Лишний кирпич китайской стены
О невероятно Великой Китайской стене
Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.
За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.
Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.
Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.
Общие сведения
Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.
Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.
Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.
Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин. Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с Пекином, в 75 километрах от столицы.
Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.
История строительства
Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры. Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди. В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.
Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.
221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи. Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.
Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.
Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум. Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.
Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.
Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.
Стена на костях
До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.
С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира». Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев. В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.
Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.
Дальнейшая судьба стены
Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.
Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.
Как добраться до Великой Китайской стены
Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:
- поехать с экскурсией
- добраться на такси
- воспользоваться железнодорожным экспрессом
Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней.
Автобусные экскурсионные туры
Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.
Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень. Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.
Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 юаней (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.
Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.
Поездка на такси
Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.
Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней. Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.
Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.
На железнодорожном экспрессе до Бадалина
Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине. Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».
Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen
Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.
Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.
Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого. На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.
Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.
Пять кирпичей из Великой Китайской Стены
Кирпич первый
– Ты достаточно вырос и поумнел для того, чтобы понять, что тебе необходимо продолжить строительство Великой Стены. Твой отец был великим императором. Но у него не хватило времени на все его замыслы, усмирение провинций заняло весь период правления и подорвало здоровье. Но он оказал мне честь, обязав воспитать тебя по заветам великого Кун-цзы, в духе пяти принципов. Также он наказал мне объяснить тебе, по достижении тобой восемнадцатой весны, что ты должен приступить к строительству.
– Учитель, на десять тысяч хутунов по сторонам четырех океанов дети смеются над Великой Стеной.
– Это потому, что они еще дети. Жители Поднебесной должны строить стену, чтобы Поднебесная существовала. Долг императора – создать условия для продолжения строительства и восстановления Стены. Общий труд над ее созданием сделал китайцев китайцами и сплотил их. Первый император Китая Цинь Ши Хуанди потому и стал императором и объединил Китай, что понял это. До него оборонительные линии строили отдельно друг от друга северные китайские княжества Чу, Ци, Янь, Цинь, Чжао, Вэй, Хань, и только Цинь Шихуан догадался соединить их в одну, и таким образом показал, что Китай един. С того времени императоры каждой следующей династии продолжали дело Цинь Шихуана и восстанавливали разрушенное временем и варварами.
Таким образом у народа Поднебесной появлялось общее дело, у людей возникало чувство локтя, их потомки из разных концов страны знали, что в Стене замурованы умершие на ее строительстве предки, и у них появлялось осознание того, что Стена – общая могила их пращуров. Это объединяет. К тому же становится жаль затраченных трудов. В Поднебесной устанавливалась гармония. Варвары смотрели на Китай и думали, что если эта страна может позволить себе такую роскошь, как строительство крепостей в горах, которые и так неприступны, то мощь ее воистину огромна. Когда же правители забывали о необходимости строительства, Небо забирало у императора свой Мандат и начинались восстания или нашествия варваров, приводившие к падению династии.
– Но ведь мы не китайцы, мы маньчжуры. Мы те самые варвары, от которых строилась Стена. Мы правим Китаем, но наша родина по ту сторону Стены, с которой у нее устроены башни и укрепления. И мы сами не пускаем туда китайцев. А когда-то китайский предатель открыл нам ворота заставы, и вскоре мы беспрепятственно вошли в Пекин.
– Это неважно. Если ты хочешь управлять китайцами, ты должен продолжать строить Стену. Так делали до нас и другие завоеватели Поднебесной – кидани, чжурчжэни и монголы. А Стена послужит для того, чтобы сохранить нашу отчину от проникновения туда китайцев.
Кирпич второй
-Пора задуматься о восстановлении Великой Стены.
– Но товарищ Председатель, Китайской Народной Республикой руководит Коммунистическая партия Китая, а не император, все варвары усмирены и включены в общую социалистическую семью народов, северные ревизионисты напуганы, у Китая есть ядерное оружие, самолеты и танки – они защитят лучше Стены.
– Это так. Но уроки истории учат, что если Стена приходит в запустение и начинает разрушаться, беды обрушиваются на Поднебесную. Мы не будем строить стену для защиты, мы восстановим ее под видом туристического объекта. Это все объяснит и отвлечет внимание. К тому же на туристах можно неплохо зарабатывать. Я сам напишу лозунг: «Кто не был на Великой Стене – тот не молодец!»
Кирпич третий
– Как известно, Великая Китайская Стена – единственный рукотворный объект на Земле, видимый из космоса.
– Ага, и пришельцы начинают ржать еще на подлете!
– Бу-га-га-а!
Кирпич четвертый
– Что изрек знаменитый хучжоуский оракул?
– Он изрек, что в будущем северные варвары будут говорить, что Стена построена не для защиты китайцев, а для защиты от китайцев.
– О, видимо, это свидетельствует о том, что северные варвары всерьез убоятся силы китайского оружия.
Кирпич пятый
Как выяснилось из опубликованной на сайте Wikileaks переписки американских дипломатов, Вашингтону было известно содержание секретных протоколов, оформленных во время первого этапа российско-китайских переговоров в начале 90-х об урегулировании территориального вопроса между странами. Как известно, окончательное соглашение о демаркации границы подписали только в 2004-ом, но еще глубоко в 90-х договорились обоюдно отвести от границы войска на 200 км и законсервировать укрепрайоны в приграничье. Так вот. Из протоколов выясняется, что степень напряженности и взаимного недоверия была на тот момент столь велика, что наряду с отводом войск обеими сторонами ставилось требование ликвидировать укрепрайоны не только на границе и вблизи, но и… Наши требовали «срыть» Великую Китайскую Стену, а китайцы – крепость Кремля. Спасло два великих исторических памятника только заверение россиян, что скоро все равно планируется постепенный переезд столицы в Санкт-Петербург, и утверждение китайцев, что Стена уже давно развалилась сама, а туристам показывают несколько отстроенных заново отрезочков, не имеющих стратификационной ценности. В итоге – всего лишь 200 км.
Автор: Андрей Дерябин
Автор живет во Владивостоке, по образованию китаист-историк, занимается политологией, основной регион — Северо-восточная Азия.
Великая китайская стена
Любовь китайцев к большим и маленьким стенам бросаются в глаза при первом же знакомстве с Поднебесной. Традиционное китайское жилище — «сыхэюань» — «двор о четырех углах», непременно обнесено глухой кирпичной или глинобитной стеной, стороны которой являются одновременно и стенами внутренних помещений. Поэтому не удивительно то, что Великая стена появилась именно в Китае.
Она действительно является символом Китая как для самих китайцев, так и для нас, иностранцев.
Облака проплывают, как снег холодны,
Гости к югу летят в милый отеческий край.
Если мы не дойдем до Великой стены,
Значит, мы недостаточно любим Китай.
Длина Великой китайской стены некогда составляла 13 тыс. 400 км. Протяженность же охранившейся части памятника, включая видимые развалины, не превышает 2 тыс. 500 км. Уже при императоре Цинь Ши Хуанди стена тянулась на 5 с лишним тысяч километров и была названа «Вань-ли-чан-чэн», где «Вань» в переводе значит что-то типа древнерусского «тьма» т.е. «очень много»
К сооружению государственного суперзабора китайцы приступили аж в третьем веке до нашей эры. В строительстве участвовало полмиллиона граждан Поднебесной, наверное, столько же их охраняло. Немалую роль в постройке сыграли ученые- конфуцианцы, которых император Цинь Ши Хуан задумал извести на корню. Тысячи ученых, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. Эдакий китайский «Беломор канал». Потом построили вторую стену и, наконец, третью, в сооружении которой участвовало уже около миллиона китайцев, не считая конвоя.
Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был подать на рассмотрение главе гарнизона своеобразную таможенную декларацию. До получения разрешения никто не имел права проникнуть внутрь Поднебесной, поэтому местность вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палаткам, ждущих разрешения на въезд. На ночь въезд закрывали, и был случай, когда даже императору пришлось ночевать за воротами своей собственной империи в ожидании утра.
При постройке основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец с срочными известиями мог поменять коня.
Возведение ударными темпами «первой очереди» величественного сооружения заняло около 7 лет, расплатой же за ударные темпы стали сотни тысяч жизней ее строителей. Их тела были зарыты в основание земляного вала, облицованного серым обожженным кирпичом. С тех пор сохранились предания о душах несчастных строителей, которые продолжают бродить где-то поблизости. Фактически Великая Китайская Стена построена на костях людей, согнанных со всей страны. В народе она стала «стеной плача», что отражено даже в фольклоре страны — старинная легенда повествует о прекрасной Мэн-Ян, которая узнав о гибели мужа, потоком слез разрушила стену.
За три века правления Манчжурской Империи Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин поддерживался в порядке — он служил своего рода «воротами в столицу». В тысяче девятьсот восемьдесят четвертом году правительство Китая начало масштабную реставрацию Стены. Тем не менее, сегодня лишь 20 процентов грандиозного сооружения в пределах Большого Пекина находятся в удовлетворительном состоянии. Для туристов сейчас открыты около 10 километров стены разной высоты и крутизны подъема, причем основной поток посетителей приходится на полностью восстановленные участки Бадалин и Мутяньюй.
Восстановленные участки пользуются большой популярностью среди туристов. Раз в год здесь даже проводится марафон под названием «Великая стена», где часть дистанции спортсмены бегут по стене. Люди съезжаются со всего света, чтобы посетить этот исторический памятник китайской культуры. Немало и самих китайцев, желающих посетить Великую Китайскую стену, ведь они помнят изречение великого кормчего Мао Цзедуна, которое гласит: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене — ты не настоящий китаец». Поэтому многие китайцы зачастую карабкаются на стену целыми семьями, как говорится: «И стар, и млад». Даже слишком преклонный возраст — восемьдесят, девяносто лет — не мешает китайцам преодолевать подъем. Рука сына или внука всегда протянута старейшему члену семьи на пути к вершине стены, на пути к званию настоящего китайца.
В 1987 г. Великая китайская стена была внесена ЮНЕСКО в Каталог мирового культурного и природного наследия.
Если Вы побывали на Великой Китайской стене — Вам будет о чем рассказать приятелям и друзьям — впечатление незабываемое. Ну а если они Вам не поверят, то предъявите им маленькое бронзовое свидетельство, цивилизованный аналог наскальных граффити «я здесь был», где с одной стороны выгравирована сама Великая стена, а с другой Ваши имя, фамилия и дата посещения этого памятника. Такую табличку Вам изготовят прямо на вершине стены.
МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Журнал счастливого путешественника / THE LUCKY TRAVELER JOURNAL
КИТАЙСКАЯ СТЕНА: КРАСОТА НА КОСТЯХ
1 марта 2018 в 10:00, просмотров: 1253
ТУРИСТЫ ВСЕГО МИРА МЕЧТАЮТ УВИДЕТЬ САМЫЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ В МИРЕ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕЙ РУКОТВОРНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
История Великой Китайской стены окутана десятками жутких легенд. Это самое непостижимое по своей масштабности рукотворное форт-сооружение всех времен и народов. Нынешняя длина стены – 8851 км. Если же сложить все участки стены, возводимые в разные эпохи – при династиях Цинь (221 до н. э.—207 до н. э.), Хань (206 до н. э. — 220 г.), Цзинь (1115—1234 гг.) и Мин (1368—1644 гг.) – протяженность каменного пояса Поднебесной достигла бы 21 196 км!
Исторический фундамент Китайской стены замешан на крови и костях сотен тысяч людей и уходит корнями в III век до нашей эры.
Высота Китайской стены колеблется от 7—10 м, ширина от 5—9,1 м. Немудрено, что в наше время по ней бегают марафонцы.
Строить Великую Китайскую стену повелел самопровоглашëнный император первого централизованного китайского государства Цинь Шихуанди (Ин Чжэн) – основатель династии Цинь. Произошло это после того, как в 221 году до нашей эры амбициозному властителю удалось прекратить 200-летнюю эпоху Воюющих царств и установить единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая.
Цинь Шихуанди мечтал, чтобы его потомки правили могучей державой десятки веков и считал, что рукотворная граница надежно защитит державу от набегов кочевников, регулярно грабящих трудолюбивых китайцев. Однако патриотичная затея обернулась настоящей народной трагедией. Десятки тысяч людей погибали, не выдерживая рабских условий строительства: отсутствия дорог, сложнейшего рельефа, дефицита воды и пищи, антисанитарии. В итоге процесс затянулся на десятилетие, а грандиозное сооружение превратилось в братскую могилу .
Красота, в буквальном смысле, создавалась на человеческих костях: люди погибали от истощения и болезней, их убивали по приказу императора за непокорность и из суеверий. Что характерно, в определенном смысле справедливость все же восторжествовала, потому как Китайская стена, в сущности, погребла под собой династию Цинь: жесткое правление императора породило глубокую народную ненависть и массовые восстания, а наследник правителя не сумел удержать престол. В итоге, спустя 3 года после смерти Ин Чжэна власть в государстве перешла к династии Хань, которая, с небольшим перерывом, оставалась на троне более четырех столетий – супротив 15 лет правления династии Цинь.
На сегодняшний день Китайская стена проходит через 8 регионов Поднебесной – через пустыню Гоби и по крутым склонам и глубоким ущельям горной цепи Иньшань. Начинается в провинции Ганьсу, заканчивается в Бохайском заливе Желтого моря у заставы Шаньхайгуань, примерно, в 300 км от Пекина. Любопытно, что морская оконечность, построенная в XVI веке, уходит в глубину более чем на 20 метров и поэтично именуется Лаолунтоу – «Голова старого дракона».
Существует легенда, что и сама форма стены напоминает дракона, который своими следами указал рабочим линию строительства.
ГЛАВНЫЕ УЧАСТКИ ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ
БАДАЛИН – самый популярный участок Китайской стены, примерно, в 80 км к северо-западу от Пекина. Это последнее сооружение эпохи Мин (1368-1644), включающее 6259 км стен и 359 км рвов. При правлении маньчжурской династии Цин (1644-1911) этот участок считался «воротами в столицу». Бадалин масштабно реставрировался, некоторые элементы хорошо сохранились до наших дней. От Пекина до Бадалина удобно добираться на автобусах и поездах, при желании совместив поездку с посещением 13 гробниц династии Мин.
МУТЯНЬЮЙ – полностью отреставрированный участок Китайской стены с множеством сторожевых башен в окружении горных цепей. Многие туристы находят архитектуру этого участка даже более интересной, нежели самого раскрученного Бадалина.
СЫМАТАЙ – не реставрировался вообще, но тем не менее хорошо сохранился. Горы в районе Сыматай невероятно живописны и круты, а посему привлекают исключительно отважных и хорошо физически подготовленных путешественников.
ПЕРЕВЕЛ ШАНЬХАЙГУАНЬ – «Первый перевал под небесами». Он находится в 5 км от этого перевала находится восточная оконечность стены, уходящая в море – «Голова старого дракона». В былые времена этот участок имел огромное военно-стратегическое значение.
ПЕРЕВАЛ ЦЗЯЮГУАНЬ – западная оконечность Великой китайской стены в провинции Ганьсу. Это прекрасно сохранившийся участок, служивший воротами Великого Шелкового пути. В этом месте стена пересекает обширные пустынные участки. Многие ее части похоронены под огромными толщами песка, наносимого веками.
ЛЕГЕНДЫ О КИТАЙСКОЙ СТЕНЕ
СТЕНА СЛЕЗ
Во время возведении первого участка Китайской стены при императоре Цинь Ши-хуанди строительство растянулось на долгие годы, и властитель жаждал узнать, когда оно закончится. Протяженность этого участка составляла 10 000 ли – в переводе с китайского, “yi wan”. Так вот однажды правителю предсказали, что строительство закончится только после того как под стеной будет погребен человек по имени Wan. Властитель, не задумываясь, издал соответствующий указ, и первый попавшийся бедняга Ван был убит и, как велено, похоронен под стеной. Однако на сроки окончания возведения стены это никоим образом не повлияло. Тогда император велел хоронить под стеной всех погибших при строительстве – причем в вертикальном положении, словно, вечных стражей. Именно поэтому Китайскую стену называли самым длинным кладбищем мира или Стеной слез. Говорят, если приложить к ней ухо в тишине, можно услышать голоса и стоны погребенных под стеной людей.
ЖИЗНЬ ЗА ЛЮБИМОГО
Как известно, к строительству стены людей призывали в приказном порядке. За работниками «охотились» специальные отряды военных, рыскавшие по деревням. И вот однажды, также при династии Цинь, молодого человека по имени Fan Qiliang принудили строить Китайскую стену, однако он сумел сбежать и спрятался в саду одной богатой семьи. Там он встретил красивую девушку по имени Meng Jiangn и влюбился. Отец девушки согласился на свадьбу. Счастливые молодожены души не чаяли друг в друге, но воины императора отыскали юношу и снова заставили его строить стену.
Пришла зима, а парень все не возвращался. Тогда молодая жена собрала для него теплую одежду и отправилась разыскивать мужа. Однако среди рабочих его не оказалось.
Тогда Meng Jiangn отправилась к императору, умоляя его помочь, но властитель, плененный ее красотой, предложил девушке стать одной из его наложниц. Красавица отказалась и рыдала сутки напролет, пока слезы не растворили камень, под которым обнаружились человеческие останки. Meng Jiangn порезала пальцы, и кровь капнула на одно из тел, в котором девушка признала погибшего возлюбленного. Девушка похоронила любимого, сама, в отчаянии, бросилась в бурную реку и утонула.
АРХИТЕКТОР JIA YUGUAN
На западном отрезке третьей части стены, построенной при династии Мин, прекрасно сохранился участок Jia Yuguan среди пустыни Гоби. В этой постройке есть один особенный кирпич.
По легенде, эту часть стены спроектировал архитектор Jia Yuguan, который смог определить на глаз, сколько точно кирпичей понадобится на строительство участка. А, когда строительство завершилось, остался лишь один лишний кирпич. Именно он и был символично встроен в стену в память об одаренном зодчем.
ВДОВЬЯ БАШНЯ
В уезде Цзисянь проходит участок Китайской стены Дуншань, рядом с которым находится знаменитая «Вдовья башня» высотой почти 13 метров – с головами дракона по углам крыши и карнизами с изваяниями единорога, птицы феникс и льва.
Считается, что башню построили молодые вдовы 12 солдат из провинции Хэнань, погибших при строительстве участка. Таким образом преданные супруги хотели завершить дело своих возлюбленных, проникнувшись патриотичными речами генерала, руководившего стройкой и убедившего женщин, что их супруги выполняли миссию, крайне важную для всей страны.
От зари до зари красавицы носили каменные блоки, замешивали глину, укладывали кирпичи и ни разу не пожаловались на тяжелые условия. И, к огда башню, наконец, достроили, решено было назвать ее «Вдовьей», в знак уважения к мужеству солдатских жен.
А во время современных реставрационных работ среди археологических находок было обнаружено немало откровенно женских принадлежностей.
Фото: Ronnie Macdonald, Flickr
ГЕНЕРАЛ CAI KAI И « МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ СУП»
На окраине Пекина еще один участок стены – Huang Hua Cheng (так называются местные желтые цветы). Его также построили при династии Мин. Руководил работами генерал Cai Kai, который потратил на строительство слишком много времени и средств. Власти были крайне недовольны, и генерала казнили.
Спустя некоторое время император обнаружил, что эта стена непохожа на остальные. Отличается особой прочностью и крутизной – такой, что ни одного, даже крошечного, кусочка невозможно отколоть. Оказалось, что скреплялись киричи и камни ни чем иным, как клейким рисовым супом.
Узнав, насколько качественно осуществлялось строительство этого участка, император велел отметить его именной табличкой в честь генерала Cai, а на большом камне в основании стены написать «Металлический суп».
Во время Второй мировой войны японские войска пытались взорвать эту часть стены, и значительный ее кусок обвалился в озеро, однако по обе стороны водоема и сейчас можно увидеть прочные остатки «Металлического супа».
Позже появилась легенда о призраке генерала Cai, который однажды помог прогнать завоевателей, пытавшихся преодолеть стену и пройти за ее пределы.
ГЕПОТЕЗА О КОСМИЧЕСКОЙ АНТЕННЕ
«Каменный пояс» Китая отличается довольно загадочной извилистой траекторией. В первый момент кажется, что это просто следствие особенностей горного рельефа, однако стена петляет и на равнинах, что не могло не заинтриговать исследователей.
В качестве эксперимента они наложили на карту Китайской стены географическую сетку параллелей и меридианов, и результат превзошел все ожидания: линия стены фактически совпала с пресловутой 30-й параллелью двухтысячелетней давности (с учетом сейсмического смещения поверхности Земли), условно разделяющей поровну земную сушу. Именно поэтому Китайскую стену называют «Золотой серединой империи». Напомним, что на этой же параллели находятся: пирамида Хеопса, плато Наска, Бермудский треугольник, столица Тибета и мирового буддизма город Лхаса с резиденцией Далай-Ламы…
ДЕТАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Над строительством Китайской стены трудилось более 2 млн человек. Независимо от эпохи, власти отправляли по деревням отряды военных, которые нагоняли работников в принудительном порядке.
Дабы ускорить процесс, новые участки состыковывались с попадавшимися по пути укреплениями и башнями, построенными ранее. Н овые же башни возводились на расстоянии полета стрелы – примерно, в 200 метрах друг от друга. А в пределах видимости костра (10 км) располагались вышки, с которых велось наблюдение и передавались сигналы. Для проезда было сделано двенадцать ворот, со временем превратившихся в заставы.
При династии Хань было построено и укреплено около 10 000 км стен. Потом строительство остановилось, и продолжилось только при династия Цзинь, которая пришла к власти в 1115 году. Последний же этап возведения Китайской стены пришелся на относительно современную династию Мин. Хотя было очевидно, что с военной точки зрения сооружение прежнюю значимость утратило, и все желающие преодолевали ее без особых проблем. Азиаты искренне удивлялись ажиотажу, который китайское рукотворное архитектурное чудо вызывало у европейцев.
При манчжурской династия Цин (1644—1911) стена практически р азрушилась. Лишь участок Бадалин поддерживался в приличном состоянии в качестве символических «ворот» в Пекин.
Лишь в 1984-м году китайский реформатор Дэн Сяопин инициировал программу реставрации Великой стены, которую финансировали крупные компании и меценаты.
Многие участки стены заброшены и сегодня: их разбирают на стройматериалы, разрисовывают граффити, а 70-километровый отрезок в уезде Миньцинь провинции Ганьсу разъедает эрозия. В общей сложности, 40 км стены полностью исчезли, осталось лишь 10 км, да и то заметно утратив – с пяти метров до двух.
Зато в 2009 году команда британского археолога Уильяма Линдси обнаружила 290-километровый участок Китайской стены на границе Монголии и Китая. А в 2011 году экспедиция британца нашла еще один сегмент, длиной 97 км и 2,5 метра в высоту. Эту часть возвели в пустыне Гоби, на юге современной Монголии, в 1040-1160 годы.
Современные китайцы, бесспорно, отдают дань древнейшему памятнику национальной архитектуры. На нескольких участках даже есть памятники с фразой Мао Цзэдуна: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты – ненастоящий китаец».
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
МАРОККО. ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЧТЫ
Путешествие в Марокко оказалось настоящим подарком судьбы. Королевство околдовало, как только мы вышли из аэропорта Касабланки и вдохнули живительный местный воздух с легким шоколадно-мандариновым ароматом. Организм мгновенно ощутил могучий прилив сил, что было весьма кстати, потому как впереди предстояла трехчасовая поездка до Марракеша. К счастью, дорога через пустыню оказалась отличной, а философские виды из окон микроавтобуса на бескрайность, лишенную растительности, лишь усиливали предвкушение оазиса.