Freewaygrp.ru

Строительный журнал
29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отделка кирпичом вокруг окон

Трещины в стенах. Причины появления.

Как бороться с трещинами в стенах? Откуда они взялись?

Проблема трещин, в особенности микротрещин в стенах домов – это очень распространённое явление и трагедий в этом нет. Продольные трещины на кирпиче характерно не только для длинных многоквартирных зданий но и для коттеджей. Почему для коттеджей тоже? Например, трещины в облицовочном кирпиче на фасаде. Ну одним из вводных тезисов — это применение облицовочного кирпича среднего качества. Такого как Белебеевского, Нижегородоского, Нефтекамского и проч.. Т.е. водоплоглащение и тепловое расширение таких материалов оставляет желать лучшего. У клинкерных, силикатных материалов такого, практически, не бывает. Но это уже вопрос вкуса и цены и совсем другая история (заказчики строительства сознательно идут на выбор материалов, наше дело их предупредить). Внесу поправочку, кстати, пока не забыл — неправильно залитая отмостка тоже частая причина возникновения трещин по фасаду.

Откуда берутся трещины в облицовочном кирпиче? Как правило, они возникают в связи с усадкой и УСУШКОЙ стен. Углы дома дают трещины чаще, так как там максимальная нагрузка (две стены давят в одно место). Хотя и по бетоной части фундамента бывают тепловые волосяные трещины.

Это обусловлено температурными колебаниями (сжатие или расширение). Также к трещинам приводит и игнорирование строительной технологии. Но это уже другие трещины. Всё, кроме последнего, совершенно нормально и естественно. Что нужно знать о трещинах? Для начала стоит оговориться: речь идёт о небольших, часто, волосяных, трещинах. Мы не говорим о трещинах, куда пролазиет палец.

Если дом уже начал разваливаться, то это совсем другая ситуация.

Усадочные трещины ещё часто называют волосяными из-за их маленького размера — до 4х мм. Чаще всего, такие подобные деформационные трещины просто беспокоят владельцев и портят внешний вид. То есть риска от них для здания никакого нет. А если они вам совсем не нравятся, можно просто сделать ремонт и освежить обстановку. Например выпилить старый треснутый кирпич и вставить в него новый, либо сделать пропил по всей высоте стены и прикрепить поверх нее декоративную полосу.

Усадочные температурные трещины

Давайте разберёмся с тем, как появляются конкретные трещины. Допустим, здание возводят из кирпича, кровли нет. То есть «коробка» стояла без крыши где-то около полугода. И кирпич будет в нашем примере керамическим, а фундамент – монолитным, из железобетонного ростверка с общим сечением 60 на 60 см. Вообще это довольно стандартный вариант для Уфы, если говорить конкретнее. Почва – глиняная (грунт тоже надо учитывать). Стены дома в длину – до 12,5 м. При таких размерах деформационные швы не предполагаются, потому что они появляются, когда речь идёт о здании длиной 15 метров или больше, да и не красиво это..

А частные коттеджи с подобными размерами почти не попадаются. Где появляется трещина? По центру оконного проёма, видна на облицовочном слое. Да, армированный пояс с сечением 40 см на 25 тоже имеется. При внимательном изучении становится понятно, что внутренняя кладка, армопояс и фундамент целы. Трещина возникла на облицовочном слое. Что случилось? На самом деле всё просто: стена начала расширяться из-за изменения температуры. Давление привело к появлению трещины, причём они возникают в самых слабых местах. И это чаще всего – оконный проём или угол.

К такой деформации приводят разные линейные размеры стен. Кроме того, может отличаться температура (южная и северная часть дома, есть ветер и нет). В зимнюю пору длина стены стандартного коттеджа 12 метров длинной уменьшается до 2 см. А летом идёт обратный процесс.

Керамзитоблоки, газобетонбэссер блоки, кстати, распрастраненные материала, имеют в три раза больше тепловое расширение, чем глинянный кирпич. Но это уже тепловые трещины вокруг окон и углах внутри дома, а это уже отдельная история связанная с нерегулярным отоплением внутри. О ней в другой раз.

На южной стороне участка стена дома способна раскалиться на солнце до 60 градусов по Цельсию. Причём это далеко не предел. Однако сильнее всего прогревается именно слой облицовки, который и расширяется настолько, а вот внутреннюю кладку происходящее не до такой степени затрагивает. Хотя, если мы говорим о керамзитобетонных блоках, то и в них образуются деформационные усадочные температурные трещины. Причем было замечено, что ровно на каждые шесть метров единого куска стены. В связи с образующейся разницей появляются температурные трещины.

Всё усугубляется ещё и тем, что между облицовкой и внутренней кладкой находится теплоизоляционный слой. Впрочем, штамповка, а также кладочная сетка будут удерживать конструкцию. Однако при этом они же создают внутреннее напряжение при разных показателях температуры и линейного размера стен.

Также не стоит забывать про армопояс. Если он предусмотрен, конечно. Поскольку крыши ещё нет, то эта часть конструкции тоже будет сильно прогреваться. Бетон в длину увеличивается ещё больше, чем кладка из кирпича. А расширение армопояса в результате выдавливает слабейшее место, то есть проём двери, место сочненения стен или окна.

Решение проблемы трещин в стенах.

Избежать таких проблем можно: для этого нужно сделать температурные швы у зданий с длиной стены от 8 м. Дело в том, что температурные скачки достигают 30 градусов летом, то есть они очень серьёзные. Причем, это в тени, а на солнце стена нагревается и до 60 градусов. Мы живём в мире неустойчивого климата, где с каждым годом перепады становятся всё сильнее, постоянно бьются новые рекорды по той же температуре. И это всё нужно учитывать при строительстве.

Но еще раз! Такие швы не совсем красиво смотряться и может быть естственные усадочные температурные швы смотряться лучше (каждый делает свой выбор).

Однако здесь возникает эстетическая проблема: температурные швы некрасиво смотрятся. Их сложно спрятать, трудно как-то обыграть. То есть большинству заказчиков просто не нравится, как выглядит такой дом. Но приходится выбирать что-то одно: или трещины, или же шов. Зачастую просто тонкая трещина, доставляет меньше неудобств, чем созерцание деформационного шва. Как решить проблему в этой ситуации?

Пока нет кровли, есть 2 варианта. В первом случае нужно аккуратно разобрать кладку облицовки и всё переделать. То есть заменить то, что треснуло. Внешне выглядеть будет лучше, но общая картина от этого не поменяется, потому что стены всё равно станут расширяться, вопрос с климатом тоже не решится.

Конечно, после монтажа кровли есть шанс, что нагрев стен несколько уменьшится. Но вообще чаще всего это просто откладывание появления тех же трещин. Второй способ – сделать шов. То есть нужно порезать кладку прямо по линии трещины, только бережно, осторожно, ровно.

Всё это заполняется специальным герметиком или же особой лентой. Трещины не будет, вместо неё появится шов, который станет то увеличиваться, то уменьшаться. Сказывается ли это на прочности дома? Очень часто такой вопрос можно услышать от владельцев. Нет, никаким образом. Перемычка и само здание будут стоять крепко, срок службы дома тоже не уменьшится. Но оконный проём – самое любимое место для появление тепловых трещин.

Её можно с самого начала избегать. И оптимальным вариантом как раз и будут температурные деформационные швы. Причём тут нужно обновлять нормативы. Старые не рассчитаны на такие температурные пределы и на колебания. Хотя, возможно, всё дело в слабом качестве кирпича, которое снижается буквально ежегодно. Одним словом, лучше всё предусматривать заранее. Такая профилактика помогает бороться не только с температурными трещинами, но и с усадочными. Но еще раз скажу, что по мне, так я бы лучше не обращал внимание на волосяные трещинки, чем смотрел каждый день на заранее сделанные широкие щели в кладке, закрытые декоративными планками.

Сложно ли делать температурный шов для деформации?

Тут ничего слишком сложного нет, всё довольно просто, практически элементарно. Его конструкция подробно расписана в Интернете: есть схемы, разные виды и т. п. Некоторые делают обычный вертикальный. Другие предпочитают идущий зигзагом. Он охватывает больше пространства и рассчитан на крупные объекты. Но вообще вертикального достаточно, к тому же он внешне лучше выглядит.

Сформировать его тоже проще: меньше риска допустить какую-то серьёзную ошибку. Да и проблем заделать деформационной лентой или же герметиком не будет. Особой подготовки от рабочих тоже не потребуется. Заполнять, кстати, такие швы можно специальными герметиками в виде лент. Внешне они ещё напоминают колбаски. Их довольно легко закладывать в образующуюся пустоту.

Однако в строймагазинах такие до сих пор трудно найти, потому что температурные швы обычно делают в промышленном строительстве, а не в частном. То есть доставать герметики нужно либо у тех, кто работает с крупными подрядчиками, либо прямо на самих объектах. У поставщиков иногда можно найти остатки. Оптимальным вариантом будет эластичный герметик, который одинаково хорошо подходит как для кирпичной стены, так и для бетонной.

Уход за деформационными швами

Нет ничего вечного. Швы, как и всё остальное, требует за собой уход. Герметик может высохнуть, уплотнитель тоже изнашивается. Если изначально грамотно подобрать материал, то его хватит примерно на 10 лет. Вообще задача герметика – не допустить попадания внутрь воды, помимо прочего. Зимой она застынет, лёд начнёт разрывать кирпич или же бетон. Кроме того, если забыть о герметике, стены начнут промерзать. А это чревато более серьёздными проблемами, чем те, которые связаны с трещинами.

Вообще проверять состояние швов желательно где-то 1 раз в 2-3 года. Если они заделаны качественно, то чаще лазить туда не нужно, потому что вы можете нарушить герметичность слоя. А это приводит и к попаданию воды, и к появлению плесени, и к другим неприятностям. Многих также интересует, не станут ли температурные швы «мостиком холода». На самом деле нет, если всё грамотно сделать и правильно подобрать уплотнитель. Причём вы можете потом, после окончания работ, пройтись с тепловизором и всё проверить.

Но швы иногда действительно начинают упускать тепло. Это как раз связано с нарушением герметичности ленты или другого состава. В таком случае их нужно ещё раз повторно обработать.

Вообще же каждое здание – строго индивидуально. Тут нет общих рецептов. У 50 процентов коттеджей вообще не появляются трещины такого рода.

От чего еще бывают трещины в коттеджах в Уфе и РБ?

Одни из самых распрjстраненных причин —

  1. Наличие на кровле снегозадержателей, которые собирают столько снега, что даже стены не выдерживают.
  2. Наличие слишком больших оконных проемов в стене, которые чрезмерно ослабляют конструкцию всего дома.
  3. Газобетонный коттедж — трещины, почти, всегда. Очень хрупкий непрактичный материал.
  4. При запуске отопления в холодном доме зимой, в 80 процентов случаев образуются тепловые трещины.

Загородный дом. Фасад на века

Главное украшение дома — фасад — кроме своей основной функции выполняет немало других, не менее важных задач. Он должен защищать стены дома, которые постоянно испытывают воздействие атмосферных осадков и агрессивной среды, не препятствовать удалению из помещений паров влаги, а в нашем климате, не балующем количеством теплых дней в году, еще и сохранять в коттедже тепло. А кроме всего прочего, быть легким в обслуживании, негорючим, надежным, долговечным.

Решая, каким быть фасаду загородного дома, владельцы коттеджей сегодня выбирают между разными видами покрытий, одни из которых появились так давно, что уже успели стать классикой, другие изобретены какие-нибудь десятилетия назад. К их услугам декоративные возможности штукатурки в сочетании с натуральным или искусственным камнем, клинкера и облицовочного кирпича, изящество лепного декора и система вентилируемого фасада, одновременно сочетающая в себе утепление и отделку.

Основа для отделки

Первым номером в списке вариантов для отделки стоит декоративная штукатурка. Но не потому что это самый популярный у владельцев загородных домов вид облицовки, а потому что ее очень часто можно увидеть в сочетании с другими материалами. Использование штукатурного покрытия вместе с отделкой натуральным камнем позволяет сократить расходы на оформление фасада. Технология облицовки стен при помощи штукатурки предполагает последовательное, слой за слоем, нанесение нескольких видов шпатлевок, которые сверху покрываются финишным слоем разного цвета и фактуры. Качественная штукатурка — настолько же красивая отделка, насколько и практичная: с ее помощью можно не только создать фон, но и выровнять стены коттеджа, убрать все деформации и неровности.

Неповторимый камень

Натуральный камень для облицовки фасада человек использует с древнейших времен. Этот вечный материал не одну тысячу лет украшает наиболее известные из дошедших до нас сооружений цивилизации.
И сегодня к возможностям камня обращаются, когда требуется создать впечатление надежности и основательности, придать облику коттеджа солидный и респектабельный вид.

Один натуральный камень в оформлении фасадов используется редко, намного чаще его можно встретить в сочетании с декоративной штукатуркой. Чтобы добиться нужного впечатления, совсем не обязательно идти на серьезные расходы и использовать в отделке много камня. Даже небольших включений из этого природного материала в оформлении цоколя, входного портала, пространства вокруг окна будет достаточно, чтобы полностью преобразить коттедж.

Найти среди множества видов камня с неповторимой фактурой, уникальным, зависящим от месторождения рисунком и цветом то, что подойдет конкретному дому, — непростая задача. Различия касаются тончайших нюансов, и один и тот же камень может производить совершенно разное впечатление в зависимости, например, от способа обработки.
Стоящему в природном окружении коттеджу больше «к лицу» камень с грубой неоднородной фактурой, которая за имитацию естественного неоднородного скола получила название «Скала». Особенно выигрышно камень фактуры «Скала» смотрится в соседстве с газонной зеленью, в ландшафте с другими природными материалами. В отличие от него камень с полированной, гладкой как зеркало поверхностью в соседстве с природой использовать нужно очень аккуратно.

Вечный фасад

Возможности компаний-поставщиков сегодня позволяют привезти любой камень, даже самый редкий. Но далеко не вся каменная палитра используется при облицовке коттеджей. В нашем климате, где полгода занимает зима, в оформлении фасадов стараются отдавать предпочтение теплой цветовой гамме. Именно этим желанием разбавить зимний пейзаж объясняется любовь владельцев коттеджей под Красноярском к теплым глубоким тонам в отделке.
«При выборе камня оптимальным будет подход, когда заказчик приходит к нам вместе с дизайнером, который подготовил проект, — рассказывает директор компании „Гранком“ Евгений Вопилов. — Тогда дизайнер определяет цветовое решение, а мы занимаемся технической стороной вопроса и решаем, как эту дизайнерскую задумку можно будет реализовать».

Что касается выбора породы камня, то особенности нашего климата позволяют использовать во внешней отделке далеко не всякий камень, а только самые стойкие и прочные образцы, которым не страшны ни морозы, ни разрушительное влияние влаги. По этой причине в оформлении построенных в Красноярске коттеджей, например, почти не применяется мрамор. Этот не отличающийся прочностью материал очень чувствителен к внешним воздействиям, на фасаде он быстро тускнеет и теряет вид. Самыми долговечными и потому больше подходящими для отделки фасада в условиях Сибири специалисты считают лавоизверженные материалы, и в первую очередь гранит.
Гранит обладает уникальными физико-химическими свойствами, легко переносит большие перепады температур, отличается низким водопоглощением, высокой износоустойчивостью и богатой цветовой гаммой. За эти качества его широко применяют при оформлении фасадов.

Цена каменной плитки фактуры «Скала» в среднем составляет 2 тыс. руб. за кв. м, плюс стоимость работ по облицовке, которая зависит от квалификации каменщика и его мастерства. У специалистов ценится не только знание тонкостей технологии, но и умение увидеть красоту камня и подчеркнуть ее.

В зависимости от квалификации каменщика его работа обойдется в сумму от 600 до 1 200 руб. за кв. м. Отделка камнем — дорогое удовольствие, но если все было сделано правильно, результат стоит понесенных затрат. Натуральный камень — уникальный материал с многообразием цветов и сочетаний, который даже искусные современные подражания не способны повторить.

Удачная копия

В отделке коттеджей искусственный камень можно встретить почти так же часто, как его природного собрата. Секрет популярности этой облицовки — в эксплуатационных характеристиках материала. Во-первых, весит рукотворный камень примерно в два раза меньше, чем натуральный гранит, ракушечник или мрамор. Небольшая масса материала и присутствие практически в каждой коллекции угловых элементов значительно облегчает его монтаж. Камень крепится к стене на специальный клей, и для его укладки не потребуется обязательное привлечение высококвалифицированных специалистов.

Во-вторых, натуральный камень отличает сравнительно небольшая цена. Хотя справедливости ради скажем, что отдельные импортные образцы сегодня вполне могут сравниться по цене с натуральным камнем.
Наконец, главное качество камня, то, за что его так ценят покупатели, — он умеет подражать любой из натуральных каменных пород. Добиться сходства с натуральным кам-нем позволяет особый способ окрашивания, при котором материал колеруется по всему объему.

И даже само название «искусственный» не совсем соответствует действительности, ведь при изготовлении камня в ход идут натуральные материалы — цемент и песок, смешанные с наполнителями и красящими составами. Что касается разнообразия расцветок и фактур, то тут искусственный камень старается не уступать природному материалу. Кроме камня разной формы, с обработанной и необработанной поверхностью, колотого или слоистого, почти каждый производитель предлагает покупателям возможность получить облицовку нужного цвета на заказ.

Фасадная классика

Среди всех возможных вариантов отделки фасада облицовочный кирпич — бесспорная классика, продолжающая цениться до сих пор. Правда, еще лет десять назад при всех достоинствах потребители этого материала видели в нем один, но существенный недостаток. Прочному, долговечному, обеспечивающему в доме благоприятный микроклимат самому традиционному варианту фасадной отделки не хватало разнообразия. Теперь у собственников загородных коттеджей нет причин жаловаться.

На заводах австрийского концерна Wienerberger, признанного лидера в производстве керамического облицовочного кирпича, выпускается более 500 видов облицовочного кирпича торговой марки TERCA, разного по цвету, размеру и фактуре поверхности. Кроме традиционного краснох-коричневого сегодня предлагают кирпич всех цветов и оттенков от бронзового до белого, кроме глянцевого — кирпич матовый, кроме кирпича с гладкой поверхностью — облицовку с шероховатой текстурой «под шагрень», античный и искусственно состаренный. Специально для ценителей неповторимости в отделке выпускается кирпич, изготовленный вручную по старинной технологии. Двух одинаковых фасадов, декорированных кирпичом ручной формовки, в мире просто не существует. И абсолютно любой из этих видов может стать достойным решением вопроса отделки коттеджа, главным украшением и надежной защитой фасада.

Видный клинкер

Кроме облицовочного кирпича для отделки коттеджей собственники сегодня могут использовать декоративные возможности его разновидности — кирпича клинкерного. Технология, по которой клинкер делают вот уже 200 лет, позволяет получить кирпич морозоустойчивый (он способен выдержать без ущерба для себя более 300 циклов замораживания?оттаивания), с малой пористостью и низким водопоглощением, которому не страшны ни температурные перепады, ни повышенная влажность.

Что касается качества материала для фасадной облицовки, то его гарантирует репутация европейских производителей. Ведущие европейские заводы — Wienerberger, Feldhaus Klinker, АВС Klinker занимаются выпуском строительной керамики для фасадной отделки более ста лет, что уже говорит о многом. «Каждый производитель предлагает свои усовершенствования традиционной технологии, свои секреты получения прочного и долговечного клинкера, но всех их объединяет одно — это многолетняя традиция производства и строгий контроль за качеством керамики», — объясняет коммерческий директор компании «Строительная керамика» Павел Прокопьев.

Плитка под кирпич

Если бюджет не позволяет потратить большую сумму на облицовку фасада цельным клинкерным кирпичом сразу, это не значит, что нужно отложить отделку коттеджа до лучших времен. Ощущения надежности и основательности, которое придает дому кирпичная кладка, можно добиться и без применения цельного кирпича — если обратиться к возможностям фасадной клинкерной плитки. Со стороны такая плитка создает полную иллюзию кирпичной кладки, но при этом обойдется этот вариант отделки дешевле, и использовать плитку можно даже там, где по конструктивным причинам не всегда возможно применение кирпича. При этом фасадная облицовочная клинкерная плитка толщиной от 8 до 22 мм под кирпич не только служит украшением фасада, но и обеспечивает ему дополнительную защиту.

Два в одном

Тем, кто хотел бы не только преобразить фасад, но и провести дополнительное утепление, в компании «Строительная керамика» рекомендуют обратить внимание на термопанели, которые имитируют кирпичную кладку. Каждая такая панель состоит из слоя утеплителя — пенополиуретана (толщиной 30, 60 и 80 мм) — и декоративно-защитного слоя, в качестве которого выступает немецкая фасадная клинкерная плитка.

Термопанели, которые одинаково подходят и для отделки нового фасада, и для ремонта уже существующего, позволяют собственникам престижного загородного жилья решить несколько вопросов разом: преобразить облик коттеджа, примерно на 30% сократить затраты на его отопление и получить эффективную звукоизоляцию. При этом для монтажа совсем не обязательно привлекать высококвалифицированных специалистов, укрепить термопанель при помощи дюбелей и саморезов на стене из бруса, бетона или кирпича под силу обычной бригаде монтажников. Благодаря этому решению, сочетающему самый традиционный вид отделки и современную теплоизоляцию, любой коттедж, независимо от того, из какого материала он построен, приобретет благородный и солидный вид, который сохранит на все время эксплуатации, то есть в течение следующих 50 лет.

Главный элемент в отделке

Лепной декор играл важную роль в оформлении частного дома во все времена. Владельцы, неравнодушные к тому, как выглядит их дом, всегда стремились создать его неповторимым, придать облику особый шарм, сделать жилое пространство отражением своей индивидуальности. Помогали им в этом элементы лепного декора — карнизы, молдинги, колонны, подоконники, пилястры, замки, консоли и купола. На протяжении многих столетий детали декора менялись, их формы шлифовались, пропорции совершенствовались, чтобы до нас смогли дойти только лучшие образцы.

Сначала при оформлении фасада в ход шли тяжелые гипсовые украшения, потом на смену им пришла лепнина из пенополиуретана. Современный лепной декор чаще всего делается из пенополистирола, материала легкого, который быстро монтируется, не боится ни влаги, ни перепадов температуры от -45 до +50 °С и служит в течение многих лет.

Сделать дом узнаваемым, соединить в нем собственное видение современной архитектуры с зодчеством прошлых эпох позволят архитектурные элементы из коллекции Prestige Decor, которую в нашем городе представляет официальный партнер производителя — компания «Вентс-Красноярск». Основа декоративных элементов из коллекции Prestige
Decor — пенополистирол ПСБ-С-25, поверх которого нанесена защита из полимерного связующего, мраморной крошки, кварцевого песка, пластификаторов и добавок. Эта многослойная «броня» повышает устойчивость покрытия к солнечному свету, защищает его от появления плесени и грибка.
Отсутствие выбора, чем красить лепнину, — тоже уже история, покрытие фасадных элементов позволяет выбирать между двумя вариантами финишной отделки — акриловыми красками разных цветов и фактур и декоративной штукатуркой на водной основе.

В коллекции Prestige Decor предлагается 100 различных элементов фасадного декора, но этим можно не ограничиваться. Если среди готовых решений не найдется подходящего, если требуется фасадное украшение, которое будет существовать в единственном экземпляре, производители берутся изготовить его по вашим чертежам на заказ. При желании стены дома можно украсить даже барельефом, сфотографированным где-нибудь на отдыхе.
При этом совершенно неважно, выдержан ваш особняк в классическом стиле или в стиле модерн, для любого из них поставщики обещают подобрать украшение, которое придаст дому индивидуальность.

Все эти такие разные виды отделки объединяет одно — каждый из них подходит и для облицовки недавно построенных коттеджей, и для реконструкции фасада уже существующих. Правда, одни из них для конкретных целей годятся больше. Прежде чем остановиться на одном из вариантов отделки для реконструкции фасада, сначала нужно учесть, насколько совместим с конструкцией дома новый материал. Не всегда на уже существующем коттедже возможно использовать натуральный камень, который создает дополнительную нагрузку на фундамент дома, — не всякий фундамент с ней справится. Но, предусмотрев все эти обязательные моменты, вы сможете получить неповторимый и надежный фасад и надолго забыть об отделке.

Фасадный камень в Красноярске

Фабрику-кухню приспособили для производства духовной пищи

В Самаре официально открыли отреставрированное конструктивистское здание фабрики-кухни архитектора Екатерины Максимовой. В нем будет филиал Третьяковской галереи

Здание, реставрация которого на две трети закончена, а приспособление к новой роли — филиала Третьяковки — только начинается, было представлено на самом высоком уровне. В Самару приехали помощник президента РФ Владимир Мединский, министр культуры РФ Ольга Любимова, директор ГТГ Зельфира Трегулова. Их встречали губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и депутат Госдумы от Самарской области (который будет вновь переизбираться в нее на предстоящих выборах) Александр Хинштейн. На открытии появился глава «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, начавший меценатскую деятельность именно в Самаре.

Правда, ближайшую выставку в обновленной фабрике-кухне, в плане представляющей серп и молот, Третьяковская галерея сможет провести не раньше следующей осени. Работы в здании и вокруг него далеко не закончены, хотя то, что фабрика-кухня триумфально вернулась к жизни, уже очевидно. За спасением уникального здания, памятника конструктивизма и единственной полностью самостоятельной работы архитектора Екатерины Максимовой, и обретением им новой достойной роли — два десятилетия усилий самых разных людей.

Фабрика-кухня построена в 1930–1932 годах на волне стремления к новому быту и была рассчитана на огромную производительность — 9 тыс. обедов в сутки. Она в основном была предназначена для рабочих самарского Завода имени Масленникова (ЗИМ), оборонного предприятия, которое советская власть унаследовала от царской России. Завод производил взрыватели для артиллерийских снарядов. В 1944 году здание утеплили — отапливать зимой просторные двухсветные залы-столовые было слишком накладно. В результате конструктивистские огромные окна частично заложили. В 1950-х изменили интерьер — добавили помпезности сталинского ампира (над одним дверным проемом реставраторы нашли и сохранили тяжелую лепную гирлянду, будто виньетку из знаменитой кулинарной книги «О вкусной и здоровой пище»). В 1980-х столовые еще работали, как и кафетерий на крыше, в одном крыле был спортзал. В 1990-х ЗИМ обанкротился. Фабрика-кухня перешла к коммерческим структурам, ее сдавали в аренду и субаренду, интерьеры нарезали на десятки торговых точек и офисов. В начале 2000-х здание было уже заброшено и ветшало, его окружал заросший сквер, скоро превратившийся просто в огромную помойку. Оно было приговорено к сносу. Только усилия самарских архитектурных активистов, которые начали изучать историю здания и биографию его автора, смогли привлечь к нему внимание власти, помешали построить на его месте очередной торговый или жилой комплекс.

Благодаря Александру Хинштейну здание вернули в федеральную собственность, потом подключился Владимир Мединский, тогда министр культуры, проект поддержал Дмитрий Азаров, тогда мэр Самары. Включить фабрику-кухню в структуру своих филиалов согласился ГЦСИ, на реставрацию были выделены первые деньги. Потом структура ГЦСИ была сломана, и в 2018 году принять здание как площадку для будущего филиала Третьяковки согласилась Зельфира Трегулова. Очевидно, это помогло привлечь еще средства — реставрация здания выполнена в итоге на высшем уровне.

Спасением здания занимались Ирина Калугина (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские) и Виталий Стадников (архитектор приспособления, одно время был главным архитектором Самары).

Несущие конструкции фабрики-кухни были выполнены из железобетона, который обветшал. Главное, чего надо опасаться в таком случае, — это распространенного варианта «восстановления», когда все сносят и строят заново, объяснил Виталий Стадников. «Для укрепления железобетонных конструкций был применен уникальный для России способ обклейки карбоновой арматурой, которая напоминает тонкую ткань, но может взять на себя значительную нагрузку, — рассказал он. — Вся конструкция здания графичная, легкая и прозрачная — и такой способ ее усиления позволил сохранить все эти эффекты».

«Уникальность здания не в том, что оно построено в форма серпа и молота, — подчеркнул Виталий Стадников. — Это всего лишь предлог для воплощения внутри этого объема очень технологичной функции конвеерного приготовления и подачи еды, основанного на идеях кольцевых хлебозаводов инженера Георгия Марсакова. Архитектор Максимова использовала и реализовала эти идеи».

Научный руководитель проекта Ирина Калугина рассказала, что при исследовании здания удалось обнаружить многочисленные фрагменты первоначальной отделки, которые позволили ее восстановить. Это фрагменты штукатурки двух оттенков серого (в которые ныне и выкрашен фасад), узкие пояски с рельефной штукатурной «шубкой», одно оригинальное деревянное окно (сохранилось во внутреннем дворе), фрагменты наливного пола из бетонной смеси с наполнением мраморной крошкой (технология, которую мы до сих пор можем наблюдать в старых пятиэтажках). Изыскания реставраторов раскрыли интересные факты: для строительства, хотя оно и хорошо финансировалось, использовали вторичные материалы — например, кирпич из разобранных монастырей. Причем выяснилось, что стройка в 1930-е годы шла в несколько этапов — один из столовых залов в серпе полностью соответствует проекту Екатерины Максимовой, два других чуть упрощены (добавлены два ряда колонн); так же опрощалось качество строительных материалов.

Принципиально важно, что в самарских архивах нашлись архитектурные планы, по которым строилось здание. Их обнаружил аспирант Самарского государственного архитектурно-строительного университета Александр Исаков, благодаря которому стали известны подробности биографии Екатерины Максимовой, которая, по-видимому, заслуживает титула первой русской женщины-архитектора. История восстановления ее жизненного пути трагична и мелодраматична одновременно — например, родственников Максимовой Исакову удалось найти, оставив им послание на могиле архитектора.

Преобразилось не только само здание, но и то, что вокруг, — советской эпохи сквер с обелиском «Борцам революции» и прилегающий кусочек захламленных прежде зарослей, где создан «Сад баланса». Автором концепции стал Виталий Стадников, предложивший поработать с общественной памятью и памятью места. Никакого насилия над ландшафтом — крупные деревья сохранили, а дождевую воду направили в пересыхающий прудик, обсаженный нарочито невзыскательной местной флорой. Среди растений создано подобие сада камней, для которого использованы фрагменты руин Завода имени Масленникова — сейчас это огромная территория, занятая остатками цехов и металлоконструкций, часть которых принадлежит инженеру и архитектору Владимиру Шухову. Все увенчано гигантскими ржавыми буквами ЗИМ. Образ получился, вероятно, довольно болезненным для самарцев — на заводе в советские времена были заняты 10 тыс. человек, и ЗИМ — далеко не единственное предприятие в Самаре, прекратившее за последние четверть века свое существование.

Сейчас работы на фабрике-кухне продолжаются — в одном из залов серпа (где была столовая), бойке и рукоятке молота (где располагались кухня и администрация). Пока что зрители не могут двигаться по помещениям так, как задумали музейщики, — удивительно удобным оказалось использовать маршрут, по которому перемещалась из кухни в столовые еда. Также пока невозможно использовать здание как выставочное пространство — музейные климат и свет еще не готовы. Поэтому здание открывали театральным перформансом «Утопия на ужин» хореографа Анны Абалихиной, художника Ксении Перетрухиной и композитора Алексея Сысоева. Для зрителей сначала были накрыты столы с тарелками, на которые были нанесены лозунги («Долой кухонное рабство!»), факты о первых советских фабриках кухнях и строки из документов эпохи с их критикой («плохое качество обслуживания и пищи, нерациональная организация…» «Правда», 1930 год). Следующая часть перформанса отсылала к механистичности и бессмысленности труда советской эпохи, от которого индивидуальности, стремящиеся к свободе творчества, освобождались битьем тарелок. В третьей части в формате оратории звучали отрывки из диссертации Александра Исакова, посвященной Екатерине Максимовой, трагическое звучание которой было неприятно сведено до анекдота записью шума поезда (архитектор погибла, попав под поезд, едва дожив до 40 лет). Генеральным партнером постановки выступил Сбербанк, спонсором также стал самарский «Пегас Агро».

Тем не менее первая настоящая выставка филиала Третьяковки в Самаре уже спланирована и, вероятно, состоится летом или осенью 2022 года. Как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она озаглавлена «На вкус и цвет…», не будет так однозначно связана с едой, как говорит ее название, и включит в себя произведения с начала XIX века по начало XXI века. Третьяковская галерея подготовит ее совместно с другими музеями Волжского региона, что будет важной особенностью работы этого филиала. Фокусом выставочного плана самарского филиала Третьяковки станет искусство XX века и выставки, связанные с архитектурой. «Я не могу назвать более масштабного памятника архитектуры конструктивизма, который был бы восстановлен с таким качеством. Это 8 тыс. м2, которые сложно приспособить к требованиям современной картинной галереи, — но мы хорошо понимаем, как это сделать. Ни в одном из региональных центров России в ближайший год не возникнет такого масштаба музея», — сказала Зельфира Трегулова.

Обзор JBL PartyBox On-The-Go: вечеринка, которая всегда с тобой

Ни одна весёлая тусовка не способна обойтись без энергичного звука. Ещё акустическая система должна быть мобильной, чтобы можно было проводить вечеринки в любом месте и не думать о розетке. Ну и хорошо, если она позволит гостям играть на музыкальных инструментах и петь. Посмотрим, как с такими задачами справится JBL PartyBox On-The-Go.

Модно, удобно, практично

Хотя On-The-Go — самый компактный аксессуар в семействе JBL PartyBox, громкости ему не занимать. Новинка может поставить на уши весь квартал. Это переносная аудиосистема, работающая на аккумуляторах и способная выдавать 100 Вт мощности (RMS). Ширина корпуса — 49 см, в сечении этот музыкальный батончик почти квадратен: 24,5 х 22,5 см. Скруглённые поверхности устройства ещё сильнее скрадывают размеры, поэтому колонка совсем не похожа на громоздкий музыкальный центр из девяностых.

Сочетание отделки «серый графит» с оранжевыми ручками — отличный дизайнерский ход. Решётчатая передняя панель украшена только фирменным логотипом, поэтому смотрится минималистично и аккуратно. Тыльная часть представляет собой настоящую подушку, обшитую экокожей. Её задача — создавать максимальный комфорт при переноске. Ведь 7,5-килограммовую On-The-Go, в отличие от многих конкурентов, легко носить на плече. Удобный широкий ремень поставляется в комплекте. Он может похвастать надёжными металлическими карабинами и даже встроенной открывалкой для бутылок.

Готов к любым неожиданностям

Элементы управления вынесены на верхнюю панель. Здесь, помимо прочего, находятся гнёзда для полноценных джеков. Они позволяют подключать гитару, микрофон или любой музыкальный инструмент со звукоснимателем (чувствительность входов регулируется). Усиление голоса и инструмента настраивается раздельно, причём независимо от громкости фонограммы. То есть новинка JBL работает и как простой микшерский пульт. К микрофонному сигналу можно добавить эхо, а также отрегулировать высокие и низкие частоты. Предусмотрена и отдельная кнопка Bass Boost, усиливающая басы независимо от источника сигнала.

В коробке с JBL Partybox On-The-Go лежит беспроводной микрофон, который порадует любителей караоке. Дальность действия на открытой местности — около 10 метров. С подключением справится и ребёнок. В перерывах между песнями аксессуар можно оставлять в специальной петле на корпусе колонки, а после вечеринки убрать в мягкий чехол. Продумана каждая мелочь.

Клавиши крупные, даже в сумерках нажимать их удобно. От брызг и случайно пролитых напитков они, как и разъёмы, изолированы прочными резиновыми накладками. Аппарат защищён по стандарту IPX4: на погружение в воду он не рассчитан, а вот небольшое воздействие влаги выдержит без труда.

Вдоль всей панели управления тянется длинная прорезь, в которую вставляется смартфон или планшет. Так они никуда не упадут, к тому же будут подзаряжаться через USB-порт. Флешки этот терминал тоже понимает, однако список воспроизводимых форматов не слишком широк: MP3, WMA и WAV. Впрочем, Bluetooth никто не отменял, не говоря уже про подключение через миниджек.

Модель оснастили мощным аккумулятором на 2500 мАч, энергии хватает примерно на шесть часов автономности. Полная подпитка занимает 3,5 часа — это довольно быстро для АКБ столь внушительного объёма.

Всегда в центре тусовки

При включении колонки вокруг её низкочастотника появляется широкое светящееся кольцо. Оно переливается и пульсирует в такт музыке. Цветовую и ритмическую схему легко подобрать на свой вкус. В темноте эффект от сияния почти гипнотический.

Подключиться по Bluetooth к новинке не сложнее, чем к любому другому современному гаджету. Интересно, что обладатели двух Partybox On-The-Go могут просто объединить их по технологии True Wireless Stereo (TWS). В этом случае сигнал левого канала будет отправляться на один аппарат, а правого — на другой.

Управление колонкой интуитивное: кнопка «старт»/«стоп», две клавиши регулировки громкости, ручки настройки звука. Жаль только, что действие большинства из них ограничено микрофоном и не распространяется на инструментальный вход. Зато получится спеть дуэтом, если подсоединить штатный радиомикрофон одновременно с проводным.

Басов много не бывает

Аудиотракт JBL Partybox On-The-Go построен на трёх динамиках: басовом (диаметр 13,3 см) и паре высокочастотников (4,4 см). Бумажные диффузоры твитеров, как правило, обещают сбалансированное, не слишком резкое звучание в верхнем диапазоне. Результаты нашего тестового прослушивания это полностью подтвердили. Звук оказался чистым и натуральным, пускай и не лишённым дискотечной звонкости.

Полоса воспроизведения системы простирается от 50 Гц до 20 кГц, а неравномерность АЧХ составляет -6 дБ. Любители «низов» оценят, что колонка действительно басовитая, даже если не включать кнопку Bass Boost. Конечно, 13,3-сантиметровый динамик сверхглубокие низы на открытом уличном пространстве до урагана не разгонит, но для своих габаритов аппарат играет основательно. Тут даже не повредила бы дополнительная регулировка усиления НЧ. Например, на случай, когда после драм-н-бейса захочется послушать акустический джаз.

Впрочем, кого мы обманываем? JBL Partybox On-The-Go придумана именно для тех, кто не устаёт от энергичной музыки. Треки всех современных жанров (от хип-хопа до хауса) колонка воспроизводит напористо и по-настоящему зажигательно. А электроника в её исполнении звучит разнообразно и мелодично. Скучать с этой системой точно не придётся.

Технические характеристики

Итоги

JBL PartyBox On-The-Go — мощная, качественно собранная и просто симпатичная аудиосистема для вечеринок. Это одна из самых компактных моделей в своём классе. С хорошей автономностью, обилием музыкальных функций и практичным корпусом, который удобно носить на ремне.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика