Устройство откосов при строительстве дорог
Транспортное строительство
Использование геосинтетических материалов в транспортном строительстве обеспечивает высокий уровень конструктивных решений и экологических требований, а также увеличивает срок эксплуатации автомобильных дорог и железнодорожного полотна в различных климатических условиях и при высоких динамических нагрузках.
Типовые решения
- Слабое основание
- Дорожная одежда
- Водопропускные трубы
- Лежневый настил
- Силовая обойма
- Гибкий ростверк
- Увеличение несущей способности
- Ледовая переправа
- Балластный слой
- Подбалластный слой
- Высокий уровень грунтовых вод
- Пластовый дренаж
- Дренажная прорезь
- При высоком уровне грунтовых вод (ВУГВ)
- Водоотведение из подбалластного слоя
- Устройство автомобильных дорог на вечномерзлых грунтах
- Берегоукрепление Высокий уровень поверхностных вод
- Подтопляемые территории
- Укрепление конусов мостов
- Просадочные грунты
- Болото
- Противофильтрационная завеса
- Ликвидация просадок на вечномерзлых грунтах
- Берегоукрепление из геошпунтов
- Просадочные грунты
- Подтопляемые территории
- Противоэрозионная защита
Если хотите узнать больше
Геосинтетика для транспортного строительства
Геосинтетические материалы и конструктивные решения «ТЕХПОЛИМЕР» используются при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, временных автомобильных дорог, железных дорог, подъездных путей, площадок для стоянки автомобилей.
Разработки «ТЕХПОЛИМЕР» предназначены для решения наиболее распространенных проблем при строительстве автомобильных дорог:
- Подтопляемые территории;
- Вечномерзлые грунты основания;
- Пучинистые грунты основания;
- Слабые грунты основания (болота I–III типов, просадочные грунты);
- Высокий уровень грунтовых вод;
- Карстообразование;
- Образование ледяных линз;
- Разрушение подпорных стен;
- Эрозия откосов насыпи/выемок.
С помощью геосинтетических материалов «ТЕХПОЛИМЕР» данные проблемы можно предотвратить на стадии проектирования.
Геосинтетика позволяет увеличить эксплуатационную надежность, срок службы дорожной конструкции и отдельных ее элементов, упростить технологию и сократить сроки строительства, уменьшить расход традиционных дорожно-строительных материалов и объемы земляных работ.
Задачи, которые мы решаем в отрасли
Армирование слоев асфальтобетона с помощью полиэфирной сетки с битумной пропиткой «Армосет Б» или сетки в слое битума БНД «Армосет Б/Б», а также армирование основания дорожной одежды и основания земляного полотна с применением армированных Георешеток РД, РД/М или двуосноориентированной Георешетки СД.
Армогрунтовые конструкции (подпорные стены) для расширения имеющейся дорожной насыпи и стабилизации неустойчивых оползневых откосов c применением геошпунта, железобетонных блоков, габионов, а также подпорные стены по методу обертывания с озеленением лицевой части. Технология позволяет проводить строительные работы в сжатые сроки, в зимний период и в стесненных условиях.
Противокарстовая защита при строительстве дорожных объектов, в геологическом строении которых присутствуют растворимые горные породы, имеются карстовые проявления на поверхности и/или в глубине грунтового массива. Эти проблемы решает применение буронабивных или текстильно-песчаных геосвай с устройством гибкого ростверка.
Противофильтрационные завесы из геошпунта устраиваются вдоль береговой линии водоема и на местности с высоким уровнем грунтовых вод с целью предотвращения обводнения и разрушения основания дорожного полотна.
Пластовый дренаж в слоях дорожной одежды и основании земляного полотна, в том числе дренаж мелкого и глубокого заложения с применением модулей «БлокТех», которые являются более эффективной и экономичной альтернативой дренажным системам из дискретных материалов и решают в том числе проблему заиливание дренажных слоев дорожной конструкции.
Поверхностный водоотвод для сбора, задержания, отвода воды с поверхности дорожной одежды с целью предотвращения её разрушения. Для решения этих задач применяются такие геосинтетические материалы, как гидроизоляционная геомембрана, бетонное полотно и бентонитовые маты «Бентотех».
Противоэрозионная защита откосов дорожной насыпи с применением бетононаполняемых матов, бетонного полотна, объемной георешетки и «Геомата 3D». Применение этих материалов обеспечивает защиту поверхности откосов от погодно-климатических факторов, водной и ветровой эрозии, укрепление и местную устойчивость насыпи.
Берегоукрепление с помощью геошпунта и бентононаполняемых матов при прокладке дорог позволяет предупредить нарушение дорожных конструкций, находящихся в береговой зоне.
Устройство аккумулирующих резервуаров и коллекторов в составе ливневой канализации с применением модулей «БлокТех» и анкерного листа V-LOCK помогает решить следующие проблемы еепродолжительного срока эксплуатации дорожного полотна и частого текущего и капитального ремонта.
Ремонт водопропускных труб круглого, прямоугольного, арочного сечения, расположенных в теле автомобильных и железных дорог, с применением анкерного листа V-LOCK и технологии «ПайпАрм», которая может использоваться в качестве типового решения при текущем ремонте сооружений без разработки полноценной проектной документации.
В период с 2015 по 2020 годы отремонтировано более 70 сооружений в состав автомобильных дорог федерального и регионального значения в 10 регионах РФ.
Элементы земляного полотна и типовые поперечные профили
Земляное полотно представляет собой сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги (рис. 2.4).
В земляном полотне обычно рассматриваются его верхняя часть (рабочий слой), основания насыпи и выемки, устройства для поверхностного водоотвода, дренирующие сооружения, защитные гидротехнические сооружения. Верхней частью считается слой уплотненного грунта толщиной не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.
Основание насыпи представляет собой массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при малых насыпях — ниже границы рабочего слоя.
При устройстве дренирующего слоя его возвышение над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, над поверхностью земли в откосах насыпи, а также над расчетным уровнем воды в кюветах должно быть не менее 0,2 м.
Бровка земляного полотна — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земполотна в месте их сооружения.
Кромка проезжей части — линия, отделяющая проезжую часть от обочины.
Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой, необходимая для предохранения краев (кромок) от разрушения, а также для размещения остановочных полос, барьерного и тросового ограждения, средств сигнализации и других устройств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть грунтовые или укрепленные различными материалами. Ширина обочин зависит от категории дороги.
По своему назначению обочины по ширине подразделяются:
• на краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;
• остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;
• прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.
Укрепление обочин выполняют для повышения пропускной способности автомобильных дорог, а также для удобства и безопасности движения.
В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от просачивания поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.
Откос представляет собой наклонную поверхность, которая ограничивает искусственное земляное сооружение или склоны естественного рельефа.
Ширина земляного полотна — расстояние между бровками; нормируется в зависимости от категории дороги.
Подошвой насыпи является нижняя поверхность насыпи, опирающаяся на подстилающий грунт.
Заложение откоса — горизонтальная проекция откоса. Наклон его к горизонту, т.е. его крутизна, выражается отношением высоты откоса к его горизонтальному заложению; при этом высота откоса условно принимается за единицу.
Полоса отвода — территория вдоль дороги, представляемая в установленном порядке для размещения соответствующих конструктивных элементов автомобильной дороги и ее сооружений, а также необходимые для содержания и использования указанных элементов здания, сооружения, защитные и декоративные насаждения и устройства.
Придорожные полосы — участки земли, прилегающие с обеих сторон к постоянной полосе отвода, создающие нормальные условия эксплуатации автомобильных дорог и их сохранность, обеспечивающие требования безопасности населения. В границах этих участков устанавливается особый режим использования придорожных полос, включая строительство зданий и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.
Различают постоянную полосу отвода (рис. 2.5), границы которой располагаются на расстоянии 1 м от нижней части откосов земляного полотна (слева и справа), и временную.
Постоянная полоса отвода предназначена для размещения дороги и ее сооружений и нормируется в зависимости от категории дороги. Временная полоса отвода служит для размещения боковых кювет-резервов, временного складирования дорожно-строительных материалов и конструкций, маневрирования машин и механизмов в процессе строительства, размещения валов почвенно-растительного грунта. В состав земли автомобильных дорог входят полосы отвода, а также земельные участки, относящиеся к землям транспорта, предоставляемые в установленном порядке для размещения на них объектов, необходимых для осуществления дорожной деятельности.
Прочность и устойчивость земляного полотна обеспечиваются:
• соблюдением проектных геометрических параметров;
• отводом поверхностных вод и отводом влаги из-под конструкции дорожной одежды;
• необходимым возвышением бровки земляного полотна над уровнем грунтовых и поверхностных вод;
• возведением земляного полотна из устойчивых грунтов с послойным уплотнением до требуемого значения;
• назначением оптимальной крутизны откосов насыпей и выемок с предохранением их поверхности от оползания, водной и ветровой эрозии.
От устойчивости и прочности земляного полотна в значительной степени зависят эксплуатационные показатели и срок службы дорожной одежды.
В устойчивости земляного полотна большую роль играет регулирование его водно-теплового режима, под которым понимается комплекс инженерных мероприятий: обеспечение поверхностного водоотвода; возвышение низа конструкции дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых вод; использование грунтов, не склонных к льдообразованию или увеличению объема при насыщении водой; надлежащее уплотнение грунтов; устройство дренажей и различных прослоек в теле насыпи.
На косогорах устойчивость земляного полотна связана с правильной врезкой его в склон рельефа, устройством дренажей глубокого заложения, подпорных стен и других инженерных сооружений.
Конструкции земляного полотна могут быть типовыми и индивидуальными (рис. 2.6).
Индивидуальные поперечные профили земляного полотна разрабатываются при неблагоприятных инженерно-геологических и гидрологических условиях:
• насыпи высотой более 12 м;
• выемки глубиной более 12 м;
• болота глубже 4 м;
• глубокие балки и овраги;
• избыточно засоленные грунты и такыры;
• при использовании средств гидромеханизации;
• при использовании буровзрывных методов.
Насыпи высотой до 2 м устраиваются из привозных грунтов с заложением откосов 1:4, что обеспечивает безопасный съезд автомобилей с дороги при экстренных обстоятельствах. При устройстве земляного полотна высотой до 2 м из боковых кювет-резервов откосы принимаются также с уклоном 1:4, а дну резервов придается поперечный уклон 20. 30 % в сторону от дороги, так как ограждающие конструкции при этой высоте не предусматриваются.
Геометрическая форма и конструкция земляного полотна должны способствовать незаносимости его снегом и песком. Снегозаносимость обеспечивается назначением пологих откосов насыпей и выемок (от 1:4 до 1:6), возвышением бровки земляного полотна на 0,4. 0,6 м над поверхностью снегового покрова (в данной местности при расчетной вероятности превышения 5 %), ограждением дороги зелеными насаждениями и снегозащитными устройствами. В лучших условиях по снегозаносимости находятся участки трассы, проложенные вдоль господствующих в зимнее время ветров.
Земляное полотно должно обеспечивать требуемую безопасность автомобильного движения, сохранять проектные очертания в течение заданного срока службы: предупреждать образование размывов, просадок и морозного пучения свыше расчетных значений (рис. 2.7), обеспечивать достаточную прочность грунтов верхней части земляного полотна в расчетный период года; гармонично сочетаться с окружающим ландшафтом; облегчать применение комплексного механизированного способа возведения и содержания.
На грунты земляного полотна воздействуют нагрузки от проезжающих транспортных средств и дорожной одежды; погодно-климатические факторы, которые вызывают процессы увлажнения-высыхания и замерзания-оттаивания, что изменяет свойства грунтов. Значительные напряжения от проезжающих автомобилей возникают в верхней части насыпей до глубины 0,6. 1,0 м от поверхности покрытия.
Из-за хаотичного накопления влаги при процессах замораживания-оттаивания может происходить неравномерное поднятие и опускание поверхности земляного полотна, что приводит к образованию деформаций дорожной одежды.
Прочность земляного полотна во многом зависит от технологических параметров, основным из которых является обеспечение необходимой степени уплотнения грунтов, а также от рационального расположения в его теле различных грунтов. Более прочные грунты целесообразно помещать в верхнюю часть насыпи. Земляное полотно в своем объеме должно быть однородным по физическому состоянию грунтов. Повышение его однородности приводит к повышению надежности в период эксплуатации.
Транспортное строительство (авто, ж/д дороги, аэродромы, прилегающая инфраструктура)
Применение бентонитовых матов на объектах транспортного строительства
Дороги:
- Устройство гидроизоляционных прослоек в конструкциях автомобильных дорог
- Защита насыпей и откосов от неблагоприятных гидрометеорологических воздействий
- Гидроизоляция откосов дорог от попадания реагентов в почву
- Изоляция тела насыпи при высоком уровне грунтовых вод от размыва, изоляция ядра тела насыпи
- Изоляция водоотводных канав, кюветов
Аэродромы:
- Гидроизоляция взлетных полос и дорог
- Изоляция водоотводных канав, кюветов, устройство водоотводных систем
ЖД дороги:
- Устройство гидроизоляционных прослоек в конструкциях автомобильных дорог
- Защита насыпей и откосов от неблагоприятных гидрометеорологических воздействий
- Гидроизоляция откосов дорог от попадания реагентов в почву
- Изоляция тела насыпи при высоком уровне грунтовых вод от размыва, изоляция ядра тела насыпи
- Изоляция водоотводных канав, кюветов
- Изоляция конструкций прилегающей инфраструктуры
ООО «БентИзол» предлагает:
для вашего объекта на территории
РФ, СНГ или Европы
Материал всегда на складе!
- Консультации инженеров — проектировщиков
- Авторский надзор
- Монтаж гидроизоляции любой сложности с применением бентоматов «под ключ»
Примеры технических решений для объектов дорожного строительства с применением бентонитовых матов
Рисунок 1. Применение бентонитовых матов при устройстве автомобильных дорог.
Устройство защиты склона и тела автодороги на подтопляемых территориях с использованием бентонитовых матов
Устройство изоляции водоотводных канав с применением бентонитовых матов
Видео о применении бентонитовых матов в дорожном строительстве