Freewaygrp.ru

Строительный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое полуторный откос

Отвод поверхностных вод

Для отвода поверхностных вод проводятся следующие мероприятия:

1) поперечному профилю земляного полотна и дорожной одежды придают выпуклое очертание (поперечный уклон), что способствует стоку воды с поверхности дороги;

2) устраивают боковые и водоотводные канавы, или же используют для водоотвода резервы, испарительные бассейны;

3) устраивают нагорные канавы;

4) строят разнообразные водопропускные сооружения для пропуска постоянных и периодически действующих водотоков, а также сооружения, обеспечивающие отвод воды из боковых канав в сторону от земляного полотна.

В зависимости от типа покрытия поперечные уклоны дорожной одежды принимают в пределах от 15 до 40%0. Чем менее ровная поверхность покрытия, тем большим должен быть его поперечный уклон для того, чтобы вода не застаивалась на проезжей части. Назначение уклонов, превышающих 40% о, ограничивается условиями безопасности движения автомобиля. Для улучшения условий стока обочинам придаются поперечные уклоны на 20%0 больше, чем покрытию.

Боковые канавы (кюветы) служат для отвода воды, стекающей с поверхности дороги и прилегающей к ней местности. Их следует проектировать с достаточным (не менее 5%о) продольным уклоном. 6 этом случае боковые канавы способствуют осушению верхней части земляного полотна; при необеспеченном водоотводе и длительном застое воды боковые канавы становятся источниками проникновения воды в земляное полотно и его переувлажнения.

В сухих местах с обеспеченным быстрым стоком поверхностных вод и глубоким расположением грунтовых вод боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков глубиной не менее 30 см и крутизной откосов 1 :3—1 :5, что дает возможность автомобилям съезжать с дороги в случае необходимости в любом месте.

При водонепроницаемых грунтах и менее удовлетворительных условиях поверхностного стока боковые канавы устраивают трапецеидального поперечного сечения с шириной по дну 0,4 м и глубиной до 0,7—0,8 м, считая от бровки насыпи. В выемках канавам придают полуторный откос (1 : 1,5), в насыпях внутренний откос устраивают значительно положе (1 : 3).

При гравелистых или щебенистых грунтах выемки устраивают с трапецеидальными канавами минимальной глубины — 0,3.«, с откосами 1 : 1, а в прочном скальном грунте — с треугольным лотком такой же глубины.

Во избежание переполнения боковых канав и увлажнения земляного полотна вода из канав должна выводиться в пониженные места и водотоки не реже чем через каждые 500 м при трапецеидальном и через 150—250 м — при треугольном сечении. Перед выемкой воду из боковых канав следует отводить в сторону. После выхода из выемки боковая канава выводится в резерв насыпи, или же, при наличии поперечного уклона местности, плавно отводится в сторону.

В ряде случаев резервы используются в системе дорожного водоотвода. Поэтому их устройство должно обеспечивать беспрепятственный сток воды вдоль дороги. Для этой цели дно резерва планируют с уклоном 20%0 от насыпи. При ширине резерва более 6 м ему придают вогнутый профиль с поперечным уклоном к середине, благодаря чему по оси резерва образуется лоток для стока воды. При продольном уклоне резерва менее 5%о Для улучшения отвода воды в середине резерва делают канаву шириной по дну 0,4 м.

Для выпуска воды из боковых канав или резервов в расположенные поблизости пониженные места устраивают водоотводные канавы, сечение которых принимается по расчету. Наименьший продольный уклон водоотводных канав во избежание их заиливания принимается равным 5%о, а в отдельных случаях в виде исключения — 2%о.

Для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода этой воды к ближайшим пониженным местам рельефа или к водоотводным сооружениям, устраивают нагорные канавы трапецеидального поперечного сечения.

Размер поперечного сечения нагорных канав обосновывается гидравлическим расчетом .

При проектировании канав со значительным продольным уклоном следует иметь в виду, что возникающее в этих случаях существенное увеличение скорости течения воды может привести к размыву канавы. Чтобы воспрепятствовать этому, дно и откосы канавы укрепляют различными способами: одерновкой, щебеневанием, обработкой грунта органическими вяжущими материалами, мощением камнем.

Способ укрепления канав назначают в зависимости от скорости течения воды. Обычно при уклонах дна канавы от 10 до 30%о Для укрепления откосов применяют одерновку, а дно укрепляют втрамбовыванием щебня или гравия слоем 8— 10 см. Мощение камнем используют при уклонах дна канавы от 30 до 50%о. Эффективно укрепление канав бетонными плитками.

При продольных уклонах более 50%о развивается большая скорость течения воды (быстроток) и приходится для гашения скорости применять бетонные укрепления; существуют также перепады, на которых для гашения энергии следует применять водобойные устройства (водобойные стенки, водобойные колодцы).

Перепады образуются при разделке дна канавы уступами с вертикальной стенкой высотой около 0,3—0,5 м. Для укрепления уступов используют местный материал: камень, гибкие ветви кустарника, из которых устраивают плетень; все более широкое применение находят конструкции из сборных железобетонных элементов.

Между перепадами дну канавы придают уклон, соответствующий принятому способу укрепления канавы, или планируют дно с таким уклоном, при котором не требуется устройство укрепления.

При максимальных уклонах и большом количестве протекающей воды русло канавы укрепляют при помощи устройства комплекса сооружений, состоящих из каменных, бетонных или железобетонных лотков (быстротоков), перепадов значительной высоты, водобойных стенок и водобойных колодцев.

Водобойный колодец, используемый значительно реже, чем водобойная стенка, располагается за перепадом и представляет собой местное углубление в продольном профиле канавы; дно и стенки колодца тщательно укрепляются (камнем, бетоном) от разрушительного действия падающей воды.

Методы расчета водобойных колодцев и быстротоков приводятся в курсе гидравлики; их конструкции весьма разнообразны и зависят от применяемых материалов .

При малых расходах воды опасность размыва невелика, и канавы можно не укреплять даже при значительных уклонах.

В степных районах, в равнинной местности, при незначительных продольных и поперечных уклонах возникают большие затруднения для устройства водоотводных канав, которые обеспечивают отвод воды от земляного полотна. В этих случаях за пределами полосы отвода дороги можно устраивать испарительные бассейны — специальные неглубокие котлованы, в которые поступает вода из боковых канав. Вокруг испарительных бассейнов устраивают земляные валики, чтобы преградить доступ воды с окружающей местности.

Иногда вместо испарительных бассейнов используют резервы, которые в этом случае размещают на большем расстоянии от насыпи, чем обычно. Емкость одного испарительного бассейна обычно не превышает 200—300 м3 при глубине до 1,5 м.

Испарительные бассейны целесообразно устраивать в местностях, где климатические условия «способствуют высокой испаряемости влаги (небольшое количество осадков, высокая среднегодовая температура, сильные ветры), а также имеется возможность дополнительного отвода воды. В Северном и Центральном районах России устройство испарительных бассейнов не рекомендуется, так как они способствуют заболачиванию местности, зарастают сорняками и становятся источниками засорения прилегающих земель.

Конструктивные элементы земляного полотна

Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный раз­рез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.

Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной ос­новной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных уст­ройств, высотой насыпи и глубиной выемки.

Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее стро­ение пути, называется основной площадкой (рис. 1.14) Пересечение основной площадки с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини-

мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообще­ния Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной ли­нии и представлена в табл. 1.3.

Ширина основной площадки включают в себя обочины, которые пред­назначены для удобства выполнения путевых работ (на ней размещают инструмент, необходимые детали верхнего строения пути, расставляют сиг­налы и путевые знаки). Минимальная ширина обочины — 0,5 м.

В кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной сторо­ны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения наружного рельса за счет увеличения высоты и ширины балластного слоя. Например, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки увеличивается с наружной стороны кривой на 0,20 м и при R — 600 м на 0,5 м.

Поперечное очертание основной площадки однопутной линии в недре-нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис. 1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягиваю­щей ее прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.

Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтобы избежать проникновения ее в земляное полотно. Горизонтальная часть ос­новной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов.

При сооружении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основ­ную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г).

Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, круп­нообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной

ности; выемка (рис. 1.15, 6) — основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и ну­левое место (рис. 1.15, е) — основная площадка расположена на уровне земной поверхности. Наиболее распространены на железных дорогах на­сыпи и выемки. Нулевые места неизбежны при переходе из выемки в на­сыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным зано­сам и поэтому при проектировании продольного профиля линии, их стремятся заменять насыпями.

Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а на­клона откоса к горизонту, т.е. равна отношению вертикальной проекции h от­коса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и. Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5.

При проектировании земляного полотна применяют типовые поперечные про­фили для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, которые приведены в альбомах «Поперечные профили земляного по­лотна железных дорог колеи 1520 мм», «Новые железные дороги», «Вторые пути».

Групповые поперечные профили разрабатывают для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися инженерно-геоло­гическими условиями.

Поперечные профили земляного полотна, разработанные по специаль­ным проектам для условий, в которых типовые и групповые поперечные профили неприменимы, называют индивидуальными. По индивидуальным проектам сооружают:

— насыпи высотой более 12 м и выемки глубиной более 12 м;

— выемки и насыпи на косогорах круче 1:3;

— земляное полотно в местах с активными склоновыми процессами;

— на участках с наличием снежных лавин, оползней, обвалов, селей;

— насыпи на слабых основаниях;

— на участках с развитием естественных или искусственных подземных
полостей (карсты, горные выработки);

— земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами;

— земляное полотно в районах с высокой сейсмичностью (7 и более бал­
лов) и др. неблагоприятных условиях.

1.2.3. Поперечные профили насыпей

Типовой поперечный профиль насыпи из крупных супесей, мелких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород выполняется в со­ответствии с рис. 1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно-

обломочных грунтов и из песков гравелистых, крупных и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием.

При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней час­ти земляного полотна предусматривают устройство под балластом защит­ного слоя из дренирующего грунта (или из дренирующего грунта с геотек­стильными материалами) (рис. 1.17). Толщина защитного слоя под балластной призмой устанавливается расчетом в зависимости от вида грунта земляного полотна и категории железнодорожной линии, но не менее 0,8 м для суглин­ков и глин и 0,5 м — для супесей.

Откосы насыпи могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис-

тых грунтов, мелких и пылеватых песков должны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в верхней части не круче 1:1,5, а в нижней части при высо­те более 6 м — не круче 1:1,75.

По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли между отко­сом насыпи и водоотводной канавой или резервом. Назначение бермы — за­щитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве или резерву, и обеспечить возможный проход строительных машин. Ширину бермы прини­мают не менее 3 м и не менее 7,10 м — со стороны будущего второго пути.

За бермами устраивают резервы или канавы, которые собирают поверх­ностные воды и отводят в пониженные места или к искусственным сооруже­ниям. Дну резервов и канав придают продольный уклон не менее 0,003. Глу­бина канавы должна быть не менее 0,6 м. Резервам придают поперечный уклон не менее 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают одно­скатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоот­водных канав должны быть не круче 1:1,5.

При сооружении насыпи на косогоре для повышения устойчивости в ос­новании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18).

При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19).

Поперечные профили выемок

Типовой поперечный профиль выемки глубиной до 12 м в супесях круп­ных, а также в мелких и пылеватых песках представлен на рис. 1.20. Для сбора и отвода поверхностной воды с откосов выемки служат кюветы, ко­торые располагаются по обе стороны от основной площадки земляного по­лотна. Размеры кюветов: глубина — 0,60 м, ширина по дну — 0,40 м, с отко­сами 1:1,5. Грунт из выемки, не использованный для сооружения насыпи, отсыпают за откосом выемки в виде призмы, называемой кавальером. Ка­вальеры закладывают на расстоянии не менее 5 м от бровки откоса выемки.

Если площадка между откосом выемки и кавальером имеет уклон з сто­рону выемки, то для предотвращения стекания воды в выемку, на этой пло­щадке устраивают небольшую присыпку, называемую банкетом, а за ним располагают забанкетную канаву. Продольный уклон этой канавы прини­мают не менее 0,005, а глубину не менее 0,3 м. Крутизна откосов кавальеров и банкетов должна быть не круче 1:1,5. С нагорной стороны выемки устра­ивают нагорную канаву для сбора воды с прилегающей местности и отвода ее от пути. Размер нагорной канавы: высота — 0,60 м, глубина — 0,60 м, откосы 1:1,5. Продольный уклон нагорной канавы принимают не менее 0,003.

Для стока воды с низовой стороны от выемки кавальер отсыпают с разры­вами шириной понизу не менее 1 м через каждые 50 м.

При сооружении выемки в глинистых грунтах предусматривают устрой­ство под балластной призмой защитного слоя из дренирующих грунтов (или в комбинации дренирующего грунта и геотекстиля) (рис. 1.21). Толщина за­щитного слоя так же, как при сооружении насыпей, принимается на основа­нии расчетов, но не менее 0,8 м для суглинков и глин, 0,5 м — для супесей.

Депутаты Ревды проверили, как идет строительство тротуара на улице Некрасова

Мы посмотрели вместе с ними

На улице Некрасова уже неделю идет строительство нового тротуара. В понедельник, 19 июля, замдиректора УГХ Сергей Филиппов рассказал депутатам пятого округа Александру Томилову, Владимиру Южанину и Наталье Зиновьевой, куда входит поселок Барановка, как будет устроена пешеходная дорожка и что здесь появится еще.

Сергей Филиппов сразу предложил прогуляться вдоль будущего тротуара, чтобы все показать и на месте ответить на все вопросы.

— Здесь у нас щебеночная подушка-основание 10 см, бордюры, ширина тротуара 1,5 метра, — рассказывает Сергей Филиппов. — Нам на подготовительном этапе очень помог Андрей Мокрецов, который встречался с местными жителями и объяснял, что здесь будет, поскольку изначально были недовольные таким вот решением.

— Хотя построить на этой улице тротуар — это был наказ во время избирательной кампании-2016 года, — говорит Александр Томилов.

— В итоге мы достигли компромисса, — продолжает Сергей Филиппов, — передвинули тротуар от домов ближе к дороге, поскольку здесь, хоть и муниципальная земля, но внутри проходит очень много коммуникаций — шамбо, водоотводы, водопроводы. От проезжей части отступили 2 метра, чтобы создать зону безопасности и полотно не трогали. Единственное, в следующем году придется планировать здесь устройство ограждения, так как в проект этого года оно не попало, поскольку тротуар должны были оборудовать далеко от дороги.

Тротуар на улице Некрасова от дома № 19 до дома №117 появится в рамках программы «Дом-школа-дом». Наталья Зиновьева спрашивает, успеют ли подрядчики закончить работу до начала учебного года.

— Такой задачи мы перед ними не ставили, — признается Сергей Филиппов. — Но срок окончания работ — сентябрь.

В новой пешеходной зоне появятся опоры освещения. Три старых придется убрать — с руководством МРСК этот вопрос уже согласован, конструкции исчезнут в начале следующей недели.

Александр Томилов обращает внимание Сергея Филиппова на склон, который прилегает к будущему тротуару.

— Если с ним сейчас ничего не сделать, он начнет осыпаться прямо на пешеходную дорожку, — говорит Александр Томилов. — Здесь нужно делать полуторный откос.

Сергей Филиппов говорит, что этот вопрос уже согласован с подрядчиками. Также рассказывает, что к домам будут организованы проезды, а между дорогой и тротуаром пройдет водоотводная канава.

Пока работы сделаны, примерно, на треть. Но вообще тротуар дойдет до перекрестка с улицей Коммуны. Пока же специалисты УГХ и депутаты продолжают решать вопросы, которые могут тормозить процесс.

— Здесь Андрей Мокрецов сделал великое дело, — рассказывает, проходя мимо ограждения контейнерной площадки, Сергей Филиппов, — договорился с Мариной Натфуллиной (начальник отдела благоустройства и охраны окружающей среды — ред.) о переносе контейнерной площадки, поскольку эта стояла в месте, где будет проходить тротуар. Вот смотрите, ее перенесли, объявления повесили, но народ по-прежнему сюда волочет мусор.

— Потихонечку приучатся, — уверен Владимир Южанин. — Нужно просто ограждение площадки убрать, и тогда, может, дойдет, что сюда не нужно складывать свои мешки.

В этот момент из дома выходит местный житель, который просит рассказать, как в этой части улицы будет организован тротуар.

— Два метра от дороги и полтора метра тротуар, — объясняет Александр Томилов. — Также как и в начале улицы. Устраивает?

— разработка грунта с погрузкой и перевозкой;

— валка деревьев с корчевкой пней, с погрузкой и перевозкой;

— вырезка молодой поросли с корчеванием, с погрузкой и перевозкой, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, установка бортовых камней,

устройство асфальтобетонного покрытия из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см;

— установка дорожных знаков;

— устройство наружного освещения;

Строительство тротуара на улице Некрасова обойдется в 5 млн 984 рублей.

Сюжет ТК «Единство»: В Ревде началось строительство тротуара по улице Некрасова

Конструктивные элементы земляного полотна

Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный раз­рез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси.

Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной ос­новной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных уст­ройств, высотой насыпи и глубиной выемки.

Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее стро­ение пути, называется основной площадкой (рис. 1.14) Пересечение основной площадки с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини-

мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообще­ния Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной ли­нии и представлена в табл. 1.3.

Ширина основной площадки включают в себя обочины, которые пред­назначены для удобства выполнения путевых работ (на ней размещают инструмент, необходимые детали верхнего строения пути, расставляют сиг­налы и путевые знаки). Минимальная ширина обочины — 0,5 м.

В кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной сторо­ны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения наружного рельса за счет увеличения высоты и ширины балластного слоя. Например, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки увеличивается с наружной стороны кривой на 0,20 м и при R — 600 м на 0,5 м.

Поперечное очертание основной площадки однопутной линии в недре-нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис. 1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягиваю­щей ее прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.

Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтобы избежать проникновения ее в земляное полотно. Горизонтальная часть ос­новной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов.

При сооружении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основ­ную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г).

Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, круп­нообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной

ности; выемка (рис. 1.15, 6) — основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и ну­левое место (рис. 1.15, е) — основная площадка расположена на уровне земной поверхности. Наиболее распространены на железных дорогах на­сыпи и выемки. Нулевые места неизбежны при переходе из выемки в на­сыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным зано­сам и поэтому при проектировании продольного профиля линии, их стремятся заменять насыпями.

Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а на­клона откоса к горизонту, т.е. равна отношению вертикальной проекции h от­коса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и. Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5.

При проектировании земляного полотна применяют типовые поперечные про­фили для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, которые приведены в альбомах «Поперечные профили земляного по­лотна железных дорог колеи 1520 мм», «Новые железные дороги», «Вторые пути».

Групповые поперечные профили разрабатывают для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися инженерно-геоло­гическими условиями.

Поперечные профили земляного полотна, разработанные по специаль­ным проектам для условий, в которых типовые и групповые поперечные профили неприменимы, называют индивидуальными. По индивидуальным проектам сооружают:

— насыпи высотой более 12 м и выемки глубиной более 12 м;

— выемки и насыпи на косогорах круче 1:3;

— земляное полотно в местах с активными склоновыми процессами;

— на участках с наличием снежных лавин, оползней, обвалов, селей;

— насыпи на слабых основаниях;

— на участках с развитием естественных или искусственных подземных
полостей (карсты, горные выработки);

— земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами;

— земляное полотно в районах с высокой сейсмичностью (7 и более бал­
лов) и др. неблагоприятных условиях.

1.2.3. Поперечные профили насыпей

Типовой поперечный профиль насыпи из крупных супесей, мелких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород выполняется в со­ответствии с рис. 1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно-

обломочных грунтов и из песков гравелистых, крупных и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием.

При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней час­ти земляного полотна предусматривают устройство под балластом защит­ного слоя из дренирующего грунта (или из дренирующего грунта с геотек­стильными материалами) (рис. 1.17). Толщина защитного слоя под балластной призмой устанавливается расчетом в зависимости от вида грунта земляного полотна и категории железнодорожной линии, но не менее 0,8 м для суглин­ков и глин и 0,5 м — для супесей.

Откосы насыпи могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис-

тых грунтов, мелких и пылеватых песков должны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в верхней части не круче 1:1,5, а в нижней части при высо­те более 6 м — не круче 1:1,75.

По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли между отко­сом насыпи и водоотводной канавой или резервом. Назначение бермы — за­щитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве или резерву, и обеспечить возможный проход строительных машин. Ширину бермы прини­мают не менее 3 м и не менее 7,10 м — со стороны будущего второго пути.

За бермами устраивают резервы или канавы, которые собирают поверх­ностные воды и отводят в пониженные места или к искусственным сооруже­ниям. Дну резервов и канав придают продольный уклон не менее 0,003. Глу­бина канавы должна быть не менее 0,6 м. Резервам придают поперечный уклон не менее 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают одно­скатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоот­водных канав должны быть не круче 1:1,5.

При сооружении насыпи на косогоре для повышения устойчивости в ос­новании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18).

При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19).

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector