Freewaygrp.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпичом корень суффикс окончание

Разбор по составу слова «кирпичный»

кирпичкорень
нсуффикс
ыйокончание

Сходные по морфемному строению слова

  • черепичный
  • шиферный
  • бетонный
  • цементный
  • саманный

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: козлиный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «кирпичный&raquo

Синонимы к слову «кирпичный&raquo

Предложения со словом «кирпичный&raquo

  • Устоять на ногах мне было трудно, хорошо, что позади оказалась кирпичная стена дома.

Цитаты из русской классики со словом «кирпичный»

  • В конце улицы красным пятном выделялись кирпичные стены бывшей каторги, а рядом громадное покосившееся бревенчатое здание «пьяной конторы».

Сочетаемость слова «кирпичный&raquo

  • кирпичная стена
    кирпичная кладка
    кирпичный дом
  • к кирпичной стене дома
    кирпичная кладка стен
    кусок кирпичной кладки
  • обнажить кирпичную кладку
    выбивать кирпичную крошку
    построили кирпичный
  • (полная таблица сочетаемости)

Что (кто) бывает «кирпичным»

Значение слова «кирпичный&raquo

КИРПИ́ЧНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к кирпич. Кирпичный завод. Кирпичная промышленность. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «кирпичный»
  • Склонение прилагательного «кирпичный» (изменение по родам, числам и падежам)
  • Цитаты со словом «кирпичный» (подборка цитат)
  • Перевод слова «кирпичный» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «кирпичный&raquo

КИРПИ́ЧНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к кирпич. Кирпичный завод. Кирпичная промышленность.

Предложения со словом «кирпичный&raquo

Устоять на ногах мне было трудно, хорошо, что позади оказалась кирпичная стена дома.

Кое-где встречались двухэтажные кирпичные дома явно девятнадцатого столетия – с полукруглыми окнами на верхних этажах и чугунным узором парадных крылечек.

На фасадах здания кирпичная кладка сочетается с оштукатуренными частями, окна второго и третьего этажей обрамлены наличниками с замковыми камнями.

Поиск ответа

Всего найдено: 332

Вопрос № 215757

Это наша треться попытка получить ответ на вопрос по словообразованию. Какой корень в словах: камень, камешек, впечатление? Чему отдавать предпочтение при выделении корня — этимологии слова или его современной трактовке? Очень надеемся на какой-нибудь ответ. мама Наташа и дочка Настя (ученица 5 класса)

Ответ справочной службы русского языка

Извините за задержку с ответом. В «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» А. Н. Тихонова в этих словах выделяются следующие корни: _камень, камеш-, впечатл-_. Безусловно, это разбор слова с точки зрения современного морфемного состава, этимология слова при этом не учитывается. А вот на вопрос, какой подход к словообразованию считать более правильным — синхронический (т. е. учитывающий современное состояние языка) или диахронический (учитывающий историю языка, этимологию слов), нет однозначного ответа. У каждого лингвиста и у каждого школьного / вузовского преподавателя своя точка зрения на эту проблему.

Вопрос № 215658

Добрый день! 1.Можно ли уточнить написание и происхождение слова халабуда? В словарях ни в каких не зафиксировано. Имеет ли оно право на существование? 2. Этимология слова мусор? Надеясь на скорый ответ,

Ответ справочной службы русского языка

1. См. обсуждение этого слова на нашем http://gramota.ru/forum/read.php?f=27&i=480&t=480 [форуме]. 2. _Мусор_ — в русском языке известно с XVII в., причем сначала только в специальном употреблении _битый кирпич, мелкие остатки каменного угля и т. п._. В настоящее время слово _мусор_ связывают с «мусолить, муслить» и относят к группе, восходящей к индоевропейской базе от корня meu-, mou- — «сырой, нечистая жидкость, грязнить».

Вопрос № 215259

Как правильно: Салат и прорАщенных зерен сои ИЛИ прорОщенных и почему? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _из проращённых_ (перед Щ всегда пишется А на месте безударного гласного в корня х _рос — рас — ращ_), в профессиональной речи: _из прорОщенных_.

Вопрос № 214493

Как правильно «плАвец» или «плОвец» и какое у него проверочное слово?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _пловец_, проверочного слова нет, корень этого слова относится к корня м с чередованием.

Вопрос № 214404

Пожалуйста, подскажите! Насколько я помню, раньше при морфемном разборе вначале выделяли корень, подбирая однокоренные слова. Сейчас у сына в учебнике (5-й класс) порядок такой :флексия, основа, приставки, суффиксы, корень. В результате, корень — это то, что остаётся. Выделяют всё, похожее на приставки и суффиксы, не задумываясь о смысловом значении корня . Получается такая картина раз-за-ДОР-и-ть (корень ДОР),без-за-КОН-н-ый(корень КОН), без-на-ДЁЖ-н-ый(корень ДЁЖ), бес-с-РОЧ-н-ый(корень РОЧ),без-за-ВЕТ-н-ый, бес-со-ВЕСТ-н-ый, без-за-СТЕН-чив-ый. Понимаю, что если заняться этимологией — это членение правильно. Но ведь в современном языке во всех этих словах только одна приставка, а корни ЗАДОР, ЗАКОН, СОВЕСТ и подобные — уже неделимы. С точки зрения нашей учительницы ЗАДОР и ВЗДОР — однокоренные слова, а также ЗАКОН и КОНЕЦ, СМЕРТЬ и УМЕР, НАДЕЖДА и ОДЕЖДА, ЗАВЕТ и СОВЕТ, ЗАСТЕНЧИВЫЙ и СТЕСНЯТЬСЯ. А в школьном словообразовательном словаре в слове застенчивый — корень ЗАСТЕНЧИВ. Дети запутались вконец. Пожалуйста, проясните ситуацию

Ответ справочной службы русского языка

См. http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part2.htm [пособие Е. И. Литневской].

Вопрос № 214045

можно ли переносить слово «Узнаю»?

Ответ справочной службы русского языка

При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня , не составляющую слога. Поэтому это слово переносу не подлежит.

Вопрос № 213302

Куда падает ударение в слове «днепровский»? И если можно, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на _о_. Определённых правил ударения в русском языке нет, поэтому такое ударение можно объяснить только регулярностью подобного переноса ударения с корня на суффикс в русском языке. Ср: _орловский, поповский, бесовский_ и т. д.

Вопрос № 212529

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какой корень в слове «вынуть»?

Ответ справочной службы русского языка

Читать еще:  Кирпич для оконных перемычек
Вопрос № 212400

Этимология слова «ящер». Что было сначала? слово «ящерица», а от него произошел зоологический термин «ящер», или наоборот? Вопрос связан с тем, что слово «ящерица» явно старое и встречается даже в русских народных сказках. А вот слова «ящер» там нет. Есть змей, чудо-юдо и т.п. Но только не ящер. Когда появилось слово «ящер» в привычном для нас смысле? Где искать ответ на этот вопрос? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Ящерица_ — суффиксальное производное от _ящеръ_, в диалектах ещё известного, щер) и считают, что ящерицу назвали так за быстроту её передвижения. По мнению третьих — _ящеръ_ — того же корня , но с перегласовкой _е/о_, что _скора_ ‘кожа, шкура’ и значит ‘животное, меняющее кожу’.

Вопрос № 212104

Ответ справочной службы русского языка

_Вынуть_ — единственное в русском языке слово без корня .

Вопрос № 212099

По какому правилу проверять написание несовершенных глаголов переходного вида? Например, «выбирать». Я знаю, что пишется «выбирать», но обосновать не могу.

Ответ справочной службы русского языка

Если Вы имеете в виду гласные в корня х с чередованием, читайте http://gramota.ru/idictation/idictation.php?id=93 [«Учебник ГРАМОТЫ»].

Вопрос № 211750

Ответ справочной службы русского языка

Слово _роза_ заимствовано в XVIII веке из немецкого языка, где Rose корня *urdha «колючка, шип». Роза буквально _колючая_.

Вопрос № 211395

Здравствуйте. При ответе на мой вопрос 211295 Вы написали, что допустимый вариант переноса «расс-каз», сославшись на правила переносов. Однако, в правилах есть §119(5): «При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня , не составляющую слога». Тогда почему указанный вариант допустим? Ведь корень слова «сказ»? Или я не прав?

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за замечание. Ответ исправлен.

Вопрос № 211137

подскажите пожалуйста происхождение слова «лень». Связано ли оно со словом «ленивец» (животное), вернее, меня интересует если «лень» произошла от «ленивец» или наоборот? Спасибо огромное.

Ответ справочной службы русского языка

Слово _лень_ общеславянское. Это производное от lenъ (>_лен_ ‘ленивый’, в диалектах ещё известно), того же корня , что _лежать_. Слово _ленивец_ появилось позже, чем _лень_.

Вопрос № 210775

На вашем сайте нет морфемного словаря. Почему? Для школьников на определенном этапе обучения он очень важен и нужен (я так думаю :). Недавно дочь третьеклассница меня огорошила: “Мама, в слове “вынуть” нет корня ! А нам сказали везде выделить корень…” Я начала переворачивать это слово и так и сяк, и вправду, нет корня ! Как альтернатива, привела дочери пример: вынутый. Здесь приставка “вы”, суффиксы “ну” и “т”, окончание “ый” – опять нет корня ! Неужели так может быть? Нас в детстве учили, что без корня слов не бывает.

Ответ справочной службы русского языка

_Вынуть_ — единственное в русском языке слово без корня (вынутый — причастие, т. е. одна из форм глагола _вынуть_). Конечно, когда-то корень в этом слове был, но со временем утратился.

Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тип урока: «открытие новых знаний»

Читать еще:  Ремонт своими руками отделка откосов окон

Основные понятия: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание

Скачать:

ВложениеРазмер
morfema_-_znachimaya_chast_slova.pptx197.96 КБ
morfema-naimenshaya_znachimaya_chast_slova.docx25.08 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дом Лес Деревья Кирпичи

Морфемика морфема Слово

Морфема -наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Цель урока: Узнаем что такое … Научимся …

Хлебный, подручный, безветренны, земляной, надрежут

Стол, стола, столы, за столом

Морфема словообразовательная словоизменительная Суффикс, корень, приставка окончание

Комната – комнатный Новый – новость Строим – выстроим Квартал – квартальный Въехал – поехал Комната – комнату Новый – новые Строим – строят Квартал – кварталами Ехал – ехали

Однокоренные Формы слова Комната – комнатный Новый – новость Строим – выстроим Квартал – квартальный Въехал – поехал Комната – комнату Новый – новые Строим – строят Квартал – кварталами Ехал – ехали

Морфемы – это_____________________________ . В русском языке__________ морфемы:___________________________ Дополни предложения!

Предварительный просмотр:

ТЕМА: МОРФЕМА – НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ.

Цель: дать понятие о морфеме как наименьшей значимой части слова; показать значение морфем в образовании слова; учить различать формы слова и однокоренные слова; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности.

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, соотносить ее со своими знаниями и опытом.
  • умение планировать свою деятельность;
  • контролировать свои действия, оценивать результат своей деятельности и продвижения.
  • умение задавать вопросы и формулировать ответы по теме урока;
  • контролировать и объективно оценивать действия партнера и свои собственные действия;
  • выражать собственное мнение и позицию.
  • осознавать личностный смысл учения;
  • проявлять готовность к саморазвитию.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова; объяснять языковые явления.

Оборудование : интерактивная доска, проектор, карточки, презентация, словарь.

Создание педагогического взаимодействия (деятельность учителя)

Цель : Формирование эмоционального настроя на урок

С добрым утром. Начат день.

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и читать.

Желаю, чтобы на уроке вы пополнили свой багаж новыми знаниями.

Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей .

Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)

На свете все состоит из чего-то: напр: облака – из множества водяных капелек. (Слайд 1)

Посмотрите, что на картине? Лес – из чего он состоит? (из деревьев), Дом (из кирпичей).

Кирпич – это строительный материал. А как вы думаете, есть ли строительный материал в русском языке? Ну напр. из чего состоят предложения? Из слов, а слова? (цепочка). Это и есть строительный материал русского языка.

То, что вы сказали, это с фонетической точки зрения.

Посмотрите на след.слайд (школа – школьник) ( слайд 2 ).

Что изменилось в данных словах? (лексическое значение)

— А с помощью чего изменилось лексическое значение? (ответы учащихся)

Еще слова состоят из корня, приставки, окончания, и суффикса. А из этих частей слова, какая самая главная?

Корень – это главная часть слова. (слайд 3 ).

Определяют тему урока и цели.

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

«Рукавицы» или «руковицы», как правильно

Как пра­виль­но писать «рука­ви­цы» или «руко­ви­цы», с бук­вой «а» или «о», выяс­ним, опре­де­лив мор­фем­ный состав и подо­брав про­ве­роч­ное сло­во к без­удар­ной гласной.

Словом «рука­ви­цы» назы­ва­ют вяза­ные, бре­зен­то­вые, рабо­чие пер­чат­ки с одним паль­цем. Если про­из­не­сти это сло­во, то удар­ной ока­жет­ся глас­ная «и» суффикса:

  • рукави́цы — корень/суффикс/суффикс/окончание

По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре бук­вы «а» или «о» в суф­фик­се иссле­ду­е­мо­го слова.

Слово «рука­ви­цы» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «а» в без­удар­ном суф­фик­се -ав- (рук-ав-иц‑ы). Проверочное сло­во «рука́в» дока­жет напи­са­ние бук­вы «а» в этом суффиксе.

  1. Проверочное слово к слову «рукавицы»
  2. Примеры
  3. Что значит «держать в ежовых рукавицах»?

Проверочное слово к слову «рукавицы»

Чтобы узнать, как пра­виль­но пишет­ся сло­во, «руковицы» или «рукавицы«, потре­бу­ет­ся про­ве­роч­ное слово.

В рус­ской орфо­гра­фии без­удар­ные глас­ные в корне слов про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем. Для это­го сто­ит толь­ко изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать к нему одно­ко­рен­ную лек­се­му, в кото­рой сомни­тель­ная глас­ная ока­жет­ся под ударением.

Понаблюдаем:

  • отдыхать — о́тдых;
  • краси́вый — укра́сить;
  • весёлый — ве́сел;
  • удиви́тельный — ди́во.

Как уже выяс­не­но, в рас­смат­ри­ва­е­мом суще­стви­тель­ном без­удар­ный глас­ный име­ет­ся в суф­фик­се, а не в корне. Тем не менее прин­цип про­вер­ки без­удар­ной глас­ной дей­ству­ет и для дру­гих мор­фем слов.

В без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге (мор­фе­ме).

В рус­ском язы­ке глав­ным в напи­са­нии слов явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ский прин­цип, а не фоне­ти­че­ский (как слы­шу, так и пишу). Морфемы слов пишут­ся еди­но­об­раз­но неза­ви­си­мо от уда­ре­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и согласных.

Обратимся за помо­щью к одно­ко­рен­ным словам:

  • рукави́чка
  • рукави́чный

Ударение не про­яс­ни­ло бук­ву «а».

Следовательно, что­бы про­ве­рить напи­са­ние без­удар­ной глас­ной в суф­фик­се -ав- суще­стви­тель­но­го «рука­ви­цы», под­бе­рем сло­ва, свя­зан­ные по смыс­лу с рукой чело­ве­ка, с этим же удар­ным суффиксом:

  • рука́в — корень/суффикс/окончание;
  • рука́вчик — корень/суффикс/суффикс/окончание;
  • нарука́вный — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание;
  • нарука́вник — приставка/корень/

В сло­ве «рука­ви­цы» пишет­ся бук­ва «а» в суф­фик­се, что дока­жет про­ве­роч­ное сло­во «рукав», а так­же «рукав­чик», «нару­кав­ный», «нару­кав­ник».

Примеры

-Коля, надень рука­ви­цы! На ули­це сего­дня мороз!

Отец взял бре­зен­то­вые рука­ви­цы, надел их и начал воз­во­дить кир­пич­ную кладку.

Этого лен­тяя сле­ду­ет дер­жать в ежо­вых рукавицах.

Как тут не вспом­нить фра­зео­ло­гизм «дер­жать в ежо­вых рука­ви­цах»!

Что значит «держать в ежовых рукавицах»?

Слово «рука­ви­цы» вхо­дит как состав­ля­ю­щий ком­по­нент в устой­чи­вое выра­же­ние «дер­жать в ежо­вых рука­ви­цах». Как уже выяс­не­но, рука­ви­цы мож­но изго­то­вить из раз­но­го мате­ри­а­ла. Они быва­ют вяза­ные, шер­стя­ные, матер­ча­тые, кожа­ные, бре­зен­то­вые. А поче­му в этом фра­зео­ло­гиз­ме рука­ви­цы ежо­вые? При чем тут ёж и его семейство?

Это выра­же­ние извест­но с XIX века. Ежовыми назы­ва­лись рабо­чие кожа­ные рука­ви­цы без под­клад­ки и меха. Их наде­ва­ли, что­бы защи­тить руки при работе.

Другая вер­сия про­ис­хож­де­ния это­го выра­же­ния пове­да­ет нам, что в ста­ри­ну ежей лови­ли и запус­ка­ли в под­по­лье, в амбар и дру­гие хозяй­ствен­ные построй­ки, что­бы они защи­ща­ли зер­но от мышей. А голы­ми рука­ми, как извест­но, ежа в руки не возьмешь.

Чтобы без­бо­лез­нен­но дер­жать в руках это лес­ное живот­ное и не уко­лоть­ся об его ост­рые игол­ки, на руки наде­ва­ли осо­бо плот­ные рука­ви­цы, кото­рые полу­чи­ли назва­ние «ежо­вые».

С тече­ни­ем вре­ме­ни выра­же­ние «дер­жать в ежо­вых рука­ви­цах» было пере­осмыс­ле­но и полу­чи­ло пере­нос­ное зна­че­ние «стро­го, суро­во обра­щать­ся с кем-либо».

…лишь по стран­ной слу­чай­но­сти малый этот был в сто­роне от дра­чу­нов, вид­но, стро­гий бать­ка дер­жал сына в ежо­вых рука­ви­цах (М. Алексеев).

Читайте также: ИскреннЕ или искреннО — в чем отличие и как правильно писать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector