Freewaygrp.ru

Строительный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коэффициент заложения откоса выемки

Расчет устойчивости откосов выемки

Нарушение местной устойчивости проявляется в виде смыва или сплыва грунта откоса, насыщенного водой, имеющего низкие прочностные характеристики.

При определении возможности сплыва откосов необходимо определить коэффициент местной устойчивости по формуле:

(55)

где γ — объёмный вес грунта, кН/м3

γb — объёмный вес воды (10 кН/м3 )

n – заложение откоса выемки (1,5 )

φр – расчётное значение угла внутреннего трения (220 )

Ср — расчётное значение удельного сцепления оттаивающего грунта (0кПа )

А и В – коэффициенты определяемые по номограмме в зависимости от отношения z/h,

z – расчётная глубина сезонного промерзания, м

h – высота откоса, в пределах которой возможен сплыв грунта, м

(56)

Г3 – отметка земли

Ггр – отметка границы разнородных грунтов

Н – глубина выемки

n – заложение откоса выемки

т – заложение поперечного уклона местности

L – расстояние (L =4,2 м. т.к. есть закюветная полка 2 м.)

В – ширина основной площадки земляного полотна

∆b – уширение основной площадки земляного полотна

Объёмный вес грунта в верхней части откоса определяется как среднее значение γ0 и γ1 (точки 0 и 1):

(57)

В точке 0 δγ-0 = 0 . По ветви нагрузки компрессионной кривой грунта первого слоя находим ξ0 при δγ-0 = 0 и определяем:

(58)

Рs- плотность частиц грунта (Рs=26,9 кПа )

W – природная влажность

γ1/ = γ0 +0,05h = 18,99+0,05·8,89=19,43 кН/м3 (59)

(60)

По ветви нагрузки компрессионной кривой находим ξ1 при δγ-1 = 170,78 (ξ1 =0,647)

Сплывы откосов выемок происходят при оттаивании мёрзлого слоя грунта. При этом резко снижаются прочностные его свойства. Сплыв обычно происходит постепенно по мере приближения плоскости оттаивания к границе максимального сезонного промерзания грунта, глубина которой z определяется:

(61)

где Ω- сумма морозоградусосуток за зимний период (Ω=26590 )

λ – коэффициент теплопроводности мёрзлого слоя

К- коэффициент (К=1,5 для супеси )

Рd- плотность сухого грунта, т/м3

λ=1,163·1,5(1,532+10·0,24-1,1)-10·0,24=2,54 Вт/(м/с) (63)

-теплота плавления льда

Q=1000· L· Рd· W=1000·335·1,532·0,24=123172,8 кДж/м3 (64)

L- удельная теплота плавления льда (335 кДж/м3 )

S- толщина слоя грунта, м

(65)

lсн- средняя за зиму толщина снежного покрова на откосе ( 0,73 м )

λсн- коэффициент теплопроводности снега ( 0,28 вТ/мС0 )

По номограмме определяем коэффициенты А и В:

Нужно уположить откосы выемки, или укрепить откосы крупнообломочной обсыпкой щебнем или гравием, посадкой кустарников.

Смотрите также:

Выбор машин для обратной засыпки
Засыпка траншеи с уложенными трубопроводами должна производиться в два приема: присыпка мягким грунтом и последующая засыпка, после испытания трубопроводов, любым грунтом. Присыпк .

Глубина заложения дренажа
Глубина заложения дренажа определяется по формуле: (72) где Z10 — максимальная глубина промерзания грунта основания выемки. Z10=1,9м е — величина изменения уровня капиллярных вод; .

Жилище в стиле техно

Этот стиль, возникший в 80-е годы прошлого столетия, как некий ироничный ответ на радужные перспективы индустриализации и господства технического прогресса, провозглашенные в его начале.

Производительность скрепера и бульдозера

где E — геометрическая емкость ковша скрепера или объем вала впереди ножа бульдозера на горизонтальном участке, м3;

р — коэффициент разрыхления породы в ковше;

nн — коэффициент заполнения ковша у места доставки, зависящий от крепости и способа выемки породы.

Вал породы, перемещаемый бульдозером, имеет сложные очертания. С боковых сторон (рис: 11) угол вала 6; 12; 4 соответствует углу естественного откоса разрыхленных пород. При перемещении переувлажненных пород, когда этот угол менее 32°, вершина вала не достигает верхней грани ножа, и вал приобретает очертания, близкие к треугольной пирамиде (рис. 11, а). В этих случаях высоту вала определяют по уравнению

где Д — длина ножа, м;

b — угол естественного откоса разрыхления пород, град;

o = ctg b — коэффициент заложения бокового откоса вала.

Угол б для песчано-глинисто-галечных пород при влажности 12—20% находится в пределах b = 32—40°, а при влажности 30— 35% снижается до b = 7—12°.

В наиболее распространенных условиях угол б больше 32°, поэтому вал имеет высоту, равную высоте ножа, а на уровне верхней его кромки (рис. 11, б) образуется почти горизонтальный гребень U = [7, 8]. Размеры этого гребня определяются уравнением

где В — высота ножа, м;

m — глубина борозды, м.

Вал занимает пространство впереди ножа на расстоянии L, которое зависит от длины ножа и угла откоса в передней части вала.

На горизонтальной поверхности эта величина определяется уравнением

где b1 — средний угол откоса 6, 10, 13 в передней части вала, град;

е, е — опытные коэффициенты; для бульдозеров мощностью 108— 180 л. с. они равны е = 0,6; е = 0,01;

w — коэффициент борозды; в зависимости от глубины он имеет следующие значения: m. 0; 0,1 м, 0,2 м; 0,4 м; w. 1; 1,02; 1,06; 1,17;

х — степенной показатель; на основании отдельных опытов этот показатель может быть принят равным х = 0,5.

где b1 — ctg b1 — коэффициент заложения переднего откоса вала.

При перемещении вала породы по борозде глубиной т или по полосе с боковыми валиками объем вала возрастает из-за образования призматической его части (рис. 11, в), т. е. величин L и l. Необходимо, чтобы бульдозером можно было перемещать вал не только на горизонтальной поверхности, но и на подъемах. Поэтому возможность перемещения наибольшего его объема E следует проверять по наибольшему тяговому усилию трактора, исходя из силы сцепления гусениц:

где T — тяговое усилив на крюке при движении на первой скорости, или сила сцепления, кгс;

e— коэффициент запаса мощности или сцепления (e = 1,1 /1.2);

у — объемный вес породы в разрыхленном состоянии, кг/м3;

f — коэффициент трения вала породы при перемещении по борозде; для песчано-глинистых пород при влажности не более 20% f = 0,4/0,7; при разжиженных породах коэффициент трения уменьшается;

gт — масса бульдозера, кг; б — угол подъема выезда, град;

ор — удельное сопротивление пород резанию, кгс/см2; для глинистых пород ор = 0,8/2, для песчанистых пород ор = 0,5/0,7;

Д — длина ножа, см; d — толщина подрезаемой стружки, см.

Во время перемещения, когда подрезку стружки прекращают, третий член уравнения в числителе равен нулю.

Объем вала, который может разместиться перед ножом, по теоретическим уравнениям определяется приближенно, так как очертания вала сложные и непрерывно меняются в зависимости от условий выемки и перемещения. Поэтому удобнее этот объем определять, подразделяя его на простейшие геометрические тела.

В общем виде при образовании вала в борозде объем подсчитывается по уравнению И. Шаповаловой:

Первый член уравнения выражает объем задней части вала 1; 14; 7; 5; 9; 15; 3; 4; 5; 6; 12; 2; 1, а второй член — объем передней части 2; 12; 6; 5; 4; 3; 11; 10; 2.

При выводе уравнения принята прямолинейная форма ножа, соответствующая линии 2; 4 (рис. 11, г). При сложной форме ножа следует вносить поправку в объем вала в зависимости от соотношения площадей 1; 2; 3 и 2; 4; 5. Для большинства конструкций с прямыми несферическими ножами эта поправка не превышает точности подсчета объема. Если величина l и U получаются отрицательными, то при расчете их необходимо принимать равными нулю. Если борозда отсутствует, объем вала определяют, принимая т = 0.

Объем перемещаемого вала бульдозером мощностью 100 л. с. при влажности 10—20% составляет: для пород II—III категорий 1,5—1,7 м3 измеренных в целике; IV категории 1—1,3; V категории 0,5—0,6; для взорванных мерзлых пород 1,1-1,2; для переувлажненных с 30—40%-ной влажностью 0,3—0,5 м3. Для более мощных бульдозеров объем вала увеличивается: 130 л. с. — в 1,2 раза; 180 л. с. — в 1,5; 250 л. с. — в 2,4 и 385 л. с. — в 3,3 раза.

Приведенные выше уравнения определяют объем вала, который может разместиться впереди ножа на горизонтальной плоскости. Объем породы, доставляемой к месту разгрузки, зависит не только от объема перемещаемого вала, но и от условий его перемещения, определяемых наклоном поверхности и способом выемки.

При перемещении вала под уклон (рис. 10, в) протяженность вала впереди ножа возрастает, поэтому возможно разместить и перемещать большой объем породы. На подъеме (рис. 10, г), наоборот, протяженность вала и размещаемый в нем объем уменьшаются. Изменение объема вала на наклонном пути происходит постепенно, поэтому на его объем оказывает влияние также и протяженность этого пути.

Способ выемки предопределяют не только условия выемки, но и перемещения вала по поверхности или в борозде. От этого зависят потери породы вследствие отсыпки ее из вала в стороны.

Все эти особенности процесса выемки и доставки пород бульдозером учитываются коэффициентом заполнения ножа nн, который равен отношению доставленного объема вала у места разгрузки к объему вала, набранного в забое:

где nн — коэффициент заполнения ножа у места доставки;

v — коэффициент наклона пути;

lc — среднее расстояние доставки по горизонтам, м;

ly — средняя протяженность наклонного пути по горизонтам, м;

v — опытный коэффициент; для бульдозеров мощностью 100 л. с. v = 0,8;

e — коэффициент перемещения.

Коэффициент наклона пути учитывается влияние подъема или уклона на заполнение ножа валом породы:

где k — коэффициент конструкции ножа;

е — коэффициент направления уклона;

i — наклон или уклон пути; при перемещении вала на подъем принимают знак плюс, а под уклон знак минус; такое же правило знаков принимают и при решении уравнения (8).

Коэффициент направления уклона имеет сложную зависимость. Так, при перемещении на подъем, когда i изменяется от нуля и до 0,05, величина e = 0; при большой величине подъема e = i—0,05 и его величина положительна; при перемещении под уклон е = ui и величина его отрицательна (u — коэффициент мощности, зависящий от мощности бульдозера).

Коэффициент конструкции ножа к учитывает влияние конструктивных данных бульдозера на изменение заполнения ножа валом породы при движении по наклонной поверхности, а р учитывает степень влияния уклона на заполнение вала в зависимости от мощности двигателя. На основании обработки данных наблюдений значения коэффициентов следующие:

Коэффициент перемещения e учитывает влияние расстояния перемещения и способа выемки на потери пород, а следовательно, и на относительный объем пород, доставляемых к месту разгрузки. Для различных способов выемки коэффициент перемещения изменяется в пределах e = 0,4—1.

При подсчете производительности машины необходимо определить ее скорость движения для различных условий пути и длину пути, а также среднюю скорость грузового и порожнякового хода.

Длина пути груженого скрепера в зависимости от расположения отвала торфов относительно забоя

где lн — длина пути наполнения ковша, м;

L — полная длина заезда скрепера, м;

е — коэффициент грузового хода; для скреперов у = 0,4/0,55, для бульдозеров е = 1, т. е. L равна длине грузового хода.

Для расчетов скорости грузового хода vг приравнивают к средневзвешенной в зависимости от отрезков пути и выдерживаемой при этом скорости. Для этого при упрощенных расчетах путь подразделяют на три отрезка с различными скоростями движения и среднюю скорость подсчитывают по уравнению

где l’, l», l»’ — соответственно длина пути с легкими условиями, тяжелыми, средними условиями грузового хода, м;

v’, v», v»’ — соответственно скорость движения на отрезке с легкими условиями пути, тяжелыми условиями пути; средними условиями пути, м/мин.

Длину порожнего хода скрепера lп определяют как разность

где lp — длина пути разгрузки ковша, м.

Скорость движения порожней машины vп более постоянна и обычно на большей части пути выдерживается близкой к четвертой, а когда дорога очень ровная — к пятой скорости.

В приближенных расчетах длину грузового и порожнякового пути принимают равной половине длины заезда, а протяженность пути заполнения и разгрузки ковша не учитывают. Для бульдозера длина порожнего хода равна длине заезда.

Продолжительность заезда t подсчитывают по уравнению

где t1 — время заполнения ковша скрепера или ножа бульдозера, включая время остановки для переключения на рабочий ход, мин;

t2 — время разгрузки ковша скрепера или время остановки бульдозера для переключения на порожний ход, мин. Число заездов N, которое совершает машина за смену, определяют по уравнению

где T — продолжительность смены, ч;

nи — коэффициент использования времени за рабочую смену. Коэффициент использования времени за рабочую смену в зависимости от технологии работ и организации обслуживания и ремонта машин изменяется от 0,67 до 0,85,

В табл. 8 приведены нормы выработки на вскрыше в м3 в плотном теле за 1 ч сменного времени для бульдозеров и скреперов, принятые на Колымских приисках.

Примечания. Для бульдозеров:

1) при перемещении пород на подъем свыше 3° на каждый 1 м вертикального подъема горизонтальный путь увеличивать для бульдозеров, указанных в табл., на 4,2; 3,8; 3,2; 3 м;

при перемещении породы вниз с уклоном более 3° на каждый 1 м вертикального спуска горизонтальный путь уменьшать на 3,2; 2,9; 2,4; 2,2 м;

2) принимать поправочные коэффициенты к нормам выработки:

а) при работе в породах, содержащих большое количество льда, и на неосушенных площадях k = 0,8;

б) при зачистке плотика (актировке) k = 0,5;

в) при перевалке торфов k = 1,25;

г) при проходке траншей, возведении насыпей k = 0,85;

д) при разваловке конусных отвалов k = 0,72/0,77 относительно норм II категории пород; в нормы не входит образование въезда;

е) при добыче песков с погрузкой в бункер нормы снижаются, переводной коэффициент для бульдозеров k = 0,8/0,92; наименьшие значения принимаются для пород повышенной категории и бульдозеров мощностью 108 л. с. наибольшие для бульдозеров 250 л. с.;

ж) при выемке предварительно разрыхленных пород IV категории k = 1,2;

з) при бороздовой выемке k = 1,15;

и) нормы указаны для бульдозеров без открылков; при установке открылков или сферическом ноже для пород I—III категории k = 1,15;

3) нормы рассчитаны при толщине талого слоя не менее 10 см и при кусковатости взорванных пород не менее 40 см.

1) нормы рассчитаны для выкладки торфов одного борта разреза;

2) при выкладке торфов по обоим бортам разреза для указанных в таблице расстояний переводной коэффициент k = 1,05/1,12; наименьшие значения принимаются для малых расстояний перемещения;

3) при разгрузке песков в бункер переводной коэффициент k = 0,9;

4) при передвижении скреперов по породам, в которые колеса погружаются более чем на 10 см, а гусеницы буксуют, переводной коэффициент k = 0,87.

Т.В. Гавриленко, сайт ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ. 5.1 Проектирование насыпей

5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ 5.1 Проектирование насыпей Лабораторная работа 5 Поперечные профили назначают в зависимости от: — высоты насыпи или глубины выемки; — грунтовых условий; — категории дороги. В обычных условиях применяют типовые решения для поперечных профилей. 5.1.1 Насыпи высотой до 3 м для дорог 1-3 категорий и высотой до 2 м для дорог 4-5 категорий. Рисунок 5.1 Насыпь высотой до 2(3) м Крутизну откосов для таких насыпей принимают из условия обеспечения безопасного съезда не круче: 1:4 для дорог 1-3 категорий; 1:3 для дорог 4-5 категорий. 5.1.2 Насыпи высотой от 2(3) м до 6 м. Их устраивают с более крутыми откосами 1:1,5. Такая крутизна обеспечивает устойчивость откоса. В мелких песчаных и пылеватых грунтах в районах с влажным климатом крутизну откосов уменьшают до 1:1,75. Рисунок 5.2 Насыпь высотой от 2(3) до 6 м 5 Проектирование поперечных профилей Страница 1

5.1.3 Насыпь высотой более 6 м с переменным заложением откосов. В целях борьбы с оползнями откосы насыпей делают переменной крутизны. Верхнюю часть высотой 6 м делают с коэффициентом заложения 1:1,5 (1:1,75). Нижнюю часть откосов делают более пологой с крутизной 1:1,75 (1:2). В скобках указаны значения при устройстве насыпей из мелких песчаных и пылеватых грунтов в районах с влажным климатом. Рисунок 5.3 Насыпь высотой от 6 до 12 м с переменным заложением откоса 5.2 Проектирование выемок В выемках существует два вида откосов внешний и внутренний. Внутренний откос обычно имеет коэффициент заложения 1:3 или 1:4 с целью обеспечения безопасного съезда с обочины. 5.2.1 Выемка глубиной до 1 м на открытых местах (раскрытая). Выемки глубиной до 1 м рекомендуется устаивать обтекаемого поперечного профиля, обеспечивающего незаносимость снегом. Заложение внешних откосов у нее принимают в диапазоне 1:6 1:10. А раскрытая выемка; Б выемка, разделанная под насыпь. Рисунок 5.4 Выемка глубиной до 1 м 5.2.2 Выемка глубиной до 12 м без закюветных полок. Для выемок глубиной до 5 м крутизну внешнего откоса выемки принимают 1,5 (или 1:2). При большей глубине: — 1:1,5 в песчаных и однородных глинистых грунтах. — 1:1 в крупнообломочных грунтах. 5 Проектирование поперечных профилей Страница 2

Рисунок 5.5 Выемка глубиной до 12 м 5.2.3. Выемка с закюветными полками. Полки устраивают в: — местах с интенсивными метелями и снегопадами; — лекговыветриваемых скальных грунтах; — переувлажненных глинистых грунтах; — пылеватых и лѐссовидных грунтах и лѐссах. Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40 в сторону кювета. Рисунок 5.6 Выемка глубиной до 12 с закюветными полками м Для обеспечения стока воды с верхней части земляного полотна проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны. Поперечные уклоны проезжей части в зависимости от дорожно-климатической зоны для дорог 2-4 категорий: I дорожно-климатическая зона 15 ; I I-IV — 20 ; V — 15. Обочинам придают больший уклон, по сравнению с уклоном проезжей части на 10-30, т.к. на их поверхности при эксплуатации могут появляться неровности, вызванные заездом автомобилей. 5.3 Проектирование верха проектной поверхности 5.3.1 Верхом проектной поверхности (ВПП) называется верхняя часть поперечного профиля дороги между бровками земляного полотна. На вышележащих схемах поперечных 5 Проектирование поперечных профилей Страница 3

профилей дороги расстояние между бровками обозначено буквой В (рис. 5.1-5.6). Горизонтальное проектирование ВПП предполагает формирование проезжих частей и обочин, разделительных и переходно-скоростных полос, карманов автобусных остановок. 5.3.2 Задаем шаблон верха проектной части. Для этого в меню «Трасса» активируем пиктограмму «Шаблоны ВПП». В появившемся меню вызываем «Редактор шаблонов ВВП. » и смотрим, что из себя представляет шаблон «IV категория 2 полосы (1+1)» (рис. 5.7). Рисунок 5.7 Окно редактора шаблонов ВПП Закрываем окно редактора шаблонов ВПП и снова нажимаем на пиктограмму «Шаблоны ВПП». Под заголовком «Применить шаблон ВПП (для всей трассы)» выбираем шаблон «IV категория 2 полосы (1+1)». На схеме будут заданы стандартные размеры полосы движения, обочины и краевой полосы. Поперечные уклоны полосы движения и обочины назначим в соответствии с заданием 20 и 40 соответственно. 5 Проектирование поперечных профилей Страница 4

5.4 Рабочее окно поперечного профиля Проектирование поперечных профилей трассы осуществляется в окне «Поперечный профиль». Оно активно, если выполнена разбивка трассы на поперечные профили. В окне моделируется снятие растительного слоя, нарезка уступов, интерполированная поверхность, задаются границы постоянной и временной полос отвода. 5.4.1 Окно «Поперечный профиль». Оно вызывается в меню «Трасса» пункт «Поперечный профиль». Чѐрной линией отображается сечение существующей поверхности, красной линией сечение проектной поверхности. В нижней части окна расположены закладки, соответствующие поперечным профилям, на которые разбита трасса. Перемещаться по закладкам можно, щѐлкая на них мышью, или двигая бегунок горизонтальной полосы прокрутки, расположенной под закладками. Окно приведено на рис. 5.8. Рисунок 5.8 Рабочее окно «Поперечный профиль» 5.4.2 Настройка отображения поперечного профиля. Нажимаем кнопку «Настройка отображения». Откроется окно, где можно настроить вид поперечного профиля, отображаемые в шапке данные и отметки на поперечном профиле. На закладке «Общая» задаем соотношение масштабов 1:1. Поперечные профили всегда вычерчиваются в одном масштабе. На закладке «Шапка» задаем размер шрифта 10, способ отображения расстояний интервалы (расстояния между линиями ординат с известными отметками земли). На закладке «Отметки» задаем пункт «Подписывать рабочие отметки», а в позиции «Где подписывать?» — «Над узлами проектной поверхности». В нижней части окна — строке состояния можно увидеть: Hp — рабочую отметку; H и — рабочую интерполированную отметку; S — расстояние от оси поперечника до текущего положения указателя мыши; 5 Проектирование поперечных профилей Страница 5

Z — абсолютную отметку текущего положения указателя мыши. 5.4.3 Проектирование проектной поверхности. Проектная поверхность представляет собой совокупность образующих узлов. Каждый узел образует сегмент проектной поверхности. Линии трассы (ось, кромки, бровки) образуются путѐм соединения узлов c одинаковыми именами. Построение проектной поверхности требует некоторых навыков работы и знания названий всех элементов поперечного профиля. Ниже излагается алгоритм проектирования, который позволит освоить некоторые простейшие приемы проектирования. 5.5 Применение стандартного сценария проектирования Сначала применим для всех поперечных профилей стандартный сценарий, а потом отредактируем профили на некоторых пикетах. Перейдем на закладку пикета 0+00. В левом верхнем углу окна выбираем «Стандартный сценарий для пылеватых грунтов», рис. 5.9. Рисунок 5.9 Список сценариев Программа сама построит откосы, кюветы и сделает сопряжение проектной поверхности с существующей поверхностью земли. Построенные элементы будут окрашены в розовый цвет (рис. 5.10). Аналогично поступим и справой частью профиля, вызвав стандартный сценарий в правом верхнем углу окна. Построенный поперечный профиль показан на рис. 5.10. Применим этот же сценарий для всех остальных поперечных профилей. 5.6 Сценарий, определяемый пользователем 5.6.1 Вызов сценария. Возвращаемся на закладку ПК 0+00 и для левой части задаем сценарий «Определяется пользователем». Построенные по стандартному сценарию сегменты окрасятся в красный цвет. На этом пикете высота насыпи составляет 1,18 м, т.е. здесь должен быть применен тип поперечного профиля, как на рис. 5.1 (насыпь высотой до 2 м). На имеющемся профиле заложение откоса не соответствует дороге 4-й категории. Коэффициент заложения должен быть 1:3. 5 Проектирование поперечных профилей Страница 6

Рисунок 5.10 Поперечный профиль по стандартному сценарию для пылеватых грунтов 5.6.2 Переходим в «Режим редактирования проектной поверхности». Для этого нажимаем на пиктограмму. Щелкаем курсором мыши по выделяемому сегменту откосу и вызываем «Редактор проектной поверхности», нажав на пиктограмму. Рисунок 5.11 Редактор проектной поверхности В окне редактора название сегмента дается по выделенной квадратом точке. В данном случае это левая подошва откоса. Задаем параметры сегмента: — Поверхность проектная, т.к. следующие элементы будет формировать проектируемый кювет; — Точка привязки предыдущая (т.е. точка предыдущего сегмента); — заложение 3. 5 Проектирование поперечных профилей Страница 7

И нажимаем на кнопку «Применить». Закрывать окно не следует, т.к. оно будет автоматически обновляться при переходе к следующему сегменту. 5.6.3 Редактирование внутреннего откоса кювета. По точке привязки к следующему элементу он называется «Л. подошва кювета», т.е. подошва левого кювета Здесь меняем заложение откоса на 3 и задаем глубину кювета, т.е. параметр dz = — 0,5 м. 5.6.4 Добавление элемента «Л. дно кювета». При стандартном сценарии задана треугольная форма кювета, которую нужно переделать в трапециевидную. Следовательно, необходимо добавить элемент «Л. дно кювета», для чего в окне редактора проектной поверхности выделяем курсором мыши сегмент «Л. дно кювета» и задаем ему длину dx = 0,4 м. Уклон дна можно задать 20, тогда вода в случае небольшого расхода будет собираться в одну сторону канавы. 5.6.5 Привязка к существующей поверхности. Внешний откос кювета выходит на поверхность земли, следовательно, этот сегмент привязываем уже к существующей поверхности. Заложение задаем с обратным знаком, т.е. — 3, и глубину кювета задаем — 0,5 м. 5.6.6 Проектирование правой части поперечного профиля. Аналогично поступаем с правой стороной поперечного профиля, т.е. вызываем сценарий «Определяется пользователем» и меняем параметры сегментов проектной поверхности. Построенный профиль показан на рис. 5.12. Рисунок 5.12 Поперечный профиль насыпи высотой до 2 м на ПК 0+00 5 Проектирование поперечных профилей Страница 8

5.7 Проектирование выемки на ПК 1+00 На рис 5.13 приведен поперечный профиль выемки на ПК 1+00, построенный по стандартному сценарию для пылеватых грунтов. Левая половина запроектирована с закюветной полкой, правая без полки. Выбор типа профиля был осуществлен автоматически по величине рабочей отметке на бровке земляного полотна (- 0,92 м и — 0,94 м). Рисунок 5.13 Поперечный профиль выемки на ПК 1+00 по стандартному сценарию для пылеватых грунтов 5.7.1 Проектирование левой части профиля. Для этого вызываем в левом верхнем углу сценарий «Определяется пользователем». Построенные сегменты станут красными. Вызываем «Режим редактирования проектной поверхности» и активируем «Редактор проектной поверхности». — сегменту «Л. подошва кювета», моделирующему внутренний откос выемки, придаем коэффициент заложения 1:3 и параметру dz, м = — 0,75 (задаѐт глубину кювета от бровки земляного полотна); — сегменту «Л. дно кювета» задаем значение длины dx = 0,4 м. — сегменту «Л. внешний откос» придаем крутизну 1:1,75 (для внешнего откоса в пылеватых грунтах) и параметру dz = — 0,75 м (задаѐт положение закюветной полки на уровне бровки земляного полотна); — сегменту «Л. полка внешнего откоса» (закюветная полка) придаем длину dx = 4,0 м (на снегозаносимых участках); — сегменту «Л. выход на поверхность» придаем крутизну 1:1,75 (для внешнего откоса в пылеватых грунтах). 5 Проектирование поперечных профилей Страница 9

Окно редактора не закрываем, а просто перетаскиваем курсором мыши в левую часть экрана. Новый поперечный профиль показан на рис. 5.14. 5.7.2 Проектирование правой части профиля. Для этого вызываем в правом верхнем углу сценарий «Определяется пользователем». — сегменту «П. подошва кювета», моделирующему внутренний откос выемки, придаем коэффициент заложения 1:3 и параметру dz = — 0,75 м(задаѐт глубину кювета от бровки земляного полотна); -в окне редактора проектной поверхности выделяем курсором мыши сегмент «П. дно кювета» и задаем ему длину dx = 0,4 м. Уклон дна можно задать 20. Рисунок 5.14 Проектный профиль выемки на ПК 1+00 5.8 Проектирование насыпи высотой более 2 м На рис 5.15 приведен поперечный профиль насыпи высотой более 2 м (на ПК 5+00), построенный по стандартному сценарию для пылеватых грунтов. При такой высоте насыпи кюветы не проектируются, поэтому сегменты кювета должны быть удалены. Вызываем в левом верхнем углу сценарий «Определяется пользователем». Вызываем «Режим редактирования проектной поверхности» поверхности». и активируем «Редактор проектной 5.8.1 Удаление сегментов. В окне редактора выделяем сегмент «Л. прикюветная полка» и активируем пиктограмму. Элемент улалится. Аналогично удаляем и другие сегменты кювета: «Л. подошва кювета» и «Л. дно кювета», «Л. выход на поверхность». После удаления этих элементов следует сделать новую привязку для сегмента «Л. подошва откоса» — привязать к существующей поверхности. 5 Проектирование поперечных профилей Страница 10

5.8.2 Удаление сегментов в правой части профиля. Процедура проводится аналогично. 5.8.3 Удаление сегментов на диапазоне пикетов. Такие же профили запроектированы на ПК 6+00; 6+25 и 7+00. Можно процесс удаления сделать на диапазоне. Сначала на поперечниках, требующих удаления одинаковых сегментов, переходим в сценарий «Задается пользователем». Далее на ПК 6+00 выделяем удаляемый элемент «Л. прикюветная полка». На закладке удаления сегментов выбираем пикторгамму «Удалить на диапазоне. ». Рисунок 5.15 Проектный профиль насыпи выше 2 м Задаем диапазон с ПК 6+00 по ПК 7+00 и удаляем. Аналогично удаляем другие элементы кювета (см. п. 5.8.1). После этого сделать привязку подошвы откоса к существующей поверхности. 5 Проектирование поперечных профилей Страница 11

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Яндекс.Метрика