Нормативы откосов для дорог
6 Проектирование поперечных профилей
Поперечные профили земляного полотна проектируют одновременно с продольным профилем дороги.
Типовые поперечные профили земляного полотна должны быть представлены в соответствии с рабочими отметками, видом грунта с учетом обеспечения устойчивости откосов, требований безопасности движения, незаносимости дороги снегом, минимальной стоимости строительства.
1. Типовые поперечные профили насыпей:
1) низкие насыпи (рис. 3.19) высотой до 3м на дорогах I-II категорий и до 2м на дорогах III-IV категорий. Заложение откосов (1 : 4 или 1 : 3) назначается по условиям безопасности движения. Нормы предусматривают крутизну откоса 1 : 4 для дорог I-a категории (для автомагистралей) и 1 : 3 для дорог I-б, I-в, II-IV категорий.
Рис. 3.19. Поперечные профили низких насыпей на дорогах:
а — I-II категорий; б – III — IV категорий
2) высокие насыпи высотой от 2 (3) м до 12м (рис. 3.20). Крутизна откосов назначается минимальной по условиям их устойчивости: m1 = 1,5 при мелких и пылеватых песках, m1 = 1,75 — при глинистых грунтах.
Рис. 3.20. Поперечные профили насыпей по условиям устойчивости откосов
Для повышения устойчивости откоса нижнюю его часть при высоте насыпи более 6м проектируют более пологой (m2 = m1 + 0,25).
2. Типовые поперечные профили выемок.
На открытых участках местности по условиям снегозаносимости дороги мелкие выемки проектируют раскрытыми (рис. 3.21 а) или разделанными под насыпь (рис. 3.21, б), в выемках глубиной до 5м откос выемки отдаляют от дороги путем устройства закюветной полки (кювет-резерва) шириной не менее 3,0м (рис. 3.22). Заложение откоса, со стороны обочины принимают 1:4 для дорог I-а категории и 1:3 для дорог I-б – IV категорий по условиям безопасности движения аналогично заложения откосов низких насыпей (рис. 3.19).
Рис. 3.21. Поперечный профиль мелкой выемки на открытой местности
Рис 3.22. Поперечный профиль выемки глубиной до 5 м на снегозаносимом участке местности
На снегонезаносимых участках выемки глубиной 0-12м проектируют с заложением откосов 1 : 1,5 по условиям их устойчивости (см. рис. 3.23 а). Такой же поперечный профиль имеет выемки глубиной 5-12м на снегозаносимых участках местности.
Заложение откосов со стороны обочины принимают 1 : 4 для дороги I-а категории и 1 : 3 для дорог I-б – IV категорий.
Рис. 3.23. Поперечный профиль выемки
Поперечные профили земляного полотна вычерчивают на миллиметровке в масштабе 1 : 200 или 1 : 100. Вертикальный и горизонтальный масштабы одинаковы. Типовым поперечникам присваивают номера (тип 1, тип 2 и т.д.), в соответствии с которыми в графе 3 (табл. 3.2) продольного профиля указывают их наименование и границы применения с расстоянием до ближайших пикетов. В основной надписи в графе 4 (см.рис. 3.5) записывают «Поперечные профили земляного полотна».
7 Проектирование дорожной одежды
Дорожная одежда включает (рис 3.25) покрытие 1, основание 2 и дополнительный слой основания. При этом, если — грунты земляного полотна — пылеватые, то дополнительный слой основания является дренирующим и устраивается на всю ширину земляного полотна (рис. 3.25 а). При песчаных грунтах, супесях и при первом типе местности дополнительный слой основания является подстилающим и устраивается на ширину проезжей части и укрепительных полос (рис. 3.25 б).
Поперечный профиль проезжей части и дорожной одежды вычерчивают в масштабе 1 : 100 или 1 : 50. Вертикальный и горизонтальный масштабы одинаковы.
Рис. 3.24. Примеры конструкции дорожной одежды: а) с дренирующим слоем;
1 – покрытие; 2 – основание; 3 – дренирующий слой;
ОТКОС ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
ОТКОС ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА боковая наклонная поверхность земляного полотна
(Болгарский язык; Български) — откос на земното платно
(Чешский язык; Čeština) — svah zemního tělesa
(Немецкий язык; Deutsch) — Dammböschung
(Венгерский язык; Magyar) — alépítmény rézsű
(Монгольский язык) — шороон далангийн налуу
(Польский язык; Polska) — skarpa torowiska ziemnego
(Румынский язык; Român) — taluz de rambleu
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — nagib zemljanog trupa
(Испанский язык; Español) — talud del terraplén
(Английский язык; English) — road embankment slope; road sub — soil slope
(Французский язык; Français) — talus de la plate — forme; talus d’assiette de la route
поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.
- ОТКОС
- ОТКОСНИК
Полезное
Смотреть что такое «ОТКОС ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА» в других словарях:
откос земляного полотна — Боковая наклонная поверхность земляного полотна [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN road embankment sloperoad sub soil slope DE Dammböschung FR talus d… … Справочник технического переводчика
СТО НОСТРОЙ 2.25.23-2011: Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.23 2011: Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог: 3.1 влажность : Отношение количества воды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
откос — 3.7 откос: Вертикальный или крутонаклонный участок поверхности земли, сформированный в результате рельефообразующих процессов или инженерно хозяйственной деятельности человека. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗАЛОЖЕНИЕ ОТКОСА — горизонтальная проекция откоса, т. е. основание прямоугольного треугольника, в к ром гипотенуза расположена по линии откоса, а один катет по вертикальной прямой (см. Откос земляного полотна). Технический железнодорожный словарь. М.:… … Технический железнодорожный словарь
СП 34.13330.2012: Автомобильные дороги — Терминология СП 34.13330.2012: Автомобильные дороги: 3.1 автомагистраль : Автомобильная дорога, предназначенная только для скоростного автомобильного движения, имеющая раздельные проезжие части в обоих направлениях, пересекающая другие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Снегозаносимость дороги — подверженность дороги снежным заносам. На степень заносимости влияют: местные природные условия, особенности проложения дороги (рельеф, растительность, поперечный профиль земляного полотна и т. д.). От заносимости дороги в значительной степени… … Строительный словарь
ФЕЛЕНИУСА МЕТОД — графоаналитический способ проверки устойчивости откоса, заключающийся в построении теоретических кривых возможного обрушения откоса и подсчете соотношения сил, сдвигающих и удерживающих откос. Если сумма последних больше суммы первых в 1,5 раза и … Технический железнодорожный словарь
Призма обрушения — (англ. sliding triangle, англ. sliding wedge) неустойчивая часть массива уступа со стороны его откоса, заключённая между рабочим и устойчивым углами откоса уступа[1]. Понятие призмы обрушения используется при расчётах откосов[2],… … Википедия
Выносы — локальные деформации откосов выемок, происходящие при выходе на откос водоносных горизонтов, представленных песчаными разностями, способными выноситься фильтрационным потоком грунтовых вод. Источник: ВСН 181 74. Ведомственные строительные нормы … Официальная терминология
Уширение земляного полотна
Уширение земляного полотна чаще всего выполняют в городских условиях. Присыпаемая часть должна работать совместно с существующим земляным полотном как единая конструкция, что возможно лишь при благоприятном водно-тепловом режиме. Оптимальным решением является применение при уширении тех же грунтов, которые использовались при его сооружении. Если это невозможно, необходимо уширять насыпи только песчаными непылеватыми грунтами, строго соблюдая правила их расположения в теле насыпи (рис. 7.5). Хотя песчаные грунты из-за значительной дальности возки обходятся в несколько раз дороже местных связных грунтов, первоначальные затраты всегда оправдываются увеличением срока службы дорожных одежд и снижением расходов на эксплуатацию. Поэтому стоимость реконструкции земляного полотна обычно на 30—50 % больше стоимости сооружения нового вследствие применения высококачественных грунтов и усложнения технологии работ.
При насыпях высотой до 2 м, симметрично уширяемых с двух сторон, когда дорожная одежда располагается на существующем полотне, для досыпки применяют любые грунты, поскольку строительные нормы и правила предусматривают заложение откосов положе 1 : 3. При том же способе уширения, но при высоте насыпи более 2 м, пригодны только песчаные грунты, а на участках нормального увлажнения допустимы и супеси.
Если насыпь высотой до 2 м уширяют в одну сторону и на уширении располагается одна из раздельных проезжих частей скоростных или общегородских магистралей, применяют тот же грунт, из которого сложено существующее земляное полотно. При высоте насыпи более 2 м несимметрично уширяемую ее часть целесообразно сооружать только из песчаных грунтов. Уширение насыпей на величину меньше ширины, необходимой для прохода землеройной или уплотняющей машины, всегда связано со значительным осложнением производства работ. В этом случае качественного уширения достигнуть не удается, поэтому полосу уширения увеличивают по сравнению с проектной на 0,5 м для нормальной работы землеройной техники. После окончания работ излишний грунт срезают и используют на соседних участках, если это оправдывается экономически.
Если высота насыпи менее 2 м, то для повышен ия сцепления грунтов досыпаемого земляного полотна с существующим ограничиваются, как и при косогорах крутизной 1:10, лишь разрыхлением грунта на откосах или нарезкой на них борозд глубиной 0,2—0,25 м. При более высоких насыпях и при косогорах крутизной до 1:3 на откосах нарезают уступы высотой по 0,5 м, придавая им уклон 50 ‰. При насыпях из песчаных грунтов уступам придают уклон в сторону оси улицы, а из глинистых — уступы нарезают с уклоном, обращенным к красным линиям.
При симметричном уширении насыпей высотой до 2 м и одновременном уполаживании их откосов до 1:3. 1 :4 ширина досыпаемой полосы составляет не менее 3 м, что позволяет разравнивать и уплотнять грунт механизированным способом.
В симметрично уширяемых выемках глубиной более 2м (особенно более 6 м) для повышения устойчивости откосов целесообразно вместо кюветов устраивать укрепленные лотки треугольного или округленного сечения (рис. 7.6). Такие лотки повышают безопасность движения, уменьшается высота откосов, что неизбежно при кюветах трапецеидального сечения, глубина которых всегда превышает 0,5—0,6 м. Лотки почти никогда не размываются, так как их периметр больше, чем у кюветов. В этом случае снижается и объем земляных работ, улучшаются условия снегоочистки, а также быстрее восстанавливается летний водно-тепловой режим земляного полотна. Расходы, связанные с укреплением лотков травяным покровом или геотекстилем, окупаются в течение 3—5 лет.
При уширении насыпей и засыпке боковых канав (кюветов) должна быть достигнута степень уплотнения грунта не меньше, чем у существующего земляного полотна, причем кюветы подлежат засыпке тем грунтом, из которого возведена насыпь.
Земляное полотно уширяют только после послойной засыпки водоотводных устройств с равномерным уплотнением грунта до коэффициента Ко≥1. Если высота насыпи менее 2 м, то предварительно на откосах разрыхляют грунт до глубины 0,2—0,25 м. Только после этого можно послойно уширять насыпь.
Для устройства рабочего слоя допускается применять крупнообломочные грунты, желательно размером не более 250 мм, но содержание в порах пылеватых и глинистых частиц не должно превышать их объема в уплотненном состоянии.
При использовании для отсыпки и уширения земляного полотна зол уноса и золошлаков гидроудаления ТЭЦ следует учитывать, что золы в отвалах очень неоднородны. Рабочий слой рекомендуется отсыпать из золошлаков, отложившихся на участках сброса пульпы, с одновременным тщательным их уплотнением.
Нужен проект — ГЕНПЛАН
Проект — Эксперт
Главная
- Карта сайта
- Статьи проектанта
- Изменения строительных норм
- Вопросы и ответы
- Вертикальная планировка
- Расчеты
- Civil 3D
- Стройгенплан
- Недвижимость и земельные участки
- Строительство и ремонт
- Заметки автолюбителя
- Каталог
- Инфо
- Контакты
- Анонс
- Колонка редактора
Контакты
Расчеты
Все необходимые расчеты по генплану и автомобильным дорогам. Расчет водопропускных труб, конструкций дорожных одежд и дренажного слоя, лотков и дождевой канализации, устойчивости откосов, земляного полотна.
Расчет устойчивости откоса
При расчете устойчивости грунтовых откосов может быть рассмотрено два варианта:
- Грунт однороден.
- В грунте имеются неоднородные напластования.
Также может возникнуть необходимость проверки устойчивости существующего или же проектируемого (отсыпаемого) откоса.
При расчете устойчивости откоса на затопляемых участках необходимо учитывать насыщение грунта водой.
Существует множество методов расчета устойчивости откосов, однако все они довольно трудоемки. Поэтому разработаны программы расчета с использованием ЭВМ.
Не всегда необходимо выполнять расчет устойчивости откоса. Иногда можно его не делать, а ограничиться анализом некоторых характеристик, на основании которых принимается проектное решение о крутизне откоса и его исполнении.
Когда необходим расчет устойчивости откосов из грунта? Его следует выполнять в следующих случаях:
- Насыпь или выемка 12 м и более.
- Участки подтопления, в том числе временного.
- Насыпи из грунтов повышенной влажности.
- Сложные инженерно-геологические условия.
Кроме того, при проектировании и возведении откосов следует учесть, что грунт присыпной бермы и откоса должен быть однородным с грунтом тела насыпи автодороги или иного сооружения. Допускается использование местного грунта (торф, суглинок), отличающегося по своим свойствам от грунта насыпи автомобильной дороги (иного сооружения), при условии обеспечения устойчивости присыпной бермы.
При однородном грунте, отсутствии подтопления, высоте насыпи или глубине выемки 12 м и менее наибольшая крутизна откосов, укрепленных посевом трав, принимается в соответствии с ТКП 45-3.03-19-2006 (таблица 21):
- Крупнообломочные грунты, пески крупные и пески среднезернистые 1:1,5.
- Пески мелкие, пески пылеватые 1:1,5 при высоте откоса до 6 м,
1:2 в нижней части откоса (высота до 6 м) и 1:1,5 в верхней части откоса (высота от 6 м до 12 м).
- Глинистые грунты 1:1,75 при высоте откоса до 6 м,
1:2 в нижней части откоса (высота до 6 м) и 1:1,75 в верхней части откоса (высота от 6 м до 12 м).
При проектировании откосов на дорогах для безопасного съезда транспорта в аварийной ситуации уклон откоса назначается более пологим в зависимости от категории автомобильной дороги (пункт 7.4.5 ТКП 45-3.03-19-2006).
В иных случаях, а также при отсыпке насыпи и откосов другими грунтами, не описанными выше, требуется расчет устойчивости откоса.