетонных и бетонных труб, и их гидравлические расчеты выполняют в соответствии с «Типовым проектом унифицированных косогорных водопропускных труб» (инв. № 538) и «Руководством по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений».

Рис. 20. Типы укладки гофрированных косогорных труб на насыпной грунт в теле насыпи:

1 — укрепленный откос; 2 — рисберма; 3 — каменная отсыпка; 4 — лоток; 5 — консольный сброс; 6 — воронка размыва

Рис. 21 Гофрированная косогорная труба с шахтным сбросом:

1 — шахтный сброс; 2 — рисберма

4.3. В настоящих Методических рекомендациях приводятся методы расчета нижних бьефов труб, уложенных на подсыпке в теле насыпи при сбросе воды непосредственно на подсыпку или специальные лотки, расположенные на откосе, а также методы расчета нижних бьефов труб, уложенные непосредственно в логе при укреплениях из крупных блоков.

Расчет нижних бьефов косогорных сооружений, уложенных непосредственно в логе при применяемых в настоящее время конструкциях выходных русел, а также при сбросе воды консольными или шахтными сбросами, производят в соответствии с «Руководством по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений».

4.4. В качестве лотков целесообразно использовать элементы гофрированных труб ближайшего большого диаметра по отношению к отверстию водопропускной трубы.

Лоток укладывается непосредственно за выходным сечением трубы. Берма в насыпи при лотковом сопряжении не устраивается.

4.5. Расчет нижних бьефов труб, уложенных на подсыпке, производится в зависимости от условий отвода воды с откоса применительно к соответствующему типу отвода.

Укладка труб с уклоном лога при укреплениях из крупных бетонных блоков

4.6. Выходные русла этого типа применяют при деформируемых основаниях. Они имеют две конструктивные разновидности:

с укреплением боковых откосов котлована, в котором укладывается укрепление (рис. 22);

без их укрепления (рис. 23).

4.7. Размеры выходных русел данного типа определяют согласно «Руководству по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений» (гл. VI), учитывая некоторые особенности (см. рис. 22 и 23):

длина укрепления принимается равной L = 0 (наклонная часть укрепления считается как предохранительный откос);

коэффициент  = 1,0 (имеется предохранительный откос);

максимальная глубина размыва и соответствующая ей минимальная ширина укрепления определяются в створе, проходящем через конец блоков;

слой камня в рисберме принимается равным ??рсб = 0,7h1,

где Dh1 — расстояние по вертикали от подошвы укрепления до точки пересечения откосов рисбермы и косогора (см. рис. 22 и 23);

ширина рисбермы по дну равна hmax(н);

часть плоскости откоса за пределами ширины растекания укрепляется каменной наброской.

Отвод воды по укрепленному откосу насыпи и берме

4.8. Назначают коэффициент заложения низового откоса mот. По условиям устойчивости откоса с учетом воздействия на него потока целесообразно принимать mот = 2.

Рис. 22. Схема выходных русел из бетонных блоков и каменной наброски на косогорах при укреплении откосов котлована

Рис. 23. Схема выходных русел из бетонных блоков и каменной наброски на косогорах без укрепления откосов котлована

4.9. Определяют глубины и скорости потока на выходе из трубы согласно рекомендациям пп. 2.22 и 2.23.

4.10. Определяют минимальный размер бермы вдоль потока по формуле, полученной из уравнения свободного падения тела:

Z(min) = 1,2Vвых, (35)

где 1,2 — коэффициент запаса.

4.11. По скорости V = 1,3 Vвых (учитывается увеличение скорости на берме за счет растекания) определяют тип укрепления согласно «Руководству по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений (табл. II-6, стр. 28).

Читать еще:  Устройство откосов дверных для сметы

4.12. Определяют ширину растекания потока на берме по формуле (эта ширина сохраняется и на откосе насыпи)

где Враст — ширина растекания потока в створе, проекция расстояния которого от выхода из трубы равна х;

Z?? — размер бермы вдоль потока.

4.13. Определяют среднюю глубину потока на откосе у подошвы насыпи из уравнения Шези, считая (в запас), что на откосе установится равномерный режим течения, и заменяя истинное поперечное сечение потока равновеликим прямоугольником:

где n — коэффициент шероховатости, принимаемый для бетонных укреплений равным 0,015.

4.14. Находят среднюю скорость потока у подошвы откоса

4.15. Но скоростям у подошвы насыпи Vпд определяют тип укрепления откоса бермы (насыпи) и укрепления, расположенного у подошвы насыпи, согласно «Руководству по гидравлическим расчетам малы искусственных сооружений» (табл. II-6, стр. 28).

4.16. Назначают тип выходного русла, определяют глубину размыва и размеры укреплений за подошвой насыпи: для недеформируемых русел согласно «Руководству по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений» (гл. VI), для деформируемых русел — согласно рекомендациям настоящей главы. При этом для учета запаса расчетный расход увеличивается на 30 %. Для недеформируемых русел при расчете размыва по формуле (24) принимают ?? = 1, а длину укрепления — равной длине откоса и бермы.

Отвод воды на берму и откос насыпи, отсыпанной из камня

4.17. Определяют скорости потока на выводе из трубы Vвых согласно рекомендациям п. 2.23.

4.18. Устанавливают минимальный средний диаметр частиц наброски dн, из которой может быть отсыпана низовая часть насыпи, по формулам:

для однородных частиц

для горной массы

где dmax — диаметр наиболее крупных частиц, которых в наброске более 5 %;

dн — средний диаметр частиц наброски.

4.19. Определяют минимальный размер бермы вдоль потока, при которой поток, вытекающий из трубы, не попадает непосредственно на откос, по формуле (35).

4.20. Вычисляют ширину растекания потока на берме по формуле (36) с введением в нее понижающего коэффициента 0,6, учитывающего особенности работы каменной наброски по сравнению с бетонным укреплением. На откосе эта ширина растекания сохраняется.

4.21. Назначают протяженность участка насыпи, отсыпанного из камня, — ширину фильтрующей части подсыпки. В первом приближении ее принимают равной bср = Враст.

Далее каменная подсыпка рассматривается как фильтрующая насыпь (переливаемая или непереливаемая). Расчет ее производится согласно «Руководству по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений» (гл. VII).

Перестройка и удлинение водопропускных труб

В процессе реконструкции автомобильной дороги при увели­чении ширины земляного полотна, увеличении высоты насыпи или уположении откосов возникает необходимость удлинения во­допропускных труб. При этом возможны два варианта:
а) полная перестройка водопропускной трубы, которая производится в случае, если по результатам диагностики существующая труба находится в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии;
б) удлинение водопропускной трубы без перестройки существую­щей части. Производится в случае, если состояние существующей трубы по данным диагностики позво­ляет ожидать ее нормальную работу до новой реконструкции дороги при нормальном содержании и ремонте.
Перестройка или удлинение водопропускных труб должна выполняться в сухое время года для предотвращения затопления котлована или влияния воды, протекающей через трубу при производстве работ. В некоторых случаях при необходимости полной перестройки трубы, по которой протекает большой поток воды, принимается решение о строительстве новой трубы рядом с существующей. Это обеспечивает строительство новой трубы в «сухих» условиях, а пропуск потока воды по существующей. После окончания строительства новой трубы производится демонтаж существующей с пропуском потока воды по новой.
При выполнении работ по перестройке труб необходимо организовать удобное движение транзитного и строительного автотранспорта. Это достигается устройством временных объездов. При невозможности его строительства (подземные коммуникации, ценные сельскохозяйственные земли, болота и т.д.) движение автотранспорта организуется по одной из полос движения, при выполнении работ на другой части насыпи. В этом случае организация работ усложняется, но он часто встречается при перестройке труб.
Полная перестройка железобетонной трубы включает следующие основные операции, многие из которых аналогичны новому строительству водо­пропускной трубы:
1. Разбивочные геодезические работы.
2. Установка временных дорожных знаков и указателей для организации дорожного движения.
3. Планировка бульдозером строительной площадки.
На строительной площадке устанавливается бытовой вагончик, электростанция, компрессор, бетономешалка, туалет, емкость для цемента, складируются необходимые дорожно-строительные материалы (песок, щебень и т.д.), а также элементы новой трубы.
4. Разборка существующей дорожной одежды в пределах будущего котлована с использованием материала для строительства объездной дороги или транспортированием на базу. Для выполнения работ применяются кирковщики, бульдозеры, фронтальные погрузчики, дорожные фрезы (для асфальтобетонного покрытия), автокраны (сборные бетонные покрытия) и автосамосвалы.

5. Разработка грунта земляного полотна вокруг трубы до уровня подошвы фундамента или основания. Для безопасности и удобства работ при разборке старой и монтаже новой трубы котлован по подошве должен быть шире основания старой трубы с двух сторон на 3 м для возможности прохода дорожных машин.
Откос котлована должен быть не круче 1:1 для обеспечения безопасности работ. Если через трубу в процессе ее перестройки возможно прохождение воды, котлован уширяется для устройства временного обводного русла, ширина и глубина которого определяются расчетом.
Возможно устройство котлована с креплением откосов, что позволяет увеличивать их крутизну и уменьшить объем земляных работ.
Для выполнения работ применяются экскаваторы «обратная лопата» и бульдозеры.
6. Демонтаж трубы. Для выполнения работ применяются пневматические или электрические отбойные молотки, автокраны, бульдозеры, автомобили для транспортировки к месту складирования элементов разобранной трубы. Если лекальные блоки и основание трубы (гравийно-песчаный или щебеночный слой) не имеют дефектов, они используются при строительстве новой трубы. При наличии разрушений (трещины, значительные обломы) лекальные блоки или часть из них удаляется. Материал основания перемещается за пределы котлована бульдозером. Возможно использование материала основания для укрепления временного водоотводного русла.
7. Планировка и уплотнение дна котлована (при удалении основания и лекальных блоков). Для выполнения работ в случае отсутствия при строительстве новой трубы, заглубленной под портальные стенки, используются бульдозеры или автогрейдеры, в стесненных условиях вручную. Уплотнение грунта в основании трубы производится пневмокатками или виброплитами в стесненных условиях.

8. Устройство основания под портальные стенки. Основание устраивается послойно с уплотнением из песчано-гравийной или щебеночной смеси на толщину, предусмотренную проектом.
Для выполнения работ используются автосамосвалы для транспортирования материала для устройства основания с базы до места производства работ. Разравнивание и распределение материала основания производится вручную. Уплотнение материала основания производится ручными трамбующими виброплитами.
9. Монтаж портальных стенок.
Производится монтаж двух портальных стенок на подготовленное основание (рис. 22). Для выполнения работ используется автокран и монтажники конструкций.
Рис. 22. Монтаж портальных стенок: 1 – котлован; 2 – основание под портальные
стенки; 3 – портальные стенки; 4 – укосины для удержания стенок в вертикальном
положении

10. Устройство основания под тело трубы и оголовки.
Для выполнения работ используются автосамосвалы для транспортирования материала основания с базы до места производства работ. Разравнивание материала производится вручную. Уплотнение материала производится послойно с помощью ручных вибротрамбовок (рис. 23).
Рис. 23. Устройство основания под тело трубы и оголовки: 1 – котлован;
2 – послойное основание под тело трубы и оголовки; 3 – портальные стенки;
4 – основание под тело трубы
11. Установка лекальных блоков. Установка лекальных блоков производится с использованием автокрана. При установке лекальных блоков под раструбные трубы предусматриваются разрывы для плотной укладки труб на лекальные блоки (рис. 24).

Читать еще:  Как правильно делать откосы с улицы

Рис. 24. Установка лекальных блоков под раструбные трубы: 1 – котлован;
2 – послойное основание под тело трубы и оголовки; 3 – портальные стенки;
4 – основание под тело трубы; 5 – лекальные блоки; 6 – разрывы лекальных
блоков; 7 – раструбные трубы

При установке стандартных колец в тело трубы (согласно проекту) разрывы при установке лекальных блоков не делаются.
Так как уклады­ваемые на лекальные блоки звенья трубы повторяют профиль, по кото­рому уложены лекальные блоки, отметки лекальных блоков должны быть проверены с помощью нивелира. Уровень лекальных блоков ре­гулируется толщиной слоя цементного раствора.
12. Бетонирование русла входного и выходного оголовков.
Бетонирование русла входного и выходного оголовков выполняется после устройства основания из песчано-гравийной или щебеночной смеси толщиной, соответствующей проекту (рис. 25). Производится с использованием автосамосвалов для транспортирования материала основания, бетоновоза для транспортирования бетонной смеси (не используется в случае приготовления бетонной смеси на месте), виброплиты для уплотнения основания и бетонной смеси.
13. Монтаж тела трубы, входного и выходного оголовков.
Монтаж звеньев трубы и оголовков производится с применением автокрана и монтажников строительных конструкций.
14. Омоноличивание швов и гидроизоляция трубы.
Швы портальных стенок и открылков конопатятся и заполняются це­ментным раствором, с уплотнением металлической шуровкой. Внутренние швы в теле трубы заполняются паклей с последующей заделкой цементным раствором.

Рис. 25. Бетонирование русла входного и выходного оголовков: 1 – котлован;
2 – послойное основание под тело трубы и оголовки; 3 – портальные стенки;
4 – основание под тело трубы; 5 – лекальные блоки; 6 – разрывы лекальных
блоков; 7 – монолитный бетон; 8 – основание под укрепление русла

При двух- и трехочковых трубах пазухи между этими трубами за­полняются цементобетоном, доставляемым автобетоновозами или изготовляемым на месте. Цементобетон к пазухам подается в бадьях с помощью автомобильного крана или по лотку автобетоновоза. Уплотнение цементобетона в пазухах осуществляется глубинными вибраторами.
Гидроизоляция трубы осуществляется путем устройства оклеечной или обмазочной гидроизоляции. В первом случае труба покрывается с помощью ручного распределителя битумной мастикой, после чего наклеивается рулонный материал (рубероид), который обрабатывается битумной мастикой, после чего наклеивается второй слой рулонного материала. Обмазочная гидроизоляция устраивается путем обмазки внешней поверхности трубы битумным лаком с последующим нанесением двух слоев битумной мастики.
15. Засыпка котлована грунтом.
Засыпка котлована производится послойно с перемещением из отвала и разравниванием грунта бульдозером.
До начала послойной засыпки трубы производится засыпка грунтом или сыромятной глиной пазух трубы с уплотнением ручными механическими трамбовками (рис. 26).
Толщина каждого уплотняемого слоя в пазухах и местах использования механических трамбовок должна составлять 0,10–0,12 м. При уплотнении грунта самоходными виброкатками толщина слоев должна соответствовать мощности грунтоуплотняющего средства. Грунт при уплотнении должен иметь оптимальную влажность. Коэффициент уплотнения грунта должен составлять Ку > 1,0, что позволяет избежать просадок грунта и дорожной одежды над трубой в процессе эксплуатации.
Рис. 26. Засыпка котлована грунтом: 1 – насыпь земляного полотна;
2 – водопропускная труба; 3 – пазуха трубы; 4 – слои грунта засыпки;
5 – разравнивание грунта бульдозером; 6 – уплотнение грунта пневмокатком

16. Укрепление откосов. После послойной засыпки трубы производится расчистка подводящего и отводящего ру­сел от грунта и укрепление откосов у оголов­ков, а также строительство водоотбойного колодца, если он преду­смотрен проектом реконструкции трубы.
При укреплении откосов используются автосамосвалы для транспортирования к месту производства работ плитки (если предусмотрено проектом, в ряде случаев укрепление откосов делается монолитным бетоном) и материала основания для неё (щебень, щебеночная или гравийно-песчаная смесь). Работы по укреплению откосов выполняются вручную, которые включают: планировку грунта, уплотнение грунта, распределение материала основания, укладку плитки и её омоноличивание цементным раствором.
Полная перестройка прямоугольной трубы включает в себя опе­рации, аналогичные рассмотренным ранее, за исключением монтажа лекальных блоков, вместо которых используется монолитный бе­тонный фундамент.
Большие прямоугольные железобетонные трубы в ряде случаев бетонируются на месте. При этом на подготовленном основании устанавливается опалубка, монтируется и сваривается арматурный каркас, после этого производится бетонирование с применением крана и бадьи. Уплотнение производится наружными и глубинными вибраторами.
Удлинение водопропускной трубы для уменьшения объема работ целесообразно производить с одной стороны, с односторонним уширением земляно­го полотна и дорожной одежды. В процессе удлинения трубы выпол­няются следующие основные операции.
1. В случае постоянного протекания воды через трубу устраивается временное отводящее русло с применением экскава­тора «обратная лопата». Удаляется укрепление лотка и откосов. Уда­ление грунта откоса, примыкающего к оголовку, выполняется с приме­нением экскаватора «обратная лопата» или при высокой насыпи (более 3 м) – с помощью экскаватора-драглайна.
2. Разборка оголовка трубы, включая открылки и портальную стенку, производится с применением пневматических или электрических отбойных молотков и автомобильного крана. Кран устанавливается на насыпи или внизу с целью обеспечения удобного и безопасного способа производства работ.
3. Отрывка котлована для основания и фундамента удлиняемой части трубы выполняется с применением экскаватора «обратная лопата». В котлован не должна поступать вода. Планировка и уплотнение дна котлована производятся анало­гично, как для полной перестройки трубы.
4. То же относится и к устройству основания из песчано-гравийной или щебеночной смеси, распределению цементного раствора, монта­жу портальных стенок, открылков, лекальных блоков удлиняе­мой части трубы, монтаж портальной стенки звеньев удлиняемой трубы и открылков, омоноличивание швов, заделку и гидроизоля­цию швов звеньев, заполнение цементобетоном пазух при двух- или трехочковых трубах, гидроизоляцию трубы.
5. Работы завершаются устройством бетонного лотка у оголовка, строительством водобойного колодца, если он предусмотрен проек­том реконструкции трубы, и засыпкой грунтом удлиненной части тру­бы, которую производят одновременно с уширением земляного по­лотна.
При полной перестройке и удлинении гофрированных труб технология отличается следующим: ввиду отсутствия бетонных оголовков, котлован под трубу не имеет углублений под портальные стенки, работы по разравниванию и планированию грунта в котловане, разравнивание и уплотнение материала основания под тело трубы может выполняться обычными дорожными машинами. Окончательная сборка трубы болтовыми соединениями производится на месте после транспортирования собранных элементов труб на базе. Длина собранных на базе частей трубы 3–5 м. Уплотнение грунта в гофрах производится штыковками. Внутри трубы устраивается лоток из бетонной или асфальтобетонной смеси сферической формы (рис. 27) для предотвращения застоя воды и коррозии трубы.

Рис. 27. Лоток гофрированной водопропускной трубы:
1 – гофрированная водопропускная труба; 2 – лоток
из бетонной или асфальтобетонной смеси

Оголовок гофрированных труб воротникового типа делается из монолотного бетона или плиток по откосу (рис. 28).
Рис. 28. Устройство оголовка воротникового типа: 1 – гофрированная
труба; 2 – укрепление откоса плиткой или монолитным бетоном

Контрольные вопросы к главе 2
1. Что входит в состав подготовительных работ?
2. Какие способы уширения насыпей и выемок существуют?
3. В каких случаях исправляется продольный профиль?
4. Причины пучинообразования на автомобильных дорогах.
5. В каких случаях осуществляется полная перестройка водопропускных труб?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector