Freewaygrp.ru

Строительный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обрамление оконного проема кирпичом

Томская область

Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание Общественного собрания», 1900 г., арх. Лыгин К.К., расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, Ленина проспект, 50

Руководствуясь Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Законом Томской области от 06.09.2016 № 98-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Томской области»; пунктами 13-15 Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2016 № 28; подпунктом г) пункта 8) части 9 главы 2 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 29.04.2016 № 37; и на основании историко-культурных исследований, представленных Областным государственным автономным учреждением культуры «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» от 06.10.2016 и отсутствовавших при подготовке предмета охраны объекта культурного наследия, ранее утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.06.2014 № 971, приказываю:

  1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание Общественного собрания», 1900 г., арх. Лыгин К.К., расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, Ленина (проспект), 50, принятого на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», согласно приложению.
  2. Направить копию настоящего приказа в Министерство культуры Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством (Кожуркова).
  3. Контроль за исполнением оставляю за собой.

Председатель Комитета Е.В. Перетягина

Кожуркова Татьяна Борисовна

Приложение к приказу

Комитета по охране объектов

культурного наследия Томской области

от _______________ № ______________

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание Общественного собрания», 1900 г., арх. Лыгин К.К., расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, Ленина (проспект), 50

  1. Градостроительные характеристики. Здание формирует историческую застройку главной улицы города – проспекта Ленина (бывшей ул. Почтамтской) периода кон. XIX – нач. ХХ вв. и располагается в сохранившейся исторической среде. Главный фасад в строчке застройки квартала расположен по красной линии пр. Ленина с развитием объёма в глубину квартала. Здание ориентировано западным фасадом вдоль бровки рельефа и формирует панорамное восприятие застройки верхней террасы города.
  2. Объёмно-пространственная композиция на дату постройки 1900 г. Здание представляет собой крупный двухэтажный объём с подвалом и антресольными помещениями. Форма плана «Т» – образная, акцентирована в центральной части возвышающимся объёмом двухсветного зала и объёмом парадной лестницы. Северная и южная части здания по линии главного фасада решены более низкими боковыми объёмами, имеющими со стороны двора дополнительные пристройки.
  3. Конфигурация крыши. Характер и материал кровельного покрытия. Высотные отметки по коньку и карнизу крыши. Местоположение и конфигурация куполов и их конструкция. Высотные отметки. Элементы декоративного оформления (люкарны, венчающая часть куполов в виде балкона с кованным металлическим ограждением по периметру). Местоположение, форма, размер и оформление слуховых окон. Форма, конструкция, материал светового фонаря. Система водостоков и места расположения водосточных труб их материал, форма и декоративное оформление.
  4. Композиция и архитектурно-художественное оформлениефасадов здания на 1900 г.:
  1. Симметричную трехчастную композицию западного фасада и восточного (главного) фасада в 11 осей окон, имеющую в северной части продолжение в виде каменных арочных ворот с металлической решёткой, оформляющих проезд на территорию двора. Асимметричную композицию северного и южного фасадов здания, состоящих из двух объёмов, из которых один решён в 3 оси окон (на южном фасаде – ниши), второй, более протяженный – в 7 осей окон;
  2. Оформление главного фасада крупного центрального объёма двумя боковыми ризалитами, каждый из которых увенчан в уровне кровли полигональным куполом. Элементы декоративного оформления фасадов, выполненные из профильного кирпича и песчаника включая: колоннаду из 6-ти трехчетвертных колонн композитного ордера, объединившую плоскость фасада в уровне 2-го и 3-го этажей (объём двухсветного зала), фигурные пилястры со стилизованными кронштейнами в простенках окон 3-го этажа. Пилястры с капителями ионического ордера, обрамляющие окна 2-го этажа и парные пилястры уровня 3-го этажа, оформляющие круглую нишу ризалитов главного фасада с профильным обрамлением. А так же профилированные карнизы по периметру кровли с выносной плитой из песчаника, нижняя часть которой, снабжена прямоугольными выступами – мутулами, междуэтажные профильные пояски, восстановленная балюстрада парапетного ограждения на кирпичных столбах над центральным объёмом здания из деревянных точеных балясин. Оформление профильным дощатым рустом поверхности фасада в уровне 1-го этажа и угловых пилястр. Цоколь по главному фасаду – из блоков песчаника.
  3. Балконы главного фасада здания, из которых два – расположены на ризалитах центрального объёма, на фигурных кронштейнах с металлическим ограждением, закрепленным на кирпичных столбах и третий – над порталом парадного входа на колоннах их местоположение, размеры, материал, конструкция, форма, рисунок и декоративное оформление;
  4. Местоположение, форма и декоративное оформление основных входов в здание, включая: парадный вход, расположенный по оси симметрии главного фасада с крупным арочным проёмом, оформленным рустованными колоннами, поддерживающими балкон 2-го этажа. Два дополнительных проёма – на боковых ризалитах, прямоугольной формы с лучковым завершением и декоративным оформлением элементами из профильного кирпича и песчаника (пилястры, прямоугольные сандрики на кронштейнах геометрической формы, фигурный элемент входного портала с круглым окном по оси симметрии). Два крупных арочных проёма с 3-х центровой формой перемычки, расположенные по оси симметрии боковых объёмов в уровне 1-го этажа главного фасада.
  5. Местоположение, размер, форма оконных проёмов (узкие прямоугольные, лучковые, арочные, крупные арочные с 3-х центровой формой перемычки). Их декоративное оформление: руст, пилястры, трехчастный веерообразной формы замковый камень, элементы декора из песчаника и профильного кирпича.
  6. Лоджии, расположенные по оси симметрии западного фасада здания в уровнях 1-го, 2-го этажа и чердака их местоположение, конструкция, материал и кованное, металлическое ограждение, сохранившееся в уровне 2-го и 3-го этажей.
  7. Кирпичные аттики с округлым завершением, арочным оконным проёмом, расположенные по оси симметрии в уровне кровли боковых объёмов, восточного (главного) фасада их местоположение, форма, материал, конструкция и декоративное оформление включая детали из песчаника и профильного кирпича, оштукатуренные с окраской под песчаник (профильный карниз завершения, элементы руста, пилястры). А также кирпичные аттики с треугольным завершением и арочным оконным проёмом по оси симметрии, расположенные в уровне кровли боковых объёмов западного (дворового) фасада, без отделки с использованием только профильного кирпича.
  1. Материал и характер обработки фасадных поверхностей: цоколь из блоков песчаника, кирпичная кладка с декоративными деталями из песчаника, профильный кирпич, гладкая штукатурка с окраской на отдельных элементах декоративного оформления фасадов, рустовка.
  2. Колористическое решение фасадов зданияна 1900 г. Красно-коричневый цвет основного поля стен из натурального обожжённого кирпича с декоративными деталями из песчаника светло–жёлтого цвета или оштукатуренных с окраской под песчаник.
  3. Габаритные размеры, конфигурация, конструкция, материал оконных и дверных заполнений, включая первоначальный рисунок: переплетов оконных рам и дверных фрамуг, филёнок дверных заполнений и элементы декоративного оформления. Сохранившаяся деревянная конструкция витринного остекления двух крупных арочных с 3-х центровой формой перемычки проёмов, расположенных на главном фасаде боковых объёмов, включая: коробку, остекленную трёхчастную фрамугу, горизонтальные и вертикальные импосты и их декоративное оформление резьбой, заполнение из двух витринных окон и дверного блока между ними. В уровне импоста оконные проёмы снабжены конструкцией, закручивающихся металлических рифленых ставней. Их конструкция, материал, крепление и фактура поверхности.
  4. Внутренние лестницы их местоположение, материал (песчаник), конструкция, размеры, отделка маршей, ступеней и площадок, профиль ступеней, материал и рисунок ограждения, художественное оформление. Расположенная в центральной части здания парадная 3-х маршевая лестница из песчаника по металлическим косоурам с ограждением из крупных деревянных точёных балясин. Дополнительная лестница, расположенная в северо-западной части здания – 2-х маршевая из песчаника по металлическим косоурам с восстановленным кованным металлическим ограждением.
  5. Сохранившаяся пространственно-планировочная структура интерьеров в габаритах капитальных несущих конструкций стен и перекрытий на период постройки здания 1900 г., включая первоначальные габариты дверных проёмов всех помещений здания и многочисленных арочных проёмов (лучковых, полуциркульных). Планировочная композиция дома компактная, сочетающая анфиладное и коридорное расположение комнат. Первый этаж центральной части здания занимает просторный вестибюль с тремя парадными входами по главному фасаду. Вестибюль с помощью колонн и арок делится на ряд пространственных ячеек, из которых центральная ячейка решена лестничным маршем парадного входа. В центральной части здания, по оси симметрии лестницы вестибюля, расположена парадная 3-х маршевая лестница – атриум, освещаемая верхним светом, вокруг которой сгруппированы анфиладные зальные помещения (в уровне 2-го этажа открытые в атриум высокими арочными проёмами). Композиционную ось на 2-м этаже замыкает холл и крупное двухсветное помещение парадного зала с балконом. Зал в торцевых частях имеет дополнительные помещения, одно из которых решено объёмом эстрады. Помещения боковых объёмов здания в уровне 1-го этажа имеют дополнительные изолированные входы.
  6. Конструктивная схема здания, конструкция и материал стен, фундаментов на период постройки здания 1900 г. включая: бутовые фундаменты, кирпичные стены здания (в т.ч. внутренние стены помещений вестибюля и парадной лестницы, решённые аркадой). Все виды колонн: деревянные – в вестибюле 1-го этажа, кирпичные фигурные – в отдельных помещениях подвала. Перекрытия: плоские – междуэтажные и чердачные, кирпичные своды по металлическим балкам – в боковых объёмах здания, над подвалом, чердачное перекрытие лестницы западной части здания и перекрытие лоджии западного фасада в уровне 2-го этажа. Деревянная с остеклением конструкция плоского квадратного светового фонаря и потолок на падугах – в помещении центральной парадной лестницы.
  7. Архитектурно-художественное оформление интерьеров на период постройки здания 1900 г., сохранившееся в отдельных помещениях.
    1. Интерьер парадной лестницы, включая: декор элементов конструкции светового фонаря, потолок на падугах и его оформление профилированными тягами с «иониками» по периметру светового фонаря и по линии карниза, имеющего фриз с рельефным орнаментом из одинаковых круглых элементов. Профильное обрамление арочного проёма парадного входа с фиксацией центральной оси замковым камнем и стилизованным балконом, расположенным над проёмом в уровне 2-го этажа. Декоративное оформление аркады 2-го этажа (в т.ч. арочной ниши, расположенной по центральной оси западной стены лестничного блока) профильным обрамлением с фигурной срезкой грани проёма и фиксацией замковым камнем. Стилизованные лопатки с карнизами и филёнками, оформляющие простенки между проёмами, в т.ч. филёнки криволинейной формы, расположенные с двух сторон от арок проёмов. Профилированный пояс, отделяющий цокольную часть стен.
    2. Интерьеры зальных помещений 1-го и 2-го этажа, включая: профилированные потолочно-стеновые тяги в отдельных помещениях с декором углов плоскости потолка элементами растительного и геометрического орнамента, в помещениях 2-го этажа – дополнительно декорированные «иониками» и «бусами». Профильное обрамление оконных и дверных проёмов. Полуциркульная арочная ниша, расположенная по оси здания в помещении 2-го этажа. Потолочные розетки с элементами растительного орнамента.
    3. Интерьер парадного зала, в т.ч. сохранившиеся фрагменты первоначального лепного декора стен зала и портала эстрады).
    4. Интерьеры помещений 1-го этажа боковых объёмов, включая: профилированные штукатурные тяги в оформлении потолка из кирпичных сводов, выступы стен, оформленных в уровне потолка профильными тягами, профильное обрамление оконных и дверных проёмов.
  8. Конструктивные элементы: каналы (вентиляционные и калориферного отопления), в том числе расположенные в конструкции кирпичных стен с выходами на поверхность (стен, потолка зала) в виде отверстий их местоположение и габаритные размеры. Все виды вентиляционных решёток, включая их конструкцию, материал (металл) и рисунок декоративного оформления.
  9. Ворота: сохранившиеся кирпичные ворота, представляющие собой два массивных прямоугольных в плане столба, расположенных с двух сторон от проезда и соединённых между собой в верхней части массивной полуциркульной кирпичной аркой. Декоративное оформление ворот, включая: цоколь из блоков песчаника, руст столбов (аналогичный главному фасаду), руст перемычки проёма с клинчатым замковым камнем по центру, прямоугольные филёнки, профильный карниз из фигурного кирпича и декоративные элементы, венчающие композиционные оси столбов и проёма (кирпич, песчаник). В том числе сохранившиеся кованые подставы для крепления решётки ворот.

«Они хотят снести дом»: жильцы опасаются за судьбу памятника архитектуры на улице Марата

Анастасия Маркова, IRK.ru

21 сентября 2021 г. 6 комментариев около 10 минут на чтение

Как управлять рисками с помощью банковских сервисов. Советы для бизнеса
Политический обозреватель: «Единая Россия» одержала убедительную победу на выборах в Госдуму
Губернатор Игорь Кобзев: год результатов

Первые итоги работы.

Кто виноват? Мэрия начала разбираться в проблемах 130-го квартала
Выборы в Государственную Думу. Обзор кандидатов

Краткие биографии кандидатов в депутаты.

«Гаражная амнистия»: для кого и как воспользоваться

Специалист Росреестра — об упрощенном порядке оформления гаражей.

Как хорошо ты знаешь IRK.ru?

13 сентября IRK.ru отмечает день рождения!

Новые люди Александра Деева. Интервью с кандидатом в депутаты

Горячие обсуждения

Появились предварительные результаты выборов в Госдуму по одномандатным округам в Иркутской области
В России впервые за 10 лет цены на гречку в магазинах превысили сто рублей за килограмм
Избирком Иркутской области озвучил итоги голосования в Госдуму

В центре Иркутска на улице Марата находится дом, который является объектом культурного наследия. В конце 19-начале 20 веков это строение было частью архитектурного ансамбля, принадлежавшего купеческой семье. В 2014 году бывший доходный дом признали аварийным и в этом году планируют его расселить. Между тем, жильцы опасаются, что после этого здание постигнет участь других деревянных памятников — его снесут, а территорию отдадут под современную застройку. Журналист IRK.ru встретилась с собственниками одной из квартир.

Двухэтажный деревянный дом на улице Марата, 23Б (бывшая улица Луговая) был построен в 1897 году и является частью архитектурного ансамбля «Усадьба: два доходных дома», в который также входит одноэтажное здание (23А). Усадьбу признали вновь выявленным объектом культурного наследия в 2017 году.

Доходный дом на улице Марата, 23Б (бывшая улица Луговая) был построен в 1897 году

Надо признаться, о существовании этого дома я и не знала, несмотря на то, что много раз проходила всего в нескольких метрах от него. Надежно скрытое от назойливого внимания посторонних деревянное здание находится в безымянном переулке за гостиницей «Русь». На первый взгляд, дом мало чем отличается от двухэтажных деревянных домов, которые возводили в конце 19-начале 20 веков. Однако, обойдя его кругом, понимаешь, в чем ценность этого здания: все элементы, характерные для домов того времени, сохранились практически в неизменном виде.

Во втором здании, входящем в архитектурный ансамбль, сейчас работает кафе и находятся две квартиры

Изначально дом принадлежал одному хозяину. Предположительно, первым владельцем двух зданий был врач, приближенный к дому Волконских. Потом собственником строений стал купец Пятидесятников. В 20 веке дом национализировали и разделили на коммунальные квартиры.

Как правило, владели небольшими доходными домами горожане среднего достатка – мещане или мелкие купцы

Деревянный дом в плане имеет П-образную асимметричную форму. Наверху видна вальмовая крыша — четырехскатная кровля, состоящая из двух треугольных и двух трапециевидных скатов, которые расположены под наклоном. В доме три входа. Над входом со стороны улицы Марата — двускатный козырек, над остальными — односкатные. Углы и перерубы капитальных стен закрыты каннелированными лопатками (плоские выступы). По периметру дома проходит горизонтальное сечение, украшенное бордюром с вертикальной обшивкой.

Олеся, одна из жительниц дома, рассказала о состоянии здания

Внимание привлекают окна, а точнее их обрамление: двускатные резные наличники с сандриками (Архитектурное украшение в виде карниза или фронтона, расположенное над оконным или дверным проемом. — Прим. ред.), сохранившиеся с конца 19 века. Окна первого этажа имеют двустворчатые филенчатые ставни (Филенка — тонкая доска, которая вставляется в каркасную раму. — Прим. ред.).

Узкий внутренний дворик со стороны заднего фасада здания заслуживает отдельного внимания. Попадая в закрытое с трех сторон пространство, полностью погружаешься в атмосферу прошлого, и только пластиковые окна напоминают о современности. Здесь находится один из трех входов в дом. Заходим и по винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж, где вот уже более тридцати лет живет Марина Вадимовна. Муж женщины является родственником семьи, которая первой получила квартиру после того, как дом национализировали.

— В 1963 году мы с родителями переехали из Читы в Иркутск. В школе я познакомилась со своим будущим мужем, который с родителями жил в этом доме. После свадьбы и я переехала к ним, а его родители через некоторое время получили квартиру в другом доме и переехали, — вспоминает Марина Вадимовна.

Во внутреннем дворике находится один из трех входов в дом. Жильцы предполагают, что здесь жила прислуга

О том, что родственники мужа первыми получили квартиру в этом доме, женщине рассказала ее свекровь Вера Ивановна. По ее словам, жилье семье досталась по наследству от родственников мужа, предположительно, тети. При распределении тетя выбрала эту квартиру неслучайно: она была самая теплая, так как здесь находилась большая печь. Вместе с тем квартира очень темная, так как все окна выходят во двор. «Если летом еще солнышко у нас задерживается, то зимой здесь практически постоянный мрак», — говорит Марина Вадимовна.

Когда-то в купеческих домах парадные входы размещали отдельно от черных лестниц для прислуги. В этом крыле здания, предполагает Марина Вадимовна, были людские комнаты, в которых жила прислуга, а также находилась кухня.

Квартира небольшая, 39 «квадратов», но из-за необычной конфигурации кажется просторной. Зрительно расширяет пространство и высота потолков — почти четыре метра. Шесть окон выходят во внутренний дворик. В комнате сохранилась подлинная лепнина. Как пояснила владелица, в отличие от других собственников, их семья не стала делать натяжной потолок, чтобы сохранить этот элемент декора.

— В эту квартиру я переехала в 1977 году, когда в доме шел большой капитальный ремонт. Центральное отопление уже было, а вот канализацию сделали только в том же году, а до того туалеты были на улице. Рядом с домом были дровник, которые снесли только лет десять назад. А в целом дом мало изменился, вот вокруг все — не узнать, — говорит Марина Вадимовна.

Сейчас в доме на Марата, 23Б девять квартир. Среди жильцов есть те, кому жилье перешло по наследству, и те, кто в разные годы купил здесь квартиру

Дочь Марины Владимировны Олеся родилась и выросла в этом доме. Женщина уверена, что его нужно сохранить, если не здесь, в Иркутске, то перевезти в Тальцы, так как здание находится в хорошем состоянии.

— Когда дом изъяли у собственника и организовали в нем коммунальные квартиры, городские власти провели здесь ремонт: в некоторых помещениях переложили полы и заменили межкомнатные перекрытия — всё это уже пришло в негодность, а то, что сохранилось со дня постройки, в том числе полы в некоторых квартирах, до сих пор находится практически в идеальном состоянии, — рассказывает женщина.

На второй этаж ведет винтовая лестница с подлинными деревянными ступенями

Вместе с Олесей мы идем ко второму входу со стороны переулка, который называли парадным. Здесь на первом этаже расположена самая большая квартира в 70 «квадратов», окна которой выходят на две стороны: в переулок и во внутренний двор. На второй этаж, где находятся две квартиры, ведет широкая винтовая лестница. Здесь, возможно, жила семья владельца дома. Со стороны улицы Марата — третий вход с еще несколькими квартирами.

— Несколько лет назад мы сделали ремонт на кухне. Уже через два месяца появились трещины, штукатурка начала отваливаться. По зазору, который появился между нашим домом и административным зданием областной железной дороги, стало ясно — дом сильно накренился, — вспоминает Олеся.

Тогда Олеся обратилась в городское бюро технической инвентаризации (БТИ). Пришел специалист, посмотрел и составил свое заключение, согласно которому степень износа дома позволяет в нем жить дальше. После чего в 2014 году семья обратилась в частную лицензированную компанию и за свой счет заказала экспертизу по техническому состоянию многоквартирного дома.

Несколько лет назад между домом и административным зданием областной железной дороги появился зазор, который со временем увеличился

— Инженер тогда, — вспоминает Олеся, — побывал во всех погребах, которые есть в каждой квартире на первом этаже. Закончив свое исследование, он сказал: «Состояние дома великолепное, но фундамента нет — он практически полностью разрушился, как и кирпичная кладка у основания».

За 130 лет фундамент здания практически полностью разрушился

Согласно полученному заключению, песчаное основание под фундаментом разрушено на 70%. Сейчас, по словам Олеси, круглый год в погребах стоит вода, и ничего с этим поделать жильцы уже не могут. Женщина показывает место, где сохранился фрагмент основания дома и добавляет: «Практически вот только на этих камнях здание сейчас и держится».

Со стороны переулка находится второй вход, который называли парадным

В середине этого года жильцы получили уведомления о том, что дом включен в региональную программу по переселению из аварийного жилого фонда. Теперь переезд — дело времени.

Рядом с доходным домом стоит полузаброшенный деревянный барак, который не так давно расселили. По словам Олеси, кто-то из жильцов получил квартиру, а кто-то —компенсацию. А чуть дальше находится еще один памятник исторического наследия — Дом иркутского купца Ивана Самсонова. Он известен тем, что с апреля по июль 1915 года здесь находилась подпольная типография большевистской организации «Союз типографских рабочих». В 2018 году здание выставили на торги. Компания, которая выиграла аукцион, должна была провести реставрацию исторического здания, однако от своих обязательств вскоре отказалась, так как, предполагает Олеся, не смогла обойти законодательство по охране памятников, чтобы его снести.

— Мы опасаемся, что после того, как наш дом расселят, объединят все участки и передадут территорию застройщику или бизнесу под застройку. А мы бы хотели, чтобы доходный дом сохранили. С такой архитектурой зданий в городе больше нет: они по большей части все сгорели — случайно или намеренно их сожгли.

Дом иркутского купца Ивана Самсонова, в котором с апреля по июль 1915 года находилась подпольная типография большевистской организации «Союз типографских рабочих»

На запрос журналиста IRK.ru в градостроительном комитете администрации Иркутска пояснили, что дом на Марата, 23Б, признанный аварийным в 2014 году и является вновь выявленным объектом культурного наследия, который не может быть снесен, — он подлежит реконструкции. В настоящее время ведется расселение дома, после чего здание перейдет в муниципальную собственность. После этого будет решен вопрос о восстановлении дома как жилого объекта, либо его передут инвестору для реконструкции — как нежилого, с сохранением статуса объекта культурного наследия.

Согласно информации департамента жилищной политики администрации города Иркутска, жителей дома на Марата, 23Б расселят до конца 2021 года.

Получить комментарий от Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области не удалось.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика