Технология планировки откосов выемки экскаватором
Планировка откосов земляного полотна
Насыпи земляного полотна уширяют или досыпают с запасом грунта на откосах, равным 5. 10 см. Откосы выемок не добирают на 10. 15 см, чтобы при планировке ограничиться только срезкой грунта. В случае укладки на откосах растительного грунта запаса на планировку не предусматривают.
Откосы выемок глубиной до 2 м и насыпей высотой до 2 м планируют автофейдером при крутизне откосов (1:3). (1:4). При высоте насыпей и глубине выемок до 4 м откосы планируют навесными специальными откосопланировщиками на гусеничных тракторах или бульдозерах. При большой высоте насыпей и глубине выемок используют экскаватор-драглайн или универсальный экскаватор-планировщик (рис. 10.1).
До начала работ по окончательной планировке грунтового основания должны быть выполнены все предшествующие работы. Земляные работы в выемках осуществляют с недобором грунта на 5. 8 см, а в насыпях — с пересыпкой на 5. 8 см. При этом грунт в насыпи должен быть послойно уплотнен. Для профилирования применяется профилировщик TS-425 или ДС-97, который является универсальной автоматизированной машиной, предназначенной для планировки земляного полотна автомобильных дорог или грунтового основания аэродромов, распределения и планировки грунтов, укрепленных вяжущими при устройстве оснований, а также для чистовой планировки этих оснований. Для работы планировщика в автоматическом режиме устанавливают копирную струну.
Окончательную планировку грунтового основания осуществляют непосредственно перед устройством покрытия с минимальным разрывом во времени одним из следующих способов:
• планировка грунтового основания без фрезерования грунта;
• планировка грунтового основания с фрезерованием (разрыхлением) грунта.
Планировка грунтового основания без фрезерования грунта. Планировку этим способом осуществляют в случаях, когда между проведением земляных работ и планировкой грунтового основания нет длительного перерыва во времени.
Перед планировкой грунтового основания решают вопрос, куда сбрасывать лишний грунт — на стороны или на питатель конвейера-перегружателя (ДС-98). Если грунт сбрасывают на питатель конвейера-перегружателя для погрузки его в транспортные средства, то снимают заслонки центрального окна заднего отвала и осуществляют перестановку звеньев шнека на интенсивный выброс грунта.
Осмотром определяют местонахождение укороченных секций лопастей шнека (22,86 см) — на боковых концах шнека или в середине. Если укороченные секции расположены на боковых концах, то поступают следующим образом;
• секции лопастей (45,72 см) снимают с внутренних (центральных) концов шнека и ставят на боковые концы;
• укороченную секцию, снятую с бокового конца левого шнека, ставят на внутренний конец правого шнека, а укороченную секцию, снятую с бокового конца правого шнека, ставят на внутренний конец левого шнека.
Если укороченные секции расположены на внутренних концах шнеков, то их меняют местами. Перестановка секций лопастей шнека будет способствовать более интенсивному выбросу лишнего грунта через центральное окно заднего отвала.
Для выполнения планировки грунтового основания передний отвал поднимают, а задний отвал по механическим индикаторам устанавливают так, чтобы режущая кромка грейдерных ножей находилась на проектной отметке грунтового основания. Точную установку заднего отвала осуществляют с помощью установочных винтов, а затем ставят нижние ограничители. Величину опускания заднего отвала по механическим индикаторам определяют по разности отметок низа боковых стенок главной рамы и проектной отметке грунтового основания.
Установку отвала на проектную отметку можно сделать также по забитым под отметки грунтового основания колышкам (у концов отвала). Отвал опускают режущей кромкой до уровня колышков, осуществляют доводку установочными (регулировочными) винтами и ставят нижние ограничители.
Шнек устанавливают на 2,0. 2,5 см выше режущей кромки заднего отвала. Фрезу используют при плотных тяжелых грунтах. Ее опускают на проектную отметку основания, а затем поднимают на 0,5. 1,0 см и ставят нижние ограничители.
Для сброса лишнего грунта на питатель конвейера-перегружателя рычаги управления фрезой и шнеком переводят в позицию для перемещения грунта к середине ряда. Сначала пускают в работу фрезу и шнек для проработки грунта на месте, а затем включают гусеницы.
После обработки участка протяженностью 20. 30 м проверяют отметки спрофилированного участка и поперечный уклон. Если необходимо, осуществляют дорегулировку рабочих органов.
Если на поверхности грунтового основания заметны следы от зубьев фрезы или от геликоидных лопастей шнека, то фрезу или шнек немного поднимают.
Планировку основания выполняют, как правило, за один проход профилировщика на рабочей скорости 5. 10 м/мин. В процессе работы машинист профилировщика по механическим индикаторам наблюдает за положением рабочих органов, а через смотровые решетки — за правильной работой фрезы и шнека; при необходимости он перераспределяет грунт — лишний грунт шнеком перемещает к середине и сбрасывает на питатель конвейера-перегружателя; при этом шнеком грунт не срезают, а только перемещают.
Перед задним отвалом постоянно поддерживают валик грунта оптимального объема для выравнивания впадин и интенсивной переброски лишнего грунта на питатель конвейера-перегружателя. При значительном скоплении грунта у заднего отвала машинист снижает скорость движения профилировщика и увеличивает скорость вращения шнека. В то же время скорость вращения шнека не должна быть выше, чем это необходимо для интенсивной переброски грунта через центральное окно заднего отвала.
Оптимальную рабочую скорость профилировщика машинист устанавливает по числу оборотов двигателя и по показаниям манометров о давлении рабочей жидкости в гидросистеме. Если давление превышает этот предел, то машинист снижает число оборотов двигателя и уменьшает скорость движения профилировщика.
При точно выполненных земляных работах для окончательной планировки грунтового основания достаточно одного рабочего прохода профилировщика. Если же после первого прохода профилировщика обнаруживаются места с недостатком грунта, то на эти места вывозят необходимое количество грунта, разравнивают автофейдером и проводят повторную планировку всего участка (или его части). Для этого рабочие органы профилировщика поднимают в транспортное положение, датчики выдерживания курса переставляют на противоположные концы поперечин (они должны находиться на передних по ходу концах поперечин) и профилировщик на транспортной скорости возвращают к началу участка планировки.
Для повторного прохода задний отвал и шнек опускают в такое же рабочее положение, как и при первом проходе, а фрезу и передний отвал поднимают.
По окончании планировки грунтовое основание укатывают пневмокатками типа Д-627 за два-три прохода по одному месту.
Планировка грунтового основания с фрезерованием (разрыхлением) грунта. Планировку этим способом осуществляют в случаях, когда в результате движения автотранспорта грунтовое основание приобретает значительные деформации и неравномерное уплотнение. В процессе фрезерования, перераспределения и последующей укатки грунта создают равнопрочное грунтовое основание.
При планировке грунтового основания с фрезерованием грунта выполняют следующие операции:
• «прочерчивание» (разметка) за первый проход профилировщика;
• фрезерование грунта при обратном ходе;
• распределение и планировка разрыхленного грунта;
• уплотнение грунта катками;
• чистовая (прецезионная) планировка грунтового основания.
«Прочерчивание» производят в первый проход профилировщика. Задний отвал и фрезу устанавливают немного выше отметки грунтового основания с таким расчетом, чтобы срезать бугры и выровнять вчерне поверхность грунтового основания.
«Прочерчивание» дает полную картину мест, где необходимо делать срезку или досыпку грунта. На места, где необходима досыпка грунта, вывозят грунт и разравнивают его автофейдером или бульдозером.
Фрезерование грунта осуществляют на глубину 10. 12 см при обратном ходе профилировщика. Так как этот процесс наиболее энергоемкий, выполняют его только фрезой при поднятых остальных рабочих органах. Рабочая скорость составляет 10. 15 м/мин.
Если давление в гидросистеме превышает допустимый предел, то снижают скорость движения и уменьшают глубину зарезания фрезы.
В тех случаях, когда грунт необходимо увлажнять, воду подают через распределительную систему, дополнительно смонтированную на профилировщике. Норму розлива воды устанавливает представитель лаборатории.
Распределение и планировку разрыхленного грунта с погрузкой лишнего грунта в транспортные средства выполняют за один проход профилировщика на рабочей скорости 5. 10 м/мин. Для выполнения операции рабочие органы профилировщика ставят в следующее положение: задний отвал устанавливают на отметку грунтового корыта, плюс запас на уплотнение катками, плюс запас на срезку грунта при чистовой планировке грунтового основания 0,5. 1,0 см. Величину запаса на уплотнение ориентировочно принимают для супесчаных грунтов 15. 20% от толщины рыхлого слоя грунта, для суглинистых грунтов — 25. 30 %.
Для сброса лишнего грунта на питатель конвейера-погружателя открывают заслонки центрального окна заднего отвала, а боковые окна шнека и дверцы фрезы закрывают. Задачей этой операции является распределение, планировка грунта с дозировкой его по объему и сброс лишнего грунта. Поэтому стремятся к тому, чтобы наиболее эффективно распределить грунт и только его излишки сбросить на конвейер-перегружатель.
Уплотнение грунта выполняют сразу же после прохода профилировщика катками на пневматических шинах. При этом минимальный фронт работы должен составлять не менее: для самоходных катков — 25 м; для полуприцепных катков — 150. 200 м.
Укатку начинают от краев ряда с постепенным приближением к середине и перекрытием следов на 1/3 ширины катка.
Ориентировочное число проходов катка по одному месту — 6. 8. Окончательно это уточняют на месте работ пробной укаткой. Первые два прохода катков по одному месту осуществляют на минимальной скорости. При последующих проходах скорость движения катков увеличивают до 12. 15 км/ч.
Если катки имеют ценфализованную систему регулирования давления воздуха в шинах, то первые проходы катков осуществляют при давлении в шинах 2. 3 кг/см2, затем повышают до 4. 5 кг/см2.
При уплотнении грунта в сухую и жаркую погоду поверхностный слой грунта увлажняют до оптимальной влажности водой из поливомоечной машины. При этом норму распределения воды определяет представитель лаборатории.
Уплотнение грунта заканчивают при выполнении заданного числа проходов катков. При этом коэффициент уплотнения грунта должен быть не менее 0,98. 1,00.
Чистовую (прецезионную) планировку грунтового основания профилировщиком осуществляют сразу же после уплотнения грунта катками. Чистовая планировка является завершающей операцией по окончательной планировке грунтового основания, после которой поверхность грунтового основания должна быть ровной, иметь проектные отметки и поперечный профиль.
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог
При уширении земляного полотна значительные трудности вызывает уплотнение на откосах присыпанных слоев грунта. Насыпи уширяют или досыпают с запасом грунта на откосах, равным 5—10 см. Откосы выемок не добирают на 10—15 см, чтобы при их планировке ограничиться лишь срезкой грунта. В случае укладки на откосах растительного грунта запас на планировку не предусматривают.
Откосы выемок глубиной до 2 м и насыпей высотой до 2 м планируют автогрейдером при крутизне откосов 1 : 3 — 1 : 4. В начале откосы отделывают у верхних бровок, устанавливая нож автогрейдера под углом 50—55° к направлению движения. Требуется всего один-два прохода. Если откосы широкие, автогрейдер планирует оставшуюся их часть при проходах у нижних бровок.
При высоте насыпей и глубине выемок до 4 м откосы планируют навесными специальными откосопланпровщиками на гусеничных тракторах или бульдозерах. По предложению рационализаторов Кировского автодора для этой цели с успехом используют планировщик, являющийся сменным навесным оборудованием к трактору К-700. На рычаги его гидросистемы навешивают бульдозерный отвал. К боковине отвала крепят двумя шарнирами нож грейдера, что позволяет изменять угол его установки в плане и по вертикали. Планировку навесным откосопланировщиком выполняют также, как и автогрейдером. Вначале планируют верхнюю часть откоса проходами бульдозера по верху насыпи с опущенным вниз откоеопланировщиком, а затем нижнюю ее часть, наоборот, с поднятым откоеопланировщиком.
Рис. 1. Соединение звеньев труб полиэтиленовыми муфтами-вкладышами:
а — общий вид муфты-вкладыша; б —схема соединения; 1 — звенья труб; 2 — муфта
Рис. 2. Схема планировщика откосов:
1 — трактор К-700; 2 — рельс-оттяжка; 3 — отвал бульдозера; 4— отвал планировщика; 5 — гидроцилиндр; 6 — трос-оттяжка
При большей высоте насыпей и глубине выемок используют экскаватор-драглайн. К его тросу прицепляют при твердых грунтах скребок, при мягких грунтах — швеллер.
При отделке откосов экскаваторами предварительно намечают линию их движения на расстоянии 2,5—2,8 м от бровок насыпей.
Для планировки откосов с успехом применяют и экскаваторы с телескопической стрелой. Сначала планируют верхнюю часть откоса, причем экскаватор перемещается вдоль оси дороги на расстоянии 1,5—1,8 м от бровки. Затем вытягивают стрелу экскаватора и делают по тому же участку проход на расстоянии всего 0,5 м от бровки, планируя нижнюю часть откоса. При нижней стоянке экскаватора на дороге также планируют откос шириной до 7 м за два прохода. Скребок, двигаясь сверху вниз, срезает грунт, который скатывается вниз по откосу. Производительность экскаватора с телескопической стрелой в 1,3 раза выше, чем экскаватора типа драглайн.
Рис. 3. Схема планировки откоса насыпи экскаватором:
1 — основной разбивочный знак; 2 — срезаемый излишек грунта; 3— срезанный с откоса грунт
Рис. 4. Схемы планировки откосов экскаватором с двухотвальным планировщиком:
а—при верхней стоянке экскаватора; 6 — при нижней стоянке; в — деталь планировщика скребка
Рис. 5. Схема планировки откосов земляного полотна экскаватором с телескопической стрелой, оборудованным скребком:
1 — разбивочные знаки; 2 — излишек грунта
Откосы высоких насыпей и глубоких выемок нередко планируют эскаватором, оборудованным двухотвальным скребком-планировщиком. Сначала грунт срезают лишь в местах, где он лишний, и перемещают во впадины. С этой целью планировщик опускают к подошве откоса, а затем подтягивают к верхней бровке. Эту операцию повторяют до 2 раз с последующим опусканием планировщика и сверху вниз для окончательной планировки откоса. До последнего прохода планировщика рекомендуется в верхней части откоса иметь некоторый запас срезанного грунта. Для полной планировки откоса требуются два-три прохода планировщика по одному следу. После планировки откоса эскаватор перемещают на 1,5—2,0 м и планируют следующий участок с перекрытием предыдущего следа на 1/3. При нижней стоянке экскаватора скребок опускают у подошвы откоса и поднимают его вверх, а затем опускают вниз по откосу. Такое перемещение приходится повторять лишь в плотных связных грунтах. Излишек грунта у подошвы откоса подчищают автогрейдером и вывозят. Производительность экскаватора с двухотвальным скребком в 2,5 раза больше, чем экскаватора с ковшом со сплошной режущей кромкой.
Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог
Глава 5. УСТРОЙСТВО ВЫЕМОК И НАСЫПЕЙ
§ 1. Устройство котлованов
Котлованы представляют собой временные выемки, устраиваемые для возведения фундаментов, частей здания и сооружения, расположенных ниже поверхности земли. Котлованы бывают с вертикальными или наклонными стенками (откосами), с креплениями или без них.
Котлованы с вертикальными стенками без крепления устраивают в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой, при отсутствии грунтовых вод и глубине котлована в пределах 1. 2м (см. гл. 3, § 5).
Котлованы с откосами разрабатывают при глубине, превышающей допустимые пределы возведения их с вертикальными стенками, и когда устройство креплений экономически нецелесообразно.
Для более глубоких котлованов крутизну откосов назначают переменной (более пологой по дну) либо по расчету.
Технологический процесс устройства котлована включает: разработку грунта с выгрузкой в транспортные средства или на бровку котлована; транспортирование грунта, срезку откосов и планировку дна; обратную засыпку пазух между стенками фундамента и котлована с разравниванием и уплотнением грунта, а также выполнение вспомогательных работ (крепление вертикальных стенок, водоотлив и т. д.).
Разработка грунта является ведущим процессом и выполняется обычно экскаваторами с различным сменным оборудованием и бульдозерами, реже — гидромеханическим способом и скреперами.
Экскаваторы, оборудованные прямой лопатой, разрабатывают котлованы преимущественно в грунтах сухих и нормальной влажности лобовыми (торцовыми) или боковыми проходками с погрузкой грунта в транспортные средства. Из-за конструктивных особенностей этого оборудования его почти не применяют для работы с отсыпкой в I отвал. Вместимость ковша выбирают в зависимости от объемов работ, глубины котлована и свойств грунта.
В мокрых забоях и при высоком уровне грунтовых вод необходимо устраивать открытый водоотлив или понижение уровня грунтовых вод (см. гл. 3, § 3).
Возможность разработки котлована той или иной проходкой зависит от характеристики рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.
Если глубина котлована превышает максимальную высоту копания экскаватора, то разработку ведут ярусами, стремясь к тому, чтобы в сечение котлована вписать минимальное число проходок.
Котлованы шириной 1,5 разрабатывают лобовой проходкой с односторонней погрузкой в транспортные средства. При ширине котлована от 1,51? до 1,9 разработку ведут лобовой проходкой с двусторонней подачей транспортных средств. Наибольшая ширина лобовой проходки при перемещении экскаватора по прямой
Котлованы шириной от 1,9/ до 2,5/ разрабатывают уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора по зигзагу, а до 3,5—с перемещением поперек котлована
Широкие котлованы (более 3,5) разрабатывают вначале лобовой, а затем боковыми проходками.
Разработка прямыми лопатами котлованов, (траншей) производится с недобором грунта в подошве котлована (траншеи), не превышающим 5. 20 см при вместимости ковша соответственно 0,25. . 5 м3.
Недоборы грунта, как правило, разрабатывают механизированным способом: наиболее часто бульдозерами, а также автогрейдерами, экскаваторами-планировщиками, экскаваторами со специальными зачистными ковшами.
Для въезда в забой устраивают траншеи с уклоном 0,1. 0,15. Ширину въездных траншей по низу принимают при одностороннем движении равной 3. . 3,5 м.
Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, разрабатывают котлованы торцовыми или боковыми проходками с расположением экскаватора выше уровня дна забоя и погрузкой грунта в транспортные средства. Указанные условия позволяют использовать эти экскаваторы и при разработке увлажненных и мокрых грунтов.
Возможность разработки котлована торцовой или боковой проходкой зависит от характеристики рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.
Ширина торцовой проходки при двусторонней погрузке транспортных средств находится в пределах 1,6. . 1,7. При односторонней подаче транспортных средств она уменьшается до 1,3, и ось пути экскаватора перемещается в сторону расположения транспорта. При разработке котлованов с выгрузкой грунта в отвал ширина проходки ограничивается необходимостью размещения грунта в отвал с образованием бермы — площадки от бровки котлована до подошвы отвала.
Котлованы, ширина которых превышает максимальную ширину проходки при перемещении экскаватора по прямой, разрабатывают несколькими торцовыми проходками либо зигзагообразным или поперечно-торцовым перемещением экскаватора. Угол поворота экскаватора при торцовых проходках и подаче транспортных средств со стороны разработки может быть от 30 до 60°.
Наибольшую ширину каждой последующей торцовой проходки (если разрабатывают один борт выемки) вычисляют по формуле
Длина рабочей передвижки экскаватора, особенно у гидравлических экскаваторов, изменяется в значительных пределах и зависит от конструктивных размеров экскаватора (R, hm), глубины котлована h, расстояния от бровки откоса выемки до ближайшей опоры экскаватора 1у и угла рабочего откоса выемки, которые определяются грунтовыми условиями.
Экскаваторы-драглайны применяют при тех же условиях, что и экскаваторы с обратной лопатой. Разработку грунта драглайном осуществляют ниже уровня стоянки торцовыми или боковыми проходками в транспортные средства и реже в отвал. Преимуществами драглайна являются большие радиус действия и глубина копания. Особенно эффективна разработка драглайном мягких и плотных грунтов, в том числе обводненных и со слабой несущей способностью.
Драглайны разрабатывают забои по поперечно-челночной и продольно-челночной схемам.
При поперечно-челночной схеме разработки котлованов драглайном набор грунта производится поочередно с каждой стороны самосвала, подаваемого по дну выемки, без прекращения поворота стрелы в момент выгрузки грунта. При продольно-челночной схеме грунт набирают перед задней стенкой кузова и, подняв ковш, разгружают его над кузовом. Благодаря уменьшению высоты подъема ковша и угла поворота экскаватора до 6. 10° производительность экскаватора увеличивается в 1,5. 2 раза. Эти схемы целесообразно применять при разработке широких котлованов.
При разработке котлованов боковыми проходками и выгрузке грунта в отвал рекомендуется вести работу по круговому циклу — поворотом экскаватора на 360°.
Бульдозерами котлованы разрабатывают преимущественно траншейным способом с перемещением по челночной схеме: грунт перемещают вдоль оси котлована, начиная с середины, в оба конца. При этом вначале разрабатывают первую захватку на глубину 0.8. 1 м, затем вторую на ту же глубину и т. д. Между траншеями оставляют перемычки нетронутого грунта шириной 0,5. 1,2 м, который срезают после разработки ряда траншей.
Гидромеханическим способом работы выполняют в соответствии с рекомендациями гл. 4, § 5. При разработке земснарядами и гидромониторами сначала устраивают в сухом месте пионерный котлован. Для подъема пульпы землесосную установку располагают на уровне бровки котлована. После каждых 3. 3.5 м землесос переводят на дно котлована и продолжают углубление.
Срезку откосов и планировку дна котлована производят после разработки грунта экскаваторами. Если дно котлована является основанием для фундаментов, грунт в зависимости от типа и вместимости ковша экскаватора не добирают на 10. 30 см. Дно котлована зачищают бульдозером, который перемещает грунт к экскаватору, а при небольших расстояниях перемещения и глубине котлована удаляет его сам.
Все более широкое применение находят гидравлические экскаваторы-планировщики с телескопическим рабочим органом, с удлинителем стрелы и без него (ЭО-3332А и др.). Возможность движения рабочего органа по прямым, горизонтальным и наклонным траекториям позволяет использовать экскаватор-планировщик на работах по планировке дна котлована, откосов выемок и насыпей, обратной засыпке пазух фундаментов и других работах.
Если фундаменты располагаются в траншеях и грунт разрабатывают ниже проектной отметки дна котлована, планировку производят бульдозером или вручную (используя вынутый из траншеи грунт), а уплотнение — пневматическими трамбовками или катками.
Обратная засыпка пазух между стенками подвала и откосами котлована выполняется после устройства перекрытия над подвалом и гидроизоляции стен. Для этого используют излишки грунта, оставленные при рытье котлована, которые перемещают обычно бульдозером. Засыпку производят слоями толщиной 20. 30 см с последующим уплотнением пневматическими или электрическими трамбовками, а также подвесными плитами.
Засыпку и уплотнение грунта пазух глубоких подвальных частей промышленного здания осуществляют с двух его сторон после устройства стен подвала. Вначале грунт подают и разравнивают бульдозерами с одной стороны здания, а затем, во время уплотнения этого слоя, подают и разравнивают грунт другой стороны здания.
Обратная засыпка котлована при сложных в плане фундаментах выполняется сразу же после возведения подземной части здания или сооружения (распалубливания и гидроизоляции поверхностей подземных конструкций) перед началом работ по возведению наземной части. В этом случае создаются более благоприятные условия для механизации работ и применения крупногабаритных машин.
Обычно грунт подается экскаватором, оборудованным грейфером, и разравнивается малогабаритным бульдозером. Уплотняют грунт подвесными плитами концентрированными полосами в пределах рабочей карты, ограниченной подземными конструкциями; виброплитами (например, ПВТ-3) или вибропогружателями (ВП-1 и др.). В первую очередь выполняют работы в пределах участка с пониженными отметками для достижения общего уровня, а затем работы ведут по всему котловану.
Страница 19: ВСН 97-63. Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог (45825)
При планировке нижней части откоса трактор движется на наибольшей скорости, причем работу ведут сначала на одной стороне насыпи, а затем на другой. Для исключения холостого хода трактора на захватке в этом случае следует совмещать планировку низа откоса с планировкой откосов резервов, дна резерва, площади дорожной полосы и т.п.
§ 423. Резервы планируют после нивелирования их дна в продольном направлении с тем, чтобы выдержать продольный уклон, обеспечивающий водоотвод. В поперечном направлении дну резервов придают уклон в соответствии с проектным профилем.
Последовательность планировки земляного полотна и резервов автогрейдером показана на рис. 86. Вначале планируют обочину и откос насыпи, затем наружный откос резерва и в последнюю очередь, с целью распланировать срезанный с откосов грунт, планируют дно резерва.
Рис. 85. Схема работы навесного откосопланировщика, смонтированного на тракторе:
1 — трактор; 2 — откосник
§ 424. При планировке откосов глубокой выемки планировочным отвалом, монтируемым на стреле экскаватора (рис. 87) предварительно планируют земляное полотно в месте прилегания его к откосу по проектным нивелировочным отметкам на ширину не менее 5,5 м. На спланированной полосе разбивают ось проходки экскаватора с планировщиком.
Перед началом планировки ковш должен находиться в нижней части стрелы, которую располагают под углом к горизонту, соответствующим крутизне планируемого откоса. Двигаясь от пяты к головной части стрелы, ковш срезает неровности грунта на откосе и постепенно заполняется. После заполнения ковша и поворота экскаватора грунт разгружают в транспортные средства.
Рис. 86. Схема последовательности планировки земляного полотна автогрейдером:
а — планировка поверхности земляного полотна; б — планировка откосов крутизной 1:3; в — планировка откосов 1:1,5 и высотой земляного полотна до 2,0 м; г — планировка внешнего откоса резерва
Рис. 87. Схема работы экскаватора с навесным оборудованием для планировки откосов:
1 — стрела; 2 — планировочный ковш
§ 425. При планировке высоких откосов грунт, срезанный с откоса выемки, должен быть вывезен за пределы выемки, а грунт, срезанный с откосов насыпи, должен разравниваться бульдозером по берме или дну резерва.
§ 426. Для планировки откосов выемок может быть использован экскаватор-драглайн (рис. 88, а), к ковшу которого прикрепляется: скребок для твердых грунтов (рис. 88, б), швеллер для мягких грунтов (рис. 88, в) или специальный ковш, который является сменным навесным оборудованием к экскаватору (рис. 88, г). Экскаватор, передвигаясь поверху вдоль бровки откоса, выполняет ковшом драглайна как основные земляные работы и грубую планировку откосов, так и после навешивания скребка или швеллера, зачистку откосов.
Рис. 88. Экскаватор-драглайн со сменным оборудованием для планировки откосов:
а — планировка откосов драглайном; б — ковш с прикрепленным к нему скребком; в — ковш с прикрепленным к нему швеллером; г — ковш для планировки откосов
§ 427. Планировку откосов можно выполнять также при помощи рельса, протягиваемого на тросах по поверхности откоса двумя тракторами, один из которых движется по верху, а другой у подошвы откоса, причем верхний трактор должен двигаться на 5 — 6 м впереди нижнего, но с одинаковой с ним скоростью.
§ 428. Данные о выборе средств механизации производства работ по планировке откосов приведены в табл. 14 (глава 5).
Рис. 89. Приспособление для контроля глубины зарезания ножа автогрейдера при планировочных работах:
1 — отвал автогрейдера; 2 — стержень; 3 — флажок; 4 — слой грунта; 6 — колышек; 6 — стальное кольцо
Рис. 90. Универсальный визирный прибор.
1 — рейка; 2 — отвес; 3 — наклонная рейка; 4 — рейка визирования откоса; 5 — подставка для уровня
§ 429. В процессе планировки ведут тщательный инструментальный и визуальный контроль за правильностью отметок земляного полотна.
Высотную проверку всех пикетных и переломных точек выполняют нивелировкой, а промежуточных — по визиркам.
Крутизну и положение откосов проверяют откосными лекалами на всех пикетных, переломных и промежуточных точках.
§ 430. Во время планировки земляного полотна для определения глубины зарезания ножа автогрейдёра рекомендуется выставлять через 20 м по бровке полотна специальные колышки длиной 30 см над уровнем проектной поверхности полотна. На конец ножа грейдера в этом случае устанавливают горизонтально белый флажок из листового железа, вращающийся вокруг стержня («древка»); длина флажка и высота колышка в сумме должны быть равны высоте ножа автогрейдера (рис. 89). Если флажок при проходе автогрейдера мимо колышка не достанет до его верха, то здесь нужна срезка грунта; если флажок задевает верх колышка, то нужна досыпка.
§ 431. Для облегчения и ускорения съемки откосов и установки откосных лекал различной крутизны рекомендуется использовать универсальный визирный прибор (рис. 90).
Рис. 91. Схема установки отвала грейдера под требуемым углом к горизонту при помощи прибора:
а — схема установки; б — прибор для установки;
1 — насыпь; 2 — грунт; 3 — отвал; 4 — грузик; 5 — прибор; 6 — стойка прибора для установки отвала под требуемым углом к горизонту; 7 — свободно сидящий на оси барабан; 8 — тросики; 9 — стрелка; 10 — метка на шкале; 11 — шкала прибора; 12 — сектор; 13 — шарикоподшипник; 14 — ось
Для установки ножа грейдера под требуемым углом к горизонту рекомендуется использовать прибор, показанный на рис. 91.
§ 432. Окончательно отделывают земляное полотно и засевают откосы травами по мере готовности отдельных участков, а при выполнении работ в зимнее время — после оттаивания грунтов.
§ 433. В период производства отделочных работ ликвидируют все временные въезды и съезды земляного полотна.
§ 434. Присыпные обочины устраивают после постройки покрытия проезжей части. Для подвозки грунта на обочину наиболее удобны автомобили-самосвалы с боковой разгрузкой; грунт для присыпной обочины может быть отсыпан из резерва грейдер-элеватором или бульдозером. Наиболее целесообразно использовать при устройстве присыпных обочин машины, которыми грунт, срезаемый при планировке с откосов, перемещается на обочину.
§ 435. Грунт в присыпные обочины отсыпают послойно такой толщины, при которой имеющимися средствами для уплотнения обеспечивается максимальная и равномерная плотность по всей площади обочины.
§ 436. При выполнении отделочных работ устраняют повреждения водоотвода в резервах, у труб, напорных канав и в других подобных местах.
§ 437. Для выполнения отделочных работ рекомендуется организовывать специализированные и комплексные бригады или звенья, которым могут быть поручены отделочные работы по земляному полотну или комплексные работы по окончательной отделке дороги, включая установку дорожных знаков.
§ 438. В обычных условиях основными видами укрепления откосов являются механизированный посев многолетних трав, обеспечивающий наиболее экономичное и быстрое создание прочного дернового покрова, или одерновка.
§ 439. Семена трав высевают в весенне-летний период. С учетом местных условий желателен более ранний посев с тем, чтобы к осени получить плотную дернину, предотвращающую размыв и эрозию откосов. Подробные сведения об условиях укрепления откосов приведены в Методических указаниях по технологии механизированного укрепления откосов земляного полотна посевом многолетних трав (изд. ЦНИИСа Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР, М., 1962).
§ 440. Одерновку, как правило, выполняют весной и осенью. Одерновку можно выполнять и летом в местностях с влажным климатом и при длительных дождливых периодах, а также при обеспечении искусственных поливок укрепленных откосов.
§ 441. Наиболее целесообразно укреплять откосы растительными покровами, сочетая применение метода посева травосмеси весной и в ранний период лета и метода одерновки, в осенний период строительного сезона.
§ 442. При отсутствии естественного дерна в непосредственной близости к сооружаемому земляному полотну рекомендуется засеять прилегающие к дороге площади быстро прорастающими травосмесями с тем, чтобы к концу строительного сезона иметь дерн.
§ 443. Если на откосах не могут произрастать посевы травосмеси, то откосы должны быть покрыты слоем растительного грунта. Для лучшего сцепления с растительным грунтом поверхность откосов разрыхляют на глубину 10 — 15 см рыхлителем в виде навесного оборудования к стреле экскаватора-планировщика откосов. При планировке откосов ковшом драглайна дополнительного рыхления поверхности откосов не требуется.
§ 444. Растительный грунт заготавливают, срезая его на площади дорожной полосы — на основании под насыпями и на участках резервов. Срезанный бульдозерами или автогрейдерами слой грунта собирается в продольные валы за пределами разработки резервов и в местах, доступных для автомобилей.
Таким же способом заготавливают растительный слой при разработке выемок с размещением валов растительного грунта на расстоянии 8 — 10 м от бровок. Если выемка разрабатывается в кавальеры, то валы растительного грунта должны быть расположены на расстоянии 5 — 10 м за линией основания кавальера.
§ 445. При использовании растительного грунта из карьера и при толщине почвенного слоя 60 см и более его целесообразно разрабатывать драглайнами с погрузкой в транспортные средства.
§ 446. Для распределения на откосах насыпей растительный грунт предварительно вывозят автомобилями-самосвалами (лучше с боковой разгрузкой) или скреперами на обочины, а затем сдвигают на откосы бульдозером с поворотным отвалом.
Растительный грунт, заготовленный в валах у бровок выемок, перемещают на откосы бульдозером. При перевозке скреперами, автомобилями-самосвалами или другими транспортными средствами растительный грунт разгружают у бровок выемки и затем бульдозером сдвигают на откосы.
§ 447. Растительный грунт на откосах насыпей высотой до 2 — 2,5 м и такой же глубиной выемок можно распределять откосопланировщиком на бульдозере и автогрейдером с выносом отвала за раму. Наиболее удобно применять для этой работы двухосный автогрейдер со всеми ведущими и поворотными колесами.
§ 448. При высоких и крутых откосах, где невозможно распределение растительного грунта грейдером или бульдозером, грунт распределяют экскаватором-драглайном. Разравнивают грунт на откосе в этом случае специальной металлической рамой в виде трапеции, подвешенной к стреле экскаватора вместо ковша драглайна.
§ 449. Засеивать откосы семенами трав (преимущественно высоких) рекомендуется механизированным способом навесным агрегатом ЦНИИС (рис. 92) на стреле экскаватора-драглайна и малогабаритного агрегата МУС. Одновременно выполняют операции в следующем технологическом порядке:
внесение минеральных удобрений;
заделка минеральных удобрений в растительный грунт;
высев семян трав с заделкой их в слое растительного грунта;
прикатка откоса после высева семян.
§ 450. Для посева семян трав агрегат перемещают снизу вверх по откосу захватками шириной 1,80 м, причем каждую предыдущую захватку перекрывают последующей на 15 — 20 см. Экскаватор с посевным агрегатом, подвешенным на стреле, перемещают по насыпи или по верху выемки вдоль откоса на расстоянии от бровки до края гусеницы 2,5 — 2,8 м.
§ 451. До начала посева должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
Рис. 92. Схема посева трав на откосах насыпи агрегатом ЦНИИС
приготовлены травосмеси требуемого состава (смеси рыхлокустовых, бобовых и корневищевых трав);
приготовлены смеси минеральных удобрений (эта смесь должна быть приготовлена в день посева);
тарированы сеялки агрегата и дозатора минеральных удобрений на заданные нормы высева.
§ 452. Откосы укрепляют одерновкой следующими способами:
одерновкой в клетку, с укладкой дерновых лент на откос по двум взаимно перпендикулярным направлениям;
сплошной одерновкой с укладкой дернин горизонтальными рядами;
укладкой дерновой ленты вдоль бровки насыпи для закрепления обочины земляного полотна.
§ 453. Для одерновки необходимо применять свежесрезанный плотный луговой дерн. Предпочтительнее применять дерн, снятый с грунта, аналогичного укрепляемому.
§ 454. Перед одерновкой поверхность откосов планируют по шаблону. Дерн укладывают на влажный грунт откоса.
§ 455. При одерновке в клетку сначала укладывают одну ленту на откос вдоль бровки насыпи, а затем ленты укладывают по откосу, располагая их по отношению к бровке под 45?? в ту и другую стороны так, чтобы ленты, пересекаясь под углом 90, образовали квадраты со стороной (в чистоте между лентами): при засеваемых откосах — 1,0 м, при незасеваемых — 1,5 м. После укладки дерна клетки засыпают растительной землей заподлицо с лентами. Для засыпки применяют автомобильные краны с бадьями, оборудованными разгрузочными затворами, или гусеничные краны, оборудованные ковшами.
Рис. 93. Схема дернореза-укладчика
§ 456. Сплошную одерновку ведут от подошвы откосов к бровкам (т.е. вверх по уклону) горизонтальными рядами по шнуру. Края дернины срезают наискось ножом для образования закрытых швов. Швы устраивают вперевязку.
§ 457. Сплошную одерновку рекомендуется вести механизированным способом, применяя дернорез-укладчик Союздорнии, смонтированный в виде навесного оборудования на экскаваторе Э-153 (рис. 93). Дернорез-укладчик выполняет следующие операции:
нарезку дерна картами размером 0,70,7 м;
погрузку дерновых карт на транспортные средства;
укладку дерна на укрепляемую поверхность.
Дерн на откосе закрепляют деревянными кольями толщиной 2 — 2,5 см и длиной 25 — 30 см.
§ 458. При интенсивном размыве (на заливаемых поймах рек и т.п.) и в других случаях, когда укрепление растительными покровами не применимо (на конусах путепроводов) — на откосах земляного полотна следует применять: сборные железобетонные, бетонные монолитные, бетонные сборные, сборные из плит литого шлака и другие индустриальные типы укреплений взамен трудоемких работ по мощению.