Freewaygrp.ru

Строительный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заложения откосов для канавы

Расчет глубины водоотводных канав

Размеры поперечного сечения канавы устанавливают с расчетом пропуска максимального расчетного расхода воды. Наименьшую глубину канав определяют получаемой расчетной величиной с прибавлением 0,2 м для возвышения бровки канавы над расчетным уровнем воды. Глубина канавы и ее ширина по дну должны быть не менее 0,6 м. Крутизна продольного уклона канавы i должен быть не менее 0,002. Откосы канавы в глинистых грунтах, суглинках, супесях и песках крупных и средней крупности делают крутизной 1:1,5.

Фактический расход м3/с, в канаве определяется по формуле

где щ – площадь «живого сечения» (занятого водой) канавы, м3

х – средняя скорость протекания воды, м/с

Площадь живого сечения канавы определяется по формуле

щ = б · h + m · h2 (2.2)

где б – ширина для канавы, м;

h – глубина воды в канаве, м;

m – коэффициент крутизны (заложения откоса);

Смоченный периметр канавы, м

p = б+2b = б+2b2) (2.3)

Гидравлический радиус, м, определяют по формуле

R = (2.4)

Скорость течения воды в канаве, м/с

х = С (2.5)

где С – коэффициент, зависящий от шероховатости дня канавы и гидравлическогоо радиуса определяется по таблице 2.1

i – уклон для канавы

Таблица 2.1 — Значения коэффициента С в зависимости от гидравлического радиуса R

Поперечный профиль канавы приведен на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Поперечный профиль канавы

В курсовой работе необходимо определить расчетную глубину канавы, продольный уклон дна канавы и выбрать при необходимости способ укрепления дна и откосов канавы. Тип грунта канавы в курсовой работе песок мелкий.

Данная задача решается методом подбора. В начале задают глубину канавы h и уклон дна канавы i, определяют площадь «живого сечения» канавы щ, вычисляют смоченный периметр p и подсчитывают гидравлический радиус R. Затем вычисляют расчетный расход воды Q и сравнивается с заданный расходом Qзад. Если разница между этими значениями не превышает 5%, то глубина канавы и продольный уклон выбраны удачно. Если Q> Qзад, то необходимо уменьшить размеры канавы, если

Полученную скорость движения воды необходимо сравнить с допускаемой скоростью для заданного грунта канавы по таблице 2.2. В случае превышения расчетной скорости движения потока с допускаемой скоростью необходимо выбрать меры по укреплению откосов.

Таблица 2.2 – Средние скорости течения воды м/с, в зависимости от средней глубины воды в канаве

Обеспечение поверхностного водоотвода

Атмосферные и грунтовые воды переувлажняют земляное полотно, что может привести к его размыву, сплываншо откосов, оползням, обвалам и другим разрушениям. Поэтому основная задача при возведении земляного полотна—создать систему поверхностного водоотвода в виде ряда сооружений, принимающих притекающую к дороге воду и отводящих ее в ближайшие водоемы. В состав системы поверхностного водоотвода входят боковые преимущественно грунтовые канавы в выемках и вдоль насыпей высотой до 1,5 м, боковые выработанные резервы, нагорные канавы у выемок, канавы для осушения болот, канавы, отводящие воду от дороги в водоемы, лотки на горных дорогах и др. Ряд водоотводных сооружений устраивают до возведения земляного полотна. Так, возведение насыпи начинают с раз

Работки резервов и канав; до начала разработки выемок прорывают нагорные канавы, предварительно производят осушение оползневых склонов и болот.

Канавы устраивают с откосами 1 : 1,5, реже 1 : 2. Канавам придают уклон не менее 5°/00. В равнинной местности на отдельных уча-стках возможно снижение уклона до 3в/00. Глубина боковых лотков и канав с заложением откосов 1 : 3 не должна превышать 0,5 м; в отдельных местах глубину допускают до 1 м.

Технология работ по устройству канав состоит из следующих операций. На месте обозначают оси канав вехами, затем проводят крайние борозды автогрейдерами и поперечными зарезаниями бульдозером перемещают грунт в насыпь или распределяют по прилегающей местности. Планировку откосов и точное придание им формы производят автогрейдерами с откосниками.

При отсыпке насыпей из боковых резервов последним придают поперечный уклон в сторону от насыпи. При широких резервах в дальней от насыпи стороне* прорезают канавы для отвода вод из резервов. Иногда при ширине резервов более G м их дну придают поперечный профиль с уклонами к оси резерва.

В местах перехода выемок в насыпи и при приближении к водоемам боковые канавы отводят в стороны. Чтобы предохранить откосы насыпей от размывания, на них для стока воды устраивают сборные бетонные лотки.

На продольных уклонах более 20—ЗО5/^, особенно в легкоразмы-ваемых грунтах, канавы укрепляют. Откосы и дно канав облицовывают бетонными плитами размером 40x40x12 см. Плиты укладывают непосредственно на грунт. Если уклон канав более 30°/оо, во избежание подмыва плит водой их укладывают на слой 10—12 см мелкого щебня или гравия размером 5—20 мм.

Во избежание проникания воды и подмыва плит швы между ними заливают битумной мастикой или цементным раствором, если можно обеспечить уход за ним и нормальное твердение. В горных районах вместо боковых канав устраивают на каменистых грунтах лотки из камня или из готовых бетонных изделий (рис. 42).

В местах вогнутых кривых в продольном профиле и на участках дорог I—III категорий для предохранения обочин и откосов земляного полотна от размыва быстропротекающей водой предусматривают строительство лотков. Эти лотки служат для сбора воды и отвода ее

В водоприемные колодцы под обочинами с решетками и выпускными трубами или по лоткам на откосах до подошвы насыпей. Расстояния между водосборными трубами и лотками устанавливают расчетом, а месторасположение и конструкцию лотков принимают в зависимости от вида укрепления обочин и других применяемых на дороге водоотводных сооружений. Для повышения механизации работ все конструкции доставляют на дорогу из сборных элементов и монтируют на месте. Наиболее целесообразно применение телескопических бетонных лотков (рис. 43). Они обладают тем преимуществом, что звенья их сопрягаются вдвиганием одного в другое и не требуют ни заделки швов, ни иных способов их закрепления. Благодаря этому телескопические лотки экономичны и устойчивы против сползания. Скорость движения воды по таким лоткам несколько снижается благодаря частым уступам. При боковых канавах на уклонах в них устраивают перепады бетонные или из камня.

Нагорные канавы роют бульдозерами и грунт перемещают в сторону выемки, укладывая его в виде вала банкета. На крутых горных склонах из щебенистых и скальных грунтов вдоль оси нагорных канав грунты разрыхляют с применением ВВ. После разрыхления грунта взрывами его сдвигают бульдозером для образования канавы и банкета.

В целях избежания трудоемких и дорогих работ по укреплению канав можно применять для этих работ жидкие карбамидные и фур-фуроловые смолы. Этими смолами, обладающими малой вязкостью, равномерно обрабатывают грунт, на глубину 3—4 см. Наилучшие результаты дают способы самопроизвольного растекания смол в грунте. Это возможно, когда сила адгезии воды и смолы больше сил когезии самой воды.

В результате пропитки смолами дна и откосов канав они не размываются даже на участках с большими продольными уклонами.

Технология работ состоит из тщательной планировки поверхности дна и откосов автогрейдером с откосником, разбрызгивания автогудронатором через шланг по поверхности канав укрепляющего материала с применением мер предосторожности, учитывая его токсичность.

Всю систему поверхностного водоотвода проверяют по ее работе во время сильного дождя. Замеченные места застоя воды или размыва отмечают с последующим их исправлением.

Наша компания предлагает вам не дорогие бани из профилированного бруса в Москве и Московской области. Наши поставщики имеут всю необходимую сертификацию на строительные матреиалы и гарнтируют только качественный продукт.

Приезжайте к нам в удобно расположенный офис на станции метро Таганская. Мы работаем до 20.00 часов вечера.

Все модификации бань могут менятся по вашему жалинию. Так же для вас возможно создание проекта по индивидуальному заказу. Сроки исполнения оговариваются непосредственно с каждым заказчиком.

Видео строительство дома из бруса

Ваш отзыв: Заметка: HTML теги не принимаются! Используйте обычный текст.

Рейтинг: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

Нагорные канавы. Проектирование. Расчет нагорной канавы.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода этой воды к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и пониженные места рельефа.

НГ трассируют на местности с таким продольным уклоном, при котором вода не размывала бы грунт.

Во избежание сплывов или оползания откосов выемки из-за переувлажнения грунта, которое может возникнуть в рез-те случайного засорения НГ, расстояние от края выемки до канавы д.б. не менее 5м. На косогорах с откосом круче 1:5 грунт из канав используют для устройства невысокого валика (банкета) между выемкой и канавой. Банкет несколько повышает безопасность дороги от затопления при переполнении НГ.

В местах перехода дороги из выемки в насыпь канавы отводят с нагорной стороны в резерв, а с низовой выводят на поверх-ть грунта в сторону от выемки. Для стока воды дно резерва по окончании земляных работ тщательно планируют с уклоном 20% от насыпи. Резервам, ширина которых превышает 6м, придают вогнутый профиль с уклоном к середине. При продольном уклоне резерва менее 5% для лучшего отвода воды в середине резерва делают канаву шириной по дну 0,4. Канавы, отводящие воду из резервов, д.б. укреплены против размыва.

По боковым водоотводным и НГ канавам вода стекает со скоростью, зависящей от их продольного уклона, поперечного профиля канавы, глубины потока и степени шероховатости стенок канавы. При скорости течения, меньшей 0,4-0,5 м/с, взвешенные в воде грунтовые частицы выпадают из потока и образуют отложения наносов, канава засоряется и в ней возникает застой воды. Поэтому не допускается уклон водоотводных канав менее 2 %.

При слишком большой скорости течения грунт начинает размываться, в связи с чем дно и откосы канав необходимо укреплять против размыва. Откосы канав укрепляют сплошной одерновкой с укреплением дна щебневанием, грунтом, обработанным органическими вяжущими мат-ми, одиночным мощением и каменной кладкой на цементном растворе. Часто применяют бетонные укрепления.

На больших уклонах дну канав придают ступенчатый продольный профиль, устраивая перепады из сборных ж/б элементов, бетона, укладываемого на месте, каменной кладки, а на дорогах местного назначения из плетней с гравийной засыпкой.

А) у насыпи б) у выемки, 1) насыпь 2) Нагорная канава 3) откос выемки

38) классификация водопропускных труб. Основные конструктивные элементы. Минимальные рабочие отметки в сечении трубы. Расчет длины и отметок трубы.

Для пропуска временного стока устраиваются водопропускные сооружения (малые мосты и трубы).

Чаще устраивают трубы. Их премущество: при любом сочетании плана и продольного профиля – не меняют условия движения автомобилей.

Типовые бывают прямоугольные и круглые трубы.

Прямоугольные: 2*2; 2*1,5; 2,5*3; 2,5*4

Круглые: ж/б и железные

ж/б — 0,5; 0,75; 1; 1,25; 1,5; 2м

железные гофрированные – 1…8м через 0,5

при решении вопроса устройства водопропускного сооружения нужно рассм.план и продольный профиль.

При прохождении седловины водопропускные сооружения не устраивают.

К устройству мостов предъявляют более высокие требования плану и продольному профилю.

Меньше распространены другие типы – лотки и дренирующие насыпи.

Для повышения пропускной способности труб могут устраиваться многоочковые трубы. Количество труб неограниченно, на практике используется не более трех.

В целях удобства эксплуатации рекомендуется применять при длине менее 20м трубы отверстием не менее 1м, а при большей длине – отверстием не менее 1,25м. трубы нельзя укладывать на постоянных водотоках, где возможны наледи и ледоход.

длина трубы без оголовка:

,

где — ширина земляного полотна;

— заложение откоса;

— высота насыпи;

— диаметр трубы;

— толщина стенки трубы.

Длина трубы с оголовками:

,

где толщина портала;

длина откосного крыла;

Отметка входа трубы :

,

где — отметка пониженного места

уклон трубы

Отметка выхода трубы Нвых:

.

Отметка основания трубы:

,

где — строительный подъём

Для нормального функционирования трубы необходимо выполнение двух условий:

2.1 Расчет глубины водоотводных канав

Размеры поперечного сечения канавы устанавливают с расчетом пропуска максимального расчетного расхода воды. Наименьшую глубину канав определяют получаемой расчетной величиной с прибавлением 0,2 м для возвышения бровки канавы над расчетным уровнем воды. Глубина канавы и ее ширина по дну должны быть не менее 0,6 м. Крутизна продольного уклона канавы i должен быть не менее 0,002. Откосы канавы в глинистых грунтах, суглинках, супесях и песках крупных и средней крупности делают крутизной 1:1,5.

Фактический расход м 3 /с, в канаве определяется по формуле

где щ — площадь «живого сечения» (занятого водой) канавы, м 3

х — средняя скорость протекания воды, м/с

Площадь живого сечения канавы определяется по формуле

щ = б · h + m · h 2 (2.2)

где б — ширина для канавы, м;

h — глубина воды в канаве, м;

m — коэффициент крутизны (заложения откоса);

Смоченный периметр канавы, м

p = б+2b = б+2b 2 ) (2.3)

Гидравлический радиус, м, определяют по формуле

Скорость течения воды в канаве, м/с

где С — коэффициент, зависящий от шероховатости дня канавы и гидравлическогоо радиуса определяется по таблице 2.1

i — уклон для канавы

Таблица 2.1 — Значения коэффициента С в зависимости от гидравлического радиуса R

Род русла канавы

Мощение булыжником, бутовая грубая клака, хорошо уплотненные стенки в грунте

Поперечный профиль канавы приведен на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 — Поперечный профиль канавы

В курсовой работе необходимо определить расчетную глубину канавы, продольный уклон дна канавы и выбрать при необходимости способ укрепления дна и откосов канавы. Тип грунта канавы в курсовой работе песок мелкий.

Данная задача решается методом подбора. В начале задают глубину канавы h и уклон дна канавы i, определяют площадь «живого сечения» канавы щ, вычисляют смоченный периметр p и подсчитывают гидравлический радиус R. Затем вычисляют расчетный расход воды Q и сравнивается с заданный расходом Qзад. Если разница между этими значениями не превышает 5%, то глубина канавы и продольный уклон выбраны удачно. Если Q> Qзад, то необходимо уменьшить размеры канавы, если

Q 3 /с. Примем глубину канавы

h = 1 м, ширину канавы по низу а = 0,6 м и уклон дна i = 0,004, m =1,5.

Площадь «живого сечения» канавы составит: щ= 0,6 · 1 +1,5 · 1 2 = 2,1м 2

Смоченный периметр этого сечения p = 0,6 + 2 · 1 = 4,2м

Гидравлический радиус R = = 0,5м

По таблице 2.1. определяем коэффициент С методом интерполяции для значения R=0,5м коэффициент С принимает значение 39,7.

Скорость течения воды в канаве х = 39,7 = 1,77м/с

Расчетный расход воды Q = 2,1 · 1,77 = 3,72м 3 /с

Расхождение расчетного расхода воды Q с заданным является допустимым.

По таблице 2.2. находим, что допустимая скорость при глубине канавы 1м не превышает 0,45м/с, что меньше расчетной скорости. Поэтому необходимо предусмотреть укрепление откосов. Согласно таблице 2.2. канаву можно укрепить бетонными плитами или укрепить дно канавы щебнем, а откосы — одерновкой.

2.2 Поперечные профили земляного полотна на перегоне

Наиболее распространенными поперечными профилями земляного полотна принимаемых при проектировании железнодорожных путей являются выемки или насыпи. Поперечные профили земляного полотна состоят из следующих элементов основная площадка земляного полотна, откосы, водоотводные канавы, резервы и т.д.

Основная площадка земляного полотна — это верхняя поверхность, на которой размещается верхнее строение пути. Ширина (В), форма поверхности основной площадки земляного полотна регламентируется СТН Ц-01-95.

На однопутных линиях поперечное очертание верха земляного полотна имеет трапецеидальную форму высотой 0,15 м и шириной поверху 2,3 м. на двухпутных линиях сливная призма имеет треугольную форму с высотой 0,2 м. Основная площадка однопутного и двухпутного земляного полотна из раздробленных скальных, дренирующих крупнообломочных и дренирующих песчаных грунтов принимается горизонтальной. Ширина основной площадки на перегонах принимается в соответствии с таблицей 2.1

Таблица 2.1 — Ширина основной площадки земляного полотна новых линий на прямых участках пути

Вид грунта насыпи

Ширина основной площадки В, в зависимости от категории железнодорожной линии, м

Скоростные и особогрузонапряженные двухпутные участки, Й

§ 11.3. Поперечные профили дороги

Полосу местности, выделяемую для расположения иа ней дороги, разработки грунта, предназначенного для отсыпки насыпей, постройки вспомогательных сооружений и посадки зеленых насаждений, называют дорожной полосой или полосой отвода.

Поперечным профилем называется изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги 2 (рис. 11.10).

Полосу поверхности дороги, в пределах которой происходит дви­жение автомобилей, называют проезжей частью. Ее укрепляют проч­ными каменными материалами, устраивая дорожную одежду, верхний слой которой называют покрытием. Дороги I категории имеют само­стоятельные проезжие части для движения в каждом направлении. Между ними для безопасности оставляют разделительную полосу, на которую запрещается заезд автомобилей. Сбоку от проезжей част

расположены обочины. Обочины используются для временной стоян­ии автомобилей и для размещения дорожно-строительных материалов при ремонтах. Наличие обочины, окаймляющей проезжую часть, спо­собствует безопасности движения автомобилей. Вдоль проезжей части на обочинах и разделительных полосах укладывают укрепительные по­лосы (краевыеполосы), повышающие прочность края дорожной одежды и обеспечивающие безопасность при случайном съезде колеса автомо­биля С ^покрытия.

Для расположения проезжей части, на необходимом уровне от по­верхности грунта сооружают земляное полотно — насыпь или выемку — с боковыми канавами (кюветами) для осушения дороги и отвода от нее воды. К земляному полотну относят также резервы — неглубокие вы­работки вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи, и кавальеры — параллельные дороге валы грунта из выемок, не по­требовавшегося для отсыпки смежных участков насыпей.

Проезжая часть и обочины отделяются от прилегающей местности правильно спланированными наклонными плоскостями — откосами. В выемках и боковых канавах различают внешний и внутренний от­косы. Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы образует бровку земляного полотна. Рас­стояние между бровками условно называют шириной земляного по­лотна. Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения, который определяется как отношение высоты откоса к его горизонталь­ной проекции — заложению.

Откосам малых насыпей» для возможности съезда автомобилей с дороги в аварийных случаях целесообразно придавать заложение до 1 : 5 или 1 : 6. Это способствует также уменьшению заносимости дороги снегом (рис. II. 11) и повы­шает безопасность движения.

При высоте насыпи менее 6 м, съезд с которой невозможен, ис­ходя из требований экономии зем­ляных работ откосы устраивают с заложением 1 : 1,5. Как показы­вает многолетний опыт, такие на­сыпи вполне устойчивы. Более крутые откосы высоких насыпей при увлажнении грунта могут оползать под действием собствен­ного веса грунта или веса съехав­шего на обочину автомобиля.

Рис. 11.10. Элементы поперечного

профиля дороги: а — с одной проезжей частью; б — с дву­мя проезжими частями и разделительной полосой:

7 _ земляное полотно; 2 — обочина; Д — проезжай часть; 4 —внутренний откос бо­ковой канавы; 5 — бровка иасыпи; 5 — кромка проезжей части; 7 — ось проезжей части; 8 — ось дороги; 9 — краевая полоса; 10 — внешний откос боковой канавы; II — откос насыпи, 11 — разделительная полоса

В настоящее время по действую­щим правилам сооружения земля­ного полотна принимают следую­щие коэффициенты заложения от­косов: не круче 1 : 4 для насыпей высотой до 2 м на дорогах I — III категорий и не круче I : 3 для насыпей высотой до 1 м на дорогах

остальных категорий. Более высокие насыпн, а также насыпи, строя­щиеся иэ грунта, подвозимого на расстояние далее 0,5 км, или строящиеся в местах, где еъеад с дороги невозможен, устраивают с более крутыми откосами — I : 1,5.

Для устойчивости высоких насыпей, за исключением случаев от­сыпки их из валунных, гравелистых и щебенистых грунтов, которым придают постоянную крутизну до высоты 12 м, нижнюю часть отко­сов, начиная с 6 м от бровки земляного полотна, делают более пологой с заложением откосов 1 : 1,75. При возведении насыпей из камня слабовыветривающнхся скальных пород откосам придают соответствен­но заложения 1 : 1,2 и 1 : 1,5.

Конструкцию и размеры земляного полотна назначают с учетом местных природных условий района строительства дороги и ценности земель, по которым проходит дорога.

Поперечные профиля земляного полотна в насыпях показаны на рис. 11.12.

Для насыпей высотой 2 м и менее имеются два типа поперечных профилей.. Основной из них, применяемый при возможности получе­ния для постройки дороги широкой полосы местности (полосы отвода)

Рис. 11.11. Влияние крутизны откосов на обтекание насыпи снеговетровым пото­ком и образование снеговых отложений: 1 — контур снеговых отложений; 2 — снеговые отложения; 3 — направления струй снеговую рового потока

Рис. 11.12. Поперечные -профили земляеого полотна ж насыпях: о — обтекаемый поперечный профиль с кюветом—резервом яри высоте менее 1 м; б — необ­текаемый поперечный профиль прн высоте до 2 м; в — при высоте до 12 м; г-на косо­горе с уклоном менее 1:5с резервом; д на косогоре крути шой от 1 : 5 до 1:3; е — деталь сопряжения верхового откоса насыпн с поверхностью грунта при отсутствии нагорной

‘ — граница полосы отвода; 2 —снимаемый слой растительного грунта; 3 —слой раститель­ного грунта, укладываемого «а откосах; 4 — треугольная канава глубиной по расчету, ио не менее 0,3 м; 5 — резерв, размеры в зависимости от необходимого количества грунта; 6 — оанкет, высота не более 0.6 м; 7—наторная канава глубиной по расчету, но не менее 0.6м

имеет плавные округленные очертания поперечного профиля, которые способствуют его обтеканию снеговетровым потоком и малой заноси- мости снегом.

Если дорога прокладывается гго адалодашътм землям, грунт для отсыпки насыпи берут из расположен™х рядом с насыпью неглубоких выработок — резервов. Размеры резервов определяют «сходя из ко­личества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна.» Глу­бина резервов должна быть не более 1,5 м и не менее 0,3 м. В зависи­мости от местных условий их можно располагать как с одной, так и о двух сторон дороги. Ширину резервов необходимо по возможности вы­держивать постоянной на достаточно больших участках, так как частые изменения ширины резервов портят внешний внд дороги.

При постройке дорог на ценных сельскохозяйственных угодьях или при невозможности по каким-либо другим причинам получить бо­лее широкую полосу отвода, на которой можно заложить резервы, уст­раивают насыпи необтекаемого поперечного профиля, возводимые нз привозного грунта.

Рис. 11.13. Поперечные профили земляного полотна в выемках; а — мелкие выемки обтекаемого профиля — раскрытая (слева) и разделанвая под насыпь (справа); б—мелкая необтекаемая выемка; в — выемка глубиной до 12 м; г—выемка 0

неоднородных грунтах; д — полунасыпь-полувыемка На косогоре: 1 — граница полосы отвода; 2 — слой растительного грунта на откосах; 3 — канава, глуби­ной по расчету, но не менее 0,3 м; 4 — снимаемый слой растительного грунта; 5 — нагорн я канава, глубиной не менее (»(‘ м; б — рыхлые отложении; 7 — легковыветривающаяся скаль­ная порода; В — слабовыветривающаяся скальная порода; 9 — банкет высотой не более 0,6 I*

Рис. 11.14. Схема расположения касрльеров! о — поперечный профиль кавальера; б — вариант забанкетной канавы) / — граница полосы отвода; 2 —снимаемый слой растительного грунта> 3— кавальер! 4

* забанкетная канава ы; 6 — банкет

Поперечные профили выемок показаны на рис. 11.13.

На дорогах 1—III категории выемки глубиной до 1 м рекоменду­ется устраивать обтекаемого поперечного профиля, обеспечивающего незаносимость снегом. Они бывают двух типов — раскрытые с пологим внешним откосом и разделанные под насыпь настолько уширенные, что проезжая часть воспринимается как бы построенной на насыпи.

При невозможности получить необходимую полосу отвода и на дорогах низших категорий устраивают мелкие выемки необтекаемого поперечного профиля.

На сильнозаносимых снегом участках внешним откосам выемок придают заложенне 1 : 4—1 : 6 при глубине до 5 м.

При большей глубине для откосов выемок, устраиваемых в песча­ных и однородных глинистых грунтах плотной консистенции, прини­мают заложение 1: 1,5, а в крупнообломочных — до I : 1. Для улучше­ния обтекаемости внешние кромки откосов округляют.

В скальных легковыветривающихея и размягчаемых породах в зависимости от их свойств, степени выветривания и глубины выемки заложение откосов принимают от 1 : 0,2 до 1 : 1,5. При этом необхо­димо учитывать наклон залегания слоев, устойчивость горных пород против выветривания и экспозицию откосов выемок. Часто бывает, что породы (например, сланцевые и меловые), кажущиеся вполне ус­тойчивыми, после обнажения в процессе службы подвергаются ин­тенсивному распаду и выветриванию.

Чтобы осыпающийся материал не засорял дорожную канаву, в вы­емках глубиной более 2 м между подошвой откоса и наружной бровкой канавы устраивают полку шириной 1—2 м, которую в процессе содер­жания дороги периодически очищают.

Лёссовые грунты в условиях засушливого климата среднеазиат­ских союзных республик в связи с особенностями их структуры (тон­кие вертикальные канавы, стенки которых скреплены известковым веществом) могут стоять в еухих местах вертикальной стенкой. По­этому выемки в лёссах устраивают с откосами 1 :0,1 — 1 : 0,5. Од­нако такой поперечный профиль неприменим в лёссовидных суглинках

и в лёссах в районах с более влажным и дождливым климатом, где не­обходимо придавать откосам выемок заложения от 1 : 0,5 до 1 : 1,5.

Если выемкой прорезаются неоднородные по физическим свойствам грунты, откосам можно придавать ломаное или ступенчатое очертание (см. рис. 11.13, г). Однако устройство таких откосов сложно, и поэто­му их допускают лишь в тех случаях, когда это позволяет существен­но снизить стоимость земляных работ.

Если грунт из выемки непригоден для устройства насыпи или ‘.ю соображениям баланса земляных работ, его нецелесообразно транспор­тировать бдоль дороги в расположенные поблизости насыпи, им у пола- живают откосы земляного полотна в насыпях или заполняют располо­женные вблизи от выемки пониженные участки местности. При невоз­можности использование грунта для указанных целей допускается укладка его на обрезе дороги параллельно бровке выемки в валы — кавальеры, которым придают правильные геометрические очертания (рис. 11.14).

Высота кавальеров не должна превышать 3 м. Их отсыпают не ближе 3 м от внешней бровки откоса выемки. При слабых и переувлаж­ненных глинистых грунтах, когда тяжесть кавальера может вызывать оползание откоса, кавальер располагают не ближе чем в Н + 5 м от бровки, где Н — высота откоса выемки. В степях, где зимой бывают сильные метели, кавальеры отсыпают не ближе 20 м от выемки, чтобы образующиеся снеговые отложения ие попадали в выемку.

Чтобы вода, выпадающая во время дождей или образующаяся при таянии снега, не стекала в выемку, между кавальером и откосом вы­емки отсыпают вал грунта треугольного сечения, называемый бан­кетом. Высота банкета не превышает0,6 м; подошва его откоса должна отстоять от бровки выемки ие менее чем на 1 м. Поверхности банкета придается уклон 20—40% в сторону от выемки.

Между банкетом и кавальером отрывают заоанкетную канаву, глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.Раздел второй

ТРЕБОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ДОРОГИ В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика