Что такое деформация откосов
Основные дефекты и деформации земляного полотна и неотложные меры по их устранению
Сафонов С.В., эксперт ООО «Техника»
Мальцев С.В., эксперт ООО «Техника»
Симиниченко В.В., эксперт ООО «Техника»
Надов Д.О., эксперт ООО «Техника»
Скаков В.А. эксперт ООО «Техника»
Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей. Земляное полотно железнодорожного пути (далее — земляное полотно) служит основанием для верхнего строения пути и состоит из комплекса инженерных сооружений, рассчитанного на длительные сроки службы.
Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.
В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные). Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта.
Дефекты являются следствием недоработок при проектировании земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений; нарушений технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий; неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.
Деформации земляного полотна возникают при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно возведено; несоответствии мощности верхнего строения пути нагрузкам от обращающегося подвижного состава; при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов (оползней, селей, наводнений). Низкое качество содержания земляного полотна, когда не обеспечивается отвод поверхностных и грунтовых вод, несвоевременно устраняются мелкие повреждения защитных и укрепительных устройств, не ликвидируются причины снижения несущей способности грунтов и другие нарушения при содержании и ремонтах железнодорожного пути, приводит к перерастанию мелких повреждений в опасные деформации, угрожающие безопасности движения поездов.
Земляное полотно — инженерное сооружение длительных сроков службы, в котором могут возникать и накапливаться дефекты и деформации. Основными более распространенными деформациями земляного полотна, опознавательные признаки, причины и неотложные меры по устранению приведенны ниже.
1. Пучины- искажения положения рельсовых нитей в продольном и поперечном профилях в виде пучинных горбов, пучинных впадин, пучинных перепадов, требующих исправления пути, и возникающие вследствие неравномерного вспучивания грунтов при промерзании. При оттаивании грунтов возможны весенние пучинные просадки.
Опознавательные признаки: деформации возникают в периоды промерзания и оттаивания грунтов; отступления в пути по уровню и в продольном профиле, вызывающие неспокойный ход поезда при движении по пучинному участку; зависание рельсов над шпалами вблизи пучинных неровностей; продольные трещины в снежном покрове, на поверхности откосной части балластной призмы, у концов шпал; при оттаивании грунта возникают просадки, перекосы, выплески, выпирание грунта при проходе поездов с выпучиванием обочин, откосов кюветов и канав, сдавливание лотков.
Причины: наличие неоднородных или неодинаково увлажненных грунтов основной площадки; увлажнение глинистых грунтов, слагающих основную площадку, вследствие наличия бессточных неровностей; неравномерное увлажнение грунтов в зоне сезонного промерзания грунтовыми водами и при запущенном состоянии водоотводов; неодинаковая глубина промерзания земляного полотна; неравномерное загрязнение и увлажнение балластного слоя.
Неотложные меры: усиленный надзор за состоянием пути в периоды роста пучин зимой и, особенно, при их спаде весной (вплоть до ежедневных осмотров); своевременное устранение отступлений от норм содержания рельсовой колеи с применением пучинных подкладок или подрельсовых прокладок (выправка пути на балласт применяется после оттаивания грунта); тщательное содержание водоотводных устройств (кюветов, канав, лотков, дренажей) с заблаговременной подготовкой к отводу воды в периоды длительных оттепелей и весеннего снеготаяния; в периоды быстрой осадки пучин при высокой температуре наружного воздуха и интенсивных атмосферных осадках возможно ограничение скорости движения поездов. После оседания пучин и прекращения просадок необходима выправка пути на балласт с изъятием пучинных подкладок.
2. Оползания откосов насыпи- отслоение откосной части насыпи с захватом основной площадки чаще всего до концов шпал или до оси пути и смещение ее к подошве откоса, иногда с захватом основания насыпи.
Опознавательные признаки: появление продольных трещин на обочинах, откосах балластной призмы, вдоль торцов шпал, под рельсошпальной решеткой, бугров на откосе и увлажненных складок в нижней части откоса; относительно большие просадки рельсовых нитей, требующие выправки пути; искажение очертаний откосов и поверхности земли рядом с основанием откоса. При оползании вначале происходит вертикальное смещение грунта с образованием стенки отрыва, затем смещение грунта в полевую сторону. Как правило, другая часть насыпи остается устойчивой. Этим отличается оползание откосов от общего смещения всей насыпи.
Причины: недостаточная плотность грунтов насыпи и откосных частей; наличие балластных шлейфов на откосах насыпей; завышенная крутизна откосов; сооружение насыпи из слабых грунтов, не пригодных для строительства; разница в плотности и влажности грунтов ядра и откосной части; наличие продольных балластных лож, мешков и особенно балластных гнезд; наличие балластного шлейфа с завышенной крутизной его откоса и смачиванием контакта глинистых и дренирующих грунтов; наличие слабых грунтов в основании откосной части насыпи; плохое текущее содержание земляного полотна; переувлажнение грунта обильными атмосферными осадками, талыми водами.
Неотложные меры: планировка обочин, заделка трещин, уборка снега в конце зимы; осушение балластных лож, мешков и гнезд; предотвращение поступления воды в тело насыпи (гидроизоляция или перехват воды и отвод ее за пределы насыпи); срезка оползающих грунтов откосов; нарезка уступов на глиняном ядре и восстановление качественным грунтом с нормируемым уплотнением; присыпка берм или контрбанкетов для усиления откоса. При восстановлении насыпи дренирующими грунтами, подаваемыми поездной возкой, недопустимо перегружать верхнюю часть откоса, а от контакта глинистых и дренирующих грунтов необходимо обеспечивать отвод впитывающейся воды.
3. Подмыв основания земляного полотна водными потоками
Опознавательные признаки: размыв берега у основания откоса земляного полотна с отложениями наносов в излучинах и подмывами нижних частей откосов; загромождение русла карчами, валунами, мелким камнем и песком с образованием местных подпоров воды и поднятием ее до верха земляного полотна; при обильных атмосферных осадках, таянии ледников вероятно полное затопление пути с размывами балластного слоя, повреждениями и разрушениями регуляционных сооружений, опор мостов, водопропускных труб; при катастрофических паводках возникает угроза безопасности движения поездов.
Причины: несвоевременное устранение повреждений и дефектов в конструкциях защитных и укрепительных устройств и сооружений; неудовлетворительное содержание регуляционных, струенаправляющих сооружений и их креплений; недостаточная сопротивляемость грунтов и защитных конструкций волновым, ледовым воздействиям и течению воды; изменение режима водотока (водоема), связанное со спрямлением русел, устройством плотин.
Неотложные меры: выполнение защитных работ в соответствии с планами водоборьбы, местными инструкциями, указаниями оперативного штаба, создаваемого на опасный период начальником дистанции пути, а при необходимости начальником отделения или начальником дороги; наращивание имеющихся регуляционных сооружений или возведение их вновь на участках угрозы размыва (отсыпка горной массы, обвалование и другие мероприятия); устранение местных завалов русла, создающих подпор воды; надзор за состоянием участка пути и устранение возникающих неисправностей.
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса от 21.12.2010 г. № 286.
2. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути (ЦП-544)
3. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденная распоряжением ОАО РЖД № 2791р 29.12.2012 г.
Деформация бортов карьеров и отвалов
- Инженерное направление
- Геодезические работы
- Контрольно-геодезическая съёмка
- Геодезический мониторинг
- Геодезические работы при строительстве дорог
- Геодезическое сопровождение
- Исполнительная геодезическая съемка
- Трассирование линейных объектов
- Разбивка осей зданий
- Съемка подземных коммуникаций
- Фасадная съемка
- Геодезия участка
- Подсчёт объёмов земляных масс
- Геодезический контроль
- Вынос проекта в натуру
- Маркшейдерские работы
- Маркшейдерские наблюдения за сдвижениями горных пород и земной поверхности под влиянием горных работ
- Маркшейдерские работы при освоении месторождений полезных ископаемых
- Маркшейдерские работы при строительстве подземных сооружений
- Маркшейдерский аудит
- Маркшейдерские съёмки
- Топографические работы
- Топографическая съемка местности
- Определение объемов складирования
- Геоподоснова земельного участка
- Подеревная топографическая съёмка
- Ландшафтная съемка
- Топографическая съемка для газификации
- Экологические изыскания
- Экологическая оценка
- Экологическое сопровождение
- Экологический мониторинг производства
- Инженерно-экологические изыскания почвы
- Экологическое сопровождение строительства
- Геологические изыскания
- Инженерно-геологическая съемка участка
- Исследования физико-механических свойств грунтов
- Гидрогеологические исследования
- Инженерно-геофизические исследования
- Геотехнические изыскания
- Бурение скважин
- Проектирование зданий
- Проектирование ангаров
- Проектирование ферм
- Проектирование складов
- Обследование зданий
- Геодезические работы
- Научное направление
- Аналитический отдел
- Лаборатория геомеханики
- Лаборатория физико-механических свойств горных пород
- Научно – технический совет
Цель нашей компании – реализация современных подходов в области научного сопровождения освоения недр Земли отраслевого значения. Инновации в инженерном обеспечении горной промышленности и изысканиях при работах, оказывающих влияния на безопасность объектов капитального строительства.
Во время разработки карьеров происходит постоянная деформация бортов и дна, поэтому требуется регулярный мониторинг устойчивости. Борта могут иметь вогнутые, выпуклые либо прямолинейные участки, из-за чего расчёт усложняется, а также изменяются факторы, которые могут привести к деформации. От того насколько может деформироваться борт при возникновении нештатных ситуаций зависит безопасность людей, которые находятся в карьере либо на откосах. Заранее определенная и устраненная причина возникновения деформаций позволяет предотвратить серьёзные аварии, сделать эксплуатацию объекта более безопасной, а также снизить затраты на возможное восстановление бортов.
Какие факторы приводят к деформации
На борта карьера постоянно воздействует множество факторов. Их разделили на 3 группы по типу воздействия:
- Геологические факторы. Данная группа факторов учитывает типы характеристику пород, располагающихся на бортах. Также к геологическим факторам относят состояние и строение откосов. Учитывая информацию, которая была получена при изучении данных факторов, составляют план противодеформационных действий.
- Гидрогеологические факторы. Подземные воды оказывают сильное влияние на почву, поэтому обязательно необходимо учитывать глубину залегания и возможные последствия от контакта с породой. Борта при постоянном контакте с влагой могут деформироваться и разрушаться. Также массивы подвержены суффозии и могут оплывать. Деформация бортов карьеров под воздействием влаги является самой распространенной причиной. Уступы при необходимости нужно дополнительно укреплять. Выявление деформации на начальных этапах под воздействием подземных вод позволит исправить нарушения прежде, чем они станут причиной разрушения бортов.
- Технологические факторы. Так как в карьерах продолжается разработка, то откосы постоянно подвергаются нагрузке их устойчивость к деформации может существенно снизиться. Простое наблюдение показывает, что постоянно происходит разрушение уступов. При неправильной выработке, даже при своевременно проведенных противодеформационных мероприятиях, массив может подвергаться чрезмерной нагрузке и в результате появится деформация и разрушение бортов. Обеспечение правильной выработки в карьере позволит предотвратить нежелательные изменения на уступах.
Какие бывают виды деформаций
Существует множество видов деформирования массива, которые негативно сказываются на состоянии бортов и могут привести к закрытию карьера до устранения деформации и укрепления уступов. Выделяют несколько основных видов деформаций:
- Осыпи. Отдельные кусты горные породы могут осыпаться под воздействием природных факторов. Осыпи часто происходят на массивах, состоящих из пород, которые подвержены выветриванию. Если своевременно не увеличивались бермы, то вероятность осыпания горных пород существенно возрастает.
- Оползни. Грунты смещаются по наклонной плоскости, что приводит к серьёзной деформации бортов. Оползни достаточно предсказуемы и могут быть предопределены при возникновении определенных факторов.
- Оплывины. Деформация происходит за счёт суффозия горных пород. Чаще всего встречается при организации карьера в местах с близким расположением вод и мягкими горными породами.
- Просадки. Практически каждый массив подвергается спрессовке пород. Если уплотнение грунтов происходило неравномерно, то возможно образование карстовых полостей, которые при сильном давлении сверху могут обрушиться в любой момент.
Какие причины могут привести к деформации массивов
Так как деформация бортов может происходить не только в виде неожиданных обрушений, но и в виде длительных процессов, то не всегда получается распознать изменение структуры массива до появления серьёзных видоизменений. Чаще всего причинами образования деформаций становятся:
- Слабое изучение участка и пород, из которых происходит формирование бортов.
- Несоответствие сформированных уступов и бортов параметрам, отображающим реальные инженерно-геологические условия.
- Изменение условий при разработке карьера, которые вызваны изменением инженерно-геологических, гидрогеологических и физико-механических параметров.
- Несвоевременная корректировка параметров устойчивости массивов к деформации.
- Воздействие тектонических сил на борта, которые сопровождаются изменением структуры массива.
Большинство причин можно устранить при внимательном наблюдении за массивом. Также существует несколько методов расчета устойчивости бортов карьера, которые позволяют правильно определить параметры для формирования уступов и откосов. При выявлении деформаций необходимо прекратить работы в карьере до их устранения и укрепление бортов.
Деформация откосов
Литература : Фисенко Г. Л., Устойчивость бортов карьеров и отвалов, 2 изд., М., 1965; Казикаев Д. М., Геомеханические процессы при совместной и повторной разработке руд, М., 1981.
Д. М. Казикаев.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984—1991 .
- Дефляция
- Деформация
Полезное
Смотреть что такое «Деформация откосов» в других словарях:
Деформация горных пород — 19. Деформация горных пород изменение формы и объема горных пород под действием различного рода сил (гравитационных, сейсмических, внешних пригрузок от горнотранспортного оборудования и т.д.). Различают упругие, пластические и разрывные… … Официальная терминология
СПЛЫВ ОТКОСОВ — деформация откоса или его части, когда передвигающаяся масса полностью или частично разжижена. С. о. наблюдается в мокрых выемках, когда пропитанный водой слой грунта лежит на пласте глины, имеющем падение к оси пути. Мерами против С. о. помимо… … Технический железнодорожный словарь
Предельная деформация борта карьера — 44. Предельная деформация борта предельная величина сдвига пород, слагающих борта карьера, предшествующая активной стадии развития деформаций. Источник: Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и… … Официальная терминология
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — процессы, возникающие в природной обстановке под воздействием строительства и эксплуатации различных инженерных сооружений. К типичным И. т. я. относятся: 1) при поверхностном строительстве (дорожное, аэродромное и др.) деформация дорожного… … Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии
РД 07-166-97: Инструкция по наблюдениям за сдвижениями земной поверхности и расположенными на ней объектами при строительстве в Москве подземных сооружений — Терминология РД 07 166 97: Инструкция по наблюдениям за сдвижениями земной поверхности и расположенными на ней объектами при строительстве в Москве подземных сооружений: 2.1. Абсолютная величина горизонтального сдвижения земной поверхности (на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
разрушение — 1.3.11. разрушение : Механическое повреждение корпуса аккумулятора или батареи, вызванные внутренними или внешними причинами, сопровождающееся выходом наружу или утечкой материалов, но без их выброса. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Франция — (France), Французская Pеспубликa (Republique Francaise), гос во в Зап. Eвропе. Пл. 551,0 тыс. км2. Hac. 55,6 млн. чел. (1987). Cтолица Париж. B адм. отношении разделена на 96 департаментов. B состав Ф. входят заморские департаменты… … Геологическая энциклопедия
БАЛЛАСТНОЕ КОРЫТО — деформация основной площадки земляного полотна, когда вместо правильного ее очертания, обеспечивающего сток воды, образуются углубления, заполненные балластом и задерживающие воду, к рая разжижает грунт земляного полотна, нарушая его устойчивость … Технический железнодорожный словарь
Композитная арматура — (англ. fibre reinforced plastic rebar, FRP rebar) неметаллические стержни из стеклянных, базальтовых, углеродных или арамидных волокон с выполненными на поверхности поперечными или спиральными ребрами, пропитанных термореактивным или… … Википедия
snip-id-11433: Принципиальные схемы конструктивно-технологических решений по применению объемных георешеток «ПРУДОН-494» и примеры их реализации в транспортных сооружениях — Терминология snip id 11433: Принципиальные схемы конструктивно технологических решений по применению объемных георешеток «ПРУДОН 494» и примеры их реализации в транспортных сооружениях: 1. Монтажные анкеры имеют Г образный вид (рис.).… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Расчет устойчивости откосов. Управление состоянием и контроль динамики деформаций откосов
Курс содержит методики расчетов прочности и устойчивости, управления и контроля за состоянием бортов карьеров, уступов, отвалов, откосов дорожных, строительных и гидротехнических сооружений.
Для инженеров-проектировщиков, инженеров-строителей, инженеров дорожно-строительных предприятий, предприятий горной промышленности, проектных институтов.
-
Физико-механические свойства пород, грунтов и методики их определения.
- Геомеханические процессы и влияющие на них основные физические законы.
- Виды деформации откосов. Анализ деформационных процессов на различных откосах. Оползни, обрушения, оплывины, просадки.
- Механика грунтов. Сцепление в массиве и в образце. Угол внутреннего трения. Объемный вес и плотность. Учет свойств пород, их взаимодействие.
- Технологии определения физико-механических свойств грунта, горных пород. Различия в методах оценки свойств скальных и рыхлых пород. Коэффициент структурного ослабления.
-
Ключевая методика расчетов. Поиск источников обрушений.
- Метод алгебраического сложения сил на криволинейной поверхности скольжения. Способы построения поверхности скольжения.
- Распространенные схемы расчетов для однородного откоса. Использование компьютерных моделей породного массива в формате 3D для оценки устойчивости бортов и отвалов. Переход от 3-мерной модели свойств пород к 2-мерным методикам расчетов. Практические занятия по расчету устойчивости однородного откоса с применением MS Excel.
- Расчет устойчивости для неоднородного откоса. Рекомендации к выбору коэффициента запаса устойчивости. Районирование откоса по физико-механическим свойствам пород. Розетка устойчивых углов. Практические занятия по расчету устойчивости неоднородного обводненного откоса (MS Excel).
-
Управление состоянием откосов.
- Влияние фактора времени. Скорость относительной деформации. Роль воды (статической и динамической) в нарушениях устойчивости. Планировка дна и откосов. Мероприятия по осушению карьеров.
- Устойчивость рабочих уступов откоса и ширина призмы возможного оползания. Расчеты.
- Противооползневые мероприятия. Применение укрепительных конструкций и сооружений, в том числе габеонов. Особенности повышения устойчивости ярусов отвала. Специальные технологии горных работ. Оперативные мероприятия по укреплению откосов, превентивные мероприятия.
-
Особенности расчетов устойчивости отвалов.
- Подошвенные и подподошвенные оползни. Расчет устойчивости отвала, нагруженного оборудованием.
- Оценка устойчивости выработок в сложных условиях (повышенная сейсмическая активность, многолетняя мерзлота, наличие подземных вод).
- Практические занятия по расчету устойчивости откоса отвала (дамбы, склада песка и т.п.) с учетом пригрузки механизмами с применением MS Excel.
- Влияние технологии работ на состояние бортов карьеров и отвалов. Геомеханика комбинированного способа ведения работ. Риски вертикальной деформации при наличии подземных видов работ. Опыт изучения геомеханических процессов при комбинированном способе разработки.
-
Мониторинг и его виды.
- Методика ведения геомеханического мониторинга. Современные методы контроля за состоянием устойчивости бортов откосов. Радарный мониторинг. Использование сканирующих устройств. Наблюдательная станция и систематический мониторинг.
- Требования к наблюдениям. Интерпретация полученных результатов. Поиск участков, источников деформации. Контроль динамики деформаций.
-
Практика анализа деформационных процессов на различных откосах в сложных условиях.
- Опыт отработки карьера янтаря «Приморский» (воздействие поверхностных и подземных вод, песчано-глинистые породы)
- Опыт проектирования карьеров месторождений «Удокан» и «Черногорское» (слоистость массива, температурный режим, вечная мерзлота, складирование сложных смесей).
-
Необходимые изыскания для оценки устойчивости.
- Схема работы со специализированными организациями. Рекомендации по составлению тех. задания и договорной работе. Меры по повышению ответственности проектировщиков и исполнителя.
- Минимальный и рекомендуемый состав изысканий. Полевые и камеральные работы, выделение ИГЭ (инженерно-геологических элементов).
- Основные нормативные документы.
- Документальное оформление несоответствий в документации. Риски заказчика и способы их минимизации.
- Круглый стол. Обсуждение конкретных проблем участников.
Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).
Для оформления удостоверения необходимо предоставить:
- копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте)
- копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).
В пакет участника входит:
- обучение по заявленной программе;
- комплект информационно-справочных материалов;
- кофе-брейки.
Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте.
Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.
Деформации и разрушения земляного полотна и водоотводных сооружений
Для земляного полотна типичны осадки, просадки, пучины и деформации обочин, расползание насыпей, сползание и размывы откосов, выдувание обочин и откосов из несвязных и слабосвязных грунтов (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Характерные деформации и разрушения зп:
а — осадка: б — просадка; в — сползание насыпи; г — то же откоса.
Осадки возникают вследствие недостаточного уплотнения или переувлажнения грунтов, особенно часто в местах повышенного увлажнения, при применении недоброкачественных грунтов для высоких насыпей.
Просадки насыпей образуются на участках со слабыми подстилающими грунтами – на болотах, просадочных грунтах, карстах и т. д.
Сползание происходит на косогорных участках из-за недостаточного сопротивления сдвигу основания насыпей или на оползневых участках. Причинами этих деформаций являются недоброкачественная подготовка основания (отсутствие уступов, недостаточное уплотнение), наличие в основании слабопрочных грунтов, повышенное увлажнение и недоуплотнение нижних слоев насыпи.
Оползание откосов наблюдается при применении слабых грунтов, их переувлажнении и недоуплотнении, чаще всего из-за отсутствия укреплений и, интенсивного увлажнения атмосферными осадками или поверхностной водой. Кроме того, сползание может быть из-за превышения норм крутизны откосов, присыпки земляного полотна при уширении без устройства уступов или с недостаточным уплотнением.
Размывание и выдувание обочин и откосов происходит вследствие водной и ветровой эрозии, когда земляное полотно возведено из несвязных или слабосвязных грунтов при недостаточно эффективном укреплении откосов и обочин.
Для обочин характерны деформации в виде колей и выбоин, возникающих от наезда автомобилей на неукрепленные обочины, особенно увлажненные и недостаточно уплотненные. К деформациям обочин относят образование обратного уклона, особенно там, где установлены парапеты, ограждения и сигнальные столбики.
Деформации и разрушения водоотводных сооружений различны по характеру и причинам возникновения.
Грунтовые канавы и лотки подвергаются размыву в первую очередь в местах больших продольных уклонов, заиливаются и зарастают при малых уклонах.
Канавы и лотки, укрепленные плитами, каменными и другими материалами, могут размываться водой в местах стыков плит, разрушений укрепляющих устройств к т.д.
Дренажные и подземные водосточные трубы засоряются грунтом и случайно попавшими предметами (соломой, травой, корягами), из-за чего прекращается их работа.
Для водопропускных труб характерны раковины, выщелачивание раствора, вымывание грунта из тела насыпи, трещины, сдвиги звеньев, деформации оголовков, отделение оголовков от тела трубы, просадки, засорение.
Раковины и выщелачивание-разрушение материала конструкции вследствие выветривания наружных слоев бетона под действием грунтовой и поверхностной воды, частично растворяющих и вымывающих вяжущие.
Вымывание грунта из насыпи происходит при нарушении изоляции стыков между звеньями в образовавшиеся щели вода выносит грунт, образуя пустоты за трубой.
Трещины в бетоне и сдвиги звеньев возникают при неравномерном, иногда одностороннем давлении грунта на трубу. Условия работы трубы под нагрузкой ухудшаются при образовании пустот в насыпи из-за вымывания грунта.
Деформации оголовков в отделении их от трубы могут быть вызваны неравномерной осадкой фундаментов оголовков и звеньев, их подмывом, увеличением горизонтального давления на оголовки при переувлажнении грунта насыпи и сползании откосов.
Просадки – вертикальные неравномерные смещения звеньев вследствие неодинакового давления насыпи по длине трубы (большее давление на средние звенья). Этому обстоятельству способствует применение при возведении насыпи слабопрочных грунтов (торфяных, илистых) и вымывание грунта в основании звеньев.
Система транспортно- эксплуатационных показателей: скорость и коэффициент обеспеченности расчетной скорости, пропускная способность и уровень загрузки дороги движением, показатели безопасности движения, показатели прочности дорожной одежды, показатели ровности покрытий , показатели сцепных качеств и шероховатости покрытий, показатель дефектности дорог.