Как делают земляные откосы
Как делают земляные откосы
Любой железнодорожный путь состоит из трёх главных составляющих, это верхнее строение пути, земляное полотно и искусственные сооружения.
Земляное полотно, это основание под верхнее строение, под сам путь, который состоит из балластной призмы, шпал и рельс. Это основание служит для равномерного распределения нагрузок от сооружения верхнего строения пути и подвижного состава, на поверхность земли. Земляное полотно обеспечивает фиксированное (проектное) положение железнодорожного полотна, при любых допустимых нагрузках, и любых климатических условиях.
Рис 1. Насыпь: 1 — резерв; 2 — граница полосы отвода; 3 — берма; 4 — обочина; 5 — межевой знак; 6 — бровка откоса; 7 — откос; 8 — подошва откоса; 9 — основная площадка.
Рис 2. Выемка: 1 — кавальер; 2 — забанкетная канава; 3 — откос кавальера; 4 — банкет;
5 — бровка откоса; 6 — обочина; 7 — балластный слой; 8 — кювет; 9 — бровка основной площадки; 10 – основная площадка; 11 — откос выемки.
Если железнодорожный путь проходит по косогору, то часть земляного полотна может быть на насыпи (полунасыпь), а другая его часть в выемке (полувыемка). (рис. 3),
Рисунок 3: Поперечные профили: а) полунасыпь; б) полувыемка; в) полунасыпи – полувыемки; 1 – откос насыпи; 2 – берма; 3 – водоотводная канава; 4 – кювет; 5 – откос выемки.
Обычно, земляное полотно железных дорог типовые решения (рис. 4), (рис. 5) и только в особых случаях, на поперечные профили разрабатывают индивидуальный проект.
Рисунок 4: Типовой поперечный профиль насыпи высотой до 6м:
1 – ось будущего второго пути; 2 – резерв при ширине по дну до 10м.
Рисунок 5: Типовой поперечный профиль выемки:
1 – нагорная канава; 2 – бровка основной площадки; 3 – бровка откоса; 4 – кавальер; 5 – откос при постройке второго пути; 6 – кювет; 7 – банкет; 8 – забанкетная канава.
Вдоль насыпи, обычно делают водоотводные канавы, которые предназначены для отведения вод от подошвы земляного полотна. В выемках, вдоль основной площадки земполотна, так же нарезаются канавы, их называют кюветами.
Те откосы земляного полотна железнодорожного пути, которые подвержены подтоплению, укрепляют бетоном. Обычно, это квадратные железобетонные плиты, с размерами ребра от 1 до 2,5 метра. В особо суровых условиях используют плиты 5х5 м., или 10х10 м. Такие плиты способны выдержать удар волны высотой до 3,5 метра.
Постоянно подтопляемые откосы земляного полотна защищают каменной наброской. (рис. 6)
Рисунок 6: Каменная наброска.
Для зашиты откоса насыпи от бурных потоков воды, применяют габионы. Это такие клетки из прутковой стали, которые заполнены камнями. Со временем, камни заиливаются и стенка укрепленная габионами становится монолитной.
Полоса отвода земляного полотна, необходимая для размещения всех элементов железнодорожного пути, устанавливается проектом. Все работы в полосе отвода, без согласования с собственником этого пути, запрещены.
Границы полосы отвода железнодорожного пути, на местности должны быть обозначены специальными межевыми знаками, которые должны быть установлены вдоль всего железнодорожного полотна на расстоянии менее 250 метров.
Рисунок 7: Указатель полосы отвода.
Опубликовано 4 года назад. Просмотров с момента размещения на сайте 22024
Укрепление склонов и откосов на участке: обзор 5-ти самых эффективных способов
В представлении жителя мегаполиса загородный участок – это кусочек рая с красивым домом, зелеными газонами, благоухающими клумбами, ручейком или бассейном, аккуратно разбитыми грядками. Но нередко действительность прямо противоположна сказочным представлениям, и вы приобретаете участок с оврагом или на краю холма. Не стоит волноваться: правильное укрепление склонов и ландшафтное декорирование решат все проблемы.
Если вы стали владельцем дачной территории с неровным рельефом, следует неприятные сюрпризы повернуть в благоприятную сторону. Для начала нужно вспомнить о плюсах необычного участка:
- Полностью исключены застои дождевой воды на любой территории, имеющей уклон.
- Плоскость, развернутая к солнцу, хорошо освещена, поэтому на склоне, особенно с южной стороны, будут быстро развиваться декоративные растения и овощные культуры.
- Необычная местность – это уникальная возможность оригинального оформления приусадебной территории.
- Воспользовавшись естественными рельефными особенностями, не нужно специально возводить конструкции для создания водопада, каскада или альпийской горки.
Вспомним и о минусах. Для высаженных на склоне растений обязательно потребуется дополнительный частый полив, так как вода практически не будет задерживаться в грунте. Не повезло любителям газона – добиться ровного шелковистого ковра на наклонной плоскости довольно сложно. Неровную местность невозможно использовать под более практичные вещи, например, детскую площадку или полянку для отдыха, а также на ней не установить скамейку или стол. И главный минус – дополнительные затраты на укрепление откосов и склонов, облагораживание, устройство грядок или клумб.
Итак, теперь можно перейти к делу.
В целом, для правильного выбора способа укрепления необходимо учесть некоторые факторы:
- структуру грунта;
- степень уклона;
- соседство грунтовых вод;
- вероятность природных разрушений: оползней, подмывов, осыпаний.
Предположим, для пологого склона достаточно высадки растений, которые своими корнями зафиксируют почву и прекратят процесс разрушения. Крутые склоны требуют более серьезного подхода: осыпание могут предотвратить только специально изготовленные конструкции из биоматов, габионов, камней, бетонных блоков, георешеток. После выбора материала необходимо определить точную рабочую зону и произвести подготовительные работы.
Даже самые крутые откосы можно превратить в великолепный каменный сад, выложив подпорные стенки красивой декоративной плиткой, а прилегающие дорожки – брусчаткой
Не обязательно делать укрепляющую конструкцию однотипной или однослойной: сооружения в виде лестницы или террасы зрительно увеличивают площадь территории
Укрепление дорожных откосов в Москве и Московской области
Земляные дорожные откосы нуждаются в укреплении от оползней, осыпаний, размывов атмосферными осадками, выдуваний. Наша компания производит и реализует геосинтетические материалы, успешно применяемые в производстве таких работ. Они защитят основание от эрозии и других разрушений, впишутся в окружающую среду. Наша компания гарантирует — все работы ведутся в строгом соответствии с требованиями технологии и рекомендациями производителей.
Выезд по Москве, МО и в любую точку РФ.
Способы и технология
Выбор метода и конкретного материала зависит от ряда факторов. Они все должны быть обследованы и учтены. В этом случае не понадобится частое проведение мероприятий по дальнейшему обслуживанию конструктива. Факторы:
- тип почвы;
- размер и угол наклона дорожного откоса;
- климатическое, топографическое положение, гидрология;
- сроки строительства и бюджет.
В зависимости от различных условий выбирают соответствующие геоматериалы или их комплекс.
Геотекстиль для укрепления
Полотно подойдет для склонов, угол которых не превышает 20-30 градусов. Перед началом работ обязательно выравнивают и трамбуют земляное основание. Далее определяются с устройством площадки:
- выше земли — сначала полотно, затем опалубка, которую засыпают камнем или песком, еще один слой геотекстиля, песчаная подушка и финишное покрытие;
- в уровень с землей — извлекают грунт (до 20 см), в яму геополотно, щебень, еще один слой текстиля и песок.
Если монтаж ведут внахлест, полотна скрепляют.
Монтаж геомата
Подходит для защиты и укрепления откосов, угол которых до 60 градусов. Геомат — полотно с хаотичной структурой полимерных волокон, соединенных термически или механически. При монтаже соблюдают технологию:
- Выровнять основание.
- Распределить рулон, подогнать по площади.
- Натянуть мат по поверхности ровно, гладкая сторона должна смотреть вниз. Размеры нахлеста: 15 см вдоль, поперек – 20 см.
- Закрепить к основанию анкерами.
- Провести засыпку грунтом, уплотнить, выровнять.
Кроме этих видов экологичных строительных материалов могут использоваться геосетки, георешетки (плоские и объемные), габионы (короба из металлической проволоки) – эффективны для эксплуатации дорог в тяжелых условиях, где велика вероятность оползней. Стоимость установки зависит от сложности поставленной задачи, объема работ и дальнейших условий эксплуатации.
Мы предлагаем
- тщательное изучение проектной документации, особенностей объекта;
- комплексное применение геоматериалов в укреплении откосов дорог;
- соблюдение сроков выполнения работ;
- выполнение технологических требований.
Для заказа услуг или материалов воспользуйтесь помощью наших менеджеров по телефону, в онлайн чате. Мы доступны 24 часа в сутки. У нас есть офисы и склады в Москве, Казани и других крупных городах.
Уплотнение грунтов откосов и посев семян многолетних трав
По окончании планировки необходимо грунт на откосах дополнительно уплотнить. Практика показала, что даже при строгом соблюдении требований к послойному уплотнению грунтов (см. гл. 11) поверхностные слои откосов толщиной до 0,5 м остаются неуплотненными. В связи с этим насыпи, возведенные из песчаных и связных грунтов высотой до 2 м с пологими откосами, дополнительно уплотняют катками на пневматических колесах.
Откосы насыпей из горных пород целесообразно уплотнять площадочными самопередвигающимися вибраторами массой не менее 500 кг. Откосы насыпей высотой до 10 м уплотняют вибрационным катком массой более 4000 кг, подвешенным к стреле экскаватора-драглайна или специально оборудованному трактору (рис. 15.10). При большей высоте насыпей откосы уплотняют в процессе их возведения по ярусам.
Рис. 15.10. Уплотнение грунта откоса насыпи виброкатком 1 — трактор; 2 — лебедка; 3— кронштейн с блоком; 4—канат; 5 — дополнительная колесная опора; 6—виброкаток
Если на откосах не могут произрастать травосмеси, то их нужно прикрыть слоем растительного грунта толщиной 10 см. При жирных глинах, а также одноразмерных мелких песках толщину растительного грунта увеличивают до 15 см. Для лучшего сцепления с растительным грунтом поверхность откосов разрыхляют на глубину 10—15 см рыхлителем. При планировке откосов планировочным ковшом экскаватора-драглайна дополнительное рыхление грунта на откосах не требуется, но тогда нарезают борозды глубиной 10—15 см через 1 м, параллельные бровке земляного полотна. Если с той же стоянки в нижней части откоса делают лунки, то ковш экскаватора забрасывают к подошве откоса. Затем его перемещают вверх по откосу, сообщив ему ныряющее движение (поднимая и опуская заднюю часть ковша). В процессе движения ковш режущей кромкой образует лунки, которые не должны соединяться в сплошную борозду, способствующую размыву откоса поверхностными водами.
По подготовленной поверхности откосов распределяют растительный грунт, ранее снятый и сложенный в валы вдоль красных линий; его перемещают бульдозером к подошве насыпи или внешней бровке выемки. Если такого грунта нет, используют грунт, взятый с заболоченных или заторфованных участков, характеризующийся обычно кислой реакцией, поэтому его предварительно нейтрализуют известью (0,5—1 % массы). Подготовленный заторфованный грунт распределяют любой планировочной машиной по поверхности откосов за 1—2 прохода (по одному следу) с перекрытием следов на 1/3. В местах вогнутых вертикальных кривых для сброса поверхностной воды на откосах до их укрепления укладывают телескопические лотки. Основным видом укрепления незатопляемых откосов является засев их многолетними травами (гидропосев травосмесей с мульчированием), особенно если отсутствует качественный растительный грунт.
Для укрепления откосов, как и при создании травяного покрова на полосах зеленых насаждений, применяют те же семена трех биологических групп (см. гл. 9). Укрепляют не только откосы и разделительные зеленые полосы, но и газоны, лужайки, конуса и подходы к искусственным сооружениям, а также скверы.