Форма кирпича для стен
Советы каменщика
Цвет и форма фуги, а также внешний вид стены
Светлая или темная, приближенная по цвету к кирпичу или совершенно другая, вогнутая или выпуклая – фуга действительно имеет значение. Стоит задуматься, какой эффект мы хотим достичь, а потом, соответственно, подобрать шов.
При кладке фасада, забора и элементов малой архитектуры или отделке кирпичом интерьера мы обычно ориентируемся на цвет и структуру материала. Мы выбираем фуги в последнюю очередь и часто не очень тщательно, не всегда понимая, что этот элемент в значительной степени влияет на конечный эффект, определяя эстетику стены. Один и тот же кирпич может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от типа и, прежде всего, цвета шва и его связи с цветом и типом кирпича. Таким образом, мы можем создать все – от однородной, последовательной поверхности, где кирпичи сливаются друг с другом и со швом, до настенной мозаики, где каждый отдельный кирпич четко подчеркивается фугой.
На декоративность стены также может влиять форма шва: от утопленного в стену до выпуклого, выступающего над кирпичом.
Цвет кладочного шва – Формируя внешний вид кирпичного фасада, мы сначала выбираем кирпич – его цвет, структуру и способ соединения. Цветом и типом кладочного шва можно усилить и уменьшить достигнутый эффект – подчеркивает Лидия Мисюна, руководитель отдела маркетинга фирмы Röben Polska. Традиционный или стилизованный под старую стену вид фасада возможно получить с применением кирпича механической или ручной формовки, каждый из которых отличается. Чтобы усилить результат, можно применить светлый шов.
В свою очередь, для современных фасадов отлично подойдет гладкий клинкер, особенно, если кирпичи будут иметь холодные оттенки (например, черный, серый), а для фугования мы применяем почти невидимый тонкий шов в том же цвете.
Как выбрать фугу?
Вот самое важное правило: если шов имеет цвет, похожий на кирпич, или такой же, как у кирпича, мы получаем эффект когерентной поверхности, похожей на равномерную отделку. В противоположность этому, цвет фуги, кроме изоляционного материала, контрастирует с кирпичами, и тем самым подчеркивает их индивидуальность в стене, в результате чего они выделяются на поверхности. Это хорошо видно на примере трех цветов кладочного шва, применяемых для кладки белого кирпича – для сравнения. – Если мы не уверены, какая фуга будет лучшей, необходимо посоветоваться с нашим архитектором или подрядчиком – советует Лидия Мисюна. – Производители фуг предлагают широкий спектр цветов, так что каждый может выбрать что-то для себя.
Сегодня также можно использовать трафареты, «примерять» их на складе до достижения нужной «буквы» кирпича. Виртуальные инструменты подбора цветов, доступные на веб-сайтах некоторых производителей, например, на www.roben.pl, также полезны – добавляет Лидия Мисюна. Существует один способ, который сможет помочь нам: давайте попробуем первоначально «примерять» фугу на небольшой, не очень видимой части стены. Если Вам это не понравится, то с такой небольшой площади Вы всегда можете удалить ее и заменить на другую.
Форма кладочного шва
У инвесторов есть выбор из нескольких способов формирования фуги. Следует отметить, что для сохранения «стабильности» стены, предотвращения гниения, необходимо избегать кладки на пустой или неплотный кладочный шов (не соприкасающийся с краем кирпича).
– Если мы не будем соблюдать это правило, дождевая вода будет накапливаться в незаполненных местах. Со временем скопившаяся вода может проникать глубоко в стену, что приведет к образованию высолов, или даже ослаблению всей структуры, — предупреждает Лидия Мисюна. Таким образом, мы выполняем кладку на швы, соприкасающиеся с облицовочным кирпичом. Поэтому у нас есть хорошее разнообразие, включающее, по крайней мере, четыре правильные «формы» соединения: фуга заподлицо с кирпичом (гладкая поверхность без выпуклости или вогнутости); вогнутая фуга (верхний и нижний край шва заподлицо с кирпичом, со слегка утопленным центральным участком); выпуклая фуга (края шва заподлицо с кирпичом в центральной части, выступающей из поверхности) и совместный угол (верхняя и нижняя части шва выведены на одном уровне с кирпичом, что позволит дождевой воде свободно течь по поверхности фасада).
Игра светотени
Среди этих выше упомянутых решений одним из самых популярных является вогнутая фуга. Это будет иметь особый эффект, если мы применим ее к клинкеру с неоднородной структурой, например, облицовочному кирпичу ручной формовки. В зависимости от положения солнца, вогнутая фуга позволяет достичь магической игры света и тени.
– Благодаря этому способу кладки можно будет добиться уникального эффекта светотени, который сделает возможным постоянно визуально изменять внешний вид фасада – добавляет Лидия Мисюна. В отличие от этого, применение фуги заподлицо с поверхностью кирпича даст противоположный эффект — постоянный, равномерный, последовательный, в ультрасовременном исполнении. Используя выпуклую фугу, мы получаем еще один вид стены — немного небрежного, очень оригинального, безусловно, подходящего для объектов в рустикальном стиле.
BrickNews.ru
Новости строительства и архитектуры
- Главная
- »
- Отделка
- » Имитация кирпичной кладки на стене: основные способы
Имитация кирпичной кладки на стене: основные способы
Среди множества вариантов отделки помещения кирпичные стены являются одними из самых популярных. Некоторая брутальность стиля «лофт» и красивая простота сделали этот способ отделки невероятно популярным. Тем более что современные модели декоративной штукатурки и прочие отделочные материалы позволяют добиться этого. В этой статье мы рассмотрим несколько вариантов такой отделки, и начнем с самого очевидного.
Имитация кирпича с использованием декоративной штукатурки
Довольно доступный способ создать такой эффект своими руками – это использование штукатурки, после нанесения которой мы создадим характерный кирпичный рельеф.
Подготовительный этап
Как и в любом другом случае нанесения штукатурки, необходимо добиться того, чтобы стена была максимально ровной и очищенной от пыли и предыдущей отделки. При этом перед работой необходимо нанести грунтовку глубокого проникновения. Таким образом, мы не только сможем обеспечить стене лучшую адгезию перед нанесением дальнейшей отделки, но еще и проведем обеззараживание поверхности.
Перечень необходимых инструментов
Помимо штукатурки, материалов для разметки и слежения за соблюдением ровности, а также тары для замешивания и инструментов для нанесения, нам понадобится еще и штукатурная сетка. Последняя выполняет роль армирующего компонента, заставляющего всю отделку прочнее держаться на стене. Это особенно актуально именно в этом варианте отделки, так как рельефная имитация кладки требует солидного слоя штукатурки, и очень важно, чтобы она не отвалилась.
Правила нанесения штукатурки и создания эффекта кладки
Для имитации кирпичной стены штукатурка должна наноситься в густом виде. Если смесь стекает, то это значит, что она слишком жидкая;
Не стоит покрывать смесью сразу всю стену, после чего начинать рисовать или выдавливать кирпичи при помощи трафарета. В случае с большими помещениями штукатурка к тому времени может начать высыхать, так что лучше работать фрагментами.
Рисовать кирпичную кладку можно спицей, либо вдавливая в гипс специальный трафарет. При этом нужно не стремиться делать все «кирпичи» одинаковыми, так как в реальности все они порой имеют отличия в качестве. Впрочем, неравномерность можно выделить позднее, на этапе окрашивания.
Создание кирпичной стены при помощи формы
Создать форму можно своими руками, и лучше сразу делать ее на несколько кирпичей, дабы увеличить производительность. Размеры мы будем делать исходя из реальных габаритов данного материала. При этом нужно помнить, что слишком маленькие кирпичи могут получиться слишком ломкими, ну а слишком большие визуально уменьшат помещение, так что использовать их в компактных комнатах не рекомендуется.
Важно! В целом же эффект кирпичной кладки наиболее интересно проявляется именно в больших помещениях с высоким потолком. В маленьких комнатах лучше делать такой эффект фрагментарно.
Кирпичи мы будем делать из гипса, разводя его с водой до консистенции густой сметаны. Чтобы смесь не прилипала к стенкам формы, последнюю лучше смазать вазелином либо мыльным раствором. Заливая в форму, обеспечиваем толщину примерно в 0,5-2 сантиметра. Раствор застывает примерно 20 минут, после чего готовый кирпич можно начать красить. Наклеивать такие материалы на стену можно при помощи плиточного клея.
В качестве альтернативы самостоятельному изготовлению кирпичей можно купить уже готовые варианты, которые всегда продаются на строительных рынках.
Имитация кирпичной кладки при помощи пенополистирола
Простой и дешевый способ, при этом имеющий явный недостаток – такие кирпичи могут выглядеть естественно, пока мы к ним не прикоснемся. В качестве сырья лучше всего использовать потолочную плитку, из которой, при помощи сделанного из консервной жести своими руками подобия пресса мы будем выдавливать куски нужного нам размера. Самым оптимальным вариантом при этом является 7х15 сантиметров.
Как и в случае с описанными выше гипсовыми фальшкирпичами, фиксация отделочных материалов на стене осуществляется при помощи клея для плитки. При этом здесь мы не будем делать заполнения швов, поэтому расстояния между «кирпичами» можно сделать небольшим. На последнем этапе производится окраска.
Другие способы создания имитации кирпича своими руками
Часто подобные эффекты достигаются путем применения деревянных кирпичей, также закрепляемых на стену на плиточный клей. Кстати, сам клей для плитки также может выступать в качестве сырья для изготовления фальшкирпичей. Его также можно развести в воде до получения сметанообразной консистенции, после чего добавить туда краску. Советуем использовать разные оттенки на нескольких замешиваемых частях. Наконец, все это раскатывается, нарезается на кирпичи и остается только закрепить их на тот же клей.
Чем проводить окрашивание
Мы уже несколько раз упоминали об окрашивании штукатурки либо созданных иным способом декоративных кирпичей. Но чем же производится эта самая окраска? На самом деле все довольно просто.
В случае с деревом или пенополистиролом, можно использовать жидкую краску. А вот с еще не застывшей штукатуркой лучше всего разобраться при помощи нанесения порошкового пигмента. Смешав красную и светлую охру, мы просто обмакиваем туда ватный тампон, после чего обрабатываем им гипсовую поверхность. Создать неоднородности можно при помощи разбрызгивания коричневой краски, разводов и прочих приемах декоративного окрашивания, по которым в сети, в том числе и на нашем сайте, есть подробные инструкции.
Что предлагают магазины
На рынке сейчас в достатке имеются различные виды искусственного камня, имитирующего самые разные материалы. Имеется и вариант с дизайном кирпича. При этом кирпич может быть самый разный: начиная от новых сверкающих вариантов и заканчивая «потрепанным жизнью» старым кирпичом, имитирующем стены заводов и прочих нежилых помещений для создания стиля «лофт». При этом многие из таких материалов также можно выкрашивать любой интерьерной краской.
Правила поклейки искусственного камня в целом и кирпича в частности следующие:
- Стена очищается от всей отделки, загрязнений, жира и при необходимости увлажняется. Также весьма кстати будет укладывание армирующей сетки, так как такой способ отделки достаточно тяжелый для стены;
- После приготовления клеевого состава, наносим его на стену при помощи зубчатого шпателя, ну а сам кирпич покрываем клеем плоским шпателем. При этом слой клея не должен быть более 1 сантиметра;
- Удаляем излишки клея или цементного раствора, образовавшиеся после утапливания элементов.
Важно! Сейчас на рынке присутствуют специальные клеевые составы для подобных работ. Известными брендами являются Keraflex, Elastorapid, Кераластик Т и Гранирапид.
Кладка стен из кирпича и камней правильной формы с одновременной их облицовкой.
Облегчённая кирпичная кладка.
Особенности кладки из легкобетонных камней.
Кладка из керамических, бетонных и природных камней пра-
вильной формы. Из керамических камней с поперечными щелевыми
пустотами стены, простенки и столбы выкладывают по однорядной
системе перевязки. Камни укладывают пустотами вверх на растворах
с подвижностью, исключающей затекание раствора в пустоты камней.
Толщина вертикальных и горизонтальных швов должна соответство-
вать швам каменной кладки. При кладке из бетонных и природных
камней применяют многорядную систему перевязки, но с укладкой по-
перечных тычковых рядов не реже, чем в каждом третьем ряду.
В связи с новыми требованиями по теплозащите зданий в конст-
рукции наружных кирпичных стен должны быть внесены значитель-
ные конструктивные изменения: увеличена их толщина до 4. 5 кирпи-
чей при использовании только кирпича или для уменьшения толщины
в кладку должен быть введен дополнительный, теплоизоляционный
В этой связи наружные стены выполняют в виде трех основных
конструктивных схем: массив, массив с утеплителем внутри или на
поверхностях стены (рис. 7.7). Массив — наиболее распространенная
форма, но по последним нормативным требованиям для обеспечения
требуемой теплозащиты толщина стены для климатического пояса Мо-
сквы должна быть более 100 см. Это приводит к значительному увели-
чению расхода кирпича и возрастанию массы стены. Сейчас широко
внедряют вторую и третью схемы. При укладке утеплителя в теле сте-
ны первоначально ведут кладку основной части стены на высоту яру-
са (в 1,5. 2 кирпича). В процессе работ в швы через два ряда кирпичей
с шагом 50 см укладывают штыри из нержавеющей стали диаметром
5. 8 мм. Выступающий за кладку конец должен на 3. 5 см превышать
толщину утеплителя. После выполнения кладки на высоту яруса на
стержни нанизывают плиточный утеплитель (пен о полистирол, роквул),
далее на высоту яруса с учетом выступающих стержней выкладывают
внутреннюю часть кладки (0,5. 1 кирпич).
Третья схема предусматривает установку утеплителя с наружной
или внутренней сторон кладки. Снаружи, как элемент отделки фасада
(технологии «Алсеко» и «Тексколор») устанавливают плитный утепли-
тель, сверху закрепляют отделочную сетку, по ней устраивают защит-
ный слой и окрашивают. Утеплитель может оказаться внутри конст-
рукции стены при оштукатуривании по кирпичу наружной версты
кладки или отделке фасада декоративными панелями, витражами, ис-
кусственным или естественным камнем. При установке внутри поме-
щения утеплитель облицовывают гипсокартонными панелями по ме-
таллическому каркасу или, что реже, оштукатуривают по сетке, далее
поверхность грунтуют и окрашивают.
Кладку стен облегченной конструкции используют для уменьше-
ния расхода кирпичей и общего снижения собственной массы кладки.
Кладка состоит из двух параллельных ложковых стенок с перевязкой
тычками через 3. 5 рядов, иногда и более. Образовавшуюся полость
заполняют теплоизоляционной засыпкой, легким бетоном, блоками
или плитами утеплителей. Для большей жесткости конструкции при
стенах в два и менее кирпичей тычковые ряды устраивают в разных
уровнях в шахматном порядке. Применение облегченных кладок по-
зволяет снизить расход кирпича на 30. 40%, значительно сократить
трудоемкость и стоимость работ.
Кладку стен с облицовкой применяют для придания фасадам луч-
шего внешнего вида и повышения сопротивляемости наружных по-
верхностей стен атмосферным воздействиям. Используют лицевой
кирпич, плиты керамические и из естественного камня с обязательной
перевязкой всей кладки по типу однорядной или многорядной кладки
Кладку стен с облицовкой кирпичами и камнями правильной фор-
мы применяют для оформления фасадов уникальных зданий и объек-
тов массового строительства, для внутренних стен вестибюлей, лест-
ничных клеток, подземных переходов, для замены трудоемкой штука-
турки. Облицовку ведут одновременно с кладкой стен или со сдвигом
по времени специальным лицевым кирпичом и керамическими камня-
ми различной обработки и расцветки. Наиболее часто применяют сле-
дующие размеры камней и кирпичей: обычного лицевого кирпича —
250 х 120 х 65 или 88 мм, камней — 250 х 120 х 140 мм, трехчетверток —
188 х 120 х 140 мм.
Облицовку стен кирпичом и керамическими камнями одновремен-
но с кирпичной кладкой выполняют путем укладки ее ложковыми ря-
дами и перевязкой с основной кладкой путем укладки тычковых рядов
с заделкой кирпичей на 7г длины в монолит основной кладки. Допус-
кают связывание облицовочной кладки с основной с помощью штырей
из нержавеющей стали. Применяют различные варианты перевязки об-
лицовочного слоя с кладкой массива стены, но они должны быть обя-
зательно увязаны, и составлять единое целое с основной кладкой, вы-
полняемой по одно- или многорядной системе перевязки.
При однорядной системе перевязки облицовку фасадной плоскости
производят чередованием ложкового и тычкового рядов. Лицевой кирпич значительно дороже обыкновенного, по этой причине способ ока-
зывается наименее экономичным, так как половина рядов из лицевого
кирпича выполняют тычковыми.
При возведении стен по многорядной системе перевязки с фасад-
ной стороны пять ложковых рядов перекрывают одним тычковым. До-
рогой лицевой кирпич используют более рационально.
Облицовку стен из керамических камней выполняют заведением
в массив двух тычковых рядов через пять ложковых, а при использо-
вании облицовочных камней — тычковый ряд чередуют тремя ложко-
выми. Для придания облицовочному слою большей архитектурной вы-
разительности перевязку швов допускается выполнять с отступления-
ми от общих требований: вертикальные поперечные швы можно не пе-
ревязывать по всей высоте здания или в пределах 3. 5 рядов кладки.
Вопрос 17 Технология кирпичной кладки многоэтажных зданий в комплексе с монтажом сборных конструкций. Контроль качества каменной кладки. Охрана труда при производстве каменных работ.
При реконструкции существующих зданий нередко возникает не-
обходимость повышения общей устойчивости и монолитности кладки,
увеличение прочностных характеристик элементов кладки, замена от-
дельных участков ослабленной кладки.
Повышение монолитности каменной кладки производят при
возникновении в ней трещин. Заделывают их путем нагнетания це-
ментного или полимерного раствора через специально подготовленные
отверстия. Отверстия в кладке устраивают на вертикальных и наклон-
ных участках — через 0,8..Л,5 м, на горизонтальных участках — через
0,2. 0,5 м. Цементный раствор нагнетается растворонасосом, полимер-
ный состав инъецируется в кладку из специального баллона ручным
Технологическое выполнение процесса при разных методах одина-
ково. В конструкции кладки сверлят отверстия диаметром 25. 35 мм,
в которые вставляют стальные трубки длиной 15. 20 см, заделываемые
в кладку цементным раствором. Имеющиеся на поверхности трещины
заделывают (замазывают) цементно-песчаным раствором. Через сутки
приступают к инъецированию, которое ведут горизонтальными яруса-
Повышение несущей способности каменной кладки осуществляют
усилением ее обоймами, которые значительно снижают поперечное
расширение кладки и увеличивают сопротивляемость кладки воздейст-
вию продольной силы.
Стальную обойму применяют для усиления прямоугольных про-
стенков и столбов (рис. 7.17). Она состоит из вертикальных стальных
уголков, устанавливаемых на растворе по углам усиливаемого элемен-
та и хомутов из полосовой или круглой стали, приваренных или при-
крепленных к уголкам на болтах. Полученное конструктивное решение
тщательно зачеканивается жестким цементно-песчаным раствором,
часто по металлической сетке.
Железобетонная обойма включает вертикальные арматурные
стержни диаметром 6. 12 мм с поперечными хомутами диаметром
4. 10 мм, расположенными на расстоянии между ними 100. 150 мм;
обетонирование — по расчету, но обычно в пределах 60. 120 мм.
Армированная растворная обойма аналогична железобетонной, но
в ней арматурный каркас покрывается слоем цементно-песчаной шту-
катурки толщиной 30. 40 мм. Этот тип обоймы может быть использо-
ван для усиления элементов любого поперечного сечения, когда не
требуется большая степень усиления. Достоинства растворной обоймы —
малая толщина, меньшая трудоемкость и стоимость устройства по
сравнению с железобетонной обоймой.
Для местного усиления стен и перегородок применяют прокатные
профили. С двух сторон стены устанавливают балки из швеллера или
двутавра и они стягиваются болтами. Оштукатуривание цементно-пес-
чаным раствором осуществляют по металлической сетке.
Замена элементов каменных конструкций производится, когда не-
целесообразно применять другие способы усиления. Замена конструк-
ций требует предварительного устройства их временного крепления на
период производства работ, после чего допускается разборка сильно
поврежденной кладки и выполнение новой. Не допускается одновре-
менная разборка рядом стоящих простенков. В процессе кладки гори-
зонтальные швы армируются стальными сетками, работы выполняются
на кирпиче и растворе повышенных марок.
Часто под действием агрессивных грунтовых вод разрушению под-
вергаются фундаменты и стены подвалов. Схемы их усиления приве-
дены на рис. 7.18.
7.7. Контроль качества каменной кладки
При ведении каменной кладки необходимо следить за горизонталь-
ностью и толщиной швов, вертикальностью плоскостей и правильно-
стью углов. Правильность закладки угла проверяют угольником, вер-
тикальность поверхностей отвесом, это делают не реже двух раз на ка- ждый метр высоты кладки. Горизон-
тальность кладки проверяют уровнем
и правилом. Проверку горизонтально-
сти кладки производят также не реже
двух раз на каждый метр высоты.
Толщину швов контролируют сталь-
ной линейкой или метром через 5. 6 ря-
дов кладки. Допустимые отклонения
поверхностей и углов (рис. 7.19):
от вертикали на один этаж — 10 мм,
на всю высоту здания — не более 30 мм;
от горизонтали на 10 м длины клад-
ки — не более 15 мм.
Рис. 7.19. Допуски при каменной
толщина кладки ± 15 мм, 5, 6 — ширина
простенков и проемов ± 15 мм, 7 — ря-
дов кладки от горизонтали на 10 м дли-
1 — вертикальной поверхности — 10 мм.
Кроме ЭТОГО ПрОВерЯЮТ КачеСТВО За- 2 — поверхностей углов по вертикали на
ПОЛНенИЯ ШВОВ, ТОЛЩИНУ ШВОВ, пра- „;»•*
,15 мм- на всю ВЫС0ТУ стены —
30 мм, 3 — отметки обреза — 10 мм, 4 —
вильность кладки и величину опирания
на кладку железобетонных элементов.
Для зимней кладки ведут журнал работ,
в котором фиксируют температуру воз-
духа и раствора в момент его укладки, температуру кладки при искус-
ственном прогреве, состояние кладки в период оттаивания.
Перед началом кирпичной кладки на границе делянок, отводимых
отдельным звеньям каменщиков, и на углах стен устанавливают рей-
ки-порядовки, разбитые на деления по рядам кладки. Для создания
и соблюдения прямолинейности и толщины рядов кладки применяют
натянутый шнур-причалку, вертикальное направление кладки проверя-
Должны быть четко разграничены обязанности между каменщиком
и подсобным. Подсобник раскладывает кирпич на стене и расстилает
раствор. Для кладки наружного ряда кирпич раскладывают поближе
к внутреннему ряду, для кладки внутреннего ряда — на наружном или
ближе к нему. В зависимости от применяемых растворов, используе-
мых пластификаторов, подвижности раствора принимают решение
о способе укладки кирпича — вприсык (впустошовку) или вприжим.
Желательно четкое распределение обязанностей в комплексной
монтажной бригаде, возводящей кирпичный дом: укладка кирпича,
блоков на растворе — каменщики; монтаж сборных конструкций — мон-
тажники; устройство подмостей или лесов — плотники или монтажни-
ки; доставка материалов на рабочее место — транспортные рабочие.
Для осуществления контроля качества и производительности рабо-
чих используют основные нормативные данные:
расход кирпича на 1 м3 кладки около 400 шт., раствора 0,24 м3;
затраты труда на 1м3 кладки от 0,77 до 2 чел/дн;
средняя выработка на одного рабочего в смену 0,8. 1,1 м3.
Фактическая производительность на одного рабочего в смену:
рабочий «одиночка» — 300. 500 шт. кирпича или 0,7..Л,2 нэ
рабочий в звене «двойка» — около 1000 шт. кирпича или 2,5 м3;
в звене «пятерка» — 1700. 2000 шт. кирпича или 4,2. .5,0 м3.
7.8. Охрана труда при каменных работах
При производстве каменной кладки должны быть обеспечены сле-
дующие мероприятия по охране труда:
• наличие ограждений оконных проемов и проемов дверей балко-
нов и лоджий; проемы в стенах ограждают на высоте 1 м, отвер-
стия в перекрытиях также ограждают (рис 7.20, б), или закрыва-
• в зданиях шириной до 12 м подмости необходимо устраивать по
всей площади производства работ. В лестничных клетках работу
производить с инвентарных площадок, устраиваемых на внут-
ренних стенах лестничных клеток;
• с каждого уровня производить кладку можно на высоту 1,1. .1,2
м, каждый ярус стены нужно выкладывать так, чтобы уровень
стены после перемещения рабочего настила был на 2. 3 ряда
кирпичей выше нового положения настила;
защитные инвентарные козырьки шириной 1,5 м устраивать по
всему периметру здания с наклоном в сторону стены (рис.7.20,
а). Первый ряд козырьков располагают на уровне 6 м от земли,
второй — через 6. 7 м с обязательным переносом через каждые
два этажа выложенной кладки;
навесы над входами в здание должны быть в плане не менее 2 х 2 м;
подача всех штучных материалов должна быть обеспечена
в контейнерах или в футлярах, а раствора — только в раздаточ-
кладку можно выполнять с земли, междуэтажных перекрытий,
подмостей и лесов. Разрешается работа на стене в три кирпича
и более, при надежном закреплении рабочего за неподвижные
рабочие места систематически очищать от мусора и боя кирпи-
леса и подмости должны удовлетворять соответствующим на-
грузкам, обязательно устройство перил ограждения; землю под
наружными лесами предварительно планируют и уплотняют.
Стойки лесов устанавливают на специальные башмаки, щиты
крепят к поперечинам трубчатых лесов, а сами леса — к частям
здания. Подъем на леса и подмости осуществляют по стремян-
Материал и архитектура: самые оригинальные кирпичные постройки от древности до наших дней
САМАЯ ДЛИННАЯ ПОСТРОЙКА В МИРЕ
Самым протяженным архитектурным сооружением мира является Великая Китайская стена, длина которой составляет 8851,8 км. Построена она была еще в III в. до нашей эры и конструктивно представляет собой две кирпичные стены, установленные на каменном фундаменте. Через каждые двести метров по всей протяженности стены возведены сторожевые башни. Расстояние между кирпичными стенами в нижней части конструкции — 6 метров, а вверху, чтобы обеспечить большую устойчивость, они сближаются на полметра. Между стенами находится очень плотно утрамбованная глина.
Великая Китайская стена строилась в основном из керамического кирпича, сделанного из глины, перемешанной с соломой. Данную массу прессовали и формовали вручную. Затем кирпич высушивался на солнце, после чего обжигался. Делалось это очень просто — кирпич со всех сторон обкладывался соломой, которую потом поджигали. Несмотря на такую простую технологию изготовления, этот кирпич до сих пор поражает современных ученых своей прочностью.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ КИРПИЧНЫЙ КУПОЛ
Однако прочность — далеко не единственное преимущество керамического кирпича. В Римской Империи его широко использовали для создания таких сложных архитектурных конструкций, как своды и арки. С той поры роль кирпича в итальянской архитектуре огромна. Из него возводили практически все виды зданий от простых общественных построек до величественных соборов и церквей. Неудивительно, что самый большой купол из кирпича был сооружен именно в Италии.
Речь идет о куполе собора Санта-Мария дель Фьоре. Строительство самого здания началось во Флоренции еще в 1296 году, однако возвести купол над кафедральным собором не получалось более 100 лет. Сложность заключалась в том, что диаметр купола, который строился, чтобы продемонстрировать величие Флоренции, должен был составить 45 м, а работы необходимо было вести на высоте 55 м. К тому же заказчики отказались от проверенных временем конструктивных элементов: готических стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов, часто используемых северными соседями, чью архитектуру необходимо было превзойти.
Только в 1420 году архитектор Брунелесски предложил на суд специальной комиссии модель кирпичного купола в масштабе 1:8, которую после долгих споров одобрили и впоследствии реализовали в натуральную величину.
Тайна этой конструкции не разгадана и по сей день. Архитектору удалось найти настолько точный изгиб ребер, что он удерживает большой объем строительного материала, в результате чего очень прочная дуга ребер выдерживает угол 60 градусов. К тому же Брунелесски применил в своей работе особый вид кладки, известный еще со времен Римской Империи, и наклонил кирпичи внутрь, а не расположил их горизонтально, как делали его современники. Все это помогло ослабить внутренний распор и снизить нагрузку на основание. Строительство купола завершилось к 1434 году, и ничего подобного с тех пор построено не было.
ЛЮБИМЫЙ МАТЕРИАЛ ГАУДИ
Во многом благодаря тому, что кирпич позволял много экспериментировать с конструкцией и создавать новые ее формы, данный материал стал одним из любимых инструментов каталонского архитектора Антонио Гауди, прославившегося своим неповторимым стилем. В своих работах он не только очень активно декорировал фасад, но и непрерывно искал новые возможности конструкций.
В частности при реконструкции дома Бальто, Гауди придумал очень интересную систему по распределению веса за счет параболических арок, сложенных из кирпича. Такая система обладает большой устойчивостью, и ее можно сравнить со скелетом гигантского животного, выдерживающего большие нагрузки. Так как данная система арок находится непосредственно в интерьере, то по желанию заказчика она была покрыта штукатуркой и выкрашена в белый цвет.
Использование кирпича помогало Гауди делать его проекты неповторимыми даже тогда, когда заказчик ограничивал полет фантазии архитектора, как это было при создании Колледжа ордена Святой Терезы . Здесь именно священники решали какие архитектурные и декоративные элементы украсят фасад здания. Но против многочисленных кирпичных арок и декоративных композиций на зубцах здания не смогли устоять даже столь строгие заказчики.
Строительный материал способен оказать столь сильное влияние на архитектуру, что порой дает название архитектурным стилям, определяющим внешний облик целых городов и даже стран. Одним из таких стилей является «кирпичная готика», для которой характерны большое количество богатых орнаментальных деталей кладки и чередование красного или глазурованного кирпича с побелкой стен известью, что делалось для более четкой структуризации плоскостей. В настоящее время многие образцы данного архитектурного стиля, расположенные в Польше, странах Прибалтики, Северной Германии, стали объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Одним из ярчайших представителей кирпичной готики является Костел Святой Анны в Вильнюсе, при возведении которого архитекторы использовали 33 разновидности кирпича. Фронтон этого здания признан одним из величайших произведений архитектуры. Его отличают невероятная пластика, многообразие и декоративность линий и форм. Три изящные башни, равные по высоте, образуют симметричную композицию фасада, верх которого отделен карнизом от цокольной арочной композиции. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, где нет ни одной плоской поверхности. А высокие узкие окна пересекает большая выгнутая килевидная арка, связывающая все композиционные элементы.
А вот для строительства другой жемчужины кирпичной готики — Церкви святого Николая, находящейся в городке Штральзунде на балтийском побережье Германии использовалось целых 65 разных видов кирпича. Для выкладки криволинейных форм, орнаментов и деталей декора здесь применялся так называемый лекальный кирпич, изготавливаемый в специальных формах. Само здание имеет форму трехнефной шестипролетной колонной базилики, чьи галерейные хоры венчают капеллы. Центральный неф имеет ширину 29 м. Западный фасад состоит из двух башен со стрельчатыми нишами.
Самая высокая кирпичная церковь в мире — Коллегиальная церковь Святого Мартина также построена по всем канонам кирпичной готики. Находится она в городе Ландсхуте, а высота ее составляет 130,6 м. Это здание также является типичным образцом баварских зальных храмов. При возведении его фасада использована оригинальная кладка из кирпичей различных оттенков, получившая название «баварская кладка».
А самая крупная кирпичная церковь в мире — Костел Святой Марии расположена в польском городе Гданьске и способна вместить в себя до 25 000 человек одновременно.
КИРПИЧ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Самое известное здание, построенное из кирпича в нашей стране, — это, конечно, Московский Кремль. Длина его стен составляет 2235 метров. В мире есть только 4 сооружения, в том числе упомянутая Великая Китайская стена, с большей протяженностью стен.
Кирпичные стены Кремля начали возводиться с 1485 года. Чтобы не оставлять Москву без защиты, строители сначала разбирали участок старой стены из белого камня, и на ее месте клали кирпич. Работами руководили итальянские архитекторы Феарованти и Соларио. Для строительства стен и башен использовался довольно крупный прямоугольный кирпич, вес которого достигал 8 кг. Верхнюю часть стен по итальянской традиции декорировали зубцами, похожими на хвост ласточки. Сами стены, гладкие с наружной стороны, с внутренней — включают в себя арочные ниши, которые облегчают и упрочняют конструкцию
Однако не стоит думать, что кирпич в Россию привезли иностранцы. В нашей стране существовали собственные традиции изготовления этого строительного материала, который назывался плинфой и представлял собой тонкий, часто квадратный, обожженный кирпич. Плинфа сушилась около двух недель в специальных деревянных формах, а затем обжигалась в печи. Из этого материала построены такие известные сооружения как киевские Золотые ворота и Пятницкая церковь в Чернигове.
Благодаря тому, что богатые месторождения глины встречаются практически на всех континентах, различные постройки из кирпича характерны не только для европейской культуры.
Например в Индии находится самый высокий минарет из кирпича высотой 72,6 метра, который носит название Кутб-Минар или Башня Победы. Кутб-Минар строился на протяжении около 175 лет — проект был завершен лишь в 1368 году. В разные периоды работами руководили разные зодчие, в результате чего ярусы башни отличаются друг от друга архитектурной стилистикой. Вся колонна от основания до вершины украшена узорами и надписями, вырезанными на поверхности кирпичей.
В Арабских странах из кирпича возводились купола многочисленных построек, в том числе базаров. Одним из самых живописных является купол базара в иранском городе Табризе.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КИРПИЧНЫЙ ВИАДУК
Примечательно, что из кирпича строили не только жилые, оборонительные, религиозные или торговые сооружения, но и мосты. Самый большой в мире виадук из кирпича построен в Германии и носит название Гёльчштальбрюкке. При возведении этого железнодорожного моста в период с 1846 по 1851 годы было использовано свыше 26 миллионов кирпичей. Этот строительный материал не был широко распространен в то время, тем не менее председатель комиссии по руководству работами Иоганн Андреас Шуберт, руководствуясь собственным опытом и расчетами, выбрал именно его. И как показывает история, не прогадал. Одним из основных доводов в пользу использования кирпича, помимо его прочности, стало то, что местность строительства была богата месторождениями глины, что снижало затраты на строительные материалы и облегчало их доставку.
В проект не раз вносились изменения, самое существенное из которых — замена симметричных арок в центре конструкции на одну массивную арку. Это было сделано не столько для того, чтобы придать конструкции более эстетичный вид, сколько из-за особенностей грунта, который оказался не таким твердым, как предполагалось.
На сегодняшний день данный мост — часть действующей скоростной магистрали, соединяющей Дрезден и Нюрнберг. Его высота составляет 78 метров, длина — 574 метра, а ширина у основания — 23 метра.
КИРПИЧ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Благодаря новым современным технологиям производства кирпича, этот строительный материал вновь стал необычайно популярным и часто используется архитекторами для создания оригинальных форм.
В офисном здании Termeh Commercial Office Building, расположенном в иранском городе Хамадане, из кирпича сделана волнистая крыша, формирующая необычный облик постройки, фасады которой облицованы тем же рыжим кирпичом. Здание как бы вырастает из земли и служит продолжением тротуара.
Кирпич в своих работах использует даже такой оригинал и экспериментатор как Фрэнк Гери. Именно этот материал помог архитектору органично вписать в окружающую среду совершенно ассиметричную конструкцию Музея современного искусства MARTa в немецком Херфорде. Традиционный материал облицовки фасада — классический красноватый кирпич в сочетании с оригинальными металлическими крышами различной формы и высоты символизирует преемственность поколений и в то же время постоянное развитие в искусстве.
Эту же тенденцию взаимопроникновения и органичного сочетания традиций и современности, благодаря использованию в архитектуре кирпича можно увидеть и в недавно построенном корпусе галереи Тейт , спроектированном Herzog & de Meuron. Здесь фасад не такой плавный, как у Гери, а скорее напоминает своей формой грани кристалла, но облицована эта оригинальная форма также кирпичом.
А вот в архитектуре музея Ива Сен-Лорана в Марракеше кирпич выполняет уже другую роль. Фасад, собранный из массивных квадратных кирпичей благодаря оригинальной кладе вовсе не кажется тяжелым, а напротив напоминает легкие кружева, складывающиеся в узор, подобный переплетению нитей в ткани.
Причем кладка кирпича может выполнять не только эстетическую функцию. Необычный кирпичный фасад Центра Южной Азии по правам человека, расположенного в Индии, не только оригинально выглядит, но и защищает внутренние помещения от яркого солнечного света и шума.
В общем, какой бы ни была задумка архитектора, успешно реализовать ее поможет грамотно подобранный материал. Керамический кирпич, благодаря своим свойствам, не только органично вписывается практически в любую конструкцию, но дает возможность создавать новые оригинальные формы. Этому во многом способствуют новейшее усовершенствованное оборудование и технологии производства. В нашей стране одним из признанных лидеров по производству керамических изделий является ГК БРАЕР. Благодаря инновациям, разработанным в собственной лаборатории, качественному сырью, полностью автоматизированному процессу производства, современному европейскому оборудованию на заводах компании производится продукция высокого качества, позволяющая архитекторам воплощать в жизнь самые смелые свои идеи.