Freewaygrp.ru

Строительный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заложение откоса для дорог 3 категории

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ

Поперечные профили земляного полотна проектируют одновре­менно с продольным профилем дороги.

Типовые попереч­ные профили земляного полотна должны быть представлены в соответствии с рабочими отметками, видом грунта с учетом обеспечения устойчивости откосов, требований безопасности движения, незаносимости дороги снегом, минимальной стоимости строительства.

1. Типовые поперечные профили насыпей:

1) низкие насыпи (рис. 3.19) высотой до 3м на дорогах I-II категорий и до 2м на дорогах III-IV категорий. Заложение откосов (1 : 4 или 1 : 3) назначается по условиям безопасности движения. Нормы предусматривают крутизну откоса 1 : 4 для дорог I-a категории (для автомагистралей) и 1 : 3 для дорог I-б, I-в, II-IV категорий.

Рис. 3.19. Поперечные профили низких насыпей на дорогах:

а — I-II категорий; б – III — IV категорий

2) высокие насыпи высотой от 2 (3) м до 12м (рис. 3.20). Крутизна откосов назначается минимальной по условиям их устойчивости: m1 = 1,5 при мелких и пылеватых песках, m1 = 1,75 — при глинистых грунтах.

Рис. 3.20. Поперечные профили насыпей по условиям устойчивости откосов

Для повышения устойчивости откоса нижнюю его часть при высоте насыпи более 6м проектируют более пологой (m2 = m1 + 0,25).

2. Типовые поперечные профили выемок.

На открытых участках местности по условиям снегозаносимости дороги мелкие выемки проектируют раскрытыми (рис. 3.21 а) или разделанными под насыпь (рис. 3.21, б), в выемках глубиной до 5м откос выемки отдаляют от дороги путем устройства закюветной полки (кювет-резерва) шириной не менее 3,0м (рис. 3.22). Заложение откоса, со стороны обочины принимают 1:4 для дорог I-а категории и 1:3 для дорог I-б – IV категорий по условиям безопасности движения аналогично заложения откосов низких насыпей (рис. 3.19).

Рис. 3.21. Поперечный профиль мелкой выемки на открытой местности

Рис 3.22. Поперечный профиль выемки глубиной до 5 м на снегозаносимом участке местности

На снегонезаносимых участках выемки глубиной 0-12м проекти­руют с заложением откосов 1 : 1,5 по условиям их устойчивости (см. рис. 3.23 а). Такой же поперечный профиль имеет выемки глубиной 5-12м на снегозаносимых участках местности.

Заложение откосов со стороны обочины принимают 1 : 4 для дороги I-а категории и 1 : 3 для дорог I-б – IV категорий.

Рис. 3.23. Поперечный профиль выемки

Поперечные профили земляного полотна вычерчивают на миллиметровке в масштабе 1 : 200 или 1 : 100. Вертикальный и горизонтальный масштабы одинаковы. Типовым поперечникам присваивают номера (тип 1, тип 2 и т.д.), в соответствии с которыми в графе 3 (табл. 3.2) продольного профиля указывают их наименование и границы применения с рассто­янием до ближайших пикетов. В основной надписи в графе 4 (см.рис. 3.5) записывают «Поперечные профили земляного полотна».

Презентация на тему Элементы автомобильной дороги. (Лекции 1, 2)

Презентация на тему Презентация на тему Элементы автомобильной дороги. (Лекции 1, 2), предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 14 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Элементы автомобильной дороги. (Лекции 1, 2)

Слайды и текст этой презентации

Элементы автомобильной дороги

Элементы земляного полотна:
1 – основание или подошва насыпи (выемки)
2 – откосная часть насыпи (выемки)
(1:m — коэффициент заложения откоса)
3 – бровка земляного полотна

4 – водоотводная канава, кювет
Элементы дорожной одежды:
5 – дорожная одежда (конструктивные слои д.о.)
/покрытие, основание, доп.слой основания/
6 – кромка проезжей части
7 – обочина дороги
/служит для временной остановки транспорта/
8 – полоса движения
9 – проезжая часть

Земляное полотно автомобильной дороги

Земляное полотно — комплексное инженерное сооружение, включающее грунтовые (земляные) конструкции в виде насыпей или выемок, а также различные устройства и конструкции для их защиты от подземных и поверхностных вод, от опасных геологических процессов.
Земляное полотно — это конструктивный элемент автомобильной дороги, обеспечивающий ее проектное положение, прочность, устойчивость, незаносимость и безопасность движения по ней.

Материалы для земляного полотна
автомобильной дороги
грунт из выемки;
грунт из притрассового резерва;
грунт из сосредоточенного карьера.
Коэффициент заложения откоса (1:m) зависит
1 – от вида грунта (из которого строим)
2 – высоты насыпи
3 – от категории дороги
Согласно СНиП 2.05.02-85 (п.6.26) для невысоких насыпей (до 3 м) для обеспечения безопасности съезда автомобилей в случае чрезвычайной ситуации, коэффициент заложения откоса для дорог:
I – III категории – 1:4;
IV – V категорий – 1:3.

Типы поперечных профилей:

I. Насыпь
II.Выемка
III. Полунасыпь-полувыемка
(насыпь на косогоре)
IV. Насыпь в нулевых отметках

Должно выполняться условие снегонезаносимости, п.6.33 СНиП 2.05.02-85 АД (СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02 — 85*. )

Сооружение земляного полотна должно выполняться комплексно-механизированным способом специализированными подразделениями (комплексной колонной или отрядом, механизированными бригадами или звеньями). Звенья целесообразно организовывать из однотипных машин: скреперные, бульдозерные, экскаваторные и др.

Земляное полотно проектируют с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.

Читать еще:  Что такое откос как считать

Природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических факторов с учетом деления территории России на дорожно-климатические зоны (ДКЗ) в соответствии с Таблицей 20 и обязательным приложением 1 СНиП 2.05.02-85.

Классификация работ при строительстве:
1. Подготовительные работы
2. Основные работы
3. Отделочные работы (окончательные)

1. Подготовительные работы или Подготовка дорожной полосы включает:
— расчистку полосы отвода;
— восстановление и закрепление трассы;
— разбивку элементов земляного полотна;
— устройство временных дорог;
— постройка временных сооружений; линий связи; электроосвещения и т.д.;
— водоотводные и осушительные работы.

2. Основные работы по сооружению земляного полотна включают в себя:
2.1 Разработку грунта, которая может производится различными землеройными машинами в карьерах, выемках, сосредоточенных и боковых резервах.
В зависимости от трудности разработки различными машинами грунты разделяют на четыре группы: I группа – грунты легкоразрабатываемые, II группа – грунты средней трудности разработки, III группа – грунты тяжёлые для разработки, IV группа – грунты особо тяжёлые для разработки.
Машины используемые при разработке грунтов:
— экскаваторы + автосамосвалы;
-скреперы;
-бульдозеры;
-автогрейдеры;
-грейдер-элеваторы.

2.2 Перемещение грунта от источника его добычи до места укладки в насыпь. Перемещение грунта из бокового резерва производится машинами осуществляющими его разработку.
Грунт для отсыпки насыпи земляного полотна разрабатывают и перемещают следующими способами:
— из боковых резервов (вдоль строящегося участка). Этот способ может использоваться при выполнении линейных работ
— из сосредоточенного резерва, находящегося на расстоянии от места строительства. Этот способ наиболее распространен и применяется в том случае, когда грунт боковых резервов непригоден для строительства

2.3 Разравнивание грунтов, выполняется бульдозерами, автогрейдерами, профилировщиками.
Послойное разравнивание грунта и планировку поверхности слоя выполняют после отсыпки каждого слоя на всю ширину земляного полотна на всей захватке.
2. 4 По необходимости выполняется доувлажнение или осушение грунтов до оптимальной или требуемой влажности. Увлажнение производится поливомоечными машинами, а осушение выполняют путем введения химических веществ или просушкой на открытом воздухе.
2.5 Слой уложенного и спланированного грунта уплотняется одним из методов: укаткой, трамбованием или виброуплотнением с применением соответствующих уплотнителей.

Качество уплотнения грунта определяет устойчивость земляного полотна, что в конечном итоге обеспечивает надежность, прочность и долговечность дорожной одежды.
Для достижения высокой прочности и водостойкости грунт уплотняют при влажности, обеспечивающей требуемую плотность.
Максимальная плотность достигается при оптимальной влажности!
Укатка — это наиболее эффективный и распространенный метод уплотнения грунтов, для которого применяют катки на пневматических шинах, гладковальцовых, кулачковых и решетчатых.
При трамбовании грунт уплотняется за счет энергии падающей трамбующей плиты (трамбовки).
В дорожном строительстве применяют поверхностные вибраторы, вибромашины и виброкатки.

3. Отделочные работы
В состав отделочных работ входит:
планировка поверхности земляного полотна, откосов;
планировка дна и откосов кюветов;
укрепление откосов насыпей и выемок для обеспечения устойчивости.
3.1. Планировка откосов и поверхности земляного полотна.
Работы, в результате которых земляному полотну придается проектное очертание, называют отделочными.
Для отделочных работ применяют специальные машины— автогрейдеры, планировщики, отделочные машины, навесное оборудование на эксваваторах, бульдозерах и тракторах.

3.2. Укрепление откосов насыпей и выемок
Укрепительные работы выполняются на завершающей стадии строительства автомобильных дорог.
Укреплению подлежат:
откосы и обочины земляного полотна,
подходы к малым искусственным сооружениям,
откосы насыпи у оголовков труб.

Материалы: посев многолетних трав (гидропосев), синтетические материалы (геосетки и др.), торфо-песчаная смесь, железобетонные плиты, бетонные плиты (блоки) и другие.

Работы по укреплению откосов и обочин относятся к числу мероприятий направленных на повышение долговечности и надежности эксплуатации земляного полотна.
Откосы земляных сооружений испытывают различные воздействия погодно-климатических факторов, силовые, включая напряжение от собственного веса, а так же воздействия подземных и текучих вод.
Откосы насыпи могут быть подтопляемые и не подтопляемые.

Поперечный профиль дороги

Поперечный профиль дороги представляет собой изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги.

Полосу местности, выделяемую для расположения на ней дороги, разработки грунта, предназначенного для отсыпки насыпей, строительства вспомогательных сооружений и посадки зеленых насаждений, называют дорожной полосой, или полосой отвода.

Изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги, называют поперечным профилем (рис. 1).

Рисунок-1. Элементы поперечного профиля дороги

а – с одной проезжей частью; б – с двумя проезжими частями и разделительной полосой; 1 – земляное полотно; 2 – обочина; 3 – проезжая часть; 4 – внутренний откос боковой канавы; 5 – бровка насыпи; 6 – кромка проезжей части; 7 – ось проезжей части; 8 – ось дороги; 9 – краевая полоса; 10 – внешний откос боковой канавы; 11 – откос насыпи; 12 – разделительная полоса

Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, представляет собой проезжую часть. Ее укрепляют прочными каменными материалами, устраивая дорожную одежду, верхний слой которой называют покрытием. Дороги I категории имеют самостоятельные проезжие части для движения в каждом направлении. Между ними для безопасности оставляют разделительную полосу, на которую запрещается заезд автомобилей. Сбоку от проезжей части расположены обочины. Обочины используются для временной стоянки автомобилей и для размещения дорожно-строительных материалов при ремонтах. Наличие обочины, окаймляющей проезжую часть, способствует безопасности движения автомобилей. Вдоль проезжей части на обочинах и разделительных полосах устраивают укрепительные (краевые) полосы, повышающие прочность края дорожной одежды и обеспечивающие безопасность при случайном съезде колеса автомобиля с покрытия. Наличие краевых полос оказывает положительный психологический эффект на водителей, устраняя боязнь приближения к краю проезжей части.

Читать еще:  Планировка откосов насыпи автогрейдером

Для расположения проезжей части на необходимом уровне от поверхности грунта сооружают земляное полотно (насыпь или выемку) с боковыми канавами (кюветами), предназначенными для осушения дороги и отвода от нее воды. К земляному полотну относят также резервы – неглубокие выработки вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи, и кавальеры – параллельные дороге валы, в которые укладывают грунт из выемок, не потребовавшийся для отсыпки смежных участков насыпей. Другими словами, земляным полотном называют всю часть полосы отвода, затронутую земляными работами.

Проезжая часть и обочины отделяются от прилегающей местности правильно спланированными наклонными плоскостями – откосами. В выемках и боковых канавах различают внешний и внутренний откосы. Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы образует бровку земляного полотна. Расстояние между бровками условно называют шириной земляного полотна. Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения, который определяется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции – заложению (котангенс угла наклона).

Откосам малых насыпей (до 1,0 м) для возможности съезда автомобилей с дороги в аварийных случаях целесообразно придавать заложение 1:5 или 1:6. Это способствует также уменьшению заносимости дороги снегом и повышает безопасность движения. При высоте насыпи менее 6,0 м, исходя из требований экономии земляных работ, откосы устраивают с заложением 1:1,5.

В настоящее время по действующим правилам сооружения земляного полотна принимают следующие коэффициенты заложения откосов:

1) не круче 1:4 для насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий и 1:3 для насыпей высотой до 2 м на дорогах остальных категорий;

2) более высокие насыпи, а также насыпи на ценных плодородных землях, строящиеся из грунта, привозимого из закладываемых вдалеке от дороги грунтовых карьеров, или строящиеся в местах, где съезд с дороги невозможен, допускается возводить с более крутыми откосами 1:1,5 при обязательной установке ограждений на высоких насыпях. В мелких песчаных и пылеватых грунтах в районах с влажным климатом крутизну откосов уменьшают до 1:1,75;

3) для устойчивости высоких насыпей, за исключением случаев отсыпки их из валунных, гравелистых и щебенистых грунтов, которым можно придавать постоянную крутизну до высоты 12 м, нижнюю часть откосов, начиная с 6 м от бровки земляного полотна, делают более пологой с заложением откосов 1:1,75. При возведении насыпей из камня слабовыветривающихся скальных пород откосам придают заложение от 1:1,3 до 1:1,5. Типовые поперечные профили насыпей показаны на рис. 2.

Рисунок-2. Поперечные профили земляного полотна в насыпях

а – обтекаемый поперечный профиль с кюветом-резервом при высоте менее 1м; б – не обтекаемый поперечный профиль при высоте до 2м; в – при высоте до 12 м; г – на косогоре с уклоном менее 1:1,5 до 1:3 с резервом; д – на косогоре крутизной от 1:5 до 1:3; е – деталь сопряжения верхового откоса насыпи с поверхностью грунта при отсутствии нагорной канавы; 1 – граница полосы отвода; 2 – сминаемый слой растительного грунта; 3 – слой растительного грунта, укладываемого на откосах; 4 – треугольная канава глубиной по расчету, во не менее 0,3 м; 5 – резерв размером в зависимости от необходимого количества грунта; 6 – банкет высотой не более 0,6 м; 7 – нагорная канава глубиной по расчету, но не менее 0,6 м

Для насыпей высотой 2,0 м и менее имеются два типа поперечных профилей: обтекаемый и не обтекаемый. Основной из них – обтекаемый поперечный профиль – применяется при возможности получения для строительства дороги широкой полосы местности (полосы отвода), имеет округленные очертания, которые способствуют его плавному обтеканию снеговетровым потоком и меньшей заносимости снегом. Если дорогу прокладывают по малоценным землям, грунт для отсыпки насыпи берут из устраиваемых рядом с насыпью неглубоких выработок – резервов. Размеры резервов определяют исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна. Глубина резервов должна быть не более 1,5 м и не менее 0,3 м. На участках с поперечным уклоном местности резервы располагают с нагорной стороны, на горизонтальных – с одной или двух сторон в зависимости от местных условий. Ширину резервов необходимо по возможности выдерживать постоянной на достаточно больших участках.

При строительстве дорог на ценных сельскохозяйственных угодьях устраивают насыпи необтекаемого поперечного профиля, возводимые из привозного грунта. Типовые поперечные профили выемок показаны на рис. 3.

Рисунок-3.Поперечные профили земляного полотна в выемках

а – мелкие выемки обтекаемого профиля – раскрытая (слева) и разделанная под насыпь (справа); б – мелкая не обтекаемая выемка;

Читать еще:  Защелка для крепления откосов

в – выемка глубиной до 12 м; г – выемка в неоднородных грунтах; д – полунасыпь-полувыемка на косогоре; 1 – граница полосы отвода; 2 – слой растительного грунта на откосах; 3 – канава глубиной по расчету, но не менее 0,3 м; 4 – снимаемый слой растительного грунта на откосах;
5 – нагорная канава глубиной не менее 0,6 м; 6 – рыхлые отложения; 7 – легковыветривающаяся скальная порода; 8 – слабовыветривающаяся скальная порода; 9 – банкет высотой не более 0,6 м

На дорогах I-III категорий выемки глубиной до 1 м рекомендуется устраивать обтекаемого поперечного профиля, обеспечивающего не заносимость снегом. Они бывают двух типов: раскрытые с пологим внешним откосом и разделанные под насыпь (рис. 8.3а) – настолько уширенные, что проезжая часть воспринимается как бы построенной на насыпи.

В местностях с интенсивными метелями и снегопадами выемки глубиной до 5 м целесообразно устраивать с откосами 1:1,5-1:2 с дополнительными полками шириной не менее 4 м для размещения приносимого и счищаемого с дороги снега.

При большей глубине для откосов выемок, устраиваемых в песчаных и однородных глинистых грунтах плотной консистенции, принимают заложение 1:1,5, а в крупнообломочных – до 1:1. Для улучшения обтекаемости внешние кромки откосов округляют.

В скальных легковыветривающихся и размягчаемых породах в зависимости от их свойств, степени выветривания и глубины выемки заложение откосов принимают от 1:0,5 до 1:1,5. При этом необходимо учитывать наклон залегания слоев, устойчивость горных пород против выветривания и экспозицию откосов выемок. Часто бывает, что породы (например, сланцевые и меловые), кажущиеся во время разработки вполне устойчивыми, после обнажения подвергаются интенсивному распаду и выветриванию. Чтобы осыпающийся материал не засорял дорожную канаву, в выемках глубиной более 2 м между подошвой откоса и наружной бровкой канавы устраивают полку шириной 1-2 м, которую в процессе содержания дороги периодически очищают.

Лессовые грунты в связи с особенностями их структуры (тонкие вертикальные канальцы, стенки которых скреплены известковым веществом) могут стоять в сухих местах вертикальной стенкой. Поэтому выемки в лессах устраивают с откосами ближе чем H+5 м от бровки (где Н – высота откоса выемки, м) 1:0,1-1:0,5. Однако такой поперечный профиль неприменим в лессовидных суглинках и в лессах в районах с более влажным и дождливым климатом, где необходимо придавать откосам выемок заложения от 1:0,5 до 1:1,5.

Если выемкой прорезаются неоднородные по физическим свойствам грунты, откосам можно придавать ломаное или ступенчатое очертание (рис. 8.3г). Однако устройство таких откосов сложно и поэтому их допускают лишь в тех случаях, когда это дает возможность существенно снизить стоимость земляных работ.

При невозможности использования грунта для отсыпки насыпи допускается укладка его на обрезе дороги параллельно бровке выемки в валы – кавальеры, которым придают правильные геометрические очертания (рис. 4).

Рисунок-4.Схема расположения кавальеров

а – поперечный профиль кавальера; б – вариант забанкетной канавы: 1 – граница отвода; 2 – снимаемый слой растительного грунта; 3 – кавальер;
4 – забанкетная канава h=0,4 м; 5 – банкет

Высота кавальеров не должна превышать 3 м. Их отсыпают не ближе 3 м от внешней бровки откоса выемки. При слабых и переувлажненных глинистых грунтах, когда тяжесть кавальера может вызывать оползание откоса, кавальер располагают не ближе, чем H+5 м от бровки (где H – высота откоса выемки, м).

Для предотвращения стекания дождевой или талой воды в выемку между кавальером и откосом выемки отсыпают вал грунта треугольного сечения, называемый банкетом (рис. 8.4). Высота банкета не превышает 0,6 м; подошва его откоса должна отстоять от бровки выемки не менее чем на 1 м. Поверхности банкета придается уклон 20-40‰ в сторону от выемки. Между банкетом и кавальером отрывают забанкетную канаву глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Основные параметры элементов поперечного профиля автомобильных дорог

Согласно строительным нормам и правилам 2.05.02-85 основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 8.1.

Таблица 1. Основные параметры поперечного профиля

Примечание. Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать:

8 м — для дорог I-с категории; 7 м — II-с категории; 5,5 м – III-с категории.

Переходно-скоростные полосы предусматривают на перекрестках и примыканиях в одном уровне; в местах съездов на дорогах I…III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 авт./сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу; на дорогах II и III категорий при интенсивности 200 авт./сут и более.

Переходно-скоростные полосы предусматривают на дорогах I…IV а, I-c-a категорий в местах расположения площадок для остановки автобусов и троллейбусов, у автозаправок и площадок отдыха. У постов ГИБДД и контрольно-диспетчерских пунктов предусматривают полосы длиной, отвечающей нормам для разгона и торможения.

***** РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector