Что такое полуторный откос
Отвод поверхностных вод
Для отвода поверхностных вод проводятся следующие мероприятия:
1) поперечному профилю земляного полотна и дорожной одежды придают выпуклое очертание (поперечный уклон), что способствует стоку воды с поверхности дороги;
2) устраивают боковые и водоотводные канавы, или же используют для водоотвода резервы, испарительные бассейны;
3) устраивают нагорные канавы;
4) строят разнообразные водопропускные сооружения для пропуска постоянных и периодически действующих водотоков, а также сооружения, обеспечивающие отвод воды из боковых канав в сторону от земляного полотна.
В зависимости от типа покрытия поперечные уклоны дорожной одежды принимают в пределах от 15 до 40%0. Чем менее ровная поверхность покрытия, тем большим должен быть его поперечный уклон для того, чтобы вода не застаивалась на проезжей части. Назначение уклонов, превышающих 40% о, ограничивается условиями безопасности движения автомобиля. Для улучшения условий стока обочинам придаются поперечные уклоны на 20%0 больше, чем покрытию.
Боковые канавы (кюветы) служат для отвода воды, стекающей с поверхности дороги и прилегающей к ней местности. Их следует проектировать с достаточным (не менее 5%о) продольным уклоном. 6 этом случае боковые канавы способствуют осушению верхней части земляного полотна; при необеспеченном водоотводе и длительном застое воды боковые канавы становятся источниками проникновения воды в земляное полотно и его переувлажнения.
В сухих местах с обеспеченным быстрым стоком поверхностных вод и глубоким расположением грунтовых вод боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков глубиной не менее 30 см и крутизной откосов 1 :3—1 :5, что дает возможность автомобилям съезжать с дороги в случае необходимости в любом месте.
При водонепроницаемых грунтах и менее удовлетворительных условиях поверхностного стока боковые канавы устраивают трапецеидального поперечного сечения с шириной по дну 0,4 м и глубиной до 0,7—0,8 м, считая от бровки насыпи. В выемках канавам придают полуторный откос (1 : 1,5), в насыпях внутренний откос устраивают значительно положе (1 : 3).
При гравелистых или щебенистых грунтах выемки устраивают с трапецеидальными канавами минимальной глубины — 0,3.«, с откосами 1 : 1, а в прочном скальном грунте — с треугольным лотком такой же глубины.
Во избежание переполнения боковых канав и увлажнения земляного полотна вода из канав должна выводиться в пониженные места и водотоки не реже чем через каждые 500 м при трапецеидальном и через 150—250 м — при треугольном сечении. Перед выемкой воду из боковых канав следует отводить в сторону. После выхода из выемки боковая канава выводится в резерв насыпи, или же, при наличии поперечного уклона местности, плавно отводится в сторону.
В ряде случаев резервы используются в системе дорожного водоотвода. Поэтому их устройство должно обеспечивать беспрепятственный сток воды вдоль дороги. Для этой цели дно резерва планируют с уклоном 20%0 от насыпи. При ширине резерва более 6 м ему придают вогнутый профиль с поперечным уклоном к середине, благодаря чему по оси резерва образуется лоток для стока воды. При продольном уклоне резерва менее 5%о Для улучшения отвода воды в середине резерва делают канаву шириной по дну 0,4 м.
Для выпуска воды из боковых канав или резервов в расположенные поблизости пониженные места устраивают водоотводные канавы, сечение которых принимается по расчету. Наименьший продольный уклон водоотводных канав во избежание их заиливания принимается равным 5%о, а в отдельных случаях в виде исключения — 2%о.
Для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода этой воды к ближайшим пониженным местам рельефа или к водоотводным сооружениям, устраивают нагорные канавы трапецеидального поперечного сечения.
Размер поперечного сечения нагорных канав обосновывается гидравлическим расчетом .
При проектировании канав со значительным продольным уклоном следует иметь в виду, что возникающее в этих случаях существенное увеличение скорости течения воды может привести к размыву канавы. Чтобы воспрепятствовать этому, дно и откосы канавы укрепляют различными способами: одерновкой, щебеневанием, обработкой грунта органическими вяжущими материалами, мощением камнем.
Способ укрепления канав назначают в зависимости от скорости течения воды. Обычно при уклонах дна канавы от 10 до 30%о Для укрепления откосов применяют одерновку, а дно укрепляют втрамбовыванием щебня или гравия слоем 8— 10 см. Мощение камнем используют при уклонах дна канавы от 30 до 50%о. Эффективно укрепление канав бетонными плитками.
При продольных уклонах более 50%о развивается большая скорость течения воды (быстроток) и приходится для гашения скорости применять бетонные укрепления; существуют также перепады, на которых для гашения энергии следует применять водобойные устройства (водобойные стенки, водобойные колодцы).
Перепады образуются при разделке дна канавы уступами с вертикальной стенкой высотой около 0,3—0,5 м. Для укрепления уступов используют местный материал: камень, гибкие ветви кустарника, из которых устраивают плетень; все более широкое применение находят конструкции из сборных железобетонных элементов.
Между перепадами дну канавы придают уклон, соответствующий принятому способу укрепления канавы, или планируют дно с таким уклоном, при котором не требуется устройство укрепления.
При максимальных уклонах и большом количестве протекающей воды русло канавы укрепляют при помощи устройства комплекса сооружений, состоящих из каменных, бетонных или железобетонных лотков (быстротоков), перепадов значительной высоты, водобойных стенок и водобойных колодцев.
Водобойный колодец, используемый значительно реже, чем водобойная стенка, располагается за перепадом и представляет собой местное углубление в продольном профиле канавы; дно и стенки колодца тщательно укрепляются (камнем, бетоном) от разрушительного действия падающей воды.
Методы расчета водобойных колодцев и быстротоков приводятся в курсе гидравлики; их конструкции весьма разнообразны и зависят от применяемых материалов .
При малых расходах воды опасность размыва невелика, и канавы можно не укреплять даже при значительных уклонах.
В степных районах, в равнинной местности, при незначительных продольных и поперечных уклонах возникают большие затруднения для устройства водоотводных канав, которые обеспечивают отвод воды от земляного полотна. В этих случаях за пределами полосы отвода дороги можно устраивать испарительные бассейны — специальные неглубокие котлованы, в которые поступает вода из боковых канав. Вокруг испарительных бассейнов устраивают земляные валики, чтобы преградить доступ воды с окружающей местности.
Иногда вместо испарительных бассейнов используют резервы, которые в этом случае размещают на большем расстоянии от насыпи, чем обычно. Емкость одного испарительного бассейна обычно не превышает 200—300 м3 при глубине до 1,5 м.
Испарительные бассейны целесообразно устраивать в местностях, где климатические условия «способствуют высокой испаряемости влаги (небольшое количество осадков, высокая среднегодовая температура, сильные ветры), а также имеется возможность дополнительного отвода воды. В Северном и Центральном районах России устройство испарительных бассейнов не рекомендуется, так как они способствуют заболачиванию местности, зарастают сорняками и становятся источниками засорения прилегающих земель.
Конструктивные элементы земляного полотна
Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.
Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной основной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных устройств, высотой насыпи и глубиной выемки.
Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее строение пути, называется основной площадкой (рис. 1.14) Пересечение основной площадки с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини-
мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообщения Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной линии и представлена в табл. 1.3.
Ширина основной площадки включают в себя обочины, которые предназначены для удобства выполнения путевых работ (на ней размещают инструмент, необходимые детали верхнего строения пути, расставляют сигналы и путевые знаки). Минимальная ширина обочины — 0,5 м.
В кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения наружного рельса за счет увеличения высоты и ширины балластного слоя. Например, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки увеличивается с наружной стороны кривой на 0,20 м и при R — 600 м на 0,5 м.
Поперечное очертание основной площадки однопутной линии в недре-нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис. 1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягивающей ее прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.
Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтобы избежать проникновения ее в земляное полотно. Горизонтальная часть основной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов.
При сооружении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г).
Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, крупнообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной
ности; выемка (рис. 1.15, 6) — основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и нулевое место (рис. 1.15, е) — основная площадка расположена на уровне земной поверхности. Наиболее распространены на железных дорогах насыпи и выемки. Нулевые места неизбежны при переходе из выемки в насыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным заносам и поэтому при проектировании продольного профиля линии, их стремятся заменять насыпями.
Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а наклона откоса к горизонту, т.е. равна отношению вертикальной проекции h откоса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и. Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5.
При проектировании земляного полотна применяют типовые поперечные профили для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, которые приведены в альбомах «Поперечные профили земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм», «Новые железные дороги», «Вторые пути».
Групповые поперечные профили разрабатывают для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися инженерно-геологическими условиями.
Поперечные профили земляного полотна, разработанные по специальным проектам для условий, в которых типовые и групповые поперечные профили неприменимы, называют индивидуальными. По индивидуальным проектам сооружают:
— насыпи высотой более 12 м и выемки глубиной более 12 м;
— выемки и насыпи на косогорах круче 1:3;
— земляное полотно в местах с активными склоновыми процессами;
— на участках с наличием снежных лавин, оползней, обвалов, селей;
— насыпи на слабых основаниях;
— на участках с развитием естественных или искусственных подземных
полостей (карсты, горные выработки);
— земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами;
— земляное полотно в районах с высокой сейсмичностью (7 и более бал
лов) и др. неблагоприятных условиях.
1.2.3. Поперечные профили насыпей
Типовой поперечный профиль насыпи из крупных супесей, мелких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород выполняется в соответствии с рис. 1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно-
обломочных грунтов и из песков гравелистых, крупных и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием.
При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней части земляного полотна предусматривают устройство под балластом защитного слоя из дренирующего грунта (или из дренирующего грунта с геотекстильными материалами) (рис. 1.17). Толщина защитного слоя под балластной призмой устанавливается расчетом в зависимости от вида грунта земляного полотна и категории железнодорожной линии, но не менее 0,8 м для суглинков и глин и 0,5 м — для супесей.
Откосы насыпи могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис-
тых грунтов, мелких и пылеватых песков должны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в верхней части не круче 1:1,5, а в нижней части при высоте более 6 м — не круче 1:1,75.
По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли между откосом насыпи и водоотводной канавой или резервом. Назначение бермы — защитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве или резерву, и обеспечить возможный проход строительных машин. Ширину бермы принимают не менее 3 м и не менее 7,10 м — со стороны будущего второго пути.
За бермами устраивают резервы или канавы, которые собирают поверхностные воды и отводят в пониженные места или к искусственным сооружениям. Дну резервов и канав придают продольный уклон не менее 0,003. Глубина канавы должна быть не менее 0,6 м. Резервам придают поперечный уклон не менее 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают односкатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоотводных канав должны быть не круче 1:1,5.
При сооружении насыпи на косогоре для повышения устойчивости в основании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18).
При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19).
Поперечные профили выемок
Типовой поперечный профиль выемки глубиной до 12 м в супесях крупных, а также в мелких и пылеватых песках представлен на рис. 1.20. Для сбора и отвода поверхностной воды с откосов выемки служат кюветы, которые располагаются по обе стороны от основной площадки земляного полотна. Размеры кюветов: глубина — 0,60 м, ширина по дну — 0,40 м, с откосами 1:1,5. Грунт из выемки, не использованный для сооружения насыпи, отсыпают за откосом выемки в виде призмы, называемой кавальером. Кавальеры закладывают на расстоянии не менее 5 м от бровки откоса выемки.
Если площадка между откосом выемки и кавальером имеет уклон з сторону выемки, то для предотвращения стекания воды в выемку, на этой площадке устраивают небольшую присыпку, называемую банкетом, а за ним располагают забанкетную канаву. Продольный уклон этой канавы принимают не менее 0,005, а глубину не менее 0,3 м. Крутизна откосов кавальеров и банкетов должна быть не круче 1:1,5. С нагорной стороны выемки устраивают нагорную канаву для сбора воды с прилегающей местности и отвода ее от пути. Размер нагорной канавы: высота — 0,60 м, глубина — 0,60 м, откосы 1:1,5. Продольный уклон нагорной канавы принимают не менее 0,003.
Для стока воды с низовой стороны от выемки кавальер отсыпают с разрывами шириной понизу не менее 1 м через каждые 50 м.
При сооружении выемки в глинистых грунтах предусматривают устройство под балластной призмой защитного слоя из дренирующих грунтов (или в комбинации дренирующего грунта и геотекстиля) (рис. 1.21). Толщина защитного слоя так же, как при сооружении насыпей, принимается на основании расчетов, но не менее 0,8 м для суглинков и глин, 0,5 м — для супесей.
Депутаты Ревды проверили, как идет строительство тротуара на улице Некрасова
Мы посмотрели вместе с ними
На улице Некрасова уже неделю идет строительство нового тротуара. В понедельник, 19 июля, замдиректора УГХ Сергей Филиппов рассказал депутатам пятого округа Александру Томилову, Владимиру Южанину и Наталье Зиновьевой, куда входит поселок Барановка, как будет устроена пешеходная дорожка и что здесь появится еще.
Сергей Филиппов сразу предложил прогуляться вдоль будущего тротуара, чтобы все показать и на месте ответить на все вопросы.
— Здесь у нас щебеночная подушка-основание 10 см, бордюры, ширина тротуара 1,5 метра, — рассказывает Сергей Филиппов. — Нам на подготовительном этапе очень помог Андрей Мокрецов, который встречался с местными жителями и объяснял, что здесь будет, поскольку изначально были недовольные таким вот решением.
— Хотя построить на этой улице тротуар — это был наказ во время избирательной кампании-2016 года, — говорит Александр Томилов.
— В итоге мы достигли компромисса, — продолжает Сергей Филиппов, — передвинули тротуар от домов ближе к дороге, поскольку здесь, хоть и муниципальная земля, но внутри проходит очень много коммуникаций — шамбо, водоотводы, водопроводы. От проезжей части отступили 2 метра, чтобы создать зону безопасности и полотно не трогали. Единственное, в следующем году придется планировать здесь устройство ограждения, так как в проект этого года оно не попало, поскольку тротуар должны были оборудовать далеко от дороги.
Тротуар на улице Некрасова от дома № 19 до дома №117 появится в рамках программы «Дом-школа-дом». Наталья Зиновьева спрашивает, успеют ли подрядчики закончить работу до начала учебного года.
— Такой задачи мы перед ними не ставили, — признается Сергей Филиппов. — Но срок окончания работ — сентябрь.
В новой пешеходной зоне появятся опоры освещения. Три старых придется убрать — с руководством МРСК этот вопрос уже согласован, конструкции исчезнут в начале следующей недели.
Александр Томилов обращает внимание Сергея Филиппова на склон, который прилегает к будущему тротуару.
— Если с ним сейчас ничего не сделать, он начнет осыпаться прямо на пешеходную дорожку, — говорит Александр Томилов. — Здесь нужно делать полуторный откос.
Сергей Филиппов говорит, что этот вопрос уже согласован с подрядчиками. Также рассказывает, что к домам будут организованы проезды, а между дорогой и тротуаром пройдет водоотводная канава.
Пока работы сделаны, примерно, на треть. Но вообще тротуар дойдет до перекрестка с улицей Коммуны. Пока же специалисты УГХ и депутаты продолжают решать вопросы, которые могут тормозить процесс.
— Здесь Андрей Мокрецов сделал великое дело, — рассказывает, проходя мимо ограждения контейнерной площадки, Сергей Филиппов, — договорился с Мариной Натфуллиной (начальник отдела благоустройства и охраны окружающей среды — ред.) о переносе контейнерной площадки, поскольку эта стояла в месте, где будет проходить тротуар. Вот смотрите, ее перенесли, объявления повесили, но народ по-прежнему сюда волочет мусор.
— Потихонечку приучатся, — уверен Владимир Южанин. — Нужно просто ограждение площадки убрать, и тогда, может, дойдет, что сюда не нужно складывать свои мешки.
В этот момент из дома выходит местный житель, который просит рассказать, как в этой части улицы будет организован тротуар.
— Два метра от дороги и полтора метра тротуар, — объясняет Александр Томилов. — Также как и в начале улицы. Устраивает?
— разработка грунта с погрузкой и перевозкой;
— валка деревьев с корчевкой пней, с погрузкой и перевозкой;
— вырезка молодой поросли с корчеванием, с погрузкой и перевозкой, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, установка бортовых камней,
устройство асфальтобетонного покрытия из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см;
— установка дорожных знаков;
— устройство наружного освещения;
Строительство тротуара на улице Некрасова обойдется в 5 млн 984 рублей.
Сюжет ТК «Единство»: В Ревде началось строительство тротуара по улице Некрасова
Конструктивные элементы земляного полотна
Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.
Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной основной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных устройств, высотой насыпи и глубиной выемки.
Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее строение пути, называется основной площадкой (рис. 1.14) Пересечение основной площадки с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини-
мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообщения Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной линии и представлена в табл. 1.3.
Ширина основной площадки включают в себя обочины, которые предназначены для удобства выполнения путевых работ (на ней размещают инструмент, необходимые детали верхнего строения пути, расставляют сигналы и путевые знаки). Минимальная ширина обочины — 0,5 м.
В кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной стороны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения наружного рельса за счет увеличения высоты и ширины балластного слоя. Например, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки увеличивается с наружной стороны кривой на 0,20 м и при R — 600 м на 0,5 м.
Поперечное очертание основной площадки однопутной линии в недре-нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис. 1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягивающей ее прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.
Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтобы избежать проникновения ее в земляное полотно. Горизонтальная часть основной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов.
При сооружении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г).
Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, крупнообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной
ности; выемка (рис. 1.15, 6) — основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и нулевое место (рис. 1.15, е) — основная площадка расположена на уровне земной поверхности. Наиболее распространены на железных дорогах насыпи и выемки. Нулевые места неизбежны при переходе из выемки в насыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным заносам и поэтому при проектировании продольного профиля линии, их стремятся заменять насыпями.
Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а наклона откоса к горизонту, т.е. равна отношению вертикальной проекции h откоса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и. Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5.
При проектировании земляного полотна применяют типовые поперечные профили для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, которые приведены в альбомах «Поперечные профили земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм», «Новые железные дороги», «Вторые пути».
Групповые поперечные профили разрабатывают для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися инженерно-геологическими условиями.
Поперечные профили земляного полотна, разработанные по специальным проектам для условий, в которых типовые и групповые поперечные профили неприменимы, называют индивидуальными. По индивидуальным проектам сооружают:
— насыпи высотой более 12 м и выемки глубиной более 12 м;
— выемки и насыпи на косогорах круче 1:3;
— земляное полотно в местах с активными склоновыми процессами;
— на участках с наличием снежных лавин, оползней, обвалов, селей;
— насыпи на слабых основаниях;
— на участках с развитием естественных или искусственных подземных
полостей (карсты, горные выработки);
— земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами;
— земляное полотно в районах с высокой сейсмичностью (7 и более бал
лов) и др. неблагоприятных условиях.
1.2.3. Поперечные профили насыпей
Типовой поперечный профиль насыпи из крупных супесей, мелких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород выполняется в соответствии с рис. 1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно-
обломочных грунтов и из песков гравелистых, крупных и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием.
При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней части земляного полотна предусматривают устройство под балластом защитного слоя из дренирующего грунта (или из дренирующего грунта с геотекстильными материалами) (рис. 1.17). Толщина защитного слоя под балластной призмой устанавливается расчетом в зависимости от вида грунта земляного полотна и категории железнодорожной линии, но не менее 0,8 м для суглинков и глин и 0,5 м — для супесей.
Откосы насыпи могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис-
тых грунтов, мелких и пылеватых песков должны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в верхней части не круче 1:1,5, а в нижней части при высоте более 6 м — не круче 1:1,75.
По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли между откосом насыпи и водоотводной канавой или резервом. Назначение бермы — защитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве или резерву, и обеспечить возможный проход строительных машин. Ширину бермы принимают не менее 3 м и не менее 7,10 м — со стороны будущего второго пути.
За бермами устраивают резервы или канавы, которые собирают поверхностные воды и отводят в пониженные места или к искусственным сооружениям. Дну резервов и канав придают продольный уклон не менее 0,003. Глубина канавы должна быть не менее 0,6 м. Резервам придают поперечный уклон не менее 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают односкатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоотводных канав должны быть не круче 1:1,5.
При сооружении насыпи на косогоре для повышения устойчивости в основании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18).
При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: