Кто пускал поезда под откос
Кто пустил под откос «Невский экспресс»?
Крушение поезда под Малой Вишерой в Новгородской области, видимо, остается загадкой № 1 для всех, кто занимается официальным расследованием уголовного дела. Директор ФСБ Николай Патрушев, докладывая в понедельник президенту о ходе следствия, сказал: «Уже рассмотрены первые результаты, есть интересная оперативная информация». Между тем, по данным «Известий», следователям пока не ясно, что же двигало террористами. Генпрокуратура озвучила три версии произошедшего, условно — это «кавказский след», «молодежные группировки» и «местные разборки». Корреспонденту «Известий», ведущему собственное расследование, предложили еще одну версию: «рельсовая война» — продолжение войны «рейдерской».В Малой Вишере сейчас милиции, наверное, больше, чем жителей. На вопросы о версиях измученные жарой люди в штатском реагируют болезненно.— Ничего нет, понимаете?! Ни-че-го! — почти кричит на меня давно знакомый оперативник, человек в общем-то спокойный. — Да, взяли этого Дидигова, взяли придурков, которые в лесу болтались. Как взяли — так и отпустят! А местные бандюки? Да им-то это на кой. Оторопев от такой нестандартной трактовки сразу всех версий, выдвинутых его же руководством, я еду в деревню Бурга. Это от Малой Вишеры еще 30 километров «в лес». Здесь и был взорван вечером 13 августа мост через Черную речку. Напомним, что от взрыва перевернулись три вагона «Невского экспресса», следовавшего из Москвы в Петербург, за помощью к медикам обращались 60 пассажиров, но никто из них не пострадал серьезно. И это можно считать чудом, акцию явно планировали как катастрофу.— Вы обратили внимание, что поезд — частный? — явно опасаясь говорить яснее, поинтересовался у меня один путеец из Бурги. Помолчал, потоптался и добавил: — Тут и ищите. О версиях, подобных этой, говорят тут охотно и много, но на условиях полной анонимности. И к делу эти живописные истории не пришьешь. Официальная точка зрения — никакой поезд не частный, частный на дороге только «Гранд-экспресс». А в последние дни к делу молва подшивает даже Кумарина, питерского «крестного отца», который был арестован недавно. Но у того если и был интерес к железнодорожным делам, то в последнее время поутих: не до того «авторитету» стало. Бурга. РекогносцировкаСиловики о подготовке теракта говорят, будто преступники несколько дней проводили рекогносцировку в Бурге, поэтому успели «засветиться» вместе с то ли серой «девяткой», то ли серебристой «пятнадцатой». Но лично у меня вся «рекогносцировка» заняла два часа. За это время я «выбрала» мост. Еще полчаса — и я знала домашние адреса обходчиков путей, еще полчаса — и у меня был их рабочий график. Все это время моя машина стояла в лесу и, заметьте, не «светилась». Так что заявления о замеченных кем-то людях и машинах, о «рекогносцировках» и фотороботах как предпосылках к скорому раскрытию теракта, дают не много.Зато «рекогносцировка» дала мне ключик к пониманию того, что здесь произошло. Особенно — общение с местными железнодорожниками. С их точки зрения, взрыв готовили очень профессионально. Людей в поезде спасла случайность.— Все сделано было очень грамотно, — усмехается Алексей Нестеров, бригадир монтеров путей, живущий в Бурге. — Просто скорость поезда была слишком высокая, поэтому он, как на воздушной подушке, проскочил место взрыва. Там разрыв в рельсе был — 75 сантиметров, просто чудо, что ни одна колесная пара в него не попала! Просто по воздуху пролетели!Поговорив с железнодорожниками, я тоже «выбрала» для теракта мост через Черную и вечер понедельника. Мост достаточно высокий для того, чтобы последствия схода поезда были трагичны: 25 метров. Но, как пояснил мне сигнальщик Виктор Марков, он недостаточно крупный, чтобы быть охраняемым. И до ближайшего милиционера — 30 километров.Под мостом — убогая речушка, параллельно ей — песчаная дорога. 30 метров через лес в одну сторону — и она утыкается в шоссе. В другую — другое шоссе, только подальше. Это идеальные пути отхода после взрыва. Машина, которой совсем не требуется до этого ездить по деревне, может ждать взрывника прямо на шоссе.Кроме того, на этом мосту, по словам бригадира обходчиков Алексея Нестерова, есть остановочный пункт поездов. Здесь нет станции, но железнодорожники, обслуживающие пути, тут сходят с поезда. Это означает, что сетка, которой отгорожены рельсы, прерывается, как на станциях, и к рельсам из лесу можно подойти беспрепятственно.— Там даже ступеньки проложены, — продолжает Алексей Нестеров.В отличие от других мостов в этих краях мост через Черную окружен лесом, а не жилыми домами. Это тоже на руку террористам. Кто их тут заметит? Грибники и ягодники могут встретиться, а больше — никто. Разве что ходят работники железной дороги. И вот тут надо знать их рабочий график. В полдень идут дефектоскописты с тележками и сигнальщики, но они по сторонам не смотрят. В тот понедельник, 13 августа, по мосту над Черной в последний раз они проходили в час дня.— На путях ничего подозрительного не было, а по сторонам мы не смотрим, наша задача — увидеть заранее поезд и предупредить дефектоскопистов, чтоб убрали с путей тележку, — говорит Виктор Владимиров, сигнальщик.До вечера задержаться могут только обходчики и монтеры путей. У них на осмотр 3-километрового участка, как рассказал Алексей Нестеров, уходит 4—5 часов три раза в неделю, если понадобится какой-то ремонт — можно и до вечера провозиться. И так — трижды в неделю: понедельник, среда, пятница.Но — внимание! — в тот понедельник, когда произошел взрыв, у обходчиков был незапланированный выходной.— В пятницу нам сказали, что нужно поработать на подстанции в субботу и воскресенье, поэтому в понедельник можно не выходить, — сообщил один из них «Известиям».Возможно, это случайное совпадение, но у террористов появились не только суббота и воскресенье на подготовку, но и понедельник. КавказцыО том, что случилось бы, если б колесная пара не «пролетела по воздуху», попала в разрыв, говорит Любовь Андреева, бывший главный федеральный инспектор по Новгородской области. Она родилась и выросла в Бурге, ее дом стоит у самой железной дороги.— Катастрофа могла быть общероссийского масштаба, — утверждает Любовь Андреева. — Если бы поезд, как предполагалось, сошел с рельсов и упал, машинист и вся бригада погибли бы. Никто бы не смог сигнализировать о разрушении путей. Следом шел второй поезд, навстречу — третий, представляете, какая получилась бы каша?Поэтому Любовь Андреева солидарна не с железнодорожниками, а с силовиками: теракт готовили ради дестабилизации обстановки в стране, ради устрашения.Напомним, что на прошлой неделе чекисты задержали жителя города Чудово Новгородской области Хасана Дидигова и двух питерских анархистов Андрея Каленова и Дениса Зеленюка. — Дидигов? Да это баклан, ему ж никто ничего серьезного и не даст делать! — уверены новгородские оперативники, этого чеченца они знают как облупленного! При этом он неоднократно судим, что у такого в башке?Кроме того, в Новгородской области живут и работают выходцы с Кавказа, в том числе из Чечни. В Бурге много дагестанцев. У них тут налаженный бизнес — лесопилка. А после всего, что случилось, у них начались такие проблемы, что хоть все бросай да уезжай. Вряд ли они были в этом заинтересованы.Впрочем, сотрудники ГУ МВД по Северо-Западу, работающие на месте крушения, «кавказскую» версию не отметают.— Для этих людей родственные или «этнические» связи — важнее любого бизнеса, — полагает оперативник. — Они выполнят любое указание, дадут любую информацию. А Дидигова можно было и вслепую использовать.НовгородА на Новгородчине люди солидарны с третьей версией следствия: теракт на их территории — дело рук местных криминальных группировок. Напомним, что за 10 дней до крушения ушел в отставку губернатор Михаил Прусак. Этому предшествовало заявление полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова, назвавшего обстановку в области «острокриминальной». Ближайшие к Прусаку чиновники стали фигурантами уголовных дел. В область съехались правоохранители, чтобы разбираться с их «шалостями» за последние полтора десятка лет. По одной из версий, теракт на железной дороге был выгоден тем, кто хотел переключить внимание силовых структур с местного криминала на общероссийский.Кроме того, фигурантами уголовных дел недавно стали и два предпринимателя, фактические хозяева города — Тельман Мхитарян и Николай Кравченко, известный в определенных кругах под псевдонимом Коля-Бес. В Новгороде поговаривают, что 4 года назад правоохранительные органы уже пытались «заняться» двумя главными новгородскими коммерсантами. Не дожидаясь неприятностей, Кравченко уехал. А по Новгороду прошла волна взрывов, поджогов и убийств. Потом Кравченко вернулся — и воцарился порядок. Новгородцы считают, что это был маневр: дескать, смотрите, как вам без меня плохо.Теперь ситуация очень похожа: как только у «хозяев области» начались проблемы, они исчезли из виду. И случился взрыв.
- О компании
- Редакция
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «Мультимедийный информационный центр «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Кто пускал поезда под откос
  Вредители
«Аврору» пускали под откос
Вчера вступил в силу приговор Новгородского облсуда по делу четырех диверсантов, которые в октябре 1996 года дважды пытались пустить под откос пассажирский поезд «Аврора», следовавший по маршруту Москва—Санкт-Петербург. Как выяснило следствие, крушение они пытались устроить только для того, чтобы ограбить пассажиров экспресса.
Пускать составы под откос жители Окуловки Сергей Науменко и Валерий Грибов надумали после очередного освобождения (они были несколько раз судимы за квартирные кражи). По их мнению, на крушениях поездов очень легко нажиться: в суматохе и панике можно легко грабить пассажиров. В свои планы они посвятили двух своих знакомых — Олега Филиппова и Владимира Датия.
Первую попытку устроить крушение пассажирского поезда «Аврора» бандиты предприняли 12 октября 1996 года. Вечером за несколько минут до появления «Авроры» на перегоне Угловка—Окуловка положили на рельс тормозной башмак. Однако скоростной поезд, сбив его, пролетел мимо диверсантов и благополучно прибыл в Санкт-Петербург. Этот инцидент тогда так и остался незамеченным правоохранительными органами Новгородской области.
Через три дня жители Окуловки снова решили пустить «Аврору» под откос. На 257-м километре железной дороги Науменко и Филиппов открутили гайки соединительных стыков и за 10-15 минут до появления пассажирского поезда развели рельсы в разные стороны. К счастью для пассажиров, разводя рельсы, преступники повредили систему автоблокировки. Сработала аварийная система, и на семафоре загорелся красный сигнал. Машинисты успели дать по тормозам. И к месту, где были разобраны рельсы, поезд подъехал на небольшой скорости — 30 км/час. Из-за этого только один локомотив сошел с рельсов. Он увяз в песке и не утащил за собой с трехметрового насыпи десять пассажирских вагонов.
По словам следователей, занимавшихся расследованием этого дела, в «Авроре» тогда было около 500 людей. «Если бы поезд шел на полном ходу, то неминуемо улетел бы в болото, окружающее полотно. Жертвы исчислялись бы десятками»,— сказал старший следователь Северо-Западной прокуратуры Анатолий Баранов. Аварийная бригада ремонтников быстро восстановила полотно, и поезд благополучно прибыл в Санкт-Петербург с двухчасовым опозданием.
Утром следующего дня на место происшествия прибыла оперативно-следственная бригада УФСБ Ленинградской области и быстро определила, что инцидент — дело рук диверсантов. Параллельно с ними к поиску преступников приступила и транспортная прокуратура. Уже через неделю чекистам удалось выйти на Науменко и Филиппова. Помогли показания свидетелей, видевших их в тот вечер возле железной дороги.
На допросах Науменко и Филиппов назвали имена сообщников, которые также были арестованы. Для того чтобы изобличить преступников, потребовался целый ряд сложнейших экспертиз. Одна из них установила, что частицы грязи на их обуви совпадают с образцами почвы, взятыми с места происшествия. Кроме того, у них были найдены гаечные ключи и ломы с частицами металла и ржавчины со стыков железнодорожного полотна. В итоге преступники признались.
В суде они резко изменили свои показания. Утверждали, что на них оказывалось давление, и поэтому они были вынуждены оговорить себя. Но суд поверил доказательствам, собранным транспортной прокуратурой и УФСБ, и приговорил Сергея Науменко и Олега Филиппова к 10 годам лишения свободы, Валерия Грибова — к 8 годам. Владимир Датий, которому в момент совершения преступления было всего 16 лет, получил меньше всех — 2 года и 2 месяца лагерей. Конфискованное у них имущество будут использовано для возмещения материального ущерба железнодорожникам.
Предложения со словосочетанием «под откос поезда»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова продмаг (существительное):
Ассоциации к слову «откос»
Ассоциации к слову «поезд»
Синонимы к словосочетанию «под откос поезда»
Сочетаемость слова «откос»
- крутой откос
береговой откос
песчаный откос - под откос поезда
- на краю откоса
у подножия откоса
на вершине откоса - пойти под откос
катиться под откос
пускать под откос - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «поезд»
- скорый поезд
пассажирский поезд
товарный поезд - поезд метро
поезд дальнего следования
поезд железной дороги - вагон поезда
до отхода поезда
отправление поезда - поезд тронулся
поезд остановился
поезд ушёл - сесть в поезд
ехать в поезде
выходить из поездов - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «откос»
ОТКО́С , -а, м. 1. Наклонная поверхность горы, холма и т. п.; склон. Береговой откос. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «поезд»
ПО́ЕЗД , -а, мн. поезда́, м. 1. Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом. Дачный поезд. Поезд дальнего следования. Скорый поезд. Туристский поезд. Поезда метро. Расписание движения поездов. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «откос»
- А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «откос»
- Как правильно пишется слово «поезд»
- Разбор по составу слова «откос» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «поезд» (морфемный разбор)
Значение слова «откос»
ОТКО́С , -а, м. 1. Наклонная поверхность горы, холма и т. п.; склон. Береговой откос.
Значение слова «поезд»
ПО́ЕЗД , -а, мн. поезда́, м. 1. Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом. Дачный поезд. Поезд дальнего следования. Скорый поезд. Туристский поезд. Поезда метро. Расписание движения поездов.
Синонимы к словосочетанию «под откос поезда»
- пускать под откос
- свалиться под откос
- лететь под откос
- вражеские поезда
- взорвать поезд
- (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «откос»
- косить
- крутизна
- коса
- армия
- окно
- (ещё ассоциации. )
Ассоциации к слову «поезд»
- шпала
- отъезд
- приезд
- рельсы
- эшелон
- (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «откос»
- крутой откос
- под откос поезда
- на краю откоса
- пойти под откос
- (полная таблица сочетаемости. )
Сочетаемость слова «поезд»
- скорый поезд
- поезд метро
- вагон поезда
- поезд тронулся
- сесть в поезд
- (полная таблица сочетаемости. )
Морфология
- Разбор по составу слова «откос»
- Разбор по составу слова «поезд»
Правописание
- Как правильно пишется слово «откос»
- Как правильно пишется слово «поезд»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Беренштейн, Леонид Ефимович
Награды СССР (основные)
-
-
Награды Чехословакии
Леони́д Ефи́мович Беренштейн (15 июля 1921, м. Шпиков, УССР, СССР — 31 марта 2019, Кирьят-Ата, Израиль) — лейтенант РККА, партизанский командир времён Великой Отечественной войны, который пустил под откос 42 [1] -50 [2] гитлеровских поезда (из них 8 лично, а остальные в группе партизан) и уничтожил сотни гитлеровцев [3] , публицист.
Чемпион УССР по боксу в лёгком весе [2] [4] [5] . Один из руководителей ассоциации «Израиль — Украина». Почётный гражданин города Смела, Украина, а также трёх городов Польши и двух Чехословакии. Дважды был представлен к званию Героя Советского Союза [2] [6] , многократно поднимался вопрос о присвоении звания Героя Украины [7] , но этих наград не получил. Из рук Президента ЧССР Людвика Свободы получил «Дукельскую памятную медаль» [8] . Член правления Всеизраильского Объединения выходцев из Украины [1] .
Содержание
- 1 Жизнь и деятельность
- 2 Награды
- 3 Труды
- 4 Семья
- 5 Источники
- 6 Ссылки
Жизнь и деятельность [ править | править код ]
Леонид Ефимович Беренштейн родился 15 июля 1921 года в семье часового мастера Хаима Беренштейна в местечке Шпиков Подольской губернии [9] .
В пять лет потерял отца, а мать пошла работать на табачную фабрику. Впоследствии с мамой переехал в Погребище, а в 1932 году в Киев. Мать вышла замуж во второй раз за Менделя Ягнетинского, который впоследствии погиб в 1941 году в киевском ополчении. Леонид с матерью жили очень бедно. Окончил семь классов киевской школы № 58 и одновременно курсы телеграфистов [8] . Леонид Ефимович занимался боксом и гимнастикой на стадионе возле дома и, по некоторым источникам, стал чемпионом Украины по боксу в легком весе [2] [4] [5] .
Вторую мировую войну начал лейтенантом в 1941 году в Перемышльском укрепрайоне [9] в должности помощника начальника батальона разведки [1] . В сентябре 1941 года под Оржицей был ранен и попал в плен, но смог бежать [9] из лагеря военнопленных в Черкассах [1] . Однако его выдали местные жители, и он вновь был схвачен в плен, но ему опять удалось бежать [9] . Получил поддельные документы на имя Владимира Васильева и устроившись в немецкую фирму на железной дороге организовал там подполье, которое совершало саботаж, а впоследствии и диверсии по уничтожению немецких эшелонов [1] .
Летом 1943 года Леониду Беренштейну вместе с его товарищами удалось попасть к партизанам в отряд Петра Дубового [1] . Здесь с июня 1943 года [10] его назначили командиром разведки отряда, а впоследствии он стал начальником штаба партизанского соединения им. Пожарского численностью примерно 1500 человек [9] . Партизанский отряд им. Пожарского был создал в Мелитополе в январе 1944 года партизанским движением при Военном совете 4-го Украинского фронта [11] . 10 мая 1944 года отряд забросили в тыл оккупантов в районе северо-западнее населенного пункта Санок (Польша) [11] . В отряде Пожарского ликвидировал много сотен нацистов, взорвал три моста, пустил под откос 50 поездов (из них 8 самолично и 42 в группе партизан) [2] [9] . Весной 1944 года Л. Беренштейн, после того как был заброшен в Польшу, сформировал и возглавил отряд партизан, выявивший полигон с испытаниями ракет Фау-1 и Фау-2 [9] . По некоторым данным операцию Л. Беренштейна в своей переписке отметили Черчиль и Сталин [12] . Уничтожить полигон своими силами отряд не смог и тогда он передал информацию советским войскам, после чего полигон был уничтожен [9] [13] . По словам Героя Советского Союза генерал-майора Петра Вершигоры:
Отряд Беренштейна — одно из лучших рейдовых соединений [2] [14]
После войны окончил институт лёгкой промышленности, а затем и юридический факультет Киевского университета. Почетный гражданин городов Смелы (Украина) [15] , Санок [15] , Кросно [15] , Бещад [15] и Пшемысля [15] (Польша), Гуменне [15] и Кошаровце [15] (Словакия [1] ) [16] .
В советский период работал директором фабрики одежды [17] .
В 1993 году переехал в Израиль [1] . Проживал в городе Кирьят-Ата по адресу ул. Бен-Ами, 21, кв. 42. Летом 2001 года на его 80-летие Всеизраильское Объединение выходцев из Украины провело Первую научную конференцию. Она была посвящена евреям, которые участвовали в партизанском движении на Украине [8] .
Награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, украинскими орденами Богдана Хмельницкого III степени и «За мужество» I степени, рядом наград Польши, Чехословакии (в том числе «Дукельской памятной медалью») и Израиля [8] .
Умер 31 марта 2019 года. Похороны прошли 1 апреля, в 13:00, на кладбище Кирьят-Аты [18] [19] .
Большая часть личного архива хранится в музее Бойцов гетто (Лохамей-ха-Гетаот) около Нагарии [20] .
7 апреля 2021 года в Израиле прошла премьера русско-язычного документально-художественного фильма «Бернштейн — последний партизан», который был показан Израильской радиовещательной корпорацией [21] .
Награды [ править | править код ]
- Орден Красного Знамени[9][13]
- Орден Отечественной войны [9][13] 1-й степени [8] (06.04.1985) [22]
- Орден Отечественной войны[9][13] 1-й степени [8] (06.11.1985) [23][24]
- Орден Отечественной войны [9][13] 1-й степени [8]
- Орден Отечественной войны [9][13] 2-й степени [8] (15.12.1944) [23][25]
- Орден Трудового Красного Знамени[8]
- Медаль «За боевые заслуги»[8]
- Медаль «Партизану Отечественной войны»[26]
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09.05.1945) [27]
- Дукельская памятная медаль[8]
- Орден Красной Звезды (24.09.1966) [27]
Труды [ править | править код ]
Автор многочисленных статей, выпустил книги:
- Беренштейн Л. Е. Без виз и паспортов. — К. : Политиздат Украины, 1973. — 207 с.
- Беренштейн Л. Е. Через чёрную топь. — М., 1983.
- Беренштейн Л. Е. Друзья и недруги. — Киев : Политиздат Украины, 1984. — 381 с.
- Беренштейн Л. Е. Евреи-герои сопротивления в подпольной и партизанской борьбе против нацистских оккупантов на Украине (1941—1945). — Кругозор., 1998. — 333 с. (Рецензия: «ЕВРЕИ — ГЕРОИ СОПРОТИВЛЕНИЯ» // Еврейский мир. — 03.30.2005)
- Беренштейн Л. Е. Люди из легенды. — Kiryat-Ata : Gutenberg, 2002. — 195 с.