Freewaygrp.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпичом окончание или суффикс

Учебник «Грамоты»: орфография

Буквы «о» и «ё» после шипящих

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих

Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

1. – И на кой ч _ рт я не пош _ л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш _ рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч _ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш _ л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
6. …Смотрит в поле сквозь реш _ тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж _ нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш _ к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч _ м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ _ нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч _ к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч _ тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч _ тно вовсе, а так. (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ _ нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч _ рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ _ лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч _ тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач _ к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич _ м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш _ к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш _ кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ _ м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ _ б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ _ нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ _ ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ _ н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ _ нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож _ рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж _ ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж _ га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело. (А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж _ г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж _ нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)

Запомни!

О и Ё после шипящих. Слова на правило

10 слов на правило О и Ё после шипящих

Начальная школа (3 — 4 классы): девчонка, большого, лапшой, парчовый, плечом, чужой, чёрный, крыжовник, течёт, стажёр.
Средняя школа (5 — 7 классы): ручонка, большой, медвежонок, парчовый, жёрнов, сачок, ночёвка, крыжовник, течёт, стажёр.

25 слов на правило О и Ё после шипящих

Начальная школа (3 — 4 классы): девчонка, речонка, мальчонка, большого, чужого, лапшой, парчой, моржовый, парчовый, сургучом, плечом, мячом, чужой, межой, лапшой, чёрный, жёлтый, пчёлы, крыжовник, изжога, течёт, сечёт, стажёр, дирижёр, шёл.
Средняя школа (5 — 7 классы): ручонка, мальчонка, большой, свечой, медвежонок, зайчонок, парчовый, жёрнов, чечётка, крючок, толчок, ночёвка, тушёнка, крыжовник, капюшон, испечён, течёт, горячо, протяжённость, окружённый, обнажённый, стажёр, ножовка, ожёг руку, ожог руки.

Списки на отдельные пункты правила

Ё в корне: бечёвка жёсткий, шёрстка, шёпот, учёба, пшёнка, дешёвый, шёлк, решётка, чёлка, жёлудь, жёрнов, почёт, чёрточка, пчёлы, чёрный, жёлтый, жёлоб, жёрдочка, щётка, щёчка, чечётка, причёска, чёлн, щёлка, пришёл, печёнка, щёголь, щёлкать.

О в корне: анчоусы, артишок, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жор, изжога, капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шоссе, шотландец, шофёр.

О в суффиксах существительных: холщовый, парчовый, камышовый, рубашонка, распашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, грошовый, книжонка, бумажонка, бочонок, одежонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка, медвежонок, мышонок, галчонок, лягушонок, грачонок, галчонок, бельчонок, верблюжонок, крольчонок, моржонок, ужонок, собачонок, волчонок, бочонок, барчонок, скворчонок, кукушонок, индюшонок, внучок, паучок, клочок, сачок, скачок, пучок, снежок, творожок, каблучок, значок, сучок, башмачок, сверчок, старичок, казачок, пирожок, морячок, кулачок, червячок, крючок, лучок, бычок, жучок, кабачок, бачок, табачок, судачок, пиджачок, колпачок, зрачок, дурачок, пятачок, новичок, мужичок, родничок, старичок, щелчок, волчок, бочок, чесночок, паучок, сундучок, стручок, язычок, смычок, светлячок, хомячок.

О в суффиксах прилагательных: кумачовый, сургучовый, чесучовый, алычовый, лапшовый, ершовый, лещовый, холщовый, борщовый.

О в окончаниях существительных: плащом, ткачом, бородачом, кирпичом, силачом, грошом, мячом, мечом, лучом, ключом, ножом, плечом, врачом, тягачом, шалашом, камышом, ковшом, борщом, лещом, багажом, палашом, гаражом, тиражом, грачом, ковшом, этажом, сургучом, ежом, ткачом, стукачом, хрящом, хлыщом, прыщом, клещом, гуляшом, беляшом, ершом, сычом, параличом, москвичом, палачом, слухачом, лихачом, пугачом, строгачом, толмачом, трюкачом, циркачом, скрипачом, главврачом, рубежом, стеллажом, бичом, блиндажом, дележом, виражом, ужом, вожжой, межой, саранчой, свечой, парчой, каланчой, лапшой, душой, бахчой, лапшой, пращой.

О в окончаниях прилагательных: большого, чужого.

О в суффиксах наречий: свежо, горячо.

Ё в окончаниях глаголов: стрижёт, сечёт, подожжёт, бережёт, сечёт, печёт

Ё в суффиксах отглагольных существительных: ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, размежёвка, протяжённость.

Ё в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: усечённый, обречённый, мочёный, огорчённый, зажжённый, печёный, сушёный, толчёный, смущённый, возмущённый, удручённый, упрощённый, протяжённый, напряжённый, раскрепощённый, бережёный, разгорячённый, завершённый, истощённый, копчёный, печёный, размежёванный, растушёванный, отрешённый

Суффикс ЁР: стажёр, ухажёр, ретушёр, дирижёр, массажёр, тренажёр.

Проверочная работа по правописанию имен существительных и прилагательных

Контрольный тест по правописанию имени существительного и прилагательного.

У какого существительного окончание е?

А) от библиотек… б) без чест… в) по пустын… г) от радост… д) к ноч…

2. Почему в слове о решении окончание -и?

А) это сущ. 2 скл. б) это сущ. с.р. в пр. пад. в) это сущ. с.р. в пр. пад. г) это сущ., оканчив. на -ие д) это сущ. неодуш.

3. В каком сущ. на конце пишется ь?

А) с крыш… б) нет луж… в) меч… г) мало груш… д) мелоч…

4. В суффиксе какого сущ. пишется гласная е?

А) смород…на б) нет им…ни в) большая ягод…на г) перед громад…ной д) штуков..на

5. В каком слове суффикс –чик?

А) бетон…ик б) развед…ик в) камен…ик г) фонар…ик д) уголь…ик

6. В каком слове суффикс –ек?

А) шнуроч..к б) кирпич..к в) ключ…к г) дожд…к д) сокол…к

7. В каком слове в суффиксе после шипящих пишется буква –е?

А) собач…нка б) струч…к в) скворч…нок г) бараш…к д) волч..нок

8 У какого прилагат. разряд определен правильно?

А) городской сад – притяж. б) смелый герой – относит. в) талантливейший музыкант – качеств.

9. Расскажите о степенях сравнения им. прил.

10 Укажите прил. с суф. -ск.

А) вяз…ий б) рыбац…ий в) киргиз…ий г) скольз…ий

11 В каких случаях на месте пропусков пишется нн?

А) ю…ый б) серебря…ый в) подли…ый г) даль тума…а д) безветре…ый

12. В какой строке на месте пропуска пишется буква е?

А) замш..вый плюш..вый в) ключ…м г) ш…пот

Б) овраж..к туч..й ландыш..вый свинц..вый

В) ножич..к пальц..в ситц..вый пунц..вый

Г) туч..й груш..вый глянц..вый лиц..вой

13. Найдите грамматические ошибки в предложениях

А) В прошлом году погода была прохладнее. Б) У Кати почерк менее красивее, чем у Даши.

В) Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

14. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих слов.

Баржа, килограмм, монгол, партизан.

У какого существительного окончание -и?

А) о побед… б) по совест… в) на запад… г) в газет… д) к ноч..

2. Почему в слове о бремени окончание и?

А) это сущ. 2 скл. б) это сущ. с.р. в пр. пад. в) это сущ. м.р. в пр. пад. г) это сущ. разноскл. д) это сущ. неодуш.

3. В каком сущ. на конце не пишется ь?

А) реч.. б)гореч.. в) мимо рощ… г) ноч.. д) рож…

4. В суффиксе какого сущ. пишется гласная -е?

А) владел..ц кормил..ц сит..чко мес..во б) завал…нка купал…нка ружь…цо нищ…нка

в) жар..во мученич…ство дво…чка подароч..к г) могущ…ство хлеб…ц владел…ца письм..цо

5. В каком слове суффикс –ик?

А) лесоч..к б) комоч…к в) попугайч…к г) уголоч…к

6. В каком слове в суффиксе после шипящих пишется буква –о?

А) бараш…к б) реч…нька в) пальч…к г) ножич…к д) медвеж…нок

7. Найдите прилагательное в форме превосходной степени.

А) приятнее б) более легкий в) самые дружные г) глубочайший

8. Расскажите о всех разрядах имен прилагательных.

9. Укажите прил. с суф. -ск.

А) вяз…ий б) рыбац…ий в) киргиз…ий г) скольз…ий

10. В каких случаях на месте пропусков пишется нн?

А) нефтя…к б) ветре..ый в) гост…ная г) бара…ий

11.Строение какого прилагательного соответствует схеме: корень – суффикс – суффикс – окончание?

А) глубинный б) туманный в) заботливый г) плюшевый

12.От данных имен прилагательных образуйте краткую форму.

Бедный, братский, верный, вороной, горький, длинный, дружеский, дружный.

13. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих слов.

Помидор, томат, просьба, мольба, солдат.

14. Под какими цифрами перечисленные ниже существительные являются а) одушевленными б) неодушевленными.

1) сторож 2) сторожка 3) матрос 4) матроска 5) поляк 6) полька.

Контрольный тест по правописанию имени существительного и прилагательного.

У какого существительного окончание е?

А) от библиотек… б) без чест… в) по пустын… г) от радост… д) к ноч…

2. Почему в слове о решении окончание -и?

А) это сущ. 2 скл. б) это сущ. с.р. в пр. пад. в) это сущ. с.р. в пр. пад. г) это сущ., оканчив. на -ие д) это сущ. неодуш.

3. В каком сущ. на конце пишется ь?

А) с крыш… б) нет луж… в) меч… г) мало груш… д) мелоч…

4. В суффиксе какого сущ. пишется гласная е?

А) смород…на б) нет им…ни в) большая ягод…на г) перед громад…ной д) штуков..на

5. В каком слове суффикс –чик?

А) бетон…ик б) развед…ик в) камен…ик г) фонар…ик д) уголь…ик

6. В каком слове суффикс –ек?

А) шнуроч..к б) кирпич..к в) ключ…к г) дожд…к д) сокол…к

7. В каком слове в суффиксе после шипящих пишется буква –е?

А) собач…нка б) струч…к в) скворч…нок г) бараш…к д) волч..нок

8 У какого прилагат. разряд определен правильно?

А) городской сад – притяж. б) смелый герой – относит. в) талантливейший музыкант – качеств.

9. Расскажите о степенях сравнения им. прил.

10 Укажите прил. с суф. -ск.

А) вяз…ий б) рыбац…ий в) киргиз…ий г) скольз…ий

11 В каких случаях на месте пропусков пишется нн?

А) ю…ый б) серебря…ый в) подли…ый г) даль тума…а д) безветре…ый

12. В какой строке на месте пропуска пишется буква е?

А) замш..вый плюш..вый в) ключ…м г) ш…пот

Б) овраж..к туч..й ландыш..вый свинц..вый

В) ножич..к пальц..в ситц..вый пунц..вый

Г) туч..й груш..вый глянц..вый лиц..вой

13. Найдите грамматические ошибки в предложениях

А) В прошлом году погода была прохладнее. Б) У Кати почерк менее красивее, чем у Даши.

В) Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

14. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих слов.

Баржа, килограмм, монгол, партизан.

У какого существительного окончание -и?

А) о побед… б) по совест… в) на запад… г) в газет… д) к ноч..

2. Почему в слове о бремени окончание и?

А) это сущ. 2 скл. б) это сущ. с.р. в пр. пад. в) это сущ. м.р. в пр. пад. г) это сущ. разноскл. д) это сущ. неодуш.

3. В каком сущ. на конце не пишется ь?

А) реч.. б)гореч.. в) мимо рощ… г) ноч.. д) рож…

4. В суффиксе какого сущ. пишется гласная -е?

А) владел..ц кормил..ц сит..чко мес..во б) завал…нка купал…нка ружь…цо нищ…нка

в) жар..во мученич…ство дво…чка подароч..к г) могущ…ство хлеб…ц владел…ца письм..цо

5. В каком слове суффикс –ик?

А) лесоч..к б) комоч…к в) попугайч…к г) уголоч…к

6. В каком слове в суффиксе после шипящих пишется буква –о?

А) бараш…к б) реч…нька в) пальч…к г) ножич…к д) медвеж…нок

7. Найдите прилагательное в форме превосходной степени.

А) приятнее б) более легкий в) самые дружные г) глубочайший

8. Расскажите о всех разрядах имен прилагательных.

9. Укажите прил. с суф. -ск.

А) вяз…ий б) рыбац…ий в) киргиз…ий г) скольз…ий

10. В каких случаях на месте пропусков пишется нн?

А) нефтя…к б) ветре..ый в) гост…ная г) бара…ий

11.Строение какого прилагательного соответствует схеме: корень – суффикс – суффикс – окончание?

А) глубинный б) туманный в) заботливый г) плюшевый

12.От данных имен прилагательных образуйте краткую форму.

Бедный, братский, верный, вороной, горький, длинный, дружеский, дружный.

13. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих слов.

Помидор, томат, просьба, мольба, солдат.

14. Под какими цифрами перечисленные ниже существительные являются а) одушевленными б) неодушевленными.

1) сторож 2) сторожка 3) матрос 4) матроска 5) поляк 6) полька.

Значение морфемного анализа при обучении орфографии
статья по русскому языку по теме

Научно- исследовательская работа.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobr.docx 27.7 КБ
-n-nn-.docx 114.56 КБ

Предварительный просмотр:

Значение морфемного анализа при обучении орфографии

Между грамматикой и орфографией также существует внутренняя связь: орфография отражает грамматический строй языка. Почти нет такого орфографического правила, которое не было бы связано с грамматикой.

Вот почему в школе орфография должна изучаться в теснейшей связи с грамматикой. Осознать или понять правописание частей слова или частей речи — это значит понять, почему так, а не иначе пишется тот или иной корень слова, то или иное окончание имени существительного, прилагательного, глагола и других частей речи, та или иная приставка, суффикс.

Следовательно, все орфографические написания в современном русском письме морфологически конкретизированы: буква может быть определена лишь при условии, что в нужной степени охарактеризована морфема, в которой находится обозначаемый звук. Морфема выступает в качестве мотиватора определения буквы. Так, если гласный стоит в корнеслова, надо писать -ци- (кроме слов — исключений), если же в суффиксе или окончании существительного или прилагательного, пишем -цы- (огyрцы, курицы).

Только определив, что выбор -з- -с-осуществляется в приставке можно воспользоваться соответствующим правилом: НИСПАДАТЬ, но НИЗКИЙ(ср.: сделать, сбросить, на здоровье). Для правильного обозначения звуков корня или приставки достаточно знать морфему, окончание же требует уточнения слова как части речи, определения тех или иных характеристик (например, склонения у имён спряжения у глагола). Главное же заключается в том, что только через морфему можно правильно определить букву в тех позициях звука, где не используется правило «как слышишь, так и пишешь».

Таким образом, связь словообразования и орфографии очевидна. Выбирая правильное написание, пишущий должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма. Причём найти орфограммы в слове можно, не выходя за рамки его фонетических признаков (безударный гласный, согласный, парный по звонкости-глухости на конце слова и тому подобное), а для следующего шага- выбора правила — необходимо перейти на новый языковой уровень, морфемный. Другими словами. Большинство написаний может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.

Поэтому для формирования прочного орфографического навыка не менее важна работа по морфемному анализу слов и умением детей вычленять морфемы в словах. Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава слов, и в частности корня, является тема «Правописание безударных гласных корня».

Если в 1 классе усвоение правописания безударных гласных развивается на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе.

Уже во 2 классе совершается переход на морфемную основу. Если ученик верно выделил в слове корень, прочитал его отдельно, обратилвнимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной корня. Неумение соотнести

морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести — значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, -одна и та же морфема ( корень проверяем корнем, окончание – окончанием…)

Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании или, напротив, окончание проверяет суффиксом (например, «без соле», потому что солёный) и тому подобное. Встречаются и другие случаи неверных обоснований, когда даже учитель не сразу находит нужное объяснение. Например, школьник, знающий, как проверяется парный по звонкости — глухости согласный на конце слова, предлагает «проверку» для буквы Т : «На конце глагола пишеТ, потому что пише ТЕ » . В обеих словоформах ученик имел дело с окончанием, к тому же с окончанием той же части речи (глагол) и того же вида (личное окончание).Но окончания — то эти разные: первое — окончание 3-го лица ед.ч., а второе — 2-го лица мн.ч. Следовательно, это разные окончания: у них разные грамматические значения и разный фонемный состав. А искать сильную позицию нужно в том же окончании. В данном случае проверить по сильной позиции невозможно. Можно только запомнить, что на конце слов, называющих действие, звук [т] может быть обозначен только буквой т , но не -д-(сравнить: го[т] год и ко[т] кот).

Приучить детей учитывать часть слова, по отношению к которой решается орфографическая задача ,помогают задания – «ловушки». При выполнении этих заданий формальный подход вступает в противоречие с содержательным анализом языкового материала. Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова. Так, очень полезно задавать учащимся вопросы на сообразительность. Такие задания можно давать на дом в качестве поощрения детям, которые любят поразмышлять над загадками слов. Приведём примеры подобных вопросов и ответов к ним:

1. Когда помогает решить орфографическую задачу подбор родственных слов? (Когда орфограмма в корне).

2. Всегда подбор родственных слов обеспечивает решение орфографической задачи в корне? (Нет, в некоторых родственных словах позиция звука в корне постоянно слабая. Например, собака, собачий, собачонка).

3, Почему орфограмму в окончании нельзя найти, изменяя слово? (Потому что у каждого изменения слова своё окончание).

4, Почему орфограмму не в окончании часто можно найти, изменяя слово? (Потому что при словоизменении может поменяться позиция звука. Например, поля — поле).

Кроме морфологического анализа, необходимо проводить работу над значением морфем. Эта работа проводится с тем, чтобы ) учащиеся глубже осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок -пре- и -при- рассматриваются слова с приставкой -ПРЕ-, близкой по значению к приставке -пере-: претерпеть (вытерпеть, перенести); прекратить (перестать делать что-нибудь); прервать (прекратить); преобразовать (совершенно переделать, изменить к лучшему); преградить (перегородить, поставить какое-нибудь препятствие ) ; превозмочь (пересилить).

Учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что глаголы с приставкой -пре- очень редко заменяются близкими по смыслу глаголами с приставкой -пере- (претерпеть — перенести, прекратить -перестать, преобразовать — переделать, превозмочь — пересилить и тому подобное). При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова запевать — запивать, выжать — выжить, развеваться — развиваться.

Применить соответствующее правило к данным словам учащиеся смогyт в том случае, если вдумаются в значение корня. при изучении правописания Н и НН в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс -енн- имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-нибудь): тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написанием прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, которые также имеют указанное выше значение.

Итак, работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования осознанных и прочных навыков правописания.

Анализ словообразовательной модели как средство повышения грамотности учащихся

Одним из средств повышения грамотности учащихся и вследствие этого прочного орфографического навыка является анализ словообразовательных моделей. Анализируя данные модели, ребята учатся находить не только общие лексико — грамматические признаки слов одной модели, но и «предвидеть» возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями словообразовательной модели. Таким образом, подобные задания- ещё один эффективный приём формирования прочных и осознанных навыков в области русского правописания. При этом выбор правильного написания происходит с опорой на морфемную структуру слова: от словообразовательной модели к выбору написания.

Для решения орфографических задач с помощью анализа словообразовательной модели на уроках русского языка можно использовать различные упражнения:

а) письменно объясните разницу в значении, строении и написании данных пар слов, употребляя каждое из них в словосочетании и разбирая каждое слово по составу. Определите, в каких случаях одинаково звучащие слова образованы по одной и той же словообразовательной модели

припадающие- преподающие, палить- полить, подсудный- посудный, раскачусь — расскачусь, судить — ссудить, податься — поддаться, умолять _ умалять, свиснете — свистните.

б) установите, одинаково ли строение созвучных слов. Сделайте орфографический вывод.

1 Дело делать не сп. шите, аккуратно все сп. шите. 2. Грязной тряпкой окна тру. – бесполезный это тру. 3. Деревенский ст. р. жил дом старинный ст. р. жил. 4. Носик нужно обл. зать — он не станет обл. зать. 5. Кот по ёлкой пос. дел — современно пос. дел.

2. Далее можно предложить упражнения, направленные на восстановление словообразовательного гнезда. Упражнения данного вида эффективно использовать на уроках по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», так как они формируют понимание того, что все однокоренные слова пишутся одинаково:

а) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами, объясните написание корня во всех производимых словах. Сделайте вывод.

б) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня во всех производимых словах. Сделайте вывод.

ирова ть иров к а

в) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня во всех производных словах, сделайте вывод об особенностях написания данной группы однокоренных слов.

ическ ий овидныи

г) спишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня — гор -/- rар- в данных однокоренных словах. Сделайте вывод.

ение ев ой юч ий елый вы еть вы_ки

за еть за ать за ать за а ни е за елый

д) спишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня -зар- // -зор- в этих однокоренных словах.

Ний в ву доу испод у ку поу су

II. Пользуясь материалами данных словообразовательных гнёзд, объясните значение, образование и написание зашифрованных слов:

Запишите с этими словами предложения.

3. На уроках по теме «Правописание Н и НН прилагательных» целесообразно применять следующие упражнения:

а) распределите слова на 4 группы: ин ый, — ин н ый, — енн ый, — онн ый, — н н ый.

Общи. ый, змеи. ый, стари. ый, соловьи. ый, исти. ый, глуби. ый, голуби. ый, комиссио. ый, жизне. ый, миллио. ый, лимо. ый, клятве. ый, муравьи. ый, лебеди. ый, пле. ый, широче. ый, це. ый, батальо. ый, листве. ый, воробьи. ый, одекало. ый, огн. ый, воробьи. ый, мыши. ый, утре. ий, холсти. ьlй, ути. ый, равни. ый, журавли. ый, тыкве. ый, бульо. ый, обеде. ый, числе. ый.

б) От данный слов образуйте имена прилагательные с помощью суффикса -н (ый)-. Запишите полученные слова, объясняя их написание. Какая орфограмма объединяет эти слова? Сделайте орфографический вывод.

Желание, чулан, манка, обман, карман, туман, клапан, брань, экран, буран, сани, гортань, сарафан, лохань, барханы, кочан, песня, басня, антенна, цена, салон, талон, эшелон, циклон, лимон, купон, трон, сон, бетон, луна.

Установить, все ли слова, которые вы записали , соответствуют модели нн ый. Сделайте вывод.

б) Под диктовку запишите слова, распределяя их на 2 группы в зависимости от строения. Объясните написание Н и НН в этих словах. Сделайте вывод.

Глубинный, лавинный, винный, малинный, магазинный, старинный, осетринный, трясинный, машинный , корзинный , низинный , блинный , кувшинный, вершинный, целинный, долинный, картинный, лунный, перинный, тминный, чинный, шинный.

«Правописание Н и НН в прилагательных» тесно связано с морфемным составом и словообразованием. Данные упражнения учатвидеть эту связь, что делает знания учащихся более прочными.

4. На уроках по теме «Правописание приставок» следующие упражнения помогут лучше усвоить тему:

а) используя перечень корней, запишите слова, соответствующие указанным словообразовательным моделям. Объясните правописание приставок и корней в этих словах. Сделайте вывод.

Пре ени е при ени е

— Ближ -, — вращ -, — влеч -, — глаш -, — лож -, — гражд -, — греш -, -клон-, -лун-, -сеч-, -мир-, -ниж-, -сму-, -тяж-, -уч-, — числ -.

б) под диктовку запишите только те слова, состав которых соответствует схемам БЕС С и РАС С

Расстаться, рассыпать, распахнуться, беззаботно, бесспорно, раскрыть, раскат, раскачать, рассекать, раскалённый, бессловесный, бессмертный, беспрекословный, рассредоточить, рассчитаться, расстегнуться.

в) спишите зашифрованные слова, объясняя написание согласных в приставках и корнях. Сделайте орфографические выводы.

— беж, — кон, — клад, — вед, — коп, — крас, — воз, — купор, — паш, — гад,

-груз, — движ, — сеч, — мет, — сып, — топ, — молв, — точ, — нос, — рез

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика